УДК 378 ББК 364.6
Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич
кандидат физико-математических наук, доцент
Дагестанский государственный педагогический университет
г.Махачкала Yarakhmedov Gadzhiahmed Abdulganievich
Candidate of physico-mathematical sciences, professor
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala gadjiev82@mail.ru
Формирования ключевых компетенций в профессиональной деятельности бакалавров математического профиля педагогического образования Formation of core competencies in professional activity and mathematical structure
of teacher education
В статье рассматриваются методологические принципы комплексного подхода к профессиональному обучению математике, позволяющие устанавливать связь между ключевыми компетенциями, компонентами комплексного мышления и когнитивного комплекса и доказывающий единство языков, математики, средств информации и интегрирующий в виде профессиональной компетентности психические свойства личности.
This article discusses the methodological principles of an integrated approach to training mathematics, enables communication between the key competencies components of complex thinking and cognitive complex and proving the unity of languages, mathematics, media and integrating a professional competence mental personality traits. Ключевые слова: комплексный подход, профессиональное обучение, ключевые компетенции, комплексное мышление, методологические принципы.
Key words: an integrated approach, training, core competencies, complex thinking, methodological principles.
Коренные изменения, происходящие в современном информационном обществе, требует перехода на качественно иной уровень исследования различных систем, в том числе и образовательных. В профессиональной деятельности субъектов педагогического образования и в стратегии профессионального обучения математике в педагогическом вузе происходит смена доминирующей роли методов непрерывной математики на методы дискретной математики и синергетики, ориентированные, прежде всего, на развитие общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этими изменениями и должны быть перестроены структуры моделей обучения математике в направлении
развития профессионально важных качеств личности современного специалиста.
В настоящее время исследователями разрабатываются различные подходы, концепции и методы для разрешения возникающихся при этом проблем в педагогическом образовании, учитывающие поликомпетентный характер профессиональной и научно-исследовательской деятельности субъектов. Это, прежде всего, работы, посвященные: 1) различным подходам, в том числе, антропологическому, акмеологическому, синергетическому, информационному, интегративному и системному (С.И. Змеев, Т.С. Марченко, А.Я. Данилюк, И.Ю. Дик, И.Д. Зверев, Т.А. Ильина, Е.Н. Князева, В.А. Мищенко и др.) 2) психологическим аспектом процесса обучения (А.Г. Асмолов, Г.А. Балл, Э.Е. Бехтель, П.Я. Гальперин, В.А. Ганзен, К. Дункер, В.П. Зинченко, А.В. Запаро-жец, А.Р. Лурия, В.Н. Софьина и др.); 3) построению моделей обучения (И.А. Иванов, А.О. Карпов, В.С. Меськов, А.А. Мамченко, В.А. Тестов, Д.Б. Юдин и др.); 4) формированию профессиональных компетенций в математическом образовании (М.А. Гаврилова, В.К. Загвоздкин, М.Л. Зуева и др.).
В этой работе мы исследуем психологический аспект процесса формирования ключевых компетенций, заявленных в ФГОС ВПО на основе комплексного подхода к профессиональной подготовке бакалавров математического профиля педагогического образования [6].
Комплексный подход рассматривается как обобщение интегративного подхода и представляется дуальной парой «процесс-система» или «интеграция-комплексификация». В такой паре первый компонент соответствует внешней форме деятельности, а второй внутренний, тем самым, образование (обучение) определяется и как процесс, и как система. Под профессиональной деятельностью бакалавров математического профиля понимается обучение математике, ориентированное на развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Мы считаем, что когнитивная деятельность имеет триадическую структуру «субъект-язык-объект» или «субъект-знание-среда». Психологиче-
ской основой комплексного подхода является комплексное мышление, также имеющее триадическую структуру с компонентами математического, диалектического и «жизнедеятельностного» мышления, а его методология строится на базе выделенных нами принципов единства противоположностей, соответствия, аналогий, детерминизма, симметрии, двойственности, инвариантности и моделирования [6].
Формирование ключевых компетенций выпускников образовательных учреждений проанализируем с позиций комплексного подхода.
По мнению авторов Стратегии модернизации образования для осуществления компетентностного подхода в образовании необходимо решение, в частности, следующих задач:
• анализ соотношения компетентностного и традиционного подходов в российском образовании;
• разработка и уточнение понятий ключевых компетенций и рекомендаций по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале;
• интерпретация существующего содержания общего образования в деятельностной форме и в системе координат, задаваемых ключевыми компетенциями;
• интерпретация ключевых компетенций в деятельностной форме, что соответствует ориентации на их практическое использование учащимися;
• разработка технологий на основе компетентностного подхода.
Мы полагаем, что формирование ключевых компетенций будет способствовать разработке новой модели обучения конкретной предметной области и выработке соответствующей стратегии для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, адекватных потребностям современного общества и производства, обладающих необходимыми профессионально важными
знаниями и умениями, способных самостоятельно и быстро адаптироваться в непрерывно меняющейся информационной и технологической среде.
Постоянно ускоряющиеся темпы инновационного развития требуют от специалистов высокого уровня профессиональной компетентности и способности к быстрому качественному обучению, к освоению новых технологий, профессионализма в деятельности, умения работать в команде разнопрофильных специалистов. Если компетентностный подход непосредственно не привязан к профессиональной модели деятельности, к базовым ее компонентам, составляющее ядро предметной области, то он малоэффективен в профессиональной деятельности субъекта. Основой этой связи взаимопроникновения общего и профессионального образования выступает множество ключевых компетенций. Введенное еще в 70-х годах XX в. Д. Мертенсом [2] понятие «ключевые компетенции» (или «ключевые квалификации»), по его мнению, включает в себя наряду с концептуальным мышлением, логическими умозаключениями и аналитическими технологиями такие учебные предметы, как теория игр, техника сетевого планирования и расчет вероятностей. Но в этой системе не учитывались эмоциональные, социальные и коммуникативные квалификации. Естественно, добавление к базовым ключевым компетенциям и психологических компетенций существенно усложняет структуру образовательной деятельности как системы. Именно в таком виде она и проявляется в комплексном подходе актуализацией функций операциональных алгебраических структур на основе теории четких и нечетких множеств, геометрических структур в виде графовых процедур и решеток в виде комплексных структур, представляющие как результат комплексного мышления, в котором, как мы полагаем, выделяются онтологические, гносеологические, логические и психологические структуры. Первые три структуры, соответствующие вершинам «треугольника комплексного мышления», отвечают за субъектом деятельности базовых компетенций, а четвертые, соответствующие барицентру треугольника, - психологических компетенций [6].
Оценка и выбор ключевых компетенций с психологической точки зрения обычно проводится в зависимости от способностей мышления субъекта к взаимодействиям и взаимосвязям в процессе когнитивной или иной деятельности. (Любая деятельность рассматривается и как система, и как процесс: система определенных действий и процесс целеполагания или достижения поставленной цели). Это такие способности как, например, коммуникативные, креативные, способности к аналитическому, логическому, абстрактному мышлению, к самостоятельному обучению, готовности учиться, добиваться успехов и самостоятельно принимать решения, а также способности к критике и самокритике. В социальной среде индивид принимает статус личности и при этом он приобретает личностные и социальные компетенции, которые являются общими для любого человека. А характерной чертой общей компетентностно ориентированной дидактики можно считать тенденцию к взаимпроникновению общего и профессионального образования. Очевидно, как общее, так и профессиональное образование должны быть нацелены на общее развитие личности, на обеспечение ее участия в жизни общества и развитие способности найти себя в сфере занятости. Эти три составляющие образования, соответствующие трем компонентам когнитивного комплекса «субъект - среда - знание», нельзя рассматривать отдельно друг от друга, о каком бы виде учебного заведения ни шла речь. По мнению многих педагогов, психологов, философов, исследующих образовательный процесс, такими компетентностями являются: интеллигентное знание; знание, применимое на практике; умение учиться; методически-инструментальные ключевые компетентности: социальные компетентности; ценностные ориентации [2].
Ключевые компетенции, определяемые концептуальным логическим мышлением, свойственном математическому мышлению, аналитическими технологиями, свойственными диалектическому мышлению, социально-коммуникативными квалификациями, свойственными жизнедеятельностному мышлению, в ком-
плексном подходе играют основополагающую роль в формировании профессиональной компетентности будущего учителя математики.
Исходя из реалий развития современного общества, проявляющихся интегративных тенденций в образовательных системах, и с учетом указанных основных компетентностей, характеристики целей образования должны сопровождаться описанием различных учебных процессов и условий, способствующих их достижению.
В освоении интеллигентного знания в субъект-объектной когнитивной деятельности роль первого более значима и при этом не ущемляется самостоятельность второго, если он владеет необходимой для этого учебной компетентностью. Эффективность взаимодействия участников образовательного процесса напрямую связана с интеллигентностью личности субъекта (педагога). Модель педагога - интеллигента представляется в виде комплекса, обладающего такими ключевыми компонентами качества личности как: личностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-коммуникативного, рефлексивного и деятельностного. Применять знания и компетентности на практике означает выделить из системы базового знания актуально необходимые элементы, приспособить их к требованиям конкретной ситуации, принять во внимание ситуативный контекст и сделать на этой основе набросок схемы действия, сообразной ситуации. Важнейшим условием успеха при этом является вариативность контекстов учения, мышления и действия. В математическом образовании это означает, что на основе полученных знаний нужно уметь: построить математическую модель решения конкретной задачи, имеющей важное практическое значение; анализировать эту модель с точки зрения ее возможных обобщений на другие предметные области; дать количественную и качественную оценку полученного решения на различных изоморфных моделях.
Освоение содержательного знания и освоение применения знания в различных контекстах - две стороны одной медали, но они требуют разных методов обучения.
Построение различных моделей представления и получения знаний, в первую очередь, связано со знанием различных естественных языков, их грамматик и знаково-символической формализации, а также умением различными средствами закодировать, сохранять и передавать информацию. Другими словами, в таком процессе естественный язык вбирает в себя систему математических обозначений, частью специфических, частью построенных с помощью материальных средств самого языка, т.е. происходит стремление к геометрическому представлению численных соотношений и к буквенному обозначению геометрических. В работе с геометрической моделью математические операции отделяются от прочих операций с предметом и в дальнейшем интериоризируются в структуре значения, закрепляемого в сознании с помощью языковых средств. Тем самым наблюдается имплицитное структурное единство языков, математики и средств информации. Именно поэтому в последнее время в качестве самых важных ключевых компетенций указывается владение различными языками, общими математическими знаниями и мультимедийными средствами.
Следует отметить, что решающим фактором, обеспечивающим эффективность любой деятельности, является усиление профессионализации обучения и в особенности повышения уровня квалификации субъектов когнитивной деятельности, т.е. преподавателей, являющихся основой качественной реформы профессионального образования, а фундаментом профессиональной компетентности педагога была и остается его предметная, научная подготовка.
Рассматривая компетентность как системную характеристику личности, отражающую результат образования и качества подготовки специалистов, в образовательной деятельности важную роль играет профессиональная компетентность, ориентированная на конечный результат подготовки выпускника вуза. Она формируется и проявляется в процессе решения различных задач. Наиболее эффективными являются задачи, способствующие овладению профессиональными моделями деятельности и базирующиеся на основных дидактических принципах обучения, развивающих познавательную активность, оперативное
мышление, профессионально важные качества студентов и специалистов. Актуализация профессиональной компетентности особенно эффективна в комплексном подходе обучения математике, где психологическая составляющая структуры комплексного мышления играет ключевую роль в синтезирующих и конвергирующих процессах, если при этом учесть, что она как системная характеристика личности имеет сложную структуру.
Таким образом, профессиональная компетентность интегрирует психологические свойства личности, мотивы, способности, знания, умения, деловые и личностные качества и является ведущим показателем результата профессионального образования. Уровень развития профессиональной компетентности зависит от поставленной цели деятельности на различных ступенях обучения (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) и степени учета взаимосвязи и взаимообусловленности всех компонентов ее структуры.
Библиографический список
1. Гаврилова М.А. Формирование профессиональной компетентности учителя математики [Текст]/ М.А. Гаврилова// Монография. -Пенза: ПГПУ, -2008. -360 с.
2. Загвоздкин В.К. Проблемы ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях [Текст] /В.К. Загвоздкин // Вопросы образования -2009. -№4. -С. 257-271
3. Зуева М.Л. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых компетенций [Текст] /М.Л. Зуева// Ярославский пед. вестник - 2007. - №2(51). -С. 36-47
4. Софьина В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции: автореф. дис... д-ра пс. н. - СПб., 2007. - 47с.
5. Хуторский А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] /А.В. Хуторский // Народное образование. - 2003. -№2. -С. 23-33
6. Ярахмедов Г.А. Комплексный подход к математическому образованию в педагогическом вузе: теория и методология: [Текст]/ Г.А. Ярахмедов // Монография - Махачкала, -2013. - 340 с.
Bibliography
1. Gavrilova M.A. Formation of professional competence of teachers of mathematics [Text] / M.A. Gavrilova // Monograph. -Penza: PGPU, -2008. -360 с.
2. Zagvozdkin V.K. Problems of key competences in foreign studies [Text] / V.K. Zagvozdkin // Problems of Education. -2009. - № 4. -C. 257-271
3. Zuev M.L. Efficiency of use of problem-based approach for the formation of key competences [Text] / M.L. Zuev // Yaroslavl ped. Gazette. - 2007. - № 2 (51). -C. 36-47
4. Sofina V.N. Psycho-Akmeologichesky basis for the formation of professional competence of specialists in the system training, research and production integration: Author. dis ... Dr. psychol. Sciences - St. Pet., 2007.- 47c
5. Khutorskaya AV Key competence as a component of personality oriented educational paradigm [Text]/A. Khutorskaya // Education. - 2003. - № 2. -C. 23-33
6. Yarakhmedov G.A. Integrated approach to mathematical education in pedagogical high school: Theory and Methodology: [Text] / G.A. Yarakhmedov // Monograph - Makhachkala, -2013. - 340