Научная статья на тему 'Становление и тенденции развития рынка электронных финансовых услуг'

Становление и тенденции развития рынка электронных финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и тенденции развития рынка электронных финансовых услуг»

© Галкин А.И.

аспирант кафедры «Финансовый менеджмент» РГЭУ «РИНХ»

СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

С экономической точки зрения, финансовые услуги — это услуги, связанные с трансформацией денежных средств в денежный капитал. Собственно сам момент трансформации проявляется в использовании переданных денежных средств как денежного капитала, а завершение трансформации — в возвращении прежде всего инвестированного, или, говоря языком К. Маркса, «авансированного», капитала и полученного от него дохода. Так, К. Марксом подробному анализу были подвергнуты трансформации ссудного капитала и проблемы развития банковского капитала. В работах Р. Гильфердинга уже в XX в. предметом изучения стали вопросы развития акционерных обществ и проблемы сращивания банковского капитала с промышленным. В современном мире, кроме размещения капитала в банке, приобретения акций или облигаций, обладатель денежных средств имеет много других вариантов, позволяющих ему осуществить трансформацию денежных средств в капитал по формуле К. Маркса Д — Д’. В частности, на почве акционерных обществ появились формы коллективного инвестирования в виде, например, паевых инвестиционных фондов.

Появление новых форм инвестирования, усложнение самого процесса инвестирования постепенно привело к выделению специальной профессиональной деятельности лиц, предоставляющих услуги, связанные с инвестированием денежных средств, именуемых «финансовые услуги». Оказание финансовых услуг в настоящее время представляет собой вид профессиональной деятельности, осуществление которой требует получения соответствующей лицензии со стороны государства.

Финансовые услуги можно разделить на следующие виды:

услуги, непосредственно являющиеся финансовыми, то есть собственно финансовые услуги, связанные с размещением денежного капита-

ла, или, иначе говоря, связанные с трансформацией денежных средств в денежный капитал;

так называемые услуги инфраструктуры рынка финансовых услуг; лица, предоставляющие такие услуги, непосредственно не касаются ни трансформируемых денежных средств, ни денежного капитала, однако без их профессиональной деятельности предоставление услуг, относимых к первой категории, было бы невозможным или весьма затруднительным.

Предоставление услуг, отнесенных к первой категории — собственно финансовые услуги, можно условно разделить на две разновидности: услуги, связанные с аккумулированием (накоплением) денежных средств для последующей их трансформации в денежный капитал, и услуги, связанные с размещением денежных средств в денежный капитал.

Услуги инфраструктуры рынка включают в себя: учет прав на ценные бумаги, а иногда и на некоторые иные финансовые инструменты (услуги депозитариев и реестродержателей); услуги, связанные с оказанием содействия заключению сделок с финансовыми инструментами (услуги фондовых бирж — организаторов торговли); услуги, связанные с проведением расчетов по заключенным сделкам (клиринговая деятельность); различного рода консультационные услуги.

Как отмечает ряд авторов, в частности Жел-тоносов В.М., Спружевникова М.К.[1, с.2] и др., сущность финансовой услуги состоит в том, что она отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещной формы, поскольку её субстанцией на рынке финансовых услуг являются правоимущественные отношения.

По мнению Семилютиной Н.Г. [2, с.23], появление такой категории, как финансовые услуги, стало отражением тенденции к универсализации профессиональной деятельности, связанной с предложением денежного капитала. По существу, вся деятельность, относящаяся к регулированию предоставления финансовых услуг, касается как деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (инвестиционные компании, инвестиционные фонды и т.п.), так и деятельности банковских организаций. Более того, регулирование финансовых услуг затрагивает также деятельность страховых обществ и телекоммуникационных компаний.

Таким образом, под финансовыми услугами мы понимаем все страховые и относящиеся к страховым услуги; банковские услуги, торговлю на фондовой бирже; брокерские операции на денежном рынке; участие в эмиссии ценных бумаг; заключение договоров финансовой аренды (лизинга), договоров доверительного управления денежными средствами или ценными бумагами, управление активами, консультационные, посреднические и другие вспомогательные услуги финансового характера.

Если говорить о структурообразующих элементах рынка финансовых услуг, то можно выделить субъекты и объекты этого рынка. Субъекты

— основные финансовые институты, осуществляющие предоставление финансовых услуг: банки, инвестиционные компании, институциональные инвесторы, организации инфраструктуры рынка (биржи, реестродержатели, депозитарии), лица, предоставляющие вспомогательные услуги (финансовые консультанты, рейтинговые, информационные агентства). К объектам можно отнести ценные бумаги, различные виды финансовых инструментов, посредством которых денежные средства трансформируются в денежный капитал и достигают реципиента инвестиций.

Исследуя опыт России и опыт зарубежных стран в части, касающейся законодательного регулирования вопросов предоставления финансовых услуг, можно отметить, что, как правило, такое регулирование осуществляется в рамках специальных законов, которые, однако, существуют в рамках системы национального законодательства, регулирующего имущественные отношения. При этом большинство стран идет по пути принятия нескольких законодательных актов, регулирующих различные области предоставления финансовых услуг: банковскую деятельность, страховую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка финансовых услуг, форм коллективного инвестирования и т.п.

В то же время нельзя не отметить, что законодательные акты, принятые в зарубежных странах на рубеже ХХ-ХХ1 вв., отражают тенденцию к универсализации рынка финансовых услуг. В законодательстве зарубежных стран такой подход находит отражение в принятии «универсальных» законов, т.е. законов, охватывающих практически весь спектр услуг на финансовом рынке. Примерами такого рода законов являются Закон о финансовых услугах и рынках Великобритании 2000 г. [3], Закон о модернизации финансовых услуг США 1999 г. [4], Директива ЕС об инвестиционных услугах 1993 г. [5] с последующими изменениями и дополнениями.

Так, например, развитие многофункциональной универсальной банковской деятельности в Великобритании шло по пути приобретения коммерческими банками участия в инвестиционных банках. Таким образом, Великобритания продвигалась в сторону германской модели универсальных банков, занимая своего рода промежуточное положение.

Закон США о модернизации финансовых услуг допустил возможность совершения банками помимо традиционных банковских операций также операций как на рынке ценных бумаг, так и на рынке страховых услуг через учреждаемые дочерние компании. Таким образом, данный закон, по существу, осуществил интеграцию между различными секторами финансового рынка. Безусловно, подобная интеграция проявляется и с рынком телекоммуникационных услуг.

В связи с изложенным хотелось бы обратить внимание на неоднородность организационноэкономических отношений, посредством которых формируется явление, именуемое рынком финансовых услуг. Во-первых, речь может идти о регламентации прав и обязанностей сторон данных правоотношений — профессиональных участников рынка и их клиентов. При этом следует различать отношения между собственно профессиональными участниками рынка, то, что в области электронной коммерции принято обозначать аббревиатурой «В 2 В» (Business to Business), и между профессиональными участниками и клиентами, не являющимися профессионалами, то есть «неискушенными инвесторами», такие отношения обычно обозначают «В 2 С» (Business to Customer). Во-вторых, элементами рынка являются различные по своей экономической и правовой природе предметы [2, с.45]. Недаром законодательство многих зарубежных стран, помимо традиционных понятий, используемых в этой связи (например, эмиссионные и иные виды ценных бумаг), перешло к использованию категории «финансовый инструмент» (документ, который, во-первых, удостоверяет факт заключения сделки в соответствии и на условиях, определенных в организационном договоре, а во-вторых, определяет конкретные количественные параметры заключенной сделки).

Интенсивное развитие электронной коммерции в последнее время стало привлекать внимание финансовых институтов, что создало предпосылки для появления электронных финансовых услуг.

На наш взгляд, под электронными финансовыми услугами следует понимать любые услуги финансового характера, предметом которых является привлечение и использование денежных средств физических и юридических лиц с использованием телекоммуникационных и других технологических систем.

Терминологические проблемы приводят к тому, что на практике почти всегда под электронной коммерцией понимаются действия в сфере традиционной торговли, где собственно сделка в электронной форме отсутствует, а отдельные ее этапы (согласование параметров сделки, платежи и пр.) реализуются с помощью телекоммуникационных средств. Так, заказ товара в Интернет-магазине с последующей его доставкой курьером и оплатой на месте (или предоплатой по пластиковой карточке) считается формой электронной коммерции, не будучи таковой по сути [6, с.34]. Если сравнить приобретение товара путем заказа его по телефону на основании рекламы в прессе, на телевидении или на листке, брошенном в почтовый ящик (где компьютерные технологии отсутствуют вовсе), то очевидна полная аналогия с «покупкой в Интернете».

Амириди Ю.В., Анненская Н.Е. [7, с.248] и др. ученые под электронной коммерцией понимают такую систему осуществления деловых сделок, в которой право собственности или право

пользования товаром (услугой) передается от одного собственника другому на основании электронных документов, то есть процесс заключения сделки происходит в электронной среде.

На наш взгляд, под электронной коммерцией целесообразно подразумевать любые сделки по купле-продаже товаров и услуг, совершаемые при помощи средств и возможностей телекоммуникационных сетей, при этом взаимодействие между поставщиком и потребителем осуществляется с использованием электронных документов и/или средств платежа. В качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Важно отличать термин «электронная коммерция» от «электронной торговли». Тедеев А.А. [8, с.164], в отличие от ряда зарубежных и отдельных отечественных авторов, считает, что термин «электронная торговля» нецелесообразно трактовать предельно широко. Использование этого термина в качестве синонима термина «электронная коммерция» нелогично, так как последняя не ограничивается лишь торговлей.

Несмотря на экономический спад в странах с развитой экономикой, в том числе вызванный переоценкой возможностей развития высоких технологий, продолжается дальнейший рост услуг электронной коммерции (ЭК). Этот рост прогнозируется как в секторе межфирменных отношений (В2В — Business to Business), в котором в ролях покупателя и продавца выступают юридические лица — корпоративные клиенты, так и в секторе работы с клиентами (В2С — Business to Consumer), в котором взаимодействуют физические лица с юридическими лицами, то есть рынок розничных услуг частным лицам [9]. К этой группе, помимо розничной торговли через Интернет-магазины, можно также отнести такие виды деятельности, как осуществление банковских операций не выходя из дома, брокерские, страховые и другие финансовые услуги. При этом следует выделять не только традиционные виды В2В и В2С, но и такие, как B2G (Business to Government), которое имеет место, когда предприятие через Интернет предлагает и осуществляет услуги правительственным организациям. В рамках концепции электронного правительства правомерно существование государственного предпринимательства, при котором правительственные учреждения оказывают другим экономическим агентам электронные финансовые услуги [10]. Среди них: осуществление и контроль государственных закупок путем проведения аукционов и тендеров (G2B), взаимодействие между различными подразделениями правительства (G2G), общение с населением для выполнения государственных обязанностей (G2C) — это может быть сбор налогов и штрафов, продление лицензий, различные консультационные услуги и т.д. Здесь речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не просто отдельным потребителям, а покупателям в широком смысле (включая бизнес и домашние хозяйства).

Как справедливо отмечают Рогачев А.Ф. и Скопина И.В. [11, с.66] «с развитием электронной коммерции потребители получают возможность выбрать наиболее подходящего для них поставщика вне зависимости от его географического положения, а организациям быть более эффективными, гибкими, быстрее реагировать на изменяющиеся запросы своих клиентов, работать в более тесном сотрудничестве с ними».

Сложную систему электронных взаимоотношений между основными хозяйствующими субъектами можно классифицировать и представить в матричном виде. Так, электронные хозяйственные взаимоотношения между основными агрегированными экономическими агентами — предприятиями, потребителями (домохозяйствами), государством (правительством) и иностранным сектором — осуществляются в виде совокупности электронных товарно-денежных сегментированных потоков (слоев), которые могут быть представлены (пока без учета иностранного сектора или заграницы) в виде секторной матрицы электронно-финансового взаимодействия хозяйствующих субъектов (см. табл.1).

Таблица 1. Секторная матрица электроннофинансового взаимодействия хозяйствующих субъектов (закрытого типа)

Секторы взаимо- действия Business (пред- приятие) Customers (домохо- зяйство) Government (прави- тельство) Всего от каждого сектора

Business (предприятие) В2В В2С B2G B2(B,C,G)

Customers (домохозяйство) С2В С2С C2G C2(B,C,G)

Government (правительство) G2B G2C G2G G2(B,C,G)

Всего Каждому сектору (B,C,G)2B (B,C,G)2C (B,C,G)2G Итого

Для анализа количественных параметров и структуры распределения электронно-финансовых потоков между различными агрегированными секторами и субъектами предлагаем использовать систему вложенных матриц. В результате получим детализированное распределение электронно-финансовых потоков между основными хозяйствующими субъектами. Каждый сектор (см. табл. 1) можно разделить по принципу резиденции: то есть на национальные (national) и зарубежные (foreign), и получим своего рода макроматрицу, представляющую собой систему вложенных матричных электронно-финансовых взаимодействий хозяйствующих субъектов открытого типа (см. табл. 2).

Следует отметить, что в данной матрице используются агрегированные макропараметры. Каждый из макроэкономических субъектов представляет собой совокупность реальных хозяйствующих субъектов определенного типа. Анализ данной матрицы позволит определить количест-

венные и структурные параметры в целом и между секторами взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Таблица 2. Секторная матрица электроннофинансового взаимодействия хозяйствующих субъектов (открытого типа)

Business (предприятие) Customers (домохозяйство) Government (правительство)

N F N F N F

Business предпри- ятие) F Bf2Bn Bf2Bf Bf2Cn Bf2Cf Bf2Gn Bf2Gf

N Bn2Bn Bn2Bf Bn2Cn Bn2Cf Bn2Gn Bn2Gf

Customers (домохо- зяйство) F Cf2Bn Cf2Bf Cf2Cn Cf2Cf Cf2Gn Cf2Gf

N Cn2Bn Cn2Bf Cn2Cn Cn2Cf Cn2Gn Cn2Gf

Government (прави- тельство) F Gf2Bn Gf2Bf Gf2Cn Gf2Cf Gn2Gn Gf2Gf

N Gn2Bn Gn2Bf Gn2Cn Gn2Cf Gn2Gn Gn2Gf

Таким образом, происходит интеграция электронной коммерции и электронных финансовых услуг при освоении новой рыночной ниши, что предоставляет возможность хозяйствующим субъектам и финансовым институтам успешно работать на самых различных рынках (товарном рынке, рынке финансовых услуг и др.). Развитие электронной коммерции в США достигло такого уровня, что Федеральная комиссия по торговле (Federal Trade Commission) начала регулировать функционирование электронных бирж, о чем справедливо отмечает в своих исследованиях Кузнецов А.[12].

Согласно К.М. Мусселю [13], вполне целесообразным будет выделение из понятия «электронная коммерция» всего, что касается удаленной оплаты и удаленного получения по каналам связи финансовой информации о состоянии счета клиента, и объединить это понятием дистанционного банкинга — «remote banking» (r-banking). При этом r-banking логично разделить на две составляющие: непосредственно дистанционную оплату и/или управление счетом (r-рау) и дистанционное получение информации (r-information, или r-info). Средствами клиента, с помощью которых он проводит дистанционную оплату или получает информацию, в свою очередь, могут быть мобильный телефон или компьютер, подключенный к сети Интернет. В первом случае процессы оплаты и получения коммерческой и финансовой информации можно определить соответственно как мобильную оплату (mobile pay, или m-pay) и как получение информации посредством мобильного телефона (m-information, или m-info); во втором случае соответственно как электронную оплату (electronic pay, или е-рау) и электронное получение информации (e-information, или e-info). Для наглядности эти процессы приведены на рис. 1. Объединение составляющих m-pay и m-info определяет понятие мобильного банкинга, или м-банкинга (m-banking), а именно это дистанционная оплата, управление счетом и получение информации о

состоянии счета с помощью мобильного телефона.

m-banking

Рис. 1. Понятие мобильного банкинга

Таким образом, наряду с финансовыми институтами все большая роль в формировании электронных финансовых услуг отводится телекоммуникационным компаниям. Более того, конкуренция между операторами сотовой связи проявляется сегодня не столько в сфере тарифов, сколько в сфере предоставления новых финансовых услуг для клиентов (например, мобильном банкинге, мобильной коммерции). Существенно изменяются функции мобильного телефона (терминала) — он перестает быть только средством связи и берет на себя функции персонального компьютера, средства платежа или кредитной карточки, средства идентификации личности, развлечения, средства получения информации и т.д.[14]. Довольно часто аналитиками высказывается предположение, что мобильный телефон является наилучшим способом для предоставления электронных финансовых услуг.

Необходимо отметить лавинообразный рост в мире числа клиентов, пользующихся услугами мобильной коммерции. Консалтинговый прогноз РиапШт^еЬ подтверждает это (табл. 3).

Развитие электронной коммерции и электронных финансовых услуг может весьма благоприятно сказываться на всей экономике. По мнению Ануреева С.В.[16], кардинальное увеличение доли безналичных расчетов в денежном обороте может обеспечить экономию до 2% ВВП за счет снижения издержек обращения и сокращения потребности в оборотных средствах из-за ускорения их оборачиваемости. Благодаря совершенствованию технологии платежных систем можно получить принципиально новые решения в области предоставления финансовых услуг, бухгалтерского учета, налогового администрирования, в массовом выходе среднего класса на фондовый рынок, в инфраструктуре для электронной коммерции и т.п.

По словам американского ученого Кристофера Родригеса [17], издержки, связанные с использованием системы наличных платежей, составляют от 5 до 7% ВВП. Он утверждает, что

Таблица 3. Показатели доходов от электронной и мобильной коммерции лидирующих стран

Ранг Страна Доходы от электронной коммерции, млн долл. Рост, % Доходы от мобильной коммерции, млн долл. Рост, %

2003 г 2006 г. (прогноз) 2003 г. 2006 г. (прогноз)

1 США 1220590 2337042 91 623 8561 1274

2 Япония 121280 742013 512 1637 11853 624

3 Германии 84530 376696 346 273 3222 1082

4 Англия 73620 266615 262 254 3643 1332

5 Канада 65850 176449 168 57 1121 1859

6 Франция 52180 257652 394 143 I95S 1268

7 Китай 42530 160072 276 44 1379 3045

8 Южная Корея 42267 158970 276 269 4263 1483

9 Австралия 30110 137806 358 147 1948 1228

10 Италия 27720 151538 447 147 1948 1228

23 Россия 5020 31541 528 36 700 1828

29 Польша 1240 25478 1955 14 457 3215

Примечание: данные за 2006 г. — прогноз

Источник: Афанасьев В.В.Состояние и перспективы развития сетей GSM в России // Электросвязь. — 2004. — №5. — С.18.

переход на систему электронных платежей позволяет сэкономить в год порядка 1% ВВП, а в денежном выражении это миллиарды рублей. Плюс и в том, что возрастет эффективность работы не только всей банковской системы, но и других финансовых институтов.

Итак, в России конкурентная борьба между финансовыми институтами стимулирует предлагать клиентам высокотехнологичные, но, на первый взгляд, не слишком востребованные электронные финансовые услуги. Однако повышенный интерес к финансовым услугам банков, страховых, брокерских и телекоммуникационных компаний лишь свидетельствует о только начинающемся делении этого рынка.

В современной экономике развитие рынка электронных финансовых услуг выполняет важнейшую функцию перераспределения финансовых ресурсов между отраслями и сферами социально-экономической системы. Отсюда, на первое место выходят формы доходов, получаемых на финансовых рынках. Развитый сектор финансовых услуг необходим России для обеспечения ее процветания в меняющемся мире, в котором производство услуг будет все более важным по сравнению с производством товаров. Вместе с тем, принимая во внимание высокую зависимость между торговлей товарами и торговлей услугами, становление в России конкурентоспособного сектора финансовых услуг будет позитивно сказываться и на улучшении качества отечественного производства и экспорта товаров, особенно за счет повышения доли в нем высокотехнологичной продукции.

Развитие и внедрение электронных финансовых услуг выгодно всем, прежде всего банкам, брокерским и страховым компаниям, а также телекоммуникационным операторам, поскольку это дает им возможность многократно увеличить до-

лю эффективного осуществления безналичных расчетов без значительных затрат на создание инфраструктуры обслуживания на основе трансформации информационных потоков в финансовые. Чтобы максимально «развязать руки» финансовым институтам в предоставлении электронных финансовых услуг, важным моментом является совершенствование нормативно-

правовой базы Госдумой РФ, в частности, для начала необходимо принять Федеральный закон «О предоставлении электронных финансовых услуг».

Таким образом, будущую форму электронных финансовых услуг определяет взаимодействие новых технологий с финансовыми инновациями и процессом распространения новых продуктов, что дает основания прогнозировать значительное развитие рынка электронных финансовых услуг, причем как в количественном, так и в качественном отношении. Все это можно рассматривать как важнейшие факторы роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета и позиции страны в международном сообществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Желтоносов В.М., Спружевникова М.К. Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе // Финансы и кредит. — 2001. — №13.

2. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). — М.: Волтерс Клувер, 2005.

3. Financial Services and Markets Act. Public General Acts. 2000. Ch. 8.

4. Financial Services Modernization Act. 1999. 106th Congress. H.R. 665.

5. Council Directive 93/22/EEC of 10 May

1993 on investment services in the securities field//OJ L 141.11.6.1993.P.27.

6. Соловьев Н. Нюансы электронной розничной коммерции // Банковские технологии. —

2004. — №7.

7. Современные IT-решения для финансовой индустрии — М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2004.

8. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо,

2005.

9. E-commerce and Development. Report 2002. — N.Y.-Geneva, United nations conference on trade and development, 2002. — 222 p.

10. Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика» // Вопросы экономики.

— 2004. -№2.

11. Рогачев А.Ф., Скопина И.В. Развитие региональных потребительских рынков в эпоху глобализации // Финансы и кредит. — 2004. — №23(161).

12. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция // Вопросы экономики. -2004. — №2.

13. Муссель К.М. Предоставление и биллинг услуг связи. Системная интеграция. — М.: Эко-Трендз, 2003.

14. Дич Л. Заправлены в планшеты космиче -ские карты... // Мобильные телекоммуникации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 2004. — №9.

15. Афанасьев В.В. Состояние и перспективы развития сетей GSM в России // Электросвязь.

— 2004. — №5.

16. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. — М.: Финансы и статистика, 2004.

17. Родригес К. Электронные платежи сэко-

номят миллиарды // Национальный банковский журнал. — 2005. — №11(23) //

http ://www.nbj.ru/announce/article/ ?&mode=1&number=23&id=599&template=9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.