Научная статья на тему 'Становление отечественного законодательства орегулировании оборота земель'

Становление отечественного законодательства орегулировании оборота земель Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлиманова Ангелина Геннадьевна

Статья посвящена исследованию исторического аспекта правового регулирования оборота земель в российском законодательстве. В данной публикации автор исследует наиболее значительные для развития отечественного земельного законодательства шаги на пути регламентации гражданского оборота земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление отечественного законодательства орегулировании оборота земель»

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРЕГУЛИРОВАНИИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ Хлиманова Ангелина Геннадьевна, магистрант Россия, г.Краснодар, Южный институт менеджмента

Статья посвящена исследованию исторического аспекта правового регулирования оборота земель в российском законодательстве. В данной публикации автор исследует наиболее значительные для развития отечественного земельного законодательства шаги на пути регламентации гражданского оборота земельных участков.

Ключевые слова: земля, право, законодательство, земельные отношения, регулирование.

FORMATIONOFTHEDOMESTICLEGISLATION ON THE ADJUSTMENT OF LAND CIRCULATION Khlimanova Angelina Gennadievna,postgraduate Russia, Krasnodar, South University of Management

Annotation:The Article is devoted to research of historical aspect of land turnover legal regulation in the Russian legislation. The author investigates the most considerable for the domestic land legislation development steps on a way of regulation of a civil land turnover in the given publication.

land, law, legislation, landrelations, adjustment.

Вопросы владения землей как основным видом имущества, имелись в обществе с тех пор, как возник, наверное, сам человек и его племя. Но эти отношения лежат вне пределов государства и гражданского общества. Нас же интересуют правовые земельные отношения, поскольку на наш взгляд, только с появлением государственной, публичной власти возможно появление самого права как общественного явления, защищающего и санкционирующего различные отношения в самом обществе.

Таким образом, следует признать, что современные земельные отношения - это отношения субъектов-обладателей прав на землю (государства и муниципальных образований, юридических и физических лиц), по поводу владения и пользования землей как объектом гражданских прав, с условиями и ограничениями, установленными земельным законодательством России. Поскольку одна из первых же статей Земельного кодекса устанавливает: «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».

Необходимо признать, что именно отношения собственности на землю, и схожих с нею правовых конструкций, являются стержневыми, системообразующими для всех остальных прав на землю[1].

Древняя Русь характеризовалась весьма широким разнообразием титулов владения землей. Ситуация усугубляется отсутствием в языке той эпохи какого-либо общего термина, выражающего соответствующий набор прав в отношении земли. К Х1-ХП вв. сложились следующие формы землевладения: общинное, княжеское, вотчинное, поместное и монастырское. Особенности разных видов землевладения проявлялись, в основном, в различных ограничениях либо дозволениях их использования в гражданском обороте. Особенностью прав на землю в исследуемый период выступает зависимость полномочий от личности субъекта права.

Основной вехой в развитии земельных отношений служит Крестьянская реформа 1861 года, поскольку развитие частной собственности на землю, вовлечение в круг субъектов — обладателей земельными участками наиболее многочисленного сословия - крестьянства, явились основой развития прогрессивных капиталистических отношений во второй половине ХЕК века и стали базой для социально-экономического роста современной России.

В период с 1861 по 1917 г. законодательство шло в направлении предоставления крестьянскому сословию прав на землю, равных существовавшему в России праву личной собственности на землю свободных граждан. Это право включало владение землей, право использовать землю, которое ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков, и права сервитута. Право распоряжения земельным участком состояло в праве заключать все виды сделок, предусмотренных гражданским законодательством для недвижимости, а также совершать иные действия, предусмотренные правом для распоряжения недвижимостью.

В пределах государства складывались различные правовые режимы земель, поскольку общегосударственное законодательство охватывало не все вопросы регулирования использования, перераспределения и охраны земель, и источником регламентации их правового режима считались многочисленные подзаконные акты (указы, уставы, положения и т.д.), которые в то время учитывали местную специфику земельных отношений при взаимопроникновении права и местного обычая. В системе законодательства России дореволюционного периода выделялись семь регионов, где сохраняли действие местные узаконения: Великое княжество Финляндское, Бессарабия, Царство Польское, Прибалтика, Кавказ, европейский Север и Сибирь.

После Октябрьской революции правом собственности на землю обладает только государство, которое передает ее во владение и пользование.

Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали, согласно закону, все граждане РСФСР, способные обрабатывать землю. Право трудового землепользования предоставлялось

всем гражданам РСФСР для ведения сельского хозяйства и желающим обрабатывать землю своим трудом. Но поскольку собственником земли являлось государство, распоряжение ею самими землепользователями было весьма ограничено и находилось под контролем государственных органов.

В сфере земельного права после 1917 года прочно заняли доминирующее положение право исключительной государственной собственности на землю и право колхозного землепользования. Для земельного законодательства советского периода характерными являются следующие черты: абсолютная монополия государства на земельную собственность, в результате чего земля как таковая не рассматривалась в качестве имущества и полностью исключалась из гражданского оборота. Из юридических прав на землю как за гражданами, так и за организациями признавалось лишь право пользования, которое, впрочем, было достаточно стабильным, бессрочным и безвозмездным[2].

Не смотря на то, что первые декреты советской власти о земле не содержали понятия «национализация земли», эти положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Раскрывая политико-юридическое содержание национализации земли, необходимо отметить, что национализация есть передача всей земли в собственность государства. В итоге, в СССР с 30-х годов утвердился общественный строй, который может быть назван государственным социализмом. Государственный социализм -это искусственная социально-экономическая система, для которой характерен полный захват собственности государством, в том числе и на землю.

Дальнейшее огосударствление экономики шло по пути признания в дальнейшем не только права землепользования колхозов и совхозов производными от права исключительной собственности государства на землю, но и права собственности на другие основные средства, даже оборотные. Таким образом, в результате провозглашения исключительной и собственности государства на землю, в руках государства оказалась вся система отношений присвоения.

Союз ССР как собственник осуществлял свои правомочия в отношении всех земель страны. Долголетняя практика показывает, что высшие союзные органы государственной власти и управления, осуществляя правомочия собственника и принимая решения об использовании земель на территории республик (например, при сооружении каналов, водохранилищ, дорог и т. д.), самостоятельно решали вопросы управления и распоряжения государственной собственностью.

Впервые об исключительной государственной собственности на землю было сказано в ст. 2 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВЦИК 30 октября 1922 г., в котором все земли в пределах РСФСР, в чьем бы ведении они не состояли, были объявлены собственностью Рабоче-Крестьянского Государства. В последующем, вплоть до распада СССР, в законодательстве РСФСР не допускалось деление государственной собст-

венности на землю на виды. Право исключительной государственной собственности на землю, стало ядром жесткой централизованной системы управления и в отношениях между союзом и входящими в него республиками, которые, по сути, были лишены права управления землей.

На сегодняшний момент земля включена в гражданский оборот, в связи с чем окончательно и бесповоротно, земля признана объектом гражданских прав. В своей имущественной части земельные и гражданские правоотношения однородны. Поэтому и ранее при регулировании данных отношений, когда существовал пробел в земельном законодательстве, применялись нормы Гражданского кодекса. Именно Земельный кодекс РФустановилв п. 3 ст. 3, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами», т. е. иное должно быть установлено специальными законами.Важные положения об оборото способности земли закреплены также в пункте 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В настоящее время анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что в случае, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет на момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ (01.03.2005г.), а также, в случае, если земельный участок после этой даты прошел формирование и государственный кадастровый учет, он в силу прямого указания закона является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. На наш взгляд, в данном случае имеет место включение земельного участка в общее имущество многоквартирного дома и, как следствие, возникновение права общей долевой собственности по факту формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Принятие каких-либо дополнительных решений органами по управлению имуществом, а также проведение отдельной государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на земельный участок в этих случаях законодательством не предусмотре-но[3].

Необходимо предусмотреть упрощенную процедуру управления общей собственностью собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. Альтернативой долгой и утомительной процедуре выделения земельных участков с помощью судебной системы может стать упрощенный, административный по-

рядок выдела земельной доли из общего массива, в совокупности с последующим дифференцированным налогообложением.

Список литературы

1. Воронцов С. А. Становление и развитие земельных отношений в России: история и современность//Автореф. Дисс. Канд.. .юрид. наук. М., 2012. С. 14.

2. Правовое регулирование земельно-имущественных отношений. Учебное пособие/Под ред. Д Б. Арбатского. М., 2010. С. 123.

3.Земельное право: Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. М., 2006. С. 49.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД СТРОЕНИЯМИ

Хлиманова Ангелина Геннадьевна, магистрант Россия, г.Краснодар, Южный институт менеджмента

В предлагаемой статье автор выделяет особенности правового режима земельных участков под строениями, их юридическую сущность и правовоую природу. В публикации аргументируется необходимость дополнения действующего законодательства нормами, посвященными обозначенному вопросу.

Ключевые слова: Земельный участок, регулирование, гражданско-правовой оборот.

CIVIL MODE FOR THE GROUND AREA UNDER THE BUILDINGS Khlimanova Angelina Gennadievna, postgraduate Russia, Krasnodar, South University of Management

Annotation: The author emphasizes the features of the legal regime of land plots under constructions, their lawfull essence and legal nature in the offered article. The necessity to add the current legislation by the norms devoted to the designated question is argued in the publication.

ground areas, adjustment, civil mode.

Начавшиеся в начале 90-х годов 20 века преобразования в экономической, политической и социальной сферах потребовали существенных изменений механизма правового регулирования отношений в самых различных сферах общественной жизни. Отражением новых экономических реалий стало законодательное закрепление частной собственности в отношении основных производственных фондов и земель. Проводимая в начале 1990-х годов приватизация, совпавшая с начальным периодом осуществления земельной реформы, была направлена на отчуждение максимально большего количества государственного имущества в частную собственность. Начальная цена имущества предприятий, продаваемого при приватизации на коммерческих, инвестиционных конкурсах, аукционах, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.