4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2003 года: постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2004 [Электронный ресурс]. - Ответ на вопрос 3 // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993: в ред. от 30.12.2008 № 6-ФкЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ [Электронный ресурс]. -Ст. 47 ч. 1 // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Черных И.И. Процессуальные особенности рассмотрения дел о разделе имущества супругов / И.И. Черных // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 3 // СПС «Консультант Плюс». - 22.04.2011.
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ (X-XIX ВВ.) © Ибрагимов Р.О.*
Межрегиональный учебный центр управления федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, г. Волжский
В статье рассматриваются вопросы становления российской системы наказаний в Х-Х1Х вв.
При рассмотрении истории любого государства особого внимания заслуживают процесс развития его властных структур, органов управления (в т.ч. полиция, суд, тюрьмы). Их системная деятельность возможна лишь в рамках государства и определяется существующим социально-политическим режимом.
Однако государство не способно эффективно функционировать без наличия правоохранительных и карательных структур. Неотъемлемой частью внутренней политики государства является пенитенциарная политика, которая определяет принципы и систему наказаний за уголовные преступления.
Первоначально в целях наказания в Древней Руси использовались компенсационные выплаты, и кара преступнику определялась в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Понятие «смертная казнь» отсутствовало. Первым крупным, по сути дела, юридическим актом, регламентировавшим исполнение наказаний была «Краткая Правда» X-XV века, затем обновленный вариант под названием «Русская Правда». Русская Правда - своеобразный свод древнерусского права, который вобрал княжескую судебную практику и правовые обычаи восточных славян.
В процессе государственной централизации власти система наказаний совершенствуется, усложняется и ужесточается. Это нашло отражение в Судебниках 1497 и 1550 годов и было закреплено в Соборном Уложении 1649 года. Наиболее распространенным видом наказания становятся членовредитель-
* Преподаватель цикла общеправовых и социальных дисциплин, соискатель Волгоградского государственного университета.
ские и болезненные телесные наказания; затем следовали различные виды смертной казни, которые включали чрезвычайно мучительные и жесткие формы ее осуществления; достаточно распространенным наказанием становится тюремное заключение; незначительное место занимает ссылка [1].
Широко применявшаяся в прошлом система штрафов вытесняется смертной казнью. Она могла быть применена за душегубство, разбой, кражу, ложный донос. Ужесточились меры наказания к ворам, особенно рецидивистам. Так, за любой вид повторной кражи могла быть применена смертная казнь. Назначалась она также за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), воровство, поджог.
В Судебниках 1497 и 1550 гг. заложено дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и процесса его исполнения. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, телесные меры, тюремное заключение, ссылка.
Новым видом наказания стала ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения, монастыри и др. Этот период примечателен тем, что преступники в виде наказания впервые стали помещаться в тюрьму. Особенностью истории становления и развития отечественной уголовно-исполнительной системы было также отсутствие в течение длительного времени специального органа управления, который бы осуществлял руководство государственной политикой в этой сфере на единой основе. С древнейших времен и до середины XIX века исполнение наказаний организационно обычно не отделялось от следствия по уголовным и политическим делам, а в ряде случаев - от судопроизводственной процедуры.
В период складывания Русского централизованного государства появляются первые тенденции к созданию централизованной организации исполнения наказаний. Содержание заключенных наряду с поимкой преступников и следственными действиями входило в компетенцию созданных в XVI веке Стрелецкого, Земского и Разбойного приказов.
На местах тюрьмами управляли воеводы и губные старосты. Соборное Уложение 1649 года следующим образом определяет обязанности губного старосты в деле управления тюрьмой: «В городах тюрьмы ведают Губные старосты, и Губным старостам доведется тюрьмы и тюремных сидельцев осматривати почасту, чтобы тюрьмы были крепки, и у тюремных бы сидельцев в тюрьмах ничего не было, чем им из тюрьмы вырезатися...» [1, с. 7]. В самих тюрьмах администрация состояла из целовальников и сторожей. Их главной обязанностью было не допустить побегов заключенных.
«Артикул воинский» 1715 г. подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно'-правовых норм России.
Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи «Соборного уложения» о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний.
В ходе создания Русского централизованного государства, складывания абсолютизма (особенно во второй половине XVII - первой четверти XVIII в.) целью уголовно-исполнительной политики были кара преступника и устрашение населения, чтобы ему, «на то смотря ... не повадно было так делати» [2].
Во второй половине XVIII века перед уголовно-исполнительной политикой ставятся ранее не свойственные ей цели и задачи: гуманизация обращения с обвиняемыми и осужденными, курс на перевоспитание широких масс преступников и правонарушителей, помощь в их ресоциализации и адаптации. Все усилия направлены на исправление преступников: вводятся работные и смирительные дома, вновь практикуется тюремное заключение.
В это же время государство переходит к установлению норм правовой защиты содержащихся под стражей. Общий тюремный устав 1767 года впервые предусматривает раздельное содержание мужчин и женщин, подследственных и осужденных к лишению свободы, а также содержание в камере более двух-трех человек.
В течение XVIII века единый орган исполнения наказания так и не был создан. В соответствии с Наставлением губернаторам 1764 года истребление «разбоев и грабительств» поручалось каждому губернатору по месту совершения преступлений. Наказания лиц, не достигших 10-летнего возраста, передавались в ведение родителей или помещиков.
В связи с высокими темпами экономического развития Российского государства в XVIП-XIX веках одной из задач уголовно-исполнительной политики становится использование труда осужденных. Это нашло отражение в появлении нормативно-правовых актов, регламентировавших принудительный труд лиц, лишенных свободы, развитии организационных форм исполнения наказания, связанных с принудительным трудом заключенных (каторжные работы), и постепенным отказе от наказаний, которые влекли за собой потерю трудоспособности осужденных. В это время принудительный труд являлся по существу карательной мерой и не расходился с основной карательной целью уголовно-исполнительной политики.
В начале XIX века значительно ограничивается применение мер физического воздействия (пытки, телесные наказания). Им на смену приходят массовые ссылки преступников в малонаселенные места империи - за Урал, в Сибирь, на Камчатку. Данный вид наказания регламентировал Устав о ссыльных 1822 года, ставший первым действующим нормативно-правовым актом по основным вопросам исполнения наказаний.
С 1803 года исполнение судебных приговоров осуществляется Экспедицией спокойствия и благочиния и Экспедицией государственного благоустройства, образованными в составе Министерства внутренних дел. С 1811 года исполнение наказаний и руководство тюрьмами осуществляет Департамент полиции исполнительной, созданный в составе Министерства полиции (с 1819 года - в МВД, упразднен в ноябре 1880 года); но в его ведение не входил ряд этапных тюрем и мест заключения гражданского ведомства. На местах тюрьмами руководили губернаторские правления и тюремные коми-
теты. В целом управление дореформенными пенитенциарными учреждениями характеризовалось крайней бессистемностью.
Важным рубежом по созданию обще-тюремного кодекса России стало введение в 1831 году Тюремной инструкции.
26 мая 1831 года Кабинет Министров России принял к сведению сообщение Министра внутренних дел о введении в действие одобренной «Попечительским о тюрьмах обществом» тюремной инструкции в духе приведенных выше предписаний Устава Общества. Она регулировала условия приема и размещения, режима, труда, быта заключенных. По объему и содержанию она была важным шагом к созданию обще-тюремного кодекса России.
Однако первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал в 1832 году (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1842 году) Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, который развивал и детализировал положения упомянутой выше Тюремной инструкции.
При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 года Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
20 ноября 1864 года был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. За год до этого были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, шпицрутены в армии, ограничивалось применение розог (в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, а в 1885 году -розги). Закреплялась система наказаний от более мягких к более жестким.
Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он был, бесспорно, качественно новым этапом в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики.
В XIX веке правительство начинает уделять гораздо больше внимания финансированию содержания заключенных, справедливо отмечая необходимость преимущества именно государственного финансирования. В этот период отмечается постепенное увеличение государственной статьи расходов на содержание заключенных, в частности, на ремонт и постройку зданий, питание, лечение заключенных, одежду для ссыльных и др.
Дальнейшие изменения правового положения осужденных заключались в более детальном законодательном регулировании, систематизации нормативно-правовой базы, регламентировавшей уголовно-исполнительную сферу. Было ограничено физическое воздействие на заключенных, введены гуманные методы духовно-нравственного воздействия.
Проблемы положения и условий содержания решались следующим образом: 1) регламентация порядка содержания лиц, лишенных свободы, в правовых документах рассматриваемого периода; 2) увеличение государственного финансирования уголовно-исполнительных учреждений, вплоть до принятия содержания заключенных на казенный счет.
27 февраля (12 марта) 1879 года в составе Министерства внутренних дел создается Главное тюремное управление (ГТУ) - высшая руководящая, кон-
тролирующая и распорядительная пенитенциарная инстанция, - которое 13 декабря 1895 года было передано Министерству юстиции и просуществовало до свержения царизма, а в его составе - Тюремная инспекция, - совершенно новый институт, не имеющий аналогов в зарубежной тюремной практике.
Передача тюрем из одного ведомства в другое не ослабила взаимодействия тюремных учреждений и полиции. Полиция была обязана осуществлять надзор «за благоустройством в местах заключения, за исполнением всех постановлений закона о передаче, содержании и пересылке арестантов» [3, с. 50].
В 1895 году Главное тюремное управление было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нём до 1922 года.
Список литературы:
1. Соборное Уложение 1649 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://stepanov0 l.narod.ru/library/sobornoe/soboo.htm, свободный.
2. Цит. по: Мулукаев Р.С. История отечественных органов внутренних дел: учебник [Текст] / Р.С.Мулукаев, А.Я. Малыгин, А.Е. Епифанов / под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.
3. История отечественных органов внутренних дел: учебник [Текст] / Р.С. Мулукаев, А.Я. Малыгин, А.Е. Епифанов / под ред. д-ра ю.н. Р.С. Мулукаева. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ © Короткова О.И.*
Советский районный суд, г Орел Орловский государственный университет, г. Орел
Собственность является важнейшим экономическим и политическим фактором развития общественного производства. Проблема собственности всегда была актуальна и в настоящее время также волнует большое количество людей. Статья освещает понятие права собственности и особенность института государственной собственности.
Точкой отсчета постсоветского этапа развития России и основой для разработки её новой Конституции стала Декларация № 22-1 от 12 июня 1990 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая Съездом народных депутатов РСФСР, обозначившая первый шаг по демонтажу старой политической и планово-распорядительной экономической системы России.
В принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации в статье 5 закреплено положение о том, что
* Доцент кафедры Г ражданского права и гражданского процесса Орловского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.