УДК 37.013
СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.1
© 2019 О. Н. Малыхина
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №21», соискатель учёной степени кандидата педагогических наук факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Исследование различного рода источников второй половины XIX - начала ХХ в. позволяет утверждать, что методика обучения чтению активно формировалась в указанный период. Реконструкция этого процесса позволит оценить накопленный опыт и использовать его в современном образовании.
Ключевые слова: система обучения чтению, школьная реформа, читательский
канон
Вторая половина XIX - начало ХХ в. характеризуются серьёзным реформированием образовательной системы. Предлагаются варианты программ как в гимназиях, так и в реальных училищах, быстро и эффективно развивается система начального обучения для разных категорий населения, растёт спрос на литературу -художественную и специальную, а значит, увеличивается количество библиотек. Небывалого расцвета достигает периодика. Не вызывает сомнения факт, что читательская активность российского общества в указанный период высока. Очевидно, она порождение активности общественно-политической, которая, в свою очередь, явилась следствием экономических, социальных и культурных преобразований в Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в. Необходимость возродить активность современного читателя - образованного, размышляющего, созидающего -несомненна для педагогов в наши дни. Каким образом наши коллеги на рубеже веков предполагали развивать читательские интересы подростка, жаждущего познания мира, стремящегося стать полноправным членом взрослого общества, остро осознающего несправедливость и вместе с тем пробующего переступить границы общепринятых норм? Как направить мыслительную деятельность и жажду познания в русло нравственного и интеллектуального совершенствования посредством текста? Нужно ли ограничивать круг чтения школьника? Ответы на эти вопросы и тогда, и сейчас, безусловно, важны, поскольку ответы на них - это и решение более глобальных вопросов: какую личность мы воспитаем? кто придёт нам на смену?
Исследование различного рода источников - статей периодических изданий, монографий, протоколов заседаний различного уровня, материалов совещаний и конгрессов - позволяет утверждать, что методика обучения чтению активно формировалась в указанный период. И если система начального обучения чтению блестяще разработана и внедрена известными талантливыми педагогами Д.И. Тихомировым, К.Д. Ушинским, Н. А. Корфом, то обучение чтению в среднем звене
1 Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 19-013-00174.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
вызывает затруднения, споры, разногласия, как и сейчас. В .Я. Стоюнин, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Ц.П. Балталон, Н.Ф. Бунаков, А.Н. Острогорский, Н.А. Рубакин исследуют вопросы влияния чтения на развивающуюся личность, определяют приоритеты в развитии читательских интересов, составляют принципы обучения полезному чтению. Именно во второй половине XIX в. оформляется облик русской хрестоматии и формируется ядро так называемого читательского канона, т.е. список регулярно включаемых в школьную программу книг [Вдовин, Лейбов 2013: 13]. Специалисты пытаются разграничить виды чтения - «серьёзное» и «несерьёзное», обязательное, рекомендованное и дополнительное, программное и частное. Составляются руководства по воспитательному, объяснительному, производительному чтению. Впервые рисуется облик читателя [Рубакин 1975].
Поднимается вопрос о месте и объёме иностранной литературы в программах по русскому языку и словесности [Кирпичников 1870; Циркуляр... 1899; Материалы... 1915; Вдовин, Лейбов 2013].
Кардинальные экономические и политические изменения в Российской империи второй половины XIX - начала ХХ в. не могли не влиять на идеологию и порядок составления принципов обучения чтению. Возможность рецепции педагогических идей того времени требует структурирования и тщательного изучения формирования системы обучения чтению в её развитии. Логика исторических и педагогических трансформаций позволяет выделить 4 этапа реализации процесса обучения чтению школьников средних учебных заведений в России во второй половине Х1Х - начале ХХ в:
1 этап - подготовительный (60-70-е гг. Х1Х в.), когда в рамках бурной экономической, социальной, политической и культурной реформаторской деятельности в системе просвещения ведётся активная работа по выявлению устаревших форм и принципов обучения чтению, поиску новых, способных «вдунуть . душу живу» [Бранловский 1903] в преподавание.
2 этап - канонический (1880-е - 1900-е гг.), когда происходит оформление и закрепление школьного литературного канона как базового материала для обучения чтению, составляются новые программы, учебники и хрестоматии.
3 этап - естественно-технический (1905-1914 гг.), характеризующийся ростом популярности естественнонаучных и технических специальностей, увеличением доли реальных училищ и тесно связанным с вышеозначенными процессами расширением сословных границ, а следовательно, повышением спроса на специальную литературу (прежде всего переводную), пополнением библиотечного запаса.
4 этап - милитаристский (1910-1917 гг.), связанный с влиянием военной обстановки на сочинения для подростков, ужесточением цензуры и преобладанием охранительных взглядов в рекомендациях по составлению списка рекомендуемых к прочтению книг, по допуску подростков не только к той или иной литературе, а и в библиотеки вообще.
Таким образом, во второй половине XIX - начале ХХ в. формируется система обучения чтения, порождённая и обоснованная серьёзными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества. Поиски новых идеалов, попытки сохранить старые, исследовать новые приёмы обучения и познания жизни - этот подъём гражданской, политической активности, бурное экономическое развитие, реформирование системы образования стали теми условиями, которые оказали влияние на развитие системы обучения чтению русского школьника на рубеже XIX-XX вв.
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49)
Малыхина О. Н. Становление методики обучения чтению в России
во второй половине XIX — начале XX века
Библиографический список
Бранловский С. Живое слово об оздоровлении средней школы // Педагогический сборник. 1903 г.// ГАКО
Бунаков Н.Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет (1872-1902 г.). Изд. 3-е, значит. переработ. СПб.: Гутзац, 1906. 231 с. URL: elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=bunakov_shkolnoe-delo_1906 (дата обращения: 13.12.2018).
Вдовин А., Лейбов Р. Хрестоматийные тексты: русская поэзия и школьная практика XIX столетия // Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, 1Х. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон / под ред. А. Вдовина, Р. Лейбова. Тарту, 2013. 345 с.
Кирпичников А. О преподавании отечественного языка и словесности в немецких гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения.1870. № 5-6. С. 66-80.
Материалы по реформе средней школы: Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра народного просвещения. Пг., 1915.
Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. М.: Книга, 1975. 224 с.
Циркуляр попечителя Харьковского учебного округа от 10 декабря 1899г. // ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. №52. Дело канцелярии Курской мужской гимназии.