Важной особенностью республики как региона, где встречаются западная и восточная традиции, является открытость и восприимчивость к различным религиозным культурам. Сегодня мы наблюдаем различные формы религиозного синкретизма в обычаях и верованиях местного населения, которые являются результатом длительного исторического сосуществования и взаимопроникновения разных культур.
На протяжении двух последних десятилетий
наша страна стала ареной для возникновения и динамичного развития неорелигиозного творчества. Складывается уникальная религиозная ситуация в регионе. Серьезные позиции занимают зарубежные миссионеры из США, Германии, Южной Кореи, Швеции и др. страны, что определяется прежде всего заинтересованностью ведущих европейских держав и геополитической привлекательностью региона.
Литература
1. Атлас современной религиозной жизни России. / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. - М.; СПб., 2005. Т. 1.
2. Ахмадулина С.З., Варнавский П.К. Христиане веры евангельской (пятидесятники) // Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник. - Улан-Удэ, 2011.
3. Бадмаев А.А. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность / А.А. Бадмаев, Ч.О. Адыгбай, В.А. Бурнаков, Д.М. Маншеев. - Новосибирск, 2006.
4. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь / Е.Г. Ба-лагушкин. - М., 1980.
5. Баторова Е.Б., Ахмадулина С.З. Нетрадиционные религии в Бурятии (1990-2000-е годы). - Улан-Удэ, 2010.
6. Государственный архив республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 11, Оп. 10, Д. 88, Л.50,63; ф. 11, Оп. 10, Д. 90, JL 71,79; ф. 10, On. 1, Д. 260, Л. 4.; ф. 10, On. 1, Д. 1171, Л.5; ф. 337, Оп. 2, Д. 1108, 70 Л.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Р-6991, Оп.4, Д.30, Л.34-35.
8. Дударенок С.М. Причины распространения нетрадиционных религий в постсоветской России // Культура и культурология на Дальнем Востоке: материалы регион, науч. семинара. (19 ноября 2004 г.). - Владивосток, 2004.
9. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век: сб. документов. - Улан-Удэ, 2001.
10. Из информации уполномоченного по делам религий при Совмине БУРАССР М. Мулонова председателю Совета по делам религий при Совмине СССР К.М. Хачееву «О деятельности религиозных организаций в республике, 10 декабря 1987 г». ГАРБ. Ф. Р-2028, On. 1, Д. 1270, Л. 70-73.
11. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность / Л.Н. Митрохин. - СПб, 1997.
12. Официальный сайт церкви христиан веры евангельской в Бурятии. Доступ: http://www.hve-bur.ru/main/index.php. Дата обращения: 17.03.2013 г.
13. Религиозные организации Приморского края: словарь-справочник / С.М. Дударенок, М.Б. Сердюк, Д.А. Владимиров. - Владивосток, 2007.
14. Свидетели Иеговы в России. - СПб.: Изд-во Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов, 1995.
15. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I -XXI вв.: словарь. - М., 2003.
16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.
Ахмадулина Светлана Зиннатовна, канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а.
Ahmadulina Svetlana Zinnatovna, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of homeland history, Buryat State University, 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24 a
УДК 070(091)(571.54)
© С. В. Пономаренко, М.М. Воронова Становление и развитие телевидения в Бурятии
В статье рассматривается процесс становления и развития регулярного телевещания в Бурятии, формирования кадрового потенциала и материально-технического обеспечения, анализируются особенности работы регионального телевидения в советский период.
Ключевые слова: телевидение, трансляция, информация, кадры, материально-техническая база, идеологизация.
S. V. Ponomarenko, М.М. Boronova TV formation and its development in the Republic of Buryatia
This article describes the process of formation and development of regular television broadcasting in the Republic of Buryatia, formation its professional potential and material-technical provision, the features of the work of regional television in the Soviet period are analyzed.
Keywords: television, broadcasting, information, personnel, material-technical base, ideologization.
Одним из знаменательных событий истории XX в. явилось появление телевидения. За годы своего развития оно превратилось в многоплановое социокультурное явление, влияющее на все стороны общественной жизни. Образы, созданные электронными СМИ, по справедливому замечанию американского ученого, знатока коммуникационного и информационного права М. Прайса, помогают определить природу национальной принадлежности, отношения к семье, правительству, государству и стране в целом [1].
В полной мере заявив о себе в нашей стране лишь в начале второй половины 20-го столетия, телевидение прошло сложный исторический путь: от любительства к профессионализму, от простого средства ретрансляции изображения до мощного средства воздействия на сознание людей.
Период становления телевещания в Бурятии приходится на время хрущевской «оттепели». Частичная демократизация общественно-политической жизни в стране создавала благоприятные условия для развития нового средства массовой информации в Бурятии. Являясь частью единой системы всесоюзного телевещания, Бурятское телевидение в основных своих чертах повторяло общие закономерности становления и развития телевидения в стране. Вместе с тем в его развитии имелись свои специфические особенности, обусловленные различными факторами социально-экономического и культурного развития региона.
Телефикация республики началась позже, чем в европейской части страны. Статус ее автономности, отдаленность от центра не позволяли в полной мере рассчитывать на крупные финансовые дотации, которые позволили бы в кратчайшие сроки увеличить зону охвата населения телевещанием. Сложный характер рельефа местности, наличие значительного количества естественных преград создавали немалые трудности в передаче телевизионного сигнала по территории. Однако при поддержке связистов и ученых республики удавалось успешно решать многие технические проблемы организации местного телевещания.
Важную роль в процессе телефикации Бурятии имело строительство Байкало-Амурской магистрали. В середине 1970-гг. на участке строительства БАМа была проложена трасса всесоюзной радиорелейной линии (РРЛ), которая привела телевидение в северные районы республики. Знаменательным событием в развитии телеве-
щания в Бурятии стал запуск первой наземной станции «Орбита», позволившей жителям смотреть передачи Центрального телевидения. Дальнейшее развитие телевизионной техники и спутниковых систем привело к переходу телевидения на работу в цветном изображении и расширению телевизионных каналов вещания.
У истоков телевещания в Бурятии стояли люди разных профессий и рода деятельности. Первоначально основу, «ядро» технических кадров Бурятского телевидения составляли специалисты, пришедшие из Радиокомитета и министерства связи. Именно они стали профессиональным «костяком» коллектива и успешно решали многие технические проблемы на местном телевидении, обеспечивая бесперебойную работу телевизионного центра.
Первым директором Улан-Удэнской СТВ стал Анатолий Васильевич Александров. Первоначально творческое ядро Улан-Удэнской СТВ составляли участники комсомольско-молодежного художественно -агитационного ансамбля «Привет», который впоследствии был переименован в Телевизионный агитколлектив (ТАК). В состав коллектива входили Валентина Самойлова, Виктор Измайлов, Геннадий Шипо-енко, Анатолий Кривогорницев, Павел Баталов, Владимир Коренев, Юрий Дементьев, Светлана Смирнова, Валерий Хацанов и другие [2]. Руководил молодежным коллективом талантливый человек Сергей Владимирович Каллиопи. Именно С.В. Каллиопи стал основоположником творческого начала на Улан-Удэнской студии ТВ. Вот как вспоминает о Сергее Владимировиче один из его учеников, ветеран Бурятского телевидения В. Измайлов: «Это целая эпоха на Бурятском ТВ. Это был телевизионный «гуру» в самом высоком значении данного слова». Под руководством С.В. Каллиопи на Улан-Удэнской телестудии сложился молодой творческий коллектив. Многие из тех, кто начинал работать вместе с ним в 1960-е гг., стали знаковыми фигурами Бурятского телевидения.
Среди множества проблем, которые пришлось решать в первые годы работы местной телестудии, одной из самых важных была проблема подбора дикторского состава для работы на телевидении. Театральное или педагогическое образование, хорошее знание литературного бурятского языка, приятная внешность, хорошая дикция, человеческое обаяние - вот те требования, которые предъявлялись к дикторам на Бурятском телевидении. Как вспоминают ветераны, в 1960-е гг. специально ходили по ин-
статутам и отбирали молодых людей со знанием бурятского языка, у которых голос хорошо «ложился» на микрофон. За год до открытия студии телевидения в г. Улан-Удэ был объявлен конкурс дикторов ТВ. Этот конкурс прошли две женщины: для телевещания на бурятском языке - Валентина Жалсараева, на русском языке -Алла Болдогоева.
Дольше всех на телевидении (33 года) проработала первоклассный диктор Софья Жимбиев-на Гончикова. Каждый день на голубом экране появлялась симпатичная темноволосая женщина, которая рассказывала о трудовых успехах земляков, выполнении и перевыполнении планов пятилетки, беседовала с передовиками производства, вела новости, программы о сельской жизни, концерты и множество других передач. Десять с лишним лет Софья Жимбиевна дублировала российские фильмы - переводила их на бурятский язык. Ее голосом говорили Л. Гурченко, Л. Лужина, В. Алентова.
Спустя многие годы, вспоминая нелегкие будни работы на ТВ, ветеран и первый диктор Бурятского телевидения, отличник радио и телевидения СССР Валентина Зондуевна Жалсараева отмечала: « ... Было трудно. Мы с Аллой Болдогоевой были первопроходцами. Диктором я проработала год, затем ушла на радио, которому отдала 25 лет. Уходя, передала эстафету Софье Гончиковой. В студии мы буквально изнывали от жары. Инженеры по свету, тоже новички, не знали, как направить свет. Надо было сбоку или издали, а они всю мощь прожекторов направляли на дикторов, чуть ли не ослепляя нас. Со временем, правда, научились делать подсветку. Спины наши были мокрые, т.к. температура в студии поднималась до 50°С и выше. Это была техническая сторона нашей работы на ТВ.
В творческом, профессиональном процессе также было немало трудностей и проблем. Достаточно сказать, что новости до того, как дойти до зрителя, проходили долгий путь: текст писал корреспондент, его печатала машинистка, затем материал относили к дежурному по эфиру, показывали редактору, после главному редактору. Порой новости с мест событий запаздывали и были случаи, когда текст мы читали «с колес». Исписанные листочки нам подавались слева, мы должны были, прочитав, передать направо, где их быстро подхватывали. С левой стороны опять протягивали листок, на экране мелькали наши руки, порой происходили заминки, паузы... Ритм работы мог ускоряться, при этом надо было умудриться «попасть в строчку». Это сейчас
появились специальные мониторы с текстом...»
[3].
Особенностью кадрового обеспечения местного телевидения на протяжении длительного времени являлась нехватка значительного числа сотрудников, имевших специальное, журналистское образование. Однако это нисколько не умаляло профессиональные достоинства персонала Улан-Удэнской студии ТВ. Учась на собственных ошибках, получая бесценный опыт повседневного творчества, некогда бывшие любители-энтузиасты становились крепкими профессионалами своего дела. Благодаря их ежедневному нелегкому труду Бурятское ТВ добилось многих успехов и приобрело имидж профессионального телевидения, которому по плечу решение самых сложных творческих задач.
На начальном этапе своего развития телевидение Бурятии в основном было трансляционнохудожественным, т.к. большую часть телевизионного времени занимали трансляции кинофильмов, спектаклей, концертов профессиональных и самодеятельных коллективов. Телевидение постепенно вошло в каждый дом и стало неотъемлемой частью досуга жителей республики.
До прихода в республику центрального ТВ Бурятское телевидение имело относительную свободу деятельности и определенное преимущество в плане воздействия на местную зрительскую аудиторию. Это предоставляло местным телевизионщикам возможность творить и создавать передачи различной жанровой и тематической направленности. С приходом в республику ЦТ происходит стремительное увеличение объемов телевещания и одновременно уменьшается количество времени, предоставляемого для передач местной студии ТВ. Сокращается производство собственных телепрограмм (документальных, научно-популярных, художественных и др.), уменьшается объем вещания на бурятском языке.
С начала 1970-х гг., когда в стране начала формироваться единая общесоюзная система телевещания, местное телевидение фактически было оттеснено на второй план. Объемы вещания Улан-Удэнской телестудии существенно сократились, что накладывало свой отпечаток на возможности свободного творчества местных тележурналистов. Республиканское телевидение вынуждено было подчиняться директивам и указаниям из центра.
Однако, несмотря на диктат центра, жесткую регламентацию работы телевизионных служб, зависимость от административно-командной
системы, Бурятское телевидение не «застыло» на месте, а по-прежнему развивалось. Усилиями и талантом местных тележурналистов, режиссеров, ведущих, операторов и сценаристов создавались образцы подлинного телевизионного творчества, отмеченные наградами самого высокого уровня.
Если в передачах общественно-политической и экономической тематики свобода творческого поиска местных журналистов была ограничена жесткими рамками государственной политики в сфере телевещания, то в создании программ литературно-художественной направленности они имели больше возможностей для творчества. Неслучайно им удавалось создавать телевизионные постановки высокой художественно-эстетической ценности.
Вместе с тем следует отметить, что в советский период телевидение являлось мощнейшим орудием идеологического воздействия на массы, и вся его деятельность была направлена на пропаганду и реализацию партийных решений. Являясь частью единого телерадиовещательного комплекса, телевидение Бурятии в основных чертах воспроизводило все те противоречия, которые были характерны для телевизионного вещания в стране в целом. В их числе - противоречие между реальной действительностью и ее отражением на экранах телевизоров, апологетика «развитого социализма», идеализация, приукрашивание многих сторон общественной жизни при одновременном существовании так называемых «закрытых» тем и замалчивании многих острых, злободневных проблем.
Централизованное регламентирование деятельности Бурятского телевидения, диктат местного партийного руководства негативно отражались на специфике республиканского телевещания. Излишняя идеологизация распространялась на информационные, развлекательные и культурно-просветительные передачи. Национальный колорит зачастую «растворялся» в социалистическом содержании телевизионных программ. В творческом аспекте появление студийных видеомагнитофонов и цензура привели к формированию абсолютно «стерильного» телевидения, т.к. подавляющее большинство передач транслировалось в записи, а живой эфир практически отсутствовал.
Новые веяния в общественно-политической жизни страны в период «перестройки» привели к изменению системы телевещания как в центре, так и на местах. Провозглашенная деидеологизация и избавление от монополизма КПСС коренным образом изменили стиль работы на телевидении, превратив его в важнейший инструмент общественных преобразований. В работе Бурятского телевидения во второй половине 1980-х гг. появились качественно новые черты, связанные с преодолением одномерного подхода в освещении событий общественной жизни, усилением публицистичности, распространением новых форм информационного вещания, появлением первых элементов коммерциализации. Происходит процесс развенчивания идеологических мифов, отказ от привычных стереотипов общественного мышления. Региональное телевидение вступает в новый этап своего развития.
Литература
1. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / под ред. Я. Н. Засурского / Монро Прайс. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 336 с.
2. Никитина Т. Диктор ТВ шестидесятых: если сравнить с современностью... // Бурятия. - 1999. - 27 мая - С.6.
3. Нас смотрят и слушают // Правда Бурятии. - 2001. - 7 декаб. - № 233.
Пономаренко Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Бурятская сельскохозяйственная академия» им. В.Р. Филиппова. 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. E-mail.ru mboronova@vandex.ru
Ponomarenko Sergey Vladimirovich, candidate of historical sciences, senior lecturer, V.R. Filippov Buryat State Agricultural Academy. 670034, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. E-mail.ru mboronova@vandex.ru
Боронова Маргарита Максимовна, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет». 670000, Улан-Удэ, Смолина 24 а. E-mail.ru mboronova@vandex.ru
Boronova Margarita Maksimovna, doctor of historical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a. E-mail.ru mboronova@vandex.ru