СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТИПОЛОГИИ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХУЬШ вв.)
I В.П. Журавлев
Аннотация. В статье прослеживается история создания различных типов учебных и методических пособий по литературе в российском образовании XVI-XIX веков. Кратко характеризуются первые российские учебники, учебники-хрестоматии, различные виды словарей, справочников, научно-познавательной литературы, издания писателей-классиков, подготовленные для детского и юношеского чтения. В статье прослеживается генезис создания современных учебно-методических комплектов.
Ключевые слова: типология учебных и методических пособий, компоненты учебно-методического комплекта, учебник-хрестоматия, познавательная литература, толковый словарь, биографический словарь, практикум, методическое пособие, издания писателей-классиков для учащихся средних школ.
Summary. The article traces development history of different types of literature textbooks in Russian education in 16-19 centuries. The article briefly characterizes first editions of Russian textbooks, textbooks-readers, different types of dictionaries, reference books, cognitive science literature, edition of classical writers prepared for children and youth reading. Genesis of modern educational-methodical complete sets are observed in this article.
Keywords: typology of educational and methodical aids, a complete set of educational-methodical components, textbook-reader, cognitive literature, explanatory dictionary, biographical dictionary, practical textbook, methodical aid, edition of writers-classics for middle school pupils.
Типы учебных пособий, которые в условиях современной школы стали основными компонентами учебно-методических комплектов по литературе (учебник, хрестоматия, учебник-хрестоматия, практикум, словарь, сборник вопросов и заданий и др.), в той или иной степени определенности своих типологических признаков возникли столетия назад и постоянно находились в процессе развития, ко-
торый в разные годы имел различную интенсивность.
Первые восточно-славянские печатные учебные книги — «Азбука» Ивана Федорова (1574 г.), «Наука по чтению и разумению письма словенского» и «Грамматика словенска» (обе — 1596 г.) Лаврентия Зизания представляли собой учебники-хрестоматии. Так, более позднее издание «Азбуки» Ивана Федорова, напечатан-
ное в 1578 г. в Остроге, уже с титульного листа обозначает учебно-педагогическое предназначение книги: «...напечатана сия книжка по-гречески «Альфа вита», а по-русски «Аз буки» перваго ради научения детскаго многогрешным Иоанном Федоровичем» [10, 12]. На первых страницах книги были даны греческий алфавит, греческие и славянские тексты для обучения чтению на греческом языке. Второй раздел книги представляет собой славянскую азбуку, двухбуквенные и трехбуквенные слоги для обучения чтению славянских текстов, а затем следует раздел грамматический, в котором даны примеры спряжения глаголов. Специальный раздел «по прозодии» был посвящен правильности ударений и интонированию речи («придыханий»). Значительная часть учебника посвящена «ортографии», здесь дети знакомились с системой склонения существительных и прилагательных, правилами написания слов под титлами. В качестве связного текста для чтения Иван Федоров включает в «Азбуку» пересказ памятника болгарской литературы «Сказание Черноризца Храбра» о создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием. Учебная книга завершается подборкой фрагментов из притч Соломона и апостольских посланий. Воспитательное воздействие текстов, подобранных Иваном Федоровым, позволило позднейшим исследователям его педагогического наследия говорить о нем, как о «провозвестнике гуманной педагогики» [14, 338].
Книга Лаврентия Зизания «Наука по чтению и разумению письма сла-венского» продолжает и развивает педагогические и редакторские идеи Ивана Федорова. Она состоит [1,
199—200] из славянского алфавита (с включением некоторых греческих букв), двухбуквенных (согласная + гласная) и трехбуквенных (согласная + гласная + согласная) слогов (с. 1-4). Лаврентий Зизаний создавал книгу, по которой ребенок должен был научиться читать, а изучение сложных грамматических понятий, правил, заучивание парадигм предполагалось перенести на следующий этап обучения, для которого он составил и напечатал другую учебную книгу «Грамматика словенска». Самым большим разделом учебной книги Лаврентия Зизания был «Лексис» — один из первых толковых словарей, предназначенных для образовательных целей (с. 9-75). В «Лексисе» давалось толкование лексики (церковной, иноязычной; военных, географических, философских и других терминов; просторечных, диалектных, редкоупотребляемых слов и выражений), которая могла вызвать затруднения при чтении текстов.
Для первоначального чтения в учебную книгу были включены молитвы (с. 4-8) и сочинения брата составителя Стефана Зизания «Изложение о православной вере» (с. 76-88). Содержание учебной книги Лаврентия Зиза-ния «Наука по чтению и разумению письма словенского», включившей в свой состав кроме собственно азбуки учебный толковый словарь и хрестоматийные тексты образовательной и воспитательной направленности, свидетельствует о том, что автор стремился не только к тому, чтобы научить человека читать, но и к тому, чтобы дать ему необходимые сведения о христианской морали, т.е. процессы обучения и воспитания были для средневекового педагога и издателя еди-
ным неразрывным процессом, как и для его предшественника Ивана Федорова.
Явно учебный характер носила книга для детского чтения «Вертоград многоцветный» (1678 г.), подготовленная видным издателем, поэтом, педагогом (воспитателем царских детей) Симеоном Полоцким. В «Вертограде» опубликовано большое количество стихотворений о животных и растениях, о планетах и минералах, о событиях исторических и легендарных, о временах года и о великих людях. Своеобразная стихотворная энциклопедия, стремящаяся дать представления об окружающем мире в запоминающейся художественной форме. Опыт первых российских азбук и учебных книг для детского чтения учел в своей издательской работе, стихотворном творчестве и педагогической деятельности другой видный российский просветитель — Карион Истомин. Его «Лицевой букварь» (1694 г.) органично соединил в себе прекрасно иллюстрированную азбуку, широкую по тематике, и стихотворную детскую энциклопедию, не только содержащую обширный обучающий материал, но и обладающую значительным воспитательным воздействием.
В XVIII в. традицию создания учебных книг, объединяющих в себе азбуку и хрестоматию, сборник текстов для познавательного, обучающего чтения продолжил профессор Морской академии Н.Г. Курганов. Его «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей» (1769 г.), выдержавшая 18 изданий и получив-
шая в повседневном обиходе название «Письмовник», была необычайно популярна в конце XVIII — начале XIX в.
В основу «Письмовника» была положена адаптированная для широкого круга обучающихся «Российская грамматика» М.В. Ломоносова. Но популярной, почти на столетие, книга стала благодаря «присовокуплениям»: 1) собранию пословиц и поговорок, расположенных в алфавитном порядке; 2) сборнику кратких «забавных повестей», небольших рассказов, притч, анекдотов; 3) разделу, содержащему «древние, исправленные и приумноженные апофегмы» (сочинения нравоучительного характера); 4) разговора о философии, геральдике, мифологии; 5) антологии народной и книжной поэзии (лирические и исторические песни, стихотворения Ломоносова, Сумарокова, Тредиаков-ского, Хераскова, Богдановича и др.); 6) всеобщему чертежу наук и художеств (сведения о философии, поэзии, математике, географии и других науках); 7) «Словарю разноязычному», в котором было дано толкование иностранных, устаревших и диалектных русских слов. Курганову удалось создать домашнюю энциклопедию, доступную для разных слоев российского общества, книгу, в которой в синкретичном единстве органично сосуществовали азбука, грамматика, хрестоматия художественных произведений, научно-популярное пособие, толковый словарь.
Первый российский печатный учебник по словесности «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) М.В. Ломоносова содержал в себе элементы собственно учебника, излагающего основы науки о красноречии, хрестоматии, включающей большое
количество отрывков из сочинений выдающихся ораторов, мыслителей, методического руководства для преподавателей, поскольку содержал советы по проведению практических упражнений для учащихся.
В XVIII в. был создан первый биографический словарь русских писателей, положивший начало особому жанру учебно-справочной литературы, ставшему столь популярным в школе конца XX — начала XXI в. В 1772 г. у Н.И. Новиковым был издан «Опыт исторического словаря о российских писателях». Словарь Н.И. Новикова содержал сведения о 315 русских писателях; в этой грандиозной по охвату и сложнейшей по трудоемкости работе автору помогали авторитетнейшие литераторы и историки того времени: А.П. Сумароков, М.Д. Чулков, Ф. А. Эмин, Н.Н. Бантыш-Каменский, Г.-Ф. Миллер, М.И. Попов и др. Понимая образовательную и воспитательную значимость своего труда Н.И. Новиков писал в предисловии к словарю: «Польза от таковых книг происходящая всякому просвещенному читателю известна; не может также быть неведомо и то, что все европейские народы прилагали старание о сохранении памяти своих писателей: а без того погибли бы имена всех в писаниях прославившихся мужей. Одна Россия по сие время не имела такой книги, и, может быть, сие самое было по-гибелию многих наших писателей, о которых никакого ныне не имеем мы сведения» [13, 18].
Словарь Новикова, конечно же, составлялся не как учебная книга, русская литература не была в ту эпоху предметом изучения в учебных заведениях, но значение его как источника сведений для составителей учебни-
ков и хрестоматий в последующие времена велико. А главное — он стал первым опытом книжного словарного жанра, впоследствии активно вовлеченного в образовательный процесс.
Первые отечественные учебники по теории словесности создавались под явным влиянием западных, прежде всего — немецких, учебных книг. Так, лекционные курсы известного поэта и профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» (М., 1809 г.), «Краткое начертание теории изящной словесности» (Ч. 1-2. — М., 1822 г.), «Конспект лекций российского красноречия и поэзии» (М., 1827 г.) — творческая переработка «Очерка теории и литературы изящных искусств» (1783 г.) И.И. Эшенбур-га. Теоретическая и методическая основа труда немецкого ученого была дополнена примерами и фактами из истории русской словесности, анализом творчества русских поэтов, прозаиков, драматургов и публицистов.
Попыткой создать учебник с элементами беседы, учебник, который способствовал бы установлению отношений сотрудничества, сотворчества между учителем и учеником, стала книга В.Я. Толмачева «Русская поэзия в пользу юношества» (1805 г.). Одной из особенностей этого учебника является попытка поэтапного, «пошагового» руководства учебной деятельностью учащихся при выполнении практических заданий (переводов, пересказов, переложений, подражаний классическим образцам). Элементы практикума помогают В.Я. Толмачеву избежать холодного академизма, догматической категоричности изложения материала.
Для рассмотрения истории развития типологии учебных изданий по русской литературе чрезвычайно интересны учебные книги, созданные известным педагогом, журналистом, издателем Н.И. Гречем. Оригинально по замыслу и исполнению пособие «Учебная книга российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и в прозе с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории российской словесности» (Ч. 1-4. — СПб., 1819-1822 гг.). Оно стало итогом практической работы автора в должности старшего учителя русской словесности в главном немецком училище святого Петра в Санкт-Петербурге. Как явствует из названия книги, это учебная хрестоматия, но от обычного сборника текстов ее отличает установка на активную, деятельностную работу учащихся, прежде всего на сопоставление, в результате которого выявлялись бы особенности стиля писателя, степень его мастерства в использовании лексики и синтаксиса, ораторских приемов, изобразительно-выразительных средств языка. В «Учебную книгу российской словесности.» был включен в качестве самостоятельного раздела «Опыт краткой истории русской литературы». Изданный позднее (1922 г.) отдельным изданием «Опыт.» Н.И. Греча стал по существу первым отечественным учебником истории русской литературы, в котором содержание обзорных глав, характеризующих важнейшие этапы развития литературы, дополнялось, развивалось и конкретизировалось в монографических разделах, посвященных творчеству отдельных писателей, историко-литературные очер-
ки соседствовали с материалами словарного характера.
Уже в середине XIX в. намечается тенденция к созданию учебных комплектов из нескольких пособий, которые дополняли бы друг друга в процессе изучения одного учебного курса. Примером такого явления можно считать «Курс теории словесности» М.Б. Чистякова (1847 г.) и его же «Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении» (1847 г.). Если «Опыт.» Н.И. Греча можно с полным основанием назвать первым учебным пособием по истории русской литературы, то «Курс теории словесности» М.Б. Чистякова стал первым опытом учебника по теории литературы, поскольку в центре внимания автора оказывается не движение отечественной литературы от древних времен к современности, а специфика родов русской литературы и видов, жанров русской прозы, поэзии, драматургии.
Показательно, что в название практического руководства [16] вынесен один из определяющих методических принципов автора — «постепенное» упражнение в сочинении, поэтапное, поступательное, с постепенным усложнением учебной задачи, которую необходимо решить ученику.
Обзор учебных изданий по русской словесности первой половины XIX века позволил отметить, что свод учебных пособий того времени состоял из книг разных жанров и типов: учебников по истории и теории словесности, учебников-хрестоматий, книг, сочетающих в себе учебник и хрестоматию, комплекта учебника и руководства практической деятельностью учеников.
Разнообразие жанров и типов учебных изданий для учащихся контрастно подчеркивает явно недостаточное внимание авторов к разработке и изданию методических пособий для учителей. Эту ситуацию в известной мере исправил выдающийся филолог и педагог Ф.И. Буслаев. В 1841 г. молодой московский учитель пишет подробный комментарий, критические заметки и дополнения к учебнику В. Половцева «Русская грамматика для русских». Эта работа Ф.И. Буслаева была разослана по заведениям Московского учебного округа в качестве методического пособия для учителей русской словесности [12, 10]. В 1844 г. выходит в свет первый капитальный научный труд по методике преподавания русской словесности, книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». Труд состоял из двух частей (томов). Первая носила в большей степени теоретический, общедидактический характер, знакомила с различными методами и приемами обучения, в основном разработанными в школах Западной Европы, с современными взглядами на преподавание родного языка в российских школах. Вторая часть содержала обширный материал по истории и теории русского языка, необходимый, по убеждению автора, учителю-словеснику для школьного преподавания. Ученым были подняты вопросы методики преподавания словесности сущностные, стратегические, значение которых остается актуальным для отечественного образования и по сей день: «Проблемы, анализируемые в труде «О преподавании отечественного языка» — объяснительное чтение, метод грамматического обучения, ведение письменных упражнений, преподава-
ние орфографии на начальном этапе обучения, развитие речи учащихся, осмысленное восприятие обучающимися изменений и закономерностей, характерных для развития русского языка, — до настоящего времени находятся в центре внимания методики русского языка» [12, 12].
Столь же остросовременными и для наших дней остаются методические идеи Буслаева в области преподавания литературы.
Убежденность Буслаева в необходимости школьного изучения истории литературы (одновременно с историей языка), требования основательности изучения произведений русских писателей (которая обеспечивается филологическим анализом текста произведения), подчеркивание необходимости сочетать при критической оценке писателей эстетические критерии с нравственными звучат актуально и в сегодняшних спорах о путях преподавания литературы: «Так как историческое направление гораздо надежнее философского и доступнее юношескому возрасту, — то без сомнения это общее обозрение должно состоять в истории русской словесности и языка. До сих пор в наших гимназиях мало обращают внимания на древнюю церковнославянскую литературу... А для основательности науки выгода огромная, потому что древние памятники дадут истории литературы направление филологическое. Критическая оценка писателей должна развивать в учениках не одно чувство эстетическое, но и нравственное (выделено Ф.И. Буслаевым. — В.Ж.), а наша старина предлагает для того бесценные памятники. Xотя преимущественное внимание обращается на сочинения, однако великую пользу можно
принести и жизнеописанием сочинителя. Так, жизнь Ломоносова будет для детей образцом учебной и ученой деятельности, ибо жизнь его делится на две половины: в первой он только учится, во второй и учится и учит; в первой он ученик, в последней учитель» [3, 129].
Вопрос о том, какое место в системе филологического образования в средней школе должна занимать теория литературы, был дискуссионным и во времена Буслаева, таковым он остается и в наше время. Выдающийся русский филолог не сомневался в том, что теория литературы должна изучаться не как специальный предмет или раздел школьного курса, а как часть истории литературы: «Напр., учение о стихосложении начинается чтением стихов, оканчивается же историей нашего стихосложения через теории Тредьяковского, Державина до наших времен» [3, 129]. Идея внимательного, скрупулезного вчитывания в текст, отстаивание филологического анализа текста учеником проводились и в последующих работах Ф.И. Буслаева. Ставший классическим труд Ф.И. Буслаева по методике преподавания отечественной словесности был первым опытом и высоким образцом создания теоретических методологических пособий, определяющих основные направления научной и практической деятельности педагогов-филологов.
Важным этапом в развитии типологии учебных книг стала учебно-методическая система пособий для средней школы, созданная известным русским педагогом, историком литературы и писателем А.Д. Галаховым. В 1840-е гг. Галаховым были подготовлены и изданы три хрестоматии: «Полная русская
хрестоматия, или Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей» (Ч. 12; 1842 г.), «Русская хрестоматия для детей» (1843 г.), «Историческая хрестоматия церковно-славянского языка» (1848 г.). «Полная русская хрестоматия.» выдержала около сорока изданий и фактически до начала 20-х годов XX столетия оставалась одним из основных учебных пособий по русской литературе. Более семидесяти лет гимназисты России учились по галаховс-кой хрестоматии, первое издание которой стало событием для филологического школьного образования страны. Автор-составитель смело включает в школьное учебное пособие произведения современных писателей (Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Тютчева и др.), чем вызывает недовольство многих педагогов. С резкой статьей против новаций Галахова выступает профессор Московского университета С.П. Шевырев. Составитель хрестоматии отвечает С.П. Шевыреву двумя статьями, опубликованными в «Отечественных записках» (№ 7, 9, 1843 г.), в полемику на стороне А.Д. Га-лахова включается В.Г Белинский [2, 98-104]. Этот яркий эпизод из литературной и педагогической жизни России сороковых годов, спустя десятилетия, А.Д. Галахов описал в статье «История одной книги» (Исторический вестник. — 1891. — № 6).
В первом томе галаховской хрестоматии приведены образцы прозаических произведений, в том числе литературно-критических статей, второй том посвящен родам и жанрам поэзии. В примечаниях к обоим томам составитель дает довольно стройную систему практических заданий для учащихся, позднее А.Д. Галахов допол-
няет и расширяет справочно-практи-ческую часть хрестоматии и издает ее отдельным томом [6]. Таким образом хрестоматия приобретает следующую структуру: хрестоматия прозаических произведений, хрестоматия стихотворных произведений, справочник-практикум. По существу галаховская хрестоматия стала одним из первых опытов учебного комплекта по литературе.
Вышедшая в 1863 г. двухтомная (в трех выпусках) «История русской словесности, древней и новой» А.Д. Галахова не была учебником для гимназий, она была адресована студентам вузов и преподавателям гимназий. Но сокращенный вариант своего основного труда по истории отечественной литературы под названием «История русской словесности» (1879 г.) Галахов издает в качестве учебника для средних учебных заведений. Так же как и хрестоматия, учебник Галахова оставался одним из наиболее востребованных средней школой России вплоть до революционных событий 1917 г. Таким образом известный педагог создает учебный комплект из 1) учебника, 2) хрестоматии прозаических произведений, 3) хрестоматии стихотворных произведений, 4) справочника-практикума, 5) научного труда по предмету для преподавателей. Каждый из компонентов комплекта имел свое предназначение, свою функцию, свою роль в процессе гимназического филологического образования, обеспечивал преемственность между средней и высшей школами. Столь объемная, многоаспектная оснащенность учебного и воспитательного процесса (источник историко-литературных и теоретических знаний, сборник образ-
цовых литературных текстов, руководство учебной деятельностью для учащихся, авторитетное научное литературоведческое издание для учителя), создаваемая учебным комплектом А.Д. Галахова, по всей видимости, и стала причиной столь долгой, успешной, плодотворной работы этого комплекта в отечественной школе.
60-80-е годы XIX в. один из наиболее продуктивных этапов развития отечественной методики преподавания литературы. В 1864 г. выходит книга, которую можно считать первым фундаментальным трудом по методике преподавания литературы, именно литературы как самостоятельного школьного предмета, имеющего свою специфику и являющегося важнейшим в формировании личности учащегося. Это была книга В.Я. Стою-нина «О преподавании русской литературы», которая, полемизируя с «Историей русской литературы.» А.Д. Га-лахова, акцентировала внимание читателя на воспитательных задачах курса русской литературы и на возрастных особенностях восприятия литературы школьниками. Изложив теоретическую концепцию преподавания литературы, автор дает учителю образцы школьного разбора основных произведений гимназической программы. Как отметил Я.А. Роткович, заслуга Стоюнина была «в создании нового типа учебного пособия для учителей, объединяющего изложение методической теории с построенными на ее основе конкретными методическими разборами» [13, 204-205]. По своим типологическим характеристикам близка к книге В.Я. Стою-нина работа В.И. Водовозова «Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и
главных родов прозы и поэзии» (1868 г.), В.И. Водовозов органично сочетает литературоведческий теоретический материал с образцами школьного анализа художественного произведения, ориентированного на раскрытие его художественного своеобразия, а главное — воспитательного, идейно-нравственного потенциала.
Особое место в развитии типологии методических пособий для учителей словесности занимают работы В.П. Острогорского. Его книги «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» (1872 г.) и «Выразительное чтение» (1885 г.) отличаются от методических пособий Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, В.И. Во-довозова более узкой тематикой, обращением к более конкретным вопросам методики преподавания литературы. Изучение биографии писателя Острогорский считал одним из важнейших этапов подготовки учащихся к восприятию и пониманию художественного произведения, а выразительное чтение, заучивание художественных текстов наизусть, по его убеждению, является одной из основных форм работы по анализу литературного произведения. Названные выше методические пособия В.П. Острогорского положили начало типу методических пособий, посвященных отдельным проблемам литературного образования.
Значительный вклад в расширение типологии учебных изданий, обеспечивающих процесс гимназического филологического образования, внес Л.И. Поливанов, основатель и директор знаменитой московской частной гимназии. Будучи автором-составителем одной из лучших хрестоматий по русской словесности, он смело расши-
рил спектр изданий, используемых в школьном образовательном процессе.
Во-первых, Поливанов стал одним из основоположников жанра научно-популярной биографии писателя, предвосхитив такие массовые серии, как «Биография писателя», «Писатель в жизни и творчестве», получившие широкое распространение в XX столетии. Книга «Жуковский и его произведения» (М., 1883, опубликована под псевдонимом П. Загарин) аргументированно, убедительно и в то же время доступно, порою увлекательно рассказывала о становлении личности поэта, общественной обстановке эпохи, прослеживала личные и общественные мотивы, отразившиеся в его произведениях, а главное, давала тонкий и глубокий анализ творчества одного из лучших мастеров русской поэзии.
Во-вторых, Поливанов положил начало выпуску специально подготовленных изданий сочинений выдающихся русских писателей. В 1884 г. вышли в свет составленные им «Избранные сочинения Г.Р. Державина», «Избранные сочинения Н.М. Карамзина». Педагог был удостоен золотой медали Академии наук за подготовку «Сочинений А.С. Пушкина» в 5 томах (первое издание. — М., 1887 г.). Сочинениям классиков отечественной литературы были предпосланы обстоятельные вступительные статьи, глубокие, научные, написанные живо и выразительно. Высокопрофессиональные комментарии придавали особую ценность изданиям, делали особо значимыми и для учителей, и для учащихся старших классов гимназии. Исследователь истории отечественной методики преподавания литературы В.Ф. Чертов считает, что Поливанов был активным разработчиком особо-
го типа учебного пособия [14, 53], который впоследствии, в XX веке получил массовое развитие в изданиях «Школьной библиотеки», «Всемирной детской библиотеки» и других популярных серий, обеспечивающих круг детского и юношеского чтения.
Тип пособий практической направленности, призванных организовать, направить и обеспечить необходимым материалом учебную деятельность учащихся по развитию их устной и письменной речи активно развивал в 70-е гг. XIX в. петербургский педагог И.В. Гаврилов, издавший в 1872 г. ставшее популярным пособие «Письменные упражнения», в котором дается система подготовки к сочинению, объясняются правила и порядок написания сочинения, предлагаются обучающие и закрепляющие упражнения. Еще больший успех имело другое практическое пособие, созданное Гавриловым, — «Стилистические задачи для низших классов» (первое издание в 1874 г.). Составитель включает в свой «задачник» разнообразные упражнения, способствующие развитию устной и письменной речи учащихся, различные тексты разных жанров для чтения и пересказов. Диапазон форм пересказов, предлагаемых автором пособия, довольно широк — подробный, сжатый, близкий к тексту, с изменением лица рассказчика, с изменением формы текста. Предлагались задачи по созданию собственного текста: текста-описания, устного рассказа по плану, на заданную тему, написанию текста простыми краткими предложениями, развернутыми сложными, целыми периодами. В этом же «задачнике» предлагалась тематика письменных сочинений. «Задачник», «практикум» как
тип учебного издания, как правило, актуализировался в те периоды литературного образования, когда возникала угроза схоластического заучивания содержания школьного предмета по учебнику.
Даже столь краткий обзор истории возникновения и развития учебных и методических пособий по русской словесности, предпринятый в нашей статье, позволяет сделать вывод о том, что сложная по своей структуре система современных линий учебно-методических комплектов является результатом творческого развития дидактических идей, методических поисков отечественных педагогов-словесников предыдущих столетий. Образовательный и воспитательный потенциал основных компонентов учебно-методических комплектов, обеспечивающих процесс литературного образования в российской школе начала XXI в. (учебник, дидактические материалы, рабочая книга или тетрадь, различные виды хрестоматий, практикумы, сборники вопросов и заданий и т.п.), был предвосхищен, угадан и в определенной степени реализован в учебниках, хрестоматиях, вопросниках, различных типах методических пособий, созданных педагогами-словесниками предыдущих эпох. Более того, практически одновременно с изданием первых отечественных учебников и учебных пособий началась работа по созданию дополнительных книг, расширяющих и углубляющих содержание изучаемого предмета (толковых словарей, биографических справочников, научно-познавательных книг, специально подготовленных изданий художественной литературы и т.п.), формирующих образовательную среду, обеспечивающую условия для разноуровневого
обучения, мотивирующих учебную деятельность учащихся, повышающих профессиональный уровень, стимулирующих творческую активность учителей-словесников.
15. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. — М., 1994.
16. Чистяков М.Б. Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении. — СПб., 1847. Щ
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботвинник М.Б. Азбука Лаврентия Зи-зания // Проблемы школьного учебника. Вып. 3. (Структура учебника). — М.: Просвещение, 1975.
2. Белинский В.Г. Литературные и журнальные заметки. Несколько слов «Москвитянину» // Отечественные записки. — 1843. — № 8.
3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. — М.: Просвещение, 1992.
4. Гаврилов И.В. Стилистические задачи для низших классов. — СПб., 1874.
5. Галахов А.Д. Полная русская хрестоматия, или Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей: В 2 ч. — М., 1843.
6. Галахов А.Д. Полная русская хрестоматия. Ч. 3. Примечания. — М.,1849.
7. Галахов А.Д. История русской словесности, древней и новой: В 2 т. — СПб., 1863.
8. Галахов А.Д. История русской словесности. — СПб., 1879.
9. Немировский Е.Л. Азбука 1574 года // Проблемы школьного учебника. Вып. 2. — М.: Просвещение, 1974.
10. Немировский Е.Л. Азбука 1578 года // Там же.
11. Поливанов Л.И. Методическая русская хрестоматия. — Ч. 3. — 3-е изд., доп. — М., 1883.
12. Протченко И.Ф. Ф.И. Буслаев — выдающийся филолог и педагог / / Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. — М.: Просвещение, 1992.
13. Xрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А. Роткович. — М.: Учпедгиз, 1956.
14. Тихомиров М.Н. Русская культура XXVIII веков. — М., 1968.