Научная статья на тему 'Становление налогооблажения недвижимого имущества'

Становление налогооблажения недвижимого имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ / CHALLENGES TAX SYSTEM TO TAX AND LEGAL STRUCTURE OF TAXES AND LEVIES ON INDIVIDUALS / CONTEMPORARY RUSSIAN LEGAL METHODS OF IDENTIFYING INDIVIDUALS / TAX AND LEGAL MECHANISM OF TAX BY INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стукина В. В.

В статье рассмотрены основные этапы и закономерности становление налогообложения недвижимого имущества, выявленные проблемные аспекты развития налогообложения недвижимого имущества и определены дальнейшие перспективы. Рассмотрены основные аспекты регулирующей функции налога на недвижимость, разделение регулирующей функции на стимулирующую и дестимулирующую, значение и последствия введения такого налога в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TAXATION OF REAL ESTATE

The article describes the main stages of formation and patterns of taxation of real estate identified the problematic aspects of real estate taxation and identified further prospects. The basic aspects of the regulatory function of the real estate tax, a division of regulatory functions on stimulating and disincentives, meaning and consequences of such a tax in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Становление налогооблажения недвижимого имущества»

-изготовитель осуществлял переработку для себя.

Спецификатор обязан возместить собственнику материалов их стоимость, хотя следует подчеркнуть, что эта компенсация не является условием приобретения права собственности. Правоотношения по поводу компенсации носят обязательственный характер.

Литература

1. Дернбург Г. Пандекты. / Под ред. А. Ф. Мейендорф ; Том 1. Часть 2, Вещное право / С.-Петербург, 1905. - 364 с.

2. Франчози Дж. Институционный курс римского права. - М.: Статут, 2004 - 427 с.

3. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. - М.: Издательство «Спарк», 1996. - 522 с.

4. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. - 477 - 482 с.

5. Синайский В.И. Юридическая загадка. К вопросу о спецификации.// Цивилист - 2008. - №3. - С. 58-62.

6. Халфина Р. О. Право личной собственности / Под ред. проф. В.С. Тадевосяна. М.: Издательство “Наука”, 1963. С. 131.

Стукина В.В.

Студентка, Московская Финансово - Юридическая Академия, Valen013@yandex.ru СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы и закономерности становление налогообложения недвижимого имущества, выявленные проблемные аспекты развития налогообложения недвижимого имущества и определены дальнейшие перспективы. Рассмотрены основные аспекты регулирующей функции налога на недвижимость, разделение регулирующей функции на стимулирующую и дестимулирующую, значение и последствия введения такого налога в Российской Федерации.

Ключевые слова: Задачи налоговой системы, объект налогообложения, юридические конструкции налогов и сборов с физических лиц, современные российские правовые методы идентификации физических лиц, налогово-правовой механизм уплаты налогов физическими лицами.

Stukina V.V.

Student , Moscow Financial - Law Academy , Valen013@yandex.ru FORMATION OF TAXATION OF REAL ESTATE

Abstract

The article describes the main stages offormation and patterns of taxation of real estate identified the problematic aspects of real estate taxation and identified further prospects. The basic aspects of the regulatory function of the real estate tax , a division of regulatory functions on stimulating and disincentives, meaning and consequences of such a tax in the Russian Federation .

Keywords : Challenges tax system to tax and legal structure of taxes and levies on individuals , contemporary Russian legal methods of identifying individuals , tax and legal mechanism of tax by individuals.

Актуальность темы работы определяется тем, что имущественные налоги можно выделить в особую группу, которая принадлежит к числу традиционных сборов, известных большинству современных государств. Однако за время своего существования этот вид налогообложения претерпел и продолжает претерпевать значительные трансформации. Проходящая на сегодня глобальная реформа со свойственной ей общей тенденцией к расширению базы налогообложения и, соответственно, поискам новых форм и видов обложения не могла не отразиться на правовом регулировании налогообложения имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В аспекте введения налога на недвижимость реализация и защита права собственности налогоплательщиками приобретают особое значение. Частная собственность, ее укрепление и защищенность в рыночной экономике выступают универсальной мерой благополучия отдельных граждан и общества в целом, а также его среднего класса как основы формирования государства с развитой экономикой. Итак, регулирующая функция налога на недвижимость является инструментом воздействия на темпы, уровень и направления развития рынка недвижимости, а также обусловлена целями и задачами налоговой политики государства в этой области. В литературе говорится, что одной из основных целей введения налога на недвижимость является реализация принципа справедливости налогообложения имущества, т.е. предполагается, что платить больше станут владельцы дорогой недвижимости, поскольку владельцам недорогой недвижимости будут предоставлены льготы. Однако формулировка указанной цели не совсем корректна. В частности, при введении налога на недвижимость нельзя игнорировать положение п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. За все время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, уже приведших к расширению сферы действия имущественных налогов и налогооблагаемой базы. Система налогообложения недвижимости, соединяющая в себе различные, дифференцированные по разным странам механизмы исчисления налогов на недвижимость, является неотъемлемой составной частью зарубежных налоговых систем. При этом заметным отличием в применяемых механизмах налогообложения недвижимости может выступать либо раздельное налогообложение земельных участков и наземных объектов недвижимости отдельными самостоятельными налогами, либо их консолидированное налогообложение единым налогом на недвижимость.

Отметим, что даже в рамках раздельного налогообложения при обложении такой категории, как земельные участки, прослеживается существенное различие в применяемых механизмах. В некоторых странах из всех земельных участков особо выделяются земли за пределами городских поселений (сельские земли), тогда как в других странах - в системе подоходного налогообложения (когда недвижимость облагается не исходя из своих стоимостных характеристик, а на основе исчисленного по особой формуле годового дохода) - существенная роль отводится городским землям. В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в соответствии с правилами бухгалтерского учета в качестве объектов основных средств. Однако с 1 января 2013 г. вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс Законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ, часть из которых посвящена налогу на имущество. Главным образом им расширен перечень активов, не признаваемых объектом обложения налогом на имущество, который приведен в п. 4 ст. 374 Кодекса. Среди прочего в него включен пп. 8, согласно которому из объектов обложения налогом на имущество исключено движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. Налоговый кодекс не расшифровывает понятий "движимое" и "недвижимое имущество" и следовательно, в силу п. 1 ст. 11 Кодекса обращаться в данном случае следует к иным отраслям законодательства.

Важнейшей из существенных проблем, препятствующих реализации экономических ожиданий при полномасштабном введении налога на недвижимость, играет отсутствие в налоговом законодательстве четкого определения имущества для целей налогообложения. непонятность в теоретическом определении имущества, выступающего родовым понятием для всей совокупности вещей и иных объектов, признаваемых имуществом, порождает трудности в идентификации более узкой составной части имущества - недвижимости, унифицированного определения которой в налоговом законодательстве также не представлено. Решение этих проблем в основном зависит от исследования вопроса, связанного с раскрытием понятия имущества в сфере налогообложения, поскольку именно те содержательные критерии, которые будут заложены в это понятие, являются причиной отнесения того или иного объекта к имуществу, а налога с таким объектом - к налогам на имущество. 103

103

Отталкиваясь от мировой практики многолетнего применения налога на недвижимость и вне зависимости от характера его оценки и восприятия на территории РФ, можно говорить о неизбежности его введения. Остается лишь вопрос о сроках и благоприятности тех условий, на которых он будет введен.

Введение налога на недвижимость должно выполнять и некую социальную функцию, а не только фискальную. Кстати, только при выполнении этого условия в обществе не будет массового неприятия этого налога.

Итак, вводя налог на недвижимость, необходимо избежать проблем, связанных с его применением, а именно на существующую возможность произвольной оценки недвижимости, редкость ее проведения, а также на тот факт, что при определении суммы налога личные обстоятельства, в которых находится плательщик, во внимание не принимаются.

Разумеется, что в условиях массовой оценки недвижимости, используемой при расчете кадастровой стоимости, невозможно обеспечить точный и соответствующий действительности расчет относительно всех объектов, подлежащих учету. Актуальным становится вопрос о способах устранения выявленных впоследствии погрешностей, главным из которых является определение налогооблагаемой базы. Законопроектом установлена налогооблагаемая база, равная оценочной стоимости объектов недвижимого имущества, установленная по состоянию на первое число первого месяца налогового периода. В целях минимизации возможных рисков, вызванных неоправданно высоким размером налога на недвижимость, целесообразно установление налоговой базы с понижающим коэффициентом по отношению к кадастровой стоимости не более 0,5. Думается, что это позволит устранить большинство случаев завышения кадастровой стоимости в ходе массовой оценки недвижимости и предотвратит возможное нарушение прав граждан.

В основных направлениях налоговой политики на 2013 - 2014 гг. указано, что при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость физическим лицам - собственникам жилой недвижимости, целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. Такие вычеты в виде некоторой не облагаемой налогом нормы квадратных метров жилья и количества физических лиц, совместно проживающих с налогоплательщиком, также позволят уменьшить возможность наступления определенной социальной напряженности как следствие введения налога на недвижимость.

Итак, в соответствии с основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, то есть введение налога на недвижимость должно быть поэтапным. Такое поэтапное введение налога также должно способствовать выявлению и устранению проблем, возникающих при применении данного налога.

Вследствие этого введение налога на недвижимость, исходя из ее кадастровой стоимости, призывает тщательной проработки вышеперечисленных вопросов и только в этом случае возможно относительно безболезненное его введение.

Литература

1. Булаев С.В. Считаем налог и разбираемся с движимым и недвижимым имуществом \\ "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 3). 78-81c.

2. Березин М.Ю. "Развитие системы налогообложения имущества = Development of Property Taxation" \\ "Инфотропик Медиа",

2011. 115c.

3. Васильев М. Нюансы налогообложения некоторых видов сделок с недвижимостью. 113c.

4. Гаврилова Н. Налог на имущество - 2013: практика налогообложения \\ "Новая бухгалтерия", 2013, N 6. 124c

5. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.от 28.12.2013). 115c.

6. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2011, N 11. 49c.

Стукина В.В.

Студентка, Московская Финансово - Юридическая Академия, Valen013@yandex.ru ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы становления и развития налогообложения имущества физических лиц в России. Выявлены последние тенденции развития налога на имущество физических лиц и определены дальнейшие направления его применения в России.

Ключевые слова: налог, налог на имущество, физические лица, история налогообложения, модернизация налогообложения.

Stukina V.V.

Student, Moscow Financial - Law Academy, Valen013@yandex.ru HISTORY OF PROPERTY TAXATION OF INDIVIDUALS IN RUSSIA

Abstract

The article describes the main stages in the development ofproperty taxation of individuals in Russia. Identified recent trends in the tax on personal property and identified further areas of application in Russia.

Keywords: tax, property tax, individuals, the history of taxation, tax modernization.

С конца IX в. началось объединение древнерусского государства. Важнейшим источником доходов княжеской казны была дань. По сути это нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. В Древней Руси известно было и поземельное обложение. Петром I еще был принят ряд мер, для того чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем прежде всего для малоимущих людей. И для устранения злоупотреблений при переписи дворов была введена подушная подать, просуществовавшая в России чуть менее двух веков и фактически заменившая подворные подати. Отменена была подушная подать в 80-х гг. XIX в., а в 1863 г. подушная подать оказалась заменена всесословным налогом. Все строения и земли в городской черте, подлежали новому налогу, за исключением малоценных имуществ, с которых пришлось бы менее 25 коп. В 1872 г. Реформу городских налогов распространили на Сибирь [8, c.18].

В основном трудности были связаны с оценкой недвижимости, единая методология отсутствовала. Поначалу были не везде были городские оценки, а существовавшие - не всегда отличались качеством. Министру финансов в 1875 г. специальным указом было поручено составить инструкцию для единообразной оценки недвижимости и провести оценку одновременно во всех городах. Но, однако, закон не подразумевал основного финансирования, а имевшихся сил было явно недостаточно. Министр финансов взял за основу сведения противопожарного страхования, и на основе страховых данных, городской оценки, числа жителей и численности облагаемых имуществ в 1884 г. правительство вывело «оценки городских поселений». Налог взимался не повсеместно, а лишь в тех городах, которые податной надзор находил достаточно зажиточным [12, c.69]. В целом по Российской Империи в 1913 г. поступление квартирного налога составили 9 млн. руб. против 33 млн. руб. государственного налога с городской недвижимости. В итоге налоги с городской недвижимости стали одним из основных прямых налогов Российской Империи [9, c 41]. В период проведения новой экономической политики в ноябре 1923 г. был введен налог со строений, с этого момента с небольшим перерывом и изменениями он сказывался в системе местного обложения до 1 июля 1981 г.

Владельцы земельных участков до 1981 г. платили земельную ренту, потом она была переименована в земельный налог. Исчислялся он по всей площади, входящей в пределы земельного участка, включая земли под садами, огородами, прудами, 104

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.