Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ МИССИОЛОГИИ КАК НАУКИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ'

СТАНОВЛЕНИЕ МИССИОЛОГИИ КАК НАУКИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / МИССИОЛОГИЯ / МИССИОНЕРСТВО / РПЦ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мирошкин М.В.

В данной статье рассматривается исторический процесс становления миссиологии как науки в теологическом пространстве РПЦ. Рассматривается степень участия в этом процессе протестантской теологии, отмечается проблематика взаимодействия РПЦ с христианами иных конфессий и их миссиями на территориях соприкосновения интересов. К основным выводам можно отнести то, что миссиология заняла в теологии РПЦ свою нишу и продолжает своё дальнейшее развитие. Указываются возможные пути развития миссиологии и смежных дисциплин, а также некоторые конфликтные ситуации, требующие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MISSIOLOGY AS A SCIENCE IN THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

This article examines the historical process of the formation of missiology as a science in the theological space of the Russian Orthodox Church. The degree of participation of Protestant theology in this process is considered, the problems of interaction of the ROC with Christians of other faiths and their missions in the territories of contact of interests are noted. The main conclusions include the fact that missiology has occupied its niche in the theology of the ROC and continues its further development. Possible ways of development of missiology and related disciplines are indicated, as well as some conflict situations that need to be resolved.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ МИССИОЛОГИИ КАК НАУКИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Раздел I_

Научные статьи и исследования

УДК 266

Мирошкин Михаил Владимирович, инок Михей студент второго курса магистратуры БПДС (с м/н) Россия, Орловская область, г. Орел paradocs57@gmail.com

Становление миссиологии как науки в Русской Православной Церкви

Аннотация. В данной статье рассматривается исторический процесс становления миссиологии как науки в теологическом пространстве РПЦ. Рассматривается степень участия в этом процессе протестантской теологии, отмечается проблематика взаимодействия РПЦ с христианами иных конфессий и их миссиями на территориях соприкосновения интересов. К основным выводам можно отнести то, что миссиология заняла в теологии РПЦ свою нишу и продолжает своё дальнейшее развитие. Указываются возможные пути развития миссиологии и смежных дисциплин, а также некоторые конфликтные ситуации, требующие решения.

Ключевые слова: Миссия; миссиология; миссионерство; РПЦ.

Miroshkin Mikhail, monk Mihey second-year master's student Belgorod Orthodox Theological seminary (with missionary orientation)

Russia, Orel region, Orel paradocs57@gmail.com

The formation of missiology as a science in the Russian Orthodox Church

Abstract. This article examines the historical process of the formation of missiology as a science in the theological space of the Russian Orthodox Church. The degree of participation of Protestant theology in this process is considered, the problems of interaction of the ROC with Christians of other faiths and their missions in the territories of contact of interests are noted. The main conclusions include the fact that missiology has occupied its niche in the theology of the ROC and continues its further development. Possible ways of development of missiology and related disciplines are indicated, as well as some conflict situations that need to be resolved.

Key words: Mission; missiology; missionary work; ROC

Необходимость возрождения миссионерской деятельности и становления миссиологии как теологической дисциплины в Русской Православной Церкви в полной мере проявила свою актуальность на открывшемся в девяностые годы ХХ века обширном поле свободной церковной деятельности.

На заседании Священного Синода РПЦ 6 октября 1995 года была утверждена «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви».

Основными задачами концепции определены возрождение миссионерского служения во всех его формах и необходимость ответа на вызовы со стороны нуждающегося в духовном очищении современного общества.

Концепция возрождения миссионерской деятельности зафиксировала фундаментальные основы понимания православной миссии, а также выделила базовые принципы миссионерской деятельности:

• Принцип необходимости благовествования на языке местного населения (см. Деян. 2:1-9).

• Принцип универсальности миссии для всех народов, т. е. миссионерскому просвещению подлежит всякий народ без исключения (см. Деян. 10:34-35).

• Принцип церковной рецепции местных культурных форм (см. 1 Кор. 9:20-23).

• Принцип свободы во Христе (см. Ин. 8:32).

• Принцип канонического основания миссии (см. 2 Кор. 10:13, правила апостолов и соборов: Ап. 58; Шест. 19; Шест. 20; Сард. 11).

Кроме того, в концепции были выделены четыре формы миссионерского служения:

1. информационная миссия,

2. апологетическая миссия,

3. воспитательная миссия,

4. внешняя миссии

Определенные задачи каждой формы миссии возможны на любом из трёх уровней церковной жизни - приходском, епархиальном и общецерковном, в документе для каждого из уровней были обозначены основные задачи.

Позже, в концепции миссионерской деятельности РПЦ к обозначенным формам миссии была добавлена миссия примирения.

Разделение миссионерской деятельности на формы носит условный характер и необходимо скорее для удобства формирования миссионерской работы.

Поскольку для ведения миссионерской деятельности было необходимо говорить кадры, то для этого в церковных учебных заведениях вводилось преподавание миссионерских дисциплин. Для решения данной задачи в РПЦ началась разработка блока миссионерских дисциплин, первой из которых стала история миссии.

Миссиология как наука начала своё формирование более века назад в протестантской среде, а основателем миссиологии традиционно считается протестант — проф. Г. Варнек.

Хотя зарождение миссиологии и началось ещё в конце XIX века, однако, в дореволюционной России миссиология не успела выделиться в самостоятельную научную дисциплину. При этом сама миссионерская деятельность РПЦ после успехов прп. Макария Алтайского и свт. Иннокентия (Вениаминова) в XVIII веке начала новый виток своего развития и на рубеже XIX, в начале XX века велась достаточно активно.

В подтверждение этого можно привести примеры миссионерских изданий того времени: ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение», выходивший с 1886 по 1916 годы; труд прп. Макария (Глухарева) «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры в Российской державе», представляющий собой подробный план по организации миссионерской деятельности на территории страны; четырёхтомный труд иером. Дионисия (Валединско-го) (в последствии митр. Варшавского и Волынского и всея Польши) «Идеалы православно-русскаго инородческаго миссионерства», в котором автор освещает миссионерскую деятельность РПЦ на примере наиболее известных русских миссионеров, а также касается способов и методов ведения миссионерской работы.

Немалое внимание миссионеров дореволюционной России уделялось и ино-конфессиональному миссионерскому опыту. Так, прот. Т. Буткевич в своем докладе «О миссии католической и протестантской»[2] Священному Синоду достаточно подробно описывает обширный опыт католической и протестантской миссионерской деятельности, выражая желание перенять успешные наработки.

В связи с известными затруднениями в церковной жизни в России советского периода, когда шла речь о выживании Церкви, о развитии миссиологии как научной дисциплины не могло идти речи. В конце девяностых годов, накануне тысячелетия Крещения Руси, начались послабления со стороны государства в отношении Церкви. А после распада Советского Союза и падения коммунистической идеологии возрождение церковной жизни началось в полной мере, однако,

внешние условия уже принципиально отличались.

Согласно конституции, Российская Федерация является светским государством, «все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»[4] и РПЦ решает миссионерские задачи без государственной поддержки.

Миссионерский опыт, в значительной степени завязанный на симфонии между государством и Церковью в дореволюционной России, оказался мало пригоден для миссионерской деятельности в каноническом пространстве РПЦ в начале XXI века. Если до революции в Российской империи основной миссионерской задачей было противодействие многочисленным христианским сектам и расколам, а среди населения были популярны не требующие глубинной работы над собой протестантские воззрения [1], то в новейшее время качественный состав миссионерского поля сильно изменился не в лучшую сторону. Но самой серьёзной проблемой стал критический недостаток духовенства вообще и миссионеров в частности. Для подготовки миссионерских кадров необходимо было разрабатывать методологию миссии, способную достойно отвечать на актуальные вызовы современного общества.

Архиерейский собор 1994 года дал пространное определение «О православной миссии в современном мире». Центральными мыслями данного определения являются слова о том, что необходимо «созидать такой синтез целостной христианской культуры, который был бы творческим отображением вечной и неизменной истины Православия в постоянно меняющейся реальности»[10], и мысль о том, что «важной частью миссионерского служения Церкви должен стать ее вклад в культуру, искусство, науку и иные области народной жизни. В этой же связи надо рассматривать вклад Церкви в решение проблем экономики, экологии, миротворчества, устроения государственной и общественной жизни, а также участие православных христиан в общечеловеческих усилиях, направленных на разрешение этих проблем»[10]. Таким образом, были обозначены основные направления миссионерской деятельности.

В 1993 году на базе Санкт - Петербургской православной духовной академии было создано «отделение миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений». Первые годы своего существования отделение миссиологии работало по исследовательскому, а не учебному направлению. Полный курс по миссиологии впервые в новейшей истории РПЦ был введён в 1998 - 1999 учебном году в духовной семинарии Санкт - Петербурга.

Начиная в 2006 году свой курс лекций по миссиологии, проф. А. Кураев говорил своим студентам следующее: «Первое, о чем я вас должен предупредить: мы вступаем в terra incognita. Ни вы, ни я не знаем, в чем должен состоять предмет под названием «миссиология»[5].

Столкнувшись с необходимостью преподавания ещё не до конца сформировавшейся дисциплины, проф. А. Кураев рассказывал учащимся о личном миссионерском опыте. Однако в своём бескомпромиссном стремлении найти в истории миссионерства актуальные для всех времен и народов миссионерские приемы проф. А. Кураев терпит неудачу[8]. Миссионерские приёмы, сработавшие в одно время в одном месте, часто не работали в другое время в другом месте.

В книге «Миссионерский кризис Православия» проф. А. Кураев исследует причины миссионерского кризиса Православия в России и, основываясь на свидетельствах известных миссионеров прошлых веков, приходит к выводу, что русская Церковь никогда не ставила миссионерство в круг приоритетных задач, более того — она и не могла их поставить по причине недостаточной грамотности клира и отсутствия учебных заведений, либо отсутствия миссионерского направления у церковных учебных заведений. Собственно миссией, по мнению Кураева, в русской церкви занимались энтузиасты-одиночки, многие из которых ныне прославлены в лике святых[6].

Следующим этапом становления преподавания миссиологии стал выпуск учебных пособий для преподавания предмета в духовных учебных заведениях.

Первой заокеанской ласточкой в этом направлении можно считать сборник «Православное богословии миссии сегодня» прот. Иакова Стамулиса, вышедшего в 1986 году в Америке и не утратившего своей актуальности. По понятным причинам, проблематика православной миссии в Америки в сборнике носит ярко выраженный характер.

В 1999 году в стенах СпбДА вышел «Сборник текстов по курсу «Миссиоло-гия» для православных духовных школ и богословских учебных заведений» прот. Владимира Федорова.

Преподаватель СпбДА, прот. Г. Иоффе как результат осмысления свободной 25-летней миссионерской деятельности Церкви выпускает сборник наработок «Практическая миссиология».

Учебное пособие по миссиологии под редакцией прот. А. Гинкеля, выпущенное в 2009 году на базе Белгородской Православной Духовной Семинарии Миссионерским отделом РПЦ, содержащее в себе три раздела - посвященные

истории, богословию и методологии миссии, имело в себе недостатки. В частности, проф. А. Кураев писал об них так: «три части учебника неравномерны и неравнокачественны»[7], причиной этому он объяснял тем, что «слишком разные люди пишут по-разному и о разном на страницах этого сборника»[7].

Через год в 2010 выходит второе издание данного учебного пособия, исправленное и доработанное. Главным отличием второго издания учебника явилось то, что авторы решили убрать из него раздел, посвященный истории миссии, но это не означает выведение предмета «история миссий» «за границы православной миссиологии. История миссий продолжает оставаться составной частью миссио-логии как самостоятельного раздела систематического православного богословия. Необходимо отметить, что главным недостатком первого издания является как раз не избыточный объем исторического раздела, а его недопустимая ограниченность историей миссионерской деятельности лишь Русской Православной Церкви»[12].

Миссиология БПДС авторизована в РПЦ, вместе с тем, это первый опыт описания богословия миссии на русском языке: «раздел «Богословие миссии» является прежде всего миссиологической тематизацией содержания православного вероучения и опытом интерпретации ее результатов. Данный опыт следует признать в целом удачным, однако он явно недостаточен для дальнейшего развития миссиологии»[12].

В 2010 году свой курс лекций по миссиологии публикует заведующий кафедрой Истории Западных конфессий КДА В. М. Чернышов. Данный курс миссиологии в значительной степени несёт в себе аспект практического миссионерства.

В 2016 году выходит «Практическая миссиология» Якеменко Б. Г. Данная книга предлагает читателю ознакомиться с многолетним опытом миссионерской работы нескольких молодёжных организаций.

Таким образом, можно считать пробел отсутствия специальных курсов по мис-сиологии на данный момент устранённым. Конечно, это не значит, что формирование миссиологии как научной дисциплины и методик обучения миссионерским дисциплинам окончено, скорее наоборот, можно считать, что в развитии миссио-логии и методов её преподавания пока только положен фундамент, на котором миссиологическим предметам и спецкурсам (таким как межрелигиозный диалог, миссия в интернет-пространстве направленная на разные самые религиозные и теософско - философские сообщества или контрмиссия, социальная миссия, противодействие сектам и расколам и т.п.) развитие ещё предстоит.

Для развития миссиологии в этом направлении необходимо проводить анализ актуальных вызовов по каждому отдельному направлению, а также анализировать степень проработанности имеющего свода знаний. В этом отношении законченным можно считать только содержательную сторону истории миссионерской деятельности РПЦ, но даже по истории миссии в рамках учебных планов могут даваться разные объемы информации.

Одной из задач православной миссиологии является выделение её уникальных особенностей. Для достижения этой цели и развития исторической миссиологии проф. С. Митько считает необходимым рассмотрение истории «католической и протестантской миссий, а также соответствующих миссиональных практик нехристианских религий. Поэтому православная историческая миссиология должна включать в себя сравнительную историю миссий»[12].

Проф. теологии иг. Серапион (Митько) в докторской диссертации на тему «Православная миссиология в системе теологического знания» обосновывает «не только возможность, но и необходимость становления миссиологии как самостоятельной теологической дисциплины. Разделяя миссиональную и миссио-логическую проблематику, автор отмечает, что «носителем миссионального дискурса является, как правило, адресат миссии, а миссиологического ее актор»[11]. Исходя из этих соображений, важность разработки миссиологического направления для богословия РПЦ не может быть переоценена. По мысли автора, мис-сиональный дискурс шире миссиологического и охватывает все многообразие миссионерской литературы. Миссиологический дискурс мыслится как форма богословского знания.

Мы видим, что формирование миссиологии как научной дисциплины стало ответом на потребность осмысления накопленного в течении веков опыта успешного миссионерского служения и потребность развития миссионерской работы в отверстой двери (2 Кор. 2:12) новых реалий государственного строя России.

Ещё одним актуальным вызовом для деятельности миссий и структур РПЦ является сосуществование с иноконфессиональными христианами. Хотя миссию на постсоветском пространстве сами протестанты считают провалившейся, однако, на её осуществление были брошены значительные силы и средства.

После разрыва отношений между РПЦ и константинопольским патриархатом, а следом и созданием экзархата на территории Африки значительно выросла линия соприкосновения с районами деятельности иноконфессиональных миссий и уже сформировавшихся общин.

Одним из существенных вопросов взаимодействия будет вопрос прозелитизма. Хотя с теологической точки зрения прозелитизм для теологии, носящей экуменические идеи, является чуждым явлением, однако в миссионерской деятельности на местах проблема переманивания паствы имеет место быть.

Кроме того, отметим, что в некоторых ситуациях экуменические идеи декларируются на «верхах», а на местах, даже на территории постсоветского пространства, до сих пор возникают диспуты, в которых представители протестантских деноминаций пытаются доказать неправоту тех или иных позиций РПЦ. При этом никто из них не вспоминает об декларируемых в иноконфессиональных документах идеях самобытности поместных церквей.

Причины такого положения вещей на территории постсоветского пространства видятся в том, что, если находящийся на традиционно канонической для РПЦ территории протестантизм будет заявлять о том, что православные тоже спасаются, что у них своя самобытная, имеющая право на существование христианская традиция, которая вовсе не хуже, чем традиция протестантизма, то проповедующие такие идеи протестанты будут просто обречены на поглощение доминирующей Церковью. Прямым следствием этого является их обособленное существование, завязанное на идеи борьбы, в том числе борьбы за паству с доминирующей церковью.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: хотя непосредственно миссионерская работа в лоне РПЦ развита не столь хорошо, как в протестантской среде, однако, накопленный к концу XX века опыт изучения истории православных миссий, начала свою трансформацию в миссиологию как науку. По причине наличия в Православии серьёзной догматической базы был начат процесс формирования богословия миссии. Параллельно с этим процессом началось формирование методологии миссии и методик преподавания миссиологии и смежных дисциплин. На данный момент можно говорить, что базовая структура православной миссиологии заняла своё место в системе теологических дисциплин РПЦ. При этом на неё не было воздействия со стороны иноконфессиональных миссиологий. Однако, текущее состояние православной миссиологии - это состояние развития, и миссиология как наука продолжает свое становление.

Литература

1. Айвазов И. Г. «Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести» / И. Г. Айвазов [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/

Ivan_Aivazov/orlovskij-missionerskij-s-ezd-v-svjazi-s-voprosom-o-svobode-sovesti/ (дата обращения: 22.09.2021)

2. Буткевич Т., прот. О миссии католической и протестантской: Доклад, прочитанный в заседании особого по миссионерским делам Совещания при Св. Синоде. 27-го марта 1908 г. и с вопросом о свободе совести» / Прот. Т. Буткевич [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkevich/o-missii-katolicheskoj-i-protestantskoj/ (дата обращения: 22.09.2021)

3. Иоанн (Попов), архиеп. Миссия Церкви в православном понимании: эккле-зиологические и канонические обоснования / Иоанн (Попов), архиеп. [Электронный ресурс] - URL: https://mission-center.com/missiya/34-materiali/13530-missiy-arhiep-ioann-obosnovsnie (дата обращения: 22.09.2021)

4. Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс] — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001?index=5&rangeSize=1 (дата обращения: 28.10.2021)

5. Кураев А., проф. Лекции по миссиологии. / проф. А. Кураев [Электронный ресурс]—URL: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/lekcii-po-missiologii-2006-2007-gg/slushat/ (дата обращения: 15.09.2021)

6. Кураев А., проф. Миссионерский кризис Православия / проф. А. Кураев [Электронный ресурс] — URL: https://predanie.ru/book/137687-missionerskiy-krizis-pravoslaviya/ (дата обращения: 27.02.2021)

7. Кураев А., проф. Отзыв на белгородский учебник / проф. А. Кураев [Электронный ресурс] — URL: https://diak-kuraev.livejournal.com/41380.html (дата обращения: 24.09.2021)

8. Кураев А., проф. Перестройка в Церковь / проф. А. Кураев [Электронный ресурс] — URL: https://predanie.ru/book/80093-perestroyka-v-cerkov/ (дата обращения: 27.02.2021)

9. Миссиология. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное / [Электронный ресурс] — URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/missiologija-uchebnoe-posobie/1_2 (дата обращения: 16.09.2021)

10. О православной миссии в современном мире / [Электронный ресурс] — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527258.html (дата обращения: 22.09.2021)

11. Серапион (Митько) иг. Православная миссиология в системе теологического знания: дис. док. теол. наук. - Москва, 2019. - 373 с. Стр. 126

12. Серапион (Митько) иг. Структура современной православной миссиологии и перспективы ее развития // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Том 8. № 1В. С. 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.