Научная статья на тему 'О вере, жизни и кончине Ульфилы'

О вере, жизни и кончине Ульфилы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
414
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВКСЕНТИЙ ДОРОСТОРСКИЙ / УЛЬФИЛА / ГОТЫ / ЛАТИНСКОЕ АРИАНСТВО / AUXENTIUS OF DOROSTORUM / ULFI LA / GOTHS / LATIN ARIANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доросторский Авксентий

Впервые публикуется перевод с латинского языка сочинения «арианского» епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» (конец IV в.), которое содержит важные свидетельства по истории позднего омийства и христианизации готских племен Подунавья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About faith, life and death of Ulfila (introduction, translation and commentaries by G.E. Zakharov)

For the fi rst time is published a translation from the Latin language of the treatise of 'Arian' bishop Auxentius of Dorostorum 'About faith, life and death of Ulfi la' (the end of the IVth century), which includes the important evidences on the history of the late Homoianism and Christianization of the Goths.

Текст научной работы на тему «О вере, жизни и кончине Ульфилы»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2011. Вып. 4 (41). С. 105-Ив

О ВЕРЕ, ЖИЗНИ И кончине Ульфилы Авксентий Доросторский

Впервые публикуется перевод с латинского языка сочинения «арианского» епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» (конец IV в.), которое содержит важные свидетельства по истории позднего омийства и христианизации готских племен Подунавья.

Сочинение Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы»1, дошедшее до нашего времени в составе полемического «арианского» памятника Dissertatio Maximini contra Ambrosium начала V в., является, без всякого сомнения, одним из важнейших источников о личности и учении готского епископа Ульфилы.

О жизни и деятельности самого Авксентия известно достаточно мало. Из его сочинения мы узнаем, что он был с детства учеником Ульфилы (Diss. Max. 55). В трактате Максимина (точнее в т.н. «Апологии» Палладия) Авксентий назван епископом города Доростора (Diss. Max. 140.: Aucxenti ... id est Dorostorensi). Некоторые исследователи отождествляют Авксентия Доросторского с «арианским» епископом Медиолана Авксентием II (383—386), который вступил в 386 г. в противостояние со свт. Амвросием. Опираясь на поддержку матери императора Ва-лентиниана II (375—392) Юстины и готских наемников, Авксентий попытался отнять у кафоликов несколько медиоланских базилик, что вызвало стойкое сопротивление свт. Амвросия2. В своей речи против Авксентия свт. Амвросий сообщает, что его противник происходил из Скифии и носил там имя Меркурин3. Прибыв в Италию, он сменил имя и стал называться Авксентием. Исходя из этого свидетельства, большинство исследователей считает Авксентия Доросторско-

1 Название условное. Предложено первым издателем полного текста Dissertatio Maximini Ф. Кауффманном (см.: Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899. S. LIX).

2Ambros. Sermo contra Auxentium de basilicis tradendis. (PL. 16. Col. 1049—1062).

3 «Итак, Авксентий извергается, Меркурин отлучается <...> Изменил, следовательно, имя, но не изменил вероломство <...> Иначе в областях Скифии назывался, иначе здесь именуется: имена имеет в соответствии с областями. Имеет, следовательно, уже два имени, и если отсюда отправится в другое место, будет иметь и третье» (Ergo Auxentius ejicitur, Mercurinus excluditur <...> Mutavit ergo vocabulum, sed perfidiam non mutavit <...> Alius in Scythiae partibus dicebatur, alius hic vocatur: nomina pro regionibus habet. Habet ergo jam duo nomina; et si hinc alio perrexit, habebit et tertium. Ambros. Sermo contra Auxentium de basilicis tradendis. 22. (PL. 16. Col. 1056)).

го и Авксентия II Медиоланского одним и тем же лицом4. Р. Гризон, напротив, полагает, что их тождество маловероятно5. В любом случае в связи с недостатком источниковой базы этот вопрос не может быть решен однозначно.

В отличие от авторов других источников, сообщающих некоторые сведения об Ульфиле (ортодоксальных церковных историков Сократа, Созомена и блж. Феодорита, а также евномианина Филосторгия), Авксентий был не только сторонником того же доктринального направления, что и Ульфила, но и его учеником, представителем его круга, поэтому рассматриваемое сочинение имеет огромную ценность как свидетельство очевидца.

В своем труде Авксентий уделяет преимущественное внимание богословскому учению Ульфилыб, приводя крайне мало сведений, касающихся жизненного пути и деятельности готского епископа. По сути он сообщает лишь о трех значимых в жизни Ульфилы событиях: 1) о его рукоположении в возрасте 30 лет из чтеца во епископа (Diss. Max. 5б); 2) о переселении его общины — «народа исповедников» (populus confessorum) из страны варваров (de varbarico) в Римскую империю (Diss. Max. 59); 3) о приезде Ульфилы по приказу императора Феодосия I на собор в Константинополь и о его кончине там (Diss. Max. б1—б2). Кроме того, Авксентий указывает, что Ульфила был автором многих сочинений на готском, латинском и греческом языках (Diss. Max. 54) и участвовал во многих церковных соборах (Diss. Max. 4б).

Основное место в исторической части сочинения Авксентия занимают восхваление Ульфилы и его сопоставление с ветхозаветными праведниками (Иосифом, Моисеем, царем Давидом, пророком Елисеем), а также с Самим Христом (Diss. Max. 5б; 57; 59; б1). Следует также отметить, что Авксентий ничего не сообщает о внутренней, духовной жизни Ульфилы. Отсутствуют и характерные для агиографии упоминания о каких-либо связанных с его именем чудесных событиях. Одним словом, можно сказать, что Ульфила Авксентия — это епископ-деятель, а не подвижник.

Следует подчеркнуть, что близость Авксентия к Ульфиле, его восхищение и преклонение перед готским епископом приводят, с одной стороны, к идеализации его образа, а с другой — к стремлению использовать его имя в полемике против никейцев. Эта тенденция проявляется в том, что Авксентий переосмысливает его богословие в более радикальном ключе (Diss. Max. 42—52), не свойственном учению омийских соборов, в одном из которых (Константинопольском соборе 3б0 г.), по свидетельству Сократа и Созомена, Ульфила принимал участие (Socrat. Hist. eccl. II. 41; Sozom. Hist eccl. VI. 37), и приписывает ему определяющую роль в формировании и христианизации готского народа (Diss. Max. 5б). Таким образом, текст Авксентия ставит перед исследователями

4 Самуилов В. Н. История арианства на латинском Западе. СПб., 1890. С. 124; Zeiller J. Les origines chretiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain. P., 1918. P. 524; Meslin M. Les Ariens d’Occident. 335-430. P., 19б7. P. 47; Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts. Oxford, 1995. Р. 202—208.

5 Gryson R. Introduction // Scolies ariennes sur le concile d’Aquilee (SC. 2б7). Р., 1980. P. 59.

6 О богословии Авксентия и Ульфилы см.: Захаров Г. Е. Сочинение епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» как памятник латинской арианской традиции конца IV века // Вестник РГГУ. 2008. № 12/08 (Кентавр. № 5). С. 58—80.

ту же проблему, что, например, диалоги Платона. Нам никогда определенно не удастся установить, насколько образ Ульфилы в сочинении Авксентия или образ Сократа в диалогах Платона соответствуют реальности, но это не умаляет значение этих источников, в которых запечатлелось личностное отношение авторов к своим наставникам и которые являются неотъемлемой частью духовной традиции своей эпохи.

Сочинение Авксентия было впервые опубликовано (отдельно) в 1840 г. немецким исследователем Г. Вайтцем7 и лишь в 1899 г. Ф. Кауффманном была осуществлена публикация полного текста Dissertatio Maximini8. В 1980 г. Р. Гризон издал в рамках серии Sources Chr6tiennes свой вариант реконструкции текста Dissertatio Maximini с параллельным французским переводом9. Следует отметить, что в связи с плохой сохранностью рукописи реконструкции Г. Вайтца, Ф. Кауффманна и Р. Гризона сильно различаются между собой. За основу настоящего русского перевода принята последняя реконструкция Р. Гризона. Оригинал текста Dissertatio Maximini хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже.

Вступительная статья, перевод и комментарий Г. Е. Захарова

Текст источника1

42. [Ульфила] ... воистину исповедник Христа, учитель благочестия и проповедник истины. [Он] никогда не колебался проповедовать достаточно открыто и чрезвычайно ясно желающим [того] или нежелающим одного Единого Истинного Бога Отца Христова, по учению Самого Христа2. [Он] знал, что этот Единый Истинный Бог один есть нерожденный, безначальный, бесконечный, вечный, возвышенный, величественный, превосходящий [все], высочайший Создатель, возвышающийся над всяким совершенством и превосходящий всякое благо, беспредельный, непостижимый, невидимый, неизмеримый, бессмертный, не-повреждаемый, несообщаемый, бестелесный, не составленный [из частей], простой, неизменный, неразделимый, недвижимый, [ни в чем] не имеющий нужду, недостижимый, неделимый, не подчиняющийся [ничьей власти], несотворен-ный, несозданный, совершенный, единственный в Своем бытии, несравнимо все превышающий и превосходящий.

43. Он, будучи Единственным, не для разделения или умаления Божества Своего, но для явления Своей благости и силы, одной волей и могуществом бесстрастный бесстрастно, неповреждаемый неповреждаемо, недвижимый без движения единородного Бога сотворил и родил, создал и основал.

44. В соответствии с преданием и авторитетным свидетельством Божественных Писаний [Ульфила] никогда не скрывал, что это есть второй Бог и Создатель всего от Отца, и после Отца, и из-за Отца, и к славе Отца. Он в соответствии со Святым Евангелием всегда свидетельствовал о Великом Боге, Великом Господе,

7 Waitz G. Uber das Leben und die Lehre des Ulfila. Hannover, 1840. S. 18-20.

8 Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899. S. 73-76.

9 Scolies ariennes sur le concile d’Aquilee (SC. 267). P., 1980. P. 237-251.

Великом Царе, Великом Таинстве, Великом Свете ... Предвидящем и Законодателе, Искупителе, Спасителе ... Создателе, Праведном Судье живых и мертвых, (45) имеющем Отца, Который более Его3, так как он презрел и попрал ненавистное и достойное проклятия, ошибочное и извращенное исповедание омоуси-ан4, как дьявольское измышление и демонические учение. И сам [Ульфила] знал и нам передавал, что если благочестно провозглашается, и нами христианами праведно и верно исповедуется, что неустанная сила Единородного Бога все небесное и земное, невидимое и видимое легко сотворила, почему же тогда не поверить, что бесстрастная сила Бога Отца сотворила Себе одного собственного [Сына]?

46. Таким же образом он оплакал и избежал заблуждения и нечестия омиу-сиан5 и сам надежным образом наученный Священными Писаниями и со тщанием укрепленный [в своем мнении] на многих соборах святых епископов6, через речи и трактаты свои показал, что различно есть Божество Отца и Сына, Бога нерожденного и Бога единородного7, и что Отец же есть Творец Творца, Сын есть истинно Творец всего творения, Отец есть Бог Господа, Сын же есть Бог всего творения.

47. Он оттого опровергал секту омоусиан, что верил не в перемешанные и слившиеся Лица, но в самостоятельные и разделенные. Омиусианство он также отвергал, поскольку защищал не сравнимые явления, но различные состояния8. (48) И он говорил, что Сын подобен Своему Отцу9 не по македонианской10 лукавой порочности и извращенности против Писаний, но по Божественным Писаниям и Преданию.

49. В проповеди и в своем учении он признавал не христианами, но антихристами, не благочестивыми, но неблагочестивыми, не религиозными, но нерелигиозными, не богобоязненными, но безрассудными, не имеющими надежду, но [пребывающими] без надежды, не почитающими Бога, но пребывающими без Бога, не учителями, но обольстителями, не проповедниками, но лицемерами всех еретиков: манихеев11, маркианистов12, монтанистов13, паулиниан14, савелли-ан15, антропиан, патрипассиан16, фотиниан17, новациан18, донациан19, омоусиан, омиусиан, македониан. Воистину, как соревнователь апостолов и подражатель мучеников, ставший врагом еретиков, он отвергал их ложное учение и созидал народ Божий, изгонял грозных волков и плохо служащих псов, и стадо Христово, поддерживаемый Его благодатью, как пастырь добрый сохранял со всем благоразумием и усердием.

50. Он также утверждал согласно с евангельским учением и апостольским преданием, что Святой Дух не есть ни Отец, ни Сын, но от Отца через Сына раньше всего сотворенный, не есть Первый и не есть Второй, но от Первого через Второго на третьем месте установленный, не есть ни Нерожденный, ни Рожденный, но от Нерожденного через Единородного сотворенный на третьем месте, как говорит святой Иоанн: «Все через Него сотворено и без Него ничто не сотворено»20 и как свидетельствует блаженный Павел: «Един есть Бог Отец из Которого все и Един есть Господь Иисус Христос через Которого все»21.

51. Поскольку Един сверхсущий Бог нерожденный и един сущий Господь единородный, Святого Духа Заступника нельзя назвать ни Богом, ни Господом,

но от Бога через Господа получил Он Свое бытие, Он не Создатель и не Творец, но Просветитель и Освятитель, Учитель и Руководитель, Помощник и Проситель [перед Богом] ... Слуга Христов и Разделитель благодати, Залог наследства, в Котором мы были запечатлены в день искупления22, без Него никто не может исповедовать Иисуса Господом, как говорит апостол: «Никто не может исповедовать Господом Иисуса кроме как в Духе Святом»23. И как учит Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу иначе как через Меня»24.

52. Следовательно, те суть христиане, кто в Духе и истине почитают и славят Христа25 и через Христа с любовью творят благодарение Богу Отцу.

53. Этому и подобному тому следуя, в течение сорока лет во епископском служении процветающий в славе [Ульфила] непрестанно проповедовал с апостольской благодатью на греческом, латинском и готском языках в одной и единственной Церкви Христовой, так как одна есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины26, и он признавал и свидетельствовал, что едино есть стадо Христа, Господа и Бога нашего, одно поклонение и одно здание, одна дева и одна невеста, одна царица и одна виноградная лоза, один дом, один храм, одно собрание христиан, всякие другие же сборища не суть Церкви Божии, но синагоги сатаны27.

54. Все это он согласно с Божественными Писаниями сказал, и мы записали: тот кто читает, пусть разумеет!28 Он и после себя оставил на этих трех языках многочисленные трактаты и множество толкований для пользы и устроения желающих того, себе же к вечной памяти и награде.

55. Я не способен достойным образом воздать ему хвалу, но я и не дерзаю хранить полное молчание о том, чьим я являюсь должников больше чем все другие, настолько более [чем для других] он ради меня потрудился. Он с ранних лет моих взял меня в качестве ученика от моих родителей и обучил священным письменам и открыл истину и по милосердию Божьему и благодати Христовой он телесно и духовно взрастил меня в вере как собственного сына.

56. Этот [человек] по предведению Божию и по милосердию Христову в возрасте тридцати лет был рукоположен из чтеца во епископа для спасения многих из готского народа, чтобы быть не только наследником Бога и сонаследником Хри-ста29, но в этом по благодати Христовой подражателем Христа и святых Его. Подобно тому, как святой Давид был поставлен в тридцать лет царем и пророком30, чтобы править и учить народ Божий и сынов Израиля, так и этот блаженный [Уль-фила] также явлен был как пророк и поставлен священником Христа, чтобы он правил, исправлял, учил и создавал народ готский, и это по Божьей воле и с Христовой помощью совершилось удивительным образом благодаря его служению31.

57. И как Иосиф в Египте, был явлен в возрасте тридцати лет32 ... И подобно тому, как Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Божий, в возрасте тридцати лет33, по плоти поставленный [на служение] и крещенный, начал проповедовать Евангелие и пасти души людей, также и этот святой по указанию и определению Самого Христа сам готский народ, бесчувственно пребывающий в голоде и недостатке благовестия, исправил и научил жить по евангельским, апостольским и пророческим заповедям и явил, что христиане суть воистину христиане и увеличил их число.

58. В то время из-за зависти и действия врага в стране варваров было возбуждено гонение против христиан нечестивым и святотатственным судьей готов34, вселявшим ужас как тиран, так что сатана, стремящийся ко злу и не желающий того сотворил добро. Таким образом, те, кого он восхотел сделать лицемерами и перебежчиками, благодаря помощи и защите Христовой стали мучениками и исповедниками, так что гонитель пришел в замешательство, а те, кто выдержали гонение, получили венцы; тот, кто пытался победить, побежденный, краснел [от стыда], а те, над кем он пытался одержать верх, возрадовались как победители.

59. Тогда, после славной мученической кончины многих рабов и рабынь Христа, когда это гонение стало особенно грозным, [проведший] полных семь лет исключительно в епископском служении вышеназванный святейший муж, блаженный Ульфила, с большим народом исповедников, изгнанный из страны варваров, был принят с почетом на римскую землю еще в правление блаженной памяти принцепса Констанция35. И как Бог через Моисея освободил от власти и жестокости фараона и египтян народ Свой и перевел его через море и предопределил на служение Себе, так и через того, о ком мы многократно здесь говорили, Бог освободил из страны варваров исповедников Своего Святого Единородного Сына и перевел через Данубий36 и дал [возможность] служить Себе среди гор в подражание святым37.

60. [Ульфила] проповедовал истину своему народу на римской земле, прибавив к предшествующим семи годам, еще тридцать три года.

61. Когда он по предписанию императора38 по завершении сорока лет [епископства]39 в город Константинополь на диспут <...> И войдя в вышеназванный город, когда нечестивцами задумывалась организация собора, чтобы не были изобличены несчастнейшие из несчастных, осужденные своим собственным судом и определенные к вечным мукам, он тут же слег от болезни. В этой болезни он стал подобен пророку Елисею40.

62. Нужно сейчас рассмотреть награду мужа, который, ведомый Господом, для того вошел в Константинополь, а вернее Христианополь, чтобы святой и непорочный священнослужитель Христа святыми и сослужащими [ему священниками] , достойный достойными достойным образом среди такого множества христиан прославлялся за заслуги свои удивительным и чудесным образом41.

63. Когда же он отходил, он даже на самом надгробном памятнике своем42 оставил через завещание верящему ему народу записанную веру свою, говоря следующее: «Я Ульфила, епископ и исповедник, всегда так верил43 и в этой единственной и истинной вере совершаю переход к Господу моему. Верую в то, что один есть Бог Отец, единственный нерожденный и невидимый, и в единородного Его Сына, Господа и Бога нашего, Виновника и Создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, потому один есть Бог всего сущего Отец, который есть Бог и нашего Бога, и в Единого Святого Духа, силу просвещающую и освящающую, как сказал апостолам Своим Христос после воскресения: «Вот я посылаю вам Обещанного Отцом Моим, вы же пребывайте в городе Иерусалиме до тех пор, пока не облечетесь силою свыше»44. Также и: «Вы примете силу, снисходящую на вас в Духе Святом»45, не Бога и не нашего Бога46, но слугу Христова ... во всем подчиненного и послушного Сыну, как Сын во всем подчинен и послушен Богу и Отцу Своему.».

Комментарии

1 Изначальное предназначение входящих в сочинение Авксентия пространного изложения учения (42—53) и предсмертного исповедания веры Ульфилы (бЗ) и степень их соответствия воззрениям Ульфилы доподлинно неизвестны. В научной литературе жанр текста Авксентия определялся различным образом. Ф. Кауффманн полагал, что значительная часть сочинения Авксентия напоминает по форме вероучительную или крещальную формулу. Текст был составлен преемником Ульфилы Авксентием сразу после смерти готского епископа для назидания его паствы (Ф. Кауффманн считал, что Ульфила занимал доросторскую кафедру). Х.-Е. Гизеке полагал, что 1 и 3 части текста Авксентия являются почти дословным воспроизведением двух символов веры Ульфилы, использовавшихся в богослужебной практике. К.-К. Кляйн считал, что входящее в текст Авксентия исповедание Ульфилы носит полемический характер и направлено против трактата «De fide» свт. Амвросия Медиоланского. Отметим также, что богословская терминология Максимина во многом сходна с терминологией Авксентия, поэтому в научной литературе высказывались сомнения по поводу достоверности рассматриваемого нами текста. Так, Б. Капель выдвинул предположение, что сочинение Авк-сентия было существенным образом переработано Максимином. Однако следует отметить, что те общие для Максимина и Авксентия выражения, которые Б. Капель приводит для доказательства своего тезиса, имеют устойчивый характер. Кроме того, следует учитывать, что Максимин, опираясь на авторитет свидетельства Авксентия и, возможно, даже подражая ему, мог воспринять отчасти и его богословскую терминологию. Для доказательства своего тезиса Б. Капель приводит, к примеру, такие встречающиеся и у Авксентия и у Максими-на словосочетания: secundum ipsius Cristi magisterium (по учению Самого Христа), secundum auctoritatem divinarum scripturarum (по авторитету Божественных Писаний), inluminator et sanctificator (Просветитель и Освятитель), post Patrem et propter Patrem (после Отца и из-за Отца), volentibus et nolentibus (волей и неволей) и т.п. В текстах также встречаются сходные сокращения: Spu = Spiritu, xpiani = christiani. Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. StraBburg, 1899. S. LIX—X; LXIV; GieseckeH.E. Die Ostgermanen und der Arianismus. Leipzig, B., 1939. S. 2938; Klein K.-K. Ambrosius von Mailand und der Gotenbischof Wulfila // Sйdost-Forschungen. 19бЗ. № 22. S. 28-34; Capelle B. La lettre d'Auxence sur Ulfila // Revue Benedictine. Abbaye de Mardsons. 1922. T. 34. P. 224-233.

2 Ин 17. 3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (здесь и далее библейские цитаты в примечаниях приводятся в синодальном переводе).

3 Ин 14. 28: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: “иду к Отцу”; ибо Отец Мой более Меня».

4 Омоусианство — православное учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу, которое было сформулировано Никейским собором 325 г. и раскрыто в трудах отцов Церкви (на Востоке — свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, на Западе — свт. Илария Пиктавийского и свт. Амвросия Медиоланского).

5 Омиусианство — учение о подобосущии Бога Сына Богу Отцу. Предводителем омиуси-анского течения был еп. Василий Анкирский (сер. IV в.).

6 Известно лишь об участии Ульфилы в Константинопольском соборе 3б0 г. (Socrat. Hist. eccl. II. 41; Sozom. Hist. eccl. VI. 37). Высказывавшееся в исторической литературе предположение об участии Ульфилы в Антиохийском соборе 341 г., во время которого он якобы был рукоположен во епископа, никак не подтверждается источниками (см.: Stutz E. Gotische Literaturdenkmaler. Stuttgart, 19бб. S. 10-11; Gryson R. Scolies... P. 14б).

7 О противопоставлении Божества Отца и Божества Сына у Авксентия и Палладия и об употреблении ими терминов «нерожденный» и «единородный» см.: Meslin M. Les Ariens.P. 308-323.

8 Non conparatas res, sed differentes adfectus defendebat. Р. Гризон переводит на французский язык это место следующим образом: Il defendait non des choses comparables mais des

sentiments differents. См. также: Simonetti M. L’arianesimo di Ulfila // Romanobarbarica. I. Roma, 1976. P. 313-314. Перевод affectus как sentiment, т. е. «чувство», кажется в данном контексте не вполне оправданным. Поскольку речь в рассматриваемой фразе идет о Лицах Пресвятой Троицы, то кажется вероятным, что Авксентий указывает здесь на абсолютную несопоставимость природ Бога Отца и Бога Сына, Которых он располагает на разных уровнях иерархии сущего. О значениях слова affectus в христианских латинских текстах см.: Blaise A. Dictionnaire latin-frangais des auteurs chretiens. Strasbourg, 1954. P. 49.

9 Как понимал Авксентий подобие Бога Сына Богу Отцу, остается неясным. Сам факт отсутствия каких-либо указаний на этот счет в сочинении Авксентия свидетельствует о том, что он использовал выражение «Сын подобен Своему Отцу ... по Божественным Писаниям и Преданию» только как официальную омийскую формулу (ср., например, исповедание веры Константинопольского собора 360 г.: «Мы говорим, что Сын подобен Отцу ("Omoiov 8е leyomEv tov Yiov тф Патр!), как говорят и учат Священные Писания». Socrat. Hist. eccl. II. 41), не отводя этому положению какого-либо значимого места в своей богословской доктрине. Впрочем, следует отметить, что прямые ссылки на постановления Константинопольского собора 360 г. в сочинении Авксентия отсутствуют.

10 Македониане, или духоборцы (сторонники константинопольского епископа Македония), признавали равенство Бога Сына Богу Отцу, но отрицали Божество Святого Духа.

11 Манихейство — дуалистическое учение, возникшее в III в. в Иране и объединившее элементы зороастризма и христианства. Основатель манихейства Мани учил о вечном существовании двух противостоящих друг другу начал: Света и Тьмы, Добра и Зла. Материю мани-хеи отождествляли со злом.

12 Маркионисты — последователи Маркиона (II в.), исповедовавшие дуалистическое учение, противопоставляющие Бога-демиурга Ветхого Завета, сотворившего мир несовершенным и давшего людям жесткие законы, и высшего доброго Бога Нового Завета, возвещенного Христом.

13 Монтанисты — последователи Монтана (II в.), фригийского пророка, который говорил от имени Святого Духа — Параклита в экстатическом состоянии.

14 Паулиниане, сторонники Павла Самосатского (III в.), считавшего Христа обыкновенным человеком.

15 Савеллиане — сторонники ересиарха Савеллия (III в.). Савеллий отрицал онтологическую реальность Лиц Пресвятой Троицы, Которых он воспринимал как проявления Единого Бога.

16 Сторонники учения о тождестве Бога Сына и Бога Отца. Таким образом, представители этого направления учили о том, что Сам Отец воплотился во Христе и принял смерть на Кресте. Основными представителями этого течения были Ноэт и Праксей (конец II в.).

17 Сторонники еп. Фотина Сирмийского, ученика еп. Маркелла Анкирского (IV в.). Фо-тин считал Логос не самостоятельной ипостасью, а проявлением Бога Отца и рассматривал Христа как простого человека.

18 Новациане — раскольническая группа, отделившаяся в середине III в. от Римской Церкви в связи с разногласиями по вопросу о возвращении в Церковь падших во время т. н. Декиева гонения. Вероучение этой общины не отличалось от вероучения Кафолической Церкви.

19 Донатисты — раскольническая группа, отделившаяся от Карфагенской Церкви в начале IV в. Просуществовала в римской Африке до VII в.

20 Ин 1. 3. Синодальный перевод: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

21 1 Кор 8. 6: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

22 Ефес 1. 13-14: «В Нем и вы, слышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».

23 1 Кор 12. 3: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

24 Ин 14. б: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня».

25Ин 4. 23: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

26 1 Тим 3. 15.

27 Апок 2. 9; 3. 9.

28 Мф 24. 15.

29 Рим 8. 17.

30 2 Цар 5. 4: «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет».

31 Деятельность Ульфилы оказала, скорее всего, существенное влияние на обращение основной части готов в арианство. Сократ указывает, что «Ульфила учил христианской вере варваров — подданных не только Фритигерна, но и Атанариха» (’Ежегб-л 8е Ovlfllaj ой movov to 0po FprayEpvnv alia ml to^j 0po ’ AGavapi.%0’v tattomEvouc Papbapouj tov %pi.ati.a vicmo v e^eSI Sac^n), то есть двух враждующих между собой предводителей готов Подунавья (Socrat. Hist. eccl. IV. 33). По свидетельству Сократа, накануне гуннского нашествия (начало 70-х гг. IV в.) арианство приняли готы вождя Фритигерна (Socrat. Hist. eccl. IV. 33.). В 37б г. после переселения на территорию империи в арианство обратилась основная масса готов (Theodoret. Hist. eccl. IV. 37; Oros. VII. 33. 19; lord. Get. 132—133.). Созомен и блж. Феодорит указывают, что Ульфила пользовался непререкаемым авторитетом среди готов, обратившихся в арианство. Sozom. Hist. eccl. VI. 37: «Готы легко повиновались ему (Ульфиле) во всем (pavta pa8lwc amro EpeiGovto) и были убеждены, что в его словах и делах нет ничего худого, но что все служит к пользе ревностной их веры»; Theodoret. Hist. eccl. IV. 37: «В то время у них был епископ Ульфила, которому они в полной мере повиновались и его слова считали за нерушимый закон» (Kat’ Екегуоп 8е tov cpovov, Otlfllaj arnrov Еліоколос fjv, ф mala EpEi0ovto, ml tofij Еке^ои logouj акі^щоис 0rcElamPavov vomouj). О распространении арианства среди готов см: Mansion J. Les origines du chrisianisme chez les Gots // Analecta Bollandiana 1914. Vol. 33. P. 5—30; Zeiller J. Les origines chretiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain. P., 1918. P. 407—4б4; Schmidt K. D. Die Bekehrung der Ostgermanen zum Christentum. Gottingen, 1939; Schaferdiek K. Zeit und Umstande des westgotischen Ubergangs zum Christentum // Historia. 1979. Bd. 28. H. 1. S. 90—97; Rubin Z. The Conversion of the Visigoths to Christianity // Museum Helveticum. 1981. Vol. 38. № 1. P. 34—54; Heather P. The Crossing of Danube and the Gothic Conversion // Greek, Roman and Byzantine Studies. 198б. № 27. P. 298—310; Schwarcz A. Die Anfange des Christentums bei den Goten // Miscellanea Bulgarica. 5. Wien, 1987. S. 107-113; Chauvot A. Les migrations des barbares et leur conversion au christianisme // Histoire du Christianisme. T. II. P., 1995. P. 8б1-88З; LenskiN. The Gothic Сші War and the Bate ofthe Gothic Conversion // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1995. V. Зб. № 1. P. 51-87; Regerat Ph. La conversion d’un prince germanique au IV siecle. Fritigern et les Goths // Clovis. Histoire et memoire. Vol: Le bapteme de Clovis, l’evenement. P., 1997. P. 171—184; Захаров Г. Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство // Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М., 2010. С. 371—383. В то же время свидетельство Авксентия о том, что Ульфила был фактически создателем и правителем готского народа, является явным преувеличением. Всей полнотой власти Ульфила мог обладать лишь над общиной т. н. малых готов, в то время как в формировании везеготского этноса определяющую роль сыграли сначала Фритигерн, а затем короли из рода Балтов, в первую очередь Аларих (395-410). Об избрании Алариха королем и о его роли в процессе формирования везеготской этнополитической общности см.: lord. Get. 14б—147; Isid. Hist. 12, а также исследования: Schmidt L. Geschichte der deutschen Stamme bis zum Ausgang der Volkerwanderung. Bd. I: Die Ostgermanen. Mйnchen, 1934. S. 42б-427; Wenskus R. Stammesbildung und Verfassung. Koln; Graz, 19б1. S. 322—323; Claude D. Adel, Kirche und Konigtum im Westgotenreich. Sigmaringen; Thorbecke, 1971. S. 25—27; Heather P. The Goths. Oxford, 199б. P. 141—142; Heather P. The Creation of the Visigoths // The Visigoths from the Migration Period to the Seventh Century. An Ethnographic Perspective / Ed. By P. Heather. Woodbridge, 1999. P. 43—73; ВольфрамХ. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). СПб., 2003. С. 205—212. Община Ульфилы (Gothi minores) существовала в Мезии по крайней

мере до середины VI в. (lord. Get. 267). Ближайшим преемником Ульфилы в качестве готского епископа стал его бывший секретарь (йлоурафЕг те yevomEvro ка! 8ш8о%ю) Селен (Sozom. Hist. eccl. VII. 17).

32 Быт 41. 46: «Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского».

33 Лк 3. 23: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати.».

34 Судья — титул, используемый в отношении готских правителей IV в. Аммиан Мар-целлин называет готского предводителя конца IV в. Атанариха «могущественнейшим в то время судьей» (Athanaricum a tempestate iudicem potentissimum) и «судьей тервингов» (iudex Thervingorum) (Amm. Marcell. XXVII. 5. 6. XXXI. 3. 4). См. также: Themist. X. 26. О каком судье говорится в сочинении Авксентия, установить не представляется возможным.

35 Констанций II — римский император (337-361). Судя по всему, иллирийские ариане считали Констанция святым. По крайней мере его имя присутствует в готском календаре (Kustanteinus thiudanis). PL. 18. Col. 878-879. См. также: Вольфрам Х. Указ. соч. С. 125-126.

36 Данубий — Дунай.

37 Свидетельства Авксентия о жизни Ульфилы существенным образом дополняются свидетельствами блж. Феодорита, Сократа, Созомена, Иордана и в особенности Филосторгия. По указанию последнего (Philostorg. Hist. eccl. II. 5), Ульфила был потомком римских пленников из Каппадокии (Кажжа8окаг mev yevo j), уведенных в Готию во время одного из готских набегов на Малую Азию. Как указывает Филосторгий, рукоположение Ульфила принял в Константинополе от епископа Евсевия Никомидийского, будучи участником готского посольства (е„с ppEobeiav) ко двору императора Константина: «А епископом он сделался так: в царствование Константина Ульфила в числе других был отправлен вождем народа в качестве посланника (в империю) ... и там рукоположен был Евсевием и бывшими с ним епископами (0ло Evoepiou ка! trov aw атф) для христиан в Гетике (Ev tfi ГетшА xpiOTiaviZovtrov)». Также Филосторгий уточняет, что император Констанций разместил переселившуюся затем в Империю общину Ульфилы в Мезии («произвольных переселенцев василевс расселил в Мезии» — лер! та tfjj Muala j %wp!a). Скорее всего именно после переселения на римскую территорию Ульфила изобрел готскую письменность и перевел Священное Писание на готский язык. По крайней мере Иордан указывает, что Ульфила составил готский алфавит для общины «малых готов»: «Были еще и другие готы, которые называются малыми, хотя это — огромный народ; у них был своей понтифик и примас Ульфила, который, как говорят, установил для них письменность» (erant si quidem et alii Gothi, qui dicuntur minores, populus inmensus, cum suo potifice ipsoque primate Vulfila, qui eis dicitur et litteras instituisse). lord. Get. 267. О переводе Ульфилой Св. Писания на готский язык см. также: Philostorg. Hist. eccl. II. 5; Socrat. Hist. eccl. IV. 33; Sozom. Hist eccl. VI. 37. Кроме того, Сократ и Созомен указывают, что Ульфила участвовал в соборе 360 г. в Константинополе и одобрил его вероопределение (Socrat. Hist. eccl. II. 41; Sozom. Hist eccl. VI. 37).

38 Имеется в виду император Феодосий I (379-395).

39 В современной историографии присутствуют различные мнения о времени рукоположения Ульфилы во епископа. Т. Д. Барнс относит это событие к 336 г., т. е. к концу царствования Константина и связывает его с торжествами по случаю тридцатилетия правления императора. К. Шефердик также склоняется к этой дате, полагая, что Авксентий допускает ошибку, путая дату епископского рукоположения Ульфилы и начало его служения на римской территории. По мнению Х. Сивана, епископская хиротония совершилась сразу после смерти императора Константина (337), а Ульфила был участником готского посольства, целью которого было возобновление федератского договора с империей. При этом исследователь считает, что целью рукоположения Ульфилы Евсевием Никомидийским (Philostorg. Hist. eccl. II. 5) было расширение «арианского» влияния в Готии и борьба «с уже прочно укрепившейся здесь Никейской Церковью» (утверждение, на наш взгляд, совершенно неисторичное, поскольку представители «никейского» и «евсевианского» течений определенно не мыслили себя в конце 30-х — начале 40-х гг. IV в. членами разных Церквей). Некоторые другие исследователи связывают (или считают допустимым связать) рукоположение Ульфилы с Антиохийским собором 341 г. (Barnes T. D. The Consecration of Ulfila // Journal of Theological Studies. 1990.

Vol. 41. Part 2. P. 541—545; Schaferdiek K. Wulfila. Von Bischof von Gotien zum Gotenbischof // Schaferdiek K. Schwellenzeit: Beitrage zur Geschichte des Christentums in Spatantike und Fmhmitt. Berlin; N. Y., 199б. S. 5; Sivan H. Ulfila’s own Conversion // Harvard Theological Review. 199б. P. З7З—З8б; Sivan H. The Making of an Arian Goth: Ulfila Reconsidered // Revue Benedictine. 1995. Vol. 105. P. 280—292; StutzE. Op. cit. S. 10—11; Gryson R. Scolies... P. 14б).

40 4 Цар 13. 14: «Елисей заболел болезнию, от которой потом и умер».

41 Долгое время вызывавший дискуссии вопрос о времени и обстоятельствах смерти Ульфилы следует в целом признать решенным. Авксентий указывает, что Ульфила скончался в Константинополе, куда был призван императором Феодосием для участия в соборе. Макси-мин также упоминает о поездке Ульфилы в восточную столицу империи (ingressus in civitatem Constantinopolitanam) и о его кончине там (Diss. Max. 41; 71; 141), но при этом указывает, что в этом путешествии Ульфилу сопровождали осужденные в 381 г. на Аквилейском соборе омий-ские епископы Палладий и Секундиан, а целью поездки было участие в обещанном им императором соборе (eis promissum fuisset concilium). Как, на наш взгляд, верно указывали Ж. Цей-лер и Р. Гризон, таким собором мог быть только собор 383 г., на который Феодосий собрал представителей различных еретических течений (owgSgv лaоюv trov aipEoerov — Socrat. Hist. eccl. V. 10) с целью примирения их с Кафолической Церковью (см.: Zeiller J. Op. cit. P. 454—4б0; Gryson R. Scolies...P. 149—1б5; см. также: Schaferdiek K. Wulfila. Von Bischof... S. 4; Kauffmann F. Op. cit. S. LXIII). Иные датировки смерти Ульфилы 388 и 381 гг. соответственно см. в работах: Waitz G. Uber das Leben und die Lehre des Ulfila. Hannover, 1840. S. 4б—49; Bessel W. Uber das Leben des Ulfilas und die Bekehrung der Gothen zum Christenthum. Gottingen, 18б0. S. 15-53. Датировка смерти Ульфилы 383 г. приводит к некоторым противоречиям с другими указаниями Авксентия. В тексте источника утверждается, что Ульфила скончался на сороковом году своего епископства, таким образом, если принять за дату смерти Ульфилы 383 г., то епископский сан он принял, соответственно, в 343 г., что противоречит уже приведенному выше свидетельству Филосторгия о том, что Ульфила был рукоположен епископом Евсевием Никомидийским (умер в 341 г.) и епископами из его окружения в правление императора Константина (умер в 337 г.). Однако следует отметить, что датировка Авксентием основных событий жизни Ульфилы: 30-й год — рукоположение, 40 лет служения, из них 7 до перехода Дуная и 33 года после, — возможно, имеет символический характер и, скорее всего, не вполне отражает реальность, поскольку числа 7, 30, 33, 40 обладают в христианской традиции сакральным значением.

42 В реконструкции Ф. Кауффманна: usque in ipso mortis momento (курсив Ф. Кауффман-на). Таким образом, это место должно быть переведено следующим образом: «...вплоть до самого момента смерти».

43 Данное свидетельство входит в противоречие с ортодоксальной исторической традицией, поскольку византийские церковные историки указывали на то, что Ульфила изначально был кафоликом и лишь затем принял арианство. По свидетельству Сократа, Ульфила отошел от веры своего предшественника, ортодоксального готского епископа Феофила, и принял омийство на Константинопольском соборе 3б0 г.: «Это [исповедание] было в первый раз тогда принято и епископом готов Ульфилой» (Tamv ml Otlftlaj о trov TotGrov Еліоколос tote лprotGv ouvEGeto — Socrat. Hist. eccl. II. 41). Созомен также указывает на участие Ульфилы в этом соборе, но в его интерпретации Ульфила и после собора продолжал находиться в евхаристическом общении со сторонниками никейской веры (8i.EmEi.vE кошгопгоп to<c iEpEftoi. trov Ev Ni^ala auvelGovtrov — Sozom. Hist. eccl. VI. 37). Полное отпадение Ульфилы от Кафолической Церкви Созомен связывает с его участием в готском посольстве к императору Валенту в 37б г.: «И тут-то, побуждаемый или необходимостью, или действительно подумав, что так мыслить о Боге лучше, Ульфила сам вступил в общение с арианами и все племя отторг от Кафолической Церкви» (to<c ’Apelou ^wron'ncai., ml arnov ml to лап ffilov ^ote^^i/v t^j mGolou Eral'nclac). По свидетельству блж. Феодорита (Theodoret. Hist. eccl. IV. 37), Ульфила перешел в арианство лишь после 37б г. Готский епископ склонился к общению с омиями из политических соображений, а также благодаря подкупу (cp»maoi SelEaoac) и уговорам еп. Евдоксия (который на самом деле скончался задолго до этого, в Зб9 г.). Следует отметить, что хотя свидетельства блж. Феодорита и Созомена расходятся в частностях, их указания на то, что Ульфила до конца

правления Валента находился в общении с никейским духовенством, неправильно было бы игнорировать. Вполне возможно, что Ульфила долгое время был индифферентен в отношении к богословским дискуссиям, придерживаясь официального примирительного омийства, и лишь торжество никейского течения над омиями в начале правления императора Феодосия I вынудило Ульфилу занять более определенную и радикальную позицию в тринитарных спорах.

44 Лк 24. 49: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».

45 Деян 1. 8: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый...».

46 В реконструкции Ф. Кауффманна: nec Deum nec Dominum, т.е. «не Бог и не Господь».

Ключевые слова: Авксентий Доросторский, Ульфила, готы, латинское арианство.

Auxentius of Dorostorum. About faith,

LIFE AND DEATH OF ULFILA (introduction, translation and commentaries by G.E. Zakharov)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For the first time is published a translation from the Latin language of the treatise of ‘Arian’ bishop Auxentius of Dorostorum ‘About faith, life and death of Ulfila’ (the end of the IVth century), which includes the important evidences on the history of the late Homoianism and Christianization of the Goths.

Keywords: Auxentius of Dorostorum, Ulfila, Goths, Latin Arianism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.