Научная статья на тему 'Становление идейно-художественных воззрений А. С. Хомякова'

Становление идейно-художественных воззрений А. С. Хомякова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
430
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНОФИЛЫ / SLAVOPHILES / ЗАПАДНИКИ / WESTERNERS / НАРОДНОСТЬ / NATIONALITY / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT OF CRISIS / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Габов Константин Васильевич

В статье анализируется, каким образом сформировались идейно-художественные воззрения одного из основоположников идейного течения славянофилов Алексея Степановича Хомякова. В спорах между так называемыми западниками и славянофилами философия Хомякова стала оригинальным аргументом. Славянофилы, в условиях, когда официальная доктрина фактически не могла дать ответа на вопрос, в чём же состоит «народность» русских, оказались практически монополистами в решении этого вопроса. Их концепция соответствовала положительному идеалу русского народа. некоторые мысли Хомякова актуальны и сегодня, когда Россия находится в процессе переосмысления духовных ценностей. Кризис в этой сфере в какой-то степени уже преодолён, тем не менее остаётся проблема: чем заполнить вакуум в духовной жизни россиян либо западными ориентирами, либо обратиться к опыту отечественной истории. Почти такой же спор был полтора века назад в интеллигентских кругах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEOLOGICAL AND ART VIEWS OF A. S. HOMYAKOV

This article is devoted to the investigation of one of the founders of the ideological trend of the Slavophiles A. S. Homyakov. The article examines how the formed ideological and artistic views of the thinker. In disputes between so-called Westerners and Slavophiles A. S. Homyakov philosophy became an original argument. Slavophiles in circumstances where the official doctrine actually could not give an answer to the question what is the “popular” Russian, were practically a monopoly in this matter. Their concept is consistent positive ideals of the Russian people. Some thoughts Homyakov relevant today, when Russia is on rethinking their spiritual values. If the crisis in this sector to some extent been overcome, it nevertheless remains a problem than to fill the vacuum in the spiritual life of the Russians. Either Western benchmarks or consult the country’s history. Almost exactly the same argument was half a century ago in the intellectual circles of Russia.

Текст научной работы на тему «Становление идейно-художественных воззрений А. С. Хомякова»

4. Berdyaev N. A. Filosofiya neravenstva: Pis'ma k nedrugam po sotsial'noi filosofii [Philosophy of inequality: letters to the enemies on the social philosophy]. Russkoe zarubezh'e [Russian abroad]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1991. 438 p.

5. Berdyaev N. A. Sud'ba Rossii [The Fate Of Russia]. Moscow, Sovetskiy pisatel' Publ. [Soviet writer Publ.], 1990. 346 p.

6. Likhachev D. S. Ekologiya kul'tury [Ecology of culture]. Pamyatniki Otechestva: illyustrirovannyi almanakh Vserossiyskogo obshchestva okhrany pamyatnikov istorii i kul'tury [Fatherland monuments: the illustrated almanac of the All-Russian society of protection of historical and cultural monuments]. 1980, No. 2.

7. Fedotov G. P. Sud'ba i grekhi Rossii: Izbrannye stafl po filosofii russkoy istorii i kul'tury, tom 1 [Destiny and sins of Russia: The chosen articles on philosophy of the Russian history and culture, vol. 1]. St Petersburg, Sophia Publ., 1992.

8. Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshchestva: Vvedenie v sotsial'nuyu filosofiyu [Spiritual foundations of society: Introduction to social philosophy]. Russkoe zarubezh'e [Russian abroad]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1991. 438 p.

Становление идейно-художественных

ВОЗЗРЕНИЙ А. с. ХОМЯКОВА

УДК 1(091)(470+571) К. В. Габов

Московский государственный институт культуры

В статье анализируется, каким образом сформировались идейно-художественные воззрения одного из основоположников идейного течения славянофилов — Алексея Степановича Хомякова. В спорах между так называемыми западниками и славянофилами философия Хомякова стала оригинальным аргументом. Славянофилы, в условиях, когда официальная доктрина фактически не могла дать ответа на вопрос, в чём же состоит «народность» русских, оказались практически монополистами в решении этого вопроса. Их концепция соответствовала положительному идеалу русского народа. некоторые мысли Хомякова актуальны и сегодня, когда Россия находится в процессе переосмысления духовных ценностей. Кризис в этой сфере в какой-то степени уже преодолён, тем не менее остаётся проблема: чем заполнить вакуум в духовной жизни россиян — либо западными ориентирами, либо обратиться к опыту отечественной истории. Почти такой же спор был полтора века назад в интеллигентских кругах России. Ключевые слова: славянофилы, западники, народность, духовная жизнь, концепция, кризис.

K. V. Gabov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FORMATION OF IDEOLOGICAL AND ART VIEWS OF A. S. HOMYAKOV

This article is devoted to the investigation of one of the founders of the ideological trend of the Slavophiles — A. S. Homyakov. The article examines how the formed ideological and artistic views of the thinker. In disputes between so-called Westerners and Slavophiles A. S. Homyakov philosophy became an original argument. Slavophiles in circumstances where the official doctrine actually could not give an answer to the question what is the "popular" Russian, were practically a monopoly in this matter. Their concept is consistent positive ideals of the Russian people. Some thoughts Homyakov relevant today, when Russia is on rethinking their spiritual values. If the crisis in this sector to some extent been overcome, it nevertheless remains a problem than to fill the vacuum in the spiritual life of the Russians. Either Western benchmarks or consult the country's history. Almost exactly the same argument was half a century ago in the intellectual circles of Russia. Keywords: Slavophiles, Westerners, nationality, spiritual life, the concept of crisis.

ГАБОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ — аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения 72 социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

GABOV KONSTANTIN VASILEVICH — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Габов К. В., 2015

^ Теория и история культуры

В середине XIX века в российских философских кругах развернулась широкая общественная дискуссия, которая стала одной из центральных в отечественной философии. В результате её оформились два противоборствующих течения, которые чуть позже получили название «западничество» и «славянофильство». Причины же их возникновения стоит искать ранее.

Так, Ю. В. Стенник отмечает, что «почвой, определившей оформление славянофильства в широкое умственное движение, была та культурно-идеологическая ситуация, которая сложилась в России в 1830—40-е годы» [7]. Эта ситуация потребовала обобщить все известные взгляды о русской самобытности.

Известно, что славянофилы были не первыми, кто пытался сформулировать национальную идею. М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов высказывались по этому вопросу в своих трудах.

причём сами славянофилы, например К. С. Аксаков и А. С. Хомяков, признавались в том, что многое почерпнули у И. Н. Болтина, А. С. Шишкова и А. С. Грибоедова. Так, К. С. Аксаков пишет «...Передовые люди — Болтин, Шишков и, в особенности, Грибоедов — в своём "Горе от ума" — восстали против подражательности, указали на необходимость самобытности для нас . Эти благородные лица — утешительное, отрадное явление среди эпохи рабской подражательности» [1].

Надо отметить, что многие представители течения росли на идеях А. С. Грибоедова. Так, С.Н. Пушкин в монографии «Историософия русского консерватизма XIX века» [6] спорит с П. А. Флоренским [8]. Последний подчёркивает, что на идейную близость славянофилов повлияли, прежде всего, родственные связи (мать А. Хомякова была из рода Киреевских). С. Н. Пушкин частично соглашается с П. А. Флоренским, но всё-таки большое значение в становлении взглядов славянофилов придаёт воспитанию. «Их детские годы прошли в тихих помест-

ных усадьбах, на лоне деревенской природы. Православно-патриархальный быт, близость к простому народу, старинные обычаи, предания и легенды оказали значительное влияние на формирование их философских взглядов. В дальнейшем эти барские усадьбы стали "тем образом", на основе которого они конструировали свои идеи о будущем общественном строе России» [6].

Известно, что преподавателем русского языка у Хомякова был писатель А. Жандр — один из самых близких друзей А. С. Грибоедова. В. Жуковский занимался воспитанием Киреевского, писатель С. Т. Аксаков обучал своего сына Константина. Литературный критик Н. Надеждин часто бывал в доме Самариных, где давал частные уроки. А учёба в Московском университете и в европейских странах окончательно сформировала оригинальные взгляды славянофилов.

С. Н. Пушкин настаивает на том, что именно первые детские впечатления, а в дальнейшем воспитание и образование, но никак не родственные связи оказали влияние на мировоззрение славянофилов.

Правда, при изучении старших славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин) надо всячески избегать той или иной типологизации. Конечно, все они пребывали в теснейшем духовном общении и постоянно влияли друг на друга, но нельзя забывать, что каждый из них был яркой индивидуальностью.

Здесь особенно выделяется Алексей Степанович Хомяков (1804—1860). Дело в том, что он был вдохновителем и главным деятелем всего кружка. Многие исследователи считают, что его идеи сформировались под влиянием И. В. Киреевского, а сами статьи А. С. Хомякова написаны как бы в продолжение его мыслей. Есть мнение, что именно И. В. Киреевский является создателем философской системы славянофилов, но надо отметить, что мировоззрение A.C. Хомякова сложилось уже тогда, когда И. В. Киреевский ещё не пережил религиозного обращения.

При изучении идейно-художественных воззрений А. С. Хомякова в первую очередь следует определить, что на него повлияло и в какой степени. В его духовной эволюции можно выделить два этапа: первый — 20— 30-е годы XIX века, а второй — 40—50-е годы XIX века. Для первого этапа характерен интерес к немецкой классической философии, для второго же — стремление создать национальную самобытную мировоззренческую систему, органично вбирающую традиции православия.

Исключительное влияние на жизнь А. С. Хомякова имела его мать (урождённая Киреевская) — человек глубокой религиозности, твёрдой веры и духовной цельности. Именно она привила мальчику любовь к Богу. Уже потом религиозность приобрела центральное значение для всей системы А. С. Хомякова.

Если говорить о философских влияниях на Хомякова, то тут все гораздо сложнее. По мнению многих исследователей, существенное влияние на него оказала немецкая романтика. Например, Н. А. Бердяев писал, что «философия истории Хомякова выросла в атмосфере мирового романтического духа начала XIX века». Только мистику, присущую почти всем немцам, мы не увидим у А. С. Хомякова. В своих космологических идеях А. С. Хомяков мыслит в романтической натурфилософии. Особенно близким ему показался трансцендентализм Ф. Шеллинга. И у А. С. Хомякова, и у Ф. Шеллинга центральной категорией философии является «организм».

Если анализировать философские взгляды А. С. Хомякова, то можно заметить, что многие его мысли появлялись в процессе критики чужих идей. Интересно, что все его статьи, философские и богословские, написаны как критические этюды на выход той

или иной книги. Некоторые исследователи даже считают, что А. С. Хомяков нуждался в провокации со стороны. Именно это помогало раскрыться его писательскому таланту в полной мере. Фундаментальный труд А. С. Хомякова «Записки о всемирной истории», или «Семирамида», так и остался незавершённым. Мы можем прочесть только журнальные статьи.

По мнению А. С. Хомякова, вещественный мир — это выражение свободно творящего духа (Бога), а материальные факторы общественного развития — всего лишь внешние проявления. Что касается истории, то, по А. С. Хомякову, она представляется как процесс постепенного проявления духа в развитии человечества, у каждого народа есть своё назначение — выражать ту или иную форму абсолюта. Вообще, провиденциализм — характерная черта идейно-художественных воззрений А. С. Хомякова. Мыслитель считает, что, несмотря на заложенную «миссию», народ в своём развитии может отклоняться от неё. Таким образом, история любого народа представляет собой развитие некой, изначально присущей только ему первичной идеи.

Философия Хомякова и других славянофилов противопоставляется философии западников. Именно благодаря этому диспуту, мы можем ещё раз увидеть, насколько русская культура биполярна. И у каждой стороны есть сильные аргументы. Если говорить о философии славянофилов, которые видели процесс исторического развития народа как выполнение возложенной на него миссии, то в ней есть два неоспоримых преимущества. Славянофилы стремились понять, во-первых, смысл истории народа, а во-вторых, особенности народной жизни. Именно славянофилы первыми заговорили о таком характерном явлении русской жизни, как сельская община.

Примечания

1. Аксаков К. С. Письма о современной литературе. Письмо 1-ое. Литература предыдущей эпохи // Эстетика и литературная критика / [сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Кошелева]. Москва : Искусство, 1995. 525, [1] с. (История эстетики в памятниках и документах).

2. Березина Т. Ю. Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического

^ Теория и история культуры

идеала в лирике А. С. Хомякова : дис. на соиск. учен. степ. кандидата филологических наук : 10.01.01 — русская литература / Березина Татьяна Юрьевна ; Омский гуманитарный институт. Омск, 2007.

3. Зеньковский В. В. История русской философии / [вступ. ст. В. Сербиненко]. Москва : Академический проект, 2011. Глава 3.

4. Коваленко Н. С. Проблема личности в философском наследии славянофилов : дис. на соиск. учен. степ. кандидата философских наук : 09.00.03 — история философии / Коваленко Ииколай Сергеевич ; Мурманский государственный технический университет. Мурманск, 1999.

5. Поправко Е. А. Концепции русской ментальности западников и славянофилов: Из истории либеральной общественно-политической мысли России 30—70-х годов XIX века : дис. на соиск. учен. степ. кандидата исторических наук : 07.00.02 — отечественная история / Поправко Елена Анатольевна ; Дальневосточный государственный университет. — Владивосток, 2000.

6. Пушкин С. Н. Историософия русского консерватизма XIX века : монография. нижний новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. 251 с.

7. Стенник Ю. В. Об истоках славянофильства в русской литературе // Славянофильство и современность : сборник статей / Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкин. дом) ; [отв. ред. Б. Ф. Егоров и др.]. Санкт-Петербург : наука : Санкт-Петербург. изд. фирма, 1994. 259, [2] с.

8. Флоренский П. А. Около Хомякова : (критические заметки) : [с табл. родств. связей ран. славянофилов, сост. О. К. Андреевым] / Свящ. Павел Флоренский. Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1916. 78 с., 1 л. табл.

References

1. Aksakov K. S. Pis'ma o sovremennoy literature. Pis'mo 1-oe. Literatura predydushchey epohi [Letters on modern literature. Letter the 1st. Literature of the previous era]. Estetika i literaturnaya kritika [Esthetics and literary criticism]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ], 1995. 525 p.

2. Berezina T. Yu. Problema kulturnykh istokov i ideyno-hudozhestvennykh vzaimosvyazey esteticheskogo ideala v lirike A. S. Khomyakova. Diss. kand. fil. nauk [Problem of cultural sources and ideological and art interrelations of an esthetic ideal in A.S. Homyakov's lyrics. Cand. phil. sci. diss.]. Omsk, 2007.

3. Zen'kovskiy V. V. Istoriya russkoy filosofii. Glava 3 [History of Russian philosophy. Chapter 3]. Moscow, Akademicheskiy proekt Pul. [Academic Project Publ.], 2011.

4. Kovalenko N. S. Problema lichnosti v filosofskom nasledii slavyanofilov. Diss. kand. filos. nauk [The problem of personality in the philosophical heritage of the Slavophiles. Cand. philos. sci. diss.]. Murmansk, 1999.

5. Popravko E. A. Kontseptsii russkoy mentalnosti zapadnikov i slavyanofilov: Iz istorii liberalnoy obshchestvenno-politicheskoy mysli Rossii 30—70 godov XIX veka. Diss. kand. ist. nauk [Concepts of the Russian mentality of Westerners and Slavophiles: From history of liberal political thought of Russia of the 30—70th years of the XIX century. Cand. hist. sci. diss.]. Vladivostok, 2000.

6. Pushkin S. N. Istoriosofiya russkogo konservatizma XIX veka [Historiosophy of the Russian conservatism of the XIX century]. Nizhniy Novgorod, 1998. 251 p.

7. Stennik Yu. V. Ob istokah slavyanofil'stva v russkoy literature [About Slavophilism sources in the Russian literature]. Slavyanofil'stvo i sovremennost [Slavophilism and present]. St. Petersburg, Nauka Publ., St. Petersburg office, 1994, 259 p.

8. Florenskiy P. A. Okolo Homyakova : (kriticheskie zametki) [About Homyakov: (critical notes)]. Sergiev Posad, 1916.78 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.