Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: К 10-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ИЕНГРИНСКОГО НАСЛЕГА'

СТАНОВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: К 10-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ИЕНГРИНСКОГО НАСЛЕГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЯКУТИИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СЕЛО ЗОЛОТИНКА / ИЕНГРА / ИЕНГРИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАСЛЕГ / НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН / СУГЛАН / РОДОВОЙ СТРОЙ / РОДОВАЯ ОБЩИНА / ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL STRUCTURE OF YAKUTIA / SELF-GOVERNMENT / THE VILLAGE OF ZOLOTINKA / YENGRA / IENGRINSKY NATIONAL LITTER / NERYUNGRI DISTRICT / SUGLAN / CLAN SYSTEM / CLAN COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акинин Михаил Александрович

В статье освещены основные вехи истории становления самоуправления на территориях компактного проживания эвенков в Якутии. Основное внимание уделяется анализу процессов, происходивших в условиях трансформации административно-территориального и общественно-политического устройства, начиная с 1989 года, когда на территории Якутии началось создание родовых общин, которые организовывались на добровольной основе с полным самофинансированием на базе полученной доли собственности от совхозов и колхозов, из состава которых они выделялись. Основной целью создания общин было решение задач по реализации традиционных методов хозяйствования. В это время в с. Иенгре был воссоздан институт родовых угодий, были впервые официально оформлены и зарегистрированы 28 родовых кочевых общин. Переломным моментом в движении эвенков Южной Якутии за свои права стал сельский сход жителей села Иенгра 12 октября 2007 г., поддержавший создание Иенгринского национального наслега. Показано, что, после напряженной борьбы, это решение к концу 2009 г. удалось отстоять на всех уровнях, включая Конституционный суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SELF-GOVERNMENT OF EVENK SOUTHERN YAKUTIA: TO THE 10TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION OF THE YENGRA SULLEGA

The article highlights the main milestones of the history of the formation of self-government in the territories of compact residence of Evenks in Yakutia. The main attention is paid to the analysis of processes that took place in the conditions of the transformation of the administrative-territorial and socio-political system, beginning in 1989, when the creation of tribal communities began in Yakutia, which were organized on a voluntary basis with full self-financing on the basis of the received share of property from state farms and collective farms from which they stood out. The main goal of creating communities was to solve the problems of implementing traditional management methods. At this time in with. Iengre established the institution of patrimonial lands; for the first time, 28 clan nomadic communities were officially registered and registered. The turning point in the Evenki movement of South Yakutia for their rights was the rural gathering of the inhabitants of the village of Yengra on October 12, 2007, which supported the creation of the Iengrinsky national litter. It is shown that, after an intense struggle, by the end of 2009 this decision was upheld at all levels, including the Constitutional Court.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: К 10-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ИЕНГРИНСКОГО НАСЛЕГА»

МАТИЕВА ВЕНЕРА МАГАМЕТГИРЕЕВНА - кандидат политических наук, старший лаборант кафедры истории, Ингушский государственный университет (tmt_77@list.ru).

MATIEVA VENERA MAGAMETGIREVNA - Ph.D. in Political Sciences; Senior Laboratory at the Department of History, Ingush State University (tmt_77@list.ru).

УДК 94(470):908(571.56-22)

АКИНИН М.А.

СТАНОВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: К 10-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ИЕНГРИНСКОГО НАСЛЕГА

Ключевые слова: административно-территориальное устройство Якутии, самоуправление, село Золотинка, Иенгра, Иенгринский национальный наслег, Нерюнгринский район, Суглан, родовой строй, родовая община.

В статье освещены основные вехи истории становления самоуправления на территориях компактного проживания эвенков в Якутии. Основное внимание уделяется анализу процессов, происходивших в условиях трансформации административно-территориального и общественно-политического устройства, начиная с 1989 года, когда на территории Якутии началось создание родовых общин, которые организовывались на добровольной основе с полным самофинансированием на базе полученной доли собственности от совхозов и колхозов, из состава которых они выделялись. Основной целью создания общин было решение задач по реализации традиционных методов хозяйствования. В это время в с. Иенгре был воссоздан институт родовых угодий, были впервые официально оформлены и зарегистрированы 28 родовых кочевых общин. Переломным моментом в движении эвенков Южной Якутии за свои права стал сельский сход жителей села Иенгра 12 октября 2007 г., поддержавший создание Иенгринского национального наслега. Показано, что, после напряженной борьбы, это решение к концу 2009 г. удалось отстоять на всех уровнях, включая Конституционный суд.

AKININ, M.A.

THE FORMATION OF SELF-GOVERNMENT OF EVENK SOUTHERN YAKUTIA: TO THE 10TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION OF THE YENGRA SULLEGA

Keywords: administrative and territorial structure of Yakutia, self-government, the village of Zolotinka, Yengra, Iengrinsky national litter, Neryungri district, Suglan, clan system, clan community.

The article highlights the main milestones of the history of the formation of self-government in the territories of compact residence of Evenks in Yakutia. The main attention is paid to the analysis of processes that took place in the conditions of the transformation of the administrative-territorial and socio-political system, beginning in 1989, when the creation of tribal communities began in Yakutia, which were organized on a voluntary basis with full self-financing on the basis of the received share of property from state farms and collective farms from which they stood out. The main goal of creating communities was to solve the problems of implementing traditional management methods. At this time in with. Iengre established the institution of patrimonial lands; for the first time, 28 clan nomadic communities were officially registered and registered. The turning point in the Evenki movement of South Yakutia for their rights was the rural gathering of the inhabitants of the village of Yengra on October 12, 2007, which supported the creation of the Iengrinsky national litter. It is shown that, after an intense struggle, by the end of 2009 this decision was upheld at all levels, including the Constitutional Court.

История обретения прав самоуправления эвенками Южной Якутии имеет давние традиции. Вплоть до революции 1917 г. эвенки жили по своим родовым законом. Только советская власть дала возможность эвенкийскому народу стать субъектом правовых отношений. В 1926 г. на территории Южной Якутии создаётся Тимптонский улус с центром на станции Якут. На состоявшемся в том же году I съезде туземцев Тимптонского улуса был избран исполком, где впервые за всю историю Якутии были представлены представители эвенкийского народа. В 1927 г., по ходатайству коренного населения, в Тимптонском районе формируется Тимптоно-Буягинский (Эвенкийский) родовой совет с подчинением Алданскому окружному исполкому. 5 мая 1930 г., в соответствие с постановлением VI Всеякутского съезда Советов «Об экономическом и административном районировании ЯАССР», образуется Тимптонский район с подчинением СНК Якутской АССР. Территория вновь образованного района составила 81,1 тыс. кв. км. К 1932 г. на территории Тимптонского района сформировались 3 национальных Совета (Беллетский, Дельметский и Алгаминский) и

4 сельсовета (Чульманский, Нагорнинский, Апсаканский, Колбачинский), где проживали эвенки. В 1938 г. вместо Апсаканского и Колбачинского сельсоветов появляются Кабактанский и Неречинский. 8 апреля 1939 г. образуется Алданский округ с центром в городе Алдан в составе Алданского, Томмотского, Тимптонского и Учурского районов. В августе 1939 г. происходит разукрупнение Нагорнинского сельского совета на Нагорнинский и Золотинский [1, с. 91-92].

Накануне войны населенные пункты Нагорный, Чульман и Неречинский сельсовет были отнесены к категории рабочих поселков. 24 апреля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР центр Тимптонского района переносится из поселка Нагорный в поселок Чульман. Однако из-за войны Президиум Верховного Совета РСФСР только 25 сентября 1943 г. узаконил данный Указ.

После войны, в 1947 г., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля Алданский округ ликвидируется. Ранее входившие в состав округа 4 района, включая Тимптонский, перешли под прямое управление Совета Министров Якутской АССР. В 40-е -50-е гг. XX в., в ходе проводимых реформ, были упразднены Беллетский сельский Совет (1943 г.); Алгаминский, Дельметский сельские Советы и Кабактанский поселковый совет (1958 г.). В 1956 г. на территории Тимптонского района образуется новый Суон-Тиитский сельский Совет. На начало 1960 г. в состав Тимптонского района входило 2 поселковых Совета (Чульманский, Нагорнинский) и 3 сельских: Золотинский, Неречинский, Суон-Тиитский [1, с.93]. Однако вслед за этим, Указом Президиума Верховного совета Якутской АССР от 1 февраля 1963 г. Тимптонский район ликвидируется и включается в состав Алданского района.

Начало формирования Южно-Якутского ТПК вызвало к жизни необходимость выделения части территории Алданского района, где шло строительство в отдельную административно-территориальную единицу - Нерюнгринский городской Совет республиканского подчинения (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 1017 от 6 ноября 1975 г.) общей площадью 85,5 тыс. кв. километров [1, с.96]. В состав Нерюнгринского горсовета были переданы рабочие поселки Чульман, Нагорный; посёлки Беркакит, Перекатный, Большой Дурай, Большой Хатыми, Суон-Тит, Угольный и село Золотинка [2].

В апреле 1975 г. в Южной Якутии высадился Белорусский комсомольско-молодежный отряд имени Героя Советского Союза Н. Кедышко. Едва приступив к работе, комсомольцы телеграфировали в ЦК комсомола Белоруссии: «Поселок заложен. Назвали Золотинка». Огромную поддержку прибывшим посланцам Белоруссии оказали местные жители из эвенкийского села Золотинка. Так на территории Южной Якутии возникло два населённых пункта с одним названием: эвенкийское поселение и временный поселок строителей БАМа.

В этой ситуации на сессии Золотинского сельского Совета, состоявшейся 26 января 1977 г., принимается решение о переименовании села Золотинка в село с названием Иенгра («ветвистые рога»). Вслед за этим, 22 февраля 1977 г. Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР Золотинский сельсовет переименовывается в Иенгринский, а 28 февраля 1977 г. регистрируется станция на железнодорожной линии Тында-Беркакит с присвоением наименования п. Золотинка [3; 4].

В связи с произошедшими изменениями, нужно отметить, что тем самым родовые угодья, испокон веков принадлежавшие эвенкам, и земли совхоза оказались разрезанными «зонами отчуждения». На этой территории велось строительство разреза, города, железной и автомобильной дорог.

В декабре 1989 г. - после образования Ассоциации народов Севера на I Учредительном съезде малочисленных народов Севера Якутии - на территории республики началось создание родовых общин, которые организовывались на добровольной основе с полным самофинансированием на базе полученной доли собственности от совхозов и колхозов, из состава которых они выделялись. Основной целью создания общин было решение задач по реализации традиционных методов хозяйствования.

Первые в республике общины были организованы и в Южной Якутии. В с. Иенгре местные жители создали институт родовых угодий. Были впервые официально оформлены и

152

зарегистрированы 28 родовых кочевых общин. Община для эвенков стала социальной и хозяйственной организацией на этом этапе их исторического развития, позволившей эвенкам Южной Якутии, в большей степени, сохранить черты своей материальной и духовной культуры.

Следующий этап становления самоуправления эвенкийского народа приходится на 90-е гг. XX в. 27 сентября 1990 г. Верховный Совет РС(Я) принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), которой защищались права малочисленных народов Севера, обеспечивалось сохранение их исконной среды обитания, самоуправления, политического и правового равенства путем формирования национально-территориальных образований, для создания условий национального, экономического, культурного и языкового возрождения [5]. На данной основе 2 октября 1991 г., в соответствии с решением сессии Иенгринского сельского Совета народных депутатов № 46 от 12 апреля 1991 г., на территории Иенгринского сельсовета образуется Иенгринский национальный сельский Совет народных депутатов [6].

По инициативе кандидата ветеринарных наук, доцента Б.И. Леханова в 1994 г. создается Союз эвенкийских родовых кочевых общин «Орон» (Олень), цель которого -защита прав и интересов этноса, сохранение среды обитания, развитие традиционных отраслей [7].

На прошедшем 15 марта 1999 г. в г. Якутске Учредительном съезде Республиканской общественной организации «Ассоциация эвенков РС(Я)» при обсуждении положения эвенкийского народа делегаты от Южной Якутии, поддержав идею учреждения Ассоциации, в своих выступлениях акцентировали внимание на отставании темпов проведения провозглашенной политики государственного протекционизма по отношению к малочисленным народам Севера. В принятой резолюции указывалось, что сохранение и возрождение народа зависит, в первую очередь, от самих эвенков.

Третий этап становления национального самоуправления пришелся на начало XXI в. Администрация Нерюнгринского района распоряжением № 28- р от 11 января 2001 г., опираясь на решения XXXVII Сессии городского Собрания представителей № 4 от 29 сентября 2000 г., внесла на рассмотрение Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумен) РС(Я) вопрос об изменении административно-территориального деления г. Нерюнгри в части упразднения Хатыминского и Иенгринского наслегов. Села Иенгра и Большой Хатыми предполагалось считать населенными пунктами, входящими в состав г. Нерюнгри [8]. Главным аргументом в пользу этого решения стало то, что граница Иенгринского наслега изначально не устанавливалась, и село Иенгра входит в состав агропромышленного комплекса. Оленьи пастбища и земли родовых общин размещены по всей территории, подчиненной администрации г. Нерюнгри, разрозненными участками, и объединить их в одну замкнутую площадь для установления точных границ наслега, согласно п. 5 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)», не представляется возможным.

В связи с тем, что вблизи села Иенгра пастбищ, сенокосов нет, охотпромысел не ведется, расположены земли гослесфонда, имеются объекты промышленности, транспорта, связи, администрация посчитала необходимым упразднить само понятие Иенгринского наслега, а село Иенгра включить в административно-территориальную единицу - город республиканского значения Нерюнгри. В итоге, 5 июля 2001 г. Государственное Собрание (Ил Тумэн) упразднило Хатыминский наслег. С 17.01.2003 г. с. Иенгра официально вошло в состав муниципального образования «Нерюнгринский район».

Такое положение дел не удовлетворило подавляющее большинство жителей Иенгры. 12 октября 2007 г. свое отношение к проблеме высказал сельский сход жителей села Иенгра, поддержавший создание Иенгринского национального наслега, который должен был, кроме земли, отданной под сельское поселение, поглотить земельные участки, до 1979 года принадлежавшие оленеводческому совхозу. По существу, это решение вело к перераспределению налогооблагаемой базы и контролю местного населения за

153

экологическим состоянием территории, где проходит нефтепровод и будут реализовываться мегапроекты, связанные с Южной Якутией. На большом Эвенкийском сходе председателем поселкового сельского Совета избирается А. С. Дмитриев, Главой поселкового Иенгринского Совета - Ю. В. Юхновец.

Представители администрации Нерюнгринского района предлагали вначале образовать национальный наслег на отведенной сельскому поселению земле, а затем уже ходатайствовать о пересмотре административно-территориальных границ. Таким образом, процесс образования национального наслега мог бы затянуться на годы. В итоге, эту проблему сразу решить не удалось. Тем не менее, постепенно, шаг за шагом, эвенкийское самоуправление укрепляло свои позиции. Так, 17 сентября 2008 г. 5-я сессия депутатов Иенгринского сельского совета постановила образовать территорию традиционного природопользования местного значения «Иенгра» в границах территории Иенгринского наслега.

Большая заслуга в отстаивании прав коренных жителей Нерюнгринского района принадлежала в это время депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации IV - VI созывов (2003 - 2016 гг.), члену Комитета ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи Василию Борисовичу Шестакову и председателю Иенгринского сельского Совета Андрею Сергеевичу Дмитриеву.

Информацию о проблеме, стоящей перед иенгринцами, В.Б. Шестаков получил от А.С. Дмитриева, возглавлявшего с 2007 по 2012 гг. Иенгринский сельский Совет. Во время встречи, состоявшейся в 2006 г., А.С. Дмитриев проинформировал депутата о сложной жизни коренных малочисленных народов Южной Якутии, существующих проблемах местных жителей и оленеводов, у которых не было закрепленной за ними территории и национального статуса. В.Б. Шестаков пообещал свою поддержку иенгринцам и содействие в создании национального Иенгринского эвенкийского наслега при условии, что все эвенки Южной Якутии проявят инициативу в решении этого вопроса.

В.Б. Шестаков дважды лично посещал Республику Саха (Якутия), в том числе и Южную Якутию (2008 и 2009 гг.). В декабре 2008 г. состоялась встреча В.Б. Шестакова и В.А. Штырова, в ходе которой Президент РС (Я) поддержал депутата в плане создания наслега и территории традиционного природопользования (ТТП). На этой встрече также присутствовал и Айсен Сергеевич Николаев - руководитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), а ныне - Глава республики Саха (Якутия).

После состоявшейся в г. Москве встречи с В.Б. Шестаковым, А.С. Дмитриев, А.Г. Изюков (директор совхоза «Золотинка»), Е.Х. Головарёва (депутат Ил Тумэна) приступили к сбору информации о существовавших родовых общинах, действующих на территории Южной Якутии, проведя большую подготовительную и аналитическую работу. В первую очередь, необходимо было сплотить эти общины и обеспечить вступление их в Иенгринский Эвенкийский Наслег, а также сформировать орган управления (Суглан), в соответствии с культурными традициями эвенкийского народа, и воссоздать Совет старейшин.

Результатом приложенных усилий стало посещение Иенгры, по прямому указанию Президента РС(Я), правительственной комиссии. В ходе ее работы были решены многие вопросы: по реконструкции зверофермы, строительству оленеводческих баз, выделению вертолетных часов; закупке 2 вездеходов на средства района и 1 - на средства поселения. Большое внимание уделялось также решению вопроса о выделении в 2009 г. средств на строительство социального жилья. Были рассмотрены вопросы и по закупке вторичного жилья г. Нерюнгри для переселения жителей из числа КМНС. Не был только решен вопрос по геоботаническому исследованию пастбищ, но эта проблема на тот момент не была так остра [9].

Активистами села была проведена огромная работа по сбору, поиску и подготовке материалов, способных стать доказательной базой для организации наслега. Так, например, Ю.В. Юхновцом была обнаружена карта родовых общин в Национальном архиве РС (Я).

После отказа 4-ой Сессии депутатов муниципального Совета в придании статуса селу Иенгра и образовании национального наслега, 11 июля 2008 г. , по инициативе представителей с. Иенгры, была созвана трехсторонняя комиссия по изучению вопроса об образовании Эвенкийского национального наслега, состоящая из представителей администрации района, Нерюнгринского районного Совета депутатов и представителей с. Иенгры [10].

Борьба за реализацию своих прав впервые в истории дала возможность эвенкам почувствовать себя единым народом - от Енисея и до Тихого океана, от Амура и до Полярного круга. Представители всех эвенкийских родов поддержали эвенков Южной Якутии. Отстаивание своих прав привело к небывалому росту самосознания эвенков Нерюнгринского района. Не случайно, именно Иенгра во второй раз стала центром проведения III съезда (Суглана) эвенков России (первый съезд состоялся в Иенгре в 1991 г., второй - в Эвенкии, в Туре в 1997 г.) [11, л.8].

В работе съезда приняли участие: Президент PC (Я) В.А. Штыров, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Б. Шестаков, М.А. Мукабенова [11, л.1]. В работе съезда участвовало 40 делегатов от общественных организаций эвенков, которые представляли 9 регионов Российской Федерации. Не смогли прибыть делегаты из самых богатых регионов России - Ханты-Мансийского АО и Тюменской области из-за отсутствия финансирования.

Согласно статистическим данным, делегаты были представлены:

- по половой принадлежности (мужчины - 11 человек, женщины - 29);

- по возрасту (до 30 лет - 3 делегата, до 40 лет - 12; до 50 лет - 16; до 60 лет - 7; старше 60 - 2);

- по образовательному уровню (с высшим образованием - 37; с двумя высшими образованиями - 2; кандидатов наук - 5; со средним специальным образованием - 3);

- по профессотнальной принадлежности (представители системы образования - 13; медицинские работники - 3; работники сельского хозяйства - 2; строитель - 1; юрист -1; экономисты - 2; работники сферы культуры - 1; коммерческих структур - 1; средств массовой информации - 2; научной сферы - 5; работники представительных и исполнительных органов местного самоуправления - 9 человек [12].

В числе приглашенных были работники министерств и ведомств PC (Я), институтов, учреждений, предприятий, деятельность которых связана с условиями жизни КМНС.

На съезде с приветственным словом выступил Президент PC (Я) В.А. Штыров, который отметил, что все народы России в становлении и строительстве государства работали в тесном взаимодействии и при взаимном уважении друг друга. При этом, эвенкийский народ в сложных климатических условиях, при всех исторических катаклизмах пронес через тысячелетия свою многовековую культуру, свои навыки хозяйствования, свой язык, сумел передать это из поколения в поколение. И это является вкладом эвенкийского народа в мировую цивилизацию. В.А. Штыров указал на тот факт, что становление государственности Республики Саха (Якутия) проходило при непосредственном и самом активном участии представителей эвенкийского народа. Президент также остановился на вкладе, который внесли представители эвенкийского народа в годы Великой Отечественной войны, а также в развитие культурных традиций и промышленного потенциала Севера. В.А. Штыров особо подчеркнул, что целый ряд проектов: проектирование транспортной схемы, энергетической, гидроэлектростанции и новой железной дороги, горнодобывающей промышленности - это реальность жизни в республике, с одной стороны, с другой - существует проблема включения коренных малочисленных народов Севера в этот процесс. Отдельно Президент остановился на проблеме справедливого распределения земель с организацией бесплатного землепользования для традиционных занятий КМНС [11, л.л.3-7].

В заключении, были отмечены государственными наградами Республики Саха (Якутия), грамотами и благодарностями жители села Иенгра [11, л.7].

Депутат Государственной Думы В.Б. Шестаков напомнил, что еще в 1989 г. на учредительном съезде Ассоциации коренных малочисленных народов Севера впервые были

155

рассмотрены проблемы эвенкийского народа и утверждена схема организации общественного движения. Прошло уже 20 лет, а они до сих пор не решены. Василием Борисовичем было показано, что без соответствующего законодательства, которое может обеспечить баланс интересов, без создания представительства самого народа в органах власти, без устранения иждивенческих настроений, невозможно обеспечить будущность эвенкийского народа [11, л.л.7-8].

Вице-спикер Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), Президент АКМНС РС (Я) А.В. Кривошапкин ознакомил присутствующих с итогами V съезда эвенков Якутии, отметив, что 2009 год объявлен годом коренных малочисленных народов Севера Якутии [11, л.л. 8-9].

С докладом «О состоянии эвенков Российской Федерации и о задачах региональных Ассоциаций эвенков по развитию этнической культуры» выступила Е.Х. Голомарева.

В Постановлении III съезда (Суглана) эвенков России, проходившего 14 марта 2009 г. в г. Нерюнгри, было принято решение образовать постоянно действующий Совет эвенкийского народа в качестве исполнительного органа. Были выработаны тактические и стратегические задачи работы Совета, такие как:

- решение вопроса о представительстве эвенкийского народа в законодательных (представительных) органах государственной власти;

- создание национальных районов, наслегов, поселков в местах компактного проживания эвенков;

- закрепление на основе постоянного (бессрочного) пользования оленеводческих пастбищ, а также территорий для охоты и рыболовства за родовыми и семейными общинами эвенков;

- осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства и защиты прав коренных малочисленных народов в местах промышленного освоения природных ресурсов Севера (в связи с этим было принято решение обратиться в Правительство Российской Федерации об исключении строительства Эвенкийской (Туруханской) ГЭС и каскада гидроэлектростанций на р. Тимптон из Генеральной схемы размещения объектов гидроэлектроэнергетики до 2020 г.);

- выработка стратегии взаимоотношений общин эвенков с организациями и предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территориях проживания эвенков;

- разработка концепции устойчивого развития эвенкийского народа;

- разработка мероприятий по улучшению качества жизни и здоровья эвенкийского народа, включая создание системы реабилитационных центров;

- поддержка развития предпринимательства и малого бизнеса и других форм самоорганизации и занятости эвенков в условиях рыночной экономики;

- организация, совместно с органами образования, современных форм обучения детей в семьях, ведущих кочевой образ жизни;

- реализация возможности обучения представителей эвенкийского народа в высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных средств;

- разработка и осуществление программы сохранения историко- культурного наследия и возрождения традиционной культуры эвенкийского народа;

- развитие средств массовой информации на эвенкийском языке, создание эвенкийских национальных программ на телевидении и радиовещании в регионах проживания эвенков;

- содействие в создании научных центров и учреждений, развитии научных исследований по изучению истории, культуры, языка, традиционных отраслей, современного состояния эвенков;

- подготовка учредительных документов, обеспечение государственной регистрации и деятельности общественных организаций «Федеральная Национально-культурная автономия эвенкийского народа» и «Союз эвенков России»;

- регистрация в установленном порядке флага и эмблемы эвенков Российской Федерации;

- разработка системы квотирования представителей региональных организаций эвенков при выборах делегатов на съезды (Сугланы) и т.д. [13].

На съезде был избран Совет эвенкийского народа, куда вошли представители эвенков Сибири и Дальнего Востока [11, л.20].

Получив такое содействие, инициативная группа иенгринцев, заручившись поддержкой Иенгринского сельского Совета (решения от 08 мая 2009 года № 1-13 и от 02 июня 2009 г. № 7/14) и Нерюнгринского районного Совета (решение от 10 марта 2009 г. № 15), вышла с предложениями по решению проблемы образования наслега в Правительство РС (Я), возглавляемое Е.А. Борисовым.

В Постановлении от 30 июля 2009 г. № 320 правительство пошло навстречу пожеланиям жителей сельсовета и согласилось с предложениями об установлении административно-территориальных границ Иенгринского наслега (сельского округа) Нерюнгринского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и вынесением данного вопроса на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Официальным представителем правительства, курирующим эту проблему в Ил Тумэне, был назначен заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Власов [14]. В тот же день Председатель Правительства РС (Я) Е.А. Борисов подписал Постановление о наделении Иенгринского наслега статусом «эвенкийский национальный» [15].

Свои исконные права, дарованные Конституцией РС (Я) жителям Иенгры, пришлось защищать и в Конституционном суде, по запросу народного депутата Республики Саха (Якутия) З.А. Корниловой, представителей Правительства Республики Саха (Якутия): Т.С. Ивановой, А.И. Калмыковой, К. А. Худогизова, главы сельского поселения «Село Иенгра» Ю.В. Юхновца. Конституционный суд, ссылаясь на статью 43 Конституции Республики Саха (Якутия), постановил, что на территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, по волеизъявлению населения, могут быть созданы национальные административно-территориальные образования [16].

К региону компактного проживания эвенков в Нерюнгринском районе был отнесен и Иенгринский наслег, на территории которого, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», было образовано сельское поселение «Село Иенгра». Граница была установлена в пределах черты села Иенгры без прилегающих территорий. В результате этого, в состав территории сельского поселения не вошли земли общин эвенков, где проживают и ведут традиционное хозяйствование представители этого народа.

Было указано, что в законодательстве республики традиционной низовой административно-территориальной единицей в сельской местности учреждается наслег (сельский округ). Наделение наслега статусом национального административно-территориального образования осуществляется законом республики при условии, если национальные группы коренных малочисленных народов, проживающих на этой территории, составляют не менее 30% от числа населения соответствующей территории. Если территория и граница наслега не определены, т.е. не имеется их картографического отображения, установление их производится с учетом сложившегося пространства традиционного расселения малочисленного народа. В соответствии со статьями 43 и 99 (часть 2) Конституции республики, таковыми являются исторически сложившиеся территории, в пределах которых малочисленные народы Севера исконно осуществляют традиционное природопользование, культурную и бытовую жизнедеятельность, влияющую на их самоидентификацию и образ жизни.

15 декабря 2009 г. Конституционный суд признал право эвенков Нерюнгринского района на создание наслега.

Иенгринский национальный наслег стал точкой притяжения эвенков не только Якутии, но и всего Дальнего Востока и Сибири.

Так, с 13 по 16 марта 2019 г. в селе проходили торжества, посвящённые Дням эвенкийской культуры. Программа включала проведение VII Суглана эвенков Якутии и Межрегионального фестиваля эвенкийского языка и культуры «Дулин Бугав итэлин -заповеди моей земли», участниками которого стали более 300 представителей эвенков Якутии, Хабаровского края, Амурской области, Бурятии, Забайкальского края, Санкт-Петербурга и Москвы и других регионов Российской Федерации. Высокий статус проходивших мероприятий подчеркнули направленные в адрес участников приветствия депутатов Государственной Думы М.Е. Старшинова, заместителя председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Е.Е. Марченко, члена комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству В.Б. Шестакова, президента Международной федерации самбо.

В рамках проводимых мероприятий состоялось два заседания: комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики и Ассамблеи депутатов - представителей малочисленных народов при Ил Тумэне (под руководством Е.Х. Голомаревой) по вопросам социально-экономического развития села Иенгра и эвенков России. Среди проблемных вопросов самым острым оказался вопрос создания территорий традиционного природопользования, решение которого стало тормозиться из-за несовершенства российского законодательства. Делегаты в своих выступлениях указывали на проблемы сохранения эвенкийского языка. Они приводили доказательства принадлежности к коренным малочисленным народам Севера, дающие основания для получения льгот, подчеркивали необходимость включения территорий КМНС в программу развития Дальнего Востока [17; 18].

Вот здесь и пригодился наработанный опыт эвенками Южной Якутии при создании Иенгринского национального наслега и территории традиционного природопользования. Впервые в истории современной России малочисленный народ, отстаивая свои права, смог демократическим путем доказать свою правоту.

Литература и источники

1. Округина Л.Д. Из истории административного управления Тимптонского района // Нерюнгринский район: история, культура, фольклор. - Якутск: Бичик, 2007.

2. Указ Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 17 февраля 1976 г. «О некоторых изменениях в административно-территориальном составе Алданского района Якутской АССР» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

3. Золотинка // Нерюнгринский район: история, культура, фольклор. Якутск: Бичик, 2007. - С. 329 - 330.

4. Указ Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 22 февраля 1977 г. «О переименовании Золотиноского сельсовета Нерюнгринского городского Совета в Иенгринский сельсовет» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

5. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) // Статус коренных малочисленных народов Севера: международные правовые акты и российское законодательство. Кн. 2. Т.2.М. - Салехард, 2013. - С. 26.

6. Постановление Президиума Нерюнгринского городского совета народных депутатов от 02 октября 1991 г. «Об образовании Иенгринского национального сельского Совета народных депутатов» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

7. Форум развития сельских территорий. Деревня - душа России. Л.2.// Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

8. Распоряжение администрации г. Нерюнгри от 11.01.2001 г. № 28-р «О внесении изменений в административно-территориальное деление территории, подчиненной администрации города Нерюнгри» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

9. Личный архив В.Б. Шестакова.

10. Протокол заседания трёхсторонней комиссии по изучению вопроса об образовании Эвенкийского национального наслега от 11 июля 2008 г. // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

11. Протокол III съезда эвенков Российской Федерации от 14 марта 2009 г. // Личный архив А.С. Дмитриева.

12. Доклад мандатной комиссии III съезду эвенков России от 14 марта 2009 г. Л.1-2. // Личный архив А.С. Дмитриева.

13. Постановление III Съезда (Суглана) эвенков Российской Федерации от 14 марта 2009 г. Л.1-3. // Личный архив А.С. Дмитриева.

14. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 № 320 «Об установлении административно-территориальных границ Иенгринского наслега (сельского округа) Нерюнгринского улуса (района) Республики Саха (Якутия)» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

15. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 г. № 321 «О наделении Иенгринского наслега (сельского округа) Нерюнгринского улуса (района) Республики Саха (Якутия) статусом «эвенкийский национальный» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

16. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 г. № 7 - П «По делу о толковании положений статей 43 и 99 (части 2)» // Текущий архив Иенгринской наслежной администрации.

17. Исаков А. Жить по заповедям в современных реалиях // Якутия. - 2019. - 5 апреля.

18. Эвенки со всей России собрались в Иенгре // Информационно-аналитический портал SakhaNews [Электронный ресурс]. URL: http://www.1sn.ru/225558.html (дата обращения 18.06.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References and Sources

1. Okrugina L.D. Iz istorii administrativnogo upravleniya Timptonskogo rajona // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - YAkutsk: Bichik, 2007.

2. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta YAkutskoj ASSR ot 17 fevralya 1976 g. «O nekotoryh izmeneniyah v administrativno-territorial'nom sostave Aldanskogo rajona YAkutskoj ASSR» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

3. Zolotinka // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. YAkutsk: Bichik, 2007. - S. 329 - 330.

4. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta YAkutskoj ASSR ot 22 fevralya 1977 g. «O pereimenovanii Zolotinoskogo sel'soveta Neryungrinskogo gorodskogo Soveta v Iengrinskij sel'sovet» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

5. Konstituciya (Osnovnoj zakon) Respubliki Saha (YAkutiya) // Status korennyh malochislennyh narodov Severa: mezhdunarodnye pravovye akty i rossijskoe zakonodatel'stvo. Kn. 2. T.2.M. - Salekhard, 2013. - S. 26.

6. Postanovlenie Prezidiuma Neryungrinskogo gorodskogo soveta narodnyh deputatov ot 02 oktyabrya 1991 g. «Ob obrazovanii Iengrinskogo nacional'nogo sel'skogo Soveta narodnyh deputatov» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

7. Forum razvitiya sel'skih territorij. Derevnya - dusha Rossii. L.2.// Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

8. Rasporyazhenie administracii g. Neryungri ot 11.01.2001 g. N° 28-r «O vnesenii izmenenij v administrativno-territorial'noe delenie territorii, podchinennoj administracii goroda Neryungri» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

9. Lichnyj arhiv V.B. SHestakova.

10. Protokol zasedaniya tryohstoronnej komissii po izucheniyu voprosa ob obrazovanii Evenkijskogo nacional'nogo naslega ot 11 iyulya 2008 g. // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

11. Protokol III s"ezda evenkov Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2009 g. // Lichnyj arhiv A.S. Dmitrieva.

12. Doklad mandatnoj komissii III s"ezdu evenkov Rossii ot 14 marta 2009 g. L.1-2. // Lichnyj arhiv A.S. Dmitrieva.

13. Postanovlenie III S"ezda (Suglana) evenkov Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2009 g. L.1-3. // Lichnyj arhiv A.S. Dmitrieva.

14. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Saha (YAkutiya) ot 30 iyulya 2009 N° 320 «Ob ustanovlenii administrativno-territoriarnyh granic Iengrinskogo naslega (sel'skogo okruga) Neryungrinskogo ulusa (rajona) Respubliki Saha (YAkutiya)» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

15. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Saha (YAkutiya) ot 30 iyulya 2009 g. № 321 «O nadelenii Iengrinskogo naslega (sel'skogo okruga) Neryungrinskogo ulusa (rajona) Respubliki Saha (YAkutiya) statusom «evenkijskij nacional'nyj» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

16. Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Saha (YAkutiya) ot 15 dekabrya 2009 g. № 7 - P «Po delu o tolkovanii polozhenij statej 43 i 99 (chasti 2)» // Tekushchij arhiv Iengrinskoj naslezhnoj administracii.

17. Isakov A. ZHit' po zapovedyam v sovremennyh realiyah // YAkutiya. - 2019. - 5 aprelya.

18. Evenki so vsej Rossii sobralis' v Iengre // Informacionno-analiticheskij portal SakhaNews [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.1sn.ru/225558.html (data obrashcheniya 18.06.2019).

АКИНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального униветситета в г. Нерюнгри.

AKININ, MIKHAEL A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Technical Institute (branch) of the «M.K. Ammosov North-Eastern Federal University» in Neryungri (akininm@mail.ru).

УДК 94(44)087:327(821)

ПАРХИТЬКО Н.П., МИЗИЕВА Т.М. АКТУАЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЕ В 2014-2018 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ LE MONDE, LE

FIGARO, LIBÉRATION)

Ключевые слова: французская пресса, информационная политика, российская тема, общественное мнение, Россия, НАТО, проблема Крыма, дело Скрипалей.

В статье, имеющей сравнительно-аналитический характер, рассмотрены особенности освещения французской печатью актуальных проблем новейшей истории, связанных с политикой России. В качестве объекта изучения авторами избраны крупнейшие печатные издания страны - газеты Le Monde, Le Figaro, Libération. Из всего многообразия связанных с Россией политических тем, вызвавших широкий резонанс во всем мире, анализу подверглись публикации, посвященные проблеме включения в 2014 году в состав Российской Федерации Крымского полуострова, а также так называемому «делу Скрипалей». Авторы приходят к выводу о том, что, хотя рассматриваемые газеты и являются свободными и самостоятельными изданиями, а также настаивают на своей независимости и непричастности к взглядам каких-либо политических партий, все же в большей степени они отражают официальную позицию государства. Тем не менее, проеденный анализ показал, что одно и то же издание может предоставлять своим читателям различные точки зрения и давать им возможность самим сделать выводы.

PARKHITKO, N.P., MIZIEVA, T.M. ACTUAL RUSSIAN POLITICAL PROBLEMS IN THE FRENCH PRESS IN 2014-2018 (ON THE EXAMPLE OF LE MONDE, LE FIGARO, LIBÉRATION)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.