Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА "ДРУГОЙ" В ФИЛОСОФИИ И. Г. ФИХТЕ И Л. А. ФЕЙЕРБАХА'

СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА "ДРУГОЙ" В ФИЛОСОФИИ И. Г. ФИХТЕ И Л. А. ФЕЙЕРБАХА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ДРУГОЙ / КОНЦЕПТ / СУБЪЕКТ / НЕ-Я / ДИАЛОГ / ВОЛЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / HUMAN / OTHER / CONCEPT / SUBJECT / NON-SELF / SELF / DIALOGUE / WILL / ANTHROPOLOGICAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шурупова Мария Васильевна

В статье рассматривается каким образом мыслился человек в философии И. Г. Фихте и Л. А. Фейербаха. Человек понимается как субъект своих чувств и состояний. В статье поднимается вопрос о связи классической трактовки человека как самодостаточного субъекта и оформления концепта «другой». В данном случае, точкой отсчета обозначена философия Фихте, в которой впервые определилось противопоставление Я и не-Я. Фейербах, в свою очередь, рассматривается как предшественник философии диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONCEPT OF THE OTHER IN THE PHILOSOPHY OF I. G. FICHTE AND L. A. FEUERBACH

The article is focused on how man was conceived in the philosophy of I.G. Fichte and L.A. Feuerbach. The human being is understood as a subject of his feelings and states. The article raises an issue of the connection between the classical interpretation of man as a self-sufficient subject and the formation of concept of the Other. In this case, the starting point is Fichte's philosophy, the first to establish Self and non-Self distinction. Feuerbach, in turn, is regarded as a forerunner of the philosophy of dialogue.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА "ДРУГОЙ" В ФИЛОСОФИИ И. Г. ФИХТЕ И Л. А. ФЕЙЕРБАХА»

Становление концепта «другой» в философии И. Г. Фихте и Л. А. Фейербаха Development of concept of the Other in the philosophy of I. G. Fichte and L. A. Feuerbach

Шурупова Мария Васильевна

Студент 1 курса (магистатура) Философский факультет Уральский федеральный университет e-mail: mariia.shurupova@gmail.com

Shurupova Maria Vasil'yevna

Student 1 term (magistracy) Faculty of Philosophy Ural Federal University e-mail: mariia.shurupova@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается каким образом мыслился человек в философии И. Г. Фихте и Л. А. Фейербаха. Человек понимается как субъект своих чувств и состояний. В статье поднимается вопрос о связи классической трактовки человека как самодостаточного субъекта и оформления концепта «другой». В данном случае, точкой отсчета обозначена философия Фихте, в которой впервые определилось противопоставление Я и не -Я. Фейербах, в свою очередь, рассматривается как предшественник философии диалога.

Annotation.

The article is focused on how man was conceived in the philosophy of I.G. Fichte and L.A. Feuerbach. The human being is understood as a subject of his feelings and states. The article raises an issue of the connection between the classical interpretation of man as a self-sufficient subject and the formation of concept of the Other. In this case, the starting point is Fichte's philosophy, the first to establish Self and non-Self distinction. Feuerbach, in turn, is regarded as a forerunner of the philosophy of dialogue.

Ключевые слова: человек, другой, концепт, субъект, не-Я, Я, диалог, воля, антропологический

принцип.

Key words: human, the Other, concept, subject, non-Self, Self, dialogue, will, anthropological principle.

Проблема другого в последнее время постоянно актуализируется, это является свидетельством особого внимания специалистов к проблеме. Обращаясь к данному вопросу в настоящий момент, мы видим, что существуют большие сложности в вопросе интерпретации другого, поэтому интересно проанализировать истоки возникновения концепта «другой», обратившись к философии И. Г. Фихте и Л. А. Фейербаха, где, по нашему мнению, можно фиксировать момент оформления данного понятия.

Классическое понимание человека как мыслящего субъекта обозначилось в философии Декарта. Вообще, можно говорить о том, что в его философии имплицитно начинает фигурировать другой, поскольку оформление Я необходимо начинает предполагать иное, оттолкнувшись от которого можно определить Я. Однако утверждение данного концепта произошло в философии Фихте, который впервые обозначил противопоставление Я и не-Я.

Философия Фихте, в первую очередь, нацелена на рассмотрение человека: философ возвеличивает его и определяет как цель мироздания. Он ставит перед собой задачу ответить на вопрос: «что такое я» и «что такое человек». Философ восклицает: «Я хочу знать. С той же достоверностью, с какой я раскрываю, что эта земля, когда на нее ступаю, будет меня держать, что этот огонь, когда я к нему приближаюсь, меня обожжет, - с той же достоверностью хочу я знать, что такое я сам и чем я буду» [6, с. 71]. Отвечая на поставленный вопрос, он, однако, однозначного ответа не дает. С одной стороны, по мысли автора, человек является продуктом природы, он зависим от нее с самого рождения, поскольку свойства, с которыми человек первоначально появляется на свет, определены ей. Фихте говорит о том, что человек не имеет возможности проникнуть в постижение того, каким

образом природа производит мысль, поэтому нужно лишь принять сам факт того, что мышление существует и этим ограничиться. Природа, по мысли философа, определяет многое: «Я нахожусь в неумолимой власти строгой необходимости; раз она предназначает меня быть дураком или порочным человеком, то я и становлюсь, без сомнения, дураком или порочным; предназначает она меня быть мудрецом и добрым, то я и становлюсь, без сомнения, мудрецом и добрым. Это как не ее, так и не моя ни вина, ни заслуга. Она находится под действием своих собственных законов, а я под действием ее законов; раз я это понял, самым успокоительным становится подчинить ей также и мои желания: ведь мое бытие подчинено ей во всем» [6, с. 92]. Таким образом, те особенные признаки, которые человек имеет, определяются все же всеобщей силой природы. Однако в процессе преобразования природы человек становится ее господином и хозяином. Соответственно, нельзя говорить о том, что человек может быть полностью определен как природное существо. Фихте определяет природное как чувственное, а человек помимо природного имеет также и духовную составляющую. Человек сам способен к самоопределению, его долг - подчинить себе все неразумное, а также совершенствовать все вокруг, не исключая и свою личность. Он наделен особой силой, которая как раз и дарует ему самостоятельность, эту силу Фихте именует «волей»: «Я представляю собой член двух порядков: одного чисто духовного, в котором я господствую посредством одной только чистой воли, и другого чувственного, в котором я проявляю свою деятельность. Конечную цель разума образует его чистая деятельность <.. .> Воля - это живой принцип разума, это сам разум, когда он понимается чисто и независимо» [6, с. 192]. Автор говорит о том, что именно воля является основанием истинной жизни. Вместе с тем она являет собой действующую силу, которая запускает процесс деятельности, все поступки человека возникают по причине действия воли. Несмотря на то, что природа может угрожать человеку, например, в виде катастроф или эпидемий, она все равно рано или поздно будет полностью подчинена человеку, и в этом ему поможет наука. Наука теснейшим образом связана с вопросом о назначении человека. Постулируя идею о том, что человек наделен разумом, Фихте заявляет, что ничто не может быть выше разума: «<...> абсолютное бытие, по Фихте, есть не что иное, как бытие разумного существа. Но Я немыслимо без своих эмпирических определений, т.е. без не-Я, - иначе оно не есть Я, субъект» [1, с. 95]. В своей философскойсистеме Фихте прибегает к введению понятия «не-Я». Он замечает то, что Я непредставимо без не-Я; этот принцип философ именует как принцип противоположения и обозначает его следующим образом: -А не =А Данный принцип выводится из первого основоположения наукоучения, которое выглядит как А=А и возникает из положения «Я есмь». Итак, Фихте говорит: «Противоположное, поскольку оно есть противоположное (как простая противность вообще), полагается через это абсолютное действие, и только через него. Всякая противоположность как таковая существует лишь в силу действия Я, а не по какому-либо другому основанию. Противоположность полагается вообще только силою Я» [7, с. 87]. Возвращаясь к вопросу о духовном, Фихте говорит о существовании Вечной живой Воли, которая порождает весь мир. Она также объединяет отдельные воли всего человечества - воля отдельного человека есть лишь составная часть. Несмотря на то, что моя воля -это лишь составной элемент, тем не менее это не что -то внешнее, а напротив - моя основа, которая выступает в качестве нравственного закона или совести. При формулировании своей концепции Фихте доказательно не обосновывает признание Высшей воли, он просто принимает это положение как исходное. Высшая Воля -высший принцип, а человек, как носитель разума, является причастным ей, т.е. он выступает как носитель и исполнитель Высшей Воли. Все движение в материальном мире возникает благодаря Воле. Это проявляется и как движение материальных объектов и как совесть, говорящая внутри человека. Высшая воля есть то, что связывает меня с самим собой, а также с другими подобными существами. Особым образом также подчеркивается роль познания, ведь для того, чтобы совершать изменения в мире, необходимо знать этот мир. Таким образом, познание воспринимается как одна из важнейших способностей, благодаря которой совершаются

изменения в мире. Человеку дарована способность творить новые образы, он существует для того, чтобы изменять себя и преобразовывать окружающий мир.

Итак, несмотря на то, что человек относится и к чувственному миру, и к разумному, он тем не менее определяет себя самостоятельно. Однако для того, чтобы Я можно было мыслить, необходимо определять его через не-Я и через себя самого. В этом же смысле Фихте говорит о принципиальной взаимообусловленности субъекта и объекта друг от друга. Внешний предмет, который выступает как объект, выступает как не-Я, тогда как Я соотносится с субъектом: «<...> но созидание не -Я необходимо, т.к. нет субъекта без объекта, без не -Я» [1, с. 101]. Философ стремится вывести содержание своей системы от Я как единого понятия.

Философия Л. А. Фейербаха также сохраняет претензию на научность, которая в общем и целом свойственна философии Нового времени, однако основой для построения его философской системы выступает критика предшествующих философских систем. В первую очередь, речь идет о критике философии Гегеля, которая, по мысли автора, была выстроена, исходя из подчинения, что, в свою очередь, философия допускать не должна. Критикуя «старую» философию за ее отделенность от жизни, автор предлагает принципиально новый предмет и метод философии. В качестве предмета философ определяет человека, а в качестве метода -антропологический принцип. Важно отметить, что человек, по мысли автора, определяется как природное существо; природа, в свою очередь, материальна, ее причины заключены в ней самой. Автор говорит, что «Философия есть наука действительности в ее подлинности и полноте, но совокупность действительности представляет природа, природа в самом универсальном смысле слова» [2, с. 96]. Итак, философия должна основываться не на умозрительных сущностях, в качестве чего выступает, например, абсолютный дух, а на природе - конкретной и материальной. Философ настаивал на том, что новая философия должна определять человека и природу как высший предмет философии. По мысли Фейербаха, антропологический принцип должен снять те внутренние проблемы, которые возникли в гегелевской философии, которые, в свою очередь, были связаны с соединением научной рациональности и религии. Антропологический принцип Фейербаха устраняет разрыв между духом и телом за счет того, что снимается необходимость в противопоставлении человека природе, т.к. любой человек сам есть часть природы. В данном случае снимается также противопоставлении тела и души. По Фейербаху, тело создает сознание и дух (в силу того, что природа-базис). Критикуя прежнюю философию, Фейербах отмечает тот факт, что до настоящего момента человек мыслился только как мыслящее существо, а вопрос о теле нивелировался, однако: «<...> я - подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность» [4, с. 187]. Автор призывает к тому, что при рассмотрении человека нельзя исключать вопрос о телесности, поскольку это одна из важнейших характеристик данного существа.

Говоря о человеке, философ отмечает, что в основании всех его поступков лежит стремление к счастью; критерий отличия несчастья от счастья - ощущения. Таким образом, именно на ощущении строится прямодушная и честная мораль. Человек, стремясь к счастью, эгоистично пытается получить то, что он считает для себя благом, и избежать того, что он считает для себя несчастьем. Однако, эгоизм Фейербах понимает в позитивном ключе, говоря о том, что эгоизм - это философский принцип, предполагающий гармонию интересов. Для Фейербаха здоровый эгоизм обязательно включает в себя сопричастность другому, соучастие и сочувствие ему. Он говорит, что настоящая мораль исходит из потребности во всеобщем счастье, поскольку всеобщая любовь - важнейшая составляющая человеческой природы. Подобные рассуждения приводят философа к рассмотрению взаимосвязи Я и Ты в том понимании, в котором данная взаимосвязь будет раскрыта в философии диалога. Фейербах отмечает, что человек является тем, кто проявляет себя по отношению к другому. Таким образом, бескорыстная любовь к другому оказывается необходимым, с точки зрения принципа эгоизма,

элементом счастья. Без нее человек не может реализовать себя как человек. Философ говорит, что «Только благодаря Я есть Не-я <...> Только чувственность разрешает тайну взаимодействия. Только чувственные существа воздействуют друг на друга. Я есть Я - для самого себя, и одновременно я - ты для другого. Но таким я могу быть только как существо чувственное» [4, с. 183]. Рассуждая о взаимодействии Я и Ты, автор неизбежно приходит к рассмотрению вопросов этики. Он говорит о том, что нет никакого смысла рассматривать мораль саму по себе, т.к. она изначально предполагает интенцию к другому я: «В действительности мораль индивидуума, мыслимого как существующего самого по себе - это пустая фикция. Там, где вне Я нет никакого Ты, нет другого человека, там нет речи о морали; только общественный человек является человеком. Я есмь Я только посредством тебя и с тобою» [5, с. 617]. Человек, как замечает автор, не может быть хорош сам по себе, таковым он может быть только в отношении к другому человеку. Определяя специфику человеческой природы, Фейербах особенно выделяетволю, которую определяет как стремление к счастью: «Воля не свободна, но она хочет быть свободной Однако свободной не в смысле неопределенной "бесконечности" и беспредельности, которую приписывают воле наши супранатуралистические, спекулятивные философы, не в смысле безымянной и бессмысленной свободы, но свободной только в смысле и во имя стремления к счастью, свободной от зла» [5, с. 428].

Отдельно останавливаясь на вопросе религии, автор постулировал идею о том, что философия с необходимостью должна занять место религии. А это говорит о том, что необходимо экстраполировать сущностные моменты из религии в новую философию. А именно: «Существенные особенности философии соответствуют существенным особенностям человечества. Место веры теперь заняло неверие, место Библии -разум, место религии и церкви - политика, место неба - земля, место молитвы - работа, место ада - материальная нужда, место Христа - человек» [3, с. 110]. Фейербах рассматривает религию антропологически - как попытку человека познать свою природу: «Место рождения бога - исключительно в человеческих страданиях. Только из человека заимствует бог все свои определения, - бог есть то, чем человек хочет быть, - его собственное существо, его собственная цель, взятые, как действительное существо» [4, с. 179]. Итак, Бог - есть продукт человека, вся тайна и величие, которые ему приписываются, есть не что иное как содержание самого человека. Таким образом, задача новой философии должна заключаться в том, чтобы, подвергнув критике религиозную философию, выйти к философии человека или антропологии.

Таким образом, в классической философской традиции человек мыслится как субъект своих чувств и состояний. Несмотря на то, что природа определяет многое, человек тем не менее является ее высшим проявлением. Данное положение человек занимает в силу того, что наделен особыми качествами - разумом и волей, которые и определяют специфику человеческой деятельности. Таким образом, человек по своему существу нацелен на преобразование и познание окружающего мира. Познание воспринимается как одна из важнейших способностей, благодаря которой совершаются изменения в мире. Данные мыслительные интенции философов Нового времени сформировали понятие субъекта, а оно, в свою очередь, породило понятие другого, поскольку нужна точка извне для того, чтобы можно было определить субъекта. Концепт «другой» рождается в философии Фихте, хотя в данном случае, мы говорим о не -Я или об объекте, не-Я есть все то, что противостоит Я. У Фейербаха, как мы видим, данный концепт рассматривается уже во взаимосвязи Я и Ты, где под «Ты» понимается другой человек. Таким образом, Фейербах перевел другого в поле антропологии, став тем самым предшественником традиции диалога.

Список используемой литературы:

1. Длугач Т. Б. Человек в системе философии И. Г. Фихте / Т. Б. Длугач // Философский журнал. - 2015. - Т.8. №3. - С. 92-106

2. Фейербах Л. К критике философии Гегеля. / Л. А. Фейербах // Избранные произведения : в 2т. Т.1. -Москва. : Политиздат, 1955 .— 676 с.

3. Фейербах Л. Необходимость реформы философии. / Л. А Фейербах // Избранные произведения: в 2т. Т.1. - Москва. : Политиздат, - 1955. - 676 с.

4. Фейербах Л. Основные положения новой философии. / Л. А Фейербах // Избранные произведения : Политиздат, - 1955. - 676 с.

5. Фейербах Л. Эвдемонизм. / Л. А. Фейербах // Избранные произведения: в 2т. Т.1. - Москва. : Политиздат, - 1955. - 676 с.

6. Фихте И. Г. Назначение человека Назначение человека / И. Г. Фихте // Сочинения в двух томах. Т.П. / Сост. И примечания Владимира Волжского - Санкт-Петербург. : Мифрил, 1993. - 798 с.

7. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения / И. Г. Фихте // Сочинения в двух томах. Т.1. / Сост. И примечания Владимира Волжского - Санкт-Петербург. : Мифрил, 1993. - 687 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.