УДК [94:323](470.631) ББК 63.3(2Рос.Као)6 Т 49
Р.Б. Тамбиев,
аспирант кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Черкесск, тел.: +79280287886, e-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВСЕРОССИЙСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ И ИХ УЧАСТИЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ 1993 Г.
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации в Карачаево-Черкесии региональных отделений наиболее крупных политических партий Российской Федерации и их участия в избирательной кампании 1993 г. по выборам в Федеральное Собрание РФ первого созыва. Цель настоящей работы - обозначить основные этапы становления многопартийной системы в Российском государстве на примере КЧР, выделить специфические черты партийного строительства в регионе и их влияние на электоральные процессы в регионе.
Ключевые слова: Карачаево-Черкесия, политические партии, избирательные кампании, выборы, Государственная Дума, депутаты, электорат, оппозиция.
R.B. Tambiev,
Post-graduate student of Department of History of Russia, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev, Cherkessk, ph.: +79280287886, e-mail: [email protected]
FORMATION IN KARACHAY-CHERKESSIA OF REGIONAL OFFICES OF THE RUSSIAN PARTIES AND MOVEMENTS AND THEIR PARTICIPATION IN FEDERAL ELECTIONS OF 1993
Abstract. The paper is devoted to questions of the organization in Karachay-Cherkessia of regional offices of the largest political parties of the Russian Federation and their participation in an election campaign of 1993 at elections to Federal Assembly of the Russian Federation of the first convocation. The purpose of this work is to designate the main stages of formation of a multi-party system in the Russian State based on the example of KChR, to mark out peculiar features of party construction in the region and their reflection in electoral processes.
Keywords: Karachay-Cherkessia, political parties, election campaigns, elections, State Duma, deputies, electorate, opposition.
К числу важнейших изменений в политической жизни советского государства конца 1980-х гг. относится развитие многопартийной системы. Отмена конституционно закрепленной монополии КПСС на
общественно-политическую деятельность вызвала бурный рост политической активности населения, выразившийся в создании десятков партий и движений. Многие из них с самого начала своей деятельности
заявили о планах активного участия в политической жизни страны на самом различном уровне.
Несмотря на широчайший спектр политических сил в стране, наиболее весомыми в тот период были позиции партий праволибе-рального толка, лидеры которых внесли большой вклад в демократизацию политического режима. По-прежнему сохраняла свои позиции и Коммунистическая партия, являвшаяся крупнейшей партией в стране.
В условиях развивающейся конкурентно ориентированной политической среды, формирования системы альтернативных выборов, большое значение для партий, претендующих на лидирующие позиции, имело создание собственных региональных отделений. И если у КПСС имелись сотни тысяч первичных партийных организаций, то для других партий их только предстояло создать. Именно поэтому с самого момента своего оформления они стали прилагать усилия по созданию собственных представительств в регионах страны. С начала 1990-х гг. такая работа велась и в Карачаево-Черкесии, на тот момент являвшейся автономной областью в составе Ставропольского края.
К числу важнейших отличий становления многопартийной системы в Карачаево-Черкесии от большинства российских регионов относилось то, что оно проходило на фоне бурного роста национальных движений. Второй по многонацио-нальности после Дагестана регион Северного Кавказа представлял собой конгломерат из четырех горских народов (карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы) и русскоязычного населения, составлявшего около половины от численности населения.
С конца 1980-х гг. активно развивалось карачаевское национальное движение под руководством общественной организации «Джа-магьат», выступавшей за полную реабилитацию карачаевского
народа, лишенного в ноябре 1943 г. государственности и подвергнутого депортации в республики Центральной Азии. Во многом благодаря деятельности «Джамагьата», ставшей в те годы самой влиятельной в регионе общественной организацией, был принят ряд законодательных и подзаконных актов всесоюзного, а затем и федерального уровня (к примеру «Закон о реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.). В них не только осуждалась и объявлялась преступной депортация народов, но и намечались конкретные шаги по восстановлению потенциала, утраченного в годы ссылки. Наряду с «Джамагьатом» с конца 1980-х гг. начали действовать общественные организации адыгов (черкесов) -«Адыге хаса», абазин - «Адгьыла-ра», ногайцев - «Бирлик», а также ряд организаций русскоязычного, в том числе казачьего, населения («Русь», «Казачий круг» и т.д.).
Наиболее последовательная часть «Джамагьата» настаивала на восстановлении национальной государственности Карачая в границах 1943 г. в статусе автономной области, а затем республики в составе Российской Федерации. Это вызвало цепную реакцию со стороны других национальных движений, которые стали объявлять о создании собственной государственности, при том что титульными этносами в автономиях 1920-1940-х гг. были лишь карачаевцы и черкесы. В сложившейся ситуации политические силы республики не могли, естественно, абстрагироваться от происходящего. Несмотря на полярное различие во взглядах, в большинстве своем они поддержали сохранение единой республики [1; 54, 57, 72].
Именно в подобных условиях и происходило формирование отделений политических партий в Карачаево-Черкесии.
Следует признать, что мощный импульс к развитию сил праволи-беральной ориентации в регионе
дала неудачная попытка государственного переворота 19-21 августа 1991 г., организованного ГКЧП. И хотя события в республике, естественно, не имели такого масштаба, как в центральных городах, тем не менее, отдельные эксцессы все-таки случились. Усилиями отдельных энтузиастов был организован Комитет сопротивления, который в дни путча распространял достоверную информацию о происходящем в столице, сообщал населению о действиях демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным. Вскоре он был преобразован в оргкомитет по подготовке и проведению первой конференции демократических сил Карачаево-Черкесии (председатель -депутат горсовета В.М. Полубоярен-ко). Конференция состоялась спустя месяц после поражения путчистов, 14 сентября 1991 г., в областной столице - г. Черкесске. Проходила она в здании республиканского драмте-атра (вмещающего около тысячи человек), а трансляция выступлений велась на театральную площадь, где собралось, по некоторым оценкам, до 3 тыс. человек.
Своей важнейшей задачей оргкомитет ставил «развитие и сплочение демократических сил по осуществлению политики Верховного Совета РСФСР в Карачаево-Черкесии». В числе мер по укреплению достигнутых преобразований предполагалось создать Координационный Совет демократических сил по проведению в жизнь политики Верховного Совета РСФСР в Карачаево-Черкесии. В данный совет предлагалось ввести по одному делегату от общественных организаций, от чернобыльцев и афганцев, по одному представителю от городских и районных Советов народных депутатов, а также от областного комитета ВЛКСМ [2].
К моменту августовских событий на территории Карачаево-Черкесии уже действовало отделение Демократической партии России. Оно было организовано на базе коллектива сотрудников Специальной
астрофизической обсерватории АН СССР, располагавшейся в научном городке Буково в Зеленчукском районе. Благодаря особой системе связи и контактам с коллегами в Москве и Ленинграде, ученые одними из первых узнали о попытке государственного переворота. Руководством был организован митинг, на котором действия хунты были резко осуждены, а граждане Карачаево-Черкесии призывались к неповиновению ее распоряжениям [3; 2].
Осенью 1991 г. произошло организационное оформление отделения ДПР в Карачаево-Черкесии. На состоявшейся конференции председателем была избрана А.А. Хабичева. К лету 1992 г. численность членов ДПР в республике составляла 250 человек, хотя создать первичные организации партии во всех районах отделению так и не удалось [4].
Следует отметить, что, направляя общественность на борьбу за развитие демократических свобод, ДПР выступала в то же время за сохранение Советского Союза. Так, на прошедшем в начале декабря третьем внеочередном съезде партии с участием делегатов из 71 региона России (в том числе и из Карачаево-Черкесии) более 90 процентов делегатов высказались за сохранение союзного государства в обновленной форме. Съезд обратился к народным депутатам и членам Верховного Совета РСФСР с требованием безотлагательного подписания Союзного договора в том варианте, который был опубликован [5].
Надо сказать, что, несмотря на подчиненность федеральному совету, республиканское отделение ДПР нередко занимало самостоятельную позицию по ключевым вопросам. Так, в условиях разгоревшегося в конце 1992 г. конфликта между Президентом и Верховным Советом А.А. Хабичева заявила о том, что не поддерживает требование Координационного Совета партии, настаивавшего на роспуске Съезда народных депутатов. Как и ряд других
отделений ДПР, Карачаево-Черкесское отказалось проводить сбор подписей граждан для организации референдума о роспуске съезда [6].
Драматические изменения, произошедшие в истории Советского Союза в начале 1990-х гг., кардинальным образом изменили как положение правящей партии - КПСС, так и ее структурного подразделения - Коммунистической партии РСФСР, организованной в 1990 г.
После поражения ГКЧП в августе 1991 г. Президент России Б.Н. Ельцин 23 августа 1991 г. подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». Президентский указ от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР» не только запретил деятельность компартии на территории России, но и предписывал роспуск ее структур и передачу партийного имущества в собственность государства. Данные законодательные акты, содержащие в себе запрет на деятельность политической партии, отражавшей интересы значительной части населения, не соответствовали провозглашаемым принципам демократической России.
Основываясь на этом, сторонники компартии с момента выхода указов предпринимали меры по их отмене. В результате их усилий постановлением Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. были признаны неконституционными и подлежащими отмене ряд положений указа от 6 ноября 1991 г., в том числе и о роспуске оргструктур первичных парторганизаций КПСС -КП РСФСР, образованных по территориальному принципу [7]. Тем самым, сторонники компартии получили законное право на осуществление политической деятельности.
Надо отметить, что, как и в большинстве регионов, в Карачаево-Черкесии еще до решения Конституционного Суда предпринимались попытки воссоздания коммунистических организаций. Так как
формально была запрещена деятельность только КПСС - КПРФ, был создан ряд партий социалистической ориентации, отделения которых и организовывались в регионах.
Уже к лету 1992 г. в республике действовал ряд партийных организаций. 18 июня 1992 г. на организационном собрании коммунистов столицы Карачаево-Черкесии -г. Черкесска, с участием более 250 делегатов, было принято решение о создании городской организации Российской партии коммунистов (РПК). В последующем партийные ячейки РПК были созданы в районах республики [8; 73].
Инициативу по координации работы партийных организаций республики и проведению республиканской конференции коммунистов взял на себя Черкесский исполнительный комитет РПК. На состоявшемся 18 декабря 1992 г. собрании городской организации РКП было принято обращение к коммунистам региона, в котором отмечалась необходимость возобновления деятельности первичных партийных организаций. Кроме того, предлагалось до 10 января 1993 г. провести регистрацию коммунистов, а до конца месяца провести районные и городские конференции [9].
На состоявшемся 6 января 1993 г. собрании секретарей первичных организаций, членов обкомов, горкомов и райкомов республики был избран республиканский организационный комитет из 38 человек по воссозданию Карачаево-Черкесской региональной партийной организации КПРФ. Именно члены комитета координировали работу по структурированию и объединению партийных организаций на местах. Возглавили оргкомитет 4 сопредседателя [8; 74].
Через месяц, 6 февраля 1993 г., прошла XXXIII республиканская конференция коммунистов. Одобрив деятельность инициативного комитета, конференция признала его функции
выполненными и деятельность республиканской организации КПРФ восстановленной.
На конференции также был избран новый состав республиканского комитета партии, в который вошло 47 человек. Состоялся и первый организационный пленум республиканского комитета КПРФ, на котором были избраны руководящие органы рескома партии - секретариат и бюро. Секретарем республиканского комитета был избран М.М. Якуш, его заместителями Б.Х. Тохчуков и Л.А. Ордокова. Также были избраны делегаты на II Чрезвычайный съезд КПРФ и на XXIX съезд КПСС [10].
II чрезвычайный объединительно-восстановительный съезд КПРФ, прошедший 13-14 февраля 1993 г., констатировал окончательное вхождение партии и ее отделений в политико-правовое поле Российской Федерации.
Менее чем через год после организационного оформления республиканского отделения КПРФ партийные организации были восстановлены практически во всех городах и районах региона. К январю 1994 г. в ее рядах было более 1500 человек, что обеспечило коммунистам роль самой крупной и влиятельной политической силы в КЧР [11].
В конце ноября 1992 г. в с. Чапаевском Прикубанского района КЧР была зарегистрирована первая первичная организация Аграрной партии России. Основанная на базе одного из лучших хозяйств региона - колхоза «Родина», во главе с народным депутатом СССР И.А. Хачиро-вым, организация повела активную деятельность по распространению своего влияния на население республики. Учитывая преобладание аграрного сектора в экономике региона, сторонников у АПР было достаточно, и за год, к концу 1993 г., ее отделения были созданы практически во всех районах КЧР. В качестве своей основной задачи аграрии провозгласили защиту интересов
крестьянства в парламенте, советских органах и органах власти всех уровней, участие в выборных кампаниях народных депутатов, участие в законотворчестве на региональном и федеральном уровнях [12]. Следует отметить, что по ряду кардинальных вопросов лидеры АПР в КЧР солидаризировались с КПРФ, нередко выступая в качестве ее союзника.
Таким образом, к началу 1993 г. в Карачаево-Черкесии сложились региональные отделения ведущих политических партий России. Сведений о регистрации представительств других партий в документах обнаружить не удалось, хотя исключить их наличие нельзя.
Следует подчеркнуть, что именно с весны 1993 г. начались активные действия политических партий в республике.
Этому способствовало то, что к концу 1992 г. значительно снизилась активность национальных общественных движений республики, в частности «Джамагъат», настаивавшей на выделении Кара-чая в отдельный регион. Усилиями региональных властей, нашедших поддержку на федеральном уровне, эта идея так и не была воплощена в жизнь. Преобразование же в декабре 1992 г. Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики (более года, несмотря на распад СССР, имевшей в своем наименовании эти анахронические характеристики) в Карачаево-Черкесскую Республику закрепило существующий админи-стративно-территориальныйстатус-кво [1; 79].
В то же время относительная стагнация в политической жизни республики была вызвана и отсутствием электоральных процессов на территории региона. Ведь несмотря на смену политического строя и последовавшего за этим формирования новых органов власти практически во всех регионах, в Карачаево-Черкесии этого так и не произошло.
Представительный орган - Совет народных депутатов - в январе 1993 г. провозгласил себя Верховным Советом КЧР, отказавшись от проведения выборов депутатов. Они сохранили свои мандаты, права и полномочия до истечения срока, на который были избраны, т.е. до 1995 г. [13].
Также без выборов пост главы исполнительной власти был закреплен за бывшим председателем облисполкома В.И. Хубиевым, который в январе 1992 г. был утвержден Б.Н. Ельциным в должности главы администрации Карачаево-Черкесии, а через год, в январе 1993 г., Постановлением Верховного Совета республики был назначен на должность председателя Совета министров - правительства КЧР [14].
В этой ситуации основным элементом политической жизни Карачаево-Черкесии было рефлексирование на события, происходящие на федеральной политической сцене. Авторитет и политический вес региональных представительств партий практически зависели от позиций партии в целом.
Насыщенный политическими событиями 1993 г. прошел под знаком усугубления конфликта между двумя ветвями федеральной власти: исполнительной - в лице Президента и представительной - в лице Верховного Совета. Антагонизм стал настолько необратим, что в апреле 1993 г. был организован Всероссийский референдум по вопросу о доверии Президенту и правительству.
По официальным данным, исполнительной власти удалось на референдуме заручиться поддержкой большинства проголосовавших избирателей. Однако минимальный перевес позволял говорить о серьезном росте протестного электората, который менее чем за два года существования нового Российского государства разуверился в способностях новой власти создать сильную и социально ориентированную экономику.
Среди тех регионов, в которых избиратели в большей степени выказали доверие Парламенту, оказалась и Карачаево-Черкесия. Здесь за курс реформ, проводимый Правительством, высказалось менее 30% голосовавших, а против, соответственно, более 70% [15].
Тревожные симптомы, которые продемонстрировал апрельский референдум, как известно, не были восприняты руководством страны. Был начат курс на формирование в России жесткой президентской формы правления, для чего была необходима ликвидация существующей формы законодательной власти в лице Верховного Совета. Противостояние, достигнув пика осенью 1993 г., завершилось вооруженным столкновением 3-4 октября, приведшим к массовой гибели людей.
Подобное антидемократическое решение вопроса способствовало отторжению от исполнительной власти значительного числа колеблющегося электората, который перешел на сторону оппозиционных сил. В то же время резко потеряли свои позиции демократические партии, оказавшие поддержку Президенту и Правительству.
Именно в этих условиях в Карачаево-Черкесии, как и по всей стране, развернулась избирательная кампания по выборам в новый российский парламент - Федеральное Собрание, состоявший из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы.
Выборы, состоявшиеся 12 декабря 1993 г., в целом констатировали сложившиеся политические предпочтения граждан Карачаево-Черкесии.
На выборах в Государственную Думу по федеральным партийным спискам, на которых в тот период, в основном, и выявлялась политическая ориентированность региона, безоговорочным лидером стала КПРФ, набравшая 71993 голоса (более 36% голосов - в полтора раза выше общефедерального
показателя партии). На втором месте оказалась Либерально-демократическая партия, которой удалось своими популистскими лозунгами заручиться поддержкой 39 027 избирателей. На третьем месте расположилась Аграрная партия, за которую проголосовали 20 504 избирателя. Придерживавшаяся центристских позиций «Партия российского единства и согласия» получила 14 260 голосов. Выборы ясно продемонстрировали слабость позиций демократических сил в республике, которые так и не сумели за два года реформ добиться серьезной поддержки. Так, блок «Явлинский - Болдырев - Лукин» набрал 6471 голос, Демократическая партия России - 8779, «Выбор России»
- 8118, Российское движение демократических реформ - 3442. Эти показатели были сравнимы с партией «Женщины России», сформированной по гендерному принципу, получившей поддержку 8294 голосовавших. Аутсайдерами предвыборной гонки стали объединение «Будущее России - новые имена» (3454 голоса), «Гражданский Союз» (1938), «Достоинство и милосердие» (1460), конструктивно-экологическое движение «Кедр» (664). Против всех проголосовало 3562 избирателя [16].
Утрата позиций праволибераль-ными партиями проявилась и на голосовании по проекту Конституции Российской Федерации, предложенному высшей исполнительной властью. Почти три четверти (72%
- 142743) избирателей КЧР высказались против ее принятия, в то время как «за» проголосовали лишь 28% (55512) голосовавших [17].
На выборах по Карачаево-Черкесскому одномандатному избирательному округу № 15 было зарегистрировано пять кандидатов, двое из которых (У.Н. Хубиев и В.К. Баска-ев) сняли свои кандидатуры. Оставшиеся в списках три кандидата:
A.А. Акбаев, А.И. Кобанов и
B.Н. Малыхин, не вполне отвечали
запросам граждан. Неслучайно против всех было подано 16165 бюллетеней. Депутатом был избран А.А. Акбаев, в период предвыборной кампании не высказывавший определенной политической позиции, а в начале 1995 г. вошедший в правоцентристскую депутатскую группу «Стабильность», получивший 78 774 голоса. На втором месте расположился
A.И. Кобанов, за которого проголосовало 55045 избирателей. Кандидат от демократических сил
B.И. Малыхин набрал лишь 38 891 голос [18].
Фиаско потерпели демократические силы и на выборах депутатов Совета Федерации. На них представитель демократов А.А. Хабичева с результатом 8086 голосов заняла последнее место из девяти кандидатов. Лидерами же стали глава исполнительной власти - В.И. Хубиев (карачаевец по национальности) и В.П. Стригин - судья из русскоязычного Зеленчукского района [19].
Таким образом, как показали итоги выборов 12 декабря 1993 г., два года существования российской государственности, несмотря на усилия федеральных и региональных властей, так и не убедили большинство граждан Карачаево-Черкесии в необходимости продолжения экономических реформ в том виде, в котором они проводились. Именно резкое падение уровня жизни значительного количества населения привело к утрате доверия демократов, взявших на себя ответственность за экономическую «шоковую терапию». В этих условиях левые силы, выступавшие с резкой критикой политики Президента и Правительства, для большинства избирателей представлялись в качестве наиболее предпочтительной политической силы. Как отмечал по итогам избирательной кампании лидер региональных коммунистов М. Якуш: «Люди помнят, как жили «при коммунистах» и как живут сейчас. Сравнение, конечно
же, не в пользу ныне существующего положения» [20]. Еще одним важным фактором, приведшим к потере позиций праволиберальны-ми партиями, был острый политический кризис между Президентом и Верховным Советом, трагическим финалом которого стали события 3-4 октября 1993 г.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что партийное строительство в Карачаево-Черкесии проходило по такому же сценарию, как и в остальных регионах страны, правда, с некоторым запозданием.
Утрата левыми силами позиций в результате краха ГКЧП, запрет на деятельность КПРФ и последовавший за этим распад Советского Союза позволили демократическим силам перехватить инициативу в регионе. Именно в 1991 г. партиям правого толка удалось создать собственные представительства в республике и активно включиться в общественно-политическую жизнь.
Оказавшись на нелегальном положении, сторонники Коммунистической партии продолжали свою деятельность на базе отделений партий со схожей политической программой - РКП, РПК. После отмены Конституционным судом запрета на деятельность компартии именно на основе ячеек данных партий в КЧР в начале 1993 г. было воссоздано региональное отделение КПРФ, позиционировавшее себя как преемник местного обкома КПСС.
В конце 1992 г. было создано и региональное отделение Аграрной партии России, что объяснялось традиционным высоким процентом
сельского хозяйства в экономической жизни региона. Следует отметить, что по большинству ключевых вопросов внутренней политики аграрии были солидарны с коммунистами, активно участвуя в проводимых мероприятиях.
Кардинальные экономические реформы, во многом поспешные и непродуманные, приведшие к массовому падению уровня жизни населения, рост преступности и межэтнические конфликты быстро привели к утрате доверия граждан к руководству страны и поддерживавшим его демократическим силам. В этой связи ностальгия по стабильной жизни в эпоху СССР стала одним из главных катализаторов роста протестного по отношению к официальной власти электората, который все больше склонялся на сторону левых сил.
В отдельных регионах, в числе которых была и исследуемая Карачаево-Черкесская Республика, уровень поддержки КПРФ значительно превышал подобный показатель демократических партий. Об этом свидетельствовали как результаты Всероссийского референдума апреля 1993 г., так и итоги выборов в Государственную Думу первого созыва (1993-1995), прошедших 12 декабря 1993 г. Закрепившееся на этих выборах превосходство компартии позволило Карачаево -Черкесии вплоть до начала XXI в. оставаться в числе регионов, входивших в так называемый «красный пояс России» - субъектов РФ, в которых КПРФ являлась ведущей политической силой.
Примечания:
1. Татаршаов А.Х. Карачаево-Черкесская Республика: проблемы становления. Черкесск: Карачаево-Черкес. ин-т гуманит. исслед., 2010. 646 с.
2. Татаршаов Р.Ш. Упавшая пирамида. Карачаевск: КЧГУ, 2009. 536 с.
3. Заявление работников САО Академии наук СССР // Ленинское знамя. Черкесск, 1991.
4. Борисевич В. Демократы объединяются // День Республики. Черкесск, 1992. 27 июля.
5. Борисевич В. ДПР за единство // День Республики. Черкесск, 1991. 05 декабря.
6. Хабичева А. Конфронтация не служит пользе дела // День республики. Черкесск, 1992. 07 декабря.
7. Николенко К. От КПСС к КПРФ: трансформация тогда и последствия сейчас. Ч. 1 // Коммунисты столицы. URL: http://comstol.info/2013/08/politika/7272 (дата обращения: 08.02.2018).
8. Тохчуков Б.Х. Время перелома. (Социализму нет альтернативы): сб. ст. и выступл. Черкесск: Нартиздат, 2015. 208 с.
9. Тохчуков Б.Х. Былое не зарастает быльем // Голос коммунистов. Черкесск, 2003. 3 марта.
10. Борисевич В. Пленум рескома КПРФ // День Республики. Черкесск, 1993. 1 марта.
11. Тохчуков Б.Х. Кто мы - коммунисты 90-х. // День Республики. Черкесск, 1994. 25 февраля.
12. Борисевич В. Есть такая партия // День Республики. Черкесск, 1992. 9 декабря.
13. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР). Ф. Р-899. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.
14. ГА КЧР. Ф. Р-942. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.
15. ГА КЧР. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 2. Л. 27.
16. ГА КЧР. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 11. Л. 4.
17. ГА КЧР. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 12. Л. 34.
18. ГА КЧР. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 13. Л. 17.
19. ГА КЧР. Ф. Р-160. Оп. 1. Д. 14. Л. 65.
20. Борисевич В. Мы всегда были и остаемся с народом // День Республики. Черкесск, 1993. 21 декабря.
References:
1. Tatarshaov A.Kh. Karachay-Cherkess Republic: the problems of formation. Cherkessk: Karachay-Cherkess Institute of Humanitarian Research, 2010. 646 pp.
2. Tatarshao R.Sh. The fallen pyramid. Karachaevsk: KChSU, 2009. 536 pp.
3. Statement of employees of the SAO of the USSR Academy of Sciences // Lenin's banner. Cherkessk, 1991.
4. Borisevich V. Democrats are uniting // Day of the Republic. Cherkessk, 1992. July 27.
5. Borisevich V. DPR for unity / Day of the Republic. Cherkessk, 1991. December 5.
6. Khabicheva A. Confrontation does not serve the good of the cause // Day of the Republic. Cherkessk, 1992. December 7.
7. Nikolenko K. From the CPSU to the CPRF: the transformation at that time and the consequences now. Part 1 // Communists of the capital. URL: http://comstol. info/2013/08/politika/7272 (date of access: 08.02.2018).
8. Tokhchukov B.Kh. The turning point. (Socialism has no alternative): Coll. of art. and speeches. Cherkessk: Nartizdat, 2015. 208 pp.
9. Tokhchukov B.Kh. The past did not overgrow with the past // The Voice of the Communists. Cherkessk, 2003. March 3.
10. Borisevich V. Plenum of the Republican Committee of the CPRF // Day of the Republic. Cherkessk, 1993. March 1.
11. Tohchukov B.Kh. Who we are: the Communists of the 90s. // Day of the Republic. Cherkessk, 1994. February 25.
12. Borisevich V. There is such a party // Day of the Republic. Cherkessk, 1992. December 9.
13. The State Archives of the Karachay-Cherkess Republic (GA KChR). F. P-899. Op. 1. D. 2. L. 12.
14. GA KChR. F. Р-942. Op. 1. D. 1. L. 8.
15. GA KChR. F. P-160. Op. 1. D. 2. L. 27.
16. GA KChR. F. P-160. Op. 1. D. 11. L. 4.
17. GA KChR. F. P-160. Op. 1. D. 12. L. 34.
18. GA KChR. F. P-160. Op. 1. D. 13. L. 17.
19. GA KChR. F. P-160. Op. 1. D. 14. L. 65.
20. Borisevich V. We have always been and remain with people // Day of the Republic. Cherkessk, 1993. December 21.