Научная статья на тему 'Становление права аренды на земельные участки в странах СНГ: исторический аспект'

Становление права аренды на земельные участки в странах СНГ: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / АРЕНДА / СОБСТВЕННОСТЬ / СТРАНЫ СНГ / LEGAL REGULATION / EARTH / LAND REFORM / RENT / OWN / CIS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимиров Николай Николаевич

Статья посвящена исследованию некоторых исторических аспектов развития аренды земли и земельных участков в законодательстве стран СНГ: Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of rental rights to land plots in CIS countries: historical aspect

The article is devoted to the study of some historical aspects of the development of land lease and land plots in the legislation of the CIS countries: Azerbaijan, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyz.

Текст научной работы на тему «Становление права аренды на земельные участки в странах СНГ: исторический аспект»

ВИДМАНКИН Александр Петрович - преподаватель кафедры административного и финансового права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: vidmankin2010@yandex.ru.

VIDMANKIN, Alexander Petrovich - Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: vidmankin2010@yandex.ru.

УДК 347.453.1

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА АРЕНДЫ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В СТРАНАХ СНГ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н.Н. Владимиров

Статья посвящена исследованию некоторых исторических аспектов развития аренды земли и земельных участков в законодательстве стран СНГ: Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана.

Ключевые слова: правовое регулирование; земля; земельная реформа; аренда; собственность; страны СНГ.

N.N. Vladimirov. FORMATION OF RENTAL RIGHTS TO LAND PLOTS IN CIS COUNTRIES: HISTORICAL ASPECT

The article is devoted to the study of some historical aspects of the development of land lease and land plots in the legislation of the CIS countries: Azerbaijan, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyz.

Keywords: legal regulation; Earth; Land reform; Rent; own; CIS countries.

Специфика развития стран СНГ наиболее отчетливо отражает общие закономерности и некоторые особенности правового механизма регулирования частноправовых отношений с учетом конкретно-исторической направленности. Ряд исследователей подчеркивает, что «процессы развития рыночных отношений характеризуются расширением внешнеэкономических и культурных связей между разными странами, поскольку это обусловлено необходимостью согласованного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем: резким усилением миграции, обеспечением энергетических ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.» [4, с. 122].

Проанализировать динамику правовых реформ в каждом государстве представляется достаточно сложным, поскольку каждая страна, и тем более каждый народ, выбирает свой самостоятельный путь развития, основываясь на своих национально-исторических и культурных особенностях, включая многовековые традиции и обычаи.

Как известно, эволюция земельных отношений и проблемы их регулирования в зарубежных странах имеют различный путь развития, не исключением стало формирование рынка земли и в постсоветских государствах. Исключительная сложность формирования

земельных отношений объективно заставляет обращаться к тем периодам развития, которые проходили под знаком социально-экономических реформ, а точнее земельных. Более того, в каждой стране имеются и свои особенности проведения земельной реформы. Например, с распадом Советского Союза и образованием Республики Азербайджан как независимого государства одной из важнейших проблем, требовавших незамедлительного решения, было проведение в этой стране земельной реформы. Развал советской экономики привел страну, равно как и экономику других бывших советских республик, к тяжелейшему кризису. Единственным и наиболее верным путем выхода республики из этого кризиса в кратчайший срок было восстановление страны посредством проведения поэтапной земельной реформы. Именно эта необходимость стала причиной принятия в Республике Азербайджан в 1996 г. Закона «О земельной реформе» [8]. Изменения земельных отношений были направлены на установление исключительных прав купли-продажи, дарения, передачи в аренду или пользование, наследования, залога земли, находящейся в собственности физических и юридических лиц. Дальнейшие земельные преобразования в Азербайджане продолжились

в 1997 г. с принятием Закона «О земельной реформе», который на основе принципов экономической свободы и социальной справедливости предполагал создание новых отношений собственности на землю, развитие рыночной экономики и повышение материального благосостояния народа. Задачи земельной реформы предусматривали определение состава государственных земель, передачу их в муниципальную и частную собственность, гарантирование прав собственников на владение, пользование и распоряжение землей. В состав земельного фонда Азербайджанской Республики вошли земли государственной собственности либо передаваемые в муниципальную или частную собственность. Субъектом права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, признавалось государство, а в муниципальной собственности - муниципалитеты, находящиеся в частной собственности у граждан и юридических лиц. Однако в результате реформы около половины земельного фонда сохранилось в государственной собственности, почти третья часть передана в муниципальную и пятая часть - в частную собственность. Это стало завершающим этапом по юридическому закреплению прав граждан на землю и передачи земель муниципалитетам, закреплению системы земельно-рыночных отношений. Все это предопределило установление особого статуса земельных участков и их пользователей, в частности на условиях аренды, утверждение новых правовых норм и законодательных актов в стране.

Большой и сложный путь развития земельных отношений сложился в Республике Казахстан. За период независимости республики было принято свыше ста нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в стране, часть из которых уже утратила силу в связи с принятием новых. Центральные вопросы реформы - это вопросы о формах собственности и правах на землю, о переходе к платному землепользованию, о включении земельных прав в рыночную экономику. В 2001 г принят Закон «О земле», положивший начало очередному этапу развития земельной реформы. В стране был введен единый правовой режим для всех негосударственных землепользователей в сфере сельскохозяйственного производства, т.е. с момента введения в действие закона они (на условиях аренды земли) стали временными долгосрочными землепользователями. Так, одним из главных направлений реформирования земельных отношений была передача части прав распоряжения земельным участком

конкретным землевладельцам и землепользователям на правах долгосрочной аренды. Подобное реформирование, с одной стороны -передача прав владения и пользования землей в руки негосударственных землевладельцев и землепользователей - включило земельные отношения в рыночную экономику страны, а с другой - позволило сохранить землю в исключительной собственности государства. Например, главам местных администраций в пределах норм, установленных Земельным кодексом, было разрешено предоставлять юридическим лицам право пользования либо на правах аренды земельные участки. В результате в законодательстве Казахстана появился новый институт - институт распоряжения земельными правами. Очередной этап земельной реформы в Казахстане начался с принятия Земельного кодекса от 20 июня 2003 г., который законодательно ввел институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и установил правовые основы регулирования земельных отношений в условиях различных форм собственности на землю. Это дает основание для вывода о том, что рыночные отношения в республике стали более широкими и востребованными на условиях арендных обязательств. По утверждению С. Джумашева, «по истечении 22-х лет независимости, в течение которых происходило развитие земельного законодательства, в Республике Казахстан по существу создан новый земельный строй, основанный на разнообразных формах собственности на землю, многообразии видов прав землепользования, на вовлечении земельных участков и права землепользования в рыночные отношения, на основании возмездности землепользования» [5]. Полагаем, что в процессе реформирования земельных отношений в стране возникли различные объекты земельных ресурсов, начался рыночный оборот земли на условиях платности и возмездности, что предполагало, в свою очередь, оформление земли не только в аренду, но и по договору купли-продажи. По этому поводу Н.В. Александрова отмечает, что «среди различных коммерческих соглашений договор купли-продажи является одним из наиболее распространенных» [3, с. 118].

В Кыргызской Республике земельная реформа началась в 1991 г. с принятием законов «О земельной реформе», «О крестьянском хозяйстве», Земельного кодекса, постановления Правительства Кыргызской Республики от 22.08.1994 г. № 632 (с изм. от 31.01.2000 г. № 47) «Об утверждении положений о проведении земельной и аграрной

реформы» [2]. В частности, передача земель в собственность и развитие рынка земли в республике осуществлялась постепенно, в результате утверждения и принятия нормативных актов, граждане получили не только земельные доли, но и возможность отчуждать землю, передавать ее по наследству, сдавать в залог и в аренду.

Земельная реформа в Армении началась с принятием Земельного кодекса в 2001 г., и в результате большинство земель было распределено в частную собственность [1]. Цели и задачи реформы предусматривали создание в стране законодательной основы регулирования прав на землю и осуществление сделок с недвижимостью, формы приобретения и распоряжения земельными правами, аренду земли, информационное обеспечение управления земельными ресурсами. В условиях социально-экономических преобразований в стране, на наш взгляд, более четко прослеживается тенденция государственного регулирования процессов перераспределения и использования земель по целевому назначению.

Определенное значение представляет исторический опыт по реформированию земельных отношений в Республике Беларусь, начавшийся в 1991 г. Белорусскую модель реформирования государственной собственности можно характеризовать как сформированную в виде государственной программы, в которой содержатся правовые способы и условия разгосударствления экономики. Сложный процесс земельных преобразований стал результатом создания системы государственной поддержки сельского хозяйства в стране, который вызван специфическими условиями сельскохозяйственного производства и плодородия земель.

Таким образом, при всем многообразии подходов, каждая страна находится в постоянном совершенствовании земельных отношений. Сегодня между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан подписаны международные соглашения в сфере сельскохозяйственного развития, данные страны поддерживают интеграционные процессы в политической, экономической и правовой сферах, безусловно, затрагивающих сферу имущественных и земельных отношений, объектом которых выступают земельные участки и доли. Исходя из особой социальной значимости земли, рынок земельных ресурсов составляет основу экономического потенциала страны, находящейся под особым правовым контролем государства. В настоящее время правовое регулирование договора аренды земельных участков в странах СНГ осуществляется нор-

мами земельного кодекса и специальных законов о земле.

По нашему глубокому убеждению, создание системы эффективного землепользования очень важно для стран СНГ, поскольку такой механизм учитывает темпы развития экономики страны, требования рынка и признания многообразия форм собственности, хозяйствования на земле и охраны земельных ресурсов. Проведение земельной реформы создало новую экономическую и рыночную структуру землевладения и пользования землей

Наряду с правом собственности аренда земли в странах СНГ может стать одним из инструментов, который, не нарушая национальные основы общественного строя и не меняя исторически сложившегося уклада жизни, обеспечит структуру хозяйствующих субъектов, создаст условия для реализации демократического принципа равенства права пользования землей. Это одно из важных направлений перераспределения земли от неэффективно к эффективно работающим на ней.

Проведенное историческое исследование становления права аренды показало, что формирование отношений по земельным правам практически во всех странах СНГ шло стихийно и неоднозначно, учитывая опыт нахождения в составе СССР, пройдя несколько этапов в своем становлении, делая упор на земельную реформу, проводимую под непосредственным управлением и контролем государства.

Список литературы

1. Земельный кодекс Республики Армения от 04.06.2001 г. № ЗР-185 (в ред. от 27.05.2015 г. № ЗР-28) // Официальные ведомости (вестник) Республики Армения. 2001. Т. 5.

2. Нормативные акты Кыргызской Республики. 1994. № 10.

3. Александрова Н.В. Гражданско-правовой аспект заключения договоров международной купли-продажи товаров // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 117-121.

4. Александрова Н.В. Правовой механизм деятельности юридических лиц за рубежом // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 122-126.

5. Джумашев С. Тенденции развития земельной реформы в Республике Казахстан в условиях становления рыночной экономики // Экономика. 1999. № 56.

6. Змиевский Д.В. Конституционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: дис. ... канд. юрид. наук / Российский университет кооперации. Чебоксары, 2009.

7. Змиевский Д.В. Конституционно-правовые

преобразования в государствах постсоветского пространства: понятие, сущность, предпосылки и формы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 2. С. 144-152.

8. Низамзаде Т.Н., Рамазанова С.И. Проведение земельной реформы в Азербайджане и ее результаты // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2015. № 9.С. 157-160.

ВЛАДИМИРОВ Николай Николаевич - аспирант. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: fed.natalinka@yandex.ru.

VLADIMIROV, Nikolay Nikolaevich - Graduate Student. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: fed.natalinka@yandex.ru.

УДК 342.5

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ

М.В. Демидов, И.М. Лаврентьева

Исследуются конституционно-правовые основы обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации. Институт мировых судей авторами рассматривается как неотъемлемый элемент единой судебной системы Российской Федерации. Поднимаются некоторые актуальные вопросы совершенствования функционирования системы мировых судей в России.

Ключевые слова: Конституция РФ; федеральный закон; судебная система РФ; судебная власть; мировой судья; субъект РФ; правовой статус; конституционные принципы; правосудие; суды общей юрисдикции.

M.V. Demidov, I.M. Lavrentiev. CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF ORGANIZATION AND ACTIVITY OF THE MAGISTRATES

The article examines the constitutional and legal bases of ensuring activity of world judges in the Russian Federation. In it the Institute of world judges, the authors considered as an integral element of the unified judicial system of the Russian Federation. They also raised some topical issues of improvement of functioning of the system of justices of the peace in Russia.

Keywords: Constitution; Federal law; the judicial system of the Russian Federation; the judicial power; the magistrate; the subject of the Russian Federation; legal status; constitutional principles; justice; the courts of General jurisdiction.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность судов, которые осуществляют судебную власть в Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией. Ее составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Она устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом [3].

Судебная власть в России функционирует самостоятельно и не зависит от законодательной и исполнительной ветвей власти. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционные принципы осуществления правосудия представляют собой правовые предписания, которые имеют высшую юриди-

ческую силу, и определяют наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Они направлены на регулирование основополагающих вопросов организации и деятельности судебной власти и оказывают решающее воздействие на все правила судопроизводства. Согласно Конституции РФ к ним относятся [1]:

- осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст. 118);

- законность (в Конституции этот принцип прямо не сформулирован, но это очевидное явление и вытекает в совокупности из анализа ст. 119, 120, 123 и др.);

- независимость судей (ч. 1 ст. 120);

- несменяемость судей (ч. 1 ст. 121);

- состязательность судопроизводства и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.