Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА'

СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Будовская О. В.

Данная статья посвящена анализу становления информационного общества в современный период развития российской государственности, основанной на правовом поле и демократических принципах. На сегодняшний день информационная сфера является неотъемлемой частью современного общества, где ее развитие невозможно представить без интернета, СМИ, теле- и радиовещания. Российская Федерация в своей государственной политике предусматривает ряд мер и задач по обеспечению развития информационной составляющей российского общества. Каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Российская Федерация проводит активную политику по обеспечению безопасности информационного общества, личности и государства в целом, а новые информационные изобретения и общественная стабильность является залогом развития России в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Будовская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BECOMING AN INFORMATION SOCIETY AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL AND DEMOCRATIC STATE

This article analyzes the formation and development of information society in the modern period of Russian statehood based on the legal framework and democratic principles. To date, the information sphere is an integral part of modern society, where it is impossible to imagine without the development of the Internet, the media, television and radio. The Russian Federation, in its public policy provides a number of measures and targets to ensure the development of the informational component of the Russian society. Each country is moving towards the information society their way from the initial turn, determined the current political, socio-economic and cultural conditions. The Russian Federation pursues an active policy to ensure the security of the information society, the individual and the state in general and marketing information inventions and social stability is the key to Russia's development in the future.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА»

СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Будоеская Олеся Владимировна, кандидат политических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, E-mail: lupenkova75@mail.ru

Данная статья посвящена анализу становления информационного общества в современный период развития российской государственности, основанной на правовом поле и демократических принципах. На сегодняшний день информационная сфера является неотъемлемой частью современного общества, где ее развитие невозможно представить без интернета, СМИ, теле- и радиовещания. Российская Федерация в своей государственной политике предусматривает ряд мер и задач по обеспечению развития информационной составляющей российского общества. Каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Российская Федерация проводит активную политику по обеспечению безопасности информационного общества, личности и государства в целом, а новые информационные изобретения и общественная стабильность является залогом развития России в будущем.

Ключевые слова: информационное общество, коммуникационные связи, информационная безопасность, информационная стратегия, национальные интересы, общественное сознание

BECOMING AN INFORMATION SOCIETY AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL AND DEMOCRATIC STATE

Budovskaja Olesja Vladimirovna, Ph.D. (Policy), Associate Professor, Astrakhan State University, 20a Tatishcheva Str., Astrkhan, 414057, Russian Federation, E-mail: lupenkova75@mail.ru

This article analyzes the formation and development of information society in the modern period of Russian statehood based on the legal framework and democratic principles. To date, the information sphere is an integral part of modern society, where it is impossible to imagine without the development of the Internet, the media, television and radio. The Russian Federation, in its public policy provides a number of measures and targets to ensure the development of the informational component of the Russian society. Each country is moving towards the information society their way from the initial turn, determined the current political, socio-economic and cultural conditions. The Russian Federation pursues an active policy to ensure the security of the information society, the individual and the state in general and marketing information inventions and social stability is the key to Russia's development in the future.

Keywords: information society, communication links, information security, information strategy, national interests, public consciousness

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Уровень развития информационного пространства стал решающим образом воздействовать на все стороны нашей жизни - политику, экономику, культуру. Это и предопределяет актуальность вопросов государственной информационной политики Российской Федерации, которая в определяющей степени будет влиять на качество и темпы перехода нашей страны на новую ступень развития - стадию информационного общества.

Существует множество определений понятия « информационное общество», которое обусловлено различными подходами исследователей к пониманию данного понятия. Основными исследователями информационного общества являются как З. Бжезинский и Э. Тоффлер. Они утверждали, что информационное общество - это, прежде всего, социологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. «Постиндустриальное общество, - утверждает З. Бжезинский, становится технотронным обществом - обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций» [1].

Американский социолог Д. Белл, автор знаменитой концепции постиндустарильного общества, представил вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества в книге 1980 г. «Социальные рамки информационного общества». Выражение «информационное общество» у Белла - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития - после индустриального общества, а основу определения его социальной структуры - информацию. Информационное общество в трактовке Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность на будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). «В наступающем столетии, - утверждает здесь Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [2].

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2015 г. № 4 (45)

Политические институты, процессы и технологии

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия [3].

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

• формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

• создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

• возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

• повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX в. скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема «отцов и детей». Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.

Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления «точек» и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.

Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

Также, сегодня, достаточное развитие информационного общества характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Особое значение имеет наличие высококвалифицированных кадров, которые могут способствовать созданию наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Развитие наукоемких технологий даст возможность приобрести спрос не только на внутреннем, но и на внешних рынках [3].

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. В последнее десятилетие создается планомерно нормативно - правовая база, которая могла бы закрепить все основные положения государственной политики России в этом направлении. Эта база крайне необходима в нынешних условиях, в условия глобализации, где информация - это главный источник силы.

На 2015 г. все основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу.

Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д. [4].

Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.

Целью настоящей Концепции является определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.

К числу основных задач российской политики в развитии информационного общества относятся:

1) формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

2) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

3) совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

4) развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

5) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

6) развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

7) сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

8) противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Первостепенной же задачей России в сфере информационного общества, которая прослеживается во всех вышеприведенных документах, является сохранение информационной безопасности и национальных интересов в этой стезе [5].

XXI век характеризуется нестабильностью и конфликтностью. Каждое государство в своей стратегии внешней и внутренней политики определяет основные цели и задачи, которые необходимы для защиты своей безопасности. В сфере глобализации, где больше стало превалировать информационное общество, возникают угрозы международной и национальной безопасности, которые распространяются через коммуникации или СМИ, например деятельность международных террористических организаций, которые ведут явную пропаганду своих действий через прямое обращение к народу, правительствам. Также еще одной главной угрозой, которая подрывает международную стабильность, является информационная война, которая сильно разразилась сегодня. Например, русофобские направления телевещания в странах Прибалтики, информационная политика США, Украины. В связи с этим российское правительство выработало основные меры по сохранению информационной безопасности личности, общества и государства, которые закреплены в Стратегии развития информационного общества в РФ. Главными из них являются:

1) обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

2) обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

3) повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

4) создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

5) совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

6) обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

7) противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия [6].

Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта

для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная инфор-

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2015 г. № 4 (45)

Политические институты, процессы и технологии

мация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.

Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций [7].

Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.

Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации должны иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческие проекты. Стратегия должна иметь надведомственный общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации усилий всех участников процесса перехода.

Необходимо смещение центра тяжести процессов перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу. И в первую очередь готовой к такому переходу должны быть сами как политические, так и научные элиты России, на плечи которых ложится обязанность по разработке стратегического и тактического плана перехода [8-9].

Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.

Кроме внутренней политики Россия проводит и внешнюю политику по обеспечению международной информационной безопасности, призывая стран-партнеров к следованию нормам международного права, к консолидации всеобщих усилий для борьбы с международным терроризмом, распространением националистических настроений и расисткой пропаганды.

Рассмотренные выше политические и социально-экономические условия, в которых еще порядка 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран и, следовательно, требуют определения пути, свойственного только России, однако учитывающего накопленный мировой опыт. Этот опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.

Таким образом, Российская Федерация проводит активную политику по обеспечению безопасности информационного общества, личности и государства в целом. В условиях глобализации наша страна стоит перед новыми рисками и вызовами, поэтому лишь всеобщими усилиями, возможно, противостоять внешним и внутренним угрозам, развивать наше общество, давать шанс к самореализации юных талантов в сфере информационных технологий. Новые информационные изобретения и общественная стабильность является залогом развития России в будущем.

Список литературы

1. Бжезинский З. Мировое господство, или глобальное лидерство. М.: Междунар. отношения, 2004.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М., 1988. С. 330

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212. Электронные данные. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 23.05.2015)

4. Доктрина информационной безопасности Российской федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Электронные данные. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 23. 05. 2015)

5. Коротков А., Кристальный Б. О стратегии государственной информационной политики России в условиях развития информационного общества// Информационные ресурсы. 2013. № 4. С. 76.

6. Финоько О. А.,Черешкин Д. С. О государственной политике России в области формирования информационного общества. Электронные данные. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Государственная политика в области формирования информационного общества Электронные данные. Режим доступа: http://studopedia.ru/3_162123_gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-formirovaniya-informatsionnogo-obshchestva.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

8. Карабущенко П. Л. Элиты эпохи информационного общества: уход-и-возврат творческого меньшинства на фоне поиска ответа на вызов постиндусриальной эпохи // Ученые записки Бакинского славянского университета. Серия общественно-политических наук. Баку, 2012. № 1. С. 44-53.

9. Карабущенко П. Л. Заговор элит (элиты по ту сторону политического зазеркалья) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2 (31). С. 253-262.

References

1. Bzhezinskiy Z. Mirovoe go.spod.stvo, ili globalnoe liderstvo. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2004.

2. Bell D. Sotsialnye ramki informatsionnogo obshchestva. Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade. Ed. by P. S. Gurevicha. Moscow, 1988, p. 330

3. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2008 g. N Pr-212. Available at: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (Accessed 23.05.2015).

4. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy federatsii ot 9 sentyabrya 2000 g. № Pr - 1895. Available at: http://www.scrf. gov.ru/documents/6/5.html (Accessed 23.05.2015).

5. A. Korotkov, B. Kristalnyy. O strategii gosudarstvennoy informatsionnoy politiki Rossii v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva. Informatsionnye resursy, 2013, no. 4, p. 76.

6. Finoko O. A.,Chereshkin D. S. O gosudarstvennoy politike Rossii v oblasti formirovaniya in-formatsionnogo obshchestva. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/

7. Gosudarstvennaya politika v oblasti formirovaniya informatsionnogo obshchestva. Available at:http://studopedia.ru/3_162123_gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-formirovaniya-informatsionnogo-obshchestva.html

8. Karabushchenko P. L. Elity epokhi informatsionnogo obshchestva: ukhod-i-vozvrat tvorcheskogo menshin-stva na fone poiska otveta na vyzov postindusrialnoy epokhi. Uchenye zapiski Bakinskogo slavyanskogo universiteta. Seriya obshchestvenno-politicheskikh nauk. Baku, 2012, no. 1, pp. 44-53.

9. Karabushchenko P. L. Zagovor elit (elity po tu storonu politicheskogo zazerkalya). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2012, no. 2 (31), ppS. 253-262.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Оськина Ольга Ивановна, кандидат политических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, Татищева, 20а, E-mail: oskina_olga@mail.ru

Лисянский Игорь Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 7, E-mail: igor_lisyanskiy@mail.ru

В статье анализируются проблемы, выделяются причины и последствия воздействия миграции на современные социально-политические процессы. Дается характеристика современной миграционной политики, отмечается изменение дискурса, усиление политических аспектов. Особое внимание уделено современному состоянию миграционных проблем российского общества и их региональным проявлениям на примере Астраханской области. Фиксируется необходимость комплексного решения миграционных проблем. Определяется необходимость изменений в системе взаимодействия государства и общества для успешной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество и дальнейшего осуществления миграционной политики.

Ключевые слова: миграционные процессы, нелегальная миграция, политико-правовое регулирование, трудовые мигранты, политическая миграция, глобализация, адаптация, интеграция

FEATURES AND PROBLEMS OF MODERN MIGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION)

Oskina Olga I., Ph.D. (Policy), Associate Professor, Astrakhan State University, 20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, E-mail: oskina_olga@mail.ru

Lisyansky Igor N., Ph.D. (LAW), Associate Professor, Saratov State Academy of Law, 7 Krasnaya Na-berezhnaya Str., Astrakhan, 414000, Russian Federation, E-mail: igor_lisyanskiy@mail.ru

The article analyzes problems, identifies causes and effects of migration on contemporary socio-political processes. Is a characteristic of modern migration policy, there has been a change of discourse, strengthening the political aspects. Special attention is paid to the state migration problems of the Russian society and their regional manifestations on the example of the Astrakhan region. Fixed the need for a comprehensive solution to immigration problems. Determined the need for changes in the system of interaction between state and society for successful adaptation and integration of migrants in the host society and the further implementation of migration policy.

Keywords: migration, illegal migration, political-legal regulation, migrant workers, political migration, globalization, adaptation, integration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.