Научная статья на тему 'Становление российского федерализма в контексте противодействия сепаратистским тенденциям'

Становление российского федерализма в контексте противодействия сепаратистским тенденциям Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1359
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ / FREEDOM PARADE (PARADE OF SOVEREIGNTIES) / ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР / FEDERAL TREATY / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ТАТАРСТАН / TATARSTAN / ЧЕЧНЯ / CHECHNYA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шувалов Александр Анатольевич

В данной статье анализируется период становления российского федерализма в 90-е гг. XX века, так как именно в указанный период молодому суверенному российскому государству пришлось столкнуться с проблемами сепаратизма, в большей степени исходившими от республик Татарстан и Чечня, и противодействовать угрозе распада государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Federalism development in counter-separatism context

This article dwells on the issues of Russian federalism development in the 90s of the 20th century, and it was exactly when the young sovereign Russian Federation had to face the problem of separatism that came mostly from the Republics of Tatarstan and Chechnya, and to counter the threat of state dissipation.

Текст научной работы на тему «Становление российского федерализма в контексте противодействия сепаратистским тенденциям»

УДК: 342.24 ББК: 67.400.5

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЕПАРАТИСТСКИМ ТЕНДЕНЦИЯМ

АЛЕКСАНДР АНА ТОЛЬЕВИЧ ШУВАЛОВ,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность 07.00.02 — отечественная история

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье анализируется период становления российского федерализма в 90-е гг. XX века, так как именно в указанный период молодому суверенному российскому государству пришлось столкнуться с проблемами сепаратизма, в большей степени исходившими от республик Татарстан и Чечня, и противодействовать угрозе распада государства.

Ключевые слова: федерализм, сепаратизм, парад суверенитетов, федеративный договор, конституция, Татарстан, Чечня.

Annotation. This article dwells on the issues of Russian federalism development in the 90s of the 20th century, and it was exactly when the young sovereign Russian Federation had to face the problem of separatism that came mostly from the Republics of Tatarstan and Chechnya, and to counter the threat of state dissipation.

Keywords: federalism, separatism, freedom parade (parade of sovereignties), federal treaty, constitution, Tatarstan, Chechnya.

С развалом Советского Союза в России начался процесс формирования новых государственных структур и оформления административно-территориального устройства. Предполагалось, что в дальнейшем Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, которая являлась федерацией по форме территориального устройства, будет развиться на принципах федерализма. Однако отсутствие полностью сформированного государственного аппарата и разруха административно-хозяйственной системы управления приводили к нарастанию сепаратистских тенденций (тенденций к отделению) внутри России, что неминуемо вело к угрозе ее распада.

С 16 мая по 22 июня 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР. Отражая стремление к усилению самостоятельности РСФСР, 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о государствен-

ном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Декларация ознаменовала новый этап развития Российской Федерации в составе СССР. В ней содержались принципиальные положения, признающие вхождение РСФСР в СССР, но трактующие ее как самостоятельное и независимое государство. Пунктом 5 декларации устанавливалось верховенство Конституции и законов РСФСР на всей ее территории, а также право республики приостанавливать действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, на своей территории. Пунктом 9 устанавливалось, что Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны были определять-

ся законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве федерации [1].

В связи с этим в августе 1990 г. в Казани, а затем в Уфе глава Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин заявил: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Этот призыв обернулся нарастанием центробежных тенденций в самой России. В условиях начинающегося краха СССР и наметившегося ослабления центральной власти тяга к самостоятельности в автономных республиках и областях РСФСР заметно усилилась. Так, с августа по октябрь 1990 г. происходил «парад суверенитетов» автономных республик РСФСР. В декларациях о государственном суверенитете и других документах того периода республики и автономные округа провозглашались носителями суверенитета. При этом вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился. Таким образом, в самом начале 1990-х гг. начался стихийный процесс децентрализации, массового присвоения регионами функций и полномочий федерального центра.

После распада СССР вопросы внутренних отношений в Российской Федерации еще больше обострились. Так, еще 27 ноября 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР принял декларацию о государственном суверенитете, провозглашалось независимое государство под руководством первого секретаря обкома КПСС Д. Завгаева. В сентябре 1991 г. Д. Завгаева сместили, и к власти пришел Д. Дудаев, пользовавшейся поддержкой Объединенного Конгресса Чеченского народа. 27 октября 1991 г. в ходе выборов в Чечено-Ингушской АССР он был избран президентом. 1 ноября 1991 г. был издан указ Д. Дудаева «Об объявлении суверенитета Чеченской республики». Этим актом объявлялась новая государственная общность в границах бывшей Чечено-Ингушской АССР [2, с. 206, 211, 213]. 2 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР признал недействительными проведенные выборы президента. Затем 7 ноября 1991 г. был принят указ Президента РСФСР о введении в Чечено-Ингушской республике режима чрезвычайного положения. В этот же день в грозненском аэропорту высадилось 300 военнослужащих и спецназовцев с целью наведения порядка в Чечне, но все

они были блокированы боевиками. Помощь к ним не была отправлена, конкретных дальнейших указаний они не получали, а Б. Ельцин уклонился от конкретного решения. В результате переговоров на месте российские военнослужащие покинули Чечню на автобусах. 12 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР проголосовал против режима чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии. Аргументацией депутатов было то, что указ не определял силы, средства, план действий. Парламентарии предложили приостановить действие чрезвычайного положения, создать парламентскую группу для переговоров и ужесточить контрольный режим на границе [3]. На встрече с журналистами в белом доме вице-президент РСФСР А. Руцкой заявил: «Сегодня нет гарантий стабилизации обстановки в Чечено-Ингушетии. Отменив указ Президента РСФСР о введении чрезвычайного положения, мы продемонстрировали безвластие, порождающее беззаконие» [4, с. 137]. В результате этих событий авторитет Д. Дудаева неимоверно вырос. Стали сокращаться поступления в союзный и республиканский бюджет от предприятий Чечни, начали формироваться «вооруженные силы» Чеченской Республики. Летом 1992 г. из Чечни были выведены российские войска, половина оставшегося на ее территории вооружения передана по остаточной стоимости лидерам Чечни. Доходы от продажи нефти шли почти исключительно в местный бюджет, а тот в свою очередь использовал их для закупки вооружения в мусульманских странах, вербовки там военных инструкторов, поддержки разбросанной по всему СССР чеченской диаспоры. В начале 1990-х гг. начались гонения и убийства русскоязычного населения. С 1992 по 1994 гг. более 90 тыс. русскоговорящих были вынуждены покинуть пределы республики и стать переселенцами [5]. По данным МВД России, 1992—1993 гг. на территории Чечни ежегодно совершалось до 600 умышленных убийств. Жертвами становились жители Чечни русского происхождения [2, с. 217].

Первоначальное отсутствие жесткой реакции центра приводило к усилению сепаратистских тенденций по всей стране. В сентябре 1991 г. в Казани проходили волнения и митинги с требованием независимости Татарстана, 24 октября Верховный совет республики принял постановление «Об акте

государственной независимости республики Татарстан». 26 декабря 1991 г. Верховный совет Татарстана принял декларацию о вхождении в СНГ на правах соучредителя [6, с. 834]. Создавалась опасность распада Российской Федерации. Стала очевидной необходимость реформирования и нового конституционного оформления федеративной структуры РСФСР. В России возникла идея подписать Федеративный договор, посредством которого упорядочить внутренние отношения, а также определиться со статусом всех видов единиц, составляющих Российскую Федерацию.

В результате 31 марта 1992 г. Федеративный договор был подписан. Он включал: 1) договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (вместе с Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации); 2) договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (вместе с Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации); 3) договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Первый из договоров установил, что республики признаны самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, земля и ее недра объявлялись достоянием народов, проживающих на территории республик. Договор был подписан представителями 19 республик. Президенты Республики Татарстан М. Шаймиев и Чечено-Ингушской Республики Д. Дудаев договор не под-

писали. Второй и третий договор включали аналогичный круг вопросов, но предусматривали меньше прав для этих государственных образований. Все три договора были одобрены VI Съездом народных депутатов России в апреле 1992 г. и стали рассматриваться как составная часть действовавшей тогда Конституции [7, с. 343].

Таким образом, Федеративный договор позволил достичь компромисса между центром и регионами, сняв угрозу территориальной целостности страны, но в то же время узаконил асимметричный характер российского федерализма, предоставив одному из видов субъектов (республикам) наибольший объем политических и экономических прав.

В 1992 г. в составе России была образована Ингушская Республика путем разделения Чечено-Ингушской Республики. 6 июня 1992 г. Ингушетия провозгласила свою независимость [8, с. 3]. Осенью 1992 г. разгорелся Осетино-ингушский конфликт. В связи с эскалацией напряженности в части районов Ингушетии и Северной Осетии 2 ноября 1992 г. Президентом России был издан Указ «О введении чрезвычайного положения», для усмирения сторон введены российские войска, на что Д. Дудаев обвинил Россию в подготовке плацдарма для нападения на Чечню, заявив о готовности «воевать до последнего чеченца» и что «Россия не должна забывать, где находятся границы Чеченской Республики, иначе взлетят на воздух Назрань и Владикавказ» [3]. Одновременно происходило усиление его личной власти. 5 июня 1993 г. в Грозном был распущен парламент и разгромлена оппозиция. По указу Президента России Б. Ельцина была закрыта административная граница с Чечней.

Принятие Конституции 12 декабря 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства российского государства. Конституция России ввела для всех государственных образований единое понятие субъекта федерации и закрепила их равноправие. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. составной частью действующей Конституции не являлся. В случае несоответствия положениям Конституции России положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов действовали положения Конституции России [9,

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

с. 300]. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами с республиками Чечня и Татарстан.

После длительных переговоров, противостояния и поиска компромиссных решений 15 февраля 1994 г. был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», который разграничил предметы ведения и полномочия, а также закрепил предметы исключительного ведения и полномочия Республики Татарстан. Республика получила возможность использовать свои природные ресурсы. Нормы, предусмотренные республиканским законодательством, помогли стабилизировать добычу нефти в республике (в то время как в России происходило падение добычи нефти), проводить разработку новых месторождений, сохранить рабочие места, создать конкурентную среду в нефтяной отрасли республики и в дальнейшем сформировать так называемые «точки роста» народного хозяйства, создать благоприятные возможности для реализации социально-экономических программ [10].

Практика заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий привела к тому, что большинство договоров противоречили Конституции России и федеральному законодательству (договоры о разграничении полномочий с Республикой Татарстан и Республикой Башкортостан устанавливали льготы и преимущества данных субъектов перед другими), тем самым нарушая конституционный принцип равноправия субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5) [10]. В борьбе с республиканским сепаратизмом начала 1990-х гг. проблема асимметричности федерации стояла довольно остро. Федеративный центр сохранял симметрию федеративных отношений де-юре, делал уступки отдельным субъектам (республикам) де-факто. Так, действия команды Б. Ельцина объяснялись давлением республиканских лидеров, которое снижалось фактическими уступками, но только в рамках текущей политики. Симметрия федерации охранялась де-юре, так как при сохранности право-

вой симметрии все уступки политического свойства имели временный характер и могли быть отозваны в прошлом [11, с. 49].

Но к лету 1994 г. федеральное правительство в переговорах с Д. Дудаевым решило действовать не увещеваниями, а угрозами. Немногочисленные попытки решить вопрос о признании руководством Чечни статуса субъекта Российской Федерации с помощью «миротворческих миссий» (в том числе и с участием Р. Хасбулатова) окончились провалом. 10 августа 1994 г. «общенародный съезд» в Грозном поддержал решение Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и начале «священной войны» с Россией за независимость. Усилились и распри в среде его сторонников. Ряд деятелей антидудаевской оппозиции (У. Автурханов, Б. Гантимиров, Р. Лабазанов), силы которой располагались в Надтеречном и Урус-Мартановском районах, попытались осуществить антидудаевскую военную операцию в Грозном 15 октября 1994 г., но отступили, не добившись решающего успеха. Вторая попытка по захвату Грозного силами оппозиции была предпринята 26 ноября 1994 г., в результате в плен к сторонникам Д. Дудаева попали российские военнослужащие Таманской и Кантемировской дивизий, «сражавшихся на стороне оппозиции» по контракту с Федеральной службой контрразведки [12]. Из президента Ичкерии Д. Дудаев превратился в символ джихада, к борьбе за независимость добавляется фактор исламского фундаментализма.

В этих условиях власти в Москве больше не стали затягивать с решением чеченского вопроса. 29 ноября 1994 г. на заседании Совета Безопасности была принята установка о наведении конституционного порядка в Чечне. 30 ноября 1994 г. был издан Указ Президента России № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики». 1 декабря 1994 г. предъявлен ультиматум Д. Дудаеву с требованием добровольно разоружиться всем «незаконным военным формированиям» до 15 декабря. В противном случае не исключалось применение силы. Одновременно началось сосредоточение федеральных войск в районе Моздока. После отказа выполнить ультиматум Совет Безопасности России принял решение о силовом разрешении кризиса в Чечне. Командование объединенной группировкой

федеральных сил в Чеченской Республике первоначально в декабре 1994 г. возглавил генерал А. Ми-тюхин (декабрь 1994 г.), затем с декабря 1994 по февраль 1995 г. — генерал А. Квашнин, с февраля по июль 1995 г. — генерал А. Куликов.

10 декабря 1994 г. начался ввод войск в Чечню. Военная авиация подвергла Грозный первой бомбардировке, был уничтожен чеченский воздушный флот. 31 декабря 1994 г. начался штурм Грозного. По разным оценкам его обороняло до 10—15 тыс. боевиков. Численность федеральных войск составляла от 18 до 23 тыс. человек [14; 3]. После ожесточенных боев перелом в войсковой операции наступил 19 января 1995 г. с взятием дворца Д. Дудаева, отдельные бои продолжались до 23 февраля 1995 г. Город был разрушен почти до основания.

В соответствии с принципом государственной целостности Российская Федерация — это единое государство. Российская Федерация имеет единую и неделимую территорию, обладает государственным суверенитетом, власть ее органов распространяется на всю ее территорию. Одностороннее отделение или выход каких-либо частей территории государства не допускается. Попытка самовольного выхода и другие случаи, свидетельствующие о том, что в субъекте Федерации произошел сбой конституционного механизма государственной власти, требуют применения необходимых мер в целях обеспечения основ конституционного строя, в том числе целостности России. В этих случаях необходим конституционный механизм вмешательства федерации в дела субъекта. На фоне отсутствия конституционной базы федерального вмешательства указы Президента, на основании которых действовали федеральные органы в Чеченской Республике, послужили предметом рассмотрения в Конституционном суде. Ситуация в Чеченской Республике к 1994 г. рассматривалась как экстраординарная, не соответствующая условиям чрезвычайного или военного положения. По мнению Конституционного суда, которое он выразил в постановлении от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопоряд-

ка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря

1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации», президент был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета России, ее независимости, безопасности и целостности. Принцип территориальной целостности государства Конституционный суд увязал с правами граждан, указав, что государственная целостность — важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод [13, с. 251].

Выдавленные из Грозного боевики сконцентрировались на двух направлениях. На западном (Самашки, Бамут) действовала группировка «Север». На восточном (Гудермес, Аргун, Шали) группировка «Юг» под командованием генерала Г. Трошева. Весной 1995 г. боевики получали пополнение через горные перевалы Шатоя из Грузии. К лету 1995 г. федеральные войска блокировали дудаевцев в горных районах. Военный успех операции начал склоняться на сторону регулярных войск. В этих условиях группа чеченских сепаратистов во главе с Ш. Басаевым провела крупномасштабную акцию 14 июня

1995 г. по захвату заложников в Буденновске (Ставропольского края). По различным оценкам было захвачено и удерживалось в городской больнице до 1,5 тыс. человек (из них 128 было убито). Боевики на автобусах, прикрываясь 150 заложниками, добрались до Чечни и растворились в горах. Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и сесть за стол переговоров. Время, проведенное в бесплодных дискуссиях, дудаевцы исполь-

зовали для перегруппировки своих сил и начала новой волны вооруженного сопротивления. 6 октября 1995 г. было совершено покушение на командующего вооруженной группировкой федеральных сил генерала А. Романова (именно он вел переговоры с А. Масхадовым — начальником штаба вооруженных сил Чечни на позициях «силы»), а также на представителя Президента Российской Федерации в Чечне О. Лобова [12]. В результате полномасштабные военные действия возобновились, а московские сторонники продолжения переговорного процесса были подвергнуты критике. С октября по декабрь 1995 г. командующим вооруженной группировкой федеральных сил в Чечне был генерал А. Шкирко, с января по октябрь 1996 г. — генерал В. Тихомиров, а с июля по август 1996 г. исполнял обязанности генерал К. Пуликовский.

В момент обострения военных действий 9 января 1996 г. чеченские сепаратисты во главе с С. Радуевым предприняли новый захват заложников (около 3 тыс. человек), на этот раз в Кизляре (Дагестан). Боевики на автобусах под прикрытием 165 заложников переместились в село Первомайское на границе с Чечней. Попытка федеральных властей взять штурмом село не увенчалась успехом. В ночь на 18 января 1996 г. боевики осуществили попытку прорыва из окружения, большая их часть была уничтожена, но самому С. Радуеву удалось прорваться [14]. В феврале — марте 1996 г. федеральные войска предприняли новую серию атак на дудаевцев и сумели вытеснить их в горы в ряде районов.

Но 6-14 марта 1996 г. Грозный подвергся атаке чеченских боевиков, одновременно бои возобновились в районе Шали и Ведено (30—31 марта). Власти в Москве пришли к выводу, что решение этой проблемы лежит не на поле сражения, а за столом переговоров. Кроме того, в связи с предстоящими президентскими выборами вопрос чеченской войны нужно было решить политически. 31 марта 1996 г. Б. Ельцин заявил о прекращении боевых действий в Чечне и обнародовал план мирного урегулирования чеченской проблемы. Он предусматривал поэтапный вывод федеральных войск из Чечни, подготовку и проведение там свободных выборов в парламент республики, заключение договора с Чечней о разграничении полномочий между республиканской и фе-

деральной властями, амнистию участникам боевых действий (за исключением тех, кто совершил тяжкие преступления), оказание финансовой помощи в восстановлении Чечни по мере стабилизации обстановки в ней, создание комиссии по мирному урегулированию в Чечне во главе с В. Черномырдиным.

Но это не повлияло на масштабы военных действий. 16 апреля 1996 г. колонна 245 мотострелкового полка под Ярышморды в Аргунском ущелье попала в засаду и была полностью уничтожена (53 убитых, 50 раненых, 13 остались в живых). Операцией командовал полевой командир (арабский наемник) А. Хаттаб. Чеченские боевики перешли на партизанские методы ведения войны. 21 апреля 1996 г. в результате спецоперации был убит Президент Чечни Д. Дудаев. 24 мая 1996 г. федеральными войсками разгромлены бандформирования в Бамуте.

27 мая 1996 г. в Москве состоялись первые переговоры руководства России с лидером чеченских сепаратистов (исполняющим обязанности президента Чечни З. Яндарбиевым), положившие начало процессу мирного урегулирования. Но переговоры зашли в тупик. 6 августа 1996 г. Грозный был атакован боевиками и занят практически весь кроме центра, силы федералов сражались в окружении. Одновременно бои велись в Гудермесе и Аргуне. Только 14 августа 1996 г. ситуация была переломлена в пользу федеральных войск. Президент Б. Ельцин поручил секретарю Совета Безопасности А. Лебедю найти основу для прочного мира. Генерал А. Лебедь сумел достигнуть компромисса с чеченскими сепаратистами. 22 августа 1996 г. стороны договорились о прекращении боевых действий и обмене военнопленными. 31 августа 1996 г. был подписан Хасавюртовский мирный договор, по которому федеральные войска выводились из Чечни, объявлялся мораторий на определение статуса Чечни в течение ближайших пяти лет [14]. В результате мирного договора война была остановлена, но мир так и не наступил. 23 ноября 1996 г. политическое соглашение об урегулировании в Чечне подписали главы правительств России (В. Черномырдин) и Чечни (начальник штаба А. Масхадов). 27 января 1997 г. на президентских выборах Чечни убедительную победу уже в первом туре одержал А. Масхадов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, на протяжении 1990-х гг. происходило правовое оформление федеративных отношений в России. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г. и принятие Конституции России 12 декабря 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства российского государства. Но из-за слабости федерального центра федеративные отношения оставались нестабильными. Сохранялись сепаратистские тенденции в отдельных субъектах Федерации (республиках Чечня и Татарстан).

Стремления республики Татарстан отделиться удалось преодолеть в результате длительных переговоров, противостояния и поиска компромиссных решений, итогом которых было подписание 15 февраля 1994 г. договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Были разграничены предметы ведения и полномочия и закреплены предметы исключительного ведения и полномочия Республики Татарстан. Тем не менее неразрешенными проблемами оставались нарушение конституционного принципа равноправия субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и расхождения между Конституцией России и федеральными законами, с одной стороны, и конституциями (уставами) и законами субъектов федерации, с другой.

Результатом первой чеченской кампании стало подписание соглашения о прекращении военных действий и договора о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия 12 мая 1997 г., которые не прекратили сепаратистских стремлений чеченского руководства. В конце апреля 1997 г. на железнодорожных вокзалах Армавира и Пятигорска произошли взрывы, подготовленные чеченскими террористами, на территории Чечни начались похищения российских журналистов с целью выкупа. Таким образом, ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной. Но несмотря на препятствия и опасности, России удалось в исторически короткий срок создать основу федеративных отношений.

Литература

1. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant. ги.

2. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001.

3. Краснопеев Д.В. Гражданская война в России, 1993—? Красноярск, 2005. Режим доступа: http://artofwar.ru.

4. Ельцин Б.Н. Записки президента. М.: Издательство «Огонек», 1994.

5. Трошев Г. Чеченский рецидив. Записки командующего. М.: Вагриус, 2003. Режим доступа: http://www.litmir.co.

6. История России XX — начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронков. М.: Эксмо, 2009.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013.

8. Дзидзоев Р.М. К вопросу о федерализации России // Конституционное и муниципальное право. № 2. 2015.

9. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2015.

10. Гапсаламов А.Р. Особенности становления российского федерализма (на материалах Татарстана) // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Режим доступа: http://www.egpu.ru.

11. Смирнягин Л.В., Бусыгина И.М. Российский федерализм. Режим доступа: http://kniga.seluk.ru.

12. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. М.: Клио Софт, 2000.

13. Васильева С.В. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2010.

14. Трошев Г.Н. Чеченский излом. Дневники и воспоминания. М.: «Время», 2009. 416 с. Режим доступа: http://www.litmir.co.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

References

1. Deklaratsiya o gosudarstvennom su-verenitete Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Respubliki ot 12 iyunya 1990 g. // Sistema GARANT. Rezhim dostupa: http://base.garant. ru.

2. Tishkov V.A. Obshchestvo v vooruzhennom konflikte (etnografiya chechenskoi voiny). M.: Nauka, 2001.

3. Krasnopeev D.V. Grazhdanskaya voina v Ros-sii, 1993—? Krasnoyarsk, 2005. Rezhim dostupa: http:// artofwar.ru.

4. El'tsin B.N. Zapiski prezidenta. M.: Izdatel'stvo «Ogonek», 1994.

5. Troshev G. Chechenskii retsidiv. Zapiski ko-manduyushchego. M.: Vagrius, 2003. Rezhim dostupa: http://www.litmir.co.

6. Istoriya Rossii XX — nachala XXI veka / A.S. Barsenkov, A.I. Vdovin, S.V. Voronkov. M.: Eks-mo, 2009.

7. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: Uchebnik. M.: Norma: NITs Infra-M, 2013.

8. Dzidzoev R.M. K voprosu o federalizatsii Rossii // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. № 2. 2015.

9. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik dlya studentov vuzov / pod red. B.S. Ebzeeva, E.N. Khazova, A.S. Prudnikova. M.: YuNITA-DANA, 2015.

10. Gapsalamov A.R. Osobennosti stanovleniya rossiiskogo federalizma (na materialakh Tatarstana) // Ekonomicheskie i pravovye aspekty regional'nogo razvitiya: istoriya i sovremennost': materialy Vseros-siiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Rezhim dostupa: http://www.egpu.ru.

11. Smirnyagin L.V., Busygina I.M. Rossiiskii fed-eralizm. Rezhim dostupa: http://kniga.seluk.ru.

12. Antonova T.S., Kharitonov A.L., Danilov A.A., Kosulina L.G. Istoriya Rossii XX vek. M.: Klio Soft, 2000.

13. Vasil'eva S.V. Konstitutsionnoe pravo Rossii. M.: Eksmo, 2010.

14. Troshev G.N. Chechenskii izlom. Dnevniki i vospominaniya. M.: «Vremya», 2009. 416 s. Rezhim dostupa: http://www.litmir.co.

Традиции духовно-нравственного воспитания военно-служащих в Русской армии. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Пашков В.И. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 255 с.

Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в Русской армии. Обосновав теоретически суть данного явления, автор анализирует историю духовно-нравственного воспитания воинов в Русской армии. Освещаются этапы возникновения и развития традиций воинов, раскрывается авторская структура традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

Особое внимание в работе уделено обобщению материала по развитию духовно-нравственного воспитания военнослужащих Русской армии в контексте православной педагогической культуры. Для преподавателей военных педагогических вузов, а также аспирантов, курсантов военно-учебных заведений и всех тех, кто интересуется вопросами традиций воинов Русской армии и духовно-нравственным совершенством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.