Научная статья на тему 'Становление и типологические характеристики епархиальных ведомостей в XIX начале XX вв'

Становление и типологические характеристики епархиальных ведомостей в XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
819
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лепилкина Ольга Ивановна

Статья посвящена исследованию типологических характеристик епархиальных ведомостей, являющихся важным звеном в структуре провинциальной прессы XIX начала XX веков. Типоформирующим для этих изданий стало их целевое назначение, обусловившее остальные типологические признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лепилкина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и типологические характеристики епархиальных ведомостей в XIX начале XX вв»

тического микрополя «Фитонимы» в поэзии А. Герцык, З. Гиппиус, Е. Дмитриевой, С. Пар-нок. Поэты широко использовали богатый арсенал лексических средств русского языка, создающих образы природных реалий в рамках поэтического дискурса. Наименования деревьев, цветов, выполняя в художественных текстах указанных авторов преимущественно номинативную функцию, становятся элементами пейзажных зарисовок. Также лексико-семантическое микрополе "Фитонимы" является уникальным фрагментом языковой картины мира З. Гиппиус, А. Гер-цык, Е. Дмитриевой, С. Парнок, в котором отображается избирательность видения поэтесс, их мировоззрение, художественное мышление. Кроме того, в ходе исследования были выявлены индивидуальные признаки, характерные только для каждой поэтессы. Авторы выбирают свою "любимую" область реальности, из которой они черпают слова-символы для своей поэзии. Для З. Гиппиус и А. Герцык это связано с религиозным мировосприятием, в котором растения становятся центральными символами, связанными с христианством. В творчестве Е. Дмитриевой и С. Парнок эмоциональный мир личности эксплицируется с помощью природной лексики, употребленной, как правило, в метафорическом значении. Избирательность видения художников сло-

ва воплощена в определенных образах, что позволяет судить о системе приоритетов личности и их включенности в национальную культуру

Библиографический список

1. Гиппиус З.Н. Лирика. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2003. - 416 с.

2. Иванова Н.Н. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII - начала XX в.): Более 4500 образных слов и выражений / Н.Н. Иванова, О.Е. Иванова. - М., 2004. - 666 с.

3. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле «Природное время» в языковой картине мира А.П. Чехова: Дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 164 с.

4. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 1998. - 807 с.

5. «Sab rosa»: Аделаида Герцык, София Пар-нок, Поликсена Соловьева, Черубина де Габри-ак. - М.: «Эллис Лак», 1999. - 768 с.

6. Туранина Н.А. Именная метафора в русской поэзии начала XX века. - Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1999. - 214 с.

7. Философия науки: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А. Микишина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 992 с.

УДК 070 (091)

О.И. Лепилкина

СТАНОВЛЕНИЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Статья посвящена исследованию типологических характеристик епархиальных ведомостей, являющихся важным звеном в структуре провинциальной прессы XIX — начала XX веков. Типоформирующим для этих изданий стало их целевое назначение, обусловившее остальные типологические признаки.

Ключевые слова: провинциальная пресса, епархиальные ведомости, типология.

Провинциальная религиозная печать XIX - начала XX века незаслуженно остается наименее изученной в современной истории журналистики, хотя в целом в последние двадцать лет сформировался достаточно устойчивый научный интерес к издательской деятельности Русской православной церкви: появились библиографические издания, посвященные христианской периодике России; современная православная периодическая печать стала

предметом исследования в работах О.В. Бакиной, Т.Н. Ивановой, Л.В. Кашинской, Н.А. Костиковой, А.Н. Тепляшиной и др.; А.Н. Кашеваров целостно представил ее развитие в XX веке [3]; в историко-журналистских трудах Е.В. Ахмадулина, А.А. Вах-рушева, Ф.Т. Кузбекова, В.А. Павлова, Т.В. Пруд-когляд, В.В. Пугачева, А.И. Станько, В.Д. Таказова, Б.А. Трубецкого, О.Д. Якимова и др. можно найти отдельные страницы о становлении епархиальных ведомостей в XIX - начале XX вв.

© О.И. Лепилкина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

103

Этот тип издания стал важным компонентом в структуре провинциальной прессы в 1860-е годы - время, когда епархии Русской православной церкви стали вторым (после губернских правлений) лидером по количеству выпускаемых изданий в провинции. Первыми стали выходить «Херсонские епархиальные ведомости» и «Ярославские епархиальные ведомости» (1860 г.), затем появились аналогичные издания в Киеве, Тамбове, Чернигове (1861 г.), Туле, Калуге, Подольске (1862 г.) и т.д. На 1870 год их издавалось уже 30. Соответственно журналистские центры, выпускавшие по 2 наименования периодики, в основном были представлены газетными губернскими и журнальными епархиальными ведомостями. Среди них такие города, как Вологда, Вятка, Калуга, Орел, Пермь, Рязань, Ярославль и др.

Типовую программу для неофициальной части епархиальных ведомостей, утвержденную Синодом, разработал архиепископ Херсонский Иннокентий. На ее основе в каждой епархии создавалась своя программа, тоже направлявшаяся в Синод на утверждение. Отличием епархиальных ведомостей от губернских было в том, что не было «такого синодального указа или закона, которым бы предусматривалась обязательность печатания известных сведений в епархиальных ведомостях и ненапечатание таковых трактовалось бы как проступок, предусматриваемый в кодексе уложения о наказаниях» [2, с. 77-78]. Следствием этого положения было отсутствие подобных изданий в некоторых местностях и отсутствие строгой закрепленности за определенным ведомством.

В редакционной статье первого номера «Оренбургских епархиальных ведомостей» были указаны два мотива их издания: во-первых, «правительственная власть во всех ведомствах стремится войти в сближение с той средой, в которой и ради которой она призвана действовать» и «печатный орган наиудобнейшим образом помогает обществу знать намерение и действия правящей власти, а власти - достигать своих целей и предначертаний», а во-вторых, необходим «обмен общих жизненных интересов между духовенством Оренбургской губернии» (Оренбургские епархиальные ведомости. - 1873. - №1. - С. 1). Позднее редакция высказывалась еще более конкретно: она «поставляет своею задачею содействовать духовенству в его многотрудном служении сообщением тех средств, которые были бы ему полезны при отправлении своих обязаннос-

тей» (Оренбургские епархиальные ведомости. -1889. - №3. - С. 2).

В обращении к духовенству региона «От редакции "Кавказских епархиальных ведомостей"», изданном отдельным листом в ноябре 1872 года, главные цели издания были определены следующим образом: «пособие успехам пастырской деятельности кавказского духовенства, возбуждение его энергии к делу религиозно-нравственного усовершенствования паствы, содействие духовному просвещению народа». Для достижения этих целей редакция предполагала наладить «знакомство с различными условиями быта местного народонаселения, с местными нравами, обычаями и верованиями, тем более что Кавказская епархия, обнимая обширные пространства, заключает в своих пределах народонаселение разнохарактерное и разноплеменное...». Осознавая «разнохарактерность» народов Кавказа, сплав различных культур, нравов и вероисповеданий как одну из сложностей местной «пастырской деятельности», редакция планировала сделать епархиальные ведомости одним из средств миссионерской деятельности православного духовенства на Кавказе [см. подробнее: 4].

Таким образом, целевой аудиторией епархиальных ведомостей объявлялись «пастыри» -местное духовенство, что нашло отражение в структуре и содержании епархиальных ведомостей. Они состояли, как правило, из официального и неофициального отдела.

Первый из них включал: распоряжения вышестоящей церковной власти и епархиального начальства; известия (архиерейские служения, о присоединении к православию, о пожертвованиях, от епархиальных училищных советов, о вакантных местах и пр.); протоколы и журналы съездов духовенства; разного рода положения и программы (например, положение о губернском съезде по общественному призрению в губернии и его программа, программа для поступления в классы духовных училищ, расписание переводных и приемных экзаменов и пр.). Иногда сюда прибавлялись «Определения Святого Синода» как отдельная рубрика, некрологи, отчеты, списки воспитанниц и воспитанников епархиальных училищ, духовных семинарий, объявления и пр. Таким образом, можно говорить о том, что официальный отдел, на первых порах обычно главенствовавший в журнале, выполнял функцию документирования и содержал практико-ориенти-

рованную информацию для своей читательской аудитории. Объем официального отдела сократился повсеместно с 1888 года, когда стали издаваться синодские «Церковные ведомости» с обязательной подпиской для всех приходских церквей и перестали быть актуальными публикации в епархиальных органах распоряжений высшей церковной власти.

Для неофициального отдела ведущими были, прежде всего, культуроформирующая и идеологическая функции. Поэтому в журнале печаталось большое количество слов, проповедей, бесед, поучений и статей религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания. Так, в «Кавказских епархиальных ведомостях» в разные годы были опубликованы «Поучение на день Богоявления Господня», «Слово на юбилейное торжество 900-летия со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира 15 июля 1915 года», «Беседа о священстве и о учительстве как об одной из обязанностей священнослужителей», «Легенда о колоколе», «Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе», «Краткий историко-критический очерк пения в русской православной церкви с конца XVIII в. по настоящее время», «Анализ Корана по основным вопросам вероучения и нравоучения», «Слово по поводу замеченных в приходе безобразий молодежи» и т.д. В епархиальных ведомостях появлялись литературные обозрения и литературно-критические статьи, тематически связанные с направленностью журнала. Так, анонимный автор обозрения «Жизнь духовенства по современным литературным произведениям» подробно рассмотрел рассказ Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и пришел к выводу, что писатель «не только не посмеялся над своим скромным героем, но выставил его успокоителем всех страждущих и духовно болящих» (Ставропольские епархиальные ведомости. - 1914. - №2). Информационные материалы рассказывали читательской аудитории о деятельности епархий и епархиальных образовательных учреждений.

Еще в XIX веке отмечали как достоинство, что «будущий историк найдет в епархиальном органе немало достопримечательного, особенно по предметам церковно-исторического характера, миссионерского и по вопросам церковного просвещения» [5, с. 19]. Епархиальные ведомости назывались «отражением, зеркалом течения епархиальной жизни» (Вятские епархиальные ведомо-

сти. - 1913. - №1-2. - С. 12). И, действительно, большинство епархиальных ведомостей публиковали много материалов по истории приходов, монастырей, церквей и стали важным источником информации для последующих поколений краеведов. Так, в «Пермских епархиальных ведомостях» в ряде номеров за 1868-1869 гг. были опубликованы «Очерки бедствий Далматовско-го монастыря», где автор, протоиерей Григорий Плотников, на основе архивных данных не только воспроизвел историю самого монастыря, но и описал набег калмыков (1651 г.), башкирские восстания во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. и их подавление. Огромную работу в области изучения истории и этнографии родного края проделала редакция «Тульских епархиальных ведомостей», соединявшая публикаторскую деятельность с организаторской и способствовавшая развитию первого тульского музея, изданию шести выпусков «Памятников искусства Тульской губернии» и т.д. [3, с. 18-20].

В область информационного внимания епархиальных ведомостей входили также домашнее и школьное воспитание детей, благотворительная деятельность в епархии, работа церковно-архео-логических комитетов, создаваемых повсеместно с целью охраны памятников церковной старины, и пр. Постоянным объектом для критического рассмотрения было сектантство. По данным исследователей, в «Пермских епархиальных ведомостях» «борьба с ересями, в частности с расколом, шла по трем основным направлениям: развенчание ереси, показ непривлекательных сторон ее и методики общения, полемики с вероотступниками» [7, с. 76]. В «Ставропольских епархиальных ведомостях» в неофициальном отделе существовала специальная рубрика «История и обличение русского раскола и сектантства», где были опубликованы, «Отрывной календарь как средство сектантской пропаганды», «"Новый Израиль", новая фракция хлыстовства», «К жуковским старообрядцам», «Исповедь сектанта на пути к раскаянию и ответы его духовного отца», «Раздоры и неурядицы среди раскольников австрийской секты» и пр. Значимость этой темы для епархиальной прессы подтверждается введением в 1911 году при названном издании специального приложения «Миссионерские известия по Ставропольской епархии». Этот «еженедельный листок», как он позиционировался редакцией, постоянно печатал отчеты соответствующей тема-

тики, например, «Круг деятельности епархиального миссионера-проповедника в ставропольской епархии свящ. Николая Розанова», «Весенняя миссионерская поездка епархиального миссионера-проповедника протоиерея Симеона Никольского», «Епархиальный миссионерский съезд в городе Ставрополе на Кавказе», «Отчет о деятельности Ставропольского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1914 год», «Епархиальная миссия в г. Армавире» и т.д. Помимо этого «Миссионерские известия.» представляли читателям различные аналитические материалы. Среди них можно встретить статьи «По вопросу о присоединении евреев к православию», «Особенности состояния сектантства в Ставропольской епархии», «Баптисты - враги русского царя и России. Шпионы от религии», «Новая аудитория для пастырских чтений и миссионерских бесед в городе Ставрополе на Кавказе» и пр. Иногда в «Миссионерских известиях.» встречались информационные отчеты, как, например, «Беседа с новобранцем, зараженным ересью Льва Толстого», «О высылке главы петроградских баптистов» и т.д.

Со временем епархиальные ведомости все чаще начали обращаться к актуальным философским, политическим и социальным проблемам. Поэтому нет ничего удивительного, что составитель «Библиографического указателя статей, напечатанных в "Якутских епархиальных ведомостях" за 2-е десятилетие их издания (1897-1907)», выделил следующие тематические блоки для материалов описываемого издания: «Общие сочинения»; «Религия»; «Социальная наука»; «Филология»; «Чистая наука»; «Прикладная наука»; «Литература»; «История» [6].

Редакция епархиальных ведомостей, как правило, состояла из преподавателей местных семинарий. В частности, при обсуждении проекта издания «Полоцких епархиальных ведомостей» правление местной семинарии приняла следующее решение: «Редакция имеет состоять из 4-х человек с одинаковым правом голоса. Главным и ответственным редактором приличнее всего быть ректору семинарии. <.> один из наставников семинарии будет его помощником по этому делу. Он - второй редактор. На нем, главным образом, будет лежать выбор и сортировка статей, предназначенных для неофициальной части ведомостей. <.> Третий редактор составляет для ведомостей современное обозрение. <.> На нем

же будет лежать сортировка официальных статей и разбор мелкой литературной корреспонденции. Наконец, четвертый редактор заведует хозяйственной частью» [2, с. 23-24]. Предусматривался также штат обязательных сотрудников (все преподаватели семинарии) и корректор (тоже из числа преподавателей). Аналогично решался вопрос в большинстве епархий.

Авторский состав епархиальных ведомостей, в соответствии с программой и информационной направленностью, составляли в большинстве изданий священнослужители. В цитированном выше обращении «От редакции Кавказских епархиальных ведомостей» относительно обработки присылаемых статей было сказано: «Для редакции важнее всего дельная мысль и факты, относящиеся к местной религиозной жизни. Поэтому редакция просит не стесняться присылкою статей недостаточно обработанных с внешней стороны...». Издатели полагали, что залогом успеха «Ведомостей», как и в основе всякого благого начинания, будет принцип viribus unitus (объединение усилий). Однако поскольку авторы были разного уровня образованности и филологической культуры, то это порой затрудняло создание качественного информационного продукта. С другой стороны, надежды редакций «на просвещенное содействие духовенства» далеко не всегда оправдывались.

Тем не менее постепенно у ведомостей выработался свой штат постоянных сотрудников. Так, в «Орловских епархиальных ведомостях» заметную роль сыграл преподаватель местной духовной семинарии Гавриил Михайлович Пясец-кий - известный краевед и историк церкви, опубликовавший в издании свыше 50 обширных материалов. В «Херсонских епархиальных ведомостях» одним из активных авторов был протоиерей А.Г. Лебединцев, освещавший вопросы церковной истории и археологические разыскания. Лицо «Кавказских епархиальных ведомостей» определил смотритель Ставропольского духовного училища, коллежский советник, магистр богословия Григорий Петрович Михайловский. Выпускник Казанской духовной академии, преподаватель Симбирской и затем Саратовской духовных семинарий, автор исторических и педагогических трудов, сотрудник «Саратовских епархиальных ведомостей», Михайловский был перемещен в 1868 году на службу в Кавказскую духовную семинарию в Ставрополь, где стал редактором

епархиальных ведомостей (1873-1886). П.В. Архангельский в биографическом очерке о Г.П. Михайловском, вышедшем в журнале в 1886 году, свидетельствовал, что за 25 лет публицистической деятельности Михайловского вышло 145 его работ, в том числе «Материалы для истории Кавказской епархии», «Исторический очерк Ставропольского духовного училища», «Очерк Черноморской женской пустыни», «Краткий очерк деятельности епархиальных съездов», «Краткий очерк истории и вероучения духоборцев» и др.

Уникальность епархиальных ведомостей состояла в том, что они, выходя в форме журнала, позаимствовали у официальной прессы газетное название, подчеркнув тем самым следование традициям. Неслучайно современные исследователи утверждают, что епархиальные ведомости «в смысле каких-либо типологических преобразований относятся к самым консервативным изданиям как по внешнему виду (оформлению), так и по содержательной структуре» [1, с. 28]. Периодичность была от ежемесячной до еженедельной. Формат изданий в основном был примерно равным современному А5, верстка одно- или двухколонной, нумерация страниц сквозная в годичном комплекте номеров.

Характерно, что епархиальные ведомости, как и губернские, распространялись по обязательной подписке. Она была таковой «а) для всех причтов как самостоятельных церквей, так и приписных с отдельным причтом; б) для училищных правлений и духовного попечительства; в) монастырей и конторы архиерейского дома и г) если найдено будет удобным, то и для церковно-приходских попечительств и для причтов церквей, учрежденных при казенных и других общественных заведениях» [5, с. 5]. Наличие обязательной подписки, тем не менее, из-за заданной узости аудиторных рамок не обеспечивало большинству епархиальных ведомостей значительных тиражей. Обширная программа, позволявшая этому типу издания представлять разнообразную информацию, на практике далеко не всегда бывала реализованной, что вызывало неудовольствие у аудитории. Даже в юбилейных материалах можно встретить утверждения, что «епархия иногда скорбела о без-

жизненности» своего органа печати (Вятские епархиальные ведомости. - 1913. - .№1-2. - С. 12) и что «епархиальное духовенство тяготится не столько обязательным взносом подписной платы», сколько «неудовлетворительностью со стороны содержания» издания [2, с. 73].

Епархиальные ведомости, будучи на определенном этапе развития журналистики в России одним из важных компонентов системы местной печати, сыграли свою роль в становлении читательской аудитории в провинции. Ориентированные на священнослужителей и связанные типовой программой, они имели сходную внутреннюю структуру, область информационного внимания, реализовывали преимущественно непосредственно-организаторскую, культуроформи-рующую и идеологическую функции, демонстрировали приверженность жанровым формам духовной литературы (слово, проповедь, житие, поучение и т.д.).

Библиографический список

1. Ахмадулин Е.В. Правительственная печать России (конец XIX в. - февраль 1917 г.) - Ростов-на-Дону: Изд-во ЗАО «Книга», 2000. - 80 с.

2. ДовгяллоД.И. Материалы для истории местной витебской прессы. - Витебск: Губ. типолитография, 1899. - 82 с.

3. КашеваровА.Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке: Очерки истории. - СПб.: Роза мира, 2004. - 162 с.

4. Лепилкина О.И., Макарова О.А. Формирование прессы Русской Православной Церкви на Ставрополье в XIX - начале XX вв. // Журналистика: информационное пространство. - 2001. -№1. - С. 19-27.

5. Никольский Ст. Двадцатипятилетие (18731897) издания «Оренбургских епархиальных ведомостей». - Оренбург, 1897. - 19 с.

6. Олейников Н.Е. Библиографический указатель статей, напечатанных в «Якутских епархиальных ведомостях» за 2-е десятилетие их издания (1897-1907). - Якутск: Областная типография, 1915. - 40 с.

7. Павлов В.А. Очерки истории журналистики Урала. Т. 2. Кн. 1.: (1860 - начало 1880 гг.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.