Научная статья на тему 'Становление Плехановки - первого экономического вуза страны (20-30-е гг. Хх В. )'

Становление Плехановки - первого экономического вуза страны (20-30-е гг. Хх В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ / МИНХ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ / ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА / WORKING FACULTY / THE MOSCOW PLEKHANOV INSTITUTE OF NATIONAL ECONOMY / HIGHER EDUCATION / ILLITERACY LIQUIDATION / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK / ZAMOSKVORECHYE / MARXISM-LENINISM THEORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самсин Алексей Иванович, Смирнов Юрий Игоревич, Скрипникова Марина Игоревна

В статье авторами показано, как в первые годы советской власти происходила коренная перестройка высшего образования в стране. В печати и на собраниях высказывались разные точки зрения на этот счет. Некоторые специалисты предлагали сделать обучение в вузах максимально приближенным к социально-экономической практике, другие обращали внимание на то, что в высшей школе надо усилить элемент военизирования. В конечном счете возобладала позиция, которую последовательно отстаивал первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Он утверждал, что процесс обучения в вузах по своему характеру и направлению должен быть многопрофильным с широким социально-экономическим уклоном. Образование, его различные формы должны не только давать профессиональные знания и навыки, но и формировать сознание нового человека, его нравственные качества. По существу, речь шла об идее гуманитаризации высшей школы. Предпосылки ее уже содержались в дореволюционном образовательном процессе. Задача заключалась в том, чтобы наполнить ее новым содержанием. Авторы отмечают, что плодотворная идея гуманитаризации и сегодня является базовой составляющей в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Самсин Алексей Иванович, Смирнов Юрий Игоревич, Скрипникова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление Плехановки - первого экономического вуза страны (20-30-е гг. Хх В. )»

РЭУ им. Г. В. Плеханова - 110 лет

СТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕХАНОВКИ - ПЕРВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА СТРАНЫ (20-30-е гг. ХХ в.)

Самсин Алексей Иванович

кандидат философских наук, профессор кафедры истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Смирнов Юрий Игоревич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Скрипникова Марина Игоревна

старший преподаватель кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье авторами показано, как в первые годы советской власти происходила коренная перестройка высшего образования в стране. В печати и на собраниях высказывались разные точки зрения на этот счет. Некоторые специалисты предлагали сделать обучение в вузах максимально приближенным к социально-экономической практике, другие обращали внимание на то, что в высшей школе надо усилить элемент военизирования. В конечном счете возобладала позиция, которую последовательно отстаивал первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Он утверждал, что процесс обучения в вузах по своему характеру и направлению должен быть многопрофильным с широким социально-экономическим уклоном. Образование, его различные формы должны не только давать профессиональные знания и навыки, но и формировать сознание нового человека, его нравственные качества. По существу, речь шла об идее гуманитаризации высшей школы. Предпосылки ее уже содержались в дореволюционном образовательном процессе. Задача заключалась в том, чтобы наполнить ее новым содержанием. Авторы отмечают, что плодотворная идея гуманитаризации и сегодня является базовой составляющей в высшем образовании.

Ключевые слова: рабочий факультет, МИНХ им. Г. В. Плеханова, высшее образование, ликвидация неграмотности, учебно-воспитательная работа, Замоскворечье, теория марксизма-ленинизма.

THE PLEKHANOV UNIVERSITY DEVELOPMENT AS THE 1st ECONOMIC INSTITUTION OF THE COUNTRY (The 20-30s of the 20th century)

Samsin, Aleksey I.

PhD, Professor of the Department for History and Philosophy of the PRUE Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Smirnov, Yuriy I.

PhD, Assistant Professor of the Department for History and Philosophy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Skripnikova, Marina I.

Senior Lecture of the Department for Political Economy and History of Economics of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article shows in what way the dramatic restructuring of higher education was carried out in Russia during the first years of Soviet power. Different opinions about possible changes were expressed at meetings and in the press. Some experts proposed to make higher education as close to social and economic practice as possible, others paid attention to the fact that it was necessary to strengthen the military component in higher school. Finally, the position supported by A. V. Lunacharskiy, the first Commissar for Education prevailed. He said that the process of education in universities by its character and orientation should be multi-profile with serious social and economic bias. Education and its different forms should provide professional knowledge and skills and at the same time mould conscious of the new man, his/her moral qualities. Actually he advanced the idea of higher school humanitarization. Its preconditions can be found in pre-revolution education process, however it should be filled with new content. The authors point out that at present the idea of humanitarization is the principle component of higher education.

Keywords: working faculty, the Moscow Plekhanov Institute of National Economy, the higher education, illiteracy liquidation, teaching and educational work, Zamoskvorechye, Marxism-Leninism theory.

Первым историческим событием в Московском коммерческом институте (в настоящее время Российский экономический университет имени

Г. В. Плеханова) стала национализация вуза, превращение детища московских купцов в образовательное учреждение советской власти. Вначале вуз переживал труд-

ные времена: материальная база разрушена, профессорско-преподавательский состав не укомплектован. Представители социально-экономических дисциплин, не принявшие новую власть, были выдворены за рубеж (С. Н. Булгаков, А. С. Кизеветтер и др.). Остались специалисты естественно-технических наук, далекие от политических амбиций.

Тем не менее учебные занятия не прекращались. Социальный состав студентов был прежним, дореволюционным: в большинстве - это выходцы из состоятельных слоев населения, представители буржуазных и мелкобуржуазных семейств. Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, был принят очень важный документ - декрет об отмене платы за обучение и упрощении приема молодежи в институты. По инициативе трудящихся Замоскворецкого района было решено создать рабочий факультет с целью коренного изменения социального состава студенчества. Он обладал всеми правами наряду с основными факультетами Плехановки.

Возникновение рабочего факультета проходило не без трудностей. Некоторые профессора явно саботировали это начинание, а буржуазно настроенные студенты не хотели в своих правах равняться с представителями простых тружеников. Однако идея получила поддержку на официальном уровне. В феврале 1919 г. в торжественной обстановке нарком просвещения А. В. Луначарский объявил об открытии рабочего факультета. Председателем оргкомитета, а затем и руководителем рабфака стал Д. М. Генкин. В этом же году Московский коммерческий институт был переименован в Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса, а в 1924 г. ВЦИК присвоил ему имя Г. В. Плеханова.

В 1925 г. на рабфаке обучалось уже более восьмисот человек, из них 80% рабочих и 12% крестьян, большинство рабфаковцев состояли в партии большевиков [6].

Следует подчеркнуть, что в первые годы советской власти учебно-воспитательная и

научно-исследовательская работа осуществлялась в МИНХе им. Г. В. Плеханова в рамках выборного общественного совета. В него входили старосты студенческих групп, представители профессорско-преподавательского состава и работников обслуживающего персонала. Подобная практика получила определенное распространение и в управлении деятельностью многих государственных предприятий и учреждений. Однако, как показал опыт, общественное самоуправление обнаружило свою явную неэффективность. Что касается способов управления системой высшего образования, то здесь получила развитие идея Владимира Ильича Ленина. Глава первого советского правительства категорически отвергал концепцию автономии вузов и настаивал на установлении над ними жесткого партийно-государственного контроля. Эта основополагающая установка стала главной предпосылкой дальнейших успехов в развитии высшей школы в стране. Для этих целей в структуре ЦК партии большевиков учреждался специальный отдел «Агитпроп», а в составе правительства - Наркомат просвещения.

За время 1920-1930-х гг. Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова имел весомые успехи во всех сферах своей деятельности. Год от года увеличивался контингент обучавшихся в нем студентов. В 1927/28 учебном году насчитывалось около 3 700 человек. Большинство из них - люди пролетарского происхождения.

В области научно-исследовательской деятельности реализовался магистральный путь на усиление связи института с нуждами плановой экономики, была организована обязательная производственная практика студентов. За этот период в Плехановке получили высшее образование многие тысячи выпускников, которые успешно трудились в различных звеньях народного хозяйства строящейся социалистической экономики.

Во второй половине 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. институт становится научно-учебной базой для создания новых учебных заведений. Так, появились самостоятельные специализированные вузы, например, Московский энергетический институт, Институт промысловой кооперации, Государственный экономический вуз, Московский технологический институт легкой промышленности и др.

К середине 1920-х гг. в стране активизировался процесс становления и утверждения теории марксизма-ленинизма. Происходила перестройка старой материально-организационной базы развития науки и преподавания. Она принципиально отличалась от прежней, дореволюционной. Марксистско-ленинская теория получила статус единственно правильного учения. Во всех вузах Москвы началось систематизированное и обязательное преподавание общественных дисциплин.

В феврале 1924 г. в МИНХе была создана кафедра марксизма-ленинизма. Первым преподавателем и руководителем кафедры становится Яков Львович Харапинский. Это примечательная личность. Его судьба поначалу складывалась весьма драматично. Во время Гражданской войны еврейский юноша из Житомира окончил учительскую семинарию и увлекся чтением трудов марксистских авторов, был агитатором в революционных кружках. Летом 1918 г. в город вошли войска украинского националиста С. Петлюры. Многие сочувствующие большевикам, в том числе и Ха-рапинский, были арестованы и заключены в местную тюрьму. Большую колонну заключенных повели на расстрел в ближайший песчаный карьер. Но случилось так, что, не доходя до места расправы, по дороге они встретили конный отряд из дивизии А. Щорса. Охранники быстро сбежали, и все приговоренные к смерти были освобождены. Об этом страшном событии своей жизни Яков Львович нередко рассказывал молодым преподавателям. Далее жизнь марксиста из Житомира получила успешное продолжение в Москве. На основе хо-

роших рекомендаций он поступил на учебу в Институт красной профессуры и после его окончания получил назначение в МИНХ.

В начальный период становления и развития преподавания теории марксизма-ленинизма в Плехановском институте значительный вклад внес доцент Владимир Петрович Чеботарев. Будучи еще студентом Московского коммерческого института, он руководил пропагандистской работой среди заводских рабочих, считался умелым полемистом и лектором. После Октябрьской революции участвовал как делегат в районных партконференциях, слушал в аудиториях вуза несколько раз выступления В. И. Ленина1, участвовал во внутрипартийных дискуссиях, спорил с троцкистами. Его лекции и семинары по диалектическому материализму пользовались успехом у студентов.

В. П. Чеботарев обладал даром убеждения, приводил множество фактов из своей революционной практики. В повседневном общении он отличался удивительной скромностью. Встречи с Владимиром Петровичем всегда давали повод для размышлений о проблемах общественных наук, о сущности работы преподавателя.

Среди обществоведческих дисциплин ключевое значение приобретала политэкономия. Дело в том, что возникла острая необходимость теоретического обоснования особенностей новой экономики, объяснения механизма функционирования

1 Документально установлено, что в аудиториях Плехановки В. И. Ленин выступал четыре раза. Первое состоялось в августе 1918 г. на митинге перед солдатами, уходящими на фронт. Другие выступления были перед делегатами комитетов бедноты, в которых вождь призывал крестьян к всемерному укреплению союза с рабочим классом. В день празднования 1 мая 1920 г. Ленин был среди трудящихся Замоскворечья и студентов Плехановки. В своей яркой речи он подчеркивал значение субботников как зародышей коммунистического труда. В последнем выступлении 29 ноября 1920 г. перед общим собранием коммунистов он обосновал необходимость решительной борьбы с бюрократизмом путем вовлечения в управление государством масс трудящихся [4. - С 48-49].

хозяйства социализма. Надо было выявить законы и тенденции становления и развития общенародной собственности, показать роль государства в экономической сфере, перспективы планомерного и пропорционального развития народного хозяйства. Таково было требование нового времени. Решение этих грандиозных задач ложилось на плечи молодых советских экономистов.

В Плехановском институте как одном из ведущих вузов постепенно сформировался коллектив научных работников и преподавателей, которым предстояло прокладывать начальные пути в теоретическом обосновании проблем экономики социализма. Руководителем коллектива кафедры политэкономии стал Константин Васильевич Островитянов. Активный деятель революционного движения в Замоскворечье, выпускник Московского коммерческого института Островитянов стал инициатором исследования экономических закономерностей нового общества, сделал первые шаги в формировании политической экономии социализма. В 1928 г. вышел в свет труд «Политическая экономия в связи с теорией советского хозяйства». Эта книга, написанная К. В. Островитяновым в соавторстве с И. А. Лапидусом, выдержала семь изданий и стала основным учебным пособием для студентов и практических работников. Профессор Островитянов активно участвовал в творческой разработке новых направлений в экономической науке.

Научно-педагогическую деятельность начинал на кафедре политэкономии Василий Сергеевич Немчинов. Он работал в МИНХе с 1928 по 1930 г. Как видный ученый-экономист, академик Немчинов разработал методологию линейного программирования производительности труда и экономических моделей планового хозяйства. Ему принадлежит заслуга в организации первой в России лаборатории экономико-математических исследований, на базе которой был создан Центральный экономико-математический институт

(ЦЭМИ).

Среди сотрудников кафедры политэкономии в 20-30-е гг. ХХ в. были квалифицированные экономисты, ставшие впоследствии заслуженными учеными. Следует особо отметить Станислава Густавовича Струмилина. Он получил известность как специалист по вопросам управления народным хозяйством, статистики, демографии и прогнозирования. Академик Стру-милин впервые обосновал систему материальных балансов, участвовал в подготовке первых планов развития народного хозяйства.

В 1920-1930-е гг. в институте большим уважением пользовался коллектив преподавателей кафедры права. Ее возглавлял профессор Дмитрий Михайлович Генкин - юрист высокого класса, опытный оратор, соавтор учебника «Советское гражданское право» для студентов экономических вузов. Его биография таит в себе немало загадок. В молодости, участвуя в революционном движении на Юге России, он примыкал к меньшевикам. После победы Октября Генкин переехал в Москву и занялся преподавательской деятельностью, загадочно миновав все партийные чистки и избежав суровых репрессий как бывший идейный противник большевиков. Удивительно, что от советской власти Генкин получил важные посты, должности в сфере высшего образования, почетные звания заслуженного деятеля науки. Как квалифицированный юрист в качестве советника-консультанта, Д. М. Генкин принимал участие в разработке законодательной базы советской государственной власти. А в конце жизни был принят в ряды КПСС.

На кафедре права в учебном процессе и научно-практической деятельности были заняты профессора К. А. Граве, Б. С. Ан-тимонов, И. И. Евтихиев.

С дореволюционных времен в Плехановке в учебном процессе сложилась традиция качественного преподавания важных социально-экономических дисциплин. Так, долгие годы курс экономической географии вел выдающийся специалист Н. Н. Баранский. Это был старый член

партии большевиков, выпускник Московского коммерческого института. Его перу принадлежит популярный учебник для студентов по экономической географии, переиздававшийся многократно. Будучи членом-корреспондентом Академии наук СССР, Баранский основал целое научное направление в этой отрасли знания.

Большим авторитетом пользовались преподаватели кафедры финансов и кредита. Высоким педагогическим мастерством отличались профессор В. В. Лозовский, доцент Н. Н. Ряузов. На кафедре статистики трудились такие опытные специалисты, как профессора Н. К. Дружинин, В. П. Малый и др.

Это были представители старой интеллигенции, обладавшие солидными научными знаниями.

В те годы большое значение придавали воспитанию студенческой молодежи. Давал о себе знать немалый разрыв между системой обучения и воспитания. Большинство студентов отличались низкой культурой, имели слабое представление о мировых и отечественных духовных ценностях. В качестве основных приоритетов воспитания выделялись такие принципы, как патриотизм, трудолюбие, коллективизм, гуманитаризация, мораль в духе строителей социализма, всестороннее развитие личности, атеизм и т. д.

В Плехановском институте, как свидетельствуют факты, многие студенты активно участвовали в общественной деятельности. Старшекурсники вели политзанятия среди рабочих и служащих на предприятиях Замоскворечья, в период каникул с целью политико-разъяснительной работы ездили к крестьянам подшефного Каширского района. Они рассказывали сельским жителям Подмосковья о текущем моменте, о материалах партсъездов и конференций, о международном положении. Во время коллективизации и борьбы с кулачеством более 200 студентов оказывали практическую помощь в агитации крестьян Рязанской области вступать в колхозы [1].

Плехановцы внесли существенный вклад в борьбу по ликвидации неграмотности среди населения. На предприятиях района студенты и преподаватели организовывали ликбезы, чтение лекций, занятия по русскому языку и литературе. Эта полезная общественная работа получила высокую оценку заместителя наркома просвещения Н. К. Крупской.

В 1930-е гг. в МИНХе им. Г. В. Плеханова была хорошо поставлена военно-патриотическая работа. Получила развитие сеть кружков. Они действовали по инициативе и под контролем комсомольской и партийной организаций. Кружки пользовались у студенческой молодежи большим успехом. Многие увлекались военно-спортивными занятиями.

В эти годы МИНХ выделялся своими спортивными успехами. Студенты-плеха-новцы особенно зарекомендовали себя в игровых видах спорта. Волейболисты и баскетболисты неизменно занимали призовые места на межвузовских соревнованиях столицы. Сильной была команда лыжников, в составе которой находились перворазрядники и мастера спорта. А студент четвертого курса экономического факультета А. В. Постнов стал чемпионом страны по боксу.

Большой популярностью в МИНХе пользовалась художественная самодеятельность. Ею руководил артист Малого театра Н. Соллертинский. Студенты ставили короткие пьесы и отрывки из классической и русской драматургии. В этом творческом коллективе они приобщались к высокому искусству и пытались реализовать свои дарования и способности.

Немалое значение в институте получила широкая сеть семинаров по изучению истории революционного движения в России, по диалектическому и историческому материализму, по проблемам экономики социализма. Студенты учились выступать перед аудиторией, вырабатывали качества публичных ораторов, навыки политической культуры.

С 1927 г. стала выходить многотиражная газета «Красный студент» (позже она получила название «Советский студент», а сегодня - «Плехановец»). Вузовская газета с самого начала отличалась боевитостью. На ее страницах отражались все стороны институтской жизни. Здесь печатались материалы о проходящих внутрипартийных дискуссиях, о трудностях учебного процесса, о студенческой практике, критические заметки и фельетоны. По материалам и выступлениям можно проследить жизнь нашего вуза в 20-30-е гг. ХХ в.

Многотиражка, несомненно, обладала значительным потенциалом в деле воспитания. В ней сотрудничали многие студенты, аспиранты и преподаватели. Здесь они учились творческому мышлению и умению излагать свои мысли на бумаге. Некоторые студенты, пройдя школу газетной работы, впоследствии стали профессиональными писателями, журналистами.

Конечно, в сфере воспитания не все было так однозначно положительно. Нельзя забывать, что речь идет о периоде советской истории второй половины 1930-х гг., когда наряду с грандиозными социально-экономическими успехами существовали такие негативные явления, как голод на юге страны, плохо оплачиваемый труд людей, строящих новую экономику, неустроенность молодых людей. Можно отметить враждебное капиталистическое окружение.

Все это отражалось на общественном сознании, на социально-психологическом климате в стране. Особенно чутко эти суровые реалии воспринимала студенческая молодежь. Сознание и поведение многих из них было отягощено предрассудками прошлого. Давали о себе знать довольно цепкие мелкобуржуазные предпочтения, религиозно-бытовые ориентации.

Историческая специфика заключалась в том, что в этот период в стране проходила культурная революция. Это, по-существу, реализация переворота в духовной жизни страны, преобразование общественного сознания на основе идеологии марксизма-

ленинизма, изменение психологии, нравов, привычек широких народных масс.

В аудиториях Плехановки довольно часто появлялись писатели и поэты разных направлений. Известно, что у студентов пользовались явным успехом литераторы, представляющие пролетарское творчество, которые поддерживали линию партии большевиков и тезис о совместимости искусства и политики. Речь идет о выступлениях таких поэтов, как Александр Жаров, Михаил Светлов, Иван Доронин, Александр Безыменский. Популярностью у вузовской молодежи пользовался Демьян Бедный, читавший свои остроумные басни и стихи на злобу дня. В апреле 1930 г. в самой большой аудитории Плехановки состоялась встреча студенческой молодежи с пролетарским поэтом Владимиром Маяковским.

Известно, что своими впечатлениями о художественном процессе и творческих планах делился со студентами Плехановки Ф. Гладков - автор книг «Энергия», «Цемент». Несколько раз откровенно беседовали со студентами Мариетта Шагинян, Леонид Леонов, Вениамин Каверин и др. Желанными гостями были известные театральные деятели. Артисты МХАТа представляли отрывки из пьес Б. Лавренева «Любовь Яровая», М. Булгакова «Бег», народный артист республики Иван Любез-нов великолепно читал басни Крылова и смешные рассказы М. Зощенко. Сатирический, остроумный настрой был очень тепло принят молодежью. Артисты эстрады М. Хенкин, В. Ардов, Э. Каминка мастерски озвучивали рассказы А. Чехова, Марка Твена, в которых бичевались такие пороки людей, как пошлость, жадность, зависть, бескультурье.

В МИНХе регулярно проходили музыкальные вечера. В рамках программы студенческого клуба сюда приезжали известные композиторы и исполнители. Например, выступал знаменитый композитор Исаак Дунаевский - автор патриотической песни «Широка страна моя родная» и многих других музыкальных произведений.

Радовали своей музыкой братья Покрасс, написавшие песню «Уходили комсомольцы на Гражданскую войну».

К концу 30-х гг. прошлого века МИНХ им. Г. В. Плеханова выдвинулся в число лидеров среди московских вузов. В то время в нем обучалось более семи тысяч студентов по многим специальностям на четырех факультетах.

Говоря о поколении студенческой молодежи того периода советской истории, надо отметить, что это были люди, на плечи которых легло тяжкое бремя реализации труднейших задач построения нового общества. А когда началась Великая Отечественная война, именно они одними из

первых вступили в бой, защищая Отчизну от фашистских захватчиков. Многие из них полегли на полях сражений.

Славу и престиж Плехановки создавали прежде всего высокий уровень учебно-методической и научно-исследовательской работы. Важно отметить, что институт готовил специалистов высшей квалификации. Речь идет о таких специалистах, как экономисты, финансисты, плановики, бухгалтеры, товароведы, которые были так необходимы в период восстановления, индустриализации и реконструкции общества. К этому времени Плехановка становится базовым высшим учебным заведением.

Список литературы

1. Борисов Ю. С. Эти трудные 20-30-е годы // Страницы истории coBeTCKoro общества: факты, проблемы, люди / ред. А. Т. Кинкулькин. - М. : Политиздат, 1989.

2. Зайцев В. Г., Игнатенко В. Б. История кафедры товароведения промышленных товаров. - М., 2003.

3. Красный студент. - 1930. - № 3.

4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 37.

5. Обзор деятельности МИНХ им. Г. В. Плеханова за период с 1915 по 1926 г. - М., 1926.

6. Рабочая Москва. - 1925. - 26 февраля.

7. Скрипникова М. И., Смирнов Ю. И. Роль ученых Московского университета в становлении Московского коммерческого института / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 1 (85). - С. 3-9.

References

1. Borisov Yu. S. Eti trudnye 20-30-e gody [The Difficult 20s and 30s]. Stranitsy istorii covetskogo obshchestva: fakty, problemy, lyudi [History of Russian Society: Facts, Challenges, People], edited by A. T. Kinkul'kin. Moscow, Politizdat, 1989. (In Russ.).

2. Zaytsev V. G., Ignatenko V. B. Istoriya kafedry tovarovedeniya promyshlennykh tovarov [History of the Department for Manufactured Goods Research]. Moscow, 2003. (In Russ.).

3. Krasnyy student [Red Student], 1930, No. 3. (In Russ.).

4. Lenin V. I. Complete collection of Works. Vol. 37. (In Russ.).

5. Obzor deyatel'nosti MINKh im. G. V. Plekhanova za period s 1915 po 1926 g. [Review of the Moscow Plekhanov Institute of National Economy Work from 1915 to 1926]. Moscow, 1926. (In Russ.).

6. Rabochaya Moskva [Workers' Moscow], 1925, February 26. (In Russ.).

7. Skripnikova M. I., Smirnov Yu. I. Rol' uchenykh Moskovskogo universiteta v stanovlenii Moskovskogo kommercheskogo instituta [The Role of Moscow University Academics in Establishing the Moscow Commercial Institute]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 1 (85), pp. 3-9. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.