Научная статья на тему 'Становление исторического образования и науки в Ставропольском Государственном педагогическом институте в 1940-1960-е гг'

Становление исторического образования и науки в Ставропольском Государственном педагогическом институте в 1940-1960-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
500
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / СТАВРОПОЛЬСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / HISTORICAL SCIENCE / STAVROPOL HISTORIOGRAPHY / STAVROPOL PEDAGOGICAL INSTITUTE / TRAINING OF SCIENTIIC PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ноздринов Владимир Викторович

Статья посвящена исследованию становления исторической науки и образования в Ставрополе в контексте времени и оценке деятельности первых профессиональных историков Ставрополья на примере жизни профессоров В. А. Романовского и П. А. Шацкого. Автором изучены условия и характер становления научной исторической школы в Ставропольском педагогическом институте. Дан анализ состоянию исторического знания в первой половине XX века, а именно отсутствию академических центров изучения истории Северного Кавказа и Ставрополья и подготовки научных кадров. Рассмотрены причины создания исторического факультета в послевоенный период. До приезда В. А. Романовского историческое знание на Ставрополье находилось на донаучном уровне. Автор сознательно разделяет понятия краеведение и историческая наука. Краю необходимо было основать собственную базу исторических исследований пока серьёзно не изученного региона Северного Кавказа и подготовки своих специалистов историков не только будущих учителей школ, но и учёных университетского уровня. Нами положительно оценён первый период становления исторического факультета (1946 конец 1960-х.), как плодотворный этап в создании ставропольской исторической школы. Труды 50х 60х годов XX века стали основой для дальнейшего изучения многих проблем политического, экономического, социального и культурного развития Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF HISTORICAL EDUCATION AND SCIENCE IN THE STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE 1940-1960s

The article studies the establishment of historical science and education in Stavropol in the context of time and attempts to assess the activities of irst professional historians of Stavropol by the example of professors V. A. Romanovsky and P. A. Shatsky. The author studied the conditions and the peculiarities of scientiic historical school development in the Stavropol Pedagogical Institute. The analysis of the state of historical knowledge in the irst half of the 20th century is conducted, namely, the absence of academic centers to studyi the history of the North Caucasus and the Stavropol region and train scien-tiic personnel. The article studies the reasons for the establishment of the historical faculty in the postwar period and the context of inviting a well-known all-Union level scientist Viktor Romanovsky that was fallen in disgrace that time. It is claimed that prior to V. A. Romanovsky the historical knowledge in the Stavropol region was at the pre-scientiic level. The author differentiates the concepts of local history and historical science. The region needed to establish its own database of historical studies while seriously exploring the North Caucasus region and training its history experts not only school teachers but also university-level scientists who were supposed to study the history of the North Caucasus. The author views the first period of establishing the Faculty of History (1946 the end of the 1960s) as a fruitful stage in the development of Stavropol historical school. The works of the 50s-60s of the XX century served the basis for further study of many problems of political, economic, social and cultural development of the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Становление исторического образования и науки в Ставропольском Государственном педагогическом институте в 1940-1960-е гг»

УДК 94:930.1(470.63)

В. В. Ноздринов

СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1940-1960-е гг.

Статья посвящена исследованию становления исторической науки и образования в Ставрополе в контексте времени и оценке деятельности первых профессиональных историков Ставрополья на примере жизни профессоров В. А. Романовского и П. А. Шацкого. Автором изучены условия и характер становления научной исторической школы в Ставропольском педагогическом институте. Дан анализ состоянию исторического знания в первой половине XX века, а именно отсутствию академических центров изучения истории Северного Кавказа и Ставрополья и подготовки научных кадров. Рассмотрены причины создания исторического факультета в послевоенный период. До приезда В. А. Романовского историческое знание на Ставрополье находилось на донаучном уровне. Автор сознательно разделяет понятия

краеведение и историческая наука. Краю необходимо было основать собственную базу исторических исследований пока серьёзно не изученного региона Северного Кавказа и подготовки своих специалистов - историков не только - будущих учителей школ, но и учёных университетского уровня. Нами положительно оценён первый период становления исторического факультета (1946 - конец 1960-х.), как плодотворный этап в создании ставропольской исторической школы. Труды 50х - 60х годов XX века стали основой для дальнейшего изучения многих проблем политического, экономического, социального и культурного развития Северного Кавказа.

Ключевые слова: Историческая наука, Ставропольская историография, Ставропольский педагогический институт, подготовка научных кадров.

V. V. Nozdrinov

ESTABLISHMENT OF HISTORICAL EDUCATION AND SCIENCE IN THE STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE 1940-1960s

The article studies the establishment of historical science and education in Stavropol in the context of time and attempts to assess the activities of first professional historians of Stavropol by the example of professors V. A. Romanovsky and P. A. Shatsky. The author studied the conditions and the peculiarities of scientific historical school development in the Stavropol Pedagogical Institute. The analysis of the state of historical knowledge in the first half of the 20th century is conducted, namely, the absence of academic centers to studyi the history of the North Caucasus and the Stavropol region and train scientific personnel. The article studies the reasons for the establishment of the historical faculty in the postwar period and the context of inviting a well-known all-Union level scientist Viktor Romanovsky that was fallen in disgrace that time. It is claimed that prior to V. A. Romanovsky the historical knowledge in the

Stavropol region was at the pre-scientific level. The author differentiates the concepts of local history and historical science. The region needed to establish its own database of historical studies while seriously exploring the North Caucasus region and training its history experts - not only school teachers but also university-level scientists who were supposed to study the history of the North Caucasus. The author views the first period of establishing the Faculty of History (1946 - the end of the 1960s) as a fruitful stage in the development of Stavropol historical school. The works of the 50s-60s of the XX century served the basis for further study of many problems of political, economic, social and cultural development of the North Caucasus.

Key words: historical science, Stavropol historiography, Stavropol Pedagogical Institute, training of scientific personnel.

Целью данной статьи является изучение процесса становления исторической науки в

Ставрополе. Задачами исследования считаем освещение деятельности одних первых про-

фессиональных историков В. А. Романовского и П. А. Шацкого. Источниковой базой статьи послужили документы фондов В. А. Романовского и Ставропольского государственного педагогического института, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края, а также документы о работе и защите докторской диссертации П. А. Шацкого находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Надо отметить узость историографической базы проблемы, она представляет собой круг проблемных и юбилейных статей и заметок ставропольских исследователей [1; 14; 16].

История становления исторической науки в Ставрополе имеет долгие традиции. В 2016 году кафедре истории России Северо-Кавказского Федерального Университета (бывшего Ставропольского государственного университета, бывшего педагогического института) исполнилось 70 лет, историческому факультету (одному из старейших в вузе) в 2018 исполнилось бы 74 года. За это время факультет воспитал целую плеяду учёных - историков, ставших гордостью науки не только Северного Кавказа, но и широко известных в стране. Также актуализирует выбранную тематику современное состояние исторической науки и гуманитарного знания. Поиск путей дальнейшего развития невозможен без переосмысления предыдущего опыта, особенно если он связан с созданием научной школы на «новом месте».

Исторический факультет Ставропольского государственного Педагогического института (СГПИ) был создан во время Великой Отечественной войны в 1944 г., когда повысилась востребованность в специалистах-историках, перед которыми ставились задачи научно-пропагандистской работы. Первая «историческая» кафедра была создана в июле 1946 г. и первоначально называлась кафедра истории СССР. Её заведующим стал декан исторического факультета А. С. Звенигородский [10]. В 1947 г. после 5 лет в Исправительно-Трудовом лагере, (куда он попал в 1935 г.), и 7 лет ссылки в Караганде, по итогам многочисленных ходатайств органы НКВД разрешили переезд на Ставрополье Виктору Александровичу Романовскому. В действительности В. А. Романовский переехал в Ставрополь уже в начале 1946 г., о чём говорят документы из фонда СГПИ [4]. На момент приезда в Ставрополь В. А. Романовскому было 57 лет, и он уже был известным учёным всесоюзного уровня. Это был известный украинский историк, профессор, у которого по итогам сфабрикованного уголовного дела о контрреволюционной агитации отобрали все

звания и награды, бывший директор Киевского Центрального архива древних актов, один из основоположников теории архивного дела в СССР [3]. Его учебник по архивоведению долгое время являлся единственным изданием такого рода в СССР и сохранял свою актуальность десятилетиями [24]. Поначалу В. А. Романовского, как политически неблагонадежного, взяли преподавать историю в Прасковей-ском винодельческом техникуме. Однако вскоре учёного перевели в Ставрополь, т. к. в СГПИ не хватало дипломированных преподавателей истории, и руководство института рискнуло пригласить на должность неблагонадежного ученого со статусом «врага народа» [1]. В. А. Романовский официально был принят на работу 17 ноября 1947 г., хотя повторимся, фактически работать стал значительно раньше [4].

Историческое знание на Ставрополье в середине XX в. существовало в рамках дореволюционного историописания и не вышло из его рамок к началу Великой Отечественной войны. Преподавание велось в рамках краткого курса истории ВПК(б). После освобождения Ставрополя в 1943 г. начинается новый этап в развитии исторической науки, в первую очередь связанный с необходимостью использования истории в пропагандистских целях. В первые послевоенные годы работа института кардинально перестраивалась. Мы можем считать В. А. Романовского одним из основателей исторического факультета. Сразу после приезда по его ходатайству на факультете была создана кафедра методики истории, которую он и возглавил. Кафедра стала первой такого рода базой для научной разработки принципов преподавания исторической науки. Долгое время на кафедре методики истории работало 2 преподавателя - Виктор Александрович Романовский и Татьяна Максимовна Минаева [4]. Анализ источников свидетельствует, что разделение кафедры методики и истории СССР было формальным. Помимо кафедры истории СССР и методики истории на факультете была создана кафедра всеобщей истории, до 1946 г. на ней работал 1 преподаватель [3].

Кафедра истории СССР в начале 1950-х годов состояла из трёх человек - 1 профессор, 1 доцент, 1 ассистент. Первую должность занял В. А. Романовский, официально повторно профессором ему удалось стать в 1950 г., вместе с вторичным присвоением степени доктора наук. До этого ученый также повторно защитил диссертацию на соискание кандидата исторических наук. В. А. Романовский утверждал, что наибольшее внимание в своей деятельности

он уделял науке. Со второй половины 1950-х годов он вплотную занялся научными исследованиями [11]. К этому времени работа кафедры и факультета была уже хорошо налажена. В этот период профессор В. А. Романовский создал ряд значительных работ, часть из которых была опубликована. Он активно отзывался на юбилеи различных исторических событий, создавал отдельные учебные пособия, писал работы по аграрной истории Ставрополья.

С приездом В. А. Романовского началась работа по подготовке изданий по истории Ставрополья. Реальность предъявляла свои требования, и, несмотря на увлеченность историей родной Украины XVI-XVII вв., он занялся историей Северного Кавказа. Однако его работы на всесоюзных форумах свидетельствовали, что и прежней научной проблематикой он продолжал заниматься [5].

Специалисты кафедры помимо педагогической работы в институте помогали учителям школ в преподавании истории и Конституции СССР в школах Ставропольского края. По специальным заданиям местного руководства они проводили лекции для педагогов, о чем свидетельствуют ежегодные отчёты работников кафедры директору института [22].

В октябре 1952 года на историческом факультете Ставропольского института было создано первое заочное отделение с нагрузкой всего 0,5 ставки, которую выполнял профессор В. А. Романовский. 14 июня этого же года профессора В. А. Романовского утвердили членом генеральной экзаменационной комиссии города Ставрополя. Тогда же исторический факультет начал налаживать научные связи с институтами и вузами разных регионов СССР, первый контакт установился с Ростовским-на-Дону Государственным университетом [5]. Немалую роль в этом сыграл В. А. Романовский, регулярно ездивший оппонентом и рецензентом на защиты кандидатских и докторских диссертаций.

С первых дней работы в Ставропольском педагогическом институте профессор пытается создать отделение аспирантуры на факультете. Несмотря на усилия В. А. Романовского, аспирантура официально была открыта только в 1961 г., когда уже у института и города возникла потребность готовить свои собственные научные кадры. Таким образом, от замысла до его реализации прошло практически 14 лет.

Безусловно, интересен опыт организации учебного процесса историков в педагогическом институте. Особое внимание на кафедре уделялось работе с историческими источниками, буквально с первого курса обучения. Такие

занятия происходили в читальном зале Государственного Архива Ставропольского края, который находился в здании современной картинной галереи П. Гречишкина, в здании бывшей мечети [14]. Аспиранты были обязаны при подготовке любой письменной работы опираться на архивные источники. Особый интерес в этом ключе представляет отчёт В. А. Романовского «Научная работа исторических кафедр Ставропольского педагогического института в 1949-1950 учебном году» [22], которая посвящена методам научной и преподавательской работы в педагогическом институте. В отчете подчеркивалась значимость тщательной работы студентов с источниками как основы качественной подготовки будущих историков.

Доцент Ставропольского государственного университета Э. В. Кемпинский в 2004 назвал В. А. Романовского году «учителем учителей» [14], так как непосредственная задача СГПИ заключалась в подготовке учителей школ. Учителей истории и аспирантов (будущих работников вузов) готовили педагоги кафедры под руководством В. А. Романовского. Известный историк Т. А. Булыгина, встречавшейся с профессором В. А. Романовским лично, сделала вывод о том, что последние 20 лет его научного творчества не менее важны, чем киевские годы исторической карьеры. В Ставрополе он также смог сделать себе славное имя ученого и преподавателя высшей школы [1].

В. А. Романовский всегда выстраивал общение со студентами в сочетании с воспитательной работой Он старался строить образовательный процесс исходя из классических принципов обучения - неотрывность образования от воспитания. Работа профессора как педагога не осталась незамеченной. С конца 1940-х до начала 1960-х годов учёный получил немало официальных наград [12] неофициальных благодарностей от студентов [9] и даже школьников [8].

В юбилейный сборник исторических трудов пединститута в 1957 г. профессор В. А. Романовский поместил фундаментальный обзор [23] всех диссертаций по истории Ставропольского края, написанных за последние 40 лет. Представляется, что этот обзор актуален и сегодня. Это было важным этапом в расширении научных интересов В. А. Романовского от истории Украинского феодализма к Ставропольскому краеведению и аграрной истории Ставрополья.

К 1960-м годам кафедра истории СССР Ставропольского педагогического института заметно выросла количественно и качествен-

но. Теперь на кафедре постоянно работали 6 человек, из них профессор В. А. Романовский, доценты Беликов Т. И., Шацкий П. А., Иванько Н. И., Чевелёв А. П. [4]. Резко увеличилось и число студентов в пединституте, что повлекло за собой увеличение академических часов, а значит и преподавателей. В результате в 1962 году кафедра столкнулась с проблемой нехватки специалистов. В соответствии с нормой коллектив кафедры мог выполнять 2340 часов в год, а надо было выполнять план в 3259 часов, т.е. не хватало трёх штатных единиц.

К этому периоду относится целый ряд [17, 18, 19, 20, 21, 22, 26] изданий, в которых профессор В. А. Романовский обратил свое внимание на новые сюжеты из истории края. Среди них как темы, к которым он обращался ещё на Украине:судьба Декабристов, восстание в селе Маслов Кут, аграрная история (только теперь Северного Кавказа), так и новые: история народов Северного Кавказа, Великие реформы на Ставрополье, методология исторической науки. Профессор основательно и по-научному, а самое главное первым, посмотрел на историю Ставрополья глазами академической науки.

В. А. Романовский сыграл огромную роль в становлении таких историков как: Ф.П. Тройно, А. В. Найденко, И. Я. Фроянов, В. А. Захаров, П. А. Шацкий. Пётр Александрович Шацкий сменил В. А. Романовского на посту заведующего кафедрой истории СССР и стал значимой фигурой в становлении научной исторической школы Ставрополя. П. А. Шацкий родился в простой крестьянской семье в Тульской губернии в 1908 году, работал заведующим избой-читальней в Чернском районе Тульской области и преподавателем школы подростков, затем заведовал культотделом райкома комсомола, читал лекции о международном положении, участвовал в коллективизации сельского хозяйства. В 1930 г. его призвали в Красную армию. Будущий известный историк П. А. Шацкий, воевавший с первых дней войны, оказался в Ставрополе в сентябре 1945 после демобилизации [16]. Поступив ассистентом-преподавателем в Ставропольский педагогический институт, он одновременно читал лекции в Университете марксизма-ленинизма и партийной школе. Долгий путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой прошёл в постоянных исканиях новых путей и методов преподнесения исторического материала. Кроме общего курса истории СССР, который он читал 37 лет, П. А. Шацкий вёл спецсеминары и спецкурсы, практические занятия и курировал педагогические практики.

П. А. Шацкий всегда считал себя учеником и идейным продолжателем В. А. Романовского. Огромное место в обучении они уделяли практике и работе с источниками. В воспоминаниях студентов и учеников оба отмечены как профессионалы высокого класса, не позволявшие себе ни разу выйти за кафедру без предварительной, тщательной подготовки и ежегодного обновления материала курса. Профессора совмещали высокую научность преподавания с эмоциональностью, увлечённостью делом.

В 1960-е годы научные интересы кафедры в основном концентрировались на аграрной истории СССР, и в частности Ставрополья XVШ-XIX вв. Видимо, на выбор приоритетов повлияли научные интересы В. А. Романовского. Будучи постоянным членом всесоюзных и международных симпозиумов по аграрной истории, он выступал на них с докладами о появлении капитализма в городской Украине конца XVII в. а позже и по общим вопросам развития сельского хозяйства на юге России [11]. Он и «заразил» своего ученика интересом к аграрной истории России. П. А. Шацкий тоже был постоянным докладчиком на всесоюзных конференциях [12]. Его работы касались пореформенной колонизации Кубанской области и развитии земледелия на Кубани, проблем возникновения частного землевладения у кубанских казаков во второй половине XIX в., а также аграрным вопросам Предкавказья [2, 27].

В 1960-е годы было завершено формирование факультета, разработана методическая база преподавания истории, была создана аспирантура. Учёные смогли заняться собственно исследованиями истории Ставрополья, ограничиваясь XVШ-XIX вв., т. к. научная разработка советского периода была делом трудным из-за идеологического давления. Исследовательские поля в этой области были абсолютно «непахаными» ни любителями, ни профессионалами, и исследователи буквально открывали неизведанный край. В эти годы была подготовлена масса исторических работ [20, 21, 24, 15, 27].

Таким образом, до конца 1940-х годов XX века как таковой академической исторической науки в Ставрополе не существовало. С окончанием Великой Отечественной войны, созданием исторического факультета в местном пединституте и приездом в Ставропольский педагогический институт профессора В. А. Романовского стало формироваться первое поколение Ставропольских историков -профессионалов. Труды историков 1950-60-х стали основой для дальнейшего изучения

многих проблем экономического, социального и культурного развития Северного Кавказа. Глубокая научность трудов этих историков дают возможность использовать их не только

в рамках разбора историографических очерков нашей науки, но и в процессе преподавания истории страны и региона.

Источники и литература

1. Булыгина И. А. Страницы жизни и творчества В. А. Романовского // Харивський iсторiографiчний збiрник. Харьков: ХНУ iменi В. Н. КаразЫа, 2014. № 13. С. 134-144.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. Р-9506. Оп. 70. Д. 537.

3. Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК) Ф. 1872. Оп. 1. Д. 77.

4. ГАСК Ф. 1872. Оп. 1. Д. 81.

5. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 224.

6. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 250.

7. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 253.

8. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 316.

9. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 497.

10. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 530.

11. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 537.

12. ГАСК Ф. 6007. Оп. 1. Д. 91.

13. История кафедры истории России. Северо-Кавказский федеральный университет. История кафедры истории России. URL: http://www.ncfu.ru/istoriya-kafedry-istorii-rossii.html (Дата обращения: 01.07.2017).

14. Кемпинский Э. Стрекалова Е. Учителей Учитель // Ставропольская правда. Ставрополь, 2004. 12 ноября. № 102. С. 15.

15. Наш край / под ред. В. А. Романовского. Ставрополь: Книжное издательство, 1969. 241 с.

16.Невская В. П. Пётр Александрович Шацкий // Российские исследователи Кавказа. Серия истории археологии, этнографии. Академия истории и политологии, международная академия информатизации. Армавир - Ставрополь: АГПИ, 1996. № 14. С. 1-12.

17. Романовский В. А. Солдаты-декабристы на Кавказе // Сб. трудов историко-филологического факультета Ставропольского государственного педагогического института под ред. доц. А. В. Попова. Ставрополь: СГПИ, 1958. 91 с.

18. Романовский В.А. Выступление крестьян против угнетателей // Ставропольский край в истории СССР Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-8 классов. / под общ. ред. д-ра ист. наук В. А. Романовского. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1964. 89 с.

19. Романовский В. А. Восстание крестьян в с. Маслов Кут в 1853 г. // К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1969. С. 3-51.

20. Романовский В. А. К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа // Сборник статей СГПИ. Редколлегия д-р пед. наук проф. В. А. Романовский и др. Ставрополь: СГПИ, 1959. С. 186-194.

21. Романовский В. А. К вопросу о положении крестьян села Маслов-Кут перед восстанием 1853 года // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь: СГПИ, 1971. № 12. С. 254-265.

22. Романовский В. А. Научная работа исторических кафедр Ставропольского педагогического института в 19491950 учебном году // Вопросы истории. М.: Правда, 1950. № 12. С. 2-4.

23. Романовский В. А. Обзор диссертаций по истории Ставрополья за 40 лет Советской власти. Юбилейный сборник трудов Ставропольского пединститута. Ставрополь: СГПИ, 1957. № 13. С. 19-24.

24. Романовский В. А. Ставропольский край в истории СССР (учебник по краеведению для 7-8 классов СШ). Ставрополь: Советская педагогика, 1964. 92 с.

25. Романовсъкий В. О. Нариси з архiвознавства. // архiвноí справи на УкраТ'ж та принципи порядкування в архiвах. Харив: АС. 1927. 170 с.

26. Учебно-краеведческий атлас Ставропольского края / под ред. Романовского В. А. Ставрополь: Советская педагогика, 1957. 61 с.

27. Шацкий П. А. Пореформенная колонизация Кубанской области и развитие земледелия на Кубани // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Рига: АН ЛССР, 1963. С. 57-69.

References

1. Bulygina I. A. Stranitsy zhizni i tvorchestva V. A. Romanovskogo. (On Life And Work Of V.A. Romanovskiy) // Kharkivskiy istoriografichniy zbirnik. Kharkov: KHNU named after V. N. Karazin publ.. 2014. No. 13. P. 134-144. (In Russian).

2. State archive of the Russian Federation (GARF) F. R-9506. Inv. 70. D. 537. (In Russian).

3. State archive of the Stavropol kray (GASK) F. 1872. Inv. 1. D. 77. (In Russian).

4. GASK F. 1872. Inv. 1. D. 81. (In Russian).

5. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 224. (In Russian).

6. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 250. (In Russian).

7. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 253. (In Russian).

8. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 316. (In Russian).

9. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 530. (In Russian).

10. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 537. (In Russian).

11. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 91. (In Russian).

12. GASK F. 6007. Inv. 1. D. 497. (In Russian).

13. Istoriya kafedry istorii Rossii. (The History Of History Department. North-Caucasus Federal University The History Of History Department) Severo-Kavkazskiy federalnyy universitet. Istoriya kafedry istorii Rossii. URL: http://www.ncfu.ru/istoriya-kafedry-istorii-rossii.html (Accessed: 01.07.2017). (In Russian).

14. Kempinskiy E. Strekalova E. Uchiteley Uchitel. (The Teacher's Teacher) // Stavropolskaya pravda. Stavropol, 2004. November 12. No. 102. P.15. (In Russian).

15. Nash kray. (Our Region) / ed. by V. A. Romanovskii. Stavropol: Knizhnoye izdatelstvo. 1969. 241 p. (In Russian).

16. Nevskaya V. P. Piotr Aleksandrovich Shatskiy (P. A. Shatskiy. Russian Researchers Of The Caucasus. A Series Of Archeology And Ethnography History) // Rossiyskiye issledovateli Kavkaza. Seriya istorii arkheologii. etnografii. No. 14. Akademiya istorii i politologii. mezhdunarodnaya akademiya informatizatsii. Armavir - Stavropol: ASPI publ., 1996. P. 1-12. (In Russian).

17. Romanovskiy V. A. Soldaty-dekabristy na Kavkaze (Soldiers-Decembrists In The Caucasus) // Sb. trudov istoriko-filologicheskogo fakulteta Stavropolskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. Stavropol: SSPI publ., 1958. 91 p. (In Russian).

18. Romanovskiy V. A. Vystupleniye krestian protiv ugnetateley (Peasant Uprising Against Oppressors) // Stavropolskiy kray v istorii SSSR Uchebnoye posobiye po krayevedeniyu dlya uchashchikhsya 7-8 klassov. Stavropol: Stavropolskoye knizhnoye izdatelstvo, 1964. 89 p. (In Russian).

19. Romanovskiy V. A. Vosstaniye krestian v P. Maslov Kut v 1853 g. (Peasant Uprising In Village Maslov Kut in 1853) // K voprosam politicheskogo. khozyaystvennogo i kulturnogo razvitiya Severnogo Kavkaza. Stavropol: Stavropolskoye knizhnoye izdatelstvo, 1969. P. 3-51. (In Russian).

20. Romanovskiy V. A. K voprosam politicheskogo. khozyaystvennogo i kulturnogo razvitiya Severnogo Kavkaza (On Political, Household and Cultural Development Of The North Caucasus) // Sbornik statey SGPI. Redkollegiya d-r ped. nauk prof. V. A. Romanovskiy i dr. Stavropol: SSPI publ., 1959. P. 186-194. (In Russian).

21. Romanovskiy V. A. K voprosu o polozhenii krestian sela Maslov-Kut pered vosstaniyem 1853 goda (On The State Of Peasants in Maslov Kut Prior To Uprising In 1853) // Materialy po izucheniyu Stavropolskogo kraya. Stavropol: SSPI publ., 1971. No. 12. P. 254-265. (In Russian).

22. Romanovskiy V. A. Nauchnaya rabota istoricheskikh kafedr Stavropolskogo pedagogicheskogo instituta v 1949-1950 uchebnom godu (Scientific Work Of History Departments In Stavropol Pedagogical Institute in 1949-1950) // Voprosy istorii. 1950. No. 12. P. 2-4. (In Russian).

23. Romanovskiy V. A. Obzor dissertatsiy po istorii Stavropolia za 40 let Sovetskoy vlasti. (Review Of Dissertations On The History Of Stavropol Region Over 40 Years Of The Soviet Power) // Yubileynyy sbornik trudov Stavropolskogo pedinstituta. Stavropol: SSPI publ., 1957. No. 12. P. 19-24. (In Russian).

24. Romanovskiy V. A. Stavropolskiy kray v istorii SSSR (uchebnik po krayevedeniyu dlya 7-8 klassov SSH). (Stavropol Territory in the history of the USSR (textbook on regional studies for grades 7-8 of the school)). Stavropol: Sovetskaya pedagogika, 1964. 92 p. (In Russian).

25. Romanovskiy V. O. Narisi z arkhivoznavstva. (Essays on archival studies) // Istoriya arkhivnoi spravi na Ukraini ta printsipi poryadkuvannya v arkhivakh. Kharkiv: AP, 1927. 170 p. (In Russian).

26. Uchebno-krayevedcheskiy atlas Stavropolskogo kraya ((Training Regional Atlas Of The Stavropol Krai) / ed. by Romanovskii V.A. Stavropol: Sovetskaya pedagogika, 1957, 61 p. (In Russian).

27. Shatskiy P. A. Poreformennaya kolonizatsiya Kubanskoy oblasti i razvitiye zemledeliya na Kubani. (Post-reform colonization of the Kuban region and development of agriculture in the Kuban) // Ezhegodnik po agrarnoy istorii Vostochnoy Evropy. Riga: AN LSSR, 1963. p. 57-69. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.