Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ / LIFE PATH / PERSONALITY / LIFE ORIENTATIONS / PERSONALITY DIRECTION / PERSONALITY MODELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б.

В статье представлен анализ подходов западной и отечественной психологии, послуживших основой становления направления «психология жизненного пути личности». Жизнь человека являлась предметом анализа в различных культурах и традициях, по-разному понимавших природу и назначение человека. В связи с этим выделена специфика западных и отечественных подходов на основе анализа классических и современных исследований. Для западных подходов к психологии жизненного пути характерен акцент на творческом или адаптивном его начале. Это может быть показано на примере гуманистической психологии и ситуационного подхода. В отечественных подходах преимущественно реализуется целостное понимание жизненного пути как интегративного образования, что показано в рамках субъектного подхода. Концепция человека, опирающаяся на традиции разработки психологии субъекта С. Л. Рубинштейном в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, реализуется в современных теоретических исследованиях сотрудников кафедры психологии человека и создании ими психодиагностических методик. Выделение моделей личности как наиболее общих закономерностей ее бытия позволяет показать, что в отечественных подходах к психологии жизненного пути представлено его более целостное понимание по сравнению с западными. Модели описывают бытие личности разной направленности. Жизненный путь интегрируется жизненными ориентациями, которые отражают ту или иную направленность личности и проявляются в ее отношениях к миру и поступках. Многомерность жизненного пути побуждает к исследованию различных линий осмысления его протекания.The article presents an analysis of the western and Russian psychology approaches as the basis for the formation of the “individual’s life path psychology” approach. Human life is the subject of analysis in different cultures and traditions, where there is different understanding of human nature and purpose. In this regard, the speci ficity of western and Russian approaches based on the analysis of classical and modern studies is highlighted in this work. Western approaches to life path psychology are characterized by an emphasis on the elements of creativity or adaptability, as is clear from the examples of humanistic psychology and situatio nal approach. Russian approaches are characterized by a holistic understanding of life path as an integrative formation, and it is shown in the framework of the subjective approach. The concept of a human as a subject of life and personality life path is based on the tradition of S. L. Rubinstein’s subject psychology, and now it is implemented in modern theoretical researches and psycho-diagnostic techniques made by the efforts of the members of the department of human psychology at the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. The identification of personality models as the most common patterns of existence allows us to show that in Russian approac hes there is more holistic understanding to life path psychology of the individual in comparison with the west ern ones. Personality models describe the existence of a person with different life orientations. The life way is integrated by life orientations reflecting this or that personality orientation and manifesting in its relations and actions. The multidimensionality of the life path causes the study of various lines of understanding of its course.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ»

Психологические исследования

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ

Е. Ю. Коржова, А. Б. Веревкина,

РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург,

elenakorjova@gmail.com verasovna@gmail.com

В статье представлен анализ подходов западной и отечественной психологии, послуживших основой становления направления «психология жизненного пути личности». Жизнь человека являлась предметом анализа в различных культурах и традициях, по-разному понимавших природу и назначение человека. В связи с этим выделена специфика западных и отечественных подходов на основе анализа классических и современных исследований. Для западных подходов к психологии жизненного пути характерен акцент на творческом или адаптивном его начале. Это может быть показано на примере гуманистической психологии и ситуационного подхода. В отечественных подходах преимущественно реализуется целостное понимание жизненного пути как интегративного образования, что показано в рамках субъектного подхода. Концепция человека, опирающаяся на традиции разработки психологии субъекта С. Л. Рубинштейном в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, реализуется в современных теоретических исследованиях сотрудников кафедры психологии человека и создании ими психодиагностических методик. Выделение моделей личности как наиболее общих закономерностей ее бытия позволяет показать, что в отечественных подходах к психологии жизненного пути представлено его более целостное понимание по сравнению с западными. Модели описывают бытие личности разной направленности. Жизненный путь интегрируется жизненными ориентациями, которые отражают ту или иную направленность личности и проявляются в ее отношениях к миру и поступках. Многомерность жизненного пути побуждает к исследованию различных линий осмысления его протекания.

Ключевые слова: жизненный путь; личность; жизненные ориентации; направленность; модели личности.

Для цитаты: Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 18-25. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

E-mail: elenakorjova@gmail.com

Веревкина Анна Борисовна, аспирант кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

E-mail: verasovna@gmail.com

© Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б., 2019

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

FORMATION OF THE INDIVIDUAL'S LIFE PATH PSYCHOLOGY: WESTERN AND RUSSIAN APPROACHES

E. Yu. Korjova, A. B. Verevkina,

The A. I. Herzen RSPU, Saint-Petersburg,

elenakorjova@gmail.com,

verasovna@gmail.com

The article presents an analysis of the western and Russian psychology approaches as the basis for the formation of the "individual's life path psychology" approach. Human life is the subject of analysis in different cultures and traditions, where there is different understanding of human nature and purpose. In this regard, the specificity of western and Russian approaches based on the analysis of classical and modern studies is highlighted in this work. Western approaches to life path psychology are characterized by an emphasis on the elements of creativity or adaptability, as is clear from the examples of humanistic psychology and situational approach. Russian approaches are characterized by a holistic understanding of life path as an integrative formation, and it is shown in the framework of the subjective approach. The concept of a human as a subject of life and personality life path is based on the tradition of S. L. Rubinstein's subject psychology, and now it is implemented in modern theoretical researches and psycho-diagnostic techniques made by the efforts of the members of the department of human psychology at the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. The identification of personality models as the most common patterns of existence allows us to show that in Russian approaches there is more holistic understanding to life path psychology of the individual in comparison with the western ones. Personality models describe the existence of a person with different life orientations. The life way is integrated by life orientations reflecting this or that personality orientation and manifesting in its relations and actions. The multidimensionality of the life path causes the study of various lines of understanding of its course.

Keywords: life path; personality; life orientations; personality direction; personality models.

For citation: Korjova E. Yu., Verevkina A. B. Formation of the individual's life path psychology: western and Russian approaches // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 3 (31). P. 18-25. DOI: 10.25688/22236872.2019.31.3.02

Korjova Elena Yuryevna, doctor of psychological sciences, professor, Head of the Department of Human psychology at the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russia.

E-mail: elenakorjova@gmail.com

Verevkina Anna Borisovna, postgraduate student at the Department of Human psychology at the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russia.

E-mail: verasovna@gmail.com

Введение

Психология накапливает знания не одно тысячелетие. Наука, развивающаяся вместе с человечеством, традиционно изучает человека в контексте развития общества и вместе с тем рассматривает отдельные свойства психики, что спустя века приводит к необходимости исследовать личность как центральный психологический феномен на протяжении всей жизни, пролонгированно, а не в отдель-

ный период и не на конкретных этапах. При этом в зарубежной (западной) и отечественной психологии имеются выраженные различия, коренящиеся в том числе и в понимании самого феномена человеческой жизни, сущности и назначения человека.

Формирование направления «психология жизненного пути» в западных подходах

Столетиями интерес к феномену человеческой жизни занимал умы многих мыслителей. В западной философии и психологии со временем стал явно заметным акцент на одной из тенденций жизненного пути: творческой (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, экзистенциальная и гуманистическая психология), или адаптивной (ситуационизм). Особенно это хорошо видно на примере психологии. Можно проследить, что начало конкретно-психологических исследований в области психологии жизненного пути относится к середине 1930-х гг.: на Западе — в исследованиях Ш. Бюлер в русле гуманистического подхода и фактически параллельно в нашей стране — в работах педолога Н. А. Рыбникова, исследовавшего биографии представителей разных социальных слоев населения.

В 20-е гг. XX в. на Западе в области психологии выделяется самостоятельное направление — психология развития. На формирование этой области знания повлияли работы Т. В. Прейера, A. Л. Гезелла, Г. С. Холла и др., которые систематизировали некоторые общие закономерности психического развития. В 1930-е гг. в Венском университете в области психологии развития исследования проводит Ш. Бюлер. Разрабатывая проблему возрастной психологии, она предлагает развитие личности рассматривать на протяжении всей жизни, а не ограничиваться детством. Опираясь на биографический метод исследования, она создает периодизацию развития личности на протяжении всей жизни, основанную на целеполагании, изучая, как человек решает жизненные задачи, устремляясь к самоосуществлению (Verwirklichung). Индивидуальное развитие личности понимается в контексте итога жизненного пути, в зависимости от того, как реализована внутренняя сущность человека [13]. Человеческая жизнь представляется в виде формирования интенциональных структур личности. Целевым ядром является самость (Selbst-Self), имеющая духовную природу; самость дана изначально и в основном неизменна, за исключением лишь форм

проявления. Ведущим двигателем развития Ш. Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении (Verwirklichung). В ее представлении понятия самоосуществления и самоактуализации различны, несмотря на смысловую близость. Специфика самоосуществления видится в подведении итогов жизни, адекватной реализации ее ценностей и целей, т. е. исполнении (Erfuiling) потенциалов. Наряду с этим самоосуществление является и процессом, в рамках которого на разных возрастных этапах проявляются различные психологические феномены [6].

Шарлотту Бюлер, стоявшую у истоков гуманистической психологии, принято считать и основоположником стремительно развивающегося в последние десятилетия научного направления — психология жизненного пути. Его можно определить следующим образом: изучение и анализ прогресса индивидуального развития человека от рождения, в процессе жизни и до смерти. Гуманистическая психология акцент ставит на творческой, преобразующей роли личности в процессе жизненного пути [3].

Психологи активно заговорили о развитии человека на протяжении жизни после публикации в 1970-х гг. работ Ж. Пиаже, выделившего стадии развития детского интеллекта:

1) стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года);

2) период дооперациональных представлений (2-7 лет);

3) период конкретных операций (7-11 лет);

4) период формальных операций (после 12 лет) [8].

Последний период многим показался завершающим развитие человека. Но сам Пиаже не утверждал остановки познавательного развития с окончанием подросткового возраста. Им лишь отмечено, что структура формальных операций характеризует конечную форму равновесия. Отсюда может возникнуть намерение рассмотреть и постформальную стадию.

Из множества концепций в 1987 г. формулируется всевозрастной подход к развитию на протяжении жизни человека, где подчеркивается, что люди сохраняют способность к изменению в течение всей жизни. Предлагаются четыре ключевые особенности жизни.

1. Процесс развития происходит на протяжении всей жизни и является многонаправленным. Многоцелевая направленность: развитие включает в себя рост и спад (динамика приобретений и потерь).

2. Пластичность развития отражает многоплановость процесса индивидуального развития и свидетельствует о его потенциале.

3. Развитие детерминируется разнородными группами культурно-исторических факторов.

4. Развитие является результатом воздействия многих жизненных факторов, от биологических до социокультурных [15; 19].

Современные зарубежные авторы поддерживают мнение о необходимости разработки проблематики развития человека на протяжении всего жизненного пути [18].

Если в работах Ш. Бюлер был сделан акцент на творческом начале человека, то в ситуационном подходе, напротив, наиболее важным оказался адаптивный аспект взаимодействия человека со средой. В связи с этим актуальным является понятие жизненного пространства, предложенное К. Левином [16]. Жизненное пространство характеризует континуум взаимодействия человека и ситуации, которая, в свою очередь, предстает в своем значении для человека. Такие представления о единстве человека и среды характерны и для экологической психологии. Эти идеи оказались созвучными экологической психологии, рассматривавшей человека в единстве со средой, в которой он существует [12].

В более ранние годы в первой половине ХХ в. существовало немало бурных дискуссий относительно роли личности и ситуации в детерминации социального поведения, что отразилось в американских социологических исследованиях, а также в интеракционизме. В современной литературе можно обнаружить закономерность снижения интереса к ситуационному аспекту личностно-ситуационного взаимодействия и предпочтительное рассмотрение личностных переменных в изучении восприятия ситуаций и поведения в них [14; 17; 21]. Можно отметить также интерес исследователей к решению отдельных прак-тико-ориентированных проблем на разных этапах жизненного пути — у пожилых [11], у опекунов [20] и т. д.

Формирование направления «психология жизненного пути» в отечественных подходах

В России направление «психология жизненного пути» выделилось в самостоятельную область самобытным путем. В 30-х гг. ХХ в. к проблемам жизненного пути, параллельно с исследованиями Ш. Бюлер на Западе, обращался Н. А. Рыбников, который в процессе изучения биографий предложил метод биографического исследования душевной жизни (психограмму) [2].

В рамках общей психологии в фундаментальных трудах С. Л. Рубинштейна была задана перспективная линия исследования жизненного пути. Было показано, что жизненный путь представляет собой сложный социально детерминированный процесс, в котором новообразования возникают на каждом этапе. Личность активно участвует в этом процессе, включаясь в него в любой момент. С. Л. Рубинштейн выступил и основоположником событийного подхода к жизненному пути. Событие стало рассматриваться как переломный этап жизненного пути личности, определяющий направление развития личности, динамику ее ценностно-смысловой сферы [10]. С. Л. Рубинштейн предлагает идею жизненного пути, с одной стороны, как некого целого, с другой — как совокупности ряда качественно определенных этапов, среди которых может быть поворотный, радикально изменяющий жизненный путь благодаря активности личности. Так постановкой проблемы жизненного пути личности как детерминируемого субъектными и социальными переменными процесса в 30-е г. ХХ в. была поставлена задача изучения индивидуальной истории человека [10]. С. Л. Рубинштейном введено понятие субъекта; субъектный подход зафиксировал, что личность не только зависит от обстоятельств жизни, но также и сама их обусловливает. Происходит соотнесение субъективных желаний с требованиями социальной ситуации, так осуществляется регуляция взаимоотношений субъекта и объекта. Тем самым субъектный подход дает возможность преодолеть изолированное от условий жизни изучение личности ее отдельных качеств,

с одной стороны, а также безличный подход к изучению различных жизненных феноменов, в том числе ценностей, событий и др.

Истоки исследований жизненного пути в РГПУ им. А. И. Герцена восходят к трудам С. Л. Рубинштейна, который с 1930 по 1942 г. работал в его стенах. Развитие идей С. Л. Рубинштейна в Ленинграде продолжает его предыдущие исследования. В это время он начинает разрабатывать психологию личности и психологию субъекта. В его фундаментальном изложении общей психологии жизненный путь личности находит свое место. В дальнейшем последователями и учениками С. Л. Рубинштейна активно разрабатывался подход к личности как к субъекту жизненного пути. Данный подход находится в русле поиска детерминант человеческого бытия, отличных от деятель-ностных, в соответствии с новой формулой «внешнее через внутреннее», определяющее это «внешнее». Выделяя в качестве предмета рассмотрения жизнь как самоосуществление, он глубоко рассматривает проблемы смысла жизни, целый ряд этических проблем.

К. А. Абульханова-Славская, продолжая разрабатывать субъектный подход к личности, полагает, что личность выступает как субъект жизни благодаря умению решать собственные проблемы, нести ответственность за свои поступки и отношения с людьми. Человек в такой мере становится субъектом своей жизни, в какой он находит способ разрешения жизненных противоречий и осознает ответственность перед другими и самим собой [1].

К. А. Абульханова-Славская утверждает, личность развивается, разрешая жизненные противоречия, что отражается во взаимоотношениях с людьми. Тем самым способ разрешения жизненных противоречий свидетельствует о социально-психологической и личностной зрелости. С точки зрения Абульхановой-Слав-ской, личностная зрелость состоит в способности сочетать собственные индивидуальные особенности, возрастные и статусные возможности, а также притязания с требованиями со стороны общества, окружающих. Это умение автор называет жизненной стратегией. Жизненный путь предлагается рассматривать как целостность, при этом стратегия жизни состоит в выявлении истинных причин

жизненных противоречий, а не в формальном уходе от них. Важное понятие «жизненная стратегия» означает выбор, определение и реализацию жизненных ценностей [1].

В дальнейшем субъектный подход стал традиционным для отечественной психологии, будучи привлекательным для многих способностью подчеркнуть активность человека в его взаимодействии с миром, в котором он существует [7].

Быть субъектом своего жизненного пути означает активно участвовать в своей жизни, и это качественно специфичный признак человека. Сегодня важно понять, как тесная связь человека и мира проявляется в процессе жизни. Чтобы понять человека в качестве субъекта жизни, следует учесть два ключевых положения:

1) человеку присуще осваивать как внешний, так и внутренний мир;

2) в этом процессе осуществляется осмысление мира, включающего человека в мире, и человека самого по себе.

С учетом данных положений была разработана концепция человека, как теоретически, так и эмпирически обосновывающая его участие в созидании своей жизни на стыке нескольких подходов — субъектного, ситуационного и личностного. В качестве основных достижений в русле концепции представлены описание ряда феноменов взаимодействия человека с жизненными ситуациями, новые методики психологической диагностики данных феноменов, разработана теоретически и эмпирически обоснованная типология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности, выделены модели личности, которая в своей полноте понимается как духовно-нравственный субъект жизненного пути, в теориях, реальной жизни и художественной литературе. Разнообразие вариаций жизненного пути обусловлено прежде всего особенностями направленности личности. Жизненные ориентации как феномен направленности отражаются во всех отношениях и поступках человека. Жизненный путь определяется выбором жизненных ориентаций. Их типология располагается на пересечении ортогональных осей жизненного творчества и жизненной ответственности, что получило

как теоретическое, так и эмпирическое обоснование типов: «преобразователь» — с высокими показателями жизненного творчества и жизненной ответственности; «гармонизатор» — с высокими показателями жизненного творчества и низкими показателями жизненной ответственности; «пользователь» — с низкими показателями жизненного творчества и высокими показателями жизненной ответственности; «потребитель» — с низкими показателями жизненного творчества и низкими показателями жизненной ответственности. Каждому из психологических типов жизненных ориентаций соответствует та или иная модель личности, системообразующим принципом которой является направленность.

С помощью биографического метода выявлены закономерности гармонии и дисгармонии жизненного пути, его инвариантные и вариативные характеристики. Применение биографического метода с использованием художественной литературы и документальных жизнеописаний приводит к углублению анализа психологических типов жизнеосу-ществления. Можно видеть, что подходы отечественной психологии, в отличие от западных, стремятся к целостности в изучении жизненного пути. В таком целостном подходе можно рассмотреть различные тенденции человеческого бытия в рамках континуумов «творчество - приспособление», «внутренняя - внешняя детерминация бытия». В рамках этого подхода ситуативно-целостная модель личности охватывает те концепции, в которых уделяется внимание как внутренней, так и внешней детерминации бытия; с учетом как внешних, так и внутренних факторов распределения ответственности. Адаптивность, или творческая направленность личности, проявляется в соответствии со спецификой той или иной ситуации: системные направления советской отечественной психологии. Внутренне-целостная модель личности подчеркивает наличие осознанного нравственного идеала в тех направлениях, которые уделяют внимание феномену осмысления бытия: современные версии советских

подходов, а также «психология бытия», отечественная духовная психология. Ситуативно-целостная и внутренне-целостная модели могут быть в целом обобщены как психология сознания и психология смысла соответственно [5: с. 26].

На кафедре психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена жизненный путь исследуется в разных направлениях, в сочетании личностного и группового подходов, что отразилось в подведении теоретических итогов [4] и разработке методик психологического исследования в парадигме психологии жизненного пути [9].

Жизненный путь представляет собой многоплановое разнонаправленное явление. Обращение к его проблематике предоставляет неисчерпаемые возможности познания многообразных проявлений личности. Интегратив-ное понимание жизненного пути, в котором должны гармонично сочетаться разные уровни бытия, может способствовать и успешному решению многих проблем общественной практики, не только материального, но и духовного благополучия страны.

Заключение

Жизнь человека являлась предметом анализа в различных культурах и традициях. В психологических исследованиях жизненного пути неизменно выделяется его основная функция, состоящая в интеграции жизни, разных линий ее развития. Жизненный путь является неким системообразующим фактором, в рамках которого человек выстраивает свою жизнь и в зависимости от жизненных ориен-таций может направлять ее к разным целям и реализации разных ценностей. В западных подходах к психологии жизненного пути отмечается акцент на творческом, или адаптивном, его начале. В отечественных подходах преимущественно реализуется целостное понимание жизненного пути как интегратив-ного образования, в том числе в субъектном и связанных с ним подходах.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5-18.

2. Боцманова М. Э., Гусева Е. П. Николай Александрович Рыбников (обзор архивных материалов) // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 96-109.

3. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2018. 494 с.

4. Интегративная психология жизненного пути / под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. 332 с.

5. Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2016. 3-е изд. 468 с.

6. Логинова H. А. Становление понятийного аппарата биографической психологии // Интегратив-ный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2017. С. 169-176.

7. Мухамедзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осьмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В.

Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: ТИСБИ, 2016. 252 с.

8. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. и фр. СПб.: Питер, 2004. 192 с.

9. Практикум по психологии жизненных ситуаций / под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. 268 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

11. Alexandrova N. Personal subjectness and manifestations of anxiety in advanced and old age // Social competences, creativity and wellbeing: Proceeding of the interdisciplinary symposium. Plovdiv, Plovdiv University Press "Paisii Hilendarski", 2015. P. 265-272.

12. Allen M., Walter E. Personality stability and change between age 12 and 14 predicts relationships, sexual activity and same-sex sexual attraction at age 14 // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. June. P. 95-101.

13. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Göttingen: Hogrefe, 1959. 181 p.

14. Fleeson W., Noftle E. E. The end of the person-situation debate: an emerging synthesis in the answer to the consistency question // Social and Personality Psychology Compass. 2009. № 2 (4). P. 1667-1684.

15. Hurlock E. B. Developmental psychology a life-span approach. New Delhi: Tata Mcgraw Hill Publishing, 2016. 477 p.

16. Lewin K. Principles of topological psychology. New York; London: McGraw-Hill Book company, inc., 1936. 231 p.

17. Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to personality: Toward an integrative science of the person. 8th ed. New York: Wiley, 2007. 594 p.

18. Pecchioni L. L., Wright K. B., Nussbaum J. F. Life-span communication. Mahwah, New Jersey: Lawrence erlbaumassociate publishers, 2005. 454 p.

19. Santrock J. W. Life-span development. 15th ed. New York: Mc Graw-Hill Education, 2016. 755 p.

20. Smith G. C., Cichy K. E., Montoro-Rodriguez J. Impact of coping resources on the well-being of custodial grandmothers and grandchildren // Family Relations. Jul. 2015. Vol. 64. Iss. 3. P. 378-392.

21. Wahl H. Ecology of Aging // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2-nd ed. Oxford: Elsevier, 2015. P. 884-889.

References

1. Abulkhanova K. A. Methodological principle of the subject: the study of the individual's life path // Psychological journal. 2014. V 35. № 2. P. 5-18.

2. Botsmanova M. E., Guseva E. P. Nikolay Aleksandrovich Rybnikov (a review of archival materials) // Questions of psychology. 1997. № 6. P. 96-109.

3. Grishina N. V. Existential psychology. Saint-Petersburg: SPb University Publ., 2018. 494 p.

4. Integrative psychology of life path / ed. by E. Yu. Korjova. Saint-Petersburg: Stiks., 2016. 332 p.

5. Korjova E. Yu. Guide to life orientations: Personality and its life path in literature. Saint-Petersburg: Obshchestvo pamyati igumenii Taisia, 2016. 3-d ed. 468 p.

6. Loginova N. A. Formation of the conceptual apparatus of biographical psychology // Integrative approach to human psychology and social interaction of people: vectors of modern psychological science: materials of VII all-Russian scientific and practical conference. Saint-Petersburg, 2017. P. 169-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mukhamejanova F. G. Shabelnikov V. K., Osmina E. V., Korjhova E. Yu., Rudykhina O. V.

Thoughts and ideas about the phenomenon of subjectivity in various educational spaces. Kazan: TISBI, 2016. 252 p.

8. Piaget J. Psychology of intelligence: translation from English and French. Saint-Petersburg: Piter., 2004. 192 p.

9. The workshop book on the psychology of life situations / ed. by E. Yu. Korjova. Saint-Petersburg: Stiks, 2016. 268 p.

10. Rubinstein S. L. The fundamentals of general psychology. 2-nd ed. Saint-Petersburg.: Piter, 2002. 720 p.

11. Alexandrova N. Personal subjectness and manifestations of anxiety in advanced and old age // Social competences, creativity and wellbeing: Proceeding of the interdisciplinary symposium. Plovdiv, Plovdiv University Press "Paisii Hilendarski", 2015. P. 265-272.

12. Allen M., Walter E. Personality stability and change between age 12 and 14 predicts relationships, sexual activity and same-sex sexual attraction at age 14 // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. June. P. 95-101.

13. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Göttingen: Hogrefe, 1959. 181 p.

14. Fleeson W., Noftle E. E. The end of the person-situation debate: an emerging synthesis in the answer to the consistency question // Social and Personality Psychology Compass. 2009. № 2 (4). P. 1667-1684.

15. Hurlock E. B. Developmental psychology a life-span approach. New Delhi: Tata Mcgraw Hill Publishing, 2016. 477 p.

16. Lewin K. Principles of topological psychology. New York; London: McGraw-Hill Book company, inc., 1936. 231 p.

17. Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to personality: Toward an integrative science of the person. 8th ed. New York: Wiley, 2007. 594 p.

18. Pecchioni L. L., Wright K. B., Nussbaum J. F. Life-span communication. Mahwah, New Jersey: Lawrence erlbaumassociate publishers, 2005. 454 p.

19. Santrock J. W. Life-span development. 15th ed. New York: Mc Graw-Hill Education, 2016. 755 p.

20. Smith G. C., Cichy K. E., Montoro-Rodriguez J. Impact of coping resources on the well-being of custodial grandmothers and grandchildren // Family Relations. Jul. 2015. Vol. 64. Iss. 3. P. 378-392.

21. Wahl H. Ecology of Aging // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2-nd ed. Oxford: Elsevier, 2015. P. 884-889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.