Научная статья на тему 'Становление периодической печати обновленческого раскола'

Становление периодической печати обновленческого раскола Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
239
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обновленческий раскол / группа Петроградского «прогрессивного духовенства» / кооперативное издательство духовных писателей «Соборный разум» / священник А. И. Введенский / священник С. В. Калиновский / священник В. Д. Красницкий / профессор Б. В. Титлинов / журнал «Живая Церковь» / обновленческие периодические издания / первый обновленческий Собор 1923 г. / Renovationist schism / group of Petrograd “progressive” clergy / cooperative publishing house of spiritual writers “Cathedral mind” / priest A. I. Vvedensky / priest S. V. Kalinovsky / priest V. D. Krasnitsky / Professor B. V. Titlinov / journal “Living Church” / Renovationist periodicals / The First Renovationist Council 1923

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анатолий Николаевич Кашеваров

Статья посвящена характеристике периодических изданий обновленческих групп периода оформления этого движения — до первого обновленческого собора. Особо здесь следует выделить региональные периодические издания. Как правило, в какой-либо епархии выходил один журнал, издававшийся местным епархиальным управлением или инициативной группой обновленцев. Одно из центральных мест занимала полемика с Патриаршей Церковью и обсуждение актуальных проблем и событий, связанных с обновленческим движением. Периодические издания на местах основывались по единым образцам или циркулярам из центра обновленческого движения, в большинстве своем испытывали значительные финансовые трудности, издавались сравнительно небольшим тиражом и нередко прекращали существование уже после выхода в свет нескольких номеров. К моменту организационного оформления обновленческого раскола, т. е. к весне 1922 г., его будущие деятели уже имели опыт выпуска периодических изданий, в которых нашли отражение их идеи, получившие впоследствии развитие и утверждение в программных документах основных обновленческих групп, а также на так называемом Втором поместном соборе Российской Православной Церкви 29 апреля — 9 мая 1923 г. Становление периодической печати обновленческого раскола завершилось, таким образом, уже в начальный период его существования, то есть до собора 1923 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Renovationist Periodical Press

The article is devoted to the analysis of periodicals of renewal groups of the period of registration of this movement. Characterizing the typology of the Renovationist periodicals published before the first Renovationist Council, it is necessary to distinguish regional periodicals. As a rule, in any diocese there was one magazine published by local diocesan management or initiative group of Renovationists. One of the Central places was occupied by the controversy with the Patriarchal Church and discussion of topical issues and events related to the Renovationist movement. Periodicals in the field were based on uniform models or circulars from the center of the renewal movement, most of them experienced significant financial difficulties, were published in a relatively small circulation and often ceased to exist after the publication of several issues. By the time of the organizational formalization of the Renovationist split, i.e. by the Spring 1922. Its future leaders already had the experience of issuing periodicals, which reflected their Church reform ideas, which were subsequently developed and approved in the program documents of the main Renovationist groups, as well as at the so — called Second local Council of the Russian Orthodox on April 29 — may 9, 1923. Thus, already in the initial period of existence of the Renovationist schism, the formation of its periodical press was completed, that is, before the Council 1923.

Текст научной работы на тему «Становление периодической печати обновленческого раскола»

христианское чтение

Иаучный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии русской Православной Церкви

№ 1 2020

А.Н. Кашеваров

Становление периодической печати обновленческого раскола

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10014

Аннотация: Статья посвящена характеристике периодических изданий обновленческих групп периода оформления этого движения — до первого обновленческого собора. Особо здесь следует выделить региональные периодические издания. Как правило, в какой-либо епархии выходил один журнал, издававшийся местным епархиальным управлением или инициативной группой обновленцев. Одно из центральных мест занимала полемика с Патриаршей Церковью и обсуждение актуальных проблем и событий, связанных с обновленческим движением. Периодические издания на местах основывались по единым образцам или циркулярам из центра обновленческого движения, в большинстве своем испытывали значительные финансовые трудности, издавались сравнительно небольшим тиражом и нередко прекращали существование уже после выхода в свет нескольких номеров. К моменту организационного оформления обновленческого раскола, т. е. к весне 1922 г., его будущие деятели уже имели опыт выпуска периодических изданий, в которых нашли отражение их идеи, получившие впоследствии развитие и утверждение в программных документах основных обновленческих групп, а также на так называемом Втором поместном соборе Российской Православной Церкви 29 апреля — 9 мая 1923 г. Становление периодической печати обновленческого раскола завершилось, таким образом, уже в начальный период его существования, то есть до собора 1923 г.

Ключевые слова: обновленческий раскол, группа Петроградского «прогрессивного духовенства», кооперативное издательство духовных писателей «Соборный разум», священник А. И. Введенский, священник С. В. Калиновский, священник В. Д. Красницкий, профессор Б. В. Титлинов, журнал «Живая Церковь», обновленческие периодические издания, первый обновленческий Собор 1923 г.

Об авторе: Анатолий николаевич кашеваров

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: [email protected]

Ссылка на статью: Кашеваров А. Н. Становление периодической печати обновленческого раскола // Христианское чтение. 2020. № 1. С. 174-181.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 2020

Anatoliy N. Kashevarov

The Formation of the Renovationist Periodical Press

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10014

Abstract: The article is devoted to the analysis of periodicals of renewal groups of the period of registration of this movement. Characterizing the typology of the Renovationist periodicals published before the first Renovationist Council, it is necessary to distinguish regional periodicals. As a rule, in any diocese there was one magazine published by local diocesan management or initiative group of Renovationists. One of the Central places was occupied by the controversy with the Patriarchal Church and discussion of topical issues and events related to the Renovationist movement. Periodicals in the field were based on uniform models or circulars from the center of the renewal movement, most of them experienced significant financial difficulties, were published in a relatively small circulation and often ceased to exist after the publication of several issues. By the time of the organizational formalization of the Renovationist split, i.e. by the Spring 1922. Its future leaders already had the experience of issuing periodicals, which reflected their Church reform ideas, which were subsequently developed and approved in the program documents of the main Renovationist groups, as well as at the so — called Second local Council of the Russian Orthodox on April 29 — may 9, 1923. Thus, already in the initial period of existence of the Renovationist schism, the formation of its periodical press was completed, that is, before the Council 1923.

Keywords: Renovationist schism, group of Petrograd "progressive" clergy, cooperative publishing house of spiritual writers "Cathedral mind", priest A. I. Vvedensky, priest S. V. Kalinovsky, priest V. D. Krasnitsky, Professor B. V. Titlinov, journal "Living Church", Renovationist periodicals, The First Renovationist Council 1923.

About the author: Anatoliy Nikolaevich Kashevarov

Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Professor at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Professor at St. Petersburg State University.

E-mail: [email protected]

Article link: Kashevarov A. N. The Formation of the Renovationist Periodical Press. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 1, pp. 174-181.

История обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в ХХ в. стала предметом основательного изучения в вышедших в постсоветский период работах церковных и светских историков. События тех лет описаны ими на основе богатого архивного материала, ставшего доступным для исследователей лишь в конце ХХ — начале текущего века [Алексеев, 1991; Одинцов, 1991; Шкаровский, 1999; Кри-вова, 1997; Петров, 2002; Голоушкин, 2002; Степанов, 2005; Сафонов, 2004]. Однако специального комплексного изучения периодических изданий обновленческих групп в этих работах не проводилось. Между тем изучение обновленческой периодики в сочетании с данными архивных материалов дает возможность более взвешенно и полно осветить методы действия и пропаганды обновленческих деятелей, раскрыть новые факты истории обновленческого раскола.

Зарождение обновленческой периодики связано с Петроградом. С одной стороны, он был «колыбелью» церковно-реформаторского движения, с другой — к 1917 г. являлся своеобразным центром церковной журналистики. В Петрограде были представлены все существовавшие типы изданий — как по форме принадлежности, так и по тематической направленности. В период с 1821 г., когда вышел первый православный журнал «Христианское чтение», по 1917 г. в столице Российской империи существовало разновременно 90 церковных периодических изданий — 24,8% общего количества периодики Русской Православной Церкви [Нетужилов, 2009, 244]. Поэтому неудивительно, что именно здесь в период революционных потрясений и Гражданской войны появились периодические издания, явившиеся своеобразными предтечами будущих обновленческих журналов и газет.

Определенная часть реформаторски настроенного столичного духовенства стремилась в то время посредством печати выразить свои надежды на преобразования в структуре Церкви. Наиболее активно в этом направлении действовал основанный 7 марта 1917 г. в Петрограде «Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян», секретарем которого стал будущий обновленческий митрополит, а в описываемое время священник церкви свв. Захарии и Елизаветы на Фурштатской ул. А. И. Введенский. «Союз» получил свое печатное издание при содействии назначенного Временным правительством обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова. 8 марта один из руководителей союза профессор Петроградской духовной академии Б. В. Титлинов обратился к обер-прокурору с запиской о необходимости иметь «свободный печатный орган». 24 марта было решено передать редактирование выходившей с 26 февраля 1917 г. под эгидой Издательского совета при Св. Синоде ежедневной газеты «Всероссийский церковно-обществен-ный вестник» (редактор — профессор М. А. Остроумов) совету профессоров Петроградской духовной академии, предоставив последнему право самостоятельно выбрать редактора. Им стал Б. В. Титлинов. Первый номер обновленной газеты вышел 7 апреля [Титлинов, 1924, 56-57].

Издание выступало за проведение широких внутрицерковных реформ: отделение Церкви от государства, демократизацию церковного управления и восстановление в нем соборных начал, переход на григорианский календарь, перевод богослужения на современный русский язык, введение брачного епископата. Газета также выступала против идеи восстановления патриаршества, полагая, что патриаршество противоречит соборным началам и приведет к абсолютизму в Церкви [Титлинов, 1924, 57].

Такая позиция газеты и ее редактора вызвала недовольство многих членов Поместного Собора, который открылся 15 августа 1917 г. в Москве. Некоторые его члены даже потребовали исключить Б. В. Титлинова из состава Собора ввиду «доносительского» характера его публикаций: профессор резко критиковал консерватизм церковной иерархии и обвинял ее в сотрудничестве с самодержавием. Кроме того, на первой соборной сессии в декабре 1917 г. было принято решение сделать «Всероссийский церковно-общественный вестник» официальным органом Поместного Собора. Это закономерно имело следствием увольнение Б. В. Титлинова

с должности редактора. Редактором газеты стал прот. П. Н. Лахостский, которому удалось выпустить два ее последних номера уже в условиях советской власти [Кашеваров, 2017, 261-262].

Приход большевиков к власти, издание декрета 23 января 1918 г. об отделении Церкви от государства, национализация церковных типографий создали крайне неблагоприятные условия для легального существования в советском государстве любых периодических печатных органов, за исключением контролируемых новой властью. На фоне почти повсеместного прекращения церковной издательской деятельности в Петрограде в конце февраля 1918 г. вышел единственный номер воскресной газеты «Правда Божия»; редактором-издателем ее был профессор Духовной академии Б. В. Титлинов (Прибавления к Церковным ведомостям, 1918, № 7-8, 319). В этой газете он пытался найти компромисс с советской властью и не поддерживал официальную позицию Высшего церковного управления по отношению к первым мероприятиям советского государства в религиозной сфере. Так, например, в декрете об отделении Церкви от государства и школы от Церкви газета усматривала прежде всего положительные стороны, ускорявшие «дело внутреннего церковного освобождения», хотя с рядом положений его также выражала несогласие. Критически оценивалось воззвание патриарха Тихона от 19 января 1918 г., впервые подвергавшее суровому осуждению конкретные шаги церковной политики новой власти: «Кто хочет вести борьбу за права духовенства, тот должен не отвергать революции, не отталкивать, не анафемат-ствовать, а просветлять, одухотворять, претворять ее» [Шкаровский, 1995, 37]. Позже, в 1920-е гг., Б. В. Титлинов активно выступал в обновленческой печати. Его литературная деятельность была посвящена по преимуществу обоснованию идеологии обновленческого движения.

Ранее, осенью 1917 г., свящ. Е. Х. Белковым — активным членом группы так называемого Петроградского прогрессивного духовенства, было основано кооперативное издательство товарищества духовных писателей «Соборный разум» на Лиговке. В 1918 г. там печатались левоцерковные брошюры и журналы «Голос Христа», «Божья нива», «Соборный разум», «Вестник труда», в которых члены этой группы (свящ. А. И. Введенский, А. И. Боярский, И. Ф. Егоров и др.), в основном будущие деятели обновленческого раскола, выступали за необходимость изменения церковной политики, примирения с новой властью. Так, свящ. А. И. Введенский со страниц «Вестника труда» провозгласил Октябрьскую революцию завершающим этапом борьбы всего прогрессивного человечества за добро и правду на земле, а священник И. Ф. Егоров осудил нейтралитет духовенства в развернувшейся классовой борьбе [Вестник труда, 1918, № 1, 1]. Будущие лидеры обновленчества также ополчались в своих публикациях на традиционные формы обрядового благочестия и канонический строй церковного управления.

Под руководством свящ. А.И.Введенского в 1918г. в издательстве «Соборный разум» выходила серия брошюр «Библиотеки по вопросам религии и жизни», рассчитанная на массового читателя. Священники А. И. Введенский в брошюре «Социализм и религия» и А. И. Боярский в брошюре «Церковь и демократия (спутник христианского демократа)» пропагандировали идеи «христианского социализма» и ратовали за создание христианско-социалистической партии. Свящ. А. И. Боярский — настоятель Никольского собора в Колпине, имевший определенный авторитет у рабочих Обуховского и Ижорского заводов, — писал и о том, что истинный христианин не может быть богатым (см.: [Краснов-Левитин, 1977, 128-130]).

По воспоминаниям свящ. А. И. Введенского, в результате такой публицистиче-ско-пропагандистской деятельности в группе «прогрессивного» духовенства в 1918 г. стало созревать решение «самостоятельно вести церковное дело, не считаясь с правящей иерархией», то есть фактически отделиться от патриарха и создать новую церковь. Однако «переворота не произошло, так как его сторонников оказалось еще мало» [Введенский, 1923, 109-110, 215].

Выпуск перечисленных выше православных изданий был скорее исключением из правил, в известной степени обусловленным тем, что митр. Вениамину (Казанскому) на некоторое время удалось наладить в целом нормальные отношения с местной властью, возглавляемой Г. Е. Зиновьевым, а также и тем, что деятели петроградской группы «демократического духовенства» постепенно устанавливали контакт с официальными властями. Так, например, в 1919 г. свящ. А.И. Введенский был принят председателем Петросовета Г. Е. Зиновьевым и предложил тому заключить «конкордат — соглашение между советским правительством и реформированной Церковью. По воспоминаниям Введенского, Зиновьев ответил ему: «Конкордат в настоящее время вряд ли возможен, но я не исключаю его в будущем... Что касается вашей группы, то мне кажется, что она могла бы быть зачинателем большого движения в международном масштабе. Если вы сумеете организовать нечто в этом плане, то, я думаю, мы вас поддержим» [Левитин, Шавров, 1996, 54]. Однако, несмотря на эту будто бы обещанную поддержку, указанные выше печатные органы смогли просуществовать лишь весьма короткий срок.

Таким образом, к моменту организационного оформления обновленческого раскола, т. е. к весне 1922 г., его будущие деятели уже имели опыт выпуска периодических изданий. Именно в них первоначально нашли отражение их церковно-реформа-торские идеи, впоследствии развитые и утвержденные в программных документах основных обновленческих групп, а также на так называемом Втором поместном соборе Российской Православной Церкви 29 апреля — 9 мая 1923 г. Уже в начальный период существования обновленческого раскола, то есть до Собора 1923 г., завершилось становление его периодической печати.

Среди ряда обновленческих периодических изданий, выходивших в этот период, наиболее значимым является журнал «Живая Церковь». Он выходил под редакцией сначала свящ. С. Калиновского, а затем Е. Белкова. Название журналу придумал о. С. Калиновский, на квартире которого (по адресу: Москва, угол Лубянской пл. и Мясницкой ул., д. 2/4) помещалась редакция [Левитин А., Шавров В., 1996, 100]. В журнале печатались статьи обновленческих лидеров свящ. А. И. Введенского, В. Красницкого, профессора Б. В. Титлинова, а также В. Н. Львова и других деятелей. Журнал может быть охарактеризован как первый программный печатный орган обновленческого движения. Следует особо отметить, что существование этого журнала являлось частью плана советских властей и одним из действенных способов организации и поддержания ими обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Это подтверждается тем, что вопрос о его издании неоднократно рассматривался на совещаниях органов ГПУ по подготовке обновленческого раскола (Архивы, 1998, 184). Первый номер вышел 10-тысячным тиражом 8 мая 1922 г. — накануне «церковной революции», начавшейся 12 мая, по сути, захватом церковной власти группой обновленческих деятелей, и в тот же самый день на стол Троцкого легло два экземпляра журнала [Иванов, 2014, 34].

Издание открывалось передовой статьей самого редактора, выдержанной в весьма воинственном тоне: «Довольно молчать! Наступил момент, когда православный русский народ ждет решающего голоса Церкви. По вине старого бюрократического строя взаимоотношения между ставленниками бывших правящих классов и Советским государством стали абсолютно невозможными. Обнаружено моральное банкротство церковных ныне существующих порядков. Всякий дальнозоркий сын Церкви должен собственными усилиями иметь гражданское мужество и решительность принять меры к торжеству и спасению Православной Церкви» (Живая Церковь. 1922. № 1. С. 1).

Второй номер, вышедший 23 мая 1922 г., то есть почти сразу же после этого события, имел передовицей текст под названием «Временное самоустранение патриарха Тихона от управления». Последний номер был выпущен 1 февраля 1923 г., незадолго до первого обновленческого собора. Примечательно, что с первого номера и вплоть до середины июля 1922 г. журнал отражал мнение основных обновленческих группировок, которые, еще не оформившись официально, заявили о себе

в идейном отношении. После издание приобрело характер пропагандистского органа отдельной обновленческой группы «Живая Церковь». Однако все это время журнал издавался в основном за счет финансирования органами ГПУ, которые поощряли раскол — как в Русской Церкви, так и в рядах обновленцев.

Характеризуя типологию обновленческой периодики, выходившей до первого обновленческого собора, следует выделить региональные периодические издания. Выпуск этих журналов являлся важной частью деятельности обновленческих групп. Как правило, в какой-либо епархии выходил один журнал, издававшийся местным епархиальным управлением или инициативной группой обновленцев. Например, «Церковная заря» (Вологда), «Жизнь и религия» (Казань), «Голос живой веры» (Тамбов), «Тульский церковный вестник», «За Христом» (Пермь), «Церковный рассвет» (Уфа). Вс е они издавались от имени обновленческого епархиального управления, в состав которого входил уполномоченный Высшего церковного управления (далее — ВЦУ). Зачастую уполномоченный ВЦУ был главным редактором журнала, определявшим судьбы материалов, поступавших в редакцию.

Обновленческая журналистика 1922-1923 гг., то есть завершающего периода ее становления, весьма тенденциозно освещала события в стране, и прежде всего государственно-церковные отношения. Одно из центральных мест занимала полемика с Патриаршей Церковью и обсуждение актуальных проблем и событий, связанных с обновленческим движением. Крайне интересно отметить совпадение структуры и общей смысловой последовательности в построении вступительных статей региональных обновленческих журналов. Это обстоятельство дает основание предполагать, что периодические издания на местах открывались согласно единым образцам или циркулярам из центра обновленческого движения.

Большинство журналов, выходивших в этот период, испытывало значительные финансовые трудности, издавалось сравнительно небольшим тиражом — в среднем около 1000 экземпляров; нередко они прекращали существование после выхода в свет нескольких номеров. К таким изданиям относится, например, журнал «Голос православного христианина», выпускавшийся в Курской епархии, где обновленческое движение было крайне слабо поддержано местным духовенством. Журнал этот вышел единственным номером в 1923 г., после чего издание было прекращено (очевидно, из-за нехватки финансирования и отсутствия должной поддержки со стороны епархиального духовенства). Все содержание вышедшего номера, кроме вступительной статьи, составили перепечатки официальных документов обновленческого ВЦУ (Голос православного христианина. 1923. № 1. С. 3-9).

Но были и иные примеры. Обновленческие деятели придавали особое значение распространению своих идей и влияния в обширной Казанской епархии, возглавлявшейся одним из выдающихся иерархов Патриаршей Церкви митр. Кириллом (Смирновым). В Казани обновленческим протоиереем Евгением Сосунцовым был налажен выпуск журнала «Жизнь и религия», который издавался с 1 сентября 1922 г. до 15 апреля 1923 г. Редакция его занимала относительно умеренную позицию по отношению к реформам, предлагавшимся лидерами обновленцев (Жизнь и религия. 1932. № 6. С. 7).

Обновленческие журналы, выходившие с весны 1922 г. до первого Собора 1923 г., представляют значительный интерес как для понимания и уточнения многих исторических фактов начального этапа обновленческого раскола , так и для изучения методов пропаганды обновленчества и полемики его лидеров с Патриаршей Церковью. При изучении обновленческой печати следует иметь в виду неполную сохранность номеров, особенно региональных изданий, в центральных российских библиотеках. На эту проблему еще в 1948 г. обращал внимание митр. Мануил (Лемешевский): «Большая часть краевой и обновленческой печати погибла от времени и небрежения» (Лемешевский, 2002, 610).

Обновленческие периодические издания, прекратившие существование накануне собора 1923 г., отнюдь не подвели черту под обновленческой издательской

деятельностью. Завершился лишь период становления периодики обновленческого раскола. С 1924 г. начался значительный рост издательской деятельности в рамках обновленческой церковной организации. С учетом опыта, накопленного в этот период, в различных регионах страны было открыто еще большее количество периодических изданий, которые развернули пропаганду обновленческий идей и информационную борьбу с не признававшими юрисдикцию обновленческого синода церковными течениями.

источники и литература

источники

1. Архивы (1998) — Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. Кн. 2. М.; Новосибирск: Российская политическая энциклопедия, 1998. 647 с.

2. Вестник труда. 1918. № 2.

3. Голос православной христианина. 1923. № 1.

4. Живая Церковь. 1922. № 1.

5. Жизнь и религия. 1932. № 6.

литература

6. Алексеев (1991) — Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. 398 с.

7. Введенский (1923) — ВведенскийА.И. Церковь и государство. М.: Мосполиграф, 1923. 252 с.

8. Голоушкин (2002) — Голоушкин Д. А. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви в 1905-1925 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2002. 255 с.

9. Иванов (2014) — Иванов С.Н. Хронология обновленческого «переворота» по новым архивным документам // Вестник ПСТГУ. Сер. 2. История. 2014. № 58 (3). С. 24-60.

10. Кашеваров (2017) — Кашеваров А. Н.. Православная журналистика Петрограда в 19171919 гг. //«Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 2017. С. 260-269.

11. Краснов-Левитин (1977) — Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. Париж: YMKA-PRESS, 1977. 460 с.

12. Кривова (1997) — Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.: АИРО-ХХ, 1997. 248 с.

13. Левитин, Шавров (1996) — Левитин А. Э, Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. 672 с.

14. Лемешевский (2002) — Мануил (Лемешевский), митр. Каталог русских архиереев-обновленцев. Материал для «словаря русских архиереев-обновленцев» (1922-1944гг.) // «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. С. 607-981.

15. Нетужилов (2009) — НетужиловК.Е.История церковной журналистики в России Х1Х-ХХ века. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. 352 с.

16. Одинцов (1991) — Одинцов М.И.Государство и церковь (история взаимоотношений 1917-1938 гг.). М.: Знание, 1991. 64 с.

17. Петров (2002) — Петров С.Г. Новые данные об обновленческом Поместном Соборе 1923 г. // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933 гг.)» (г. Сэнтендре, 13-16 ноября 2001 г.). М., 2002. С. 259-284.

18. Сафонов (2004) — СафоновВ. ДПатриаршая Церковь и обновленческий раскол. 1923-1924гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004. С. 390-403.

19. Степанов (2005) — Степанов А. С. Обновленческий раскол как средство антицерковной политики советской власти в 1922-1925 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2005. 241 с.

20. Титлинов (1924) ) — Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг.: Былое, 1924. 192 с.

21. Шкаровский (1999) — Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб.: Нестор, 1999. 100 с.

22. Шкаровский (1995) — ШкаровскийМ.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб.: Лики России, 1995. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.