УДК 159.9:340.11 ББК 88.47 С 88
О.А. Ступина
СТАНОВЛЕНИЕ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»
Аннотация. Проводится анализ профиля мышления как компетентностного компонента профессионализма правоведа, определены взаимосвязи выделенных видов профессионального мышления с мотивацией достижения и личностными компетенциями в виде совокупности нравственных норм («принципиальность»; «терпимость»; «ответственность»). Показано, что образовательная система «колледж-вуз» обладает высоким потенциалом развивающего воздействия на личность будущего специалиста и уже на этапе перехода на третий уровень профессионального образования (ВПО) приближает сформированность у него отдельных профессионально-личностных компетенций к эталонным показателям.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; потребность достижения; профиль мышления; креативность; знаково-символическое мышление; предметно-символическое мышление; образное мышление; образовательный процесс.
O.A. Stupina
SETTING UP COGNITIVE-PERSONAL COMPETENCE OF THE FUTURE LAWYER - PROFESSIONAL IN SYSTEM COLLEGE - HIGHER SCHOOL”
Abstract. An analysis is made of a structure of thinking as a competence component of jurist’s professionalism. The author defines interrelations of the allocated kinds of professional thinking with motivation of achievement and personal competences as set of moral norms («adherence to principles»; «tolerance» «responsibility»). It is shown that the educational system «college - higher school» has high potential of developing influence on the person of the future expert and at a stage of transition to the third level of professional training it approaches formation at him of separate professional - personal competences to reference parameters.
Key words: professional competences; need of achievement; a structure of thinking; creativity; sign-symbolical thinking; subject-symbolical thinking; figurative thinking; educational process.
Отношение к нравственным нормам, отражающее нравственную культуру личности, в профессиональной деятельности юриста является фундаментом этических принципов субъекта и, без преувеличения, центральным критерием его профессионализма. В проводимом нами исследовании на базе Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (РАП), функционирующей в современной образовательной структуре «колледж-вуз», было установлено, что в системе профессиональных компетенций юриста нравственно-этические составляющие занимают значимое место. Однако Государственный образовательный стандарт не определяет нормативные формы, этапы и педагогические «индикаторы» процесса личностного становления специалиста в области права [5]. Следствием этого является отсутствие единой научно обоснованной концепции развития личности студента, получающего образование по направлению «Правоведение», его нравственного, гражданского становления в процессе профессионального образования.
Эмпирическое исследование позволило установить, что наиболее выраженно в студенческой среде будущих специалистов-правоведов понимание значимости нравственных принципов, обозначенных обобщенными понятиями: «принципиальность»; «терпимость»; «ответственность», которые студенты рассматривают в качестве личностных компетенций субъекта системы правосудия. При этом студенты,
приобретающие профессиональное образование в системе «колледж-академия», имеют более устойчивую тенденцию к овладению названными компетенциями, чем молодые люди, пришедшие в образовательно-профессиональную деятельность после окончания средней школы (первый курс ВПО) [5].
Ранее на примере изучения иностранного языка в системе «колледж-академия» мы показали, каким личностно и профессионально развивающим ресурсом может обладать дисциплина, если акцентируются в ее дидактических целях в целом и каждого конкретного занятия, в частности, воспитательно-развивающие задачи формирования нравственной культуры профессионала в области права [5].
Рассматривая возможные направления исследований процесса становления нравственного компонента профессионального сознания будущего правоведа, нельзя обходить вниманием проблему изменений познавательной сферы в профессиогенезе. В этой связи наиболее сложным, и в то же время - ключевым моментом для развития исследований является разработка операционализируемых критериев изменений, в частности, динамики видов мыслительной деятельности. Эти критерии и процедуры выявления соответствующих им психических проявлений могут лечь в основу определения целей образовательного процесса и характеризовать объективные показатели, способствующие успешности образовательной деятельности вуза. Названная проблема обусловила цель данного эпизода проводимых нами исследований, объединенных общей темой: «Формирование нравственной культуры будущего юриста в системе «колледж-вуз». Она состояла в анализе профиля мышления как компетентностного компонента профессионализма правоведа и определения наличия и характера взаимосвязей преобладаемых видов профессионального мышления с мотивацией достижения и личностными компетенциями в виде совокупности нравственных норм («принципиальность»; «терпимость»; «ответственность»), выделенных нами на предыдущем этапе исследования [5].
Эмпирическую выборку составили три группы испытуемых: студенты четвертого курса колледжа, входящего в структуру РАП (щ=56 чел., средний возраст 18,2 лет); студенты первого курса РАП, не проходившие обучение в колледже (п2=36 чел., средний возраст 17,6 лет); опытные специалисты-правоведы - преподаватели спецдисциплин в Академии; и действующие юристы в различных правовых структурах (п3=88 чел.).
Методики исследования. Применены тест-опросник потребности достижения [1] и методика «Профиль мышления» [4]. Для определения достоверности различий использованы методы статистического анализа: параметрический критерий Стьюдента (1-критерий), многофункциональный критерий углового преобразования Фишера (критерий ф*), коэффициент линейной корреляции Пирсона (г). Различия считались достоверными при р<0,05.
Обсуждение результатов.
Потребность достижения как отражение направленности на профессиональную самореализацию. Анализ результатов опроса показал, что в среде студентов колледжа в целом отмечается высокий уровень потребности достижения (М=13,6±0,371). Уровни «высокий» и «очень высокий» имеют 58,9% испытуемых (табл.
1).
В группе студентов первого курса ВПО средний показатель измерения потребности достижения соответствует среднему уровню (М=11,38±0,576) и достоверно ниже, чем в группе студентов колледжа (при t=3,24 р<0,01). Уровни «высокий» и «очень высокий» имеют 38,9% испытуемых, что значительно менее выражено, чем в среде студентов колледжа (при ф*=1,89 р<0,02).
В эталонной группе потребность достижения находится в диапазоне высоких значений (М=14,69±0,419). Это несколько выше средних показателей в группе студентов колледжа (при 1=1,94 р<0,05) и достоверно более выражено, чем у первокурсников ВПО (1=4,65 р<0,001).
Уровни «высокий» и «очень высокий» имеют 60,2% опытных правоведов, что не отличается от доли представленности этих показателей в среде студентов колледжа (ф*=0,12; р>0,05), но на высоко достоверном уровне преобладает по сравнению со студентами первого курса ВПО (ф*=2,17; р<0,01).
Таблица 1.
Уровни выраженности потребности достижения в обследованных группах
Уровни ПД баллы П!=56 чел. (М=13,6±0,371) П2=36 чел. (М=11,38±0,576) Пз=88 чел. (М=14,69±0,419)
Абс. % Абс. % Абс. %
Очень низкий 0-7 - - - - 3 3,4
Низкий 8-9 2 3,6 4 11,1 8 9,1
Средний 10-13 21 37,5 18 50,0 24 27,3
Высокий 14-15 28 50,0 9 25,0 41 46,6
Очень высокий 18-23 5 8,9 5 13,9 12 13,6
Различия. Уровень «высокий» и «очень высокий»: П ^ П2 : ф*=1,89 р<0,02. Пз ^ п : ф*=0,12; р>0,05. Пз ^ П2 : ф*=2,17; р<0,01.
Полученные результаты позволяют говорить о позитивном влиянии на становление потребности достижения образовательного включения субъекта в будущую профессиональную деятельность в последовательности «колледж - вуз». Студенты, завершающие обучение в колледже, значительно ближе по мотивационной направленности к действующим профессионалам, чем их сверстники, пришедшие в образовательный процесс на первый курс вуза.
Профиль профессионального мышления и креативность. В соответствии с примененной методикой исследование позволяет выделить сочетание четырех видов мышления: предметное, образное, знаковое, символическое, а также уровень
креативности. Согласно Д. Брунеру [6], мышление рассматривается как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:
1) предметно-образный (практический);
2) предметно-знаковый (гуманитарный);
3) предметно-символический (операторный);
4) образно-знаковый (художественный);
5) образно-символический (технический);
6) знаково-символический (теоретический) [4].
Методика позволяет определить три уровня базового типа мышления и творческих способностей (креативности): низкий уровень (диагностический балл находится в пределах от 0 до 5); средний уровень (от 6 до 9 баллов); высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Профиль мышления в процессе профессионального становления правоведа.
Установлено, что у студентов выпускного курса колледжа, как и у действующих специалистов (эталонная группа), преобладает знаково-символический (теоретический) тип мышления, причем в обеих группах средние показатели находятся в диапазоне высокого уровня (11,03 и 10,37; 10,75 и 10,41 баллов соответственно) - (табл. 2).
Для первокурсников ВПО тоже характерны высокие показатели знакового типа мышления (М=10,44), но он сочетается с близкими по значению средними показателями развития предметного мышления (М=9,86), что дает основание интерпретировать тип мышления молодых людей, только приступивших к овладению будущей профессией правоведа, как гуманитарный.
Знаковое и символическое виды мышления у студентов колледжа и у действующих правоведов положительно коррелируют с высокой креативностью (г=0,358 и г=0,362
соответственно; р<0,05). При этом отмечено, что высокая выраженность потребности достижения также тесно связана с высокой креативностью личности. Из 33-х (58,9%) студентов колледжа с высоким показателем потребности достижения 31 человек обладают и высокой креативностью (М=11,6), в целом же в данной группе высокий уровень креативности свойственен 66,7% испытуемых (37 чел.), а среднегрупповой показатель находится на границе высокого диапазона (М=9,60±0,481).
Таблица 2.
Показатели выраженности видов мышления и креативности в обследованных группах
(М±т)
Виды мышления П1=56 чел. П2=36 чел. Пз=88 чел.
предметное 7,57±0,409 9,86±0,183 8,03±0,428
образное 7,87±0,044 8,63±0,272 7,69±0,437
знаковое 11,03±0,360 10,44±0,203 10,75±0,431
символическое 10,37±0,364 8,16±0,242 10,41±0,433
креативность 9,60±0,481 8,06±0,273 9,75±0,447
Различия. Креативность Пз ^ П2 : t=3,22; р<0,01. П ^ П2 : t=2,78; р<0,01.
Полученные данные обусловили обращение к анализу собственно образовательного процесса в системе «колледж-вуз». Квалификационная характеристика выпускника, овладевшего повышенным уровнем среднего профессионального образования по специальности 0201 - «Правоведение», предусматривает владение рядом компетенций, детерминируемых развитым знаково-символическим мышлением, т.е. способностью преобразовывать информацию с помощью алгоритмов, правил, умозаключений. Среди них такие, как толкование норм различных отраслей права; логически грамотное выражение и обоснование своей точки зрения; свободное оперирование юридическими понятиями и категориями; использование нормативноправовых документов в профессиональной деятельности; составление документов правового характера и др. [2, с. 4-5].
Аналогичные умения, но отраженные Г осударственным образовательным стандартом ВПО по специальности 021100 «Юриспруденция», приобретаются студентом с первого курса обучения в Академии [3]. Таким образом, мы констатируем более высокий уровень личностной готовности к профессиональному становлению у выпускников колледжа, которые переходят на третий уровень профессионального образования (ВПО), имея уже сформированные личностно-когнитивные компетенции правоведа. В качестве примера можно привести изучение иностранного языка в колледже. Овладение его основами обусловливает развитие когнитивной способности «декодирования» лингвистических символов, сохранения схем словообразования и построения речевых высказываний. Аналогичные познавательные действия выполняются и при овладении общепрофессиональными и специальными дисциплинами в области правоведения. Организация образовательного процесса в системе «колледж-вуз» приводит к развитию у будущих специалистов в наиболее сензитивный возрастной период (15-17 лет) психических новообразований, служащих фундаментом профессиональноличностного становления.
Рассматривая взаимосвязь потребности достижения, видов мышления, креативности и отношения к нравственным нормам у студентов и действующих специалистов-правоведов, мы установили следующее.
Для опытных юристов выделена положительная взаимосвязь между высоким уровнем креативности и ответственностью как нравственно-этической нормой профессионализма (г=0,339 р<0,05); между высоким уровнем мотивации достижения и ответственностью (г=0,584 р<0,01).
Во всех обследованных группах выявлена положительная корреляция между нравственно-этической нормой, обозначенной как «терпимость», и образным мышлением
(г=0,295 р<0,05). Это обусловило новый взгляд на постановку задач образовательного процесса: образные компоненты в процессе преподавания отдельных предметов следует сочетать с решением проблемных задач, актуализирующих чувство эмпатии, сопереживания и терпимого отношения к другому, выступающему в качестве объекта профессиональной деятельности.
В целом проведенный анализ дает основание для следующих выводов:
1. Образовательная система «колледж-вуз» обладает высоким потенциалом развивающего воздействия на личность будущего специалиста и уже на этапе перехода на третий уровень профессионального образования (ВПО) приближает сформированность у субъекта отдельных профессионально-личностных компетенций к эталонным показателям.
2. Высокая мотивация достижения у студентов колледжа является личностной предпосылкой развивающего обучения, формирования профессиональной компетентности будущего правоведа.
3. Профиль мышления профессионального правоведа характеризуется развитым компонентом знаково-символического (творческого) типа, причем выпускники колледжа в значительной степени обладают мышлением этого типа, в отличие от молодых людей, только приступивших к получению высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция», для которых в большей степени свойственен гуманитарный тип (предметно-знаковое мышление).
4. В процессе профессионального образования необходимо ставить цели, достижение которых обеспечит развитие образного мышления, которое взаимосвязано с формированием нравственных установок терпимости, являющихся компонентом нравственно-этического профессионального самосознания правоведа.
Примечания:
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение (повышенный уровень среднего профессионального образования.). Квалификация -юрист с углубленной подготовкой. М., 2003.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация - юрист. М., 2000.
4. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.
5. Ступина О.А. Нравственная культура в системе профессиональных компетенций юриста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 1 (40). С. 137-143.
6. Bruner D. Actual Minds, Posible Worlds. N-Y., 1986.
References:
1. Eliseev O.P. Practical work on psychology of the person. SPb., 2000.
2. The state educational standard of secondary professional education: The state requirements to a level of preparation of graduates on speciality 0201 Jurisprudence (the increased level of secondary professional training.). Qualification: the lawyer with the profound preparation. M., 2003.
3. The state educational standard of the higher professional training. A speciality 021100 -Jurisprudence. Qualification - the lawyer. M., 2000.
4. A practical work on psychology of professional work and management: The manual, Issue 2. / Ed. G.S.Nikiforova, M.A.Dmitrieva and V.M.Snetkova. SPb., 2001.
5. Stupina O.A. The moral culture in system of professional competences of the lawyer. // Bulletin of the Adyghe State University. 2008, No. 1 ( 40 ). P. 137-143.
6. Bruner D. Actual Minds, Posible Worlds. - N-Y., 1986.