Научная статья на тему 'Податные инспекторы Вятской губернии (вторая половина XIX - начало XX В. )'

Податные инспекторы Вятской губернии (вторая половина XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПОДАТНОЙ ИНСПЕКТОР / УЕЗДНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ВЯТСКАЯ КАЗЁННАЯ ПАЛАТА / ВНЕЗАПНАЯ РЕВИЗИЯ / НАЛОГИ / СБОРЫ / БЮДЖЕТ / VYATKA PROVINCE / TAX INSPECTOR / DISTRICT TREASURY / VYATKA STATE CHAMBER / TAXES / BUDGET / EXTRAORDINARY INSPECTION / DUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьева Ирина Абрамовна, Корепанов Александр Сергеевич

Статья посвящена анализу деятельности податных инспекторов Вятской губернии - вторых по степени значимости служащих финансовых учреждений уездного уровня. На основе анализа архивных документов рассматриваются такие аспекты их деятельности, как наблюдение за правильностью налогообложения и своевременностью уплаты налогов, проведение ревизий уездных казначейств, составление годовых отчётов и аналитических обзоров состояния местного хозяйства, подача экспертных заключений по значимым экономическим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tax inspectors of the Vyatka province (the second half of XIX - the beginning of the XX century)

This article is devoted to analyzing the activity of the tax inspectors in the Vyatka province the second-importance employees of the financial district offices. The source of the research are the archives files. Such aspects are investigated, as the watching of the regularity taxation and timely payment the taxes, organization the extraordinary inspections of the District Treasures, making yearly reports, analytic surveys and expert conclusions about economic questions.

Текст научной работы на тему «Податные инспекторы Вятской губернии (вторая половина XIX - начало XX В. )»

УДК 94(470.342) "19/начало 20вв."

И. А. Соловьева, А. С. Корепанов

Податные инспекторы Вятской губернии (вторая половина XIX - начало XX в.)

Статья посвящена анализу деятельности податных инспекторов Вятской губернии - вторых по степени значимости служащих финансовых учреждений уездного уровня. На основе анализа архивных документов рассматриваются такие аспекты их деятельности, как наблюдение за правильностью налогообложения и своевременностью уплаты налогов, проведение ревизий уездных казначейств, составление годовых отчётов и аналитических обзоров состояния местного хозяйства, подача экспертных заключений по значимым экономическим вопросам.

This article is devoted to analyzing the activity of the tax inspectors in the Vyatka province - the second-importance employees of the financial district offices. The source of the research are the archives files. Such aspects are investigated, as the watching of the regularity taxation and timely payment the taxes, organization the extraordinary inspections of the District Treasures, making yearly reports, analytic surveys and expert conclusions about economic questions.

Ключевые слова: Вятская губерния, податной инспектор, уездное казначейство, Вятская казённая палата, внезапная ревизия, налоги, сборы, бюджет.

Keywords: the Vyatka province, tax inspector, District Treasury, Vyatka State Chamber, extraordinary inspection, taxes, dues, Budget.

История института податных инспекторов ведёт своё начало с 30 апреля 1885 г., когда был издан закон, в соответствии с которым в ведении губернских казенных палат учреждались податные инспекции. Они были образованы по инициативе министра финансов Н. Х. Бунге ввиду отсутствия у казенных палат достаточных возможностей для ознакомления с условиями доходности имуществ, промыслов и торговли, подлежащих налогообложению. Податная инспекция изначально должна была представлять собой самостоятельный местный орган фискального надзора, однако впоследствии она была подчинена казенным палатам. Таким образом, податные инспекторы стали, по сути, чиновниками казенных палат по особенным поручениям [1].

Обязанности податных инспекторов заключались в следующем:

- наблюдение за поступлением торговых сборов;

- участие в раскладке местных сборов (поземельных налогов и сборов с городских недвижимых имуществ);

- наблюдение за поступлением окладных сборов;

- председательство в уездных податных присутствиях;

- наблюдение за исчислением и поступлением пошлин по безмездному переходу имуществ;

- ревизия уездных казначейств;

- постоянное наблюдение за правильностью торговли в своих участках;

- участие в генеральных проверках торговых заведений;

- содействие казенной палате в оценке ценности и доходности имуществ, подлежащих обложению в доход казны;

- донесение казенной палате о неправильности действий правительственных и общественных установлений по взиманию или распределению казенных сборов;

- исполнение других обязанностей и поручений, которые на них будут возложены казенной палатой [2].

Деятельность податных инспекторов контролировал непосредственно управляющий казенной палатой, в том числе занимался и ревизией их делопроизводства. За каждой податной инспекцией была закреплена определенная территория (город, уезд или часть большого уезда), называвшаяся податным участком. Назначение податных инспекторов в губернии и уездах утверждалось министром финансов [3].

Чтобы составить чёткое представление об обязанностях податного инспектора, необходимо рассмотреть, прежде всего, что включал в себя его основной годовой отчет. Первая часть от-

© Соловьева И. А., Корепанов А. С., 2015 50

чёта - «Общий обзор истекшего года с хозяйственной и податной точки зрения». Обзор этот делился на следующие отделы:

а) краткая характеристика урожая хлебов и цен на них в отчетному году, с пояснением условий уборки и сбыта хлебов и степени обеспеченности населения хлебом и скота - кормом, а также общие сведения о промысловых заработках населения (о наиболее развитых видах промыслов, приблизительной доходности каждого из них и о влиянии их в истекшем году на успех поступления сборов);

б) сведения об успешности поступления окладных сборов в отчетном году и об обстоятельствах, оказывающих заметное влияние на платежную способность населения;

в) данные по исполнению населением основных натуральных повинностей (подводной, дорожной, по истреблению вредных для сельского хозяйства насекомых и животных), о характере этих повинностей, способах их выполнения и приблизительной стоимости, а также о степени их тяжести для населения и влиянии на поступление окладных сборов.

Вторую часть ежегодного отчёта составлял краткий очерк деятельности податного инспектора по всем главнейшим отраслям его ведомства, где должны были рассматриваться степень обременительности тех или других обязанностей, причины успеха или неуспеха деятельности податного инспектора, встречающиеся затруднения и способы их устранения, примерное распределение времени в течение отчетного года между исполнением разного рода обязанностей (проверки торговли, производства, раскладки дополнительного раскладочного сбора, делопроизводства по квартирному присутствию и т. п.), а также - число входящих и исходящих бумаг в отчетном году. Помимо этих обязательных сведений податные инспекторы могли помещать в отчетах и иные данные по своему усмотрению [4].

В течение февраля 1904 г. в казённую палату поступали записки податных инспекторов о характеристике в хозяйственном и податном отношениях 1903 г., не самого благоприятного в силу погодных условий. Некоторые инспекторы ограничивались необходимыми статистическими сведениями с краткими комментариями, другие же стремились дать максимально полный анализ причин имеющихся недоимок по казённым и земским сборам. Например, из Котельнич-ского уезда сообщалось, что недоимки в размере 0,23% от окладных сборов были связаны не только с недородом зерновых культур и трав в отчётном году, но и с традиционными обстоятельствами: население 2-го податного участка живёт почти исключительно земледелием, кустарные промыслы со сбытом за пределами участка отсутствуют, а отхожие промыслы развиты очень слабо (незначительная часть крестьян нанимается плотовщиками в Сибири, рабочими на фабрики Московской и Владимирской губерний) [5].

Помимо этих годовых отчётов податные инспекторы ежемесячно направляли сведения о ценах на сельскохозяйственные продукты в Вятскую казённую палату и одновременно - в департамент торговли и промышленности (с 1906 г. - в Министерство торговли и промышленности). Форма представления этих отчётов включала в себя не только ценовые показатели, но и пункт «О ходе местной торговли: настроение рынка, ожидаемое движение цен, виды на урожай, состояние запасов, размеры подвозов и т. п.». Инспекторы должны были выступить в данном случае в качестве экономических экспертов, и некоторые из них очень ответственно подходили к делу. Например, инспектор 1-го податного участка Елабужского уезда И. Романов сообщал, что по состоянию на 1 марта 1906 г. объём подвоза хлеба на местные рынки «сравнительно с прежними годами следует признать весьма незначительным. Причина этому сначала - Масленица, во время которой население не занималось сбытом хлебных продуктов, а затем - сырая и снежная погода, стоявшая значительную часть месяца и препятствовавшая молотить хлеба для рынка на открытом воздухе по неимению у большинства населения овинов... В ценах перемен почти не произошло» [6].

Время и порядок составления отчетов податных инспекторов и представления их департаменту окладных сборов строго регламентировались. К 1 апреля казенная палата отправляла податному инспектору составленные ею для данного отчета таблицы. Податной инспектор, дополнив их своими сведениями и составленными им самим таблицами, составлял общий обзор, в виде объяснительного текста, и препровождал в Палату полный годовой отчет к июню. Палата после тщательной проверки составляла сводные губернские таблицы и общий обзор (подобный указанному для отчетов податных инспекторов) с заключением о характере деятельности податных инспекторов в истекшем году и степени достоверности сведений в их отчетах, а затем представляла в департамент не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

В обязанность податных инспекторов входила также ежегодная доставка в казённую палату сведений о деятельности торгово-промышленных заведений на подведомственной им территории [7]. Циркуляром департамента окладных сборов от 2 ноября 1895 г. за № 10073 предписы-

51

валось, чтобы податные инспекторы не позднее 15 апреля доставляли в департамент краткий обзор истекшей зимы и затем к 1 и 15 числу каждого месяца вплоть до 1 ноября представляли телеграммами сведения о видах на урожай озимых и яровых хлебов [8].

Периодически проводились губернские съезды податных инспекторов под руководством управляющего казённой палатой, где обсуждались вопросы составления отчётов. К сожалению, дату проведения первого съезда установить пока не удалось, а в 1895 г. в Вятке проходил уже четвёртый по счёту. Вскоре после этого съезда, 31 октября 1895 г., управляющий Екатеринослав-ской казённой палатой направил письмо управляющему Вятской казённой палатой с просьбой выслать ему копию журнала заседаний съезда для обмена опытом и приложил копию журнала заседаний съезда податных инспекторов своей губернии [9]. 9 февраля 1905 г. управляющий Вятской казённой палатой В. В. Ликандер сообщал, что на 7 марта назначен очередной съезд податных инспекторов, и просил заранее присылать вопросы, которые желательно было бы обсудить, а также «заготовленные доклады». В «Программу занятий съезда» было включено множество вопросов, разбитых на «части»: податная часть, торговая статистика, наследственные и крепостные пошлины, квартирный налог, торговые пошлины. Вопросы от инспекторов поступали, с ними работали служащие казённой палаты, многое в текстах выделено синим карандашом (возможно, принято к сведению) [10]. Елабужский инспектор Иван Романов, всегда отличавшийся очень обстоятельными отчётами, подготовил доклад по всем «частям» [11].

Одной из важнейших обязанностей податных инспекторов было участие в проведении так называемых внезапных ревизий (свидетельств) уездных казначейств. В соответствии со ст. 109 Инструкции казначействам, изданной в 1879 г., лица, производящие внезапные свидетельства казначейств, были обязаны сверять статьи приходного журнала и расходного реестра с не отосланными по принадлежности подлинными приходными и расходными документами, вывести итоги прихода и расхода сумм Государственного банка, Государственного казначейства, депозитов и специальных средств за все дни со времени последнего срочного свидетельства кассы, сличить эти итоги с кассовым журналом и по прибавлении остатка, бывшего при посланном свидетельстве, «вывести сумму, которая должна находиться в Казначействе ко дню свидетельства и которая должна оказаться совершенно тождественною с итогами кладовой книги» [12]. Помимо этого проверялись правильность хранения денег в кассе, наличие на месте дежурных караульных с положенным оружием и правильность хранения этого оружия, наличие ценных бумаг и товаров, находящихся в государственной монополии (например, игральных карт). При каждом производстве податным инспектором внезапного свидетельства местного казначейства он должен был в точности исполнять требования и представлять в казённую палату полную и достоверную информацию. 21 июня 1894 г. в циркулярном письме податным инспекторам отмечалось, что достаточно часто производимые казенные ревизии казначейств достигают своей цели - надзора за правильностью ведения делопроизводства, поэтому инспекторам вменялось в обязанность производить внезапные ревизии уездных казначейств не реже 3-4 раз в год [13].

За подробностями из этой сферы деятельности податных инспекторов можно обратиться к материалам внезапных ревизий казначейств, проводившихся в 1903 г. Чаще всего в акте ревизии фиксировалось, что «никаких неправильностей и злоупотреблений обнаружено не было» [14]. В то же время выявлялись и существенные нарушения, которые тщательно фиксировались. Например, в Елабужском казначействе «отданные на хранение денежные сундуки и пакеты доставляются туда и требуются оттуда не запечатанными и предъявляются в открытом виде получателю и сдатчику»; денежный ящик Елабужского комитета с пожертвованиями И. И. и Д. И. Стахее-вых на благотворительные нужды «выдавался постороннему лицу - члену городской управы крестьянину Ивану Антропову»; к денежному ящику училища слепых в Елабуге и Елабужского попечительного комитета «не были приложены печати всех членов, как требуют правила» [15]. Во время ревизии Нолинского казначейства дежурный караульный держал заряженный револьвер на столе [16]. Но чаще всего нарушения были связаны с ведением отчётной документации самих казначейств и сберегательных касс при них.

Важно отметить, что уездным казначеям приходилось работать над устранением недостатков, выявленных податными инспекторами в ходе ревизий. Например, ревизия сберегательной кассы при Воткинском казначействе в июле 1903 г. выявила целый ряд нарушений: неверный расчёт процентов по ценным бумагам, перевод средств на новый счёт без закрытия старого, отсутствие взаимной проверки правильности расчётов по контрольным выпискам и т. д. Казначей и старший бухгалтер оправдывались при этом нехваткой работников [17]. А в начале декабря исполняющий дела Воткинского казначея А. Криницын рапортовал управляющему Вятской казённой палатой: «.Ошибки, допущенные Воткинским казначейством в счетоводстве и отчётности по Сберегательной кассе. в настоящее время почти уже все найдены. Ошибки произошли 52

исключительно от неправильных арифметических действий в лицевых счетах, не задевая главной книги...» [18]. Аналогичные нарушения были выявлены и в ходе ревизии в июле 1903 г. сберегательной кассы при Ижевском казначействе; впоследствии «делопроизводство заметно упорядочено после передачи заведования кассой от писца Москалева к бухгалтеру II разряда Морозову» [19]. В ходе ревизии Сарапульского казначейства был выявлен «беспорядок в помещении», и спустя некоторое время, в сентябре 1903 г., проводилась повторная ревизия, в результате которой было установлено, что «сырость, некогда существовавшая, в настоящее время устранена, кроме кладовой, где хотя и есть сырость, но небольшая.» [20]. В декабре того же года податной инспектор направил управляющему казённой палатой рапорт с сообщением о том, что «в кладовой казначейства совершенно сухо; все ценности расположены в самом строгом порядке.» [21].

В случае каких-либо изменений в законах о взимании налогов, пошлин и сборов податные инспекторы получали соответствующую информацию из Вятской казённой палаты. Так, 10 апреля 1895 г. было Высочайше утверждено Мнение Государственного Совета об установлении некоторых льгот по взиманию крепостных пошлин (они налагались при переходе недвижимой собственности из одних рук в другие) и с безмездного перехода имуществ [22]. Данный закон отменил пошлины в случае безмездного перехода от одного супруга к другому и к родственникам по прямой линии сельской земельной собственности и установил для отдельных случаев льготное исчисление крепостных пошлин [23]. Особую статью доходов казны составляли сборы с паровых котлов. 12 сентября 1897 г. Министерство финансов разъясняло казённым палатам, чинам фабричной инспекции и губернским механикам, что правила сбора за следующий, 1898 год сохраняются прежние: за котлы, принадлежащие предприятиям, содержание которых дозволяется не иначе как с платежом сбора за право торговли и промыслов, - одновременно со взятием торговых документов, т. е. в период от 1 ноября по 1 января; за прочие котлы - не позднее 1 октября [24]. 25 апреля 1900 г. Вятская казенная палата препроводила податным инспекторам инструкцию «Об обложении промысловым налогом ренсковых погребов и почтовых и земских станций», где сообщалось, что отныне циркулярным предписанием Министра финансов по департаменту торговли и мануфактур от 3 апреля за № 11507 утрачивали силу два документа: циркуляр департамента торговли и мануфактур от 26 ноября 1899 г. за № 37 979 в части, касающейся отдельного обложения государственным промысловым налогом ренсковых погребов, содержимых при колониальных, бакалейных и других магазинах и лавках, и циркуляр казенной Палаты от 19 января за № 591 об обложении содержимых подрядным способом почтовых и земских станций одновременно по сумме подряда и по числу наемных рабочих. Также сообщалось, что излишне уплаченные владельцами вышеназванных предприятий деньги (за вторые промысловые свидетельства) могут быть возвращены по особым ходатайствам владельцев, оплаченным гербовым сбором [25].

Следовательно, объём текущих дел податных инспекторов на протяжении 1890-х гг. постоянно возрастал. Не удивительно, что они не всегда успевали качественно выполнить всю возложенную на них работу. Так появлялись критические замечания в их адрес. 26 июля 1896 г. исполняющий обязанности вятского губернатора вице-губернатор Н. Н. Новосельский отмечал в послании податным инспекторам и некоторым учреждениям Вятской губернии следующую ситуацию: по данным губернского присутствия, ход дел по обследованию хозяйственного положения и платежных средств недоимочных селений Вятской губернии, на предмет предоставления льгот по уплате недоимок выкупных платежей по закону 7 июля 1894 г., «значительно замедляется должностными лицами, на которых эти обследования возложены, кроме того, сами обследования производятся в большинстве случаев неточно и возвращаются лицам, которые их производили, отчего происходит как излишняя переписка, так и непроизводительная трата времени» [26]. 19 октября 1896 г. податным инспекторам Вятской губернии был разослан циркуляр «О предъявлении сведений об урожаях хлебов в департамент окладных сборов». Через некоторое время управляющий казенной палатой отмечал, что в присланных некоторыми податными инспекторами в октябре копиях ведомостей об урожае хлебов в текущем году было выявлено несоответствие в цифровых данных о числе казенных десятин под посевами с таковыми же в предварительных сведениях, представленных в департамент [27]. Во время производства в 1896 г. ревизии делопроизводства некоторых из податных инспекторов было замечено, что вырученные за проданные торговые документы деньги вносятся ими в казначейства позже срока, установленного «Инструкцией о порядке выдачи торговых документов». Поэтому было издано распоряжение о том, что податные инспекторы «отныне при взносе в казначейства денег за проданные торговые документы должны строго исполнять требования § 13 "Инструкции", согласно которому взысканные за торговые документы сборы должны быть вносимы в казначейство, при выдаче

документов на месте жительства податного инспектора или на следующий после их выдачи день, в случае же выдачи их во время объездов податного участка - немедленно по возвращении» [28].

Представителями губернской администрации податные инспекторы воспринимались как основные эксперты в области хозяйственного положения уездов. Их мнение запрашивалось, в частности, при обсуждении вопроса об открытии новых ярмарок. Так, 25 сентября 1900 г. вице-губернатор Н. Н. Новосельский сообщил управляющему Вятской казённой палатой о постановлении губернского земского собрания от 19 января 1900 г. об открытии новых ярмарок в 17 сёлах Яранского, Нолинского, Глазовского, Слободского, Сарапульского уездов, а также одной новой ярмарки в Малмыже [29]. Вице-губернатор в связи с этим запрашивал, не будет ли каких-либо возражений со стороны казённой палаты для утверждения данного постановления. Уже

4 октября от имени управляющего казённой палатой были разосланы запросы податным инспекторам соответствующих уездов. Перечень вопросов, на которые ожидались ответы, был достаточно обширным. Вот только некоторые из них: на каком основании возбуждено ходатайство об открытии ярмарки, не совпадают ли планируемые дни ярмарки с какими-либо местными церковными праздниками, насколько данные сёла развиты в торгово-промышленном отношении, кто и кому будет сбывать товары на ярмарке, на какой оборот можно рассчитывать, можно ли рассчитывать на подъём производительности в крае в связи с открытием ярмарки? Наконец, податным инспекторам предлагалось дать собственное заключение «о необходимости и пользе» открытия данной ярмарки [30]. Сроки представления ответов на эти запросы не оговаривались, однако податные инспекторы отреагировали достаточно оперативно: сохранившиеся документы датированы в диапазоне от 16 октября до 1 ноября 1900 г. По существу дела податными инспекторами высказывались самые разные мнения; приводимые ими аргументы свидетельствуют о хорошем знании не только хозяйственного положения уездов, но и взаимоотношений в среде местного населения. Оптимистичный прогноз в связи с перспективой открытия новой, четырёхдневной ярмарки в Малмыже давал податной инспектор Малмыжского уезда М. Столбов. Он отмечал, что «и в настоящее время в дни с 7 по 9-10 июля в г. Малмыже производится торговля без формального утверждения ярмарки», торговый оборот новой ярмарки может составить около

5 тысяч рублей, а сама она будет «не лишней попыткой прийти на помощь нуждам местного населения». Более того, податной инспектор предлагал закрыть «как уже не существующую» Екатерининскую ярмарку в Малмыже, проходившую в прежние годы с 28 ноября по 5 декабря [31]. Податной инспектор Слободского уезда М. Ковальков столь же позитивно оценивал перспективы открытия ярмарок в сёлах Косинском и Полынке, прогнозируя оборот каждой из них примерно в 10 тысяч рублей. Он указывал, что здесь возможна торговля не только сельскохозяйственными, но и промышленными товарами, а жители окрестных селений будут избавлены от «обременительных для них поездок в отдалённые города» [32].

А вот с решением об открытии ярмарок в сёлах Верх-Ишетском Нолинского уезда и Троицком Яранского уезда податные инспекторы оказались категорически не согласны и мнение своё не сочли нужным смягчать. Нолинский податной инспектор С. Леплинский отмечал, что ходатайство об открытии ярмарки в селе Верх-Ишетском «возбуждено не сельским, а церков-но-приходским сходом. так как открытая в том или ином селе ярмарка прежде всего являет финансовую выгоду причту той церкви, при которой ярмарка открыта; окрестные же сельские обыватели, занимая центральное положение между такими довольно бойкими торговыми пунктами, как сёла Татаурово, Афанасьевское, Богословское и Ишетское. не ощущают особой потребности в установлении ещё одной ярмарки в селе Верх-Ишетском.» С. Леплинский заключал, что данное ходатайство, по его мнению, «является совершенно праздной затеей небольшой горсти докучных людей.» [33]. Аналогичные соображения высказал и податной инспектор 2-го участка Яранского уезда Пальчиков, отметив, что инициатива открытия двух однодневных ярмарок в селе Троицком «принадлежала не сельскому сходу, как положено по закону, а церковно-приходскому»: «собрание народа в оба эти дня в селе Троицком нельзя назвать многолюдным», а церковная община рассчитывает «на увеличение в эти дни церковных доходов в той мере, в какой представляется возможность привлечь больше стечения народа публикациями об открытии базаров». Поэтому он предлагает отклонить ходатайство, которое «вытекает не из торговых интересов местного населения» [34].

Аналогичная переписка между управляющим казённой палатой и рядом податных инспекторов развернулась в начале 1901 г. в связи с постановлением губернского земского собрания об открытии ярмарок в сёлах Вожгальском Вятского уезда, Шешурге Яранского уезда и Сезеневе Слободского уезда [35]. Здесь податные инспекторы не находили серьёзных перспектив, но высказывались без особых эмоций. Например, податной инспектор Вятского уезда сообщал, что в селе Вожгальском каждое воскресенье работают «обыкновенные базары», а новая ярмарка «не 54

даст краю никакой пользы», ссылаясь на то, что «после открытия с недавнего времени ярмарок край остался в том же неподвижном положении, как и был ранее» [36].

Мнение податных инспекторов оказалось очень значимым и при рассмотрении ещё одного серьёзного вопроса - учреждения казначейства в слободе Кукарке Яранского уезда. Эта инициатива исходила от жителей слободы, подавших в 1902 г. соответствующее прошение в департамент Государственного казначейства. Оттуда был сделан запрос в Вятскую казённую палату, на основании которого податные инспекторы Яранского уезда должны были дать характеристику торгово-промышленного состояния Кукарки и оценить целесообразность открытия в слободе казначейства. Одно из дел фонда Вятской казённой палаты хранит обширное письмо инспектора 2-го податного участка Яранского уезда (к сожалению, его неразборчивая подпись не позволяет назвать фамилию), где самым подробным образом описаны сословный состав населения Кукар-ки, ежегодно собираемые суммы казённых и земских сборов, торгово-промышленные заведения и их доходность, предприятия, ведущие экспортную торговлю, объёмы денежных переводов жителям слободы и иногородним торговцам через Яранское казначейство. По его подсчётам, «в случае открытия в Кукарке казначейства к нему могут быть причислены для внесения окладных сборов 22 волости (1827 окладных единиц) с общей суммой сборов до 500 тысяч рублей в год», тогда как ежегодные расходы на содержание казначейства составят примерно 55 тысяч рублей [37]. Несомненно, настолько убедительные доводы в пользу открытия казначейства оказали влияние на позицию губернских и столичных властей, и 1 июля 1904 г. казначейство в Кукарке появилось [38].

В фондах ГАКО сохранились интересные документы, позволяющие узнать, какие особые требования предъявлялись к служащим, занимающим должность податных инспекторов. 18 августа 1892 г. департамент окладных сборов издал циркуляр за № 5571 «О несовместимости должности податного инспектора с частными занятиями по торгово-промышленной части». Судя по всему, за соблюдением этого распоряжения осуществлялся периодический контроль. 6 марта 1896 г. Вятская казенная палата констатировала, что, по имеющейся в департаменте информации, некоторые податные инспекторы ошибочно полагают, что им запрещено лишь участие в чужих торгово-промышленных предприятиях, и «производят в месте их служения торгово-промышленные действия и даже имеют соответственные сему заведения». Вятская казенная палата в связи с этим признавала «совершенно недопустимым занятие податных инспекторов и составляющих их семейства лиц каким-либо видом торга или промысла» [39]. В тех случаях, когда податные инспекторы избирались на какие-то общественные должности, они должны были своевременно информировать об этом своё руководство. Управляющий Вятской казенной палатой В. В. Ликандер 20 февраля 1898 г. предписал податному инспектору Яранского уезда, препровождая для сведения копию циркулярного предписания департамента окладных сборов от 14 января за № 356, в случае избрания его в участковые попечители немедленно доложить ему об этом [40].

Заслуживает внимания следующий документ. В представленном 28 октября 1899 г. заключении о смете расходов Яранского уездного земства на 1900 г. податной инспектор Яранского уезда Э. И. Ясенский нашел излишним расход в 950 рублей на увеличение вознаграждения казначейству за счетоводство по земским суммам ввиду того, что вопрос о вознаграждении казначейств за эту работу ещё только обсуждался в высших правительственных учреждениях. Однако управляющий Вятской казенной палатой разъяснил, что согласно § 12 Правил обращения сумм земских учреждений в кассах Министерства финансов, приложенных к циркуляру департамента Государственного казначейства от 14 июня 1895 г. за № 52, на усиление средств казначейств по приему и расходованию состоящих в распоряжении земских управ сумм отчисляется известный процент [41]. Подобная позиция податного инспектора не может не вызывать уважения.

Таким образом, податные инспекторы являлись вторыми по степени значимости, после уездных казначеев, служащими финансовых учреждений уездного уровня. От добросовестного исполнения ими своих служебных обязанностей зависело успешное исполнение доходной части бюджета, формирование в губернских органах адекватного представления о состоянии хозяйства и его перспективах, осуществление должного контроля за деятельностью уездных казначейств. Именно податные инспекторы становились компетентными экспертами в области развития местной торговли, промышленности и аграрного хозяйства.

Примечания

1. Фадейкина Н. В., Воронов В. А. История российского казначейства: дореволюционный период / / Сибирская финансовая школа. 2005. № 2. С. 32.

2. См. там же.

3. См. там же.

4. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 10 об. - 11.

5. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 2983. Л. 12-13.

6. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 6051. Л. 54-54 об.

7. Об этом см.: Соловьева И. А. К вопросу об экономическом состоянии Вятской губернии в конце XIX - начале XX в. // Вятская земля в прошлом и настоящем: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Киров, 2012. С. 86-87.

8. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 41.

9. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 2863. Л. 56.

10. Там же. Л. 1-3 об.

11. Там же. Л. 26-41.

12. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 123.

13. Там же. Л. 22.

14. См., напр.: ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 1370. Л. 10.

15. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 1370. Л. 86-86 об.

16. Там же. Л. 151.

17. Там же. Л. 102-103 об.

18. Там же. Л. 124.

19. Там же. Л. 105-106 об.

20. Там же. Л. 90.

21. Там же. Л. 174.

22. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 5.

23. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/91760/

24. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 59.

25. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 1. Л. 130.

26. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 23.

27. Там же. Л. 29.

28. Там же. Л. 20.

29. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 3403. Л. 1.

30. См. там же. Л. 2-12.

31. Там же. Л. 14 об. - 15.

32. Там же. Л. 16 об.

33. Там же. Л. 17-17 об.

34. Там же. Л. 18 об. - 19 об.

35. Там же. Л. 40-42 об.

36. Там же. Л. 40 об. - 41.

37. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 1475. Л. 11 об. -12 об.

38. Подробнее см.: Соловьева И. А. Становление казначейства в Вятско-Камском регионе в конце XVIII - начале XX в. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4(1). С. 38.

39. ГАКО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 2. Л. 16.

40. Там же. Л. 70.

41. Там же. Л. 128.

Notes

1. Fadeykina N. V., Voronov V. A. Istoriya rossiiskogo kaznacheistva: dorevolyucionnyi period [History of the Russian Treasury: pre-revolutionary period] / / Siberian School of Finance. 2005. № 2. P. 32.

2. Ibid.

3. ibid.

4. State archive of the Kirov region (SAKR). F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 10 Reverse. - 11.

5. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. 2983. P. 12-13.

6. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. 6051. P. 54-54 Reverse.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. On this see.: Solovieva I. A. K voprosu ob ekonomicheskom sostoyanii Vyatskoi gubernii v konce XIX -nachale XX v. [To a question about the economic state of the Vyatka province in the late XIX - early XX century] / / [Vyatskaya zemlya v proshlom i nastoyashem] Vyatka region in the past and present: Dig. materials region. scientific. conf. Kirov. 2012. P. 86-87.

8. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 41.

9. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. 2863. P. 56.

10. Ibid. P. 1-3 Reverse.

11. Ibid. P. 26-41.

12. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 123.

13. Ibid. P. 22.

14 See. Eg .: GAKO. F. 176. Inv. 1. C. 1370. P. 10.

15. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. 1370. P. 86-86 Reverse.

16. Ibid. P. 151.

17. Ibid. P. 102-103 Reverse.

18. Ibid. P. 124.

19. Ibid. P. 105-106 Reverse.

20. Ibid. P. 90.

21. Ibid. P. 174.

22. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 5.

23. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/91760/

24. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 59.

25. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 1. P. 130.

26. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 23.

27. Ibid. P. 29.

28. Ibid. P. 20.

29. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. P. 3403. 1.

30. See. Ibid. P. 2-12.

31. Ibid. P. 14 Reverse - 15.

32. Ibid. P. 16 Reverse.

33. Ibid. P. 17-17 Reverse.

34. Ibid. P. 18 Reverse - 19 Reverse.

35. Ibid. P. 40-42 Reverse.

36. Ibid. P. 40 Reverse - 41.

37. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. P. 1475. 11 Reverse. 12 Reverse.

38. See .: Soloviev IA Becoming Treasury Vyatsko Kama region in the late XVIII - early XX century. / / Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University. 2012. № 4 (1). P. 38.

39. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 16.

40. Ibid. P. 70.

41. Ibid. P. 128.

УДК 94(470.342) "1935/1941"

П. Н. Шарабаров

Застройка и благоустройство г. Кирова в 1935-1941 гг.

В статье анализируется развитие отдельных звеньев городского хозяйства г. Кирова во второй половине 1930-х гг. Автором показан бурный рост города, развитие социальной инфраструктуры, толчком к чему стало превращение Кирова в краевой, а затем областной центр. Уделено внимание жилищной, административной и культурной застройке, строительству канализации, водопровода, развитию дорожной сети, городского транспорта, электроснабжению и благоустройству города. Выявлены проблемы, вставшие перед городскими властями и простыми жителями, в связи с изменением облика краевого/областного центра.

The article analyzes development of separate spheres of urban economy in the city of Kirov during the second half of the 1930s. The author has shown a rapid growth of the city, the development of social infrastructure, which became the impetus for transformation of Kirov into a regional center. Attention is paid to the residential, administrative and cultural building, construction of a sewer and a water supply systems, development of the road network, city transport, electrification and landscaping of the city. The article reveals some problems, which were facing to the municipal authorities and citizens, due to changes of the city image.

Ключевые слова: городское хозяйство, благоустройство, электроснабжение, городской транспорт, социальная инфраструктура.

Keywords: municipal economy, landscaping, electrification, city transport, social infrastructure.

Рубеж 1920-1930-х гг. был ознаменован резким изменением административного статуса г. Вятки. В 1929 г. столица губернии стала центром округа, а в 1930 г. - главным городом района в

© Шарабаров П. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.