Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЕНИСЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ'

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЕНИСЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ЯНОВ СТАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН ПРИ ВЦИК / ЕНИСЕЙСКИЙ СЕВЕР / ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ / СИБИРСКИЙ КРАЕВОЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ ОКРАИН СИБИРИ / ЕНИСЕЙСКИЙ ОКРУЖНОЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ НАРОДОВ СЕВЕРНЫХ ОКРАИН / КРАСНОЯРСКИЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

В статье рассматривается становление школьного дела в Туруханском крае вначале 1920-х гг. Гпавной задачей этого периода был поиск наиболее приемлемых форм организации образования коренных малочисленных народов и распространения среди них культуры и русского языка. Делается вывод о роли школьного образования в последующей подготовке национальных кадров для советских и партийных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BECOMING THE NATIONAL SCHOOL OF INDIGENOUS PEOPLES IN THE YENISEI NORTH IN THE EARLY 1920S

The article examines the formation of school affairs in the Turukhansk region in the early 1920s. The main task of this period was the search for the most acceptable forms of organizing school education and the dissemination of culture and the Russian language among the indigenous peoples. A conclusion is made about the role of school education in the subsequent training of national personnel for Soviet and party organizations.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЕНИСЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_6

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЕНИСЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ. The establishment of a national school of indigenous small peoples in the Yenisei north in the early 1920s. ЧУРСИНА Антонина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]

CHURSINA ANTONINA SERGEEVNA,

Senior Lecturer in the Department of Civil Law and Process of the FSBU Krasnoyarsk State Agricultural University. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматривается становление школьного дела в Туруханском крае вначале 1920-х гг. Гпавной задачей этого периода был поиск наиболее приемлемых форм организации образования коренных малочисленных народов и распространения среди них культуры и русского языка. Делается вывод о роли школьного образования в последующей подготовке национальных кадров для советских и партийных организаций.

Abstract. The article examines the formation of school affairs in the Turukhansk region in the early 1920s. The main task of this period was the search for the most acceptable forms of organizing school education and the dissemination of culture and the Russian language among the indigenous peoples. A conclusion is made about the role of school education in the subsequent training of national personnel for Soviet and party organizations.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы; школьное обучение; школа-интернат; Янов Стан; государственная национальная политика; Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК; Енисейский Север; Туруханский край; Сибирский краевой комитет содействия народностям окраин Сибири; Енисейский окружной комитет содействия развитию народов северных окраин; Красноярский комитет содействия народностям Енисейского Севера; Культурно-просветительская работа.

Keywords: indigenous peoples; schooling boarding school; Yanov Stan; state national policy; Facilitation Committee for the Indigenous Peoples of the North founded by All-Union Central Executive Committee; Yenisei North; Turukhansk region; Siberian Regional Committee for Assistance to the Peoples of the Siberian Borders; Yenisei District Committee for Assistance to the Development of the Peoples of the Northern Territories; Krasnoyarsk committee for assistance to the peoples of the Yenisei North; cultural and educational work.

Дата направления статьи в редакцию: 16.11.2020

Туруханский краевой исполнительный комитет (далее - Туруханский КИК) в отчете о состоянии социальной и культурной работы за июль 1923 г. констатировал, что школьная работа в крае не велась, к организации яслей и детских площадок органы исполнительной власти еще не приступали1. Проблема заключалась в отсутствии на местах реальной власти, отсутствии учителей, помещений для школ, финансовых средств и нежелании коренных северян отдавать детей на обучение. За недостатком педагогических сил, принимались меры к приглашению на службу соответствующего количества школьных работников.

Ситуация по школьной работе в сентябре 1923 г. не изменилась. Туруханский КИК заявлял, что Туруханский краевой отдел

народного образования занимается разработкой плана открытия школ и организацией учебного процесса в них. Были введены долж-

2

ности разъездных учителей, которых готовили к выезду по своим районам2.

Органы исполнительной власти в 1923 г. пытались найти финансовые средства на открытие детского дома. Часть необходимых для этого средств была выделена кооперативно-торговыми организациями Енгубсоюз и Госторг3.

Судя по отчету Туруханского КИКа в середине октября 1923 г. удалось открыть школу первой ступени в с. Монастырское, где преобладало русское население. К занятиям в ней приступили 43 ученика. Но крайисполком не получил сведений о начале занятий в школах первой ступени в с. Дудинское и Верхне-Инбатское4.

Как отмечал председатель Енисейского губернского исполнительного комитета П.И. Шиханов, Туруханский край крайне нуждался в специалистах для работы на Севере. Не было ни учителей, ни врачей. В досоветский период служащим в Туруханском крае предоставлялись разного рода льготы и привилегии. Так, например, врачи получали жалование до 3 000 руб. в год. Вначале 1920-х гг. Енисейский губисполком не располагал средствами для установления высоких окладов содержания. Желающих ехать работать в Туруханский край на обычных условиях не находилось5. Решение данной проблемы заключалось в формировании кадров из инородческого населения, путем их подготовки в школах и на курсах6.

Первым опытом насаждения культурно-просветительных учреждений среди туземного населения стала организация в 19241925 г. на территории Туруханского края школ-интернатов - Илимпийской (на оз. Чиринда), Хатангской (с. Хатанга) и Тазовской (с. Янов Стан, бассейн р. Турухан).

1 ГАКК. Ф. Р.-1303. Оп. 1. Д. 119. Л. 144.

2 Там же. Л. 229.

3 Там же. Л. 144.

4 ГАКК. Ф. Р.-1303. Оп. 1. Д. 119. Л. 144. Л. 234.

5 Советская Сибирь. 1924. № 80.

6 Чурсина А.С. Исторический опыт государственной политической программы по созданию советских центров школьного образования и культуры на Енисейском Севере в 1923-1930 годах // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 200.

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Работа по открытию школ-интернатов для детей народностей северных окраин Туруханского края активизировалась после создания в 1924 году Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (далее - Комитет Севера), в частности Красноярского Комитета Севера.

После создания Комитета Севера на региональном уровне создавались местные комитеты. 26.11.1924 г. был образован Сибирский краевой комитет содействия народностям окраин Сибири при Сибирском революционном комитете (далее - Сибирский Комитет Севера). 30.03.1925 г. начал работу Енисейский окружной комитет содействия развитию народов северных окраин, преобразованный в дальнейшем в Красноярский Комитет Севера. В него вошли председатель И.М. Суслов, юрист Д.Е. Лаппо, заведующий Управлением внутренней торговли Красноярского округа Ф.М. Родин1.

Согласно Положению о Сибирском Комитете Севера2 он изучал культуру, историю и быт северных народностей, разрабатывал мероприятия по школьной и просветительской работе, содействовал их реализации.

Комитет Севера агитировал за то, чтобы родители отдавали детей на обучение, чтобы не прятали их во время приезда кочевых учителей, чтобы до постройки школьных зданий разрешали учителям проводить занятия в своих чумах. К разработке программ обучения инородцев Комитет Севера привлекал не только методистов и педагогов, но и этнографов3.

Причем, развитию школьного дела на Севере мешало негативное отношение со стороны части русского населения, полагавшего, что просветительная работа среди северян является бесполезной. Они запугивали их тем, что грамотных заберут в армию и увезут из родных мест. Подобная недоброжелательность была обусловлена отказом принимать русских детей на полное содержание в туземные интернаты, а также укоренившимся воззрением на туземца как представителя низшей расы4. Таким образом, для успешной работы туземных школ необходима была разъяснительная работа среди туземного и русского взрослого населения.

Тазовская школа-интернат в п. Янов Стан начала функционировать с 1924 года. В поселке проживало всего четыре русских семьи, 6 туземных семей и 9 туземцев учеников школы-интерната из остяцких стойбищ. Заведующим школой в 1925 г. был назначен этнограф-педагог Г.Н. Прокофьев.

В первые годы работа осложнялась отсутствием специального школьного помещения. Школа-интернат была расположена в небольшом ветхом деревянном доме площадью около 30 кв. м., в котором велись занятия и проживали ученики. За большим столом, стоявшим в середине помещения, сидели ученики во время занятий, а также во время принятия пищи. Вдоль стен располагались двух и трехэтажные лабазы, на которых спали ученики. В 1927-1928 гг. при поддержке Комитета Севера было построено специальное школьное здание. Учащимися Тазовской школы были остяки-самоеды, остяки-юраки и тунгусы, возрастной состав которых варьировался от 11 до 25 лет.

Особенностью Тазовской школы было обучение на остяко-самоедском языке по букварю, составленному Г.Н. Прокофьевым на туземном языке. Учебное пособие содержало 25 звуков-букв, за исключением В, Ш, Щ, Ц, отсутствовавших в остяко-самоедском языке (тазовском и баишинском диалектах). Изучив основные положения, они переходили к изучению русского букваря.

Из поступивших в школу 3 тунгусов и 2 остяко-самоедов, знавших русский язык, была создана параллельная группа, где занятия сразу велись на русском языке, как и в старших группах5.

Школьников, изучивших русский язык, привлекали в качестве переводчиков для налаживания отношений родовых советов с районным центом и иными организациями, так как большинство сотрудников РИКа и кооператива не владели туземным языком. За пределами школы общественная работа учеников выражалась в участии в деятельности учреждений, работавших в Яновом Стане. Так, например, в дни большого приезда покупателей в лавку общества потребителей, в помощь приказчику-туземцу выделялись старшие ученики. В Тазовский волостной исполнительный комитет были введены два ученика в качестве практикантов, где они знакомились с принципами делопроизводства. Школы интернатного типа, открытые в Хатангской и Илимпийской тундрах были размещены в помещениях бывших купеческих резиденций. Перед ними, подобно Тазовской школе в п. Янов Стан, была поставлена основная задача, дать в кратчайшие сроки подготовленных сознательных работников среди самого туземного населения и таким образом продвинуть ускоренными темпами дела советского строительства в среде северных народностей.

Председатель Красноярского Комитета Севера И.М. Суслов в отчете по результатам обследования Туруханского края, писал, что каждый интернат был рассчитан на 10 человек, снабжен учебными пособиями, инвентарем, постельными принадлежностями, одеждой и продовольствием. Кроме того, школы снабжены наглядными пособиями: физико-географическими картами, видовыми картинами, зоологическими и ботаническими таблицами, портретами революционных вождей, глобусами, счетными приборами, моделями ручного труда, шахматами, шашками и другими играми6.

1 ГАКК. Ф. Р-1845. Оп. 1. Д. 2.

2 Там же.

3 Леонов Н.И. Русские школы на севере. Советский Север: Первый сборник статей Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК; под ред. П.Г. Смидовича, С.А. Бутурлина и Н.И. Леонова. М.: Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, 1929. С. 201-202.

4 Там же. С. 204.

5 Прокофьев Г.Н. Три года в остяцкой школе. 1931. № 7/8. С. 143.

6 ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 871.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 1(193)

Реализация политики по развитию школьного дела на Севере требовала больших финансовых средств. На Пленуме Комитета Севера в апреле 1923 г. финансирование создания и развития школ было перенесено на государственный уровень и поручено Народному комиссариату просвещения1.

Причем, вначале 1920-х гг. острая нехватка финансовых средств наблюдалась не только в Туруханском крае, но в целом по стране. По этой причине советское государство было вынуждено сократить или полностью прекратить бюджетные ассигнования образовательным и культурно-просветительским учреждениям, ввести на территории РСФСР плату за обучение (Бершадская СВ. «Красноярский рабочий» о проблемах развития народного образования в Красноярском округе в 1921-1926 гг. // Гришаевские чтения: мат-лы I национ. науч. конф., посвящ. памяти д-ра ист. наук, проф., заслуженного работника высшей школы Василия Васильевича Гришаева / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2018. С. 118-125).

В настоящее время, исследователи неоднозначно оценивают организацию школ-интернатов на Севере (Чурсина ас. к вопросу

становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера в 1920-1930-е гг. // The Newman in Foreign Policy. 2019. № 49-5 (93). С. 10-12). Как

отмечает А.И. Гореликов, данный процесс привел к дистанцированию детей от родителей и расценивается автором как негативное последствие советской политики в сфере школьного строительства, поскольку происходил разрыв семейных устоев традиционных для коренных малочисленных народов Севера (Гореликов А.И. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока в условиях советской модернизации 30-х гг.: автореф. дис. канд. ист. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004). Историки Г.А. Бурмакина и С.Т. Гайдин полагают, что вовлечение коренных народов Севера в процесс модернизации происходило за счет принудительного насаждения идеологических ценностей и культурной политики советского государства (Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 112; Gaidin S.T., Burmakina G.A. Proposals to protect the interests of the indigenous peoples of the Turukhansk district presented in 1822-1917 // Былые годы. Российский исторический журнал. 2019. Т. 2. № 52. С. 634-644). Обучение детей туземного населения в школах-интернатах неизбежно отрывало подрастающее поколение от традиционного уклада жизни.

Таким образом, вначале 1920-х гг. политика советского государства была направлена на оказание помощи коренным народам Севера, стремление найти, с учетом их культуры и быта, наиболее приемлемые формы организации образования северян и распространения среди них культуры и русского языка. В этот период были заложены основы школьного дела, которые в последующем способствовали подготовке национальных кадров для советских и партийных организаций. Библиография:

1. Gaidin S.T., Burmakina G.A. Proposals to protect the interests of the indigenous peoples of the Turukhansk district presented in 1822-1917 // Былые годы. Российский исторический журнал. 2019. Т. 2. № 52. С. 634-644.

2. Бершадская С.В. «Красноярский рабочий» о проблемах развития народного образования в Красноярском округе в 1921-1926 гг. // Гришаевские чтения: мат-лы I национ. науч. конф., посвящ. памяти д-ра ист. наук, проф., заслуженного работника высшей школы Василия Васильевича Гришаева / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2018. С. 118-125.

3. Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 103-113.

4. Власов В.А. О противоречивости правового регулирования категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 128-134.

5. Власов В.А. Продовольственная безопасность как политико-правовой феномен // Право и государство: теория и практика. 2012. № 2 (86). С. 102-105.

6. ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 871.

7. ГАКК. Ф. Р-1303. Оп. 1. Д. 119.

8. ГАКК. Ф. Р-1845. Оп. 1. Д. 2.

9. ГАКК. Ф. Р-1845.Оп. 1. Д. 3.

10. Гореликов А.И. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока в условиях советской модернизации 30-х гг.: автореф. дис. канд. ист. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004. 196 с.

11. Леонов Н.И. Русские школы на севере. Советский Север: Первый сборник статей Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК; под ред. П.Г. Смидовича, С.А. Бутурлина и Н.И. Леонова. М.: Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, 1929. С. 200-218.

12. Прокофьев Г.Н. Три года в остяцкой школе. 1931. № 7/8.

13. Советская Сибирь. 1924. № 80.

14. Чурсина А.С. Исторический опыт государственной политической программы по созданию советских центров школьного образования и культуры на Енисейском Севере в 1923-1930 годах // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 199-203.

15. Чурсина А.С. К вопросу становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера в 1920-1930-е гг. // The Newman in Foreign Policy. 2019. № 49-5 (93). С. 10-12.

References (transliterated):

1. Gaidin S.T., Burmakina G.A. Proposals to protect the interests of the indigenous peoples of the Turukhansk district presented in 1822-1917 // Bylye gody. Rossijskij istoricheskij zhurnal. 2019. T. 2. № 52. S. 634-644.

2. Bershadskaya S.V. «Krasnoyarskj rabochij» o problemah razvitiya narodnogo obrazovaniya v Krasnoyarskom okruge v 1921-1926 gg. // Grishaevskie chteniya: mat-ly I nacion. nauch. konf., posvyashch. pamyati d-ra ist. nauk, prof., zasluzhennogo rabotnika vysshej shkoly Vasiliya Vasil'evicha Grishaeva / Krasnoyar. gos. agrar. un-t. Krasnoyarsk, 2018. S. 118-125.

3. Burmakina G.A., Gajdin S.T. «Postroenie socializma» na territorii Tajmyrskogo nacional'nogo okruga v 1930-1941 gg. // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 6 (63). S. 103-113.

4. Vlasov V.A. O protivorechivosti pravovogo regulirovaniya kategorii «sel'skohozyajstvennyj tovaroproizvoditel'» // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2016. №2. S.128-134.

5. Vlasov V.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' kak politiko-pravovoj fenomen // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2012. № 2 (86). S. 102-105.

6. GAKK. F. P-1. Op. 1. D. 871.

7. GAKK. F. R-1303. Op. 1. D. 119.

8. GAKK. F. R-1845. Op. 1. D. 2.

9. GAKK. F. R-1845.Op. 1. D. 3.

10. Gorelikov A.I. Korennye malochislennye narody Dal'nego Vostoka v usloviyah sovetskoj modernizacii 30-h gg.: avtoref. dis. kand. ist. nauk. Komsomol'sk-na-Amure, 2004. 196 s.

11. Leonov N.I. Russkie shkoly na severe. Sovetskij Sever: Pervyj sbornik statej Komiteta sodejstviya narodnostyam severnyh okrain pri Prezidiume VCIK; pod red. P.G. Smidovicha, S.A. Buturlina i N.I. Leonova. M.: Komitet sodejstviya narodnostyam severnyh okrain pri Prezidiume VCIK, 1929. S. 200-218.

12. Prokof'ev G.N. Tri goda v ostyackoj shkole. 1931. № 7/8.

13. Sovetskaya Sibir'. 1924. № 80.

14. CHursina A.S. Istoricheskij opyt gosudarstvennoj politicheskoj programmy po sozdaniyu sovetskih centrov shkol'nogo obrazovaniya i kul'tury na Enisejskom Severe v 1923-1930 godah // Samarskij nauchnyj vestnik. 2020. T. 9. № 2 (31). S. 199-203.

15. CHursina A.S. K voprosu stancvleniya obrazovatel'noj sistemy tradicionnyh etnosov Enisejskogo Severa v 1920-1930-e gg. // The Newman in Foreign Policy. 2019. №49-5(93). S. 10-12.

1 ГАКК. Ф. Р-1845.Оп. 1. Д. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.