Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА ТЮТЮКИНА (ЧАСТНЫЕ ЗАМЕТКИ)'

СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА ТЮТЮКИНА (ЧАСТНЫЕ ЗАМЕТКИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. В. ТЮТЮКИН / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИППК МГУ / МЕНЬШЕВИЗМ / Г. В. ПЛЕХАНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карнишин Валерий Юрьевич

Представлены воспоминания автора о знакомстве с работами С.В. Тютюкина, личных встречах с этим выдающимся историком и о его педагогической деятельности в должности профессора кафедры истории ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, кратко анализируются его основные исследования и их место в исторической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА ТЮТЮКИНА (ЧАСТНЫЕ ЗАМЕТКИ)»

Карнишин Валерий Юрьевич

доктор исторических наук Пензенский государственный университет

СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА ТЮТЮКИНА

(частные заметки)

В своё время Э. Хобсбаум отмечал наличие области между «современностью» и «историей», между историей и памятью, между огромным числом доступных документов и воспоминаниями участников событий, способных ещё сказать: «Нет, это было совсем не так»1. Думается, обращение к воспоминаниям об учёных, как продолжающих творить, так и, увы, ушедших от нас, позволяет приблизиться к уяснению самой природы исторического познания, поскольку картины мира наших современников на различных этапах развития страны и научного развития не могут не вызывать пристальный интерес академического сообщества.

Моё знакомство с первыми монографиями Станислава Васильевича Тютюкина относится к студенческим годам в Калининском государственном университете. Тогда, на фоне возрастания интереса к истории политических партий России, называвшихся в советской исторической науке «непролетарскими», и проведения ряда всесоюзных научных конференций, инициированных Академией наук СССР на базе моей alma mater, при следовании официальной нормативной идеологии всё же появлялось стремление понять, чем отличались воззрения большевиков, меньшевиков, кадетов, октябристов и «черносотенцев». Отсюда - желание прочитать две монографии, изданные в 1972 и 1981 гг.2

Эти глубокие по содержанию аналитические исследования следует воспринимать с учётом особенностей исторического образования и влияния устойчивых, не подлежащих критике установок официальной партийной пропаганды. И всё же моё внимание привлекло то обстоятельство, что постановка задач в работах С.В. Тютюкина исключала известные нашему поколению положения о «разоблачениях оппортунистов в рабочем движении». Соглашусь с мнением И.С. Удальцова, отмечающего качественные особенности стиля

1 РуткевичА.М. Прошлое историка // Философский журнал. 2008. № 1. С. 30.

2 Тютюкин С.В. Война, мир, революция: Идейная борьба в рабочем движении России 1914 - 1917 гг. М., 1972. 304 с.; Его же. Первая российская революция и Г. В. Плеханов. Из истории идейной борьбы в рабочем движении России в 1905 - 1907 гг. М., 1981.334 с.

Станислава Васильевича: «документальную обстоятельность, бережное отношение к фактам, стилистическое мастерство и академическую смелость»3. Безусловно, прав и доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета

B.Н. Казарин, который пишет, что «на страницах книги С.В. Тютюкина ["Война, мир, революция. Идейная борьба в рабочем движении в России 1914-1917 гг." - прим. В.К.] ленинские взгляды на войну, на положение Второго Интернационала, позицию российской социал-демократии и других левых партий, отношение к лозунгу Соединенных Штатов Европы и другие важнейшие вопросы, конечно же, были детально проанализированы. Но содержались суждения и оценки также и оппозиционных деятелей-эмигрантов тех лет: Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева и др. Конечно, в монографии не было их возвеличивания, которое стало (правда, на короткий "перестроечный" период) присутствовать в литературе, преимущественно публицистической. Нет, это был

/■— и и w w w 4

обстоятельный критический анализ их взглядов, выверенный и спокойный»4.

Несколько озадачило содержание одной из рецензий на упомянутую монографию

C.В. Тютюкина5. Рецензия эта уже тогда представлялась, конечно же, необъективной. Спустя годы в опубликованных моим учителем Валентином Валентиновичем Шелохаевым дневниковых записях обнаружилось свидетельство о ситуации вокруг этой монографии, изданной в 1972 г.: «Помню, в секторе устроили критический разбор первой монографии [С.В. Тютюкина - прим. В.К.], он вел себя достойно. От секторского руководства требовали санкций в отношении Тютюкина. Дело дошло даже до голосования, и, к сожалению,

некоторые наши сотрудники не поддержали Тютюкина. Мне за них до сих пор очень

6

стыдно» .

Многим преподавателям высших учебных заведений, проходившим повышение квалификации в Институте профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова в непростые 1990-е годы, запомнились блестящие спецкурсы, прочитанные Станиславом Васильевичем. Их значение заключалось в том, что они давали навык профессиональной «навигации» в условиях поиска новых методологических ориентиров на фоне преодоления многолетних мифов и стереотипов. В то же время следовало учитывать и введение в научный оборот новых архивных документов, известное как «архивная революция». Станислав Васильевич скрупулезно проанализировал особенности либеральных и консервативных тенденций в первой четверти XIX в., внутриполитического курса в период 1825-1855 гг., реформаторского процесса во второй половине XIX в. В спецкурсе были рассмотрены особенности модернизационного процесса

3 Удальцов И.С. Станислав Васильевич Тютюкин (1935-2019): ученый, редактор, педагог // История: факты и символы. 2021. № 2 (27). С. 157.

4 Казарин В.Н. Станислав Васильевич Тютюкин как ученый-педагог: страницы воспоминаний и ретроспективный анализ // История: факты и символы. 2021. № 2 (27). С. 147.

5 Ерыкалов Е.Ф., Черменский Е.Д. Рецензия: С. В. Тютюкин. Война, мир, революция // Вопросы истории КПСС. 1974. № 5. С. 115-121.

6 Шелохаев В.В. Дневник историка. М., 2013. С. 26.

в позднеимперской России, на основе анализа документов политических партий начала ХХ века показано авторское видение альтернатив развития страны. С.В. Тютюкин отмечал, что «процесс модернизации России продолжается и поныне, но он имеет уже новое содержание и новые формы и выходит далеко за рамки настоящего очерка [созданного по материалам спецкурса и опубликованного на страницах альманаха "ХХ век и Россия: общество, реформы, революции" в 2016 г. - прим. В.К.]»7. Вспоминая о лекциях Станислава Васильевича, В.Н. Казарин отмечает: «Обычным, неторопливым голосом, без особого напряжения, как у некоторых профессиональных лекторов, он отметил, что проблема реформ и революций в истории России второй половины XIX - начала ХХ в. - ключевая»8.

В дальнейшем, в годы обучения в аспирантуре МГУ им. М. В. Ломоносова и при работе над докторской диссертацией в докторантуре МПГУ, мне довелось неоднократно участвовать в конференциях, на которых выступал Станислав Васильевич. Его исследования позволили по-новому осмыслить деятельность меньшевиков и личность А.Ф. Керенского9. Тщательное изучение наследия Г.В. Плеханова было отражено в фундаментальной монографии, изданной в 1997 г.10 Вспоминаются добрые слова о Станиславе Васильевиче, высказанные в беседе со мной заведующей Домом Плеханова РНБ Татьяной Ивановной Филимоновой в ноябрьский день 1990 года, когда я просил помочь в поиске неопубликованных статей Г.В. Плеханова, посвященных оценкам деятельности российских либералов. Татьяна Ивановна упомянула о Станиславе Васильевиче как о крупном специалисте, всесторонне и глубоко изучившем плехановские работы.

Памятна встреча со Станиславом Васильевичем во время работы Международной научной конференции «Политические партии в российских революциях в начале ХХ века»11. Обсуждались новые книги из серии «Жизнь замечательных людей», посвящённые российским императорам и императрицам, интерпретации истории политического масонства. Привлекали внимание оценки, данные С.В. Тютюкиным современной историографии, его критические суждения о потоке ненаучной литературы, посвящённой различным аспектам истории («фолк хистори»).

7 Тютюкин С.В. Проблемы модернизации России в XIX - начале ХХ ст. Материалы к курсу // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. Самара, 2016. Вып. 4. С. 187. URL: http://sb0rnik.libsmr.rU/c0ntent/st0ries/4/sb04_11.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

8 Казарин В.Н. Указ. соч. С. 149.

9 Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксисты и русская революция. М., 1996. 240 с.; Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. М., 2002. 560 с.; Его же. Александр Керенский. Страницы политической биографии (19051917 гг.). М., 2012. 309 с.

10 Тютюкин С.В. Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста. М., 1997. 376 с.

11 Политические партии в российских революциях в начале ХХ века / Рос. акад. наук, Институт российской истории, Научный совет по истории социальных реформ, движений и революций; под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 2005. 532 с.

Ценность исследований Станислава Васильевича Тютюкина выверена временем и самим процессом развития исторической науки, а его личность сохраняется в памяти как личность человека, преданного Науке, и остающегося примером для новых поколений, вступающих на непростой путь познания истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.