Научная статья на тему 'Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования'

Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACADEMIC / ARTS EDUCATION / TRAINING / MASS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурина Мариэтта Олеговна, Сурин Александр Александрович

В статье рассматривается период с XVII по XIX вв. в развитии художественного образования, когда оно теряет свою элитарность и приобретает массовый характер. Выявляются три ведущих направления, оказавшие влияние на становление педагогических основ обучения изобразительной деятельности и цвету в рамках профессиональной художественной подготовки: академическая система обучения, физика цвета и общеобразовательная школа. Рассматриваются периоды и основные принципы становления Европейской и Российской художественной подготовки. Определяется этап формирования мировой системы художественной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Becoming a professional artistic training in the emerging mass education

The article covers the period from XVII to XIX century in the development of art education, when it loses its elitism and becomes massive. Identifies three major trends that have influenced the formation of pedagogical training bases of graphic activity and color in professional artistic training: academic training system, physics color and secondary school. The period and the basic principles of the formation of European and Russian art training. Determined by the stage of the formation of the world system of artistic training.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования»

Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования

М.О. Сурина, А.А. Сурин Массовый характер система профессионального художественного образования начинает приобретать уже в эпоху Просвещения. Поиск эффективных методов обучения происходит одновременно в различных европейских странах. Для этого периода характерно знакомство художников-педагогов с опытом преподавания в других странах, активизируется обмен опытом. Новые знания становятся достоянием различных культур и выходят за рамки национальных традиций. Система обучения цвету и художественной подготовке в целом приобретает интернациональный характер.

Появляются государственные и частные Академии художеств (Италия, Франция, Германия, Россия, Англия и др.). Открытие академий является следствием сформировавшейся теоретической базы в сфере изобразительного искусства. На педагогическую работу приглашаются знаменитые художники, что позволяет в стенах одного учебного заведения вводить разнообразные методы обучения. В Академиях происходит подготовка специалистов различного профиля: живописцев, скульпторов, графиков, причем основным предметом при обучении любой специализации становится рисунок, а обучение цвету носит вторичный характер [1].

После открытия государственных Академий художеств во Флоренции (1563 г), Академии Св. Луки в Риме (1577 г), открываются художественные академии в других европейских странах и в России. Обучение в Академиях проходило с ориентацией на методы и образцы периода античности и эпохи Возрождения. Наряду с государственными Академиями художеств открываются и успешно работают частные: Болонская академия художеств братьев Карраччи, фламандского художника Пауля Рубенса и ряд других. В рамках художественной школы Карраччи в основном и сложилась

академическая система массового художественного образования. Именно в ней, при обучении живописи впервые целенаправленно происходит выделение и актуализация внимания учащегося на профессиональных понятиях (свет, тень и др.), изучаются техники на основе копирования живописных работ мастеров прошлого, используется метод упражнений и повторений, идет работа с натурой. В XVIII в. разрабатываются методики обучения живописи, рисунку, композиции. К этому периоду вырабатывается система «академического» обучения, постулаты которой приобретают, впоследствии, доминирующий характер [1, 2].

Система образования в Академиях художеств, замкнутая в себе и вычурно-элитарная, начинает угасать в середине XIX века. В это время у многих художников вызывает раздражение и отталкивает рутинность академизма, свойственный ему тяжелый коричневый колорит и условные композиции с мертвенно-статичными позами. За пределами Академий начинаются активные поиски новых приемов живописи, внимательное изучение проявлений цвета в природной среде. Постепенно, в течение XIX века, в рамках индивидуальных творческих мастерских накапливается новый теоретический базис, основанный на личном опыте и поисках художников. Это новое знание о цвете идет параллельно с начавшимся еще в XVII в. активным развитием физики цвета (И. Ньютон, М. Ломоносов, К. Юнг, Г. Гельмгольц, О. Рунге, И. Гете и др.). Одновременно (с XVII в.) с академической системой художественного образования формируется система массовой общеобразовательной подготовки (школа), которая также оказала влияние на изменение системы и методов обучения цвету на уровне профессионального художественного образования.

В ХVII в. мысль о значимости и необходимости обучения изобразительной грамоте (впервые после Памфила) была высказана выдающимся педагогом Я.А. Коменским. Рассматривая рисование как общеобразовательный предмет, он вносит его в реестр школьных предметов (но не обязательным), но при этом не делает различий в методах и системах

обучения искусству в общеобразовательных и специальных школах. Коменский опирается на сложившуюся систему обучения рисованию в Академии художеств. Рисование в школе не разделяется на рисунок и живопись, а включает в себя общие знания в области изобразительной грамоты. Это становится характерной чертой для школьного обучения вплоть до конца ХХ века большинства европейских стран [2, 3]. В к. ХVШ - н. XIX вв., рисование становится общеобразовательным предметом в школах большинства стран.

Во второй половине ХК в. ослабевает интерес к разработкам новых подходов обучения в художественных школах, но активно разрабатываются новые методики преподавания изобразительной грамоты в средней школе. Интерес к детскому творчеству в этот период, проявляют не только художники, но и искусствоведы, врачи, психологи. Издаются пособия по обучению изобразительному искусству в общеобразовательной школе (работы Г. Гирта, К. Ланге, К. Баумгарта, К. Лепило, Л. Оршанского и др.). В обучении детей рисованию, в подходе и оценке их работы, проявились две противоположные тенденции: одни требовали академического подхода, четкости и конкретности изображения (его реалистичности), другие предлагали «не навязывать» ребенку «свое» видение. Главной целью обучения в этом случае являлось сохранение детской чистоты восприятия мира (Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, А.В. Бакушинский и др.).

Вначале к изучению детского творчества подходили чисто эмпирически. Несколько позднее анализ детских работ велся в зависимости от научных достижений своего времени: биологизаторского подхода,

гештальтпсихологии и фрейдизма [4, 5]. К концу XIX в. академическая система с ее классическими принципами, ее монополизмом, перестала отвечать требованиям жизни. Появляется потребность в разработке новых форм обучения изобразительной грамоте. Этому способствует изучение психологами не только продуктов деятельности детского творчества, но и особенностей зрительного и цветового восприятия. В результате, впервые

акцент в обучении изобразительной грамоте сместился с «только обучения» (его подходы, формы, методы, и т.д.) на учет психолого-педагогических особенностей восприятия, свойственного определенному возрасту. Исследования в области психологии, физики цвета и ряда других наук, активно проводившиеся в течение ХХ в. [4, 5, 6], оказали существенное влияние на систему массового образования (как на общеобразовательном, так и на профессиональном уровнях).

Изменения, произошедшие в обществе на смене веков, внесли коррективы не только в теорию изобразительной грамоты, но и во взгляды на формы и методы профессионального обучения [2, 7]. Свой вклад внесли в теорию обучения и представители ряда художественных направлений (импрессионизма, кубизма, фовизма, абстракционизма и др.). Следует отметить, что для России периода XVШ-XIХ вв. характерны те же способы и методы обучения и проблемы, порождаемые ими, которые были свойственны европейской художественной подготовке. На рубеже ХХ-ХХІ вв. для системы российского массового образования приобретает актуальность изучение факторов, влияющих на повышение качества обучения [8, 9, 10].

Итак, с XVII и до начала ХХ в. складываются три основных направления, оказавшие влияние на становление педагогических основ обучения изобразительной деятельности в рамках профессиональной художественной подготовки: академическая система обучения, физика цвета и общеобразовательная школа. Все три направления внесли вклад в методику обучения мастерству владения цветом от дошкольного до вузовского образования. Таким образом, период с XVII по XIX вв., можно рассматривать как качественно новый этап в развитии художественного образования, когда оно теряет свою элитарность и приобретает массовый характер. Вначале ХХ в. складывается мировая система различных типов художественной подготовки, которая продолжает развиваться и видоизменяться и в наше время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа, рисунка - М., Просвещение, 1981. - 192 с.

2. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики

- М: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. - 352 с.

3. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве дизайне и архитектуре. 3-е изд., с изменен. и доп. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; «Феникс», 2010. - 152 с.

4. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие (пер. с

англ. В.Н. Самохина) - М.: Архитектура - С, 2007. - 392 с.

5. Birren, F. Color psychology and color therapy: A factual study of the influense of color on human life. N.Y., cop. 1961. 302 p.

6. Babey-Brooke, A.M., Amber, R.B. Color Therapy. Santa Barbara Press, Inc. N.Y., 1979. 120 р.

7. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли - М., Изд. «Гардарики», 2005. - 603 с.

8. Методологическая сфера образования: современные научные

подходы. Монография. Коллектив авторов. Под ред. Проф.

Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: Изд. «Булат», 2007. - 440 с.

9. Белая Е.Н. Проблемы обеспечения общеобразовательных школ качественными условиями обучения [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №1. - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/675 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Бородина Н.А., Подопригора С.Я. Роль субъекта информатизации высшего образования в современной России [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/640 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.