УДК 338(09)(470.342)
И. А. Соловьёва
СТАНОВЛЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСТВА В ВЯТСКО-КАМСКОМ РЕГИОНЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX в.
Статья посвящена анализу основных этапов становления и деятельности казначейства в Вятской губернии. На основе изучения архивных документов автор проследил структурные изменения в Вятской казённой палате, основные направления работы губернского и уездных казначейств, значение их деятельности для региона.
This article is devoted to analyzing the main stages of the formation and activity of the Treasury in the Vyatka province. The source of the research are the archives files. The research results help to make the conclusions about the structure modifications of the Vyatka State Chamber, the main directions of activity of the Province and District Treasuries, their importance for the region.
Ключевые слова: Вятская губерния, казначейство, Вятская казённая палата, сберегательная касса, ревизия, государственный бюджет.
Keywords: the Vyatka province, the Treasury, Vyatka State Chamber, savings-bank, inspection, State Budget.
Вскоре после того, как было образовано Вятское наместничество (первая самостоятельная административно-территориальная единица на территории Вятского края), в Вятке появилась губернская казённая палата. Она была учреждена 22 декабря 1780 г. на основании указа Екатерины II «Об учреждениях для управления губерний Российской империи» (1775 г.). В Указе, в частности, говорилось: «Казённая палата не что иное есть, как соединённый Департамент Камер- и Ревизион-коллегии, которому поручается в смотрение домостроительные и казённые дела губернии, как-то: ведомости о числе народа, ревизские сказки, сведения о приходе и расходе, ревизия счетов, соляное дело, винный откуп и подряды, казённые всякие права, казённые и публичные строения и их содержание...» [1] Таким образом, в сферу компетенции казённых палат передавался обширный круг дел, от успешного ведения которых зависело пополнение казны и надлежащее исполнение расходной части государственного бюджета. Первым управляющим Вятской казённой палатой был назначен Яков Хибгольт.
Вскоре оформляется структура казённой палаты, регламентируются основные направления её деятельности. В соответствии с Указом Правительствующего Сената от 16 февраля 1781 г. казённые палаты разделялись на экспедиции [2],
© Соловьёва И. А., 2012
а 24 марта того же года было опубликовано «Наставление казённым палатам для производства дел» [3]. Во главе казённой палаты должен был находиться вице-губернатор. Обязанности между экспедициями распределялись следующим образом. 1-я экспедиция во главе с директором экономии занималась сбором сведений об однодворцах, служилых людях, государственных, удельных, экономических и приписных крестьянах; ведала казёнными торгово-промышленными заведениями и контролировала поступление доходов от них; составляла описание казённых селений и их населения, а также вела окладные книги и контролировала поступление доходов от оброчных статей. 2-я экспедиция во главе с советником таможенных дел контролировала поступление пошлин с ввозимых и вывозимых товаров. 3-я экспедиция, возглавляемая советником горных дел, должна была следить за своевременным поступлением продукции с казённых заводов, составлять ведомости о количестве выплавляемого металла и предоставлять сведения об открытии новых приисков. 4-я экспедиция во главе с советником соляных дел ведала соляными заводами и магазинами. В ведении 5-й экспедиции находились ревизские книги. 6-я экспедиция, возглавляемая губернским казначеем, аккумулировала все сведения о приходах и расходах и проводила ревизию счетов. И наконец, 7-я экспедиция наблюдала за строительством казённых зданий, состоянием мостов и перевозов. Одновременно началось образование уездных казначейств.
Однако единый порядок ведения дел в казённых палатах разрабатывался очень долго. Лишь
29 сентября 1831 г. была опубликована «Инструкция Государственного Совета о порядке производства дел в казённых палатах» [4]. Наиболее важные дела должны были рассматриваться в Общем присутствии палаты, а для текущей работы предусматривалось создание вместо экспедиций нескольких отделений: хозяйственного, лесного, контрольного, отделения питейных сборов и казначейства.
Реорганизация казённых палат продолжалась и во второй половине XIX в. В 1866 г. Государственный Совет решил образовать отдельные контрольные палаты, поэтому из ведения казённых палат контрольные функции были изъяты. А к 1878 г. в составе казённых палат осталось всего два отделения: ревизское и казначейство.
30 мая 1878 г. императором Александром II были утверждены новые штаты казённых палат. В соответствии с ними упразднялся целый ряд должностей: главного бухгалтера, помощника бухгалтера, регистратора, архивариуса (в губернских казначействах), письмоводителя (в уездных казначействах). Помимо этого сокращалось количе-
ство старших и младших бухгалтеров и помощников казначеев. Изменялся также и порядок отчётности, ведущейся в казначействах. Циркуляр министра финансов М. X. Рейтерна гласил, что управляющие казёнными палатами могут «усиливать суммы на наем писцов, присяжных, сторожей и на канцелярские потребности одних казначейств, на счёт сбережений по другим подведомственным им казначействам», назначать по своему усмотрению пособия и награды штатным чиновникам и писцам из сэкономленных (например, на канцелярских товарах) средств [5].
17 августа 1878 г. Вятская казённая палата разослала по уездным казначействам предписание о препровождении списков штатных чиновников и писцов с аттестацией (характеристикой) каждого. Уездные казначеи исполнили это предписание, но некоторые из них высказали свои опасения в связи с предстоящей реорганизацией. Например, слободской уездный казначей Садаль-ский был очень обеспокоен тем, что при сокращении трёх штатных должностей в его ведомстве объём отчётности почти не уменьшится, а значит, дополнительное бремя обязанностей будет возложено на бухгалтера и его помощника, которым «затруднительно будет со всем справляться, особенно в первые и последние месяцы года, когда подсчитываются приход-расход, выдаются патенты и свидетельства» [6]. Кроме того, слободского казначея беспокоило уменьшение средств, выделяемых на наем писцов, присяжных и сторожей. Если уменьшить штат присяжных, пишет он, то «может ослабеть караул над кладовой и казённым имуществом», а если уменьшить их оклад, то «трудно будет найти желающих поступить на должность присяжного, честных и добросовестных лиц, - так как город Слободской изобилует промышленностью - то всякий из таковых лиц свободно может приобрести до 15 рублей в месяц, -что при настоящей дороговизне жизненных припасов будет для них выгоднее» [7].
Подобные же соображения высказывал ела-бужский уездный казначей: «Из присланных в Казначейство новых Инструкций, форм ведомостей и книг видно, что труд в Казначействе нисколько не уменьшился против настоящего, а между тем по штату упразднены три классные должности... Расходы на содержание присяжных, сторожа и канцелярские потребности сокращаются на 80 рублей в год, а между тем и на настоящее жалованье присяжным, получающим по 9 и 10 рублей, трудно отыскать хороших людей, так как каждый сторож в присутственных местах получает не менее 10 рублей в месяц» [8].
В результате проведённой реорганизации в 12 уездных казначействах Вятской губернии осталось 42 штатных служащих, 19 было сокращено; потеряли прежние должности также 3 служа-
щих Вятской казённой палаты [9]. Согласно циркуляру министра финансов увольняемые служащие получали годовое жалованье и сохраняли все права и преимущества. Но опасения уездных казначеев были не беспочвенными. Рапортуя 27 мая 1879 г. в Департамент Государственного Казначейства о внедрении новых штатов, управляющий Вятской казённой палатой А. Д. Матафтин замечал: «...Как показал опыт в течение пяти месяцев, представляется настоятельная необходимость увеличить число классных чиновников. При введении нового порядка делопроизводства столоначальники оказались перегружены, а в случае их болезни или законной отлучки заменить их некому» [10] В декабре 1879 г. из Департамента Государственного Казначейства в Вятскую казённую палату пришло сообщение о том, что содержание служащих казначейств будет увеличено [11].
На протяжении 1880-1890-х гг. наблюдалась тенденция расширения функций казённых палат: им было поручено контролировать правильность начисления штрафов за нарушение устава о гербовом сборе, вести отчётность по возврату хлеба и денег в зачёт ссуд, предоставленных в неурожайные годы, снабжать государственные учреждения новыми паспортами. Текущая деятельность Вятской казённой палаты, губернского и уездных казначейств неуклонно расширялась, их делопроизводство разрасталось. Убедиться в этом позволяет сравнительный анализ ряда показателей.
Возрастающий объём работы уездных казначейств поставил на повестку дня в начале XX в. вопрос о создании новых казначейств в крупных торгово-промышленных центрах Вятской губернии: слободе Кукарке Яранского уезда и городе Царёво-санчурске. Заслуживает внимания то, что в обоих случаях инициатива принадлежала общественности населённых пунктов. Положительное решение вопроса об образовании Кукарского казначейства заняло чуть более двух лет. В результате активности местного населения, а также соответствующей позиции руководства Вятской казённой палаты Государственный Совет одобрил учреждение казначейства в Кукарке с 1 июля 1904 г. [14]
Через несколько лет, в сентябре 1909 г., с аналогичным ходатайством обратились в Вятскую казённую палату члены Царёвосанчурской городской думы [15]. Однако на губернском уровне этот вопрос обсуждался ещё довольно долго: лишь в июне 1911 г. управляющий казённой палатой направил всю переписку по этому вопросу в Департамент Государственного Казначейства, сообщив о своём согласии с ходатайством, «но при условии, чтобы Городское Общественное Управление устроило и оборудовало надлежащим образом и передало в казну помещение для Казначейства, с квартирами для казначея, старшего бухгалтера и присяжных.» [16]. Возможно, имен-
но это условие местным жителям выполнить не удалось. Никаких упоминаний об учреждении в Царёвосанчурске казначейства в архивных документах обнаружить пока не удалось.
Деятельность уездных казначейств находилась под постоянным контролем казённой палаты. Помимо плановых ревизий, время от времени производились ревизии внезапные (внеочередные). В ходе этих ревизий проверялось наличие «денежной казны», билетов Государственного Казначейства, купонов от процентных бумаг, квитанционных листов, гербовой бумаги, марок, а также бланков документов, выдачей которых занимались казначейства. Среди них были паспорта срочные и бессрочные, гильдейские свидетельства, патенты на продажу табачных изделий и на заведения для продажи спиртных напитков, промысловые и приказчичьи свидетельства и многое другое. Даже продажей железных аршинов и игральных карт, находившихся в государственной монополии, занимались казна-
Деятельность Вятской казём
чейства [17]. Ревизоры проверяли также правильность ведения приходно-расходных книг и хранения денег в кассе, наличие на месте дежурных караульных и наличие у них положенного оружия, соблюдение условий хранения ценностей в сейфах и многое другое [18]. Чаще всего ревизоры делали заключение о том, что «никаких неправильностей и злоупотреблений обнаружено не было» [19], а выявленные нарушения в основном были связаны с проведением операций в сберегательных кассах при казначействах. Все эти случаи скрупулёзно описывались в приложениях к Актам внезапных ревизий [20]. Хранящиеся в архиве отчёты ревизоров испещрены пометками, сделанными красным и синим карандашами служащими казённой палаты. Если выявлялись серьёзные нарушения, о них докладывали управляющему, и он брал дело под личный контроль. Например, когда в декабре 1896 г. проверка подтвердила склонность к пьянству и вымогательству троих служащих Елабужского казна-
Таблица 1
й палаты в 1909-1914 гг. [12]
Показатели 1909 г. 1910 г. 1911 г. 1913 г. 1914г.
Кол-во входящих бумаг 64 051 70 575 70 241 75 986 76 064
Кол-во исходящих бумаг 11 483 13 575 13 956 74 443 76 096
Кол-во торговых и промышленных заведений в районе палаты 17 854 19 723 19 710 21 026 21 486
Кол-во торговых и промышленных заведений, обложенных раскладочными сборами 9 103 9 419 10 028 10 141 10 681
Кол-во плательщиков личного промыслового налога 248 Нет данных 263 296 252
Сумма промыслового налога (тыс. руб.") Нет данных Нет данных 309 828 879
Сумма гербового сбора (тыс. руб.) Нет данных Нет данных 326 383 415
Кол-во поверенных судебных определений о наложении гербовых штрафов 295 Нет данных 296 Нет данных Нет данных
Ксш-во обжалованных судебных определений 6 Нет данных 41 Нет данных Нет данных
Ксш-во плательщиков государственного квартирного налога Нет данных Нет данных Нет данных 7 644 8 083
Сумма квартирного налога (тыс. руб.) Нет данных Нет данных Нет данных 31,878 34,742
Кол-во выданных переселенческих ссуд Нет данных Нет данных 450 419 444
Таблица 2
Деятельность приходно-расходных касс уездных казначейств [13]
Казначейства Оборот по кассовой книге (тыс. руб.) Кол-во операций взносов и выдач Депозитных вкладов (тыс. руб.)
1911 г. 1914г. 1911 г. 1914 г. 1911г. 1914 г.
Боткинское 873 1069 12 235 13 203 49 97
Глазовское 709 1028 6 333 7 084 315 385
Елабужское 1 335 1614 11 002 11 887 82 102
Ижевское 1 011 1728 11 430 17 049 36 52
Котельничское 986 1546 9634 10 221 93 120
Кукарское 563 750 5 038 6 025 143 147
Малмыжское 999 984 4 740 4 394 543 681
Нолинское 283 308 5 990 6 153 57 63
Орловское 565 634 5 479 5 852 226 326
Сарапул ьское 515 842 8 131 4 810 264 323
Слободское 967 946 7 838 8 002 202 222
Уржумское 787 964 7 831 8 889 119 156
Яранское 1 001 1189 8 415 8 998 350 446
чейства, управляющий казённой палатой вступил в личную переписку с уездным казначеем Цветковым и упрекнул его в попустительстве: «...За что я и принуждён объявить Вам строгое замечание, предваряя, что если и на будущее время Вы не проявите должной энергии по надзору за подчинёнными... я буду лишён возможности быть к Вам снисходительным» [21].
Основную часть работы по сбору необходимых сведений для казённой палаты выполняли уездные податные инспекторы. Они подавали сведения о состоянии торгово-промышленных предприятий в пределах своих участков [22], составляли записки с характеристиками того или иного года в хозяйственном и податном отношении [23], ежемесячно информировали о ценах на сельскохозяйственные продукты [24], причём от них требовались не только количественные данные, но и анализ ситуации в её динамике. Например, форма со сведениями о ценах на сельскохозяйственные продукты имела пункт «О ходе местной торговли», где необходимо было охарактеризовать «настроение рынка, ожидаемое движение цен, виды на урожай, состояние запасов, размеры подвозов» [25]. Передавая сведения о недоимках, податные инспекторы должны были проанализировать причины неплатёжеспособности населения [26]. Некоторые инспекторы стремились глубоко вникать в изучаемые вопросы и становились настоящими экспертами в сфере хозяйственного развития своей территории.
Помимо традиционных текущих обязанностей, время от времени Вятской казённой палате и уездным казначействам приходилось выполнять дополнительные функции, продиктованные особыми ситуациями. Например, заниматься перечислением пожертвований, собираемых жителями губернии на благотворительные цели. Например, на протяжении 1881-1882 гг. проходил сбор пожертвований на открытие училища имени Н. В. Гоголя в Миргородском уезде Полтавской губернии [27]; в 1900 г. по подписным листам собирались средства на открытие в Санкт-Петербурге музея А. В. Суворова [28]; в 1904-1905 гг. развернулся сбор пожертвований на нужды войны с Японией и поддержку семей погибших воинов [29]. Дополнительные обязанности принесло с собой и начало Первой мировой войны. 13 сентября 1914 г. в Вятскую казённую палату поступило «Временное Положение о вывозе на счёт казны, по военным обстоятельствам, государственного имущества, правительственных учреждений, служащих и их семейств» [30]. Все эвакуационные выплаты должны были производиться, после тщательной проверки казённой палатой, казначействами из наличного фонда государственных доходов.
Казённая палата в Вятке, как и во всех губернских городах, была упразднена Декретом Совета
Народных Комиссаров от 31 октября 1918 г. Функции казённых палат передавались Народному Комиссариату финансов и Народному банку РСФСР. На протяжении последнего года своего существования Вятская казённая палата продолжала выполнять свои традиционные функции на фоне обостряющейся ситуации в стране. Приходилось решать вопросы о снабжении населения продовольствием и топливом, об охране казначейств, о выдаче служащим единовременных пособий в связи с ростом цен, взыскивать недоимки по военному налогу.
Невозможно представить деятельность органов местного управления Вятской губернии в конце XVIII - начале XX в. без казённой палаты - ключевого звена финансово-экономической системы. Особо хотелось бы подчеркнуть роль уездных казначейств. В своей повседневной деятельности они были связаны и с сельскими жителями, и с торгово-промышленными заведениями, и с органами самоуправления. Без их участия были бы невозможны переписи населения, сбор статистических сведений, выплата пенсий и пособий. Документы, хранящиеся в фонде Вятской казённой палаты ГАКО, дают нам богатейший материал по экономической и социальной истории Вятско-Кам-ского региона конца XVIII - начала XX в.
Примечания
1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 1830. Т. 20. С. 240.
2. ПСЗ. Т. 21. С. 67.
3. Там же. С. 84-95.
4. ПСЗ. Т. 6. Л. 70-89.
5. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 176. Оп. 1. Д. 1149. Л. 1-1об.
6. Там же. Л. 27об.
7. Там же. Л. 28об.-29.
8. Там же. Л. 33-33об.
9. Там же. Л. 86-88.
10. Там же. Л. 174-175.
11. Там же. Л. 203.
12. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 2737. Л. 119-119об.; Д. 2749. Л. 97об.-100.
13. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 2737. Л. 11-93; Д. 2749. Л. 109-111.
14. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 1475. Л. 31-31об.
15. Там же. Д. 1425. Л. 1.
16. Там же. Л. 13.
17. См.: Там же. Д. 1230. Л. 3-6об.
18. См.: Там же. Д. 1370. Л. 1-10.
19. Там же. Л. 10.
20. Там же. Л. 98-106.
21. Там же. Д. 1230. Л. 18об.
22. См.: Там же. Д. 4351.
23. См.: Там же. Д. 2983.
24. См.: Там же. Д. 6051.
25. См.: Там же.
26. См.: Там же. Д. 2983.
27. См.: Там же. Д. 2662.
28. См.: Там же. Д. 2699.
29. См.: Там же. Д. 2715.
30. См.: Там же. Д. 6279.