Научная статья на тему 'Становление и развитие системы школьного образования в Якутии'

Становление и развитие системы школьного образования в Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / YAKUTIA / РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / GENERAL EDUCATION / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ELIMINATION OF ILLITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева М.М., Бочкарева М.А.

Тема исследования, рассмотренная в данной статье, имеет непреходящую теоретическую и практическую значимость, так как история развития образования является основой педагогической и методической науки. Рассматриваются ключевые этапы становления и развития школьного образования в Якутии. В статье речь идет о значимости вклада политссыльных, занимавшихся просветительской деятельностью. Автор прослеживает становление и развитие народного образования в Якутии в первые годы советской власти (1917-1921 годы). С 1917 года в Якутии произошли глобальные изменения в области народного образования. Большое внимание уделялось на развитие начального образования. С 1930 года в связи с принятием постановления о всеобщем начальном обучении была проделана глобальная работа по развитию и расширению сети начальных школ. В заключении автор приходит к выводу, что введение всеобщего начального обязательного обучения в Якутии (с 1930 по 1941 годы) явилось одним из главных государственных решений, обеспечивших ликвидацию неграмотности, рост культурного и образовательного уровня народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN YAKUTIA

The topic of the research is of high theoretical and practical significance, since the history of the development of education is the basis of pedagogical and methodological science. The key stages of the formation and development of school education in Yakutia are considered. The article deals with the importance of the contribution of the political, engaged in educational activities. The author traces the formation and development of public education in Yakutia in the first years of Soviet power (1917-1921). Since 1917 in Yakutia, there have been global changes in the field of public education. Much attention is paid to the development of primary education. Since 1930, in connection with the adoption of the decree on universal primary education, global work has been done to develop and expand the network of primary schools. The author comes to the conclusion that the introduction of universal primary compulsory education in Yakutia (from 1930 to 1941) is one of the main state decisions to ensure the elimination of illiteracy, the growth of the cultural and educational level of the people.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы школьного образования в Якутии»

- работу с социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Особо хочется сказать о профессиональном стандарте учителя русского языка. Русский язык в большей степени, чем другие школьные предметы, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. Поэтому главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие коммуникативной способности, установки на использование этой способности.

Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике, в частности умение применять лингвистические знания.

Важным в деятельности учителя русского языка является предметная компетентность, которая предполагает следующие задачи:

1. Соблюдать языковые нормы. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

2. Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

3. Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.

4. Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

5. Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

Каждый учитель в своей деятельности должен стремиться повысить мотивацию к обучению, а учитель русского языка имеет возможность сделать это, формируя лингвистическую культуру учащихся.

В связи с этим назовём ещё несколько компетенций учителя русского языка:

1. Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

2. Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам.

3. Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач.

4. Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).

Библиографический список

5. Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений

Однако хочется отметить, что предъявлять новый профессиональный стандарт учителя в качестве нормативного требования к деятельности педагога следует с осторожностью, ведь людей нужно сначала обучить. В стране растёт количество детей с проблемами в развитии, что, в свою очередь, требует преподавания основ коррекционной педагогики учителям любой специальности.

Несомненно, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные развивающие методики, должен в совершенстве владеть материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ. А ЧЕЛОВЕКОМ можно быть при одном условии: уметь видеть ЧЕЛОВЕКА в других.

Кроме всего прочего, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они чувствуют, что их любят и желают им добра.

Быть современным учителем трудно - но возможно. Современный учитель - это не профессия, это образ жизни.

Учитель - профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Педагог является ключевой фигурой в реформировании образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал в своих трудах русский педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - эти характеристики деятельности успешного профессионала относятся и к педагогу. Многие опытные учителя убеждены, что труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными обязанностями, которые отвлекают от непосредственной работы с детьми.

Думается, что профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

И в заключение позволю себе поделиться личными наблюдениями. Приходилось ли вам видеть когда-нибудь начало гонки бобслеистов? Четыре атлета, толкая боб - огромные тяжёлые сани - вниз по ледяному желобу, поочередно впрыгивают в них. Самым последним в летящий снаряд заскакивает разгоняющий. Его работа уже закончена, хотя впереди еще тысячи метров трассы. Но во многом от того, как он разогнал боб, зависит результат всего экипажа. Работа учителя во многом напоминает роль этого самого разгоняющего. Мы нужны лишь на первых двух десятках «метров» жизни наших подопечных, но от того, как мы сработаем, часто зависит, с каким успехом они войдут в крутые виражи самостоятельной, взрослой жизни.

1. Конфуций. Изречения. Москва: «БуКос», 2006.

2. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла: сборник материалов PDF. Москва: «Баласс», Издательский дом РАО, 2003.

3. Послание президента государственному собранию 12.12.2013 г.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва.

5. Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект: монография. Москва: Баласс, 2008.

References

1. Konfucij. Izrecheniya. Moskva: «BuKos», 2006.

2. Leont'ev A.A. Pedagogika zdravogo smysla: sbornik materialov PDF. Moskva: «Balass», Izdatel'skij dom RAO, 2003.

3. Poslanie prezidenta gosudarstvennomu sobraniyu 12.12.2013 g.

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n g. Moskva.

5. Buneev R.N. Obrazovatel'naya sistema novogo pokoleniya. Teoreticheskij aspekt: monografiya. Moskva: Balass, 2008.

Статья поступила в редакцию 28.09.17

УДК 378

Prokopieva M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk,

Russia), Е-mail: marianna_bochkareva@mail.ru

Bochkareva M.A., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: marianna_bochkareva@mail.ru

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM IN YAKUTIA. The topic of the research is of high theoretical and practical significance, since the history of the development of education is the basis of pedagogical and methodological science. The key stages of the formation and development of school education in Yakutia are considered. The article deals with the importance of the contribution of the political, engaged in educational activities. The author traces the formation and development of public education in Yakutia in the first years of Soviet power (1917-1921). Since 1917 in Yakutia, there have been global changes in the field of public education. Much attention is paid to the development of primary education. Since 1930, in connection with the adoption of the decree on universal primary education, global work has been done to develop and expand the network of primary schools. The author comes to the conclusion that the introduction of universal primary compulsory education in Yakutia (from 1930 to 1941) is one of the main state decisions to ensure the elimination of illiteracy, the growth of the cultural and educational level of the people.

Key words: Yakutia, development of primary education, educational activity, general education, elimination of illiteracy.

М.М. Прокопьева, д-р пед. наук, проф. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: marianna_bochkareva@mail.ru

М.А. Бочкарева, аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: marianna_bochkareva@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ

Тема исследования, рассмотренная в данной статье, имеет непреходящую теоретическую и практическую значимость, так как история развития образования является основой педагогической и методической науки. Рассматриваются ключевые этапы становления и развития школьного образования в Якутии. В статье речь идет о значимости вклада политссыльных, занимавшихся просветительской деятельностью. Автор прослеживает становление и развитие народного образования в Якутии в первые годы советской власти (1917-1921 годы). С 1917 года в Якутии произошли глобальные изменения в области народного образования. Большое внимание уделялось на развитие начального образования. С 1930 года в связи с принятием постановления о всеобщем начальном обучении была проделана глобальная работа по развитию и расширению сети начальных школ. В заключении автор приходит к выводу, что введение всеобщего начального обязательного обучения в Якутии (с 1930 по 1941 годы) явилось одним из главных государственных решений, обеспечивших ликвидацию неграмотности, рост культурного и образовательного уровня народа.

Ключевые слова: Якутия, развитие начального образования, просветительская деятельность, всеобщее обучение, ликвидация неграмотности.

История развития начального образования в Якутии - тема малоизученная. Тема исследования, рассмотренная в данной статье, имеет непреходящую теоретическую и практическую значимость, так как история развития образования является основой педагогической и методической науки. Статья посвящена изучению педагогических условий организации обучения грамотности в Якутии в историко-педагогическом ракурсе.

Неоценимый вклад в развитии начального образования внесли русские декабристы, высланные в разные точки Якутии. Ссыльными учителями были М.И. Муравьев-Апостол, И.А. Худяков, В.Г. Короленко, Н.А. Надеев, И.Т. Цыценко, П.А. Грабовский, В.М. Ионов, П.П. Поляков, Е.М. Ярославский, Н.М. Мещеряков и другие.

С 30-х гг. XIX в. многие из них тайно занимались педагоги-ко-просветительской деятельностью. Политические ссыльные -молодой ученый И.А. Худяков в Верхоянске, В.М. Ионов в Якутске, Таттинском улусе создавали учебники и учебные пособия, внедряли в образовательный процесс новые прогрессивные методы обучения. Сосланный в Якутск при Александре III писатель В.Г. Короленко в 1882 г. открыл начальную школу, помещавшуюся в юрте. При обучении детей чтению, письму и счету он пользовался методическими принципами К.Д. Ушинского и Н.Ф. Бунако-ва и других выдающихся педагогов. [1]

М.И. Муравьев-Апостол попал в Вилюйск в 1827 году. Вскоре организовал частную школу, в которой обучал детей местных жителей русскому языку и арифметике. Благородное дело М.И. Муравьева-Апостола продолжил сосланный на поселение в Вилюйск декабрист П.Ф. Дунцов-Выгодовский. Он также обучал детей, давая им частные уроки. И.А. Худяков в 1871 году открыл в Верхоянске одноклассное училище. Он обучал детей грамоте, арифметике, истории русского государства. Собрал, обработал и перевел на русский язык якутские легенды, сказки, песни, загадки и пословицы, которые были изданы в Иркутске в 1890 году отдельной книгой под названием «Верхоянский сборник». В.Г. Короленко на основе достижений русской прогрессивной пе-

дагогической мысли создал передовую для своего времени школу. Приобщил детей к русским сказкам, произведениям великих русских писателей. Его ученики получили хорошую первоначальную подготовку и успешно учились в дальнейшем. Большую роль в истории народного образования сыграл политический ссыльный В.М. Ионов. Первую школу он создал в 1897 году в первом Жемсогонском наслеге Ботурусского улуса. В 1902 году открыл в г. Якутске частное училище. А также много сил и времени отдавал составлению учебников и учебно-дидактических пособий для якутской школы [2].

Исследование позволяет сделать вывод о том, что политические ссыльные внесли неоценимый вклад в приобщение коренного населения к грамоте. Следует отметить, что ныне дело образования в республике опирается на богатый опыт прошлого, на наследие и традиции многих поколений учительства Якутии.

С 1917 года в Якутии произошли глобальные изменения в области народного образования. Большое внимание уделялось на развитие начального образования. По всей области насчитывалось 173 школы с 245 учителями. Из них 164 - одноклассные, 5 - двух-трёхклассные (повышенного типа), 4 - средние школы (реальное училище, женская гимназия, учительская семинария и епархиальное женское училище). В высших начальных школах обучалось до 500 человек, в обычных начальных школах - до 4 тысяч человек. Но, в целом, в Якутской области 28 тысяч детей школьного возраста оставались за бортом школы, что составляло 90,9%.

Значительный сдвиг в развитии образования в Якутии оказал съезд учителей округа, который состоялся с 25 по 6 апреля 1917 года. Съезд, под непосредственным влиянием ссыльных, принял решение, призывающее к необходимости введения в Якутской области всеобщего начального обучения на родном языке. 24 апреля 1917 года Временное правительство предоставило Министерству просвещения право учреждать на средства казны земских, городских и иных учреждений и частных лиц гимназии, прогимназии и реальные училища [1].

В декабре 1918 года Наркомпрос РСФСР приняло постановление «О школах национальных меньшинств», которое устанавливало, что обучение в национальных школах должно проводиться на родном языке. На основании этого постановления было введено преподавание на якутском языке в школах I ступени Вилюйского округа. В первом году якутскому языку обучали по букварю С.А. Новгородова, при этом проходили одновременно два предмета: первая половина урока - якутская азбука, вторая половина - разговор по-русски. Якутское земство летом 1919 года в г. Вилюйске открыло смешанную гимназию, в которой обучалось 15 человек [2].

Заметной вехой в преобразовании школьного дела явилась работа съезда учителей Якутской области в 1920 году, где обсуждались положение о единой трудовой школе, о дошкольном воспитании, приемы и методы преподавания отдельных предметов, вопросы трудового и физического воспитания. Было решено максимально увеличить число пансионов и создать благоприятные условия для жизни и учебы детей. Уже к концу сентября 1920 года было создано 60 школьных пансионов на 1800 учащихся. Проводилась планомерная работа по реформе школы. Начальные и высшие начальные училища реорганизовались в школы I ступени. Во многих школах I ступени создавались единые трудовые школы [4].

Якутский губернский революционный комитет развернул большую работу в области народного образования. В 1920-21 годах отдел провел ряд мероприятий: отделил церковь от школы, вместо четырех средних учебных заведений открыл три школы II ступени, в некоторых улусах создал единую трудовую школу I и II ступени, ввел совместное обучение мальчиков и девочек, составил и издал первые учебники и учебные пособия на якутском языке [3].

25 июля 1930 г. ЦК ВКП принял постановление «О всеобщем начальном обязательном обучении», а 14 августа ввели повсеместное начальное обязательное обучение. В 1930-31 годах был принят оперативный план ликвидации неграмотности по районам Якутской АССР

В 1931 году было введено всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет, переростков 11-13 лет в большинстве районов. Это мероприятие началось в трудных условиях. Всеобщее обучение должно было строиться на раз-

Библиографический список

валинах после гражданской войны. Материальное положение почти всех школ улусов было в критическом состоянии. Не хватало грамотных, образованных учителей, оснащение кабинетов не было на должном уровне, не хватало учебников. Трудности организации всеобщего обучения еще осложнялись обширностью территории, бездорожьем, отсутствием налаженной связи [1].

Несмотря на трудности в организации всеобщего обучения, отмечались успехи в некоторых улусах. Например, в Алданском округе в 1930 - 1931 годах школьная сеть увеличилась на 80%, а по туземному сектору всеобщее обучение обеспечено на 100%. Было оказана материальная помощь 46% учащимся. Для подготовки и переподготовки педагогических кадров и работников просвещения отдела народного образования открыл полумесячные учительские курсы. В городе Якутске к ноябрю 1930 года приступили к работе 3 ликвидационных пункта. В каждом из которых обучалось не более 10 человек. К концу 1930 - 1931 учебного года планировалось открыть еще 24 ликвидационных пункта. В последующие годы большое внимание уделяется качеству обучения. Начали организовываться соревнования за лучшие качественные показатели учебной деятельности [2].

1931 - 1932 годы были определены как годы приобретения опыта по всеобщему начальному обучению. А к 1933 году намечалась 100% ликвидация неграмотности. Так, в оперативном плане ликвидации неграмотности было написано: «За 1931 -1933 годы предусмотрен охват 11085 учащихся. Но фактически было охвачено 91382 человека, в том числе лиц 16-40 лет» [5].

По республике в 1940 году закончили учебный год 20 начальных школ с 557 учащимися: Алданского округа, города Якутска, Чурапчинского, Олекминского, Садынского, Средне-Колымского, Усть-Янского, Аллах-Юньского районов. Отсюда следует, что в среднем в классах обучалось по 8 человек [2].

В Якутии с 1930 года в связи с принятием постановления о всеобщем начальном обучении была проделана глобальная работа по развитию и расширению сети начальных школ. Большой акцент стал уделяться на качество обучения и на успеваемость учащихся по предметам. Введение начального всеобщего обучения в Якутии является одним из главных государственных решений, обеспечивающих ликвидацию неграмотности, рост культурного и образовательного уровня народа.

1. Афанасьев Ф.В. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Якутское книжное издательство, 1966.

2. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Историография развития начального образования в Якутии. Москва: МГПУ, 2006.

3. Пахомов А.К. Культурно-просветительская работа на Севере Якутии в первые годы Советской власти. Якутск: Якутское книжное издательство, 1957.

4. Попов С.Ф. К вопросу о развитии школ в Якутии в XIX в. 1957; Выпуск 2.

5. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 57, Оп. 11.

References

1. Afanas'ev F.V. Shkola i razvitie pedagogicheskoj mysli v Yakutii. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1966.

2. Neustroev N.D., Neustroeva A.N. Istoriografiya razvitiya nachal'nogo obrazovaniya v Yakutii. Moskva: MGPU, 2006.

3. Pahomov A.K. Kul'turno-prosvetitel'skaya rabota na Severe Yakutii v pervye gody Sovetskoj vlasti. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1957.

4. Popov S.F. K voprosu o razvitiishkol v Yakutii vXIX v. 1957; Vypusk 2.

5. Nacional'nyj arhiv Respubliki Saha (Yakutiya). F. 57, Op. 11.

Статья поступила в редакцию 18.09.17

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch),

V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

Vezetiu E.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch),

V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The article examines the role of media educational technology and aspects of their use in the system of formation of information competence of future teachers during their professional training in higher education school. The work elaborates on the meaning of the terms "information competence", "technology", "media education", "media education technologies". The article proves the effectiveness and necessity of the use of media education technologies in the system of professional training of future teachers in the University, with the purpose of formation of the components of information competence. With the development of the information society and of new information and technical means of teaching in the educational system of the prerequisites for development and formation of a new direction-media based on media technologies.

Key words: information competence, information technologies, information society, media education, media educational technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.