Научная статья на тему 'Становление и тенденции развития лизингового бизнеса'

Становление и тенденции развития лизингового бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВЫЙ БИЗНЕС / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и тенденции развития лизингового бизнеса»

циал (земельные, лесные и водные ресурсы, горы, охотничьи угодья, минеральное и органическое сырье и др.), а также содержать раздел «Диверсификация экономики», показывающий, как на территории развивается данный процесс.

8. В паспорте каждого сельскохозяйственного участка, наряду с традиционными сведениями, рекомендуется указать экономический стандарт, бонитет и другие характеристики почвы, климатические условия, ряд других показателей. При таком подходе можно будет точнее определить продовольственные потенциалы полей, сельхозпредприятий, поселений, муниципальных районов и регионов, а также рассчитать индексы или коэффициенты самообеспечения территорий продовольствием.

В целом наличие указанных паспортов будет способствовать уточнению специализации и диверсификации экономики территорий, облегчит разработку и повысит эффективность программ их развития. В частности, это позволит разработать продовольственную карту России, и на этой основе оценить ее продовольственный потенциал с учетом возможностей современных технологий

Таким образом, в области типизации сельских территорий и использования ее результатов существуют весьма емкие резервы, использование которых будет способствовать социально-экономическому развитию российского села.

Библиографический список

1. Адукова А.Н., Простенко А.Н. Методические подходы к классификации сельских территорий: российский опыт // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ. - № 23, 2011. - С. 63-65.

2. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Основы стратегии жизнеобеспечения сельского населения: сб. науч. тр. // Жизнеобеспечение сельского населения: проблемы и пути решения. - Воронеж, 2012.- С. 54-60.

3. Простенко А.Н. Опыт классификации сельских территорий в странах СНГ: Беларусь и Казахстан // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - № 1. - С. 82-84.

О.Б. Александрова

СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА

Ключевые слова: лизинг, лизинговый бизнес, тенденции развития.

Конкуренция среди производителей диктует необходимость модернизации производства. Усиление тенденции старения оборудования обусловлено прежде всего снижением темпов ввода нового оборудования и вывода устаревшего. Основным источником приобретения оборудования является собственный капитал. Но недостаток внутренних ресурсов предприятия сдерживает рост и развитие производства. Более того, финансирование за счет собственного капитала не всегда выгодно. Для эффективного обновления

© Александрова О.Б., 2013

основного производственного фонда предприятиям необходимо использовать внешние источники инвестирования.

И здесь значительно повышается роль лизинга, который позволяет привлечь дополнительные частные инвестиции для развития производственной сферы и поддержки товаропроизводителей всех форм собственности. На западе лизинг был востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. [1, С. 73]. Особая экономическая роль лизинговой деятельности состоит в том, что с одной стороны, она способствует становлению частной собственности на средства производства, с другой - ведет к преодолению смены владельца и распорядителя.

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых учреждены коммерческими банками. К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов [2, С. 18].

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня членами «Рослизинга» являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация «Рослизинг» является членом европейской ассоциации лизинговых компаний LeasEurope.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. Общий объем сделок с 1995 г. по 2000 г. вырос в 12,6 раза: с 42 млн долларов США до 530 млн долларов США соответственно [3]. Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. В результате чего объем лизинговых сделок упал в 3,5 раза.

В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. Рост отрасли оценивается на 51% за один год. По данным исследования РА «Эксперт», 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса 1998 г.

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали причины макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие глава 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону «О лизинге», которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок. По данным РА

«Эксперт», объем профинансированных средств в 2002 г. по договорам лизинга пятьюдесятью крупнейшими лизинговыми компаниями России к концу этого г. составит около 900 млн долларов. Это 171% от аналогичного показателя за прошлый год. Общий же объем рынка можно оценить в 2,5 млрд долларов.

В 2003 г. можно говорить о том, что рынок лизинговых услуг сформировался, его объем - более 5 млрд долларов, на нем действуют все законы конкуренции и у него есть потенциал многократного роста на ближайшие годы. Рынок лизинговых услуг развивается достаточно динамично. Прирост объема привлеченных по договорам лизинга средств в 2003 году составил 49%, прирост объема полученных за год лизинговых платежей -76%. Общая стоимость текущих сделок (показатель, близкий объему активов) достигла 5,2 млрд долларов, инвестирование по договорам лизинга за девять месяцев текущего года - 1,7 млрд долларов.

Главной причиной бурного развития лизинга в России являются уже не налоговые льготы, а спрос со стороны малого и среднего бизнеса. Малые и средние предприятия объективно испытывают дефицит финансовых ресурсов. Именно поэтому наиболее привлекателен для них лизинг, при котором практически не возникает проблем с залоговым обеспечением.

В последние годы неуклонно растет доля клиентских заявок, принимаемых к исполнению. Если ранее лизинговое финансирование предоставлялось лишь 10-20% от заявок клиентов, то сейчас эта доля достигает 50%. Это позволяет говорить о том, что лизинговые компании переходят от стратегии индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг, что предполагает серьезные изменения в самой организации лизингового бизнеса.

Резко возрос интерес лизинговых компаний к автоматизации управления. Автоматизация управления обеспечивает лизинговой компании ряд конкурентных преимуществ. Внедрение комплексной системы автоматизации позволяет повысить качество обслуживания клиентов, ускорить осуществление сделок, снизить транзакционные издержки и усовершенствовать управленческую отчетность.

Лизинг давно и успешно развивается в мегаполисах страны. На Москву и Московскую обл. приходится 55,55% от всех лизинговых компаний по стране, на Санкт-Петербург 12,04% и 32,41% - на остальные регионы страны. Это говорит о сосредоточении, концентрации лизингового бизнеса в мегаполисах. Однако основное производство сконцентрировано в регионах страны, основные фонды которого более чем на 60% изношены [3]. Для более эффективного обслуживания малых и средних клиентов лизинговые компании вынуждены быстро развивать свою региональную сеть. В 2004 г. продолжилось сокращение доли лизинговых компаний в Москве (в 2002 году - 58%, в 2003-м - 51%, в 2004-м - 42%) и соответственно увеличение их доли в других регионах. Лизинговые компании все более активно используют сети материнских и родственных структур для продвижения своего ритейлового предложения в регионы.

Источник финансирования является главным конкурентным преимуществом лизингодателя, компании стремятся расширить количество этих источников самыми разнообразными способами. Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок - ключевой фактор успеха лизинговой компании. Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. В этом отношении преимущество имеют компании, созданные при банках.

Компании, работающие не при банках, вынуждены в условиях растущей конкуренции на рынке активно искать выход из сложившейся ситуации. Они продолжают

усиленно работать над увеличением собственного капитала. За пять последних лет доля собственного капитала в лизинговых компаниях выросла более чем в восемь раз.

Лизинговые компании начинают рассматривать векселя и облигации как перспективный источник дешевого финансирования. Наметился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. Облигации - весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного рублевого финансирования для лизинговых компаний, однако использование этого инструмента связано со значительными ограничениями. Значительным источником финансирования для лизинговых компаний являются коммерческие кредиты поставщиков оборудования.

В 2005 г. рынок лизинга вышел на новый этап развития. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний - продуманным и взвешенным. Конкуренция из года в год растет, на рынок начинают выходить западные игроки, а клиентов уже интересует нечто большее, чем просто возможность уменьшения налогов. Компании вынуждены заняться поиском перспектив и разработкой планов развития, чего до сих пор практически не делали. Рынок вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, ростом их сложности, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию.

В 2006 г. рынок лизинга вошел в фазу бурного роста: прирост объема нового бизнеса составил 83%. Высокие темпы развития и большой потенциал роста - это вызывает усиление конкуренции и снижение маржи. Рост основных показателей оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд долл. (8 млрд в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых компаний - 19,5 млрд долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. - 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005 г. - 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд долл. Происходит укрупнение лизинговых компаний, в том числе за счет слияний и поглощений [3].

Российский лизинговый рынок вырос в 2007 г. на 165% - за последние семь лет это самые высокие темпы роста. В большой степени данный факт связан с тем, что лизинг восполнил разрыв между спросом на инвестиционные ресурсы и пока недостаточным предложением «длинных» денег со стороны банков.

Рынок лизинга в 2008 г. сократился более чем на четверть. В текущем году основным направлением работы лизинговых компаний стало урегулирование просроченной задолженности и совершенствование систем риск-менеджмента. Новый бизнес на рынке по итогам 2008 г. снизился на 27,8% к результату 2007 г. [3]. Основными факторами, оказавшими воздействие на рынок, были неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка. Сокращение источников финансовых ресурсов продолжает изменять структуру спроса. Во второй половине 2008 г. увеличился спрос на возвратный лизинг и бывшие в употреблении предметы лизинга, в то же время резко сократились заявки на новое имущество. Наблюдается тенденция отказа клиентов от импортных поставщиков и переориентация на российского производителя, что может привести к заморозке поставок уникального импортного оборудования ввиду роста цен. Наблюдается изменение в ценовой политике компании по предоставлению лизинговых услуг в первую очередь связанных с повышением стоимости кредитных ресурсов, что делает лизинговый продукт менее привлекательным.

Лизинговый рынок в 2009 г. перенес два сильнейших удара - сокращение объема новых сделок и ухудшение качества портфеля. Этот год для лизинговых компаний стал

периодом проверки качества портфелей. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и реструктуризацию ранее заключенных контрактов. В то же время к концу года наметилась тенденция восстановления объемов рынка. Наблюдалась высокая деловая активность в лизинговой сфере. Снижение ставок по кредитам, прекращение роста просроченной задолженности, увеличение спроса - эти факторы обусловили волну новых сделок. Объем нового бизнеса по итогам 2009 г. составил 315 млрд руб., при этом 41% новых договоров были заключены в четвертом квартале года. Такая динамика сделок в последнем квартале сопоставима с докризисной и свидетельствует о восстановлении сезонности на рынке. Этому способствовало снижение процентных ставок по сделкам с малым и средним бизнесом примерно на пять процентных пунктов, сроки сделок увеличились с двух до трех-пяти лет, размер требуемого аванса снизился на 10-15 %. Ряд проблем, с которыми столкнулись лизингодатели в кризисный год, заставили профессиональное сообщество задуматься о необходимости регулирования рынка. В частности, представители подкомитета по лизингу ТПП РФ выступили с предложением разработки отраслевых стандартов деятельности лизинговых компаний и последующего создания на этой основе саморегулируемой организации лизингодателей.

Прирост новых сделок в 2010 г. продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 г. - сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 г. Объем нового бизнеса в 2010 г. составил 725 млрд руб. Фактически же рынок вырос на 130%.

В 2011 году объемы нового бизнеса бьют рекорды, доля просрочки упала ниже 1% [3]. Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей, что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов, смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.

В Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию, Францию.

Проследив развитие и становление лизингового рынка за десять лет, можно сказать, что лизинговая деятельность становится самостоятельным сектором национальной экономики и выделяется в отдельное бизнес-направление. Лизинговый бизнес - это предпринимательская деятельность, включающая в себя арендные, инвестиционные и торговые отношения, позволяющие целенаправленно использовать денежные средства с целью получения прибыли. В своем развитии лизинговый бизнес имеет следующие тенденции:

- ориентирован на ликвидное оборудование;

- лизинговый бизнес укрупняется;

- наличие долгосрочных отношений с поставщиками;

- эволюция источников финансирования;

- увеличиваются сроки проектов;

- диверсифицированный портфель;

- усиление конкуренции между лизинговыми компаниями;

- рост числа компаний, работающих на региональных рынках;

- увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний;

- появление на российском рынке зарубежных компаний.

Темпы роста лизинговых компаний, по оценкам РА «Эксперт», опережают практически все остальные сектора финансовой системы России и существенно превосходят темпы роста экономики в целом. Лизинг продолжает активно развиваться во всех сегментах, при этом не только количественно, но и качественно. Лизинг формирует новые мотивационные стимулы в предпринимательстве. Он открывает широкие просторы для инициативы и предприимчивости, рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Как механизм альтернативного финансирования, лизинг может сыграть важную роль в выполнении стратегической задачи: в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Лизинговый бизнес сейчас переходит на новый этап своего развития. Приобретает черты отрасли: совокупность предприятий, организаций, компаний, которые обладают общностью в оказание данного рода услуг и удовлетворяемых потребностей. Лизинговые компании начинают действовать более широко. Изменился клиентский портфель, банковские ресурсы и сам лизинговый продукт, что требует новые подходы к работе с клиентами. В результате чего лизинг как оптимальный финансовый инструмент для обновления основных производственных фондов будет стабильно востребован. Многие предприятия уже по достоинству оценили преимущества лизинга, как одного из самых удобных и выгодных финансовых инструментов.

Библиографический список

1. Вахитов Д. Р. Становление и развитие отечественного рынка лизинговых услуг как формы инвестиционной деятельности: автореф. ... дис. д-ра экон. наук. - М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2009. - 43 с.

2. Лапыгин Ю.Н., Сокольских Е.В. Лизинг: уч. пос. для вузов / Ю.Н. Лапыгин, Е.В. Сокольских. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. - 432 с.

3. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.raexpert.ru (дата обращения 02.11.2012).

Н.Ф. Алтухова М.Д. Золотухина М.М. Лукина Н.М. Подольская

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ эффЕКТИВНОСТИ ИТ-КОМПАНИИ

Ключевые слова: система управления знаниями, формализация знаний, культура знаний, инновации, корпоративный портал.

Возникновение проблемы управления знаниями обусловлено исторически. Переход от индустриального общества в постиндустриальное, а именно перемены, которые привнес этот исторический этап, являются причинами переосмысления роли знаний в обществе. В индустриальную эпоху обладание знаниями было привилегией элиты. Еще

© Алтухова Н.Ф., Золотухина М.Д., Лукина М.М., Подольская Н.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.