Научная статья на тему 'Становление самостоятельной арианской церкви на рубеже IV-V вв.'

Становление самостоятельной арианской церкви на рубеже IV-V вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанов А. Ю.

The Arians who had been expelled from the Orthodox Church found support among the Germanic peoples, first ofall among the Goths. Ulfila, Avkscnty Dorostorsky, Maximin established an independent Arian church from the Arian communities on the Balkans. However, the church did not Iiavc a canonic centre of administration, which may have been the cause of its disintegration. Whcn migration of the Germanic people assumed a mass character, as early as the 5 th century, the church fell apart in accordance with local ethnic traditions destined to gradually decline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing Arian confession at the turn of the 4 th century

The Arians who had been expelled from the Orthodox Church found support among the Germanic peoples, first ofall among the Goths. Ulfila, Avkscnty Dorostorsky, Maximin established an independent Arian church from the Arian communities on the Balkans. However, the church did not Iiavc a canonic centre of administration, which may have been the cause of its disintegration. Whcn migration of the Germanic people assumed a mass character, as early as the 5 th century, the church fell apart in accordance with local ethnic traditions destined to gradually decline.

Текст научной работы на тему «Становление самостоятельной арианской церкви на рубеже IV-V вв.»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4

А.Ю. Митрофанов

СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АРИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ IV-V вв.

История становления арианства как независимой от Православной церкви религиозно-иерархической структуры представляет собой чрезвычайно важную и вместе с тем сложную проблему. Для подавляющего большинства ученых, занимавшихся исследованием арианства, очевидно, что на определенном этапе своего становления арианство извнутри церковной ереси, боровшейся за лидерство при помощи императорской власти, превратилось в самостоятельное организационно оформленное вероисповедание. Это вероисповедание, обособленное от Православной церкви догматически и канонически, очень скоро стало «национальной религией» германских народов, которые вновь принесли его в Римскую империю на своих копьях.

Как известно, первоначально арианские епископы рассчитывали догматизировать свою доктрину в масштабах всей Православной церкви на Ариминском соборе 359 г., опираясь на императора Констанция. Несмотря на подписание большинством участии ков собора Никского символа веры, в рамках которого декларировалось, что Иисус Христос только подобен Богу Отцу, но не единосущен Ему, арианское учение, а точнее его «омийский» вариант, не было признано всем западным епископатом1. Хотя арианский (евномианский) историк Филосторгий свидетельствовал, что Ариминский собор признал Христа «o|ioiov 8е tov iaöv тф Патр! ката тйс урафйс» (Сыном, подобным же Отцу, согласно Писаниям)2, представляется очевидным на основании анализа других источников, что сильная омоусианская оппозиция вынудила арианских епископов Ур-сакия Сингидунского и Валента Мурсийского принять анафематизмы, которые можно было толковать против учения Ария3.

После кончины августейшего покровителя арианской ереси 3 ноября 361 г. практически все благоприятные для ариан результаты его царствования оказались дезавуированы. Епископы - ариане нуждались в новой пастве, и такая паства очень скоро предстала перед ними в лице готов, наводнивших балканские провинции империи и живо отозвавшихся на арианскую проповедь. Эта проповедь, без сомнения, была для них более понятна и доступна, чем сложное омоусианское мировоззрение. Около 380 г. вестготы и аланы получили право расселиться в провинциях вторая Паннония и Валерия4. Как повествует Филосторгий, еще при Констанции, около 349 г., нижняя Мезия стала районом расселения части вестготов, уже крещенных арианским миссионером, епископом Ульфилой5. Характеризуя интенсивность христианизации вестготов, следует отметить, что эта христианизация проходила чрезвычайно быстрыми темпами6. Ее темпы серьезно беспокоили наиболее политически активных представителей омоусианской иерархии, примером чего служит переписка св. Амвросия Медиоланского с королевой маркоманнов Фритигильдой, который с помощью этой переписки рассчитывал обратить королеву и ее супруга в православную веру7.

© А.Ю. Митрофанов, 2006

Однако арианская проповедь, обращенная к германцам, оказалась более успешной прежде всего потому, что велась преимущественно Ульфилой на родном для готов языке. Именно в середине IV в. Ульфила, который ранее был рукоположен в епископы Евсевием Никомидийским, создал готскую азбуку и с ее помощью перевел Священное Писание кроме книг Царств (Филосторгий объяснял это тем, что Ульфила опасался, как бы описания войн, характерные для книг Царств, не разожгли в готах прежнюю языческую страсть к сражениям)8. Вероятно в этот период появилась и особая готская литургическая традиция. По крайней мере о ее наличии уже в V в. свидетельствует дошедший до нас фрагмент готского богослужебного календаря9.

Драматические события начала 80-х годов IV столетия полностью отторгли ари-анские общины от Православной церкви. Летом 381 г. состоялся собор восточных епископов в Константинополе под эгидой императора Феодосия, который дополнил Никей-ский символ веры и окончательно утвердил догматическую формулировку о единосущности Бога-Сына Богу-Отцу. 3 сентября 381 г. собор епископов северной Италии, созванный трудами св. Амвросия Медиоланского в Аквилее, после длительной богословской дискуссии анафематствовал нескольких крупных арианских иерархов10. Наряду с решениями соборов следовали соответствующие императорские указы, запрещавшие легальную арианскую проповедь на территории империи11. В результате этих событий с точки зрения православной церковной иерархии арианские общины превратились из временно совращенных в ересь христианских групп в параллельную официальной церкви структуру. С точки зрения ариан, империя окончательно подпала под власть омоусиан, поэтому будущее своей церкви они связывали теперь с готским этносом.

Однако было бы несправедливо полностью отождествлять религиозную жизнь обратившихся в христианство готов с арианской церковью. Около 390 г. два готских пресвитера Сунниа и Фрексела обратились к блж. Иерониму с просьбой помочь им в понимании Псалтири. Св. Иоанн Златоуст в конце IV в. рукоположил для крымских готов, принявших православное христианство, епископа Унилу. В Константинополе даже был основан православный готский монастырь «Промотус»12. Со своей стороны и арианские иерархи не оставляли надежды все-таки повлиять на умы исконных граждан Римской империи. В частности, арианский епископ Максимин, знаменитый оппонент блж. Августина, писал в начале V в. в своем «Автографе», комментариях к деяниям Ак-вилейского собора, что Палладий Ратианский и Секундиан Сингидунский - «жертвы» Аквилейского собора - вместе со «святым Ульфилой» будто бы совершили между 381 и 383 гг. (дата смерти Ульфилы) путешествие в Константинополь ко двору Феодосия с прошением о созыве нового собора для прений между омоусианами и омиями, однако происки «еретиков» т.е. православных, сделали тщетными все их усилия13. Р. Гризон, впрочем, характеризовал сообщение Максимина об этой поездке как целиком вымышленное.1'1

После кончины Ульфилы около 383 г. главной фигурой в арианской церкви, по всей видимости, оставался его ученик Авксентий, епископ Доросторский. Именно Авк-сентий стал в конце 80-х или в 90-х годов IV в. автором программного документа арианской церкви - письма, которое сохранилось в «Автографе» его продолжателя, епископа Максимина. Письмо начиналось подробным изложением вероучения Ульфилы, который, по словам Авксентия, «попрал диавольское омоусианское учение», т.е. веру I Вселенского собора, а также «избегнул омиусианского заблуждения», т.е. учения Василия Анкирского и других епископов Малой Азии о подобосущии Иисуса Христа Богу Отцу15.

Ниже автором письма приведен перечень ересей, которым противостоял Ульфила в рамках своей проповеди готам. В перечне были названы древние еретики первых веков, а также еретики IV в.: фотиниане, новатиане, донатисты, македониане. К ним Авксентий разумеется, причислил омоусиан и омиусиан16. Перечисленные «еретики» представляли собой религиозные учения, от которых официально открещивался Авксентий, как наиболее вероятный предстоятель арианской церкви. Крайне резкие высказывания ари-анского иерарха по отношению к православным в высшей степени показательны. Как подчеркивал Р. Гризон с точки зрения арианской экклезиологии у еретиков нет ни таинств, ни священства17. В этом смысле ариане были последовательными учениками св. Киприана Карфагенского в его воззрениях на границы церкви18. Не случайно Макси-мин не без влияния Палладия Ратианского сравнивал св. Амвросия Медиоланского на Аквилейском соборе с язычником Деметрианом, который допрашивал в свое время св. Киприана Карфагенского. Ариане не признавали св. Амвросия даже легитимным преемником Авксентия на Медиоланской кафедре19. Анализ текста из «Liber Pontificalis», повествующего о возвращении папы Либерия из ссылки в Рим в 358 г.20, позволяет сделать вывод, что в период написания этого текста, т.е. в VI-VII вв., у ариан стало нормой принимать православных в свои общины через крещение21.

Из письма Авксентия следует, что Ульфила, блестяще изучив греческий, латинский и готский языки, до 30 лет был чтецом в одной из готских церквей, а затем в 30 лет принял епископское рукоположение. Затем он подвергся преследования со стороны готского короля Атанариха, из-за чего и переселился по приглашению Констанция в пределы нижней Мезии и как Моисей вывел свой народ в «землю обетованную».22 В конце письма автор привел Символ веры Ульфилы, который остается одним из главных веро-учительных текстов, оставшихся от эпохи становления самостоятельной арианской традиции. Символ начинается высокопарно: «Ego Vlfila episkopus et confessor semper sic credidi et in hac fide sola et uera transitum facio ad dominum meum» (Я, Ульфила, епископ и исповедник так веровал и в этой единственной и истинной вере совершаю переход ко Господу моему)23. Затем следуют основные вероучительные положения: «Верую, что есть один Бог Отец, единственный нерожденный и невидимый, и [верую] в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, делателя и творца всего творения, не имеющего подобного себе, - ибо есть один Бог Отец всех, Который является и Богом Бога нашего (т.е. Сына Божия)»24.

Приведенный текст представляет собой классический пример арианского субор-динатизма - предельного подчинения Иисуса Христа Богу Отцу. Этот субординатизм был основан на смешении понятий «рождение» и «творение», которые отождествлялись Ульфилой. При этом Христос рассматривался им как особое творение, не имеющее в остальном тварном мире никакого себе подобия. Эти положения символа Ульфилы в общем не содержали в себе ничего оригинального, они следовали старым омийским исповеданиям веры, составленным еще в эпоху императора Констанция. Православные богословы, начиная со св. Афанасия Александрийского, всегда четко различали предвечное рождение Сына Божьего и хронологически фиксированное творение мира и человека25. Впрочем, для Ульфилы само воплощение Сына Божьего было свидетельством Его неравенства Отцу26. Как верно отмечал М. Симонетти, по Ульфиле, «божественность Христа повергалась умалению по причине обладания смертной и страдающей плотью»27.

В арианском богословии конца IV - начала V в. намечался процесс усложнения учения Ульфилы. Восприятие Христа как Сына, подобного Отцу, окончательно транс-

Г

формировалось в доктрину о творении Сына Божьего, который выступает в роли посредника между людьми и недоступным для смертных Богом. Один из немногочисленных сохранившихся арианских трактатов той эпохи гласил, что Бог Отец «ante omnia omnino filium sibi creauit fundauit genuit fecit et manet ipse filius inpartibilis inmutabilis et inuertibilis cum deo patre in sempiternis saeculis sine finem» (Прежде совершенно всего сына себе сотворил, основал, родил, соделал, и пребывает сын неразделяемый неизменяемый и неизменный с Богом Отцом в предвечных веках без конца)28. Этот тезис был назван в трактате «кафолической верой», однако с точки зрения аристотелевской философии он являлся очевидным абсурдом. Как может обладать «нераздельностью», «неизменностью», «вечностью», т.е. свойствами простой божественной сущностью, тот, кто сотворен и соделан кем-либо, т.е. тот, кто имеет временное начало? Этот вопрос арианс-кие писатели оставляли без ответа, что только подтверждало общее оскудение философской культуры в среде третьего поколения арианских иерархов.

Ариане не всегда называли своих главных противников по имени. Очень часто впоследствии они вели полемику на страницах своих сочинений с воображаемыми оппонентами, давно скончавшимися еретиками, при этом подразумевая под ними своих главных врагов - православных. Так, например, готский комментатор Евангелия от Иоанна V-VI в. следующим образом характеризовал историческое значение этой книги: <фо nu insakana... ei fraujins mikilein gakannidedi, ak du gatarhjan jah gasakan Jjo afgudon haifst Sabailliaus jah Markailliaus» (итак, они увидят... что он [Иоанн] возвестил Славу Господню, но он подъял [ее] на разорение и запрещение безбожного Савелия и Маркелла)29. Противопоставляя Евангелиста Иоанна еретику III в. Савелию и епископу первой половины IV в. Маркеллу Анкирскому (первый учил о том, что лица Троицы - модусы, личины единой личности Бога; второй постоянно подчеркивал единство Троицы и писал, что Троица - расширившаяся монада Божества), готский арианский писатель подразумевал под их последователями православных.

После кончины Авксентия Доросторского, последовавшей на рубеже IV-V вв., вероятнее всего, лидером арианской церкви стал епископ Максимин, который был достаточно ярким полемистом, даже участвовал в споре о вере с блж. Августином. Анализируя упоминавшийся «Автограф» Максимина, можно сделать вывод, что автор этого произведения в своей критике св. Амвросия Медиоланского и папы Дамаса выдвинул собственную идею церкви. Отрицание авторитета за Аквилейским собором, не признание за Римским епископом первенства чести - основные мотивы Максимина30. Для него каждая община в целом должна была являться канонически не зависимой от других общин. Именно эти воззрения Максимина во многом предопределили канонически обособленное развитие арианских общин у вестготов, вандалов, остготов, бургундов и затем лангобардов. Организационная разобщенность арианских национальных церквей впоследствии превратила их в послушное орудие в руках германских королей. Уже в середине V в. не представляется возможным говорить о едином развитии арианской церкви, которая, пережив на рубеже IV-V вв., свое становление как автономная церковь, через несколько десятилетий фактически распалась на местные национальные традиции.

Дальнейшая история готской церкви, самой старшей среди арианских религиозных сообществ, складывалась достаточно драматично. Во время осады Аларихом Рима осенью 409 г. вестготскую дружину сопровождал арианский епископ Сигесарий. Он исполнял политические поручения Алариха, в частности крестил в декабре 409 г. узурпатора Аттала, которого вестготский король хотел посадить на трон западной Римской

империи31. После переселения вестготов в южную Галлию и Испанию арианский епископат оказался еще более прочно связан с королевским двором. Эту связь двора и ари-анской иерархии лучше всего демонстрирует более поздняя трагическая история убийства вестготского принца Ерминингельда в 586 г., перешедшего в православие под влиянием супруги Ингунды32. Не исключено, что это убийство во многом подвигло брата Ерминингельда Рикареда порвать с арианством.

Остготские арианские общины также были обязаны своим развитием королевской экспансии. Археологические находки подтверждают тот факт, что когда остготы напали на Тридент в конце V в., в северной Италии уже существовали крепкие арианские приходы, по-видимому, остготского происхождения33. Правление Теодориха стало эпохой расцвета арианской церкви в Италии. Арианские остготские общины пережили даже византийское завоевание Италии при Юстиниане I. В частности, латинский текст договора 551 г. о продаже земли (которая принадлежала готской церкви св. Анастасии в Равенне), записанный на папирусе, доносит до современных историков имена арианс-ких клириков Равенны: диакона Суниефрида (Суньефритас) и субдиакона Петра, который подписался по готски: «diakuna alamoda unsaramma» (диакон, который нам предоставляет все)34. Очень скоро готская арианская традиция была воспринята лангобардами, однако не получила плодотворного богословского или административного развития и прекратила свое существование уже к концу VII в.

Принятые сокращения

CCh (si) CTh

GCS

Greg. Mag. Dialog.

Pap.Lat.

Paulini Mediolanensis Vita Ambrosii

Phil. H.E.

SCh

Skeireins

Soz. H.E.

- Corpus Christianorum (series latina).

- Le Code Theodosien et sa réception au Moyen Âge. Introduction, notes et index / Magnou-Nortier // Sources Canoniques 2. Paris, 2002.

- Die griechische christliche Schriftsteller des ersten drei Jahrhunderte.

- Gregorii Magni Romani Pontificis Dialogi / Patrologiae cursus complétés series latina / Ed. J. Migne. 1844-1855. Vol. LXXV-LXXIX.

- Papyrus Latinus / Die nichtliterarischen lateinischen Papyri Italiens aus der Zeit 445-700 / J.O. Tjader. Lund,1954.

- S. Ambrosii episcope Mediolanensis De officiis ministro-rum libri III cum Paulini libello de Vita S. Ambrosii / G. Krabinger. Tubingae, 1857.

- Philostorgius Kirchengeschichte mit dem Leben Lucian von Antiochien und den Fragmenten eines Arianischen Historiographen / Ed.J. Bidez / GCS. 21.

- Sources Chrétiennes.

- Die Skeireins. Text nebst Übersetzung und Anmerkungen / Ed. E.A. Kock. Lund; Leipzig, 1913; Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J. Migne. 1844-1855. Vol. XVIII.

- Sozomenus Hermia Kirchengeschichte / Ed.J. Bidez, G.C. Hansen. GCS. 50.

1 Meslin M. Les Ariens d'Occident 335-430. Paris, 1967. P. 287; омийство - главная разновидность арианства, в рамках которой утверждалось, что Христос подобен Богу Отцу, но не единосущен Ему.

2 Phil. Н.Е. IV, 10.

3 Митрофанов А.Ю. История церковных соборов в Италии (IV-V вв.). М., 2006. С. 201-203.

л Вольфрам X. Готы: от истоков до середины VI в. Опыт исторической этнографии. СПб., 2003, С. 356. 5 Phil. Н.Е. II, 5; Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. Paris, T. II. 1908. P. 571. 0 КлаудеД. История вестготов. СПб., 2002. С. 47.

7 Paulini Mediolanensis Vita Ambrosii 36.

8 Phil. H.E. 11,5.

3 Подробнее о религиозной миссии и реформах Ульфилы см.: БеликовД.Н. Начало христианства у готов и деятельность епископа Ульфилы. Казань, 1887.

10 Scolic arienne sur le concile d'Aquilée / Ed. R. Gryson // SCh 267. Paris, 1980. P. 129; Митрофанов A.Ю. Указ. соч. С. 281-282.

" CTh XVI, 1, 2; 5, 6; 1, 3; 1, 4; 4, 1-2.

12 Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P. 569.

13 Scolie arienne sur le concile d'Aquilée. P. 234, 324. M Ibid. P. 162-165.

15 Scolie arienne sur le concile d'Aquilée. P. 238. IC Ibid. P. 240.

17 Ibid. P. 257.

18 Ibid. P. 210-213; Duval Y.M. L'Influence des écrivains chrétiens de l'Italie du Nord dans la seconde moitié du IV siècle //Aquileia e l'Africa (Antichità Altoadriatiche, 5). Udine, 1974. P. 217-223.

IU Scolie arienne sur le concile d'Aquilée. P. 324-325.

20 Le Liber Pontificalis / Ed. L. Duchesne. Paris, 1886. T. I. P. 298.

21 Митрофанов A.Ю. Указ. соч. С. 189-190.

22 Scolie arienne sur le concile d'Aquilée. P. 244-248.

23 Ibid. P. 250. 2" Ibid.

25 Флоровский Георгий, протоиерей. Понятие творения у Святителя Афанасия Великого // Догмат и история: Сб. М„ 1998. С. 94.

20 Митрофанов А.Ю. Указ. соч., С. 297-298.

27 Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma, 1975. P. 545.

28 Scripta arriana latina / Ed. R. Gryson // CCh (si) 87. Turnholti, 1982. Fragm. 2. V 202. 35-40.

29 Skeireins IV, 9.

30 Ibid. P. 306-308; Митрофанов А.Ю. Указ. соч., С. 321-322.

31 Soz. Н.Е. IX, 9; Pietri Ch., Pietri L. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire: II Prosopographie de l'Italie Chrétienne (313-604). Paris, 2000. Vol. II. P. 2066.

32 Greg. Mag. Dialog. III, 31; Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. III. С. 451-452.

33 CiurlettiG. Antiche Chiese del Trentino, dalla prima affcrmazioncdel cristianesimoal X secolo (Brève excursus alla luce di'trent'anni diverche e scavi archeologici) // Frühe Kirchen im östlichen Alpengebeit von der Spätantike bis in ottonische Zeit. Bd. 1 / Hrsg. R. Sennhauser. München, 2003. S. 358.

31 Pap. Lat. 34; Pietri Ch., Pietri L. Op. cit. Vol. II. P. 1758, 2137.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.