Научная статья на тему 'Становление и развитие стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации'

Становление и развитие стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2240
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / УРОВНИ ПЛАНИРОВАНИЯ / ОТРАСЛЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / STRATEGIC PLANNING / FORECASTING / PLANNING LEVELS / INDUSTRY / RAIL TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина А.В., Ротенберг С.А.

В статье рассматривается последовательность этапов формирования системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации. Авторы дают обобщенную характеристику организации стратегического планирования и прогнозирования по уровням управления. Особое внимание уделено формированию интегрированной системы стратегического планирования на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокина А.В., Ротенберг С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF STRATEGIC PLANNING AND FORECASTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the sequence of stages in the formation of the strategic planning and forecasting system in the Russian Federation. The authors give a generalized description of the organization of strategic planning and forecasting by management levels. Particular attention is paid to the formation of an integrated system of strategic planning for rail transport.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации»

УДК 338.27

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сорокина А.В., к.э.н., доцент, ФГБОУВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» Ротенберг С.А., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

В статьерассматриваетсяпоследовательность этапов формирования системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации. Авторы дают обобщенную характеристику организации стратегического планирования и прогнозирования по уровням управления. Особое внимание уделено формированию интегрированной системы стратегического планирования на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: стратегическое планирование, прогнозирование, уровни планирования, отрасль, железнодорожный транспорт.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF STRATEGIC PLANNING AND FORECASTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Sorokina A., Ph.D., assistant professor, Russian University of Transport (MIIT) Rotenberg S., the post-graduate student, Russian University of Transport (MIIT)

The article examines the sequence of stages in the formation of the strategic planning and forecasting system in the Russian Federation. The authors give a generalized description of the organization of strategic planning and forecasting by management levels. Particular attention is paid to the formation of an integrated system of strategic planning for rail transport.

Keywords: strategic planning, forecasting, planning levels, industry, rail transport.

Определенные элементы стратегического планирования существовали и в директивной социалистической экономике и даже в экономике царской России. Но активность развития стратегического планирования можно было наблюдать в 50-х годыХХ столетия на советских предприятиях в форме долгосрочного планирования. Результаты при этом достигались на основе построения прогноза развития предприятия на будущее, а ресурсная база подразумевала как уже накопленный потенциал прошлого.

В начале 60-х годов внешнее окружение имело тенденцию нестабильности, (рост конкуренции и изменение потребностей потребителя), что требовало пересмотра концептуальных положений в области дол-госрочного планирования предприятия. Следовательно,процесс планирования стал являться целевым, тогда как ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план представлял собой набор возможных альтернатив в со-ответствии с прогнозируемыми изменениями деловой окружающей среды. Именно пересмотр планирования в сторону выбора с учетом изменений рыночной среды зародило направление «стратегического планирования».

В различных литературных источниках периодом зарождения стратегического планирования считают конец 60-х - начало 70-х годов XX века, где теоретической базой послужили основные направления развития марксизма. На развитие такого направления как стратегическое планирование оказали так же влияние мнение таких ученых, как В.И. Вернадского, Г.М. Кржижановского, Н.Д. Кондратьева, В.А. Базарова и др., которые говорили о необходимости государственной политики по переводу полуразрушенной экономики страны на новейшую научно-техническую базу на основе электрификации страны.

В настоящее время направления развития государственной экономической политики оказывают влияние на формирование стратегического планирования Российской Федерации. Развитие системы прогнозирования и планирования в РФначалось еще в 1995 году (рис. 1)[2]. Например, был разработанФедеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В настоящее время данный закон утратил силу.

В ФЗ 115-ФЗ 1995 г была рассмотрена система государственных прогнозов социально-экономического развития РФ; государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

В 2000 г. была разработана «Стратегия социально-экономического развития на период 2000-2010 года»[1].Итогами реализации программы данной стратегии являются: рост ВВП превысил 6 % в год (исключая кризисные 2009-2010 гг.), реструктуризация госдолга, обеспечена платежеспособность государства, повышение уровня жизни населения. Но, при этом,не все направления данной стратегии были реализованы по ряду причин, например, по причине радикального изменения налогового и бюджетного кодексов.

Основными направляющими документами для разработки стратегического планирования и прогнозирования на федеральном уровне, являются государственные программы РФ. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N588, ежегодно актуализируется, например, за первое полугодие 2016 г. прошло три этапа актуализации.

В 2011 г. была разработана стратегия развития федеральных округов, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538-р. Данная стратегия определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики федерального округа на период до 2020 года [6].

В 2014 году был принят Федеральный закон 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», где были определеныдокументы: в качестве стратегических 16 видов федерального уровня, 7 - регионального уровня и 5 видов документов муниципального уровня [8]. Данный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В 2015 году утверждены правила разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации программ научно-технологического развития РФ и социально-экономического развития РФ на долгосрочный и среднесрочный периоды. Основными результатами стратегии научно-технологического развития являются отраслевые документы, которые способствуют развитию процессов прогнозирования на отраслевом и территориальном уровнях (рис. 2) [2]. Отраслевые документы после их утверждения являются основанием для регулирования целого ряда действующих документов системы стратегического планирования РФ (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Генеральная схема развития ОАО «РЖД» и т.д.).

В РФ существует следующая последовательность принятия и утверждений документов стратегического развития [4]:

1. Общефедеральные (доктрины, стратегии, политики, дорожные карты).

2. Отраслевые (стратегии и их концепции, госпрограммы, ФЦП).

Рисунок 1. Последовательность формирования элементов системы стратегического планирования в РФ. ФЦП - Федерально целевая программа, ПП- Постановление Правительства, ПСЭР - Программа социально-экономического развития, ОНДП - Основные направления деятельности Правительства, ПИР -Программа инновационного развития, ПНТР - Прогноз научно-технического развития, ФОИВ - Федеральные органы исполнительной власти

3. Региональные (РЦП, стратегии развития регионов, программы).

4. Муниципальные (стратегии развития городов, долгосрочные планы развития, долгосрочные градостроительные планы).

В направлении транспортной отрасли, в рамках государственных программ, разработана Транспортная стратегия РФ, которая является основой для формирования стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030. В данных документах запланировано развитие ряда крупных проектов, реализация которых предусматривает применение современных методов по развитию железных дорог с набором новых научных задач в области железнодорожного транспорта.

Стратегическое планирование на железнодорожном транспорте является адаптивным процессом моделирования будущего, в от-

ношении которого определены цели и сформулирована концепция долгосрочного развития отрасли. Основными стратегическими целями Холдинга РЖД являются: повышение эффективности транспортного бизнеса и финансовой устойчивости; качества работы и безопасности перевозок; производственно-экономической деятельности; а также глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему.

Ключевую роль в стратегических задачах Холдинга РЖД играет процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями компании в условиях изменения рыночной конъюнктуры.

Анализ производительности стратегического планирования отрасли состоит в продуктивности работы компаний данной отрасли.

Рисунок 2. Уровни прогнозирования и стратегического планирования РФ

Крупные компании устанавливают конфигурацию государственной экономики в международный финансовой концепции, а кроме того результативность и конкурентоспособность в внутреннем и внешнем рынках. В данной взаимосвязи, значимым компонентом считается демонстрация результативного стратегического планирования в компаниях с государственным участием.

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития компании. Стратегический план обеспечивает адаптацию холдинга к внешней среде, распределение ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Далее, исходя из целевых позиций, формируется стратегия развития холдинга, которая имеет распределение достижения целей по структурным подразделениям.

На данный момент ОАО «РЖД» является крупнейшей национальной транспортной компанией, создающей инфраструктурные условия для обеспечения инновационного развития экономики России, обеспечивающей транспортное единство страны, повышение глобальной конкурентоспособности транспортной системы, качественное удовлетворение спроса государства и общества на транспортные услуги. Являясь связующим звеном между Европой и Азией, железнодорожный транспорт играет важную роль в транспортной системе России. Эксплуатационная длина сети российских железных дорог составляет около 85,2 тыс. км, уступая по этому показателю лишь США. ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий - 42,9 тыс. км.

Железные дороги исторически играют ключевую роль в транспортной системе России. Программа стратегического планиро-ванияна железнодорожном транспортедолжна быть разработана таким образом, чтобы ее результаты демонстрировали будущий образ транспортной составляющей РФ в целом. Но главной целью стратегического планирования на железнодорожном транспорте должна быть разработка интегрированной системы планирования, включающая в себя оценку потенциала транспортной отрасли и эффективность его использования, а также оценку уровня технической оснащенности хозяйства и благосостояния РФ.

В настоящее время в условиях нарастающих угроз и вызовов длясохранения, удержания и укрепления позиций необходимо разрабатывать такую стратегию развития, которая будет способствовать росту конкурентоспособности отраслевой составляющей РФ. Для этого актуальным является использование накопленногоисториче-

ского опыта стратегического планирования и прогнозирования в России, а также применение программно-целевого планирования в виде стратегических программ, определяющих целевые установки экономического развития в долгосрочной перспективе.

Литература:

1. Государственное регулирование и формирование стратегии социально-экономического развития/ Пакулина И.С. Орёл. 2012.

2. Дементьев В. Система стратегического планирования Российской Федерации // Программа комплексной подготовки специалистов «Развитие исследовательской и аналитической инфраструктуры научно-технологического прогнозирования с привлечением сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования». 2015

3. Концепция системы мониторинга и прогнозирования научно-технического прогресса в энергетике/М.В.Афанасьева,А.В.Березной ,В.В.Дементьевидр.;Нац.исс. ун-т«Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 16 стр.

4. Особенности организации стратегического планирования в крупных компаниях с государственным участием/ Ваганов Д.А. Москва, 2015

5. Сорокина А.В. Нормативно-правовые основы стратегического управления в компании с государственным участием // Наука и техника транспорта. 2016. №2. С.57-60

6. Сорокина А.В. Система взаимоотношений уровней управления при формировании и реализации стратегии компании // Экономика. Управление. Право. 2013. № 4 (30). С. 25-29

7. Сорокина А.В. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий транспорта // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1 (75-1). С.297-301.

8. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. N0 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») [Текст]: препринт WP8/2016/02 / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление») 60 с.

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2017 | 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.