Научная статья на тему 'Становление и развитие законодательного обеспечения разрешения межевых земельных споров: историко-правовой аспект'

Становление и развитие законодательного обеспечения разрешения межевых земельных споров: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ СПОР / ЗЕМЕЛЬНЫЙ МЕЖЕВОЙ СПОР / МЕЖЕВАНИЕ / СИСТЕМА ОРГАНОВ / РАЗРЕШАЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ / ПОДКОМОРСКИЕ СУДЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурцев О. В.

Проанализированы источники права, регулирующие отношения в сфере решения земельных споров, раскрыты особенности становления и развития правового обеспечения разрешения земельных межевых споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGISLATIVE SECURING OF SOLVING OF BOUNDARY LANDS DISPUTES: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

The sources of right, which regulate relations in the field of solving of lands disputes, are analysed, the particularities of the formation and development of the legal securing of solving of the boundary lands disputes are exposed.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие законодательного обеспечения разрешения межевых земельных споров: историко-правовой аспект»

УДК 3494:340.134 О. В. Бурцев,

соискатель при кафедре земельного и аграрного права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЕВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ

АСПЕКТ

Проанализированы источники права, регулирующие отношения в сфере решения земельных споров, раскрыты особенности становления и развития правового обеспечения разрешения земельных межевых споров.

Ключевые слова: земельный спор, земельный межевой спор, межевание, система органов, разрешающих земельные споры, подкоморские суды, земельные комиссии.

Формирование земельных отношений и практика разрешения земельных споров неразрывно связаны между собой. С момента зарождения государственности земельная политика выступает одной из главных характеристик государства. Но на всех этапах исторического развития Украины этот вопрос оставался одним из самых сложных и актуальных.

Проблемы, касающиеся земельных споров, в той или иной мере уже поднимались такими учеными, как Г. И. Балюк, А. П. Гетьман, Л. В. Лейба, А. М. Мирошниченко, А. А. Погребной и др. В то же время вопросы становления и развития правового обеспечения разрешения земельных споров межевых исследованы еще недостаточно.

Цель данной публикации - на основании анализа системы источников права, регулирующих отношения в сфере разрешения земельных споров, выяснить особенности становления и развития правового обеспечения разрешения земельных межевых споров.

Возникновение и формирование регламентации земельных отношений и практики разрешения земельных споров представляют собой неразрывно связанные исторические явления. Подтверждением этому является период общественного развития, когда в первом сборнике правовых норм - Русской Правде - были заложены основные принципы нормативного упорядочения земельных отношений. Однако сам процесс становления правового регулирования разрешения земельных споров был и пока еще остается сложным и неоднозначным. В историческом плане довольно показательным является становление основных принципов разрешения именно межевых земельных споров.

В научной правовой литературе отмечается, что наличие обширных свободных массивов пригодных для возделывания земель, а также отсутствие права частной собственности на землю обусловили внедрение широких коллективистских основ владения и пользования земельными участками [8, с. 5]. В связи с этим в течение длительного времени споров относительно границ земельных участков вообще не существовало.

Возникновение земельно-межевых отношений неразрывно связано с межеванием земель, которое в том или ином виде вводится в процессе жизнедеятельности общества. В частности, на раннем этапе его эволюции определение границ землевладений осуществляется путем фактической обработки определенного земельного участка. Окончание или изменение площади его обработки ведет к изменению границ землевладения [11, с. 48]. На данном этапе земельно-межевые отношения регулируются с помощью обычно-правовой формы.

Своеобразное их развитие наблюдается и в период монголо-татарского нашествия. Новые социально-экономические условия обуславливают необходимость закрепления

границ княжеств, в том числе границ так называемой «черной земли», с целью правильного начисления и сбора «татарской дани» [6, с. 23, 24]. Именно на этом этапе общественного развития появляется такое понятие, как описание (оформление) границ, что характерно, в частности, при заключении соглашений об отчуждении земельных участков. Оформление границ земельного участка осуществлялось путем детального описания места его расположения с четким перечнем и описанием всех межевых знаков и указанием свидетелей, присутствовавших при определении границ в натуре или при описании границ земельного участка: «А се съезжалися на землю ... (перечень свидетелей граничного процесса) - промеж деревнею Кирилова монастиря Осташевскую да промеж Никольскою землею ... развести межи по купчейц грамоте по Кириловой: от Словенськаго озера по овраг, да на враз камень, да на другой камень ..., да на ель среди лугу.». Документ, содержащий такое описание, назывался межевой грамотой [2, с. 28-31].

Длительное время, вплоть до окончания монголо-татарского нашествия, формировалось местное законодательство. Показательным в этом смысле стало законодательство северо-восточных и юго-западных княжеств, направленное на регулирование земельно-межевых отношений. Так, Новгородская судная грамота определяла, что во всех спорах о границах землевладения решение выносилось по факту приезда на место спорного владения «межника». Санкций за уничтожение межевых знаков эта грамота не устанавливала, но вместе с тем за самовольное вмешательство на территорию землевладений взималась определенная денежная сумма [10, с. 311-317 ].

Псковская судная грамота (1397 г.) должна была регламентировать деятельность межевого суда и устанавливала систему судебных доказательств по делам о спорном землевладении [10, с. 374-377].

Большое значение для разрешения межевых земельных споров имел первый украинский правовой кодекс - «Права, по которым судится малороссийский народ ...» [10]. В частности, его гл. 17 устанавливала порядок и правила межевания земли, компетенцию и полномочия должностных лиц, ответственных за землеустройство - «межевиков», или земельных пограничных комиссаров, определяла порядок восстановления нарушенных прав по владению землей и закрепляла ответственность за их нарушение, которая существенно дифференцировалась в зависимости от сословной принадлежности ответчика.

В 1754 г. введено Генеральное межевание, главной целью которого заключалась в организации и регулировании земельного кадастра в Российской империи, в том числе и в Украине, а также определение границ землевладений помещиков, казацкой старшины, купцов и других собственников земли. В основу Генерального межевания было положено фактическое владение землей, что позволило легализовать многочисленные захваты помещиками государственных и крестьянских земель.

На Левобережье Украины Генеральное межевание проводилось в соответствии с правительственной Инструкцией 1766 г., окончательно закрепившей феодальное землевладение. В 1769 - 1981 гг. межевание было проведено на Слобожанщине, в 1783 -1828 гг. - на Екатеринославщине и Херсонщине, в 1828 - 1843 гг. - в Таврии. Наделение землей украинских феодалов и перераспределение земли между ними по гетманским универсалам подтверждалось царскими грамотами.

Проведением Генерального межевания руководила созданная при Сенате межевая экспедиция, которой были подчинены губернские межевые канцелярии и уездные межевые конторы. Эти же органы рассматривали спорные межевые дела. В Украине этими делами занимались подкоморские суды, которые в 1834 г. были переименованы в межевые. Именно деятельность подкоморских судов можно считать отправной точкой формирования основных правовых принципов по разрешению межевых земельных споров.

В соответствии с Литовским статутом (1566 г.) подкоморские суды создавались в каждом уезде. Такие суды согласно гражданско-процессуальному порядку имели компетенцию, производную от земских судов, от которых получали в свое специальное производство дела по поводу споров о межах и границах земельных владений.

В Правобережной Украине подкоморский суд, как становой шляхетный суд, создавался специально для разрешения межевых земельных споров. Дела в нем вел один судья - подкоморий, который изначально назначался великим князем, а, начиная, с 1588 г. шляхта уезда выбирала 4-х кандидатов на эту должность, из которых великий князь назначал подкомория. В 1763 г. в рамках проводимой судебной реформы подкоморский суд был создан и в Левобережной Украине. Его избирали на территории полка землевладельцы и полковая старшина. В состав суда пожизненно входили подкоморий, коморник и писарь [12, с. 340-345].

Несмотря на то, что компетенции судов подкоморских были производными от земских, должности подкоморских судей считались престижнее. Высокая значимость должности подкомория обусловлена специальной компетенцией подкоморских судов. Земельные споры возникали преимущественно между крупными землевладельцами, принадлежавшими к немногочисленным привилегированным сословиям. Подкоморские суды являлись государственными органами, выполняли одну из важнейших функций феодального государства, направленную на урегулирование внутренних противоречий между этими сословиями, поэтому от их судей требовался очень высокий уровень правовой компетенции и хорошее знание землемерного дела.

У подкомория было 1-2 помощника - коморники (землемеры), которых с их согласия выбирал себе сам подкоморий из числа сотенных старшин. Наряду с подкоморием и коморниками в полковых канцеляриях избирались также комиссары для рассмотрения частных земельных дел и дел государственных имений. В их пользу поступали так называемые «копцевые деньги», полученные от сторон за межевание земельных владений. Среди ученых высказано предположение, что задачами земельных комиссаров было предварительное выяснение обстоятельств дела во время выезда на место, попытка его разрешения путем примирения сторон и проведение непосредственного межевания спорных земель.

Рассмотрение дела проводилось на месте спорных границ землевладений. Здесь подкоморий выслушивал объяснения сторон, опрашивал соседей, после чего выносил решение и лично устанавливал межевые знаки. Таким образом, можно сделать вывод, что подкоморские суды представляли собой своего рода специализированные земельные суды. В 1783 г. подкоморские суды были ликвидированы, а в 1796 г. вновь восстановлены. С 1834 г. этот суд функционировал под названием «межевой суд» вплоть до его окончательной ликвидации в 1840 г.

Развитие правовой регламентации вопросов, связанных с разрешением межевых земельных споров, получило свое продолжение в рамках реформы 1861 г., в результате которой Российская империя пошла по пути прусской буржуазной аграрной эволюции. В результате реализации этой реформы крестьяне фактически обрекались на кабалу кредитно-выкупных платежей. Предоставляемые им земельные участки зачастую были раздроблены и имели неудобную конфигурацию. Они находились далеко друг от друга, на значительном расстоянии от крестьянских усадеб, водопоев и дорог. Такие участки нередко оказывались окруженными помещичьими землями. Фактически возникала проблема так называемой «чересполосицы», что серьезно мешала рациональному ведению сельского хозяйства, оставляя крестьян в существенной зависимости от помещика. Понятно, что такой подход к размежеванию дворянских и крестьянских землевладений не мог не повлиять на значительное увеличение удельного веса земельных споров и их разновидностей.

В этот период начинает формироваться система органов, призванных разрешать земельные споры. Так, в ст. 1 «Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» указывается, что разрешение «недоразумений, споров и жалоб», возникавших «по отношениям поземельным» между помещиками и крестьянами, было возложено на мировых посредников (как первую инстанцию), которые фактически представляли собой своеобразный судебно-административный орган в деревне [9, с. 182-

206]. Данным Положением регламентировался порядок назначения на должность мировых посредников, определялись их компетенция в соответствующих спорах и процедура разрешения или «недоразумений, споров и жалоб», а также обжалование исполнения его решений. Во всех случаях разрешение земельных споров закон ориентировал прежде всего на примирение обеих сторон.

С установлением советской власти в Украине изменялась и уточнялась советская политика государства. Основным механизмом ее закрепления стал Земельный кодекс УССР 1922 г., положения которого детализировались и конкретизировались в иных нормативных актах, одним из которых был Закон «О порядке рассмотрения земельных споров» от 24 мая 1922 г. [1].

Согласно этому Закону, вошедшему в состав Земельного кодекса, создавались особые земельные суды - земельные комиссии, которые обеспечивали защиту прав крестьян на основании официально установленных законоположений. В связи с особой важностью и актуальностью вопросов, касающихся регламентации порядка рассмотрения земельных споров, в Земельном кодексе УССР 1922 г. им был посвящен целый раздел (разд. III ч. IV) [4, с. 52].

В соответствии с Земельным кодексом разрешение земельных споров происходило в специально учрежденных для этой цели волостных, уездных и губернских земельных комиссиях (ст. 207), т. е. осуществлялось системой специально созданных органов -земельных комиссий, которые в своей деятельности сочетали элементы административных и судебных принципов рассмотрения этих споров. В связи с этим они получили название земельно-судебных комиссий. Эти комиссии фактически выполняли функции специализированных судебных органов, члены которых пользовались правами народных судей. Они разрешали все без исключения земельные споры независимо от их характера, субъектного состава и т. п.

К компетенции земельно-судебных комиссий относились подведомственные правовые споры при осуществлении землеустройства, а также споры, связанные с правом на землепользование. В частности, речь шла о выделении и переделе земли, лишении пользователя права на земельный участок в случаях, предусмотренных законом, об изменении размера земельного участка, межевых спорах и пр.

Процессуальный порядок деятельности земельных судебных комиссий предусматривался Инструкцией по применению раздела III части IV Земельного кодекса о порядке рассмотрения земельных споров, изданной в декабре 1922 г. Наркомземом УССР по согласованию с Народным Комиссариатом юстиции [1, с. 20]. Земельные судебные комиссии просуществовали вплоть до 1930 г. Их деятельность оценивалась по-разному, вместе с тем в течение длительного времени их опыт использовался в процессе развития земельного права.

Своеобразным итогом становления советского земельного права за более чем полувековую его историю и фундаментом его последующего развития стали Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 12 декабря 1968 г. [7]. Согласно их ст. 49 была определена система органов, наделенных полномочиями по разрешению земельных споров. Подавляющее большинство последних, в том числе и споров межевых, разрешалось в административном порядке.

Радикальная реформа земельных отношений, начавшаяся в 1990 г., подняла правовое регулирование земельных отношений на качественно новый уровень. Так, с началом земельной реформы и принятием ряда нормативных актов, включая и новую редакцию Земельного кодекса (1992 г.) [3], новый Земельный кодекс Украины (2001 г.) [4] и земельные отношения претерпели существенных радикальных изменений. На этом этапе формируется принципиально новый подход к системе органов, уполномоченных разрешать земельные споры, и к демократизации процедуры их разрешения.

Таким образом, правовые основы разрешения межевых земельных споров в Украине в течение длительного времени (вплоть до сегодняшнего дня) изменялись и

совершенствовались с учетом исторического опыта. При этом обязательно закреплялась система определенных (специализированных) органов, призванных разрешать данную категорию земельных споров.

Список литературы: 1. Бюлетень Народного Комiсарiату землеробства УРСР. -1922. - № 28 - 29. - С. 20, 21. 2. Герман И. Е. История русского межевания: курс [2-е изд.] / И. Е. Герман. — М. : Типолитогр. В. Рихтера, 1910. - VIII. - 302 с. 3. Земельний кодекс Украши // Вщом. Верхов. Ради Украши, 1992. - № 25. - Ст. 354. 4. Земельний кодекс Украши // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2002. - № 3-4. - Ст. 27. 5. Земельный кодекс УССР. - Х.: Юрид. изд-во Наркомюста УССР, 1924. - 66 с. 6. Кавелин С. П. Межевание и землеустройство: теоретическое и практическое руководство: с вертежами и образцами делопроизводства / С. П. Кавелин. - М.: Изд-во юрид. кн. маг. «Правоведение» И. К. Голубева, 1914. - 340 с. 7. Комментарий к Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик / под ред. Г. А. Аксененка и Н. А. Сыродоева. - М. : Юрид. лит., 1974 . - 350 с. 8. Лейба Л. В. Земельш спори та порядок ïx виршення: моногр. / Л. В. Лейба; за ред. М. В. Шульги. - Х.: Право, 2007. - 160 с. 9. Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях // Рос. законодательство Х-ХХ веков: тексты и коммент. - [В 9-ти т. - Т. 7: Документы крестьянской реформы]. - М. : Юрид. лит., 1989. - 417 с. 10. Российское законодательство Х-ХХ веков : тексты и коммент. - [В 9-ти т. - Т. 3: Акты Земских соборов] / отв. ред. А. Г. Маньков. - М. : Юрид. лит., 1985. - 511 с. 11. СтаростенкоД. М. Правове регулювання межування земель: дис. ... канд. юрид. наук 12.00.06. / Старостенко Дiана Миколшвна. - К., 2009. - 241 с. 12. Хрестоматия по истории государства и права СССР: дооктябрьский период / под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1990. - 480 с.

СТАНОВЛЕННЯ I РОЗВИТОК ЗАКОНОДАВЧОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВИР1ШЕННЯ МЕЖОВИХ ЗЕМЕЛЬНИХ СПОР1В: 1СТОРИКО-ПРАВОВИЙ

АСПЕКТ Бурцев О. В.

На пiдставi аналiзу системи джерел права, що регулюють вщносини у сферi виршення земельних спорiв, розкрито особливосп становлення й розвитку правового забезпечення розв'язання земельних межових спорiв.

Ключовг слова: земельний стр, земельний межовий стр, межування, система оргашв, що виршують земельш спори, пщкоморсью суди, земельш комюп.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGISLATIVE SECURING OF SOLVING OF BOUNDARY LANDS DISPUTES: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Burtsev O. V.

The sources of right, which regulate relations in the field of solving of lands disputes, are analysed, the particularities of the formation and development of the legal securing of solving of the boundary lands disputes are exposed.

Key words: land disputes, land boundary dispute, land surveying, a system of a body which resolve land disputes, chamberlain courts, land commission.

Поступила в редакцию 27.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.