Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Елена Александровна, Умнов Владимир Павлович

Изучение векторов эволюции высшего физкультурного образования, преемственности ступеней образования, обобщение имеющегося опыта организации системы и ее поддержки на государственном и региональном уровне имеет кардинальное значение для улучшения системы образования по физической культуре, как на местном уровне, так и в стране. Название предлагаемой статьи четко определяет ее основные цели и задачи - это изложение и обсуждение итогов становления и развития высшего физкультурно-спортивного образования в Республике Карелия (от военнофизкультурной кафедры Карельского педагогического института к Институту физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета) и определение путей его дальнейшего развития в новом тысячелетии. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития высшего образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. Новизна исследования определяется введением в научный оборот не опубликованных ранее источников. Впервые на локальном уровне выделены и описаны основные этапы создания данной системы, начиная с создания военно-физкультурной кафедры и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Елена Александровна, Умнов Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION IN KARELIA

The study of the vectors of the evolution of higher physical education, the continuity of the levels of education, the generalization of the existing experience of organizing the system and its support at the state and regional levels is of fundamental importance for improving the system of education in physical culture both at the local level and in the country. The title of the proposed article clearly defines its main goals and objectives - it is a presentation and discussion of the results of the formation and development of higher physical culture and sports education in the Republic of Karelia (from the military physical culture department of the Karelian Pedagogical Institute to the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Petrozavodsk State University) and the definition of ways of its further development in the new millennium. The methodological basis of the research is based on the principles of historicism and objectivity. This approach allows us to consider the processes of development of higher education in the region from specific historical positions and more fully take into account the historical and modern socio-cultural context. For the first time at the local level, the main stages of this system from the creation of the military-physical culture department to the present day are highlighted and described.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ»

8. Yung, K.G. (2019), Psychological types, Academic project, Moscow.

Контактная информация: tcharova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.10.2021

УДК 796.011.3

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ

Елена Александровна Калинина, доктор исторических наук, Владимир Павлович Ум-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Аннотация

Изучение векторов эволюции высшего физкультурного образования, преемственности ступеней образования, обобщение имеющегося опыта организации системы и ее поддержки на государственном и региональном уровне имеет кардинальное значение для улучшения системы образования по физической культуре, как на местном уровне, так и в стране. Название предлагаемой статьи четко определяет ее основные цели и задачи - это изложение и обсуждение итогов становления и развития высшего физкультурно-спортивного образования в Республике Карелия (от военно-физкультурной кафедры Карельского педагогического института к Институту физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета) и определение путей его дальнейшего развития в новом тысячелетии. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, который позволяет рассматривать процессы развития высшего образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. Новизна исследования определяется введением в научный оборот не опубликованных ранее источников. Впервые на локальном уровне выделены и описаны основные этапы создания данной системы, начиная с создания военно-физкультурной кафедры и до наших дней.

Ключевые слова: высшее образование; педагогический институт; университет; факультет физической культуры; спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p148-153

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER PHYSICAL

EDUCATION IN KARELIA

Elena Aleksandrovna Kalinina, the doctor of historical sciences, Vladimir Pavlovich Umnov,

the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk

Abstract

The study of the vectors of the evolution of higher physical education, the continuity of the levels of education, the generalization of the existing experience of organizing the system and its support at the state and regional levels is of fundamental importance for improving the system of education in physical culture both at the local level and in the country. The title of the proposed article clearly defines its main goals and objectives - it is a presentation and discussion of the results of the formation and development of higher physical culture and sports education in the Republic of Karelia (from the military physical culture department of the Karelian Pedagogical Institute to the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Petrozavodsk State University) and the definition of ways of its further development in the new millennium. The methodological basis of the research is based on the principles of historicism and objectivity. This approach allows us to consider the processes of development of higher education in the region from specific historical positions and more fully take into account the historical and modern socio-cultural context. For the first time at the local level, the main stages of this system from the creation of the military-physical culture department to the present day are highlighted and described.

Keywords: higher education, pedagogical institute, university, faculty of physical culture, sports.

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего профессионального образования - неотъемлемый элемент функционирования человеческого сообщества. Вопрос о стратегии подготовки специалистов является самым острым для многих высших учебных заведений, так как от результата и условий реализации образовательных программ зависит качество подготовки специалиста, которому предстоит воплощать свои творческие и профессиональные потенции в ХХ1 веке. Качество высшего образования определяется востребованностью субъекта профессиональной деятельности, его мобильностью, способностью эффективно решать разноплановые задачи, работать в сложных условиях. Существующие многоуровневые модели образования, заставляют задуматься, какая модель отвечает потребностям сегодняшнего дня и насколько она будет дееспособна в будущем.

Изучение диалектики становления и развития высшего физкультурного образования в Карелии позволяет создать представление о генезисе системы физкультурно-профессионального образования в регионе, которая в настоящее время как социально-педагогическая структура является самостоятельной областью подготовки кадров, одной из главных государственных и общественных задач которых - забота о духовном, психическом и физическом здоровье людей.

Глобализация в сфере высшего образования в начале XXI века сочетается со стремлением учитывать локальные контексты, культурные, национальные, индивидуальные и групповые интересы. На этом фоне, пишет Г. Б. Корнетов, обостряется интерес к собственной истории, возрастает интерес к историческим исследованиям [2].

История развития высшего образования в России насчитывает почти три столетия. Опубликовано значительное количество документов и исследований, посвященных разным периодам истории высшей школы в целом и отдельных университетов и институтов в частности [2, 5, 6, 7].

История создания карельских высших учебных заведений является неотъемлемой частью истории образования Республики Карелия. В постсоветский период стали появляться работы, рассматривающие отдельные аспекты высшего образования в Карелии. В связи с юбилейными датами были выпущены сборники документов по истории развития Карельского педагогического института КГПИ (впоследствии университета (КГПУ) и академии (КГПА)). Эти труды вводят в научный оборот много новых документов, представляют различные стороны деятельности преподавателей, повседневной жизни студентов.

Материал, изложенный в статье, с одной стороны, отражает историю становления и развития высшего физкультурного образования в Республики Карелия, а с другой, - это закономерный итог усилий коллектива преподавателей и студентов по популяризации профессии педагог по физической культуре и спорту, а также продвижению ценностей и идеалов здорового и активного образа жизни в нашей стране и в частности в Республике Карелия. Сегодня Институт физической культуры, спорта и туризма является образовательной организацией со всеми присущими ей качествами: широкий спектр специально -стей, квалифицированный преподавательский состав, внедрение инновационных образовательных программ, стремительное развитие науки, интеграция в международное образовательное сообщество.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1 ноября 1931 г. В Петрозаводске был открыт Карельский педагогический институт в составе одного физико-технического отделения для 60 студентов Карельского педагогического института (КПИ). Военно-физкультурная кафедра была создана в 1932 г., которая осуществляла физическое и военное обучение студентов, проводила массовые мероприя-

тия и соревнования по спортивным и военно-прикладным видам. Постановка учебной работы по физической культуре в институте, по сведениям отчетов директоров о работе КПИ за 1930-е годы, была неудовлетворительной по причине отсутствия спортивного зала и недостатка квалифицированных специалистов. Процесс становления и развития физической культуры и спорта в вузе был прерван Великой Отечественной войной. Для непосредственного руководства физическим воспитанием студентов и развития спорта в ряде учительских институтов страны в послевоенное время были организованы кафедры физического воспитания. Это дало возможность сосредоточить внимание только на процессе физического воспитания студентов.

В 1956 г. при естественно-географическом факультете Карельского государственного педагогического института (КГПИ) открывается отделение физического воспитания. Это было первое высшее учебное учреждение по подготовке кадров учителей физической культуры для общеобразовательных школ Карелии. В 1960 г. был сделан первый выпуск в 15 человек, из них три мастера спорта и шесть спортсменов, получивших I разряд. Выпускники получали специальность «преподаватель физического воспитания, анатомии и физиологии человека». Важно отметить, что основу преподавательской корпорации составляли выпускники Ленинградского института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

С открытием отдельного факультета физического факультета (1966) увеличилась численность преподавателей. На факультете большое внимание уделялось спортивной работе студентов. Здесь действовали спортивные секции по 15 видам спорта. Ежегодно проводились Спартакиады студентов факультета по конькам, лыжам, гимнастике, волейболу, баскетболу, слалому, биатлону и др. Многие выпускники и студенты были членами сборных команд КГПИ и Карелии, успешно защищали спортивную честь Российской Федерации в составе национальных и молодежных сборных команд на международных соревнованиях. В контексте воспитательной работы спортивный результат рассматривается преподавателями не только и не столько как конкретное спортивное достижение, а это и «постоянное стремление человека к самопознанию, к самовыражению, к самоутверждению и как результат всего этого к воспитанию и самовоспитанию личности» [4]. Такой подход способствовал тому, что многие из выпускников стали прекрасными учителями и тренерами, преподавателями средних специальных и высших учебных заведений и организаторами физкультурного и спортивного движения, а также занимают высокие руководящие должности в органах государственной власти, в сфере образования, физической культуры и спорта Карелии, отмечены государственными и почетными званиями и наградами.

В 1990-е годы, следуя веяниям времени и требованиями современной системы высшего профессионального образования, в соответствии с новым учебным планом КГПИ факультет перешел на многоуровневую структуру обучения, предусматривающую углубление гуманитарной подготовки и выпуска после неполного высшего образования «бакалавра физической культуры», а после получения уровня базового образования -квалификации «преподаватель физической культуры». Факультет активно включился в организацию и проведение международных научно-практических и научно-методических конференций. Одним из нововведений в КГПУ стало развитие международных отношений между факультетом физической культуры и ассоциациями учителей физической культуры Финляндии и Эстонии. Основным мотивом в налаживании связей факультета с финской стороной явилась хорошо поставленная в Финляндии работа по организации здорового образа жизни.

Происходящая интеграция России в европейское образовательное пространство обусловливают появление новых социально-значимых ориентиров в системе высшего образования. На трудовом рынке всё больше котируются творческие личности. В этой связи высшее учебное заведение должно не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально необходимых

личностных качеств (компетенций), характеризующих портрет будущего специалиста. При организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходимо подходить «...прежде всего, со стороны требований к человеку (какой нужен нам человек, каким он должен быть?), а не со стороны только требований к умениям, мыслям, чувствам (какие нужны умения, идеи, чувства, какими они должны быть?)» (https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/psychology-voprosy.htm). И это представляется оправданным, ибо одной из функций социализации («врастания» человека в общество) является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач.

Новая политико-экономическая система и демократизация социальных отношений создают благоприятные условия для различных преобразований и расширения спектра освоения студентами новых специальностей. 11 февраля 2013 г. вышел в свет приказ Министерства образования и науки РФ «О реорганизации ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия». В ПетрГУ появились новые структурные подразделения: институты педагогики и психологии, иностранных языков, физической культуры, спорта и туризма. Институт физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) должен обеспечивать подготовку по направлениям: «Педагогическое образование» с профилями «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и по направлениям «Физическая культура для лиц с отклонениями в здоровье». Так, факультет физической культуры КГПА, войдя в состав ИФКСиТ ПетрГУ, продолжил традиции образовательного и научного центра в Республике Карелия по профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры, спорта, а также начал подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности и туризму.

В 2017 г. в ИФКСиТ был впервые проведен набор на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура). В процессе обучения студенты активно задействованы в социально направленных проектах по адаптивной физической культуре и спорту. Существенным преимуществом образовательной программы с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг является наличие Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ, укомплектованного современным оборудованием для адаптивной физической культуры, двигательной реабилитации и адаптивного спорта. Одним из направлений проекта является организация адаптивного физического воспитания в дистанционном формате. Для студентов это бесценный опыт: они отрабатывают необходимые навыки будущей профессии, в том числе в условиях пандемии, учатся находить подходы к особенным детям, получают навыки общения с родителями.

Важнейшим направлением в работе ИФКСиТ, как и бывшего факультета физической культуры, является организация научно-исследовательской деятельности. Одним из новшеств в научной работе в эти годы стала деятельность института в осуществлении международных грантов. Так, в 2013/2014 учебном году вместе с университетами Финляндии (Каяни, Оулу, Йоэнсуу, Миккели) были реализованы программы: «Благополучие детей двух Карелий» (AHIC), «Двигайся здоровым» (ENPI CBC KARELIA), «Стимулирование молодежного и малобюджетного туризма на Севере России» (ENPI CBC KARELIA) и др. Впервые в СССР и Российской Федерации был организован на базе Карельского педагогического университета Международный конгресс учителей физической культуры «Здоровье - в школы!». За 10 лет (2008-2018 гг.) провели семь Конгрессов, участниками которых стали 3000 человек из 68 российских регионов и 15 стран. Следует отметить, что эти форумы привлекли внимание как отечественных научных работников и практиков, так и зарубежных. Значительные изменения в развитии России в постперестроечное время, как в области экономики, так и в области политики, обусловили существенные транс-

формации и в социальной среде, которые затронули студенчество высших учебных заведений. В непростое время недофинансирования системы образования произошла «девальвация высшего образования. Ценностью становятся не знания, образование, а документ» [1]. Проведенное нами анкетирование показало, что студенты ориентированы на получение диплома в большей степени, чем на овладение профессией. Причем к выпускному курсу стремление к овладению профессией снижается.

И все же отрадным является тот факт, что ИФКСиТ, в частности физкультурное направление, и сегодня пользуется большой популярностью в Республике Карелия. Так, в 2020 г. конкурс при приеме на профиль «Физическая культура» составил 6,7 человека на место; профиль «Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура» - 9,4; профиль «Физическая культура, адаптивная физическая культура и адаптивный спорт» - 3,6. В этой связи есть уверенность в том, что Институт физической культуры, спорта и туризма движется в правильном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Институт физической культуры, спорта и туризма устойчиво и динамично развивается в соответствии с требованиями времени. За годы функционирования в нём сложилась эффективная система высшего образования, позволяющая осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы физической культуры и спорта, востребованных не только в регионе, но и на всей территории страны. Тенденции становления высшего образования в области физической культуры, спорта и туризма в Карелии тесно соотносятся с общероссийскими процессами, выраженными в общих закономерностях развития социальных структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / В. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 512

с.

2. Клячко Т.Л. Российское образование в 2000-е годы: Тенденции развития и реформирование / Т.Л. Клячко // Актуальные проблемы Европы. - 2013. - №. 2. - С. 164- 185.

3. Корнетов, Г.Б. Постижение истории педагогики / Г.Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 47-68.

4. Мильштейн, О. А. Советский олимпиец: социальный портрет / Мильштейн О. А., К. А. Кулинкович. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.

5. Ревякин, Ю.Т., Физическая культура и спорт в Томском государственном педагогическом университете / Ю.Т. Ревякин, В.И. Ревякина, А.Н. Вакурин. - Томск : Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2014. - 376 с.

6. Хурамшин, И.Г. Факультету физической культуры ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» - 60 лет / И.Г. Хурамшин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 10. - С. 3-5.

7. Хуштокова, Е.В. Государственная политика России в области высшего образования (1990-2000 гг.) / Е. В. Хуштокова // Вестник Военного университета. - 2011. - № 3. - С. 39-43.

REFERENCES

1. Ilin, E. P. (2000), Motivation and motive, Peter, St. Petersburg.

2. Klyachko, T. L. (2013), "Russian education in the 2000s: development trends and reforming", Current problems of Europe, No. 2, pp. 164-185.

3. Kornetov, G.B. (2014), "Comprehension of the history of pedagogy", Historical and pedagogical journal, No. 2, pp. 47-68.

4. Milshteyn, O.A. and Kulinkovich, K. A. (1979), Soviet Olympian: social portrait, Physical education and sports, Moscow.

5. Revyakin, Yu. T., Revyakina, V.I., Vakurin, A.N. (2014), "Physical Culture and Sports at Tomsk State Pedagogical University", Publishing House Tomsk State Pedagogical University, Tomsk.

6. Hushtokova, E. V. (2011), "Russian state policy in higher education (1990-2000)", Bulletin of the Military University, No. 3, pp. 39-43.

7. Huramshin, I. G. (2009), "Faculty of physical culture GOU VPO «Tatar State Humanitarian Pedagogical University - 60 years", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 3-5.

Контактная информация: kalinka46@yandex.ru , uvpp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2021

УДК 378:004

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Элина Борисовна Калиниченко, кандидат социологических наук, доцент, Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

В статье раскрывается актуальность применения цифровых технологий дистанционного обучения в образовательном процессе высшего учебного заведения на примере преподавания иностранного языка. Приводится краткий теоретический анализ исторической ретроспективы становления и развития дистанционного обучения. Результаты проведенного анкетирования, он-лайн диалога среди преподавателей иностранных языков аграрных университетов Приволжского Федерального округа выявили положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, а также необходимость создания цифровой образовательной среды. Определена роль преподавателя в модернизации образования, где за счет внедрения цифровых технологий, которые становятся востребованными учебными материалами в ежедневной практике изучения иностранного языка, создаются условия, которые позволили бы обучающимся проявить свои навыки творческой активности

Ключевые слова: цифровые технологии, дистанционное обучение, языковое образование, цифровая образовательная среда, мотивация, иностранный язык, самостоятельная работа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p153-158

DIGITAL TECHNOLOGIES OF DISTANCE LEARNING IN LANGUAGE

EDUCATION

Elina Borisovna Kalinichenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Abstract

The article reveals the relevance of the use of the digital technologies of distance learning in the educational process of the higher educational institution on the example of teaching to the foreign language. The brief theoretical analysis of the historical retrospective of the formation and development of distance learning is given. The results of the questionnaire, online dialogue among the teachers of the foreign languages at agricultural universities in the Volga Federal District revealed the positive and negative aspects of the distance learning, as well as the need to create the unified educational system. The role of the teacher in the modernization of education has been determined, where, due to the introduction of digital technologies, which become popular teaching materials in the daily practice of learning a foreign language, conditions are created that would allow students to show their skills of creative activity

Keywords: digital technologies, distance learning, language education, digital educational system, motivation, foreign language, independent work.

ВВЕДЕНИЕ

Дискутируя по проблеме современных методов изучения иностранных языков, отмечаем единственным способом обучения двадцать или пятнадцать лет назад было, с одной стороны практиковаться в личном общении с преподавателем, другими людьми, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.