УДК 342.26 ПАРМАНОВ Шухрат Ишбоевич,
ББК 67.3 аспирант 4 курса факультета юриспруденции
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» e-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТУРКЕСТАНА В ПЕРИОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос создания органов власти и управления Туркестаном на начальном этапе завоевания региона Российской Империей. Основная задача заключалась в поиске баланса между вновь создаваемой системой управления и традиционными для региона органами власти, существовавшими задолго до присоединения. Для решения этого вопроса на начальном этапе завоеванные территории были включены в состав Оренбургского генерал-губернаторства, в рамках которого и была проведена реорганизация управления Туркестанской областью. Данные меры создали условия для преобразования этой территории в самостоятельное Туркестанское генерал-губернаторство. Особенностью созданной системы управления была тенденция к преобладанию военных структур над гражданскими. Такое соотношение объяснялось стремлением Российской Империи прочно укрепиться в регионе и распространить свою власть над соседними территориями, остававшимися еще вне пределов ее непосредственного влияния.
Ключевые слова: правовой статус, система управления, органы власти, Туркестанская область, генерал-губернаторство, структура общества.
PARMANOV Shukhra Ishboyevich,
the 1st year student at the Legal Faculty, Moscow State Humanities and Economics University
FORMATION OF THE LEGAL STATUS OF TURKESTAN DURING THE ACCESSION TO THE RUSSIAN EMPIRE
Annotation. This article discusses the creation of authorities and governing Turkestan at the initial stage of the conquest of the region by the Russian Empire. The main task was to find a balance between the newly created management system and the traditional authorities of the region that existed long before accession. To solve this issue, at the initial stage, the conquered territories were included in the Orenburg Governor-General, in the framework of which the reorganization of the administration of the Turkestan region was carried out. These measures created the conditions for the transformation of this territory into an independent Turkestan governor-general. A feature of the created control system was the tendency for military structures to prevail over civilian ones. This ratio was explained by the desire of the Russian Empire to firmly establish itself in the region and extend its power over neighboring territories, which remained outside the limits of its direct influence.
Key words: legal status, management system, authorities, Turkestan region, governor general, society structure.
Центральная Азия и государственные образования, существовавшие в этом регионе с XVIII в., стали важными объектами внешней политики Российской Империи. Но активная фаза утверждения на этой территории началась во второй половине XIX столетия. В результате вооруженного вторжения в 60-е годы XIX в. к Российской Империи была присоединена территория Туркестана, ставшая одним из наиболее стратегически важных регионов государства в связи с близостью к границам Ирана, Афганистана и Китая. Следующим этапом освоения реги-
она стало создание системы управления, отличной от аналогичных структур, создаваемых в других присоединенных и внутренних территориях, тем, что здесь она была сосредоточена в основном в руках военных и не была подведомственна Министерству внутренних дел. К этому времени Российская Империя планировала решить проблему отношений с Бухарским и Хивинским ханствами, которые входили в зону ее интересов.
На начальном этапе, в феврале 1865 г., императором был подписан Указ о создании Туркестанской области, в границах территории кото-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
рой были объединены Сырдарьинская и Новоко-кандская линии и часть территории Кокандского ханства. Поначалу, до создания Туркестанского генерал-губернаторства, область входила в состав Оренбургского генерал-губернаторства. Во главе области ставился военный губернатор, на которого одновременно возлагалось командование войсками, дислоцировавшимися в области. Особенность его статуса заключалась в том, что по военным делам он подчинялся командующему войсками Оренбургским краем, а по гражданским
- Оренбургскому генерал-губернатору [8].
В исследованиях, посвященных правовому положению Туркестанской области, затем генерал-губернаторству в составе Российской Империи, отмечается его отличие от западных и внутренних регионов. «По характеру управления они являлись колониями Российской империи. Военное и гражданское управление на Кавказе находилось в руках наместника и главнокомандующего, а в Туркестанском крае - генерал-губернатора; высшее управление ими - в ведении военного министерства империи. Кроме особенного административно-территориального деления (на генерал-губернаторства, наместничества, области, округа, магалы, дистанции, наибства), в этих регионах существовала специфика в административно-полицейской системе. Создавались органы, необходимые только на данной территории, например, постоянная милиция - на Северном Кавказе и Туркестане, российский пограничный комиссар - в Закавказье, участковые начальники
- в Семиреченской области Туркестанского края и начальник г. Ташкента (приравненный к уездному начальнику) и т.д.» [10, с. 45, 46].
Несмотря на лояльную политику, проводимую русской администрацией, занявшую по возможности позицию невмешательства во внутренние дела местных племенных объединений, начальный период вхождения Туркестана в состав России оказался достаточно сложным. Ситуация была нестабильной, часто происходили военные столкновения с племенными вооруженными группировками, которые возглавлялись местными владетелями, всячески стремившихся удержать власть в своих руках. Кроме того, «новая власть, занятая решением политических проблем, не могла уделять достаточного внимания решению вопросов внутреннего управления коренного населения. Действительно, первоначально все должностные лица из коренного населения были оставлены на занимаемых должностях. Не было внесено никаких серьезных изменений и в порядок назначения родоправителей и аксакалов» [4].
Процесс реформирования системы управления шел не так быстро, как хотелось бы имперской власти, но он стал неминуемым и «традици-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
онное центральноазиатское общество под влиянием колониального российского капитализма и русской культуры только-только стало подавать признаки движения в сторону модерна» [1].
Управление регионом требовало учета особенностей жизненного уклада местного населения, которое было представлено не только оседлыми туземными группами, но и кочевниками.
Основу структуры общества кочевников составлял родовой принцип туземцев, которые вели оседлый образ жизни, - принцип единства поселения. Родовые объединения кочевников управлялись родоначальниками, имевшими титулы манапов, султанов или старших биев, которым, в свою очередь, подчинялись бии, управлявшие отделениями, а им - туганчи, управлявшие подотделениями. Все эти звания, как правило, были наследуемыми, основные функции, которые они исполняли можно свести к функциям аналогичным полицейским и отчасти сбору налогов.
Что касается судебной власти, то она была представлена судом казиев. Главным критерием, на основе которого замещалась должность судьи, была не знатность происхождения и не имущественный статус, а уважение народа.
Военные успехи, ознаменовавшие дальнейшее продвижение России вглубь региона, создали благоприятные условия для перехода к созданию системы управления присоединенными территориями, которые отвечали бы ее интересам.
С этой целью в 1864 г. под руководством генерал-майора М.Г. Черняева магистром Н.А. Северцовым был разработан проект Положения о Среднеазиатской пограничной области. «Было предложено ввести на флангах области и в центре должности управляющих туземным населением и создать под контролем начальника области канцелярию по гражданским делам. Впервые в отношении Туркестана предлагалось создать гражданскую администрацию, т.е. особую отрасль управления, ведающую коренным населением и имеющую собственную вертикаль и горизонталь власти, соответствующие административно-территориальному делению области. Центральным органом, в котором должно было сосредоточиться управление местным населением, должна была стать минимальная по составу канцелярия областного начальника... Проект впервые включил в административную систему конкретную номенклатуру должностей представителей коренного населения, разделив первичную администрацию согласно социокультурному принципу. Особые должностные лица появились у кочевников и оседлых» [2. с. 176].
Проект не содержал положений о критериях и процедуре назначения на
должности представителей коренного населения. В случае необходимости окончательное решение мог принимать начальник области, т.к. за ним закреплялось право назначения и смещения должностей первичной администрации представителей местного населения.
«Там, где не было российских военных частей, предполагалось, что администрация будет подчиняться управляющему туземным населением. Свои административные функции городничий должен был осуществлять через подчиненных ему членов городского управления из среды местного населения» [3. с. 165].
В качестве центрального органа власти, который координировал бы деятельность всех органов управления туземным населением на местах, предполагалось создание канцелярии областного начальника с упрощенной структурой и минимальным составом чиновников.
Так, за коренным населением городов закреплялось право выбора между судом городничего и судом казия. Однако впоследствии традиционное судоустройство постепенно стало вытесняться российским.
Проектом подробно прописывалось административное устройство городов, но не предусматривалось создание первичного управления в сельской местности.
С 1865 г. правовой основой административного управления Туркестаном стало «Временное положение об управлении Туркестанской областью», которое достаточно серьезным образом меняло традиционную систему управления и было нацелено на военизацию управления регионом [5].
Учреждение новых органов власти на основе «Временного положения...» осуществлялось в соответствии с задачами и целями Российской Империи по созданию военно-народного управления. Система органов власти была представлена военным губернатором, начальниками отделов (флангов и центра), управляющие туземным населением (непосредственные начальники местной первичной администрации в отделах) и городничие.
Система управления коренным населением, согласно «Временному положению.», была практически заимствована из проекта Черняева -Северцова. Законом устанавливалась дифференцированная номенклатура должностей первичной администрации: для кочевников - родоправители, для оседлых - аксакалы, раисы, казий. Должность старшего аксакала соответствовала должности городского головы во внутренних регионах государства, аксакалы наделялись полномочиями
схожими с объемом прав и обязанностей гласных городской думы, они были ответственны за порядок в городских кварталах. Помощником городского головы должен был стать раис - представитель местного населения, которому в основном вменялись функции полицейского управления; городской торговой полицией управлял базар-баши. Подобная структура была характерна для системы управления лишь наиболее крупных городов области, коих было всего несколько.
Хотя основное население региона проживало в сельской местности и упорядочение системы управления именно этой наиболее многочисленной социальной группой требовало сосредоточения большего внимания, как и в проекте, так и во «Временном положении.», не была четко прописана ее организация и структура. При этом следует отметить, что положительной стороной Закона было закрепление выборной формы организации первичной власти, хотя ни порядок проведения выборов, ни требования к кандидатам в ней не были регламентированы, что свидетельствовало о том, что не все позиции были всесторонне продуманы.
«Непосредственными начальниками всей местной администрации стали управляющие туземным населением. Подчинялись они непосредственно начальникам отделов, на которые делилась Туркестанская область. На управляющих возлагались следующие обязанности: надзор за работой народных судов, забота о неприкосновенности караванов, об охране лесов и оросительных систем, наблюдение за исправностью взимания податей, исполнением повинностей и предписаний администрации со стороны местного населения» [11].
Одним из традиционных органов власти коренного населения, которого не коснулись изменения, был народный суд - суд казиев, основу деятельности которого составляли нормы шариата. Этому суду были подсудны дела, связанные с разбирательством споров между представителями туземного оседлого населения. Начальник области мог только в исключительных случаях вмешиваться в деятельность народных судов, он мог отменить или потребовать пересмотра решения, если приговор суда носил чрезмерно одиозный характер [9].
Дальнейшее продвижение вглубь Туркестана и расширение границ завоеванных территорий потребовало от российской власти большего сосредоточения на проблемах, связанных с управлением регионом. С этой целью «в марте 1867 г. Император Александр II повелел создать Особый комитет для рассмотрения предложений Степной комиссии и выработки решения по организации управления новыми российскими землями».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
«Комитет возглавил военный министр Д.А. Милютин. <...> Уже в апреле того же года комитет доложил Государю о своих решениях. Предлагалось:
1) Выделить Туркестанскую область из Оренбургского генерал-губернаторства;
2) Учредить новую самостоятельную административную единицу - Туркестанское генерал-губернаторство в составе двух областей, Семиреченской и Сырдарьинской;
3) положить в основу управления регионом принципы, разработанные комитетом;
4) в границах нового края создать отдельный военный округ;
5) объединить гражданское и военное управление, подчинив его генерал-губернатору;
6) сохранить местное самоуправление, передав в руки должностных лиц, избираемых на основании местных обычаев. Все новосозданные области подлежали разделу на уезды и волости, как это было принято повсеместно в России» [6].
Предложения комитета были с одобрением встречены императором, и «11 июля 1867 г. был принят специальный закон: было создано Туркестанское генерал-губернаторство в составе двух областей - Сырдарьинской и Семиреченской (военные губернаторы областей генерал-майоры Н.Н. Головачев и Г.А. Колпаковский соответственно). По рекомендации Д.А. Милютина генерал-губернатором нового края был назначен К.П. фон Кауфман. Царским манифестом от 17 июля 1867 г. ему были предоставлены неограниченные полномочия «к решению всяких политических, пограничных и торговых дел, к отправлению в сопредельные владения доверенных лиц для ведения переговоров, касающихся взаимоотношений России с этими странами»[7].
Таким образом, спецификой процесса создания административных органов власти в Туркестане на начальном этапе была тенденция к военизации управления, которая сохранилась и в последующие периоды господства Российской Империи в регионе.
Список литературы:
[1] Бакланов В.И. Туркестан в составе Российской империи до 1917 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://historick.ru/ view_ post.php?id=190&cat=15 (дата обращения: 15.08.2019).
[2] Васильев Д.В. Туркестанская область: становление административного законодательства в Русском Туркестане. 1854 - 1866 // Интеллект, инновации, инвестиции. - 2013. - № 4. - С. 174-180.
[3] Васильев Д.В., Любичанковский С.В. Административная аккультурация коренного насе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
ления Туркестанской области в российском законодательстве 1865 - 1866 годов // Вестник ВолГУ. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2018. - № 6. - С. 63-75.
[4] Васильев Д.В. Становление и развитие системы управления Туркестанского края, 1865 -1886 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1999. - С. 14.. 63-
[5] Временное Положение об управлении Туркестанской областью. 1865 г. августа 6 // ПСЗРИ-II. - Т. 40. - 1865. - Отд. 1. - № 42372. - С. 876-881.
[6] Глущенко Е.А. Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. admw.ru/ books/Rossiya-v-Sredney-Azii--Zavoevaniya-i-preobrazovan (дата обращения: 15.08.2019).
[7] Глущенко Е.А. Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. admw.ru/ books/Rossiya-v-Sredney-Azii--Zavoevaniya-i-preobrazovan (дата обращения: 15.08.2019).
[8] Именной указ об образовании Туркестанской области // ПСЗРИ-II. - Т. 40. - Отд. 1. - № 41792. - С. 184.18
[9] Проект положения о Среднеазиатской пограничной области / сост. Н. Северцов (1865 г.) // РГВИА. - Ф. 38. - Оп. 31/287. - Св. 892-а. - Л. 8; Становление и развитие системы управления Туркестанского края, 1865 - 1886 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1999.
[10] Тимошевская А.Д. Государственно-правовой статус национального региона Российской империи как основа формирования его полицейской системы (XIX - начало XX вв.) // История государства и права. - 2010. - № 21. - С. 45-47.
[11] Управление коренным населением Туркестанского края в Российской империи. Онлайн архив [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://secrethistory.su/1748-upravlenie-korennym-naseleniem-turkestanskogo-kraya-v-rossiyskoy-imperii.html (дата обращения: 27.08.2019).
Spisok literatury:
[1] Baklanov V.I. Turkestan v sostave Rossijskoj imperii do 1917 goda [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://historick.ru/ view_post. php?id=190&cat=15 (data obrashcheniya: 15.08.2019).
[2] Vasil'ev D.V. Turkestanskaya oblast': stanovlenie administrativnogo zakonodatel'stva v Russkom Turkestane. 1854 - 1866 // Intellekt, innovacii, investicii. - 2013. - № 4. - S. 174-180.
[3] Vasil'ev D.V., Lyubichankovskij S.V. Administrativnaya akkul'turaciya korennogo naseleniya Turkestanskoj oblasti v rossijskom
zakonodatel'stve 1865 - 1866 godov // Vestnik VolGU. Ser. 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2018. - № 6. - S. 63-75.
[4] Vasil'ev D.V. Stanovlenie i razvitie sistemy upravleniya Turkestanskogo kraya, 1865 - 1886 gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 1999. - S. 14.
[5] Vremennoe Polozhenie ob upravlenii Turkestanskoj oblast'yu. 1865 g. avgusta 6 // PSZRI-II. - T. 40. - 1865. - Otd. 1. - № 42372. - S. 876-881.
[6] Glushchenko E.A. Rossiya v Srednej Azii. Zavoevaniya i preobrazovaniya [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://www. admw.ru/books/ Rossiya-v-Sredney-Azii--Zavoevaniya-i-preobrazovan (data obrashcheniya: 15.08.2019).
[7] Glushchenko E.A. Rossiya v Srednej Azii. Zavoevaniya i preobrazovaniya [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://www. admw.ru/books/ Rossiya-v-Sredney-Azii--Zavoevaniya-i-preobrazovan (data obrashcheniya: 15.08.2019).
[8] Imennoj ukaz ob obrazovanii Turkestanskoj oblasti // PSZRI-II. - T. 40. - Otd. 1. - № 41792. - S. 184.18
[9] Proekt polozheniya o Sredneaziatskoj pogranichnoj oblasti / sost. N. Severcov (1865 g.) // RGVIA. - F. 38. - Op. 31/287. - Sv. 892-a. - L. 8; Stanovlenie i razvitie sistemy upravleniya Turkestanskogo kraya, 1865 - 1886 gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 1999.
[10] Timoshevskaya A.D. Gosudarstvenno-pravovoj status nacional'nogo regiona Rossijskoj imperii kak osnova formirovaniya ego policejskoj sistemy (XIX - nachalo XX vv.) // Istoriya gosudarstva i prava. - 2010. - № 21. - S. 45-47.
[11] Upravlenie korennym naseleniem Turkestanskogo kraya v Rossijskoj imperii. Onlajn arhiv [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// secrethistory.su/1748-upravlenie-korennym-naseleniem-turkestanskogo-kraya-v-rossiyskoy-imperii.html (data obrashcheniya: 27.08.2019).
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru _
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
f
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019