Научная статья на тему 'Становление российской исполнительской школы игры на латиноамериканских музыкальных инструментах'

Становление российской исполнительской школы игры на латиноамериканских музыкальных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОЗНАНИЕ / ART HISTORY / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL MUSICAL CULTURE / ИГРА НА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / PLAYING LATIN AMERICAN MUSICAL INSTRUMENTS / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / PERFORMING ARTS / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / AND INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березина Анна Дмитриевна.

В статье рассматриваются истоки становления российской исполнительской школы игры на латиноамериканских музыкальных инструментах. Автор статьи рассматривает трансформацию музыкальной культуры в эпоху глобализации, которая сопровождается как унификацией культурных форм, так и этническим ренессансом, усилением интереса к традиционной музыке. В странах Карибского бассейна школа игры на перкуссии прошла долгий и сложный путь становления, развития и укрепления. В России эта школа представлена пока немногочисленными музыкантами -исполнителями, благодаря кропотливому труду которых возник интерес к этой культуре, и стало возможным более глубокое её изучение. В целом в современном культурном пространстве традиционная музыкальная культура является важным средством межкультурной коммуникации, обеспечивающим диалог между позицией универсализации и сохранения уникальности различных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE RUSSIAN PERFORMING SCHOOL GAMES ON LATIN AMERICAN MUSICAL INSTRUMENTS

The article examines the origins of formation of the Russian performing school games on Latin American musical instruments. The author of the article considers the transformation of musical culture in the era of globalization, which is accompanied by unifying cultural forms and ethnic Renaissance, increased interest in the traditional music. In the Caribbean school of playing the percussion was a long and difficult way of formation, development and strengthening. In Russia this school is presented by a few musicians, thanks to laborious work which there is an interest in this culture, and made possible a more profound study. In Russia the Latin American percussion instruments began to appear in the orchestra at the end of the 70-ies of XX century. In General in the modern cultural space of the traditional musical culture is an important means of intercultural communication, ensuring dialogue between the position of universalization and preserve the uniqueness of different cultures.

Текст научной работы на тему «Становление российской исполнительской школы игры на латиноамериканских музыкальных инструментах»

Становление российской исполнительской школы игры на латиноамериканских музыкальных инструментах

удк 789

А. Д. Березина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются истоки становления российской исполнительской школы игры на латиноамериканских музыкальных инструментах. Автор статьи рассматривает трансформацию музыкальной культуры в эпоху глобализации, которая сопровождается как унификацией культурных форм, так и этническим ренессансом, усилением интереса к традиционной музыке. В странах карибского бассейна школа игры на перкуссии прошла долгий и сложный путь становления, развития и укрепления. В Госсии эта школа представлена пока немногочисленными музыкантами-исполнителями, благодаря кропотливому труду которых возник интерес к этой культуре, и стало возможным более глубокое её изучение. В целом в современном культурном пространстве традиционная музыкальная культура является важным средством межкультурной коммуникации, обеспечивающим диалог между позицией универсализации и сохранения уникальности различных культур.

Ключевые слова: искусствознание, традиционная музыкальная культура, игра на латиноамериканских музыкальных инструментах, исполнительское искусство, межкультурное взаимодействие.

A. D. Berezina

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

THE FORMATION OF THE RUSSIAN PERFORMING SCHOOL GAMES ON LATIN AMERICAN MUSICAL INSTRUMENTS

The article examines the origins of formation of the Russian performing school games on Latin American musical instruments. The author of the article considers the transformation of musical culture in the era of globalization, which is accompanied by unifying cultural forms and ethnic Renaissance, increased interest in the traditional music. In the Caribbean school of playing the percussion was a long and difficult way of formation, development and strengthening. In Russia this school is presented by a few musicians, thanks to laborious work which there is an interest in this culture, and made possible a more profound study. In Russia the Latin American percussion instruments began to appear in the orchestra at the end of the 70-ies of XX century. In General in the modern cultural space of the traditional musical culture is an important means of intercultural communication, ensuring dialogue between the position of universalization and preserve the uniqueness of different cultures.

Keywords: art history, traditional musical culture, playing Latin American musical instruments, performing arts, and intercultural communication.

БЕРЕЗИНА АННА ДМИТРИЕВНА — аспирантка кафедры духовых оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств

BEREZINA ANNA DMITRIEVNA — doctoral student of Department of brass orchestras and ensembles, Moscow State University of Culture and Arts

103

e-mail: berzk_cong_cha@mail.ru 103

© Березина А. Д., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт и образ жизни миллионов людей. При этом искусство выступает как продукт художественной деятельности и неиссякаемый источник эстетических ценностей и художественного развития личности. Это объясняет обострённый интерес гуманитарных наук к искусству как фактору социокультурного и художественного развития общества. Особую значимость приобретает музыкальное искусство, поскольку именно оно выступает носителем художественных и нравственных ценностей и идеалов различных народов мира.

В эпоху быстрого распространения более или менее единообразной общемировой музыкальной культуры этническое своеобразие народов унифицируется, а где-то далее стирается. С усилением процесса глобализации тенденция к универсализации музыкальной культуры, исчезновению традиционных культур и выработке этнически нейтральных форм будет нарастать. Исследования этнических аспектов развития музыкального искусства в последние 15—20 лет показали возрастающую необходимость сближения практического прикладного изучения её явлений с общетеоретическими разработками. В связи с этим особую роль в искусствоведении играет музыкальная этнография как отрасль музыковедения.

Музыкальная этнография (от греч. еШоэ — «народ» и grapo — «пишу») — это научная дисциплина, объектом которой выступает народная музыка. Этномузыкология — область научных исследований, предметом изучения которой является музыка, в первую очередь неевропейских цивилизаций.

на сегодняшний день в нашей стране отсутствуют разработанные методики игры на латиноамериканских ударных инструментах, всю информацию по этой теме можно найти лишь в немногочисленных и непереведён-ных на русский язык работах зарубежных авторов.

Тем не менее «о роли латиноамериканских

ритмов в джазе и популярной музыке молено писать диссертации. Танго, болеро, румба, ча-ча-ча, самба и т.д. на десятилетия завоевали дансинги Америки и Европы, насыщали киномузыку и составляли аккомпанемент многих шлягеров. Пресытившись четырёхдольным свингом, заигрывать с латиноамериканскими ритмами стал далее замкнутый в себе и самовлюблённый длсаз. Опыты Диз-зи Гиллеспи, Стэна Кентона, Стэна Гетца и многих других привели в 40-е и 50-е годы к созданию афро-кубинского джаза», — писал В. Фейертаг [2].

В частности, сегодня композиторы всё шире и многообразнее используют перкуссию в своих сочинениях — не только как ритмический фон, но и как одно из ярких, выразительных и динамических средств, как источник интересных тембровых сочетаний и красок.

В странах Карибского бассейна школа игры на перкуссии прошла долгий и сложный путь становления, развития и укрепления. Методика преподавания игры на латиноамериканских ударных инструментах постоянно прогрессировала, тем самым повышалось качество обучения музыкантов-перкуссио-нистов, давая возмолсность быстрее подготовить качественных исполнителей — оркестрантов и солистов.

в россии эта школа представлена пока немногочисленными музыкантами-исполнителями, благодаря кропотливому труду которых возник интерес к этой культуре и стало возмоленым более глубокое её изучение.

Российские музыкальные коллективы начали активно использовать кубинскую перкуссию всего чуть более двадцати лет назад. однако за это время она сумела прочно войти в арсенал многих ансамблей. Перкуссия уже воспринимается музыкантами как необходимый элемент для создания нового звучания и визуальный атрибут для подготовки шоу. Аранжировки ряда коллективов уже пишутся специально для участия перкуссии в общем звучании, а порой она используется и в качестве лидирующего инст-

румента. У слушателей и зрителей уже сложился определённый образ восприятия кубинской перкуссии как в музыкальном, так и в визуальном плане, хотя далеко не каждый разбирается в названиях, предназначении и особенностях того или иного инструмента.

Вообще, в нашей стране латиноамериканские ударные инструменты начали появляться в оркестрах в конце 70-х годов ХХ века. Зачастую эти инструменты были скорее «украшением» оркестра, нежели выполняли какую-либо функцию в музыке. Среди музыкантов конги и прочие латиноамериканские инструменты назывались «администраторским инструментом». Такое странное название возникло из-за того, что чаще всего исполнитель, являясь администратором оркестра и занимаясь организационными вопросами, получал должность «перкуссио-нист», и всё что ему оставалось, это встать за инструмент и делать вид, что он на нём играет. Это, безусловно, вносило определённый колорит в общую картину концертного выступления оркестра и было своего рода элементом шоу, но никакой музыкальной функции не несло.

Постепенно приходило понимание того, что «присутствие перкуссиониста в любом музыкальном жанре должно быть оправдано! Подтверждение тому происходит, когда: 1) исполняется музыка с элементами латиноамериканского фольклора, где перкуссио-нист просто необходим, чтобы всё звучало убедительно; 2) исполняется Afro-Cubana в чистом виде; 3) аранжировщик специально пишет для перкуссиониста.

4. Имеет место свободное творчество, без какой-либо конкретной идеи, без законов и правил, в расчёте на "что-нибудь получится".

5. Присутствует стремление к необычности, новизне, экзотике» [1, с. 21].

В 1978 году пианистом и композитором Николаем Левиновским был создан ансамбль «Аллегро», где перкуссионистом работал Юрий Генбачев. Он являлся своего рода «маяком» для всех, интересующихся этим

искусством начинающих перкуссионистов того времени. Единственный в России на тот момент «играющий перкуссионист» Генбачев широко использовал специфические возможности для обогащения музыкально-ритмической фактуры, которую он тонко чувствовал. Генбачев был великолепным шоуменом, в процессе игры Юрий ярко представлял каждый инструмент, на котором играл. Это музыкальное шоу не оставляло зрителей равнодушными.

В начале 90-х годов прошлого столетия в джаз-бэнде «Государственная филармония джаза» под управлением Давида Голощеки-на работал выдающийся музыкант-перкус-сионист Яков солодкий, который также внёс большой вклад в отечественное исполнительство на латиноамериканских ударных инструментах. Яков активно использовал все возможности латиноамериканской перкуссии для создания различных по настроению и содержанию музыкальных образов. Он первым в стране заинтересовался происхождением этих инструментов, начал изучать традиционные латиноамериканские ритмы. Именно в исполнении Я. Солодкого советский слушатель впервые услышал истинное звучание этих инструментов с учётом их латиноамериканской исполнительской традиции. В наши дни Яков солодкий живёт в Германии, хотя периодически выступает в концертах и с мастер-классами в России.

1991 год можно считать временем основания российской перкуссионной школы. Из Кубы в Петербург возвращается перкуссионист Алексей Микшер. он прожил год на солнечном острове, изучая его культуру, традиции, ритмы и инструменты и обучаясь игре на них. там он принял сантерию — местные религиозные верования, после чего впервые привёз в россию бата — кубинские религиозные музыкальные инструменты. Здесь у него нашлись единомышленники — Артур Газаров, кирилл ипатов, йоэль Гон-салез — музыканты, которых объединила любовь к ритмам, культуре и афро-кубинским традициям. Они исполняли музыку на

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

улицах, в парках, на открытых площадках, студиях и т.д. С ними сотрудничал Даниил Прокопьев (в настоящее время издаёт журнал "Comunnity Drum").

В целом, в России в начале 90-х годов прошлого столетия информации о технике и особенностях игры на перкуссии практически не было, не говоря уже о методиках и пособиях. Поэтому долгое время музыканты могли работать исключительно на энтузиазме, «выхватывая» по крохам любую информацию об искусстве игры на перкуссии, делясь ею друг с другом и изобретая что-то своё. Было большим счастьем добыть записи аутентичных исполнителей, таких как Арту-ро Сандоваль, группа «Иракере», Пакито де Ривьера и др. Уже в те годы в Европе и Америке набирал обороты такой стиль музыки, как тимба, которая приходит в Россию только сегодня. «На протяжении многих лет было очень трудно найти записи современной кубинской музыки, а тем более услышать, но в конце 90-х такие группы, как Los Van Van и Paulito FG и Су Elite начали турне по США, Европе и Японии, поражали любителей музыки и музыкантов новыми, захватывающими ритмами "тимбы". Каждый инструмент ритм-секции принял качественный скачок с точки зрения сложности и творческой свободы» [3, p. 11].

Большой вклад в развитие исполнительского искусства на латинской перкуссии в России внёс Александр Шевченко. Он давал выход «парковым сборищам» на профессиональный уровень, устраивая мастер-классы, концерты, тематические вечера, открытые уроки в концертных залах и классах Петербурга. Как и любое новое явление, перкуссия и латиноамериканские ритмы в консервативной музыкальной среде в то время зачастую воспринималась «в штыки». Поэтому энтузиастам постоянно приходилось преодолевать скептицизм, непонимание и сопротивление других музыкантов, в том числе и тех, от кого зависит «раскрутка» и продвижение коллективов — продюсеров, теле- и радиорежиссёров и т.д.

После переезда в Москву в 1996 году Артур Газаров активно сотрудничает со столичными музыкантами, внедряя перкуссию и элементы латиноамериканской музыки в аранжировки исполнителей поп-музыки, чтобы постепенно приучать массового слушателя к новому звучанию. Кроме того, десять лет назад Артур Газаров основал школу игры на перкуссии «Самбатерия», где преподаёт до сих пор.

Самым плодотворным явилось сотрудничество А. Газарова с Леонидом Агутиным: в аранжировках исполняемых певцом песен стало заметно преобладание латиноамериканских инструментов и ритмов; летом 2010 года Агутин совместно с Артуром Сандова-лем и кубинским национальным оркестром реализовал совместный проект по записи клипа и подготовки музыкального диска. Точно так лее со многими звёздами мировой и отечественной эстрады сотрудничают российские перкуссионисты Алексей Микшер и Кирилл Ипатов. И «внедряют» латиноамериканские ритмы и инструменты в сознание современного отечественного слушателя. Время от времени они объединяются для совместных проектов, дают мастер-классы и открытые уроки по всей России. Именно благодаря усилиям и энергии этих энтузиастов в последние годы интерес российских музыкантов и слушателей к афро-кубинской музыке значительно вырос.

Таким образом, роль ударных в современной музыкальной культуре различных стран, в том числе и в России, чрезвычайно расширяется.

Композиторы всё шире и многообразнее используют перкуссию в своих сочинениях не только как ритмический фон, но и как одно из ярких, выразительных и динамических средств композиции, интересных тембровых сочетаний и красок. Совершенствование техник игры на ударных инструментах во многом обуславливалось модернизацией самих инструментов и расширением спектра их использования.

Традиционная музыкальная культура со-

держат в себе механизмы саморегуляции, направленные на гибкое взаимодействие с окружающим пространством. На фоне глобализации этнический ренессанс локальных культурных традиций является закономерным процессом современности. В современ-

ном культурном пространстве традиционная музыкальная культура является важным средством межкультурной коммуникации, обеспечивающим диалог между позицией универсализации и сохранения уникальности различных культур.

Примечания

1. Солодкий Я. Магия перкуссии // Джаз квадрат. 2000. № 2/97.

2. Фейертаг В. Percussion Magic [Электронный ресурс]. URL: http://www.jakovsolodki.com/index. php?option=com_content&view=artide&id=4&Itemid=22&lang=ru.

3. Tomas Cruz. Conga Method. Adventure III. Melbay, 2009.

References

1. Solodkii Ia. Magiia perkussii [Magic percussion]. Dzhaz kvadrat [Jazz square]. 2000. No. 2/97.

2. Feiertag V. Percussion Magic. Available at: 3.//http://www.jakovsolodki.com/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=4&Itemid=22&lang=ru.

3. Tomas Cruz. Conga Method. Adventure III. Melbay, 2009.

К вопросу о критериях оценки языковой подготовки студентов

удк 372.881.1

Н. Г. Вартанова, А. В. Резникова

ростовский государственный строительный университет (г. ростов-на-дону)

данная статья представляет собой попытку определить критерии оценки языковой подготовки студентов, качество достигнутых результатов в ходе обучения, возможность построения объективной системы оценивания. реализация основных направлений модернизации российского высшего образования и требований, предъявляемых к подготовке современного специалиста, предполагает также повышение качества языковой подготовки на всех уровнях образования. обучение иностранным языкам является обязательным элементом образовательного процесса, одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Модель качества системы многоуровневой языковой подготовки студентов разработана на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Повышение качества языковой подготовки студентов осуществляется также путём создания системы обеспечения качества преподавания иностранных языков, оценивается как деятельность преподавателя, так и подготовка студентов.

Ключевые слова: критерии оценки, языковая подготовка, качество знаний, объективность, реформа.

ВАРТАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-

Дону)

VARTANOVA NATALIA GENNADIEVNA — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

РЕЗНИКОВА АННА ВИКТОРОВНА — кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-

Дону) 187

REZNIKOVA ANNA VIKTOROVNA — Ph.D. (Sociology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: e-mail: vira12@yandex.ru, annreznikova@yandex.ru © Вартанова Н. Г., Резникова А. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.