Научная статья на тему 'Становление и традиции "Лесного журнала" краткий обзор журнала в ХIХ в'

Становление и традиции "Лесного журнала" краткий обзор журнала в ХIХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и традиции "Лесного журнала" краткий обзор журнала в ХIХ в»

УДК 630*:05 Е.Н. Наквасина

СТАНОВЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ «ЛЕСНОГО ЖУРНАЛА» Краткий обзор журнала в Х1Х в.

«Лесной журнал» начал выходить в 1833 г. под эгидой Общества для поощрения лесного хозяйства, объединявшего радетелей леса, прежде всего в европейской части России. Вначале общество насчитывало всего 30 членов, его численность возрастала не более чем по 10 человек в год, принимавшихся на ежегодном отчетном собрании. Однако впечатляют имена членов общества: президентом в первые годы был сенатор П.И. Полетика, членами - Ледебур, барон Ф.П. фон Врангель, князь А.С. Меньшиков, граф М.С. Воронцов и др. Именно они стояли у истоков становления лесного хозяйства, а значит, и «Лесного журнала» в России.

Журнал того времени служил не только научным целям, он играл большую информационную роль. В каждом номере публиковались отчеты о заседаниях общества, его задачах, приеме новых членов. Многие сообщения позже публиковались на страницах журнала в развернутом виде.

Остро сказывалось отсутствие сформированной российской школы лесных знателей: более половины статей в журнале представляли переводы зарубежных изданий, прежде всего немецких. Круг авторов был крайне узок, всего несколько членов общества. Многие статьи печатались без указания авторства.

С первых лет существования «Лесной журнал» освещал не только лесохозяйственную, но и сельскохозяйственную деятельность. Он был четко структурирован, в разделах отражались основные направления лесного дела и садоводства: лесоразведение, лесоохранение, лесная технология, лесо-управление, лесная статистика, естественные науки, садоводство, сельское хозяйство, охота и др. Много места отводилось наблюдениям за природой, критическим материалам и разным интересным фактам. Разбирались сочинения иностранных авторов, публиковалась информация о новых книгах. Деление на рубрики было весьма условным, близкие, с нашей точки зрения, вопросы освещались в разных разделах.

На страницах «Лесного журнала» в первой трети XIX в. выделяются достаточно крупные статьи, отражающие основополагающие моменты лесной науки, роль леса в биосфере и для социума. Среди них «О пользе лесов», где отмечены фитонцидные (для «очищения воздуха») и климатологические функции леса, рассмотрена многосторонняя его польза для человека: заготовка дров, получение сажи, вара, лекарств и пищи; «О пользе лесов сельскому и государственному хозяйству», в которой речь шла об экологической роли леса (защита полей, отрицательное влияние на микроклимат как туманообразующего фактора, зарастание плодородных почв и др.); «О важности лесов в государственном характере» (использование полезностей ле-

са). Говорилось и «Об общих предметах лесной науки». Обсуждалась животрепещущая и в настоящее время проблема влияния лесов на климат. Уже в то время большое значение придавали «посторонним произведениям» леса (трава, листья, плоды, кора и «древесные соки»), которые сейчас мы называем недревесной продукцией.

Для современных лесоводов представляют интерес рассматривавшиеся в журнале частные вопросы лесной направленности, во многом перекликающиеся с проблемами, не изученными до сих пор. Стоит отметить, что становление лесного хозяйства шло с южных и центральных регионов России, где происходило массовое истребление лесов и были нужны меры по их восстановлению. Судя по содержанию прикладных статей, появлявшихся в журнале, чаще проблема рассматривалась и намечались пути ее решения для частных лесов, в имениях прогрессивно мыслящих помещиков. Информации о лесах и лесном хозяйстве северного региона до конца XIX в. практически не было.

В статьях по лесоразведению поднимались вопросы возобновления лесов после пожаров, выращивания отдельных пород (ильм, дуб, итальянская и калифорнийская сосны и др.), о преимуществах «садки» перед «сеянием» леса, окоренении отводков, пользе «утаптывания земли» (современный аналог прикатыванию) для снижения влияния засухи.

Достаточно много внимания уделяли лесным технологиям: способам жжения угля, добывания поташа, «переугливания», использованию свежих и опавших листьев, хвои, сушке и крашению древесины, получению крахмала и муки из лесных растений, употреблению «корьев и волокнистых веществ», а также общим началам лесосплава.

Статьи естественно-научного цикла посвящены различным отраслям науки: ботанике, химии, физике в рамках тематики, связанной с лесом. Рассматривались вопросы анатомического строения растений и их систематики, например болезни и «уродливости» деревьев, строение коры и других тканей, нарастание слоев древесины и коры. Приводилось описание главных «сорных» («вредных») растений леса, отдельных пород и неизвестных видов. Изучались такие в понимании современной физиологии и экологии растений проблемы, как их питание, биология семян, строение корней, форма растений, окраска листьев, растительная химия и др.

Появлялись статьи по минералогии и «почвознанию», посвященные исследованию почв и подпочв в «физическом и химическом отношении». В них давались не только оценка свойств почвы по содержанию воды, доли песка, каменистости, составу водорастворимых фракций, твердой фазы почвы на содержание калия, натрия, аммиака и др., но и методики проведения работ. Многие из показателей, применявшихся в то время при анализе свойств почвы, стали традиционными и используются в современном почвоведении, хотя методики проведения работ во многом изменились.

Лесоводам того времени не чужды были и вопросы энтомологии, зоологии, орнитологии: печатались статьи «о превращении насекомых» и стадиях их развития, вредных насекомых, лесных зверях и птицах (зубр,

кролик, турухтан, кулик, куропатка, дрозд и др.). Публиковались статьи «о вреде, причиняемом лесам дичью», «о повреждении лесов домашним скотом», «о природе короедов и средствах их истребления». Уже в то время понятие охраны леса не относили только к пожарам или вредному воздействию насекомых и животных. В южных регионах страны она предполагала и такие мероприятия, как «укрепление летучих песков». Близки к этой тематике и статьи раздела «Охота», в которых приводились описания охоты на различную дичь в России и в других странах. Привлекали читателей и рассказы о животных, охотничьи байки (анекдоты).

В разделах, связанных с учетом лесов, основу составляли публикации с описаниями лесов стран, губерний или отдельных урочищ (боров). Именно в этот период была поднята проблема введения оборота рубки, продажи леса «по таксам», размежевания и разделения лесов «для вычисления оных».

В журнале отводилось место и для любознательных путешественников, которые писали статьи в рубрику «Наблюдения в отечестве»: о лесах Камчатки, о лесах и почвах лесов по тракту от Нижнего Новгорода до Твери, взгляд на садоводство в регионах и др.

Сельскохозяйственные проблемы, близкие к тематике «Лесного журнала», рассматривались в публикациях о способах посадки взрослых (плодовых) деревьев, их обрезке при формировании, разведении в садах древесных растений. Уделялось внимание историческим аспектам земледелия, необходимости осушения болот, пастьбы скота (овец) в лесах и использования веток и листьев для их кормления.

Весьма интересной для читателей того времени (и полезной для наших современников!) была рубрика «Смесь», в которой в виде небольших по объему заметок приводилась любопытная информация по различным вопросам лесного и сельского хозяйства. Тематика заметок была очень широкой: от рассказов о последствиях стихии, успехах в лесопилении, описания редких и «замечательных» растений до оценки пользы жаб и долгого хранения яиц. Многие из кратких статей, видимо, в связи с возникшим интересом к теме, позднее появлялись в журнале в подробном изложении.

Спустя 40 лет после появления «Лесной журнал», который стало издавать Петербургское лесное общество, изменился в соответствии с политикой лесного хозяйства в стране. Это уже был период упорядочения и, прежде всего, организации системы его ведения на государственном уровне. В 1870-х годах, после отмены крепостного права в России, на страницах журнала начали появляться статьи, связанные с порядком управления крестьянскими лесами, изучением хозяйственной заготовки леса в государственных лесах, судопроизводством по нарушениям постановлений о лесах и другими вопросами, отражающими изменения, происходящие в стране. Для становления российского лесного дела важное значение имели статьи о состоянии лесного хозяйства в других странах (Франция, Бельгия, Великобритания, Германия и др.).

Публиковались материалы о деятельности Лесного общества и его региональных отделений, съездах лесничих, что отражало не только рост числа членов общества, но и его активную деятельность. На заседаниях Лесного общества заслушивались доклады, в том числе и исторические, например «Петр Великий как первый лесовод России» (1872 г.).

В то же время шло становление лесной службы России: появились статьи о положении и деятельности лесничих, «новой лесной страже в государственных лесах», материальном положении лесных ревизоров. Постоянно публиковалась информация о движении личного состава корпуса лесничих, велась полемика о необходимости специального лесохозяйственного образования лесничих и их практической подготовке.

С усилением коммерциализации лесного хозяйства в «Лесном журнале» появился и стал постоянным и очень подробным раздел «Лесоторговые известия», в котором давался обзор цен на древесину на ярмарках (Нижегородской и др.), приводились рыночные цены на лесные материалы, информация о движении лесных товаров по железной дороге. Вся информация коммерческого характера сопровождалась анализом по отдельным губерниям и занимала большую часть журнала.

Развернувшаяся торговля лесом вызвала интерес к лесной таксации и статистике. В публикациях преобладали статьи-переводы по этой тематике, например «Лесная статистика», «Руководство по лесной статистике» (Г. Гейер), о применении видовых чисел к определению запаса насаждений, о способе Рейнара для определения диаметра на разных высотах у растущих деревьев и др. Появилась информация, хотя и достаточно краткая, о работах российских специалистов, в частности о книгах М. Турского «Таблицы для таксации леса», Н. Забоева «Лесная таксация и лесоустройство», В. Прово-рова «Таблицы кубического содержания древесной массы бревен разных размеров», заметки А. Рудзкого о проекте составления русских массовых таблиц.

Однако такое положение журнала не устраивало редакцию. В одном из предисловий к выпуску 1872 г. от имени редакции было помещено высказывание, что «у большинства интерес научных знаний по лесоводству проявляется только в стремлении разрешить вопрос, через сколько времени дерево ... сделается ... таким, которое покупается».

Поэтому, несмотря на обилие материалов, связанных с лесозаготовками, транспортировкой и продажей леса, в «Лесном журнале», хоть и в меньшем объеме, чем в первые годы его выхода, стали появляться статьи, связанные с лесной наукой, познанием биологии леса и его роли: о влиянии леса на климат, отношении светолюбивых пород к почве, необходимости облесения песков, предотвращении губительного действия засухи на урожай хлебов и трав, значении насекомоядных птиц, степном лесоразведении и др.

Закладывались основы научных исследований. Довольно часто в тот период в «Лесном журнале» печатались статьи М. Турского, посвященные метеонаблюдениям в связи с природными явлениями, К. Тюрмера о практи-

ке лесоразведения, где давалось сравнение посадок и посевов леса, изучалось влияние прореживания на рост деревьев.

В связи с сокращением объема, выделяемого на публикацию научных статей, повысилась доля мелких сообщений научного характера в разделе «Смесь», содержание которого изменилось благодаря размещению информации делового характера. В кратких сообщениях отражались такие вопросы, интересующие членов Лесного общества, как влияние «веса и величины» семян на рост растений, «холода и теплоты» на прорастание семян, дернового покрова на температуру почвы, а также меры к истреблению большого соснового шелкопряда, искусственное разведение лесов и др.

Появились статьи, отражающие исчезновение лесных массивов, например в Орловской губернии. Причинами назывались большая населенность, малоземельность, высокая арендная и продажная стоимость земель. Шла речь о «суррогатных лесных материалах», таких как известняк для строительства домов, мелкий лес, солома, хворост и лузга гречихи для отопления.

В конце XIX - начале ХХ вв. существенно изменилось соотношение коммерческой и научной частей «Лесного журнала», увеличилась доля научно-публицистических статей. Лесоторговые заметки стали занимать незначительный объем журнала, в них по-прежнему отражалась информация о новых тарифах на древесину, ярмарках, торговле лесом, спросе и сбыте его в разных регионах России. Снизилось число статей по лесной таксации и статистике.

Лесной рынок распространялся в северные районы страны. К этому времени наметился поворот в лесном хозяйстве от южных регионов страны к северным как в коммерции, так и в научных исследованиях. Впервые давалась информация о лесах Архангельской губернии.

На страницах «Лесного журнала» по-прежнему рассматривались вопросы о кадровом обеспечении лесного хозяйства, лесоохранительном законодательстве, совершенствовании хозяйства в казенных лесах, лесном образовании. Печатались статьи, определявшие перспективы развития отрасли, среди них «К вопросу об организации опытного лесного дела в России» (Млодзянский), «Проект программы к исследованиям в Калецком лесничестве Калецкой губернии», включавший учет естественного и искусственного возобновления, уход за молодняками, лесотаксационные исследования, и др. Появились первые публикации Г.Ф. Морозова, К.И. Юницкого, С.П. Кравкова, публиковались обзоры трудов опытных лесничеств. Возросла роль российских авторов, в том числе лесничих и таксаторов. Весьма редкими стали переводы статей и материалы о лесном хозяйстве в других странах. Все чаще печатались доклады, заслушанные на заседаниях Лесного общества, что говорит не только об активной работе, но и высокой его значимости в жизни России.

Именно в этот период был введен термин «лесоведение»; в редакционной статье «Лесного журнала» отмечалось, что «лесоводство из эмпирической науки постепенно ... будет переходить в чисто опытную, которой

присваивается название лесоведение». Появление нового раздела лесоводства ознаменовалось публикацией соответствующих статей и обзоров. Так, издан Проект изменений хозяйства, которые содействовали бы естественному возобновлению Тульских засек. Появились работы о внекорневом питании растений (И. Шевырев), влиянии различной влажности почв на развитие всходов сосны (А. Тольский), плодоношении сосны, болотной сосне (В. Сукачев), смене пород, влиянии обработки почвы на ее влажность, типах сосновых насаждений (В. Петровский), отношении растений к свету (В. Талиев), значении азота для роста лесонасаждений и др.

Стали печататься, пожалуй, первые статьи о технологиях лесных рубок - кулисных и примыкающих лесосеках в связи с их шириной и направлением (В. Д. Огиевский); способах лесоразведения (опыты с 1- и 2-летними саженцами, посадка в бороздки и ямки, частичная и сплошная обработка почвы), новых лесокультурных приборах, в том числе семяносушильнях, что связано с возрастанием спроса на семена для лесовосстановления.

Ученые стали обращать внимание на качество заготавливаемой древесины. Рассматривались пороки древесины сосны и ели (косослой, метик, морозобойные трещины, водослой, крень, суковатость) и их значение для распиловки. Технические качества древесины связывались с ее анатомическими признаками (шириной годичного слоя), отмечалась географическая предрасположенность северной сосны к образованию тонкослойной древесины высокого качества.

Сохраняя традиции и передавая эстафету поколений, редакция «Лесного журнала» рассказывала о выдающихся деятелях, чья жизнь была связана с лесным хозяйством: Р. Гартиге, Ф. Арнольде, М. Турском, А. Рудзком. Журнал помогал Лесному обществу в сборе пожертвований на памятники им и стипендии их имени.

К началу ХХ в. в структуре «Лесного журнала» традиционно сохранялся раздел с краткими заметками «Разные известия». В нем публиковалась информация научного, публицистического характера, о премиях за лесоразведение, приводились обзоры докладов, интересные сведения (например о слонах в лесном хозяйстве), стихи, зарисовки с натуры. Всегда находилось место для рассказа о новых книгах и интересных статьях по лесному хозяйству, новых журналах в России и за рубежом. Печатались рефераты А. Тольского «Из лесной литературы».

Время изменило объем и структуру «Лесного журнала», но его традиции сохранились. Мы убеждаемся в этом, открывая каждый очередной номер.

Архангельский государственный технический университет

E.N. Nakvasina

Development and Traditions of «Lesnoy Zhurnal». Brief Survey of Magazine in 19th Century

Arkhangelsk State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.