Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯВЛЕНИЕ / ИСТОРИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / УГРОЗА / ОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИРОДА / НАВЫК / КОНФЛИКТ / РИСК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чоров Маматкан Жетимишевич, Жумакадырова Чынара Жумакадыровна

В работе рассматриваются источники опасностей, с которыми с давних времен людям приходилось сталкиваться. Отношение людей к процессами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей, к природе и самим себе было различным в разные исторические периоды. В связи с этим даже у такого относительно нового понятия, как культура безопасности жизнедеятельности, существует своя предыстория. Она включает в себя взгляды, мировоззрения, учения и концепции, в значительной степени, повлиявшие на становление и развитие рассматриваемой категории. Для характеристики истоков культуры безопасности жизнедеятельности необходимо проанализировать историческую трансформацию концептов «угроза», «опасность», «безопасность», тех смыслов, которые вкладывались в эти понятия на протяжении истории человечества. Выбор цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников обусловлен, в т. ч., наследием прошлого, но потребности нового общественно-экономического строя являются приоритетными, ибо они нацелены на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чоров Маматкан Жетимишевич, Жумакадырова Чынара Жумакадыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE THEORY OF FORMATION OF SAFE HEALTHY LIFESTYLE SKILLS

Тhe work examines the sources of dangers that from ancient times people had to deal with phenomena, processes, events that posed a threat to their health, life, property or other values, while in different historical periods people’s attitude to these threats, nature and to themselves was different. In this regard, even such a relatively new concept as life safety culture has its own prehistory. It includes views, worldviews, teachings and concepts that largely influenced the formation and development of the category in question. To characterize the origins of the culture of life safety, it is necessary to analyze the historical transformation of the concepts of “threat”, “danger”, “security”, the meanings that have been invested in these concepts throughout the history of mankind. On the emergence of a new socio-economic formation, on the one hand, the legacy of the past, on the other, and their contradiction determine the choice of the goal of forming the skills of a healthy and safe lifestyle for schoolchildren. The needs of the new socio-economic system are priority ones, because they are aimed at the future.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

УДК 372.862 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/49

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

©Чоров М. Ж., д-р пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева,

г. Бишкек, Кыргызстан ©Жумакадырова Ч. Ж., Центр подготовки и переподготовки специалистов гражданской защиты МЧС КР, г. Бишкек, Кыргызстан

DEVELOPMENT OF THE THEORY OF FORMATION OF SAFE HEALTHY LIFESTYLE SKILLS

©Chorov M., Dr. habil., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Zhumakadyrova Ch., Center for Training and Retraining of Civil Protection Specialists of the Ministry of Emergency Situations of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. В работе рассматриваются источники опасностей, с которыми с давних времен людям приходилось сталкиваться. Отношение людей к процессами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей, к природе и самим себе было различным в разные исторические периоды. В связи с этим даже у такого относительно нового понятия, как культура безопасности жизнедеятельности, существует своя предыстория. Она включает в себя взгляды, мировоззрения, учения и концепции, в значительной степени, повлиявшие на становление и развитие рассматриваемой категории. Для характеристики истоков культуры безопасности жизнедеятельности необходимо проанализировать историческую трансформацию концептов «угроза», «опасность», «безопасность», тех смыслов, которые вкладывались в эти понятия на протяжении истории человечества. Выбор цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников обусловлен, в т. ч., наследием прошлого, но потребности нового общественно-экономического строя являются приоритетными, ибо они нацелены на будущее.

Abstract. The work examines the sources of dangers that from ancient times people had to deal with phenomena, processes, events that posed a threat to their health, life, property or other values, while in different historical periods people's attitude to these threats, nature and to themselves was different. In this regard, even such a relatively new concept as life safety culture has its own prehistory. It includes views, worldviews, teachings and concepts that largely influenced the formation and development of the category in question. To characterize the origins of the culture of life safety, it is necessary to analyze the historical transformation of the concepts of "threat", "danger", "security", the meanings that have been invested in these concepts throughout the history of mankind. On the emergence of a new socio-economic formation, on the one hand, the legacy of the past, on the other, and their contradiction determine the choice of the goal of forming the skills of a healthy and safe lifestyle for schoolchildren. The needs of the new socio-economic system are priority ones, because they are aimed at the future.

Ключевые слова: явление, история, становление, концепция, угроза, опасность, безопасность, природа, навык, конфликт, риск.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Keywords: phenomenon, history, formation, concept, threat, danger, safety, nature, skill, conflict, risk.

Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Путем многократного повторения у человека могут сформироваться навыки правильного поведения. По утверждению ученых навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем.

Проблема формирования навыков безопасного поведения человека тесно взаимосвязана с вопросами, раскрывающими понятия «безопасность», «опасность», «безопасное поведение», «безопасная и доброжелательная среда». А. М. Мамытов дает следующее определение понятию «безопасность»: «Отсутствие опасности или наличие надежности». И. К. Топоров трактует понятия «опасность» таким образом: «Вещи, предметы и явления, которые при определенных условиях способны вызвать и причинить человеку какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний, принято называть опасностями». По мнению А. А. Абдиева и Ж. А. Асековой, «безопасная и доброжелательная среда в школе является одной из новых возможностей создания условий обучения и воспитания компетентностной личности» [1-9].

Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков. Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения, сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» [6].

Анализ истории развития педагогической науки позволяет говорить о том, что проблемы, связанные с изучением различных сторон безопасного поведения человека не новы, они имеют свою предысторию. Из истории известно, что еще в древней Греции вопросы, связанные с физическим и духовным состоянием человека, с его воспитанием получили весьма заметное решение, но лишь для детей рабовладельцев и свободных граждан. Безопасное поведение тесно связывали с укреплением здоровья, прослеживается неразрывная связь между физическим и психическим состоянием человека, большое внимание уделяли взаимосвязи между физическим, интеллектуальным, нравственным воспитанием.

Человечество прошло путь от страхов перед «сверхъестественными силами» к пониманию процессов возникновения системы рисков и возможностью снижению их возникновения. Для первобытного и древнего мира основными факторами, влияющими на формирование «катастрофического сознания», были цикличность происходящих вокруг природных и антропогенных явлений (смена времен года, рождение и гибель человека, расцвет и упадок царств) и направленность этого сознания на внешний мир (природные бедствия, вторжения врагов и т.п.). Объяснительные схемы, вырабатываемые древними людьми для оценки состояния собственной безопасности, безопасности своих близких, рода, племени, страны, имели среди прочего также функцию предвидения и предупреждения. Данные схемы были направлены в основном на избегание причин катастроф и бедствий и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

лишь в малой степени — на меры по смягчению разрушительных воздействий этих процессов и явлений. Так, если причиной происходящей или грядущей катастрофы признавался «гнев Божий», то вполне разумной стратегией поведения было стараться не разгневать Всемогущего. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процессами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей, при этом в разные исторические периоды отношение людей к данным угрозам, природе и к самим себе было различным. В связи с этим даже у такого относительно нового понятия, как культура безопасности жизнедеятельности, существует своя предыстория. Она включает в себя взгляды, мировоззрения, учения и концепции, в значительной степени, повлиявшие на становление и развитие рассматриваемой категории [1].

Для характеристики истоков культуры безопасности жизнедеятельности необходимо проанализировать историческую трансформацию концептов «угроза», «опасность», «безопасность», тех смыслов, которые вкладывались в эти понятия на протяжении истории человечества. Это возможно осуществить, характеризуя особенности катастрофического и энвайроментального сознания людей в различные исторические эпохи. Первое представляет собой совокупность массовых страхов и тревог, а также комплекс планируемых мер по их преодолению. Второе определяет мироощущение человека как неотъемлемого элемента природной среды, понимание его неразрывной и теснейшей связи с ней, уровень осознания необходимости проведения природоохранных действий.

Значительно повлияли на становление понятия «культура безопасности жизнедеятельности» и различные философские и социологические учения, теории, концепции, отражающие проблематику безопасности, в том числе окружающей среды. Первые попытки упорядочить процесс познания природы, поставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных процессов, с одной стороны, и развитие систем счета, и совершенствование измерительных процедур, с другой, позволили с высокой точностью предсказывать наступление тех или иных природных катаклизмов (солнечных затмений, извержений вулканов, разливов рек, засух и т. д.) [2].

Л. А. Михайлов полагал, что безопасное общество должно состоять из таких индивидуумов, которые способны к взаимопониманию, взаимоуважению и общим условиям ради достижения счастья.

В своих научных размышлениях о проблемах безопасности человека, общества и цивилизации выдающийся русский социолог П. А. Сорокин подчеркивал, что уберечь человечество от войн и преступлений необходимо путем развития гуманного (человеческого) образования. Оно должно не просто содержать абстрактные знания об окружающей действительности, а призывать к работе во имя развития человеческой личности в других, во имя умственного, нравственного и общественного прогресса всех, ибо это единственный путь, ведущий к осуществлению идеала человечности.

Начиная с XX столетия и по сей день в философии и социологии происходит смещение вектора «катастрофического сознания» со страхов, обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям сил, к страхам, обращенным вовнутрь, т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Главные страхи вызывают теперь уже не столько ураганы и эпидемии, сколько разрушительное начало, скрытое в самом человеке, в глубинах его личности [3].

Определенное развитие в этот период получили теории «личностной безопасности». Суть их заключается в том, что объектом защиты должен быть индивид или народ, а не

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

только институты, территория или государственный суверенитет. В центр внимания ставится человек с его проблемами, и безопасность государства достигается только через безопасность отдельных его граждан. При этом в качестве главных источников опасности выступают внутренние угрозы, такие как терроризм, коррупция, торговля наркотиками, болезни, эпидемии, состояние окружающей среды и т. п.

Существенное влияние на развитие современного понимания проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности оказывали и продолжают оказывать религиозные концепции, отдельные положения которых определяют отношение к ненасильственному взаимодействию человека, общества и природы.

Таким образом, анализ историко-философской и социологической трансформации концептов «опасность», «угроза», «безопасность» показывает, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора «катастрофического сознания» со страхов, обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям сил (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей и т. п.), к страхам, обращенным вовнутрь, т. е. к страхам человека, сообщества людей перед самим собой. Очевидно, что в качестве основного способа преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности может рассматриваться культура безопасности жизнедеятельности.

Изучение опасностей как элемента социальной и педагогической действительности приводит к необходимости обосновать и проблему безопасности. А. Н. Колесников рассматривал безопасность как систему гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту основных ценностей; как внутреннее устройство процветающей системы в условиях конфликта и риска. Таким образом, понятие «безопасность» хронологически вполне оправданно рассматривать как защищенность систем, объектов, существ, изделий и т. п. от какого-либо поражающего фактора или их совокупности [5].

Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.

Признаки безопасности человека: 1. состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку; 2. отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности; 3. готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности; 4. мера защищенности организма от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности); 5. наличие системы мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков); 6. состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму; 7. степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с его деятельностью [8].

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека — это нервные потрясения, травмы, болезни, инвалидность. Бедствия и угрозы — непременные спутники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.

Бедствие — серьезное нарушение функционирования общества, повышающее человеческую уязвимость, вызывающее большие человеческие жертвы и масштабный экологический ущерб, превышающий возможности общества справиться исключительно за счет собственных ресурсов.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Угроза — это потенциально наносящее ущерб физическое явление (то есть землетрясение, наводнение, оползень ли техногенная авария), которое может привести к гибели людей или травмам, причинению ущерба имуществу, социальной или экономической дестабилизации или деградации окружающей среды. Другими словами, в угрозах заключена вероятность возникновения опасного события с причинением социально-экономического ущерба [4].

Источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. По структуре опасности делятся на простые и производные, т.е. порождаемые взаимодействием простых, а по реализуемой энергии - на активные и пассивные.

Угрозы могут быть классифицированы следующим образом: по объектам — человек, общество, государство; по направлениям — экономические, социальные, политические, информационные и др.; по величине ущерба — предельные, значительные, незначительные; по вероятности возникновения — весьма вероятные, вероятные, маловероятные; по причинам появления - стихийные, преднамеренные.

Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, расположенным ниже иерархических уровней: регионального, государственного, общественного и индивидуального.

К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие: региональные и национальные социальные взрывы, и конфликты; голод, распространение болезней, деградация людей; нарастание насилия, преступности, наркомании, алкоголизма и т. д [2].

Безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих и коренных потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества. Здоровье общества складывается из здоровья каждого отдельного человека, проживающего и включенного в производственные отношения конкретного общества [7].

Цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников обусловлены конкретно-историческими условиями нашего общества. Было время, когда отсутствие внешних или врожденных болезней считалось образцом, показателем здоровья населения. А победа над острыми инфекционными заболеваниями преподносились как достижение уровня здоровья нации. Возникновение новой общественно-экономической формации с одной стороны наследие прошлого с другой и их противоречие обуславливают выбор цели формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников. При этом потребности нового общественно-экономического строя являются приоритетными, ибо они нацелены на будущее.

Опираясь на вышеназванные факты, целью формирования навыков здорового и безопасного образа жизни школьников можно определить следующим образом: эффективное использование генетических защитных механизмов организма ребенка и обеспечение их высокого уровня адаптации к различным условиям внешней и внутренней среды жизнедеятельности. В теоретическом аспекте целью является выявление закономерностей обеспечения здоровья, диагностики, прогнозирования и моделирования, достижения и оценка результатов данной деятельности. В практическом направлении цель заключается в разработке методических рекомендаций, выявление подходящих условий для сохранения и развития здоровья ребенка.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Список литературы:

1. Абдиев А., Ж. Асекова Жамааттын децгээлинде билим берYYHY башкаруу долбоорундагы Айылдык топтор YЧYн «Балага жагымдуу мектеп» темасындагы семинар-тренинг: методикалык колдонмо. Бишкек, 2008.

2. Асекова Ж. Д. Социально-педагогические условия формирования доброжелательной среды в школе: автореф.... канд. пед. наук. Бишкек, 2016.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. 318 с.

5. Мамытов А. М. Модернизация системы образования Киргизской Республики. Бишкек, 2014. 296 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

7. Синицына Г. П. Воспитание современного школьника. Омск, 2000. 167 с.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.

9. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Просвещение, 1998.

References:

1. Abdiev A., Zh. (2008). Asekova Zhamaattyn deHgeelinde bilim berYYnY bashkaruu dolboorundagy Aiyldyk toptor YchYn "Balaga zhagymduu mektep" temasyndagy seminar-trening: metodikalyk koldonmo. Bishkek. (in Kyrgyz).

2. Asekova, Zh. D. (2016). Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya formirovaniya dobrozhelatel'noi sredy v shkole: avtoref.... kand. ped. nauk. Bishkek. (in Kyrgyz).

3. Davydov, V. V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya. Moscow. (in Russian).

4. Leont'ev, A. N. (1983). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. In Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya, Moscow. (in Russian).

5. Mamytov, A. M. (2014). Modernizatsiya sistemy obrazovaniya Kirgizskoi Respubliki. Bishkek. (in Russian).

6. Rubinshtein, S. L. (2002). Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg. (in Russian).

7. Sinitsyna, G. P. (2000). Vospitanie sovremennogo shkol'nika. Omsk. (in Russian).

8. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., & Shiyanov, E. N. (2013). Pedagogika. Moscow. (in Russian).

9. Toporov, I. K. (1998). Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Чоров М. Ж., Жумакадырова Ч. Ж. Становление и развитие теории формирования навыков здорового и безопасного образа жизни // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 410-415. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/49

Cite as (APA):

Chorov, M., & Zhumakadyrova, Ch. (2021). Development of the Theory of Formation of Safe Healthy Lifestyle Skills. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 410-415. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/67/49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.