Научная статья на тему 'Становление и самореализация студента в региональной сфере спортивно-оздоровительного туризма'

Становление и самореализация студента в региональной сфере спортивно-оздоровительного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / MAN / PERSONALITY / REGIONALIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / SPORTS AND HEALTH IMPROVING TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

В статье раскрываются подходы к становлению и самореализации студентов в учебном процессе высшего учебного заведения. Описываются общие направления взаимодействия личности в образовательной среде с региональной и профессиональной сферами спортивно-оздоровительного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and self-realization of students in the regional sports and health improving tourism

The article reveals the approaches to formation and self-realization of students in the academic process of the higher educational institution. The general trends of personality interaction are described in educational environment with regional and professional sphere of sports and health improving tourism.

Текст научной работы на тему «Становление и самореализация студента в региональной сфере спортивно-оздоровительного туризма»

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.6

© О.В. Алексеева

Становление и самореализация студента в региональной сфере спортивно-оздоровительного туризма

В статье раскрываются подходы к становлению и самореализации студентов в учебном процессе высшего учебного заведения. Описываются общие направления взаимодействия личности в образовательной среде с региональной и профессиональной сферами спортивно-оздоровительного туризма.

Ключевые слова: человек, личность, регионализация образования, профессиональная подготовка, спортивно-оздоровительный туризм.

O.V. Alekseeva

Formation and self-realization of students in the regional sports and health improving tourism

The article reveals the approaches to formation and self-realization of students in the academic process of the higher educational institution. The general trends of personality interaction are described in educational environment with regional and professional sphere of sports and health improving tourism.

Keywords: man, personality, regionalization of education, professional training, sports and health improving tourism.

Вопрос целостного развития, становления и самореализации студента в вузе как личности активно рассматривается во многих отраслях гуманитарных знаний - социологии, социальной философии, педагогике, психологии, культурологии и др.

К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, он считал обучение основным средством умственного, нравственного, эстетического, физического формирования цельной личности (Музафарова Н.И., Голованов В.И., 2005). В различных трудах П.Ф. Лесгафта человек выступает как целостный организм и общественный индивид одновременно.

Очевидно, что проявление человека как личности наиболее продуктивно происходит в студенческом возрасте, ученые доказывают, что именно этот период является наиболее благоприятным для профессиональной подготовки. Поэтому профессиональное обучение студентов необходимо обосновывать с различных сторон развития человека, учитывать не только влияние экономических условий и процесса труда, но и изменение структуры и динамики человеческого организма (Ананьев Б.Г., 2005). Поэтому, говоря о человеке как

личности, мы рассматриваем его как сложную систему, в которой соединяются биологическое и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненно приобретенное.

Место человека в образовании и роль образования в жизни человека, по выражению С. Франкла, есть «единство вопреки многообразию». Человек, развиваясь в определенной региональной сфере, должен быть наделен и обогащается индивидуальными природными свойствами с определенными признаками, характерными только ему. Вовлеченный в обусловленную региональную среду, он становится непосредственным носителем предметно -практической деятельности данной территории, т.е. имеет способность выполнять определенные виды деятельности, характерные только его индивидуальным видам занятий, в частности в профессиональной сфере спортивно-оздоровительного туризма. Кроме того, человек, получающий образование в регионе, может являться «объектом воздействий целенаправленных и нецеленаправленных, систематических, непосредственных и опосредованных и т.д.». Поэтому, на наш взгляд, подготовка, полученная в университете региона, обеспечит будущему специалисту ту платфор-

му практического опыта, что позволит раскрыть особенности будущей профессиональной деятельности.

Учеными доказано, что становление и активное личностное становление студента в вузе происходят в полном, непрерывном, ценностно-ориентированном саморазвитии человека: к этому возрасту могут быть сформулированы основные предпосылки ответственного самотворчества. Е.М. Лобоцкая, А.С. Царев рассматривают самореализацию будущих специалистов, занимающихся туристско-спортивным оперей-тингом, и их активное участие через практико-ориентированную подготовку [4]. Основными задачами авторы ставят вовлечение студента в процесс саморазвития через среду туристской практики, имеющейся в регионе; апробацию себя в профессиональной деятельности и формирование необходимых умений.

Ряд исследователей (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, ВВ. Зайцев, Н.К. Сергеев, ВВ. Сериков и др.) предполагает, что для эффективного личностного развития молодежи нужно создавать условия для индивидуального развития и самореализации, способствовать ее личностным притязаниям. При личностно-ориентированном подходе ценностями будут являться свобода выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей человека, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможность самореализации в культурно-образовательном и профессиональном пространстве (Львов Л.В., 2004).

В педагогической теории и практике наблюдались попытки разрешить проблемы личностного становления студента через определение и реализацию педагогических механизмов перехода обучения в самообучение, воспитания - в самовоспитание, развития - в саморазвитие. В исследованиях Л.Н. Седова, И.А. Шаршова и др. проблема личностного становления связывается с созданием образовательной среды, способствующей раскрытию этих способностей, в них подчеркивается актуальность связи личностного становления со средой. Компонентами структуры эффективной педагогической деятельности являются мотивация, исследование, прогнозирование, упреждающе-корректирующие действия, организация, рефлексивно-оценочная деятельность.

Интерес личности к продуктивному профессиональному самовыражению проявляется под влиянием совокупности факторов, среди которых важную роль играет профессиональная мотивация, формируемая в процессе професси-

ональной ориентации и подготовки (С.Я. Баты-шев). Безусловно, мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает произвольно, ее создание является задачей преподавателя и служит показателем его мастерства.

В работах А.Н. Леонтьева особое внимание уделено развитию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, т.е. ориентации мотива на цель деятельности. Л.Б. Ла-пыгина (2003), изучая вопросы профессиональной мотивации, отмечала, что индивидуальная эффективность деятельности находится в прямой и очень явной зависимости от мотивации.

Становлением и развитием личности в процессе обучения по спортивно-оздоровительному туризму занимались такие ученые, как В.И. Га-напольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов, А.А. Власов, И.Е. Востоков, И.А. Дрогов, В.И. Жол-дак, Е.Н. Ильина, А. Ляпунов, В.Д. Чепик, Б.А. Михайлов, В.А. Квартальнов, И.Д. Солодухин, В.А. Щербакова, А.А. Федотова, Ю.Н. Федотов и др. Авторы отмечали, что туризм способствует становлению гармонической и всесторонне развитой личности и выработке жизненной позиции.

Туризм развивает весь комплекс двигательных способностей и физических качеств, которые входят в понятие «всесторонне развитая личность». В.Д. Чепик (2003) подчеркивал, что «средства туризма являются носителями, проводниками определенной идеологии, образа жизни, культуры и широко используются в воспитательных и образовательных целях» [7]. Современные подходы в педагогике базируются на взаимообусловленности развития личности и деятельности как специфической формы взаимодействия человека с окружающим миром (Кузьмина Н.В., Деркач А.А., Исаев А.А. и др., 2004). Поэтому основной идеей рассмотрения сферы туризма в современных условиях страны является расширенное образовательное пространство, на фоне которого и осуществляется последовательная смена состояний развития личности. При этом ее становление происходит в зависимости от интересов, морально-нравственных позиций, жизненного и социального самоопределения и самореализации

А.А. Нестеров и Е.В. Нестерова отмечают, что к общим тенденциям развития системы туризма относятся возрастающая роль культуры и образования в становлении личности; значимость воспитательных функций физической культуры и туризма. В условиях рынка образовательных услуг конкурентоспособность вузов, осуществляющих подготовку профессионалов для туристической индустрии, может быть обеспечена только при определенных условиях,

таких как целенаправленное проектирование образовательной среды вуза с учетом специфики и динамики развития туризма, индивидуальные образовательные потребности обучаемых; вариативность образовательных маршрутов, обеспечивающих преемственность и непрерывность в системе подготовки специалистов; широкое внедрение в образовательный процесс технологий развивающего и личностно-ориентиро-ванного обучения и воспитания, что обеспечивает оптимальные условия для личностного и профессионального развития обучаемых (Казакова Т.П., 2006).

Развитие личности в профессиональном высшем учебном заведении необходимо также рассматривать с позиции педагогических подходов изменения личности и отношения к будущей профессиональной деятельности. Специфичность спортивно-оздоровительного туризма требует брать во внимание те проблемы, которые возникают у специалистов во время выполнения трудовых действий и операций. Например, А.Н. Алехин, выделяя подходы к развитию подготовки студентов в региональной сфере спортивно-оздоровительного туризма, дает оценку имеющейся проблеме с позиции рынка туристических услуг [5]. Автор отмечает, что студентов необходимо готовить «с нужными и полезными знаниями, однако на данный момент студенты не имеют ни навыков, ни умений, ни квалификации даже сопровождать группы на маршрутах, не говоря уже о руководстве группой».

Проблему подготовки «руководящих кадров и кадров сопровождения на маршрутах по спортивно-оздоровительному туризму» поднимает в своих исследованиях В.К. Шеманаев, обращая внимание на то, что сегодня «не рассматриваются проблемы профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста в области активного туризма (в частности инструктора-проводника), а также не изучаются подходы к формированию его компе-тентностей на различных этапах развития туристской деятельности» [6].

Используя различные стороны регионального подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов по туризму, М.М. Ахме-дова выделила идеи народности, природосооб-разности обучения и воспитания, формирование духовности определенного народа и отдельной личности. При этом подготовка кадров в условиях региона должна обеспечивать выпускнику самореализацию и удовлетворение творческого начала, формирование духовного богатства личности. Современные подходы к регионализации

в профессиональной подготовке характеризуются как исторически обусловленный, закономерный процесс.

Кроме того, в условиях региональной подготовки студентов в сфере туризма должна быть преемственность содержания как внутри учебного процесса, так и в отдельных дисциплинах, что обеспечивается практической направленностью при обучении (т.е. тесная связь с теорией и внедрение проблемного обучения дисциплин).

Помимо этого при планировании содержания профессионального образования должна учитываться функциональная направленность региона по развитию туризма, которая определяется ресурсами туристических районов, обозначенными на территории: познавательные, деловые, научные, спортивные, лечебно-оздоровительные, образовательные и др. Наше мнение совпадает с мнением многих авторов: обучать студентов в регионах необходимо с учетом федеральных и мировых тенденций развития туризма и образования и функциональной направленности туристических ресурсов.

В Курском региональном открытом социальном институте разработана и реализована учебная дисциплина «Основы общетуристической подготовки» для кадров по сервису и туризму. В содержание программы входят темы, дающие представление о системе спортивного туризма не только международного, российского, но и регионального уровня. Практические навыки по организации путешествий и массовых туристических мероприятий, по технике различных видов туризма, организации учебных туристических походов студенты получают в клубе туристов и в учебном научно-производственном комплексе.

В Кубанском социально-экономическом институте на кафедре сервиса и туризма приоритетное значение придается практикоориенти-рованным технологиям в учебном процессе со студентами. А.А. Саймоленко выполнила анализ опыта подготовки будущих специалистов в вузах страны, отмечая разницу в подходах обучения студентов. Одни авторы практикоориенти-рованное образование связывают с организацией практик, другие считают эффективным развитие профессионально значимых качеств, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности, третьи определяют значимость в контекстном направлении, т.е. изучение профильных и непрофильных дисциплин. Однако сам автор высказывается за значимость деятель-ностно-компетентностного подхода, поясняя тем, что компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессии. Автор

предлагает использовать различные формы практических занятий (стажировка, учебные экскурсии, учебно-тренировочные походы, туристические слеты, учебные занятия на базовых предприятиях), которые, по ее мнению, создают условия развития личности в профессиональной деятельности [5].

Исследование закономерностей развития профессионального и компетентностного подходов показало, что учебная деятельность должна включать определенную систему методов, позволяющих влиять на развитие творческой активности личности через их собственную деятельность.

При этом мотивацию в учебной деятельности необходимо формировать через ситуационные проблемные задачи, что обеспечит готовность студента выполнять компетенции в профессиональной деятельности [2].

Изучение классификаций обучения с помощью проблемных ситуаций позволило нам на теоретических занятиях использовать следующие подходы: применение жизненных фактов и примеров по спортивно-оздоровительному туризму, требующих теоретического объяснения (например, почему необходимо использовать определенные виды снаряжения и учитывать его особенности в туристических походах и другое); побуждение студентов к анализу (наглядный пример изучения различных модификаций рюк-

заков позволяет проанализировать студентам их выбор и лучшие качественные характеристики для профессиональной деятельности); формулирование предположений на теоретических занятиях помогает студентам ставить задачи исследований, анализировать, сравнивать и делать выводы.

В связи с этим при подготовке студентов по спортивно-оздоровительному туризму необходимо ставить задачи, которые будут направлены на воспитание и практическую подготовку функционально грамотного специалиста не только в региональной сфере туристической профессиональной деятельности, но и как гражданина России, способного к творческому и продуктивному сотрудничеству; на формирование заинтересованности и стремления к овладению профессиональным мастерством в сфере спортивно-оздоровительного туризма; на развитие личности и продуктивной творческой активности обучающихся [1].

Применение проблемных заданий по индустрии туризма по дисциплине «Основы спортивно-оздоровительного туризма» на основе корреляционного анализа позволило выявить имеющиеся связи между формируемой профессиональной мотивацией и содержанием учебного планирования. В таблице 1 отражены результаты анкетирования.

Таблица 1

№ п/п Вопросы по выявлению формирования профессиональной мотивации п = 30 Основы спортивно-оздоровительного туризма

ра < 0,05

1 Данный предмет должен быть таким, чтобы его изучение имело отношение к получаемой профессии 4,9±0,09 -

2 Изучение данного предмета дает мне возможности узнать много важного, ценного для получаемой мною профессии 4,7±0,12 < 0,05

3 На занятиях по данному предмету иногда жалею о том, что выбрал данный факультет и пришел сюда учиться 2,6±0,15 -

4 Благодаря данному предмету стал лучше разбираться в тонкостях моей будущей профессии 4,6±0,13 < 0,05

5 Задания по предмету развивают способности, черты характера, необходимые в получаемой профессии 4,3±0,13 < 0,05

6 Примеры, приводимые преподавателем на занятиях, не вызывают у меня желания применять их в получаемой профессии 2,6±0,19 -

7 Многое из того, что требуется на занятиях по предмету, не пригодится в получаемой профессии 2,7±0,21 -

8 На занятиях по данному предмету начинаю лучше понимать значимость получаемой профессии в жизни общества и для меня лично 4,5±0,17 < 0,05

9 Если бы данный предмет исключили из учебного плана, то моя профессиональная подготовка не стала бы хуже 2,3±0,12 -

10 Задания по предмету не делают получаемую профессию более привлекательной для меня 2,6±0,16 -

11 Данный предмет является одним из главных для успешной подготовки к будущей профессии 4,9±0,09 < 0,05

12 С трудом представляю использование знаний по данному предмету в получаемой профессии 2,5±0,21 < 0,05

13 На занятиях по данному предмету у меня иногда возникают мысли о том, что вряд ли смогу овладеть получаемой профессии 2,8±0,14 < 0,05

14 На занятиях по данному предмету имею возможность представить и проявить себя в роли будущего специалиста 4,2±0,18 -

15 Занятия по данному предмету значительно повысили мой интерес к получаемой мной профессии 4,0±0,13 -

16 Задания, выполняемые по предмету, приводимые преподавателем примеры не имеют отношения к получаемой профессии 2,5±0,13 -

17 Изучение данного предмета дает мне возможность в будущем достичь значительных успехов в работе по получаемой профессии 4,7±0,12 < 0,05

Из таблицы видно, что положительные ответы студентов были получены при изучении предмета, где они имели возможность больше узнать о профессии. Студенты считают, что данная дисциплина важна для успешной подготовки к будущей профессии, стали лучше разбираться в тонкостях, у них развиваются способности, черты характера, необходимые в профессиональной деятельности, а также стали понимать значимость получаемой профессии. Иногда у них возникали сомнения, что смогут овладеть получаемой профессией. Также отмечали, что до поступления не владели техническими элементами спортивно-оздоровительного туризма, что вызывало трудности при выполнении практических заданий.

Эмоциональный критерий, т.е. отношение субъектов к проведению теоретических занятий по дисциплине «Основы спортивно-оздоровительного туризма», изучался в форме опроса. Для получения таких данных создали две группы студентов. Обе группы находились в одинаковых условиях обучения, получали одинаковый объем теоретического материала, однако для студентов по направлению подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (Р и СОТ) применялись профессиональные проблемные ситуации. Опрос проходил в три этапа: начальный (после 2 первых лекций), промежуточный (на зачете в первом семестре), заключительный (по завершению курса).

Для уточнения данных использовались дополнительные вопросы.

На начальном этапе у студентов проявляется наименьший интерес к занятиям туризма, т.е. посещение занятий было по мере необходимости. На поставленный первый вопрос студенты Р и СОТ ответили (34%), что на начальном этапе обучения, а затем после завершения курса отношение у них изменилось в положительную сторону и улучшилось в два раза.

Сравнивая результаты, можно отметить, что студенты выражали собственное отношение к качеству преподаваемого курса. На начальном этапе был небольшой процент соотношения, который составил всего 5% у студентов ФК и 13% РиСОТ. Учитывая это, преподавателями ставились задачи, выявлялись ошибки и подходы к обучению студентов. На заключительном этапе в обеих группах произошло увеличение показателей в положительную сторону: в группе ФК на 40%, РиСОТ - 65%.

Хотя студенты высказывали отрицательное мнение, однако в ходе изучения курса они изменили взгляды на положительные. Ответы студентов на второй вопрос показали, что студенты ФК не видят необходимости в получении сведений о профессиональной деятельности сферы туризма. Хотя в дальнейшем около 19% поменяли свое мнение и отметили актуальность изучения предмета. В целом сравнительная характеристика показала, что студенты обеих групп изменили свое отношение к преподаваемой дисциплине, а также выразили желание получать необходимый теоретический материал по спортивно-оздоровительному туризму и применять его в своей профессии преимущественно в группе РиСОТ.

Кроме того, наши наблюдения показали, что на эмоциональный показатель мог повлиять ряд отрицательных факторов, также как и на формирование отношения у студентов к дисциплине: отсутствие профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении; несоответствие спортивной специализации при наборе абитуриентов (борьба, бокс, легкая атлетика, волейбол и др.); отсутствие взаимосвязи во время обучения с профессионально-спортивной подготовкой и дисциплиной.

Таким образом, студент в процессе профессионального обучения по спортивно-оздоровительному туризму является субъектом

Ю.В. Боленко. Готовность к профессиональной деятельности курсантов и сотрудников пожарной охраны

образования, когда происходит наиболее активное восприятие и развитие, проявление сознательной воли, восприятия, активности и высших эмоций.

Выявлено, что ведущими условиями подготовки будущих специалистов региональной сферы спортивно-оздоровительного туризма в вузе являются определение субъективного и личностного отношения к учебной и профессиональной сферам; формирование инновационной образовательной среды и ее взаимодействие с региональной сферой для становления и саморазвития студентов; внедрение проблемных методов обучения в учебный процесс при преподавании спортивно-оздоровительного туризма; повышение уровня самосознания субъектов обучения с помощью практической деятельности; внедрение развивающегося и практико-ориентированного обучения в учебном процессе вуза; индивидуально-творческий подход в обучении студентов с применением профессиональных ситуаций.

Профессиональное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие студента, при этом учитывать его индивидуальные особенности как субъекта познания и деятельности; опираться на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт; создать такие условия, при которых студент смог бы реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Литература

1. Алексеева О.В. Исследование готовности студентов к профессиональной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №9. - Вып. 74. - С. 10-15.

2. Алексеева О.В. Концептуальная модель системы подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму на основе профессио-нально-деятельностного подхода в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. Вып. 1. - С. 110-117.

3. Алексеева О.В. Развитие профессиональной подготовки по спортивно-оздоровительному туризму в регионе // Вестник Бурятского государственного университета.- 2013. - Вып. 1. - С. 136-143.

4. Лобоцкая Е.М., Царев А.С. Учебная фирма в подготовке туристских кадров // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 27-28 апреля 2012 г.) / МГУ им. М.В. Ломоносова. -СПб: Д.А.Р.К., 2012. - С. 165

5. Самойленко А.А. Приоритетное значение практикоориентированных технологий в учебном процессе со студентами туристического профиля // Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки: материалы междунар. науч.-метод. конф. - Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2012. - С. 210-211.

6. Шеманаев В.К. К вопросу определения профессионально важных психологических качеств инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2012. - № 11 (93). - С. 139.

7. Чепик В.Д. Подготовка и профессиональное образование специалистов для туристической деятельности // Теория и методика физической культуры. - 1999. - №5. - С. 24-29.

Алексеева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Тел. (812) 3282000.

Alekseeva Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of social technologies, National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg, Те1. (812) 3282000.

УДК 378.1: 614.8 © Ю.В. Боленко

Готовность к профессиональной деятельности курсантов и сотрудников пожарной охраны

Представлены результаты исследования компонентов готовности к профессиональной деятельности у курсантов военизированного вуза и действующих начальников караулов пожарных частей в контексте уровневой дифференциации.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, уровни, компоненты, эмоционально-волевой, мотивационный, когнитивно -ориентационный, деятельностно-операциональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.