Научная статья на тему 'Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси'

Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2280
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / история / высшие учебные заведения / университеты / академии / развитие высшего образования / higher education / history / higher edu- cation institutions / universities / academies / develop- ment of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шицзя Ван

Проведен исторический анализ проблемного поля, на фоне которого происходила модернизация высшего образования Беларуси. Исследовано влияние мирового образовательного сообщества на развитие и становление белорусской национальной системы высшего образования. Изучен процесс реформирования высшей школы Республики Беларусь в рамках концепции Болонского процесса. Сделан вывод, что существует необходимость принимать во внимание не только положительные моменты развития образования, но также учитывать проблемы. Сделан вывод о необходимости решения существующих проблем в системе высшего образования Беларуси в связи с Болонским процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment and Development of the Higher Education System in Belarus

A historical analysis of the problem field was conducted, against which the higher education of Belarus was being modernized. The influence of the world educational community on the development and development of the Belarusian national higher education system has been investigated. Studying the process of reforming the higher school of the Republic of Belarus within the concept of the Bologna process, it is concluded that there is a need to take into account not only the positive aspects of the development of education, but also to take into account the problems. In conclusion, it is concluded that there is a need to solve the existing problems in the higher education system of Belarus in connection with the Bologna process.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси»

УДК 37.013.2 ББК 74.0

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10034

Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси

Establishment and Development of the Higher Education System in Belarus

Шицзя ВАН,

магистр 2-го курса Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

Научный руководитель: Е.А. Носова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой

социальной педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

Аннотация. Проведен исторический анализ проблемного поля, на фоне которого происходила модернизация высшего образования Беларуси. Исследовано влияние мирового образовательного сообщества на развитие и становление белорусской национальной системы высшего образования. Изучен процесс реформирования высшей школы Республики Беларусь в рамках концепции Болонского процесса. Сделан вывод, что существует необходимость принимать во внимание не только положительные моменты развития образования, но также учитывать проблемы. Сделан вывод о необходимости решения существующих проблем в системе высшего образования Беларуси в связи с Болонским процессом.

Ключевые слова: высшее образование; история; высшие учебные заведения; университеты; академии; развитие высшего образования

Abstract. A historical analysis of the problem field was conducted, against which the higher education of Belarus was being modernized. The influence of the world educational community on the development and development of the Belarusian national higher education system has been investigated. Studying the process of reforming the higher school of the Republic of Belarus within the concept of the Bologna process, it is concluded that there is a need to take into account not only the positive aspects of the development of education, but also to take into account the problems. In conclusion, it is concluded that there is a need to solve the existing problems in the higher education system of Belarus in connection with the Bologna process.

Keywords: higher education; history; higher education institutions; universities; academies; development of higher education

Университетское образование существует в Европе более 900 лет. За этот период оно не потеряло своей индивидуальности и стремится развивать европейскую цивилизацию в формировании современной науки в мире.

Каждый народ в своем историческом развитии создал и накопил свой главный капитал — моральные и духовные ценности, составляющие основу формирования культуры. Но культура тех или иных людей развивается в рамках универсальной культуры. Все, что было разработано человечеством до XX в., было прочной основой для создания новой системы высшего образования.

Цель статьи — анализ основных этапов истории развития высшего образования в Беларуси. Задача статьи — охарактеризовать и проанализировать исторические особенности развития системы высшего образования Беларуси, а также определить проблемы реформирования системы высшего образования Беларуси на современном этапе развития, связанные с Болонским процессом, и направления их решения.

Методологической и информационной основой работы являются материалы научных изданий и нормативные правовые акты в сфере образования.

Высшее образование в Беларуси имеет долгую и богатую историю. Белорусские студенты,

выпускники и ученые давно известны и ценятся во всем мире. Новаторские открытия таких ученых, как Игнат Домейко (1802—1889), один из самых известных студентов Виленского университета, известный советский авиационный конструктор Павел Сухой (1895—1975), лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов (1930—2019), являются частью общей истории научного прогресса в мире. Развитие системы образования стало предметом изучения отечественных и зарубежных ученых, в числе которых Н.И. Красовский Н.Л. Евдоки-менко, П.Н. Резько, М.Н. Соколова и др.

История высшего образования в Беларуси тесно связана со всей историей белорусского народа. Светское существование в государстве раздробленности под влиянием феодалов Литвы и Польши сильно повлияло на развитие высшего образования.

Первым высшим учебным заведением в Великом княжестве Литовском (которое в то время включало белорусские земли) была Виленская школа, получившая права академии в 1579 г. В 1775—1781 гг. в Гродно действовала средняя медицинская школа и Полоцкий иезуитский колледж, основанный в 1581 г., в 1812 — 1820 гг. имевший статус академии.

В 1803—1804 гг. российское правительство начало национальную реформу образования, которая продолжалась четверть века, в результате чего было создано Министерство народного образования и шесть образовательных округов. Виленский университет, созданный 18 мая 1803 г. на базе Виленской основной школы, стал главным центром образовательного и административного управления образовательными учреждениями района. С 1583 по 1781 г. в стенах академии 4076 выпускникам присуждены научные степени [1, с. 6].

В Виленском университете было четыре факультета — моральных и политических наук; физических и математических наук; медицины; литературы и свободного искусства, на которых ежегодно обучались более тысячи студентов.

Виленский университет сыграл важную роль в развитии образования, науки и культуры в Беларуси и Литве. В университете была распространена социальная, философская и передовая эстетическая мысль. Здесь царили дух свободы мысли и свободы, общества филоматов и филаретов, интерес к истории белорусского народа, его образу жизни и языку [4]. Это стало одной из причин закрытия института в 1832 г., считавшегося очагом крамольных идей после восстания.

В 1919 г. Вильно перешел под контроль поляков, после чего в городе был создан университет им. Стефана Батория, названный так в честь его основателя. Университет под этим именем просуществовал до 1939 г.

Академия медицины и хирургии продолжала функционировать на базе медицинского факультета в Вильно до 1840 г., а Римско-католическая академия действовала на базе богословского факультета до 1942 г., после чего была переведена в Петербург. В 1802 г. в Воложине раввин Хаим Воложинер основал Еврейскую духовную академию — ешибот [9, с. 201].

Развитие капитализма требовало расширения народного просвещения, поскольку работа образованного человека была более продуктивной. Насущным вопросом стало приведение системы просвещения в соответствие с социально-экономическими потребностями. Интерес к вопросам народного образования, общественной роли школы проявился у значительной части интеллигенции Беларуси. Заметно возрос интерес к организации образовательного дела, открытию народных учебных заведений за счет государства.

В 1840 г. была открыта Горы-Горецкая сельскохозяйственная школа, которая позже, в 1848 г. была преобразована в сельскохозяйственный институт. После подавления восстания 1863— 1864 гг. институт был закрыт. В результате в период революционных событий 1917 г. в Беларуси не было высших учебных заведений, хотя широкая общественность требовала создания университета.

События 1917 г. не только изменили общественный строй, но и подняли вопрос о создании новой школы с новыми учителями. Независимая Беларусь сделала первые шаги в организации подготовки национальных учителей. В конце 1917 г. в Витебске начал работать Художественно-практический институт. В начале 1920-х годов открылась Витебская консерватория [1, с. 9].

Переход страны от гражданской войны к мирному строительству был отмечен особенностями белорусского менталитета: острым чувством справедливости, историческим оптимизмом и непоколебимой верой в великое будущее. Все это было связано с расцветом науки и образования.

БССР стала республикой, где каждый мог учиться, была успешно достигнута грамотность взрослого населения [6, с. 20].

Несмотря на крайне сложное положение Белорусской республики в 1918—1920 гг., правительство оказывало помощь новым университетам. В условиях гражданской войны в Беларуси

была проведена подготовительная работа по открытию других вузов: осенью 1919 г. начали функционировать четыре факультета Сельскохозяйственного института имени Горького. 10 декабря 1920 г. на базе техникума был создан Политехнический институт Беларуси. Из-за того что территория Беларуси до 1924 и 1926 г. фактически была разделена на три части, а также из-за отсутствия опыта, средств и непонимания лидеров первые университеты были реорганизованы несколько раз.

Важным фактом в развитии высшего образования в Беларуси стало решение Главпрофобра-на РСФСР от 4 декабря 1920 г. о создании Белорусского политехнического института, который стал мощной учебной базой для технических кадров республики.

Открытие Белорусского государственного университета стало чрезвычайно важным событием в жизни республики. Его официальное открытие состоялось 30 октября 1921 г.

В 1932 г. в БССР действовало уже 31 высшее учебное заведение с 10 574 студентами и 1388 преподавателями [1, с. 11].

В 1938 г. аналогичные программы были утверждены для всех университетов страны. Они отражали особенности университетского образования, которое базировалось на широкой научно-теоретической базе.

Развитию научных исследований способствовало создание новой системы ученых степеней, званий и порядка их присуждения. Следует подчеркнуть, что государственные образовательные учреждения начали развиваться как белорусские вузы, которые готовят педагогические кадры для органов управления образованием Беларуси.

В 1940 г. в Белорусской ССР работали 55 научно-исследовательских и 36 высших учебных заведений. Ведущие центры национально-культурного возрождения, науки — Белорусский государственный университет и Белорусская академия наук — были созданы и развивались в столице республики — Минске. В общем 34 из 55 научно-исследовательских учреждений республики (60,2%) были размещены в Минске и Минской области.

За короткий довоенный срок в БССР была создана широкая сеть научно-исследовательских и учебно-научных учреждений, внесшая большой вклад в подготовку национальных кадров, развитие образования, науки и культуры.

Великая Отечественная война нарушила позитивные изменения в высшем образовании. В ходе оккупации Беларуси государственные высшие учебные заведения были эвакуированы в восточные районы СССР. Лишь в конце 1943 г.

университеты начали возвращаться в свои родные города.

В послевоенный период необходимость увеличения количества специальностей и расширение профиля специалистов стала ощутимой в университетах. Программы высших учебных заведений были пересмотрены, а количество высших учебных заведений увеличилось [13, с. 89].

В 1959 г. было создано Министерство высшего и среднего специального образования БССР, что привело к более целенаправленной подготовке преподавательских кадров высших учебных заведений.

Национальная экономика страны постоянно требовала специалистов новых профилей. Для удовлетворения этих потребностей на базе институтов были открыты новые факультеты и кафедры. Особое внимание было уделено подготовке инженеров. В 1960 г. в республике действовало 24 университета. В 1961 г. был открыт Могилевский инженерный институт, а в 1964 г. на базе соответствующего факультета БПИ создан Минский радиотехнический институт. В результате в 1985 г. в республике действовало 33 вуза [1, с. 12].

После обретения независимости в 1991 г. суверенная Беларусь начала формировать собственную политику в области высшего образования, которая была направлена на коренное обновление форм и методов обучения. В этот период в стране возрождаются и внедряются лучшие образцы и опыт систем советского высшего образования и стран Европы.

За годы независимости в Беларуси был принят ряд документов, направленных на дальнейшее развитие системы высшего образования. Первым основополагающим документом, направленным на регулирование образования в суверенной Беларуси, стал Закон Республики Беларусь «Об образовании» (1991). Далее были приняты «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1998), «Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (2004) и др. Во исполнение концептуальных документов в стране принимались и реализовывались государственные программы, касающиеся развития высшего образования. В настоящее время реализуется Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016—2020 годы [11]. Важным шагом стала кодификация образовательного права путем принятия Кодекса Республики Беларусь об образовании [7], вступившего в силу 1 сентября 2011 г.

Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в качестве главных целей образовательных реформ в Республике Беларусь было отмечено «повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний» [10, с. 14].

В настоящее время в систему высшего образования Беларуси входит 51 учреждение, 42 из которых принадлежат государству, а 9 — частным лицам [14].

Важный шаг в сфере высшего образования был сделан Республикой Беларусь в 2015 г. В этот год страна стала 48-й страной — участницей Болонского процесса. Предполагалось, что к 2018 г. в белорусском законодательстве будут закреплены новая Болонская архитектура, другие инструменты и ценности Европейского пространства высшего образования. Однако этого в полной мере не произошло. На сегодняшний день в рамках Болонского процесса формируются связи, позволяющие дальше укреплять связанность систем, которые интегрируются в единое целое.

Что касается Беларуси, то проблемы реструктуризации объясняются тем, что существующая система образования на протяжении многих десятилетий опиралась на одноуровневые программы, при том, что ориентировалась на подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, образовательная траектория которого определялась на входе в систему при отсутствии возможности ее изменения в процессе обучения. Главное отличие многоуровневой системы позволяет обеспечить возможность выхода из системы на различных этапах с образовательными дипломами разных уровней.

В связи с этим система высшего образования Беларуси находится в процессе интенсивного развития. Мы можем увидеть, что национальная доктрина выбрала приоритет образования в государственной политике государства, называя ее отраслью ответственности и интересов страны. Здесь важным моментом является то, что одной из важных частей реформы высшей школы выступает проблема интеграции белорусского образования в мировую образовательную систему, учитывая глобальные тенденции современности.

Болонский процесс для белорусского образования стал важным фактором дальнейшего его развития. Не менее важным становится то, что развитие высшего образования в стране в большинстве опирается на перспективу сотрудничества и перестройку всех образовательных систем Европы, сохраняя своеобразие каждой из них, стремясь к единству.

Современная система образования, которая опирается на действующее белорусское законодательство, предусматривает подготовку специалистов на уровне начального, среднего и высшего образования, каждый из которых делится на различные степени. В системе высшего образования возможна подготовка, которая ведется на двух последовательных ступенях — бакалавриата и магистратуры. Предполагается, что разделение подготовки кадров на такие степени позволяет рационализировать сроки обучения, позволяя создавать гибкие образовательные программы для решения проблем того или иного региона, связанные с обеспечением кадров.

Нужно отметить, что реформа высшего образования может выступать как часть общего процесса модернизации высшей школы страны, что требует особого подхода к решению задач, стоящих перед высшей школой. В первую очередь, это связано с тем, что высшее образование является не только частью образовательной системы, но и содержит в себе особенности института сохранения национальной идентичности, вместе с тем оно является отраслью генерирования и реализации инновационных идей. В связи с этим в данном процессе важное место должно быть отведено достижению баланса между существующими традициями и получаемыми инновациями, которые нуждаются в адаптации к белорусскому образовательному контексту.

Выводы. Включение Республики Беларусь в Европейское пространство высшего образования показывает, что международное сообщество признает белорусскую систему высшего образования и считает ее национальную модель конкурентоспособной в глобальном образовательном пространстве.

В то же время реализация болонских рекомендаций в Республике Беларусь на практике имеет ряд трудностей. Среди них мы можем выделить проблему признания первой ступени высшего образования работодателями, отсутствие комплексной программы по переходу на два цикла и, что самое важное, — недостаточная разработка законодательной базы.

Указанные проблемы на институциональном уровне могут быть решены только передовыми белорусскими вузами. Большинство университетов, чтобы участвовать в Болонском процессе, требуют поддержки государства.

Список литературы

1. Баландин К.И. Развитие высшего образования в Беларуси // Высшее образование в Бе-

ларуси: истоки и современность: Сб. науч. ст. Минск: БНТУ, 2015. С. 4—14.

2. Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Т. 6: Дада1зм-Застава / Рэдкал.: Г.П.Пашкоу 1 шш. Мн.: БелЭн, 1998.

3. Грицкевич В.П. Путешествия наших земляков: из истории страноведения Белоруссии. Минск: Наука и техника, 1968.

4. Доунар-Запольст М.В. Исторыя Беларусь Мшск: «Беларуская Энцыклапедыя» 1мя Петру-ся Броук1, 1994.

5. Евдокименко Н.Л. Проблемы становления и развития высшей школы Белоруссии: на материалах государственных и общественно-политических организаций (1921 —1932 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Минск, 1993.

6. Залесский А.И., Кобринец П.Н. О национальных отношениях в Советской Белоруссии. Исторические очерки. Гродно, 1992.

7. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: в ред. Закона РБ от 23 июля 2019 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.

8. Красовский Н.И. Высшая школа Советской Белоруссии: (Ист. очерк). Минск: Госиздат БССР, 1963.

9. МарцшовЬя А. Хто мы, адкуль мы...: г1ст.э-се, нарысы. У 3 кн. Кн. 3. Мшск: Беларусь, 2008.

10. Материалы совещания педагогического актива Республики Беларусь (Минск, 29 августа 2011 г.). Минск: Пачатковая школа, 2011.

11. Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016—2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., № 250: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 14 августа 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.

12. Резько П.Н. Становление и развитие системы университетского образования на территории Беларуси (конец XVI — начало XXI века): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01. Витебск, 2012.

13. Соколов Н.К. Партийное руководство подготовкой и воспитанием кадров высшей школы БССР. Минск: Изд-во БГУ, 1978.

14. Список учреждений высшего образования Белоруссии [Электронный ресурс] // URL: https:// ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 10.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.