Становление политической статистики в России: проблемы и перспективы
В. Н. Салин*, Л. Ю. Архангельская **
Аннотация. В статье анализируются проблемы становления политической статистики в Российской Федерации. Затрагиваются вопросы построения системы статистических показателей, формирующих политические предпочтения членов общества и тем самым определяющих политическую ситуацию в России. Предлагается набор показателей и методов статистического наблюдения, необходимых для формирования компетенций бакалавров, обучающихся по направлению ««Политология». Указаны наиболее актуальные (по мнению авторов) направления работы, которые позволят развить затронутую в статье область социальной статистики.
Ключевые слова: общественное мнение; политическая статистика; политология; система показателей политической статистики; электорат.
Establishment of Political Statistics in Russia: Challenges and Horizons
V. V. Salin, L. Y. Arkhangelskaya
Abstract. The paper addresses various aspects and challenges of political statistics establishment in the Russian Federation. Various aspects of creation of the system of statistical indicators, influencing political preferences of the members of the society and thus defining political environment in Russia, are discussed. The system of indicators and statistical monitoring methodology is proposed. Such a methodology is required to develop necessary competence of the bachelors acquiring degree in Political Science. The paper concludes with the most actual work streams (as argued by the authors), which will allow to develop the discussed field of social statistics.
Keywords: electorate; political science; political statistics; public opinion; system of political statistics indicators.
Политическая статистика — одна из наиболее древних отраслей социальной статистики, зародившаяся одновременно с развитием классов и государства.
Несмотря на многовековой путь развития, до сих не сложился единый методологический подход к трактовке предмета политической статистики как науки, отсутствует на государственном и международном уровнях
единая система показателей политической статистики.
Однако демократизация и политизация современного общества, вовлечение в политическую жизнь различных слоев населения, усложнение политических процессов, развитие многопартийных систем, изменение личных приоритетов индивидов и отдельных социальных групп настоятельно требуют разра-
* Салин Виктор Николаевич — кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Статистика» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail:kafedrastatistiki@mail.ru
** Aрхангельская Любовь Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Статистика» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail:kafedrastatistiki@mail.ru
ботки системы статистических показателей для анализа политической сферы жизни общества (характеристики системы социальнополитических отношений, причинноследственных связей в обществе) на государственном уровне.
Отсутствие единого методического подхода к формированию системы показателей политической статистики приводит к различным противоречивым мнениям как профессиональных статистиков (какие социально-политические отношения в обществе относить к предмету политической статистики; что именно включать в состав объектов политической статистики, какие статистические методы использовать в анализе политических данных; как собирать политическую информацию и как обеспечить ее надежность и др.), так и пользователей результатов обработки политических данных — политологов, политиков, политических лидеров, представителей СМИ, представителей органов государственной власти (как интерпретировать результаты; какие закономерности они характеризуют и т. д.).
С развитием демократических институтов реализация любых политических решений должна сопровождаться предварительной подготовкой общественного мнения. С одной стороны, необходимо объективно учитывать сложившееся общественное мнение, а с другой — оказывать на него воздействие, чтобы объяснять преимущества тех или иных инициатив.
В настоящее время нередко сложно отличить попытки разъяснить значение тех или иных мероприятий, показать их преимущества для большинства населения страны от попыток манипулировать общественным мнением, то есть вводить в заблуждение.
Одна из задач политической статистики — организовать объективное статистическое наблюдение за состоянием и динамикой общественного мнения, создать систему взаимосвязанных показателей, позволяющих однозначно измерить:
• отношение населения к политическим силам и инициативам;
• факторы, влияющие на мнение электората;
• предложить комплекс методов статистического анализа, позволяющих оценить политические предпочтения общества.
На современном этапе становления политической статистики как науки можно выделить следующие общеметодологические и прикладные задачи.
1. Общеметодологические задачи:
• сформулировать предмет политической статистики;
• определить место политической статистики в научной системе статистики;
• определить основные категории политической статистики;
• разработать систему показателей политической статистики в целом и отдельных ее разделов;
• разработать методологию построения и анализа макроэкономических показателей социально-политической жизни общества;
• применить статистическую методологию к исследованию причинно-следственных связей в политической жизни общества и их развития в динамике.
2. Прикладные задачи, исходя из изучения мирового опыта в сфере социальнополитической статистики:
• предложить прикладные статистические методы системного анализа политической ситуации в стране и отдельном регионе; динамики развития политических партий и общественных движений, электората конкретных регионов и условий его жизни;
• разработать методы изучения общественного мнения, формирования рейтингов политических лидеров, общественных движений и организаций.
В настоящее время основными источниками информации о политических предпочтениях в обществе являются результаты референдумов, специально организованных выборочных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистики (ФСГС), Фондом общественного мнения, СМИ, Центральной избирательной комиссией (ЦИК), а также показатели статистики, характеризующие трудовые ресурсы, занятость, уровень жизни, благосостояние, уровень социального обеспечения и социальной защиты населения и т. д.
Рис. 1. Категории политической статистики
Статистическая информация, которую мы находим в перечисленных источниках, часто противоречива и не позволяет ориентироваться в быстро меняющейся общественноэкономической среде. Общеизвестны случаи, когда уважаемые общественные и политические деятели, обращаясь к одной и той же информации, делали противоположные выводы. Действительно, используя определенные статистические приемы, можно по-разному представить и интерпретировать одни и те же данные.
Особое внимание при воспитании нового поколения политиков необходимо уделить формированию у них компетенций практического применения статистической методологии в политическом анализе электората, построении рейтингов политических деятелей, партий, движений, политических платформ
и программ. При этом в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования последнего поколения для направления «Политология» в составе базовых дисциплин учебного плана подготовки и бакалавров и магистров — политологов статистика в целом и политическая статистика в частности не предусмотрены.
Тем насущнее необходимость проработки методологии политической статистики.
Все категории политической статистики можно разделить на общестатистические и специфические, отраслевые, отражающие предмет политической статистики и объекты ее изучения (рис.1).
Политика, политические партии, политическая ситуация и другие категории, представленные на рис. 1 отражают собственно систему политических отношений в обще-
стве на конкретный момент времени, затрагивают в основном субъективную сферу, являясь одновременно категориями политологии, но субъективное есть проекция, отражение объективного в сознании социумов, поэтому в состав категорий политической статистики и включены такие категории, как электорат и условия его жизни, — отражение объективной составляющей, что соответствует основному диалектическому методу познания массовых общественных явлений.
Категория «условия жизни электората» трактуется весьма широко: рассматриваются экономические, материальные (уровень занятости и безработицы, уровень оплаты труда и затрат работодателей на рабочую силу; уровень обеспеченности благами (товарами) и услугами (коммунальными, образовательными, медицинскими, объектами культуры, физической культуры и спорта, туристическими, финансовыми) социумов; социальные (социальная защита и социальное обеспечение электората конкретной территории и страны в целом) и политические (тип власти, наличие политических свобод в обществе, гарантированных государством, закрепленных в Конституции и других правовых актах).
Выработка понятийного аппарата является первоочередной задачей каждой науки.
Систематизация приемов и методов наблюдения, анализа политической статистики позволит выработать, обсудить в профессиональном сообществе и принять статистические процедуры, которые дадут возможность разграничить корректное применение методов оценки и интерпретации событий от некорректных. В настоящий момент таких количественных цензов нет. Более того, для оценки политической ситуации применяются показатели энтропии (Н = р^р) как меры неопределенности фактов политических отношений и оценивается степень отклонения данного показателя plogp от максимального значения критерия Н для равномерно распределенной случайной величины1.
Степень проработанности разделов политической статистики в части системы показателей и приемов и методов обработки стати-
стических данных, в том числе и границ применения статистической методологии в анализе фактов и выявлении закономерностей политической сферы жизни общества, различна.
Например, показатели статистики электората. В настоящее время в государственной статистике не организовано наблюдение за электоратом страны в целом и отдельных регионов. В основном в этой статистике заинтересованы в период предвыборных кампаний, и поэтому ЦИК ведет такое наблюдение. Категория электората сегодня широко используется для характеристики выборной статистики, но четких определений самой категории и методологии расчета численности электората на определенную дату в арсенале статистики населения и политической статистики нет.
На основе анализа показателей Российской государственной статистики населения, а также анализа национальных статистических школ других стран предлагается следующее определение категории «электорат».
Электорат — это часть населения, обычно проживающая на данной территории (в России действует порядок регистрации), являющиеся в дееспособными по возрасту (обычно дееспособными признаны лица в возрастной категории от 18 лет и старше), по закону (нет поражения в правах в связи с судимостью и нахождением в местах лишения свободы) и состоянию здоровья (недееспособны при наличии определенных заболеваний центральной нервной системы и пр.).
Можно предложить следующий алгоритм расчета численности электората территории на конкретную дату (1) и общий алгоритм решения балансового уравнения с привлечением данных демографической, моральной статистики и статистики здравоохранения (медицинской статистики) (2).
Net=N dt -N ndzt -N ndlt (1)
Net+1=Net+Aep+Amp, где (2)
• Net, Net+1 — численность электората на последовательные моменты времени;
• Ndt — численность населения дееспособного возраста в соответствии с Конституцией;
1 Социальная статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 355.
• Nndzt — численность населения дееспособного возраста, не признанного дееспособным по состоянию здоровья;
• Nndlt — численность населения дееспособного возраста, не признанного дееспособным по закону (заключенные и люди, пораженные в правах);
• Amp — механический (миграционный) прирост численности электората за период [t;t+1];
• Aep — естественный прирост численности электората за период [t;t+1].
Формируя программу учебной дисциплины «Политическая статистика» для подготовки политологов — бакалавров и магистров, необходимо иметь в виду разделы общей теории статистики, освещающие проблемы организации проведения статистического наблюдения, сводки и группировки его результатов в виде атрибутивных, вариационных и динамических рядов, анализа статистической информации (методы дисперсионного, корреляционного, регрессионного, факторного анализа) и наглядных средств представления его результатов (статистические таблицы, графики, зависимости)2.
Особое внимание необходимо уделять проблемам организации выборочных наблюдений общественного мнения и оценки точности их результатов; методам статистического анализа при изучении общественного мнения. В настоящее время из статистических методов при построении комплексных оценок общественного мнения, обработки результатов референдумов, специально организованных выборочных обследований применяются динамические средние; «безвесовые» индексы; средние значения альтернативных признаков, индексы структурных сдвигов Гатева и Салаи, показатели вариации значений альтернативных признаков, структурные средние, а также различные виды относительных величин3.
При этом статистический аппарат широко используется при реализации многоуровневых экспертиз («Метод Дельфи»)4, обработ-
ке балльных оценок и построении критериев «свертки» ^) при обработке нечисловой альтернативной информации (3).
G=EEdklYkl , (3)
где
dkl — вес, присвоенный 1-м экспертом к-му фактору € [0;1]);
Т, — балльная или иная количественная
к1
оценка, присвоенная 1-м экспертом к-му фактору.
Знание статистической методологии обеспечивает владение навыками политического анализа и прогнозирования, которые, в свою очередь, опираются на знания об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знания методов сбора и первичной обработки политической информации, на методологию и методику политического анализа. Другими словами, они взаимосвязаны.
Изучая проблемы политической статистики, необходимо освоить системы показателей, характеризующих развитие отраслей экономики и социальной сферы, наиболее чувствительные для общества. Например, в настоящее время необходимо внимательно относиться и объективно оценивать систему показателей, характеризующих развитие пенсионной системы, системы социального и медицинского страхования и обеспечения населения, обороноспособность, развитие таких отраслей, как культура, туризм, физическая культура и спорт, здравоохранение, образование, наука и т. д.
Программа подготовки политологов в Финансовом университете при Правительстве РФ предполагает изучение статистики электората, где рассматриваются особенности статистического изучения социальной структуры населения, социальной мобильности, миграционного движения населения; основные группировки, применяемые для изучения социальной структуры населения страны (по полу и возрасту, профессии, национальности, городское и сельское население, уровень образования, социальный статус и др.); показатели
2 См.: Салин В. Н., Архангельская Л. Ю. Политическая статистика: Рабочая программа дисциплины по выбору. М.: Финуниверситет, 2011; Салин В. Н., Архангельская Л. Ю. Политическая статистика: Учебное пособие. М.: Финуниверстет, 2012.
3 См.: Салин В. Н., Архангельская Л. Ю. Политическая статистика: Учебное пособие. М.: Финуниверстет, 2012.
4 Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. С. 54.
изменения численности групп населения в соответствии с классификациями под влиянием различных факторов (естественных, законодательных, миграции, социальной мобильности (вертикальной и горизонтальной)).
Поскольку уровень безработицы является индикатором состояния экономики и находит выражение в настроении электората, его отношении к политической власти и пр., программа подготовки политологов предполагает (в соответствии с международной классификацией населения по статусу в занятости) изучение общих и частных показателей занятости и безработицы, изучение движения численности занятых и безработных.
Следующий важный раздел — статистика условий жизни населения. В данном разделе анализируются уровень доходов населения, их структура, дается понятие реальных и номинальных доходов, изучаются статистические группировки населения по уровню доходов, рассматриваются особенности организации статистического наблюдения за бюджетами домохозяйств и показатели бюджетной статистики5.
Одним из центральных моментов, определяющих содержание политической статистики, является изучение расслоения общества по уровню дохода, показателей дифференциации, оценка уровня, глубины и остроты бедности. Необходимо измерять степень влияния уровня доходов населения на политическую активность электората.
В этом разделе политической статистики также рассчитываются макроэкономические показатели потребления населения: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, показатели баланса денежных доходов и расходов населения, социальные трансферты в денежной и натуральной форме; формируются структурные группировки домашних хозяйств по уровню потребительских расходов; изучаются дифференциация и концентрация домашних хозяйств по уровню потребительских расходов, анализируется статистика потребления населением продовольственных и непродовольственных товаров,
статистика потребления рыночных и нерыночных услуг населением.
Одной из проблем, затрудняющих использование данных макроэкономической статистики, является непонимание содержания разрабатываемых показателей большинством населения. Например, макроэкономические показатели статистики социального обеспечения и социальной защиты населения — доля в структуре ВВП (Валовой внутренний продукт) и ВНД (Внутренняя норма доходности) затрат на социальные трансферты, доля затрат на социальное обеспечение и социальную защиту населения в показателях конечного использования ВВП, ВРНД (Валовой располагаемый национальный доход), ЧРНД (Чистый располагаемый национальный доход) и другие — с учетом изменения мировых стандартов в 2008 году нуждаются в соответствующей адаптации для понимания большинством.
Значительное место в системе показателей политической статистики принадлежит показателям сферы социального обеспечения и социальной защиты населения, характеризующим совокупность законодательно определенных механизмов предоставления населению (домашним хозяйствам) на безвозмездной основе в денежной и натуральной форме социальных трансфертов (гуманитарная помощь, пособия, дотации, компенсации), гарантий обеспечения прав в социальной сфере.
На политическое состояние общества большое влияние оказывает такой фактор, как наличие и использование свободного времени. Бюджеты свободного времени населения в целом и по отдельным его группам — по полу, возрасту, национальности, уровню образования, социальному статусу — одно из направлений исследований политической статистики.
Большое политическое значение имеют результаты международных сопоставлений показателей, характеризующих уровень и качество жизни в обществе по различным странам. Прежде всего, это индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как интегральная характеристика уровня социального раз-
5 См.: Социальная статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2006; Социально- экономическая статистика: Учебник/ Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы и статистика,2009; Социально- экономическая статистика: Учебник / В. Н. Салин , Е. П. Шпаковская. М.: Юристъ, 2001.
циала страны предполагает расчет показателей долголетия (ожидаемой продолжительности жизни при рождении для условного поколения базисного года), уровня образования населения (средний геометрический индекс из индексов ожидаемой продолжительности обучения детей в возрасте от 6 до 18 лет и индекса средней продолжительности обучения взрослого населения), уровня жизни населения (индекс реального ВНД (Внутренняя норма доходности) на душу населения в долл. США, определенного по паритету покупательной способности рубля к доллару США на уровне 2005 года).
Таблица
Различия в расчете ИРЧП в 2009—2010 годах7
Наименование показателя Порядок расчета и условные обозначения Комментарии
2009 год 2010 год
ИРЧП у/3 к =3 &п/* к к=3 Вместо формы простой средней арифметической из компонентных индексов /к используется форма простой средней геометрической
Индекс долголетия (средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении в текущем году)/. / =(в -в ): 1 ' От Отт (в -в ) » Отах Отт' в0т!п =25 в0тах=85(СОП& вст - фактическое значение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни для новорожденных текущего года для страны т / =(в -в ): 1 1 От Отт (в -в ) » Отах Отт вОтт2 вОтах=83’4 (Яп°ниЯ’ 2011) вОт - фактическое значение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни для новорожденных (условного поколения) текущего года для страны т Изменились цензовые значения индексируемой величины: минимальная продолжительность жизни при рождении (вОтП) снижена до 20 лет, а максимальная продолжительность жизни при рождении (вОтах) определяется как фактический максимум вО по всем странам мира, принятым в расчете ИРЧП в текущем году, т. е. становится переменной величиной
вития страны в целом и отдельных ее регионов за определенный временной период (год). Этот показатель часто используется как оценка социально-политической привлекательности регионов6.
Анализ мирового опыта в построении интегральных индикаторов уровня социального развития общества является одной из задач политической статистики. С 2010 года в методику расчета ИРЧП и его компонентных индексов внесены существенные изменения (см. табл.)
Анализ компонентных индексов в составе индекса развития человеческого потен-
6 См.: Международная статистика: Учебник / Под ред. Б. И. Башкатова, А. Е. Суринова. М.: Издательство Юрайт, 2010; Салин В. Н., Архангельская Л. Ю. Политическая статистика: Рабочая программа дисциплины по выбору. М.: Финуниверситет, 2011; Социальная статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2006.
7 См.: Доклад ООН о развитии человека, 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/HDR_2010 (дата обращения 6. 03. 2013); Доклад ООН о развитии человека, 2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/HDR_2011 (дата обращения 6. 03. 2013); Статистическое приложение к Докладу о человеческом развитии [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_RU_Tables.pdf (дата обращения 6. 03. 2013).
Таблица (продолжение)
Индекс уровня образования населения /2т 12т=1/3121т+2/3122т /21т^9т%--О%):1ОО% /21т - индекс грамотности взрослого населения страны т от18 лет и старше, где dgm% - доля грамотного взрослого населения в общей его численности в стране т; ^ от%-О%):1ОО% /22т - индекс охвата молодежи (возраст от 6 до 24 лет) образованием любой ступени (начальным, средним, средним специальным, высшим), где dom% - доля учащейся молодежи в численности рассматриваемой возрастной группы в стране т; / =// / / / т 21т 22т 2тах ^СТт-М13'1-0) /21т индекс средней продолжительности обучения, где Т1т (лет) - средняя фактическая продолжительность обучения взрослого (от 18 лет и старше) населения страны т; а 13,1 (Чешская Республика, 2005 г.) - максимальная величина данного показателя по всему множеству стран, принятых в расчете; /22т=(Т1от-0У(18-0) /22т - индекс ожидаемой продолжительности обучения, где Т1от(лет) -ожидаемая продолжительность обучения населения для страны т; а 18 лет - предельное значение данного показателя, принятое в расчете; /2тах=0,978 (установленная расчетная величина для 2011 года) В расчете /2т произошли следующие изменения: 1) изменилась форма расчета индекса: вместо средней арифметической используется средняя геометрическая; 2) /21т - индекс грамотности взрослого населения страны т заменен на индекс средней продолжительности обучения; 3) /22т - индекс охвата молодежи образованием индексом ожидаемой продолжительности обучения; 4) изменены цензовые максимальные уровни показателей, принятых в расчете: вместо 100% - 13,1 лет (величина переменная) и 18 лет
Индекс уровня жизни населения /3т для страны т КтГ^т^100): (1п4ОООО-1п1ОО) V - величина ВВП на т душу населения в текущем году в стране т; 40000 долл. США - постоянная максимальная установленная величина ВВП на душу населения для всех стран, участвующих в расчете /3т=(1ПОт-1П100): (1п107721-1п100) й - величина ВНД на душу населения в текущем году в стране т; 100 - минимальный уровень индексируемого показателя; 107721 (Катар, 2011 г.) - максимальный ВНД на душу населения в долл. США (по ППС нац. валюты к долл. США, уровень 2005 г.) 1) переход в расчете индексируемого показателя, характеризующего уровень жизни населения страны т, от ВВП на душу населения к ВНД на душу населения; 2) переход от постоянной максимальной величины индексируемого показателя, равной 40000 долл. США, к переменной фактической величине индексируемого показателя по всему множеству стран, участвующих в расчете в текущем году
Предложенная система показателей политической статистики в той или иной степени определяет отношение населения к политической жизни общества. Основные показатели, характеризующие политическую жизнь общества, изучаемые при подготовке политологов в Финансовом университете, сводятся к характеристике избирательной системы, выборных органов государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления, политических и массовых общественных организаций, результатов изучения общественного мнения, социальной напряженности в обществе и методологии их анализа.
В заключение можно определить стратегические направления развития политической статистики:
• развитие методологии политической статистики в части определения предмета политической статистики; границ применения статистических методов в анализе политических данных;
• построение новых группировок и классификаций; разработка унифицированной системы показателей, характеризующих объекты политической статистики;
• разработка прикладных статистических методов и алгоритмов, их использующих, для системного статистического анализа политической ситуации в регионе; анализа развития политических партий и общественных движений; оценки общественного мнения различных групп населения и электората в целом по тем или иным фактам политической жизни, политическим организациям и их платформам, политическим лидерам.
Литература
1. Доклад ООН о развитии человека, 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/ HDR_2010 (дата обращения: 6. 03. 2013)
2. Доклад ООН о развитии человека, 2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/ HDR_2011 (дата обращения: 6. 03. 2013)
3. Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 205 с.
4. Международная статистика: Учебник / Под ред. Б. И. Башкатова, А. Е. Суринова. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 671 с.
5. Основы международной статистики: Учебник / Под общ. ред. д-ра экон. наук Ю. Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 621 с.
6. Салин В. Н., Архангельская Л. Ю. Политическая статистика: Рабочая программа дисциплины по выбору. - М.: Финуниверситет, 2011.
7. Салин В. Н., Архангельская Л. Ю. Политическая статистика: Учебное пособие - М.: Финуни-верстет, 2012
8. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой - М.: Финансы и статистика, 2006.
9. Социально-экономическая статистика: Учебник / В. Н. Салин , Е. П. Шпаковская. - М.: Юристъ, 2001. - 461 с.
10. Социально- экономическая статистика: Учебник / Под ред. М. Р. Ефимовой - М.: Финансы и статистика,2009.
11. Статистическое приложение к Докладу о человеческом развитии [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_RU_Tables.pdf (дата обращения: 6. 03. 2013).