Научная статья на тему 'Становление правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации'

Становление правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1102
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНО–ПРАВОВОЙ СТАТУС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Резяпкин Виктор Федорович

Статья посвящена исследованию этапов развития местного самоуправления и становление правового статуса главы местного самоуправления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of municipal formation head’s legal status in the Russian Federation

The article deals with: study of stages of development of local self-government and establishment of the local government head’s legal status in Russia.

Текст научной работы на тему «Становление правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации»

1.6. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резяпкин Виктор Федорович, аспирант кафедры «Государственно - правовые дисциплины». Место учебы: Пензенский государственный университет. Должность: главный специалист правового управления. Место работы: администрация города Пензы Пензенской области. E-mail: rezyapkin@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию этапов развития местного самоуправления и становление правового статуса главы местного самоуправления в России.

Ключевые слова: глава муниципального образования, муниципально-правовой статус, муниципальное образование, органы государственной власти, местная администрация, представительный орган.

ESTABLISHMENT OF MUNICIPAL FORMATION HEAD'S LEGAL STATUS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Rezyapkin Viktor Fedorovich, postgraduate student at State-law disciplines chair. Place of study: Penza state university. Position: law department main specialist. Place of employment: Penza city administration, Penza region. E-mail: rezyapkin@rambler.ru

Annotation: The article deals with: study of stages of development of local self-govemment and establishment of the local government heads legal status in Russia.

Keywords: the head of municipal formation, legal municipal status, municipal formation, bodies of state power, local authorities, representative body.

Глава муниципального образования как муниципально - правовой институт органа местного самоуправления в Российской Федерации оформляется с принятия нормативно-правовых актов 80-х начала 90-х годов.

Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 09 апреля 1990 года стал первым серьезным шагом на пути становления местного самоуправления в том виде, в котором мы привыкли видеть этот институт.

Согласно вышеназванного закона, определяющего общие начала местного самоуправления и местного хозяйства в Союзе ССР, местное самоуправление в СССР является частью социалистического самоуправления народа и призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды.

В систему местного самоуправления законом включены местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии и

i

осуществляется в границах соответствующих административно-территориальных единицах1.

Законом вводятся основные демократические принципы местного самоуправления: волеизъявление народа через представительные органы, гарантируются местные референдумы и иные формы непосредственной демократии; выборность Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольность населению; самостоятельность и независимость Советов народных депутатов, их ответственность за решение вопросов местного значения; защита прав и законных интересов граждан; гласность и учет общественного мнения; сочетания местных и государственных интересов2.

Статьей 5 граждане, проживающие на соответствующей территории, наделяются правом непосредственно решать важнейшие вопросы местного значения, избирать органы местного самоуправления, принимать решения об их роспуске в соответствии с законами союзных и автономных республик.

Законом РСФСР «О местном самоуправлении» № 1550 от 6 июля 1991 года дается новое определение местного самоуправления. Согласно названного закона местное (территориальное) самоуправление в РСФСР - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально -этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР.

Законом устанавливается, что население принимает участие в решении вопросов местного значения через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

Данным законом закрепляется новая должность местного самоуправления - Председатель Совета, организующий работу местного совета. Порядок назначения на должность председателя Совета, его ответственность, подотчетность вводится статьей 21 Закона. Той же статьей детально указываются полномочия председателя Совета.

Появляется в законе «О местном самоуправлении» новый элемент в системе органов местного

1 http://bestpravo.ru/ussr/data01/tex10961 .htm

2 http://bestpravo.ru/ussr/data01/tex10961 .htm 29

самоуправления - Глава местной администрации, осуществляющий руководство местной администрации на принципах единоличия обладающий собственной компетенции, осуществляющий полномочия, установленные законом для местной администрации, не вправе был решать вопросы, отнесенные к компетенции Совета. Закон наделял Главу местной администрации, избираемого непосредственно населением, достаточно широкими полномочиями3.

С введением должности Главы местной администрации прекращается монополия местного Совета на решение вопросов местного значения. Законом более четко разграничиваются полномочия между местным Советом и местной администрации, соответственно между Председателем Совета и Главой местной администрации в основных сферах деятельности и установления в их взаимоотношениях системы "сдержек и противовесов", а также разграничивается компетенция местных Советов разных уровней, что явилось зарождением разделения органов местного самоуправления на представительные органы и исполнительные4.

24 мая 1991 года в Конституцию РСФСР были внесены некоторые изменения: Название раздела VII "Местные органы государственной власти и управления в РСФСР" было дополнено - "Местное самоуправление в РСФСР", а в название главы 17 "Местные Советы народных депутатов" были введены слова "...и органы территориального общественного самоуправления".

В соответствии с частью 1 статьи 138 "местное самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах осуществляется населением через соответствующие Советы народных депутатов как главное звено системы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления населения, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии".

Таким образом, до 90-х годов высшим должностным лицом местных органов власти являлся Председатель Совета. С введением в действие закона «О местном самоуправлении» Председатель Совет не официально отходит на второй план, пропустив на первое место Главу местной администрации с его большим объемом полномочий и порядком их реализации.

9 октября 1993 года Указом N 1617 "О реформе представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации" и указом N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26 октября 1993 года Президент Российской Федерации прекращает деятельность городских и районных советов народных депутатов и их функции передаются соответствующим местным администрациям.

Кроме того, президентским Указом утверждено Положение "Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы", которым устанавливалось, что органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.)5.

Названным положением определялись формы и методы осуществления местного самоуправления. Закреплялась компетенция и порядок работы представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления.

Важнейшим этапом развития местного самоуправления в России стало принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, отнесшей к основам конституционного строя гарантию местного самоуправления.

С момента принятия Конституции РФ местное самоуправление заняло свое законное место. Согласно статье 12, включенной в Главу «Основы конституционного строя», в которую помещены наиболее стабильные положения, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

12 августа 1995 года принят Государственной Думой Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года, который стал стабильной правовой основой местного самоуправления, направленный на строительство основ Российского государства с самого нижнего уровня - местного самоуправления. Статья 16 названного закона посвящена главе муниципального образования и дает общее понятие муниципально - правового статуса главы муниципального образования.

Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодатель ввел три обязательных элемента для муниципального образования любого вида органа местного самоуправления (кроме поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек):

1) представительный орган муниципального образования;

2) исполнительно-распорядительный орган - местная администрация;

3) глава муниципального образования6.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного

3 Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. allpravo.ru - 2004 г

4 Авакьян С.А. Муниципальное право России. Учебник. Проспект, 2009 г.

5 Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. N 44 ст. 4188

6 Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций" (Бабичев И.В.) ("Норма", "Инфра-М", 2010) Стр. 73

29

самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с указанной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, законодательно устанавливаются следующие модели организации органов местного самоуправления и места главы муниципального образования в них:

- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя;

- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию;

- главы муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования с последующим исполнением полномочий председателя представительного органа;

- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах (местном сходе) и возглавляет местную администрацию;

- в городах федерального значения глава муниципального образования, так же как и в сельских поселениях может возглавлять исполнительно-распорядительный орган и исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования, при условии, что такая форма организации местных органов власти предусмотрена уставом данного муниципального образования.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации";

3. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

4. Авакьян С. А. Муниципальное право России. Учебник. Проспект, 2009 г.;

5. Бабичев И. В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций, Инфра-М, 2010 г.;

6. Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. allpravo.ru - 2004 г.;

8. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития. Журнал российского права, № 10, 2002 г.

Рецензия

на статью Резяпкина Виктора Федоровича, аспиранта кафедры Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета «Становление правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации».

Статья Резяпкина В.Ф. освещает актуальную проблему поэтапного зарождения и развития правового статуса высшего должностного лица муниципального образования.

Становление местного самоуправления в России отличается от общих правил становления местных органов власти европейских стран. В отечественной практике становление местного самоуправления проходило путем принятия органами государственной власти нормативно - правовых актов, регулирующих местное самоуправление, то есть население страны не принимало активного участия в развитии местных органов власти.

В данной статье автором проведена работа по исследованию нормативно — правовых актов, с принятием которых поэтапно оформлялся правовой статус главы муниципального образования.

Глубокое изучение порядка становления местного самоуправления, а в частности правового статуса главы муниципального образования приведет к выявлению самобытности местного самоуправления в России и места высших должностных лиц в этой системе, что послужит продолжению развитию местного самоуправления с учетом отечественных особенностей и повышению качества решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью наиболее подходящее российской действительности.

Научная статья Резяпкина В.Ф. «Становление правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, действите: Российской академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.