Научная статья на тему 'Становление психологии на Южном Урале'

Становление психологии на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
144
14
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Недоспасов Вадим Олегович

В статье содержится краткий историографический очерк по истории психологии на Южном Урале. Исследованы связи известных отечественных психологов с Челябинской областью на разных этапах развития нашего региона. Показана особая роль Челябинской области в развитии отечественной психологии в период Великой Отечественной войны. Отражен современный этап развития психологии, связанный с деятельностью Челябинского педагогического института и Южно-Уральского государственного университета.

Establishment of psychology in South Ural

The article contains brief historiographical essay about history of psychology in South Ural. The paper researches relations of well-known Russian and Soviet psychologist with Chelyabinskaya oblast at different periods of region's development. This report reveals special role of psychological faculties and institutes, evacuating to Chelyabinskaya oblast, in development of domestic psychology during The Great Patriotic War. The study reflects contemporary stage of psychology's development, associated with activity of Chelyabinsk State Pedagogical University (1960-1980s. of XX century) and with leading role of faculty of psychology of south Ural state University (from 1990s until now).

Текст научной работы на тему «Становление психологии на Южном Урале»

ББК Ю91 (2Р36)

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В.О. Недоспасов ЮУрГУ

В статье содержится краткий историографический очерк по истории психологии на Южном Урале. Исследованы связи известных отечественных психологов с Челябинской областью на разных этапах развития нашего региона. Показана особая роль Челябинской области в развитии отечественной психологии в период Великой Отечественной войны. Отражен современный этап развития психологии, связанный с деятельностью Челябинского педагогического института и Южно-Уральского государственного университета.

Ключевые слова: история психологии, развитие психологии в Челябинской области, факультет психологии Южно-Уральского государственного университета.

Доподлинно известно, что история Челябинска началась в 1736 году - с основания казачьей крепости на границе с киргизской степью. Назвать с такой же точностью дату основания психологии в России не представляется возможным. Как известно, до официального открытия Психологического института в Москве (1914) она существовала лишь в качестве учебного предмета на философском, а потом на историко-филологическом факультете Московского университета (Ждан, 1993). На первом Всероссийском съезде по педагогической психологии (1906) Г.И. Челпанов сформулировал общее мнение участников о необходимости преподавания психологии в школе, и вскоре её начали изучать в старших классах мужских гимназий. Челябинск был тогда уездным городом, однако мужской гимназии в нем не устроили - обошлись реальным училищем, основанным в 1902 году

(Дореволюционный Челябинск, 1997).

В 1910 году в городе открылась учительская семинария, куда принимали юношей, выдержавших экзамен в объёме двухклассного начального училища. На протяжении четырёх лет будущие педагоги штудировали разные предметы, среди которых психология не значилась. И только на летних курсах повышения квалификации учителей в губернском Оренбурге (1914) был объявлен курс лекций по педагогической психологии (Челябинский государственный, 2004). Лектором значился Иван Васильевич Эвергетов, имевший, вероятнее всего, духовное образование.

В 1921 году в Челябинске был открыт педагогический техникум, в 1924 году его окончили всего двенадцать учащихся. Эту весьма скромную цифру следует оценивать в соответствии с данными о голоде 1921-1922 годов, принесённом политикой военного коммунизма и сократившем население Челябинской губернии на 3,1 процента (Челябинск: Энциклопедия, 2001). В 1923 году на основе педагогического техникума была организована переподготовка учителей, прослушавших, наряду с другими дисциплинами, 20-ти часовой курс педагогической психологии. Об уровне тогдашнего преподавания в школах можно судить по тому, что в 1931 году на Урале только один из пяти учителей имел высшее образование, а единственный на весь Урал педагогический факультет существовал лишь в составе Пермского университета (Челябинский государственный, 2004). В 1934 году была образована Челябинская область, вскоре в Челябинске был основан педагогический институт. Во всех школах области тогда работали примерно 2500 учителей, из которых только восемь процентов имели высшее педагогическое образование (Челябинский государственный, 2004).

Первым заведующим кафедрой педагогики и психологии, предназначенной для соответствующего образования будущих учителей в педагогическом институте, был В.М. Нефедов, о котором известно немного. Под его руководством преподаватели кафедры проводили исследования, посвящённые организации учебного процесса, но вскоре

Нефедова уволили как «неразоружившегося педолога». Здесь уместно вспомнить постановление ЦК ВКП (б) о запрете педологии, «как лженауки, тормозящей развитие социалистической педагогики» (июнь 1936), хотя существовала и другая подоплека отстранения Нефедова. Примерно в это же время был арестован и обвинён в создании контрреволюционной организации директор института, а следователи получили от несчастного признание, что в «свою преступную организацию» он вовлек и Нефедова. На суде обвиняемый отказался от всех выбитых на допросах «признаниях» и обвинил в клевете всех, кто дал против него показания. В их числе оказался и новый заведующий кафедрой педагогики и психологии П.М. Бобровский (Челябинский государственный, 2004). Трудно представить, что при таких условиях в институте могла осуществляться исследовательская работа по психологии: одно лишь её преподавание с учетом приведённых обстоятельств представляется делом отнюдь не безопасным.

В конце 1920-х годов в Челябинске была построена мощная по тем временам электростанция, что позволило начать строительство заводов: ферросплавного, тракторного, станкостроительного и т.д. На Челябинском тракторном заводе была создана психотехническая лаборатория, изучавшая условия повышения производительности труда рабочих. В организации этой лаборатории в начале 1930-х годов участвовал молодой психолог К.К. Платонов (1906-1984). Лаборатория существовала недолго: в 1935 году был арестован, а затем расстрелян лидер психотехнического направления И.Н. Шпильрейн. После этого все психотехнические лаборатории были уничтожены в ходе очередной идеологической кампании (Колбановский, 1936), которые незамедлительно распространялись из Москвы в провинцию.

В 1937 году из Москвы в Челябинскую область был выслан высококвалифицированный психолог профессор Владимир Михайлович Экземплярский (1889-1957). Причина переезда указана в его автобиографии (архивные документы предоставлены Музеем Челябинского государственного педагогического университета): «в июле 1937 г. выехал из Москвы по распоряжению УНКВД по Московской области «как член семьи осужденной в 1935 г. на 5 лет ИТЛ

жены Беляевой-Экземплярской С.Н.» в Челябинскую область». В справке о трудовой деятельности В.М. Экземплярского увольнение с последнего места работы в Москве -Совет по коммунальному хозяйству - датировано 14 июля 1937 года.

Судьба Экземплярского сопоставима с историей отечественной психологии. По окончании Московского университета в 1911 году он был оставлен для приготовления к профессуре по кафедре философии со специализацией в области экспериментальной психологии. В 1916 году по сдаче магистерского экзамена был утвержден приват-доцентом, в 1921 году защитил в Комиссии историко-филологического факультета Московского университета диссертацию на тему «Учение о типах представления в индивидуальной психологии». После этого Учёный Совет утвердил его в звании действительного члена Психологического института, что соответствовало званию профессора университета. С 1916 по 1921 год Экземплярский преподавал в Московском университете общую, экспериментальную и дифференциальную психологию, и оставил преподавание не по своей воле: в 1921 году вышло распоряжение о закрытии историко-филологического факультета.

Его первая книга «Элементы педагогики. Руководство для средней школы и самообразования» была издана ещё в 1914 году, когда автору исполнилось всего 25 лет. В 1919 году Экземплярский стал заведовать образованным в Психологическом институте отделением прикладной психологии. По результатам исследований были напечатаны его работы: «Экспериментальные исследования типов представления» (1919), «О влиянии быстрого чтения на запоминание у разных типов представления» (1919), «О непосредственном и длительном запоминании у различных типов представления» (1919).

В 1923 году основателя и директора Психологического института Г.И. Челпано-ва сместили с должности его же ученики К.Н. Корнилов и П.П. Блонский, которые в отличие от своего учителя стали приверженцами марксизма и провозгласили строительство психологии на основе диалектического материализма (Рыбников, 1994). Вслед за Челпановым из института ушли многие его ученики, в том числе В.М. Экземплярский и С.Н. Беляева-Экземплярская. Началась тотальная ревизия психологиче-

ских направлений и школ, в ходе которой гуманитарным наукам предстояли большие изменения по лекалам марксистской «материалистической диалектики».

Прибежищем для сторонящихся этой «диалектики» стала Государственная Академия художественных наук (ГАХН), основанная в 1921 году художником В.В. Канн-динским и теоретиком искусства А.Г. Габричевским. Деятельность ГАХН скоро переросла рамки искусствоведения и в ней образовались три отделения: физико-психологическое, социологическое и философское (Марцинковская, Полева, 1998). Экземплярский вспоминал в автобиографии: «С 1923 г. по 1930 г. состоял действительным членом и заведующим психофизической лабораторией Государственной академии художественных наук (ГАХН), где организовал исследования по психологии искусства». Психофизическая лаборатория предназначалась для экспериментального исследования зрительного и слухового восприятия, психологии искусства и творчества, изучения природы эстетических оценок. В ней работали С.В. Кравков,

А.А. Смирнов, С.Н. Беляева-Экземплярская, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон.

В ту пору Экземплярского интересовала проблема одарённости, были изданы его книги: «Проблемы одарённости» (М.: 1923), «Проблема школ для одарённых» (M.-JL: 1927). Экземплярский рассматривал понятие одаренности как «некоторый комплекс, а не только сумму изолированных функций». Он отмечал, что «проблема общей одаренности обычно ставилась, главным образом, в смысле определения высоты развития лишь интеллектуальных свойств, ... в качестве идеальной задачи стоит, конечно, определение высоты развития всех основных свойств психической жизни - и интеллектуальной, и эмоциональной, и волевой, и лишь недостаточность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмоционально-волевой сферы, и наоборот, значительное развитие методики количественного исследования интеллекта ограничивают до сих пор интеллектуальной сферой разрешение проблемы». Другие публикации Экземплярского в пору его работы в ГАХН назывались «Воспитание воли» (М., 1929) и «Психология и педагогика памяти» (М., 1930).

В 1930 году ГАХН была закрыта, а многие ее сотрудники арестованы. О своей дея-

тельности после закрытия ГАХН Экземплярский писал в автобиографии так: «С 1930 г. по 1937 г. (до выезда из Москвы) вел научно-исследовательскую работу в области вопросов методики и руководящую методическую работу в Секторе образовательного вещания Радиоуправления (1930-1931 гг.), по заочному обучению во Всесоюзном Институте технического образования, в Науч-но-методическом кабинете Всесоюзного Комитета по коммунальному хозяйству при ЦИК СССР (1932-1937 гг.). Параллельно вел курсы психологии и педагогики в Рязанском агропедагогическом институте (в порядке выезда), в Московском институте тонкой химической технологии, Московском научно-исследовательском методическом институте и др.».

Соответствуют этой деятельности печатные работы Экземплярского 1930-х годов: «Методика эпизодических радио-лекций в области техпропаганды» (М.: 1932), «Отсев заочников, его причины и борьба с ним. Опыт изучения бюджета времени и темпов работы заочников» (М.: 1933), «Учебно-педагогичес-кий процесс в системе заочного обучения» (М.: 1934), «Методы и организация самостоятельной работы заочников» (М.: 1935). Экземплярский был вынужден заниматься преимущественно педагогикой, но это ещё не главное стеснение его свободы.

Экземплярскому шёл 48-й год, когда повелели ему поселиться в селе Шатрово Челябинской области (ныне это территория Курганской области). Чем занимался Владимир Михайлович в этой деревне, можно только гадать: в автобиографии он вскользь упомянул «работу в селе Шатрове», но в листке трудовой деятельности сведений об этом нет, видимо, по каким-то причинам не дали нужную справку, а в результате трудовой стаж разорвался. Молодой Челябинский педагогический институт испытывал тогда острую потребность в квалифицированных преподавателях, и единственным препятствием к приглашению Экземплярского был его статус члена семьи врага народа. Однако ректор института, историк П.Б. Жибарев не побоялся принять опального профессора на работу, к которой Экземплярский приступил 1 сентября 1938 года.

Естественная для непредсказуемого времени осторожность руководства состояла в том, что для начала Экземплярскому поручили преподавать латынь - один из пяти

языков, которыми владел Владимир Михайлович. Позже один из студентов так вспоминал профессора: «при полном внешнем спокойствии он оказывал покоряющее влияние, и всякий, кто соприкасался с ним, попадал под его обаяние. И потому учили мы латынь с увлечением, находя иногда даже веселые способы запоминать нелегкие правила». (История и историки, 2006).

На следующий год Экземплярский получил возможность читать лекции по психологии, а в 1943 году он стал заведующим кафедрой педагогики и психологии и состоял в этой должности до ухода на пенсию в 1956 году. О его преподавательской деятельности можно судить по воспоминаниям бывших студентов: «Самым любимым и досточтимым преподавателем, притом любимым не только студентами исторического и литературного факультетов, но и, скажу без преувеличения, всего института был профессор Владимир Михайлович Экземплярский, читавший курс психологии. Тому способствовали и внешние особенности Владимира Михайловича - человека высокого роста, крупного, во всех отношениях, импозантного: большая голова, в высшей степени интеллигентное лицо, умный, спокойный и выразительный взгляд, медленная, размеренная, типично профессорская речь, величественная манера держаться - все это придавало Экземплярскому масштабность, значительность. Его отличали энциклопедическая образованность, основательное знание своего предмета... Лекции Экземплярского все студенты слушали с удовольствием и интересом, тщательно записывая». И ещё: «читал нам психологию профессор

В.М. Экземплярский, память о котором сохранилась у меня на всю жизнь как о человеке высокой культуры» (Челябинский государственный, 2004).

В трудные годы войны Владимир Михайлович сумел издать «Анализ уроков в начальной и средней школе и руководство работой учителя в классе» (Челябинск: Институт усовершенствования учителей, 1943, 32 с.). Сведения об этой маленькой книге можно найти на сайте, посвящённом книгоизданию военных лет 1939-1945. Деятельность Экземплярского была теперь связана с практикой школьной жизни, он активно участвовал в методической работе, читал лекции для учителей и родителей в Доме ученых и на областном радио, неизменно вы-

ступал на учительских конференциях разного уровня. В 1948 году Экземплярскому удалось открыть аспирантуру по психологии.

Последней монографией профессора стали «Очерки психологии учебно-воспита-тельной работы в школе» (М.: Учпедгиз, 1955. - 166 с.). В следующем году он вышел на пенсию в возрасте 66 лет, а через год с небольшим Владимира Михайловича не стало. Он похоронен в Челябинске на Митро-фановском кладбище.

В 1940 году к работе в Челябинском педагогическом институте приступила Софья Николаевна Беляева-Экземплярская, имевшая к тому времени 18-летний опыт исследовательской и преподавательской работы в области психологии, прерванный не по своей воле в 1935 году. В архиве сохранилась её автобиография, написанная при поступлении от руки: «Curriculum vitae» (жизнеописание

- лат.). В 1917 году кончила Московский Государственный Университет и оставлена на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1917 по 1935 год работала в Москве в Научно-исследовательских институтах: в Психологическом институте в качестве ассистента, в Государственном институте музыкальной науки в качестве научного сотрудника до 1926 г., с 1926 г. состояла действительным членом этого института и Государственной Академии художественных наук. С 1932 г. вела исследовательскую работу в Государственном научно-исследовательском Институте при Московской консерватории. Работала по делам экспериментальной психологии, психологии искусства и прикладной психологии. Вела преподавательскую работу в должности ассистента (Академия социального воспитания) и доцента (Архитектурно-строительный институт и др.). С 1935 г. по 1940 г. находилась в исправительно-трудовых лагерях по постановлению ОСО НКВД.

Несколько работ из указанного списка выполнены в соавторстве с Б.Л. Яворским -музыковедом, пианистом и композитором, учеником С.И. Танеева (см.: Восприятие ладовых мелодических построений // Труды Гос. Академии Худож. Наук, сборник экспериментально-психологических исследований психофизической лаборатории, вып. 1. - Ленинград, 1926; Восприятие мелодического движения // В кн.: Структура мелодии. - М.: Academia, 1931; Die Gestaltung des Tonkomplexes. // Archiv f. die gesamte Psychologie,

лько один автор - Беляева-Экземплярская (см.: О психологии музыкального восприятия (экспериментальная работа). - М.: Русский книжник, 1926, 110 с.; Музыкальное переживание в дошкольном возрасте // Труды ГИМН, Сборник психофизиологической секции, 1926, 2 п.л.; Психология массового слушателя // Журнал «Музыкальное образование», 1929; Профессиограммы музыкантов // Музыкальное образование, 1930; Grundsätzliches zur Erforschung der Musikalitat Psy-chotechnische // Zeitschrift München, 1928 (номер, посвящённый K. Шрумпфу); Das musikalische Empfinden im Vorschulalter // Zeitschrift f. Angewandte Psychologie, 1926, Bd. 27; Die Auffassung der melodischen Bewegung. «Archiv f. die gesamte Psychologie», 1934, Bd. 96, H. 3-4). Ещё была статья «Музыка» для Большой медицинской энциклопедии (т. 19) и «Музыкальная герменевтика», опубликованная в журнале «Искусство» (1927, кн. 4). Некоторые работы Софьи Николаевны были переизданы спустя много лет, например: Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. -С. 303-329.).

В 1942 году Беляева-Экземплярская была научным консультантом Челябинского областного дома художественного воспитания детей, где проводила лекции-беседы, сопровождая их игрой на фортепьяно. Она считала, что «музыкальное переживание дает именно такой материал, который трудно уловить сознанием и еще труднее выразить словом».

В 1931-1932 годах одним из мест трудовой деятельности С.Н. Беляевой-Экземп-лярской стал Институт швейной промышленности. К исследовательской работе в этом прикладном направлении Софья Николаевна была хорошо подготовлена всем своим опытом, накопленным в психофизической лаборатории ГАХН (см.: Об иллюзии выступающих цветов // «Журнал психологии и неврологии», 1924, Т.4; Uber sogenannten hervortretenden Farben // «Zeitschrift Psychologie», Bd.96). Результаты новой работы вскоре нашли отражение в журнальных публикациях (см.: Об окраске рабочих помещений // Малярное дело, 1932, №5; О цвете одежды. // Швейная промышленность, 1932, № 8-9; О форме одежды // Швейная промышленность, № 8-9; Взаимодействие цветов одежды // Швейная промышленность, 1934, № 5; Кон-

траст цветов одежды // Швейная промышленность, 1934, № 6; Наилучшие комбинации цветов одежды // Швейная промышленность, 1934, № 7-9; Пространственная композиция одежды // Швейная промышленность, 1934). И как обобщённый итог этих исследований - монография «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия» (М.: Гизлегпром, 1934). В этой книге представлен обзор оптико-геометрических иллюзий и предложены оригинальные идеи их использования в одежде. Через 60 с лишним лет репринтное издание этой книги появилось почти одновременно в «Академии моды» (1996) и Российской государственной библиотеке по искусству (1996).

Во время Великой Отечественной войны в город Кыштым, расположенный в ста с небольшим километрах от Челябинска, был эвакуирован Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена. Между ним и Челябинским педагогическим институтом установилось взаимодействие, и ленинградские преподаватели стали читать лекции в Челябинске. Совет Ленинградского пединститута имел право присуждения учёной степени, и Софья Николаевна представила ему кандидатскую диссертацию на тему «Психология восприятия музыки», обобщающую её прежние исследования по этой проблеме. 5 октября 1943 года она защитила диссертацию, а в следующем году была утверждена в учёном звании доцента по кафедре «Педагогика и психология», которой в то время заведовал её муж, профессор В.М. Экземплярский.

Начиная с 1944 года, Софья Николаевна вела курс психологии в Челябинском педагогическом институте и одновременно читала лекции в Институте усовершенствования учителей по проблемам художественного восприятия. В 1949 году она сделала доклад в Институте философии, о чём свидетельствует следующая архивная справка: «25 января 1949 г. на заседании сектора психологии Института философии АН СССР доцент

С.Н. Беляева-Экземплярская прочитала доклад на тему «Познавательное содержание эмоций». Доклад вызвал к себе интерес, возбудил оживленные прения и был оценен выступавшими положительно. Продолжение работы признано желательным. Зав. сектором психологии Института философии АН СССР, член-корреспондент АН СССР Рубинштейн С.Л.».

Остаётся лишь гадать, отчего не последовало «желательное продолжение» этой работы. Сказались, наверное, тяжкие испытания, доставшиеся незаурядной женщине, сумевшей пережить и гонения, и каторжный труд, и военное лихолетье. После смерти мужа, последовавшей в конце 1957 года, Софья Николаевна вышла на пенсию и навсегда покинула Челябинск.

Одной из важнейших научно-практических задач, решаемых психологами во время Великой Отечественной войны, стало восстановление боеспособности и трудоспособности раненых бойцов. Основными центрами, где осуществлялась эта работа, сделались тыловые эвакуационно-восстановитель-ные госпитали. В самом начале войны на базе санатория Кисегач был развернут реабилитационный нейрохирургический эвакогоспиталь 3120, в котором работала большая группа психологов во главе с Александром Романовичем Лурия (1902-1977), вспоминавшем впоследствии: "Я выбрал для этой цели недавно открытый санаторий на 400 мест в маленькой деревне Кисегач близ Челябинска. Все помещения санатория были переоборудованы для терапевтического лечения и восстановительной работы и уже через месяц я с группой моих бывших московских сотрудников начал работать в госпитале... Госпиталь был скромно оборудован нейрофизиологическими приборами, нейрохирургической аппаратурой и аппаратурой гистологической лаборатории. В таких условиях нам приходилось ставить диагнозы и лечить самые разнообразные нарушения психических функций, начиная с дефектов ощущений, восприятия и движения до нарушений интеллектуальных процессов» (Лурия, 1982).

Вместе с Лурия в Кисегач приехали около 30 квалифицированных специалистов, среди которых был Соломон Григорьевич Геллерштейн, один из основателей отечественной психологии и психофизиологии труда. В эвакогоспитале 3120 он организовал службу восстановительной трудотерапии, а собранные наблюдения обобщил в книге «Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей» (1943). Владимир Михайлович Коган, бывший аспирант Л.С. Выготского, до войны работал вместе с Геллерштейном в первой в стране лаборатории психологии труда (см.: Коган В.М., Се-лецкая Л.И. Воспоминания о первой лабора-

тории психологии труда (К 100-летию со дня рождения С.Г. Геллерштейна // Вопросы психологии, 1996, №4). В эвакогоспитале ему пришлось решать проблему восстановления функций после черепно-мозговых ранений. После войны он возглавлял психологическую лабораторию Центрального Института экспертизы трудоспособности инвалидов в Москве, а его докторская диссертация (1963 год) была посвящена исследованию афазий.

Активное участие в восстановлении психической деятельности тяжело раненых бойцов принимали Блюма Вольфовна Зей-гарник и Сусанна Яковлевна Рубинштейн, аспирантка А.Р. Лурии (см.: Зейгарник Б.В. К вопросу о локальном и общемозговом факторах при лобных нарушениях мозга // Невропатология и психиатрия, 1943, Т. 12, № 6). В 1945 году С.Я. Рубинштейн защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восстановление трудоспособности у больных с военными травмами мозга». Вместе с ними Работали Э.С. Бейн, Л.Б. Перельман и другие психологи (см.: Бейн Э.С. Аграфия при травматических афазиях // Теория и практика неврологии военного времени, М., 1949.; Перельман Л.Б. Реактивная постконтузион-ная глухонемота, ее распознавание и лечение, 1943).

В восстановительном эвакогоспитале 3120 получили помощь несколько тысяч раненых бойцов. Огромная по объёму практическая работа сочеталась с теоретическим анализом результатов, что позволило

А.Р. Лурия сформулировать основные теоретические положения нейропсихологии в качестве самостоятельной дисциплины. Были созданы новые способы психологического тестирования и установлена корреляция результатов тестирования с клиническими и патологоанатомическими данными.

В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП (б) «О преподавании логики и психологии в средней школе», по которому, начиная с 1947/48 учебного года, вводилось преподавание этих дисциплин во всех школах Советского Союза. О том, как в конце 1940-х годов решался вопрос с преподавателями психологии в школе, можно судить по рассказу Натальи Багрецовой (Багрецова, 2005): «...в старших классах ввели логику и психологию. Старые учителя не брались: надо было переучиваться. Сунули эти часы Маше. Абрамович Мария Григорьевна (1926-1995), заслуженный учитель РСФСР (1976), читала

лекции в институте усовершенствования учителей, в том числе на тему «Преподавание логики и психологии в средней школе». Она взялась. Сорок восьмая школа была тогда мужская, причем в нее стекались все «сливки» Тракторозаводского района. Много было самостоятельных думающих мальчиков. Новые предметы, преподнесенные умным думающим учителем, им очень понравились, и успех был полный». Абрамович Мария Григорьевна (1926-1995) стала заслуженным учителем РСФСР (1976), читала лекции в институте усовершенствования учителей, в том числе на тему «Преподавание логики и психологии в средней школе».

Несмотря на эти усилия психологов, преподавание психологии в средней школе было прекращено в 1959 году. Формальным поводом для такого решения послужила ссылка на отсутствие квалифицированных преподавателей, которых в большинстве школ не было. В Московском университете преподавание психологии возобновилось в 1942 году, когда открылась кафедра психологии на философском факультете. Она организовала преподавание сначала на отделении психологии философского факультета, а затем и на отделении русского языка, логики и психологии филологического факультета.

В 1947 году части студентов филологического факультета было предложено перейти учиться на отделение русского языка логики и психологии, причём некоторых студентов заставили это сделать в принудительном порядке. Вера Ивановна Малинина, будущий доцент Челябинского педагогического института, перешла на вновь образованное отделение по собственному желанию, руководителем ее дипломной работы был С.Л. Рубинштейн. На всю жизнь запомнила она и других своих учителей: Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и А.Р. Лурию, поддержавшего Веру Ивановну при утверждении в степени кандидата психологических наук.

На этом же отделении учился челябинец Владимир Дмитриевич Небылицын, впоследствии вписавший свое имя в историю отечественной психологии. А в 1947 году он окончил с золотой медалью 2-ю железнодорожную мужскую школу г. Челябинска и поступил на отделении русского языка, логики и психологии Московского государственного университета. Годом позже стал студентом Владимир Яковлевич Топычка-

нов, которого через несколько лет судьба сведёт с В.И. Малининой на кафедре педагогики и психологии Челябинского педагогического института. В.Я. Топычканов с 1943 года был в армии, воевал и встретил Победу недалеко от Берлина, в университет он поступил после демобилизации в 1948 году.

В.Я. Топычканов после окончания университета учился в аспирантуре у К.Н. Корнилова, работал в педагогических институтах Актюбинска и Архангельска, стал кандидатом психологических наук и в 1959 году прошёл по конкурсу на кафедру педагогики и психологии Челябинского педагогического института. В 1963 году на этой же кафедре начала работать кандидат психологических наук В.И. Малинина, имевшая к тому времени опыт преподавания в педагогических институтах Шуи и Ишима. Вместе с ними работали кандидат психологических наук

В.П. Беспечанский и окончившая аспирантуру у профессора Экземплярского Г.М. Мельникова. Преподаватели вели курс психологии на разных факультетах и проводили исследования в области педагогической психологии.

В 1968 году в Челябинске был основан Институт культуры (ныне Государственная Академия культуры и искусств), в котором открылась кафедра педагогики и психологии. В.И. Малинина, всегда неравнодушная к разным жанрам искусства, перешла работать во вновь созданный институт, где обучала основам психологии будущих музыкантов и режиссёров. С 1981 г. по 1993 г. на кафедре педагогики и психологии работал Василий Прокопьевич Беспечанский. Его монография «Психология исторического мышления школьников» (1981) представляет целостную научную концепцию социальной ориентации и самоопределения школьников.

В 1965 году приказом министра здравоохранения СССР был введен курс лекций по медицинской психологии для студентов медицинских институтов. В Челябинском медицинском институте (ныне Медицинская академия) преподавание медицинской психологии началось с 1977 года на кафедре психиатрии сначала в форме только лекционного курса, к которому позднее были добавлены практические занятия.

В 1976 году в педагогическом институте была организована первая в городе кафедра психологии, её заведующим стал В.Я. Топычканов. Областью его научных интересов

были психология художественного воображения, психологические аспекты профессиональной ориентации, нервно-физиологические основы психики. Сотрудники кафедры вели преподавание психологии на всех факультетах, разрабатывали и применяли психологические тесты, предназначенные для выявления склонности к педагогической деятельности. Другое направление научных исследований было связано с проблемой психологической подготовки учителя к профессиональной деятельности.

В 1978 году в Челябинской государственной академии физической культуры (в то время она представляла Челябинский филиал Омского института физической культуры) организуется кафедра педагогики и психологии. В 1988 году из неё была выделена самостоятельная кафедра психологии

- вторая по очереди рождения в Челябинске. Первым заведующим этой кафедрой стал

Н.А. Батурин, а в числе её сотрудников были И.М. Марковская, E.JI. Солдатова, Е.В. Чумакова, Г.И. Захарова.

Реформой школьного образования СССР, предпринятой в 1988 году, было предусмотрено введение штатной должности психолога в школах. Квалифицированных специалистов для заполнения открывшихся вакансий не было, их надо было научить. В 1989 году Ю.С. Багимов, имевший к тому времени опыт организации психологической службы в Челябинском политехническом институте (ныне ЮУрГУ), выступил с предложением готовить психологов на базе Института усовершенствования учителей. В разработке этого проекта участвовали члены Челябинской областной Ассоциации независимых психологов Н.А. Батурин, В.Г. Грязева, Г.Г. Горелова, М.В. Зюсько, И.И. Опарин,

В.П. Беспечанский, В.И. Малинина, JI.H. Ро-дыгина.

С помощью ГОРОНО был объявлен набор на двухгодичные заочные курсы, к обучению приглашались молодые педагоги, желающие получить психологическую подготовку. Учебные планы и программы подготовили члены Ассоциации независимых психологов, они же проводили занятия со слушателями. Первый выпуск курсантов состоялся в 1991 году, все они получили удостоверения о повышении квалификации, а примерно половина из них заняла штатные должности школьных психологов.

В 1990 году H.A. Батурин с группой единомышленников организовал очные девятимесячные курсы психологической переподготовки учителей. В декабре 1990 года состоялся выпуск первой группы психологов, в их числе были известные ныне специалисты, такие как доктор психологических наук Е.Л. Солдатова, доктор психологических наук Е.Ф. Ященко, руководители психологических служб А.Б. Уревич и В.А. Глухова.

В том же году в связи с происходившей в стране перестройкой обозначилась необходимость психологического образования инженеров и руководителей производства. Для решения этой задачи в Политехническом институте (ныне ЮУрГУ) была организована кафедра «Прикладной психологии и управления», которую возглавил Ю.С. Багимов. На базе этой кафедры впоследствии был создан факультет психологии Южно-Уральского Государственного Университета.

Объединёнными усилиями челябинских и петербуржских психологов в 1993 году был открыт филиал факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ). Филиал существовал на базе психологического центра «Пси-ХРОН» (директор Н.А.Батурин), за время деятельности филиала диплом психолога смогли получить более ста человек.

В апреле 1996 года Ученый совет Технического университета принял решение о подготовке психологов. Организация факультета психологии была поручена Н.А. Батурину, в проведении подготовительной работы участвовала инициативная группа психологов: И.М. Марковская, З.А. Шакурова, Е.В. Чумакова, Е.Л. Солдатова, Д.М. По-лев, H.H. Мельникова.

1 октября 1996 г. H.A. Батурин был официально назначен деканом факультета психологии, а 2 октября 1996 г., приказом ректора Челябинского государственного технического университета (так именовался в те годы ЮУрГУ) Германа Платоновича Вяткина был открыт факультет психологии в составе двух кафедр: прикладной психологии и общей и возрастной психологии. Организация факультета психологии, наряду с созданием нескольких других гуманитарных факультетов позволило техническому университету приобрести статус классического университета, каким является современный ЮУрГУ.

Литература

1. Багрецова, Н. Челябинск, сороковые / Н. Багрецова // История людей на Южном Урале: альманах. - Челябинск: Изд. дом «Губерния», 2005. - Вып. 1. - С. 223-431.

2. Дореволюционный Челябинск в слове современников. - Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска, 1997.

3. Ждан, А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (К 80-ти летню Психологического института к 50-ти ле-тию кафедры психологии в Московском университете) /А.Н. Ждан //Вопросы психологии. -1993. - №4.-С. 80.

4. История и историки. - Челябинск: ЧГПУ, 2006.

5. Колбановский, В.Н. Так называемая психотехника / В.Н. Колбановский // Известия. -1936. - 23 октября.

6. Лурия, А. Р. Этапы пройденного пути: Научная библиография. / А.Р. Лурия. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -181 с.

7. Марцинковская, Т.Д. Роль Государственной академии художественных наук в научной судьбе Б.М. Теплова / Т.Д. Маар-цинковская, Н.С. Полева//Вопросы психологии. -1998. -№4. - С. 94.

8. Рыбников, НА. Как создавался Психологический институт / НА. Рыбников // Вопросы психологии. -1994. -№1. - С. И.

9. Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: ЧГПУ, 2004.

10. Челябинск: энциклопедия. - Челябинск: Каменный пояс, 2001.