Становление «Нового атеизма»: предпосылки возникновения
Камалдинов Алексей Вячеславович,
аспирант, кафедра истории религии и теологии, Институт истории и социальных наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
E-mail: [email protected]
Во второй половине XX века западное общество столкнулось с рядом вызовов, одним из которых стало становление постсекуляр-ной картины мира. Одним из феноменов, порожденных данной тенденцией, стал так называемый «Новый атеизм». В данной статье рассматриваются предпосылки его становления, благодаря которым был сформирован контекст, в котором деятели и сторонники «Нового атеизма», несмотря на его философскую несостоятельность, могут относительно уверенно вести свою деятельность. Рассматриваются такие явления, как «абсентизм», связка «фундаментализм-модернизм», радикальный ислам, маргинальный протестантизм, возникновение которых опровергает ранее существовавшие теории о секуляризации. В конечном счете, автор приходит к выводу, что «Новый атеизм» носит преимущественно медийный характер, отвечая на наиболее радикальные тенденции религиозного дискурса в современном обществе.
Ключевые слова: «новый атеизм», абсентизм, дис-пенсационализм, доминионизм, фундаментализм, модернизм, постсекуляризм.
«Новый атеизм» - условное определение системы взглядов некоторых современных публицистов и ученых, в основе которой лежит отрицание какой-либо сверхъестественной реальности, а также положение об иррациональной природе религиозности и религиозной веры, противоречащей научному мировоззрению. Данное движение возникло в середине 2000-х гг. в англоязычных странах. Основными деятелями «Нового атеизма» считаются так называемые «4 всадника атеизма»: биолог-эволюционист Ричард Докинз, журналист и публицист Кристофер Хит-ченс, философ Дэниел Деннет и научный публицист Сэм Харрис.
Многие исследователи и критики «Нового атеизма» подчеркивали его идейную вторичность и абсолютную философскую несостоятельность[9]. Новизна и ценность «Нового атеизма» как течения религиозного свободомыслия, по мнению автора, обусловлена спецификой и контекстом его зарождения и становления.
Следует отметить, что, прежде всего, «Новый атеизм» существует в русле такого общественного феномена как «постсекуляризм». Постсекулярное состояние мира проявилось после теракта 11 сентября 2001 года, поскольку именно тогда стало ясно, что светская цивилизация является чисто локальным феноменом[11]. В результате западные лидеры стали придерживаться мультикультурализма в понимании глобализации.
Одной из причин краха чисто светского общества стало явление абсентизма, которое, по мнению Ю. Ха-бермаса, характеризует секулярный морально-нравственный и аксиологический ландшафт современной запад-
232
ной цивилизации. Светская мораль и картина мира представляют собой, в некотором смысле, эмансипированную, или даже кастрированную религию. Ю. Хабермас утверждал, что такие привычно светские понятия, как независимость, индивидуальность, свобода, солидарность, вдохновение родились в недрах религий. Попытка оторвать эти понятия от своих корней приводит к победе светской морали, однако светская мораль «... не укоренена в общих практиках, и поэтому нам не хватает импульса к солидарности» [11].
Социолог Питер Бергер, некогда сторонник теории секуляризации, в начале XXI века обратил внимание на необратимые изменения социального климата в западных странах. Секулярная эпоха Современности, по его мнению, погружает людей в трудное экзистенциальное состояние. Поэтому «любое движение (необязательно религиозное), которое обещает дать или восстановить определенность, пользуется широким спросом». Бергер сделал вывод, что современный мир «столь же яростно религиозен, как и всегда. и меньше всего похож на предсказанный секуляризованный мир» [11].
Таким образом, возникает некое сочетание религиозного и светского мировоззрения. Религия возвращается в общество, но при это сам контекст ее возвращения и среда, в которую она сегодня входит, созданы в эпоху секу-лярности. Это, по мнению религиоведа Д. Узланера, означает гибель как религии в традиционном понимании, так и светской морали[10]. Это заметно на примере нескольких явлений: метаморфозы ислама в XX веке, его излишний фундаментализм и претензии на универсальность, также упомянутая феминисткой Анетт Бейер «Троица светского общества» [11] («доверие, нравственная амбиция и социальная надежда») и пр.
Кроме этого, «Новый атеизм» вписывается в концепцию «гиперреальности» французского философа Жана Бодрийяра. Кандидат философских наук Фазлеева Р.Р., ссылаясь на рели-
гиоведа А. Никсона, пишет, что «... современный атеизм представляет собой гиперреальную разновидность Науки» [12]. Достижения науки в обществе потребления также становятся предметами потребления. Представления обывателей о науке являются гиперреальными, потому что люди легко очаровываются яркими научными открытиями, потребляя их вне контекста и без всяких научных подробностей. В таких условиях различные популяризаторы науки, например, Р. Докинз или Н.Д. Тай-сон, создавая доступные образы научной картины мира, лишь способствуют заключению обывателей в пределах гиперреальности, придавая ей космологический смысл.
Современный атеизм, по мнению Фазлеевой, дает людям чувство «онтологической безопасности» [12], поскольку он предлагает картину мира и морали, подходящую мышлению обывателя, пребывающего в либерально-капиталистическом дискурсе. Тем же самым в постсекулярном мире, которому не хватает надежных оснований, занимается и гиперреальная религия. Таким образом, люди заточены в симуляциях смысла, что заставляет их примыкать к радикализму ради достижения внутреннего чувства собственной искренности.
Здесь, в свою очередь, проявляется хорошо исследованная религиоведом Д.А. Головушкиным связка фундаментализм/модернизм, в которой эти два противоборствующих явления порождают друг друга. Модернизм предлагает обновление через возвращение к корням, а фундаментализм порождается излишним модернизмом. При этом фундаментализм обладает огромной способностью к адаптации. Директор Лондонской школы экономики Э. Гид-денс писал: «Именно христианские фундаменталисты в США впервые использовали телевидение как средство пропаганды <...>, а после них уже исламские фундаменталисты стали использовать интернет и другие современные технологии для осуществления своих целей» [5].
233
Таким образом, постсекуляризм породил различные маргинальные и часто деструктивные формы светского и религиозного. Отчасти это связано с тем, что религия, как участник процесса глобализации, вынуждена универсализироваться и редуцироваться, отказываться от своих культурных атрибутов, превращаясь в идеологию. Маргинализация вульгарных форм вероисповедания является очень сильным фактором, породившим «Новый атеизм» и сопутствующие формы религиозного свободомыслия.
В современном американском протестантизме крайне сильно направление диспенсационализма. История мира, согласно этой концепции, разделена на 7 периодов, или диспенсаций. Окончание последней диспенсации -это описанный в Апокалипсисе Армагеддон, во время которого праведники будут спасены путем буквального Вознесения на небеса. В 1940-х гг в связи с испытанием ядерного оружия и основанием государства Израиль влияние диспенсационалистов усилилось. Данное направление приняло форму «ядерного диспенсационализма» или «теологии Армагеддона» [2]. Как пишет Грейс Холзелл в своей книге «Пророчества и политика: Воинствующие евангелисты на тропе ядерной войны»: «Иисус, согласно Линдси, «обратит в пустыню» Землю и сожжет ее жителей. Когда Великая война достигнет своей кульминации, и почти все люди будут убиты, настанет Великий момент: Иисус спасет человечество от полного уничтожения, сохранив горстку верных ему людей. В этот час уцелевшие в бойне иудеи будут обращены в христианство» [7].
Крайне близким к диспенсациона-лизму течением радикальной христианской мысли в США является доминио-низм, который появился в 80-х гг XX века в качестве реакции, помимо прочего, на последствия Иранской революции 1979 года. Протестанты, признающие идеи доминионизма, считают себя потомками Адама, во владение которым отдана вся Земля. В целом, доминиони-сты верят, что, когда они достигнут сво-
их целей, наступит конец света и состоится Второе Пришествие[14]. «Царство Божие» в их учении понимается как государство, образцом для которого служит Ветхозаветный Израиль, возглавляемое пророками и судьями. Такое теократическое государство с божьего дозволения обязано силой навязывать свой порядок на весь мир. «Подлинный американизм», по их мнению, изначально представлял собой теократию, однако был искажен под влиянием идеалов Просвещения и масонства. Ю. Камар-ганов отмечал, что доминионисты, защищая Америку от шариата, предлагают вариант христианского шариата[6].
Эти крайне радикальные течения христианской религии, буквально мечтающие о конце света, очень глубоко проникли в общественно-политическую жизнь американского общества. В до-минионистком духе написана книга «Предопределенная история Америки», которая является стандартным учебником по американской истории для христианских школ. Среди известных доминионистов можно назвать бывшего губернатора Аляски Сару Пейлин, кандидата от республиканской партии на президентских выборах 2016 года Теда Круза, психолог Пол Кэмерон, лидер «Коалиции традиционных ценностей», который лоббирует прекращение всех государственных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, миллиардеры братья Уилксы, политик Дик Чей-ни, генерал-лейтенант Уильям Бойкин и прочие. Под контролем сторонников доминионизма находятся также 6 национальных телевизионных сетей и более 2000 религиозных радиостанций стра-ны[4].
Диспенсационализм также крайне популярен среди американской общественности. Проведенный в 1976 году институтом Гэллапа опрос общественного мнения показал, что 34% американцев старше 18 лет считали себя «рожденными заново». Приверженцами диспенсационализма были президенты США Джимми Картер, Рональд Рейган и Джордж Буш, политик Дональд Рамсфельд [14].
234
В конечном счете, ненависть к исламу и принятие Ветхого Завета в качестве высочайшего авторитета привела к тому, что правые христиане, придерживающиеся диспенсационализма и доминионизма, стали активными сионистами. Алан Браунфильд, председатель Американского совета по иудаизму (организации, созданной раввинами-реформаторами), признавал: «Связи между христианским фундаментализмом в США и еврейским фундаментализмом в Израиле укрепляются очень быстро, с потенциально серьезными последствиями для ближневосточной политики США и для населения этого проблемного региона» [7].
Помимо этого, существуют также течения протестантизма, поддерживающие беспощадный капитализм. Это так называемое «Евангелие процветания», которое также ведет свои корни от кальвинизма. Оно проповедует, что «.Иисус хочет, чтобы мы были богатыми и могущественными, а государство должно уйти с дороги». Такие крупные корпорации, как TYSON Foods, Purdue, Wal-Mart и Sam's Wholesale нанимают на работу евангельских капелланов для повышения мотивации среди работников и, таким образом, становятся спонсорами фундаменталистских движений[14].
Таким образом, западный, а особенно англоязычный, медийный и публицистический дискурс наполнен проповедями сторонников маргинальной религиозности и духовности, что в условиях слабости либо отсутствия сильных традиционных конфессий вызывает к жизни другие формы борьбы с обскурантизмом, одной из которых и стал «Новый атеизм».
Следует также отметить, что органической частью «Нового атеизма» является исламофобия, и она также может проистекать из контекста его возникновения. Политика западных стран в отношении стран Ближнего Востока заложила основы для цивилизационного конфликта. Ислам очень сильно изменился в XX веке благодаря двум ключевым событиям: основание государства Израиль в 1947 году и Иранская рево-
люция 1979 года. Данные события способствовали складыванию исламского фундаментализма как универсального, постсекулярного явления. Также, уже в рамках жесткого фундаментализма, сложились маргинальные группы, занимающиеся, в частности, террористической деятельностью (джихадом) и пропагандой исламского учения.
Значительное количество группировок и течений исламского фундаментализма исповедуют антиамериканизм и в целом неприятие западного образа жизни. Мулла Омар Мухаммед в одном из интервью говорил о внешней политике США следующее: «Америка контролирует правительства исламских государств. Люди хотят следовать исламу, но правительства не слушают их, потому что находятся в тисках США. Если кто-либо следует пути ислама, правительство арестовывает его, пытает или убивает. Это рука Америки. Если она прекратит поддерживать такие правительства и предоставит народ самому себе, подобные вещи перестанут случаться. Америка создала то зло, которое наступает на нас. Это зло не исчезнет, даже если умру я, и Усама, и прочие. США должны уступить и пересмотреть свою политику. Они должны прекратить попытки распространять свое владычество на остальной мир, особенно на исламские страны» [3].
Теракт 11 сентября 2001 года оказал колоссальное влияние на состояние американского общества. Деятели «Нового атеизма» не раз отмечали, что данное мероприятие побудило их к созданию подобного движения, например, Сэм Харрис и Кристофер Хитченс. Мнение различных исследователей «Нового атеизма» можно подытожить следующей цитатой политического обозревателя Люка Сэвиджа: «Просто невозможно представить коммерческий и интеллектуальный успех проекта «Новый атеизм» в мире до 11 сентября, где не было растущих антимусульманских настроений в западных обществах или неоконсервативной геополитики» [16].
Последовавшие за этим событием войны в Афганистане и Ираке ста-
235
ли причиной межкультурных столкновений между сторонниками толерантности и гуманизма с более консервативными представителями общества, а также между сторонниками экспансии демократической системы по всему миру и изоляционистами. При этом, будучи постмодернистскими феноменами, данные тенденции проявили себя крайне неожиданно: например, «новые атеисты», позиционируя себя в качестве защитников гуманистического и либерального наследия западной цивилизации, поддержали захватнические войны западных коалиций на Ближнем Востоке, а их более левые противники, дистанцировавшиеся от взрастившей их цивилизации как от порождения нетолерантных и зацикленных на собственной идентичности деятелей, принялись защищать традиционную культуру арабских стран, которая, при этом, категорически их не признает. «Новый атеизм», по мнению журналиста Эда Веста, стал ответом на культурный релятивизм, который пришел вслед за мультикульту-рализмом, которым западные державы пытались разрешить нарастающие конфликты[1б].
Не последнюю роль в развитии «Нового атеизма» играют также информационные технологии, особенно Интернет. Дэвид Силверман, президент ассоциации Американских атеистов, вообще называл Интернет основным фактором популярности «Нового атеизма» [9]. Также, «Новый атеизм» удачно коммерциализировался, смешавшись с движением популяризации науки.
Таким образом, «Новый атеизм», являясь в некоторой мере медийным проектом, демонстрирует тенденции, которым противостоит. Здесь можно согласиться с мнением религиоведа Резы Аслана, который говорил о «мускульной форме атеизма» в противовес «мускульному христианскому протестантизму» [13]. «Новый атеизм» не осознает, что противостоит маргинальной религиозности: не исламу как таковому, а мусульманскому радикализму, просочившемуся в медиа-сферу и пу-
гающему обывателя; не сущности христианства, а фундаментализму, который у всех на слуху и который создает иллюзию всеобщей поддержки; не религии как многогранному феномену, а вульгарному обскурантизму, описанному еще в трудах деятелей Просвещения, у которых «новые атеисты» отчасти и заимствуют риторику. Неспособность деятелей «Нового атеизма» распознать данную проблему не позволяет движению претендовать на какую-либо философскую состоятельность.
Литература
1. Аллах не любит Америку: антология/ под общей редакцией А. Пар-фрея/ А. Парфрей и др; [пер с английского]. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2003. - 432 с.
2. Культура времен Апокалипсиса: антология/ под общей редакцией А. Парфрея/ А. Парфрей и др; [пер с английского А. Ведюшкина и др.] - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. - 600 с.
3. Запрещенный голос Америки/ Текст: непосредственный// Аллах не любит Америку: антология/ под общей редакцией А. Парфрея/ А. Парфрей и др; [пер. С. Кормиль-цева]. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2003. - С. 405-409.
4. Бьернсон, Г. Тед Круз и теология зла/ Г. Бьернсон. - Текст: элек-тронный/ZKatehon: [сайт]. - 2016. -6 апреля. - URL: https://katehon.com/ ru/article/ted-kruz-i-teologiya-zla (дата обращения: 19.03.2020).
5. Головушкин, Д.А. Религиозный фундаментализм/ Религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? / Д.А. Головушкин. - Текст: электронный// Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2015. -№ 1 (57). -С. 87-97. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-fundamentalizm-religioznyy-modernizm-kontseptualnye-protivniki-ili-ambivalentnye-fenomeny/viewer (дата обращения: 19.03.2020).
236
6. Каграманов, Ю. Религиозные войны XXI века: ваххабиты и доминиони-сты в битве за будущее? / Ю. Каграманов. - Текст: электронный// Русская Идея: [сайт]. - 2017. - 15 февраля. - URL: https://politconservatism. ru/articles/religioznye-vojny-xxi-veka-vahhabity-i-dominionisty-v-bitve-za-budushhee (дата обращения: 19.03.2020).
7. Крупи, Г. Правые христиане, сионизм и наступление Пентехолоко-ста/ Г. Крупи. - Текст: непосредственный// Культура времен Апокалипсиса: антология/ под общей редакцией А. Парфрея/ А. Парфрей и др; [пер с английского Т. Давыдовой]. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2003. - С. 97-113.
8. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов. - М.: Директ-Медиа, 2015.
9. Слепцова, В. В. «Новый атеизм» как феномен современного западного свободомыслия: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: специальность: 09.00.14 - философия религии и религиоведение: защищена 24.05.2016 / В.В. Слепцова, научный руководитель З.А. Тажури-зина; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». - Москва, 2016. - 123 л.
10. Узланер, Д.А. Картография постсе-кулярного/ Д.А. Узланер. - Текст: электронный// Отечественные записки. - 2013. - № 1 (52). - URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/ kartografiya-postsekulyarnogo (дата обращения: 19.03.2020).
11. Уотсон, П. Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло/ П. Уотсон; [перевод с английского М. Завалова и Н. Холмогоровой] - Москва: Эксмо, 2017. - 784 с.
12. Фазлеева, Р.Р. Гиперреальная религия и гиперреальный ате-
изм как новые формы существования в пространстве знаково-символического потребления/ Р.Р. Фазлеева. - Текст: электронный// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6 (68). - С. 197199. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/giperrealnaya-religiya-i-giperrealnyy-ateizm-kak-novye-formy-suschestvovaniya-v-prostranstve-znakovo-simvolicheskogo-potrebleniya/viewer(дата обращения: 19.03.2020).
13. Aslan, R. Reza Aslan: Sam Harris and "New Atheists" aren't new, aren't even atheists/ R. Aslan. - Текст: электрон-ный/ZSalon: [сайт]. - 2014. - 21 ноября. - URL: https://www.sabn. com/2014/11/21/reza_aslan_sam_ harris_and_new_atheists_arent_new_ arent_even_atheists/(дата обращения: 23.03.2020).
14. Hedges, C. American Fascists: The Christian Right and the War on America/ C. Hedges. - Free Press, 2008. - 274 pp.
15. Leslie, S. Dominionism and the Rise of Christian Imperialism/ S. Leslie. -Текст: электронный//Discernment-Ministries Inc.: [сайт]. -URL: http:// www.discernment-ministries.org/ ChristianImperialism.htm(дата обращения: 18.03.2020).
16. Savage, L. New Atheism, Old Empire/ L. Savage. - Текст: электронный// Jacobin: [сайт]. - 2014. -12 февраля. - URL: https://www. jacobinmag.com/2014/12/new-atheism-old-empire/ (дата обращения: 17.03.2020).
FORMATION OF "NEW ATHEISM": PRECONDITIONS FOR ITS EMERGENCE
Kamaldinov A.V.
State Pedagogical University of Russia
In the second half of the 20th century, Western society faced a number of challenges, one
237
of which was the emergence of a post-secular picture of the world. One of the phenomena generated by this trend is the so-called "New Atheism". This article examines the prerequisites for its formation, thanks to which a context was formed in which the figures and supporters of the "New Atheism", despite its philosophical inconsistency, can relatively confidently conduct their activities. The author examines such phenomena as "absintheism", the link between "fundamentalism-modernism", radical Islam, marginal Protestantism, the emergence of which refutes the previously existing theories of secularization. Ultimately, the author comes to the conclusion that "New Atheism" is predominantly media in nature, responding to the most radical tendencies of religious discourse in modern society.
Keywords: "New atheism", absintheism, dis-pensationalism, dominionism, fundamentalism, modernism, post-secularism.
References
1. Allah does not love America: an anthology / edited by A. Parfrey / A. Parfrey and others; [lane from English]. - Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2003. - 432 p.
2. Culture of the times of the Apocalypse: anthology / edited by A. Parfrey / A. Parfrey and others; [lane from English A. Vedyush-kina and others] - Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2004. - 600 p.
3. The forbidden voice of America / Text: direct // Allah does not love America: anthology / edited by A. Parfrey / A. Parfrey and others; [trans. S. Kormiltseva]. - Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2003. - S. 405-409.
4. Bjornson, G. Ted Cruz and the theology of evil / G. Bjornson. - Text: electronic // Katehon: [site]. - 2016. - April 6. - URL: https:// katehon.com/ru/article/ted-kruz-i-teologiya-zla (date of access: 03/19/2020).
5. Golovushkin, D.A. Religious fundamentalism / Religious modernism: conceptual opponents or ambivalent phenomena? / D.A. Golovushkin. - Text: electronic // Bulletin of PSTGU. Series I: Theology. Philosophy. Religious studies. - 2015. - No. 1 (57). -FROM. 87-97. - URL: https: //cyberlenin-ka.ru/article/n/religioznyy-fundamentalizm-religioznyy-modernizm-kontseptualnye-protivniki-ili-ambivalentnye-fenomeny/view-er (date accessed: 19.03.
6. Kagramanov, Y. Religious wars of the XXI century: Wahhabis and dominionists in the battle for the future? / Y. Kagramanov. -
Text: electronic // Russian Idea: [site]. -2017. - February 15. - URL: https://polit-conservatism.ru/articles/religioznye-vojny-xxi-veka-vahhabity-i-dominionisty-v-bitve-za-budushhee (date accessed: 03/19/2020).
7. Krupi, G. Right Christians, Zionism and the Penteholocaust offensive / G. Krupi. - Text: direct // Culture of the times of the Apocalypse: anthology / edited by A. Parfrey / A. Parfrey and others; [translated from English by T. Davydova]. - Yekaterinburg: Ultra. Culture, 2003. - P. 97-113.
8. Lebedev V. Yu., Prilutsky AM Semiotics of religious communication systems: discourses of meanings. - M.: Direct-Media, 2015.
9. Sleptsova, V. V. "New atheism" as a phenomenon of modern Western free-thinking: dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences: specialty: 09.00.14 - philosophy of religion and religious studies: defended 05.24.2016 / V.V. Sleptsova, scientific head Z.A. Tazhur-izina; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Lomon-osov Moscow State University". - Moscow, 2016. - 123 p.
10. Uzlaner, D.A. Cartography of the post-secular / D.A. Uzlaner. - Text: electronic // Notes of the Fatherland. - 2013. - No. 1 (52). -URL: http: //www.strana-oz.ru/2013/1/ kartografiya-postsekulyarnogo (date of access: 19.03.2020).
11. Watson, P. The Age of Emptiness. How people began to live without God, how they replaced religion and what came of it all / P. Watson; [translated from English by M. Zavalov and N. Kholmogorova] - Moscow: Eksmo, 2017. - 784 p.
12. Fazleeva, RR Hyperreal religion and hyperreal atheism as new forms of existence in the space of sign-symbolic consumption / RR Fazleeva. - Text: electronic // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. - 2016. - No. 6 (68). - S. 197-199. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/giperrealnaya-religiya-i-giperrealnyy-ateizm-kak-novye-formy-suschestvovaniya-v-prostranstve-znakovo-simvolicheskogo-potrebleniya/ viewer (date accessed: 03/19/2020).
13. Aslan, R. Reza Aslan: Sam Harris and "New Atheists" aren't new, aren't even atheists / R. Aslan. - Text: electronic // Salon: [site]. -2014. - November 21. - URL: https: // www.salon.com/2014/11/21/reza_aslan_ sam harris and new atheists arent
238
new_arent_even_atheists/ (date accessed: 03/23/2020).
14. Hedges, C. American Fascists: The Christian Right and the War on America / C. Hedges. - Free Press, 2008. - 274 pp.
15. Leslie, S. Dominionism and the Rise of Christian Imperialism / S. Leslie. - Text: electronic // Discernment-Ministries Inc .: [site]. -URL: http: //www.discernment-
ministries.org/ChristianImperialism.htm (date accessed: March 18, 2020).
16. Savage, L. New Atheism, Old Empire / L. Savage. - Text: electronic // Jacobin: [site]. - 2014. - February 12. - URL: https://www.jacobinmag.com/2014/12/ new-atheism-old-empire/ (date accessed: 03/17/2020).
239