УДК 378 (091) (571.56)
Л. Н. Неустроева
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЯКУТИИ
Первые государственные школы в Якутии стали функционировать спустя почти 100 лет после вхождения ее в состав Русского государства. С 1734 г. в Якутии открывались учебные заведения духовенства и Министерства народного просвещения, ставящие своей целью просвещение инородцев для приобщения к русской культуре и языку. В 30-х гг. XVIII в. в Якутии действовали цифирная и гарнизонная школы, позже были открыты навигацкая, словесная и казачья школы, В 1804 г. Сенатом был утвержден школьный Устав, и 3 февраля 1808 г было открыто Якутское уездное училище, которое внесло значительный вклад в дело подготовки якутского учительства. Здесь давалось начальное образование, обучение было бесплатным с продолжительностью на 2 года, В 1828 г, обучение было продлено до 3 лет, учителей было около 5. Тем не менее, выпускники затем имели возможность преподавать в начальных училищах.
По ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири 26 июня 1867 г. Государственный совет постановил о преобразовании Якутского уездного училища в классическую четырехклассную прогимназию, Далее, согласно Уставу гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864 г. была открыта Якутская мужская прогимназия 1 июля 1869 г. В 1872 г. был открыт подготовительный класс. В 1873 г.состоялся первый выпуск прогимназии. Его первыми выпускниками были Иван Атласов, Константин Неустроев, Николай Попов. Иван Кириллин, Егор Слепцов, Егор Якушков. Из них трое - И. Атласов, К. Неустроев и Н, Попов - продолжили свое образование в Иркутской гимназии. К. Неустроев-Урсик был первым из выпускников, получившим в 1881 г. высшее образование, а затем ученую степень кандидата естественных наук Г. Слепцов стал позднее студентом Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга и, видимо, был первым врачом из якутов, получившим высшее образование и звание полковника медицинской службы. К. Атласов решением педагогического совета 1876 г, назначен учителем русского языка в приготовительном классе как прошедший полный курс шестиклассной прогимназии, был учителем реального училища, в 1916 г. работал инспектором народных училищ. Д. Д.Сивцев в 1875 г. просит о назначении его учи-
телем в одно из народных училищ Якутского округа. В целом, большинство выпускников прогимназии становились учителями народных училищ во многих уголках Якутской области. Таким образом, мужская классическая прогимназия стала одним из первых учебных заведений, которая создала возможность появлению образованной интеллигенции среди якутов. В 1874-1875 годах прогимназия расширилась, были добавлены 5-6 классы и получены права учебного заведения второго разряда, В 1890 г. прогимназия была преобразована в реальное училище.
В 1864 г. в связи с реформами был введен новый школьный Устав, согласно которому к народным училищам Министерства народного просвещения были причислены все начальные (элементарные) школы, открывающиеся в улусах. С 1867 г. Якутская область входила в Восточно-Сибирский учебный округ, надзор за которым осуществлялся Главным инспектором училищ Восточной Сибири.
Из статистической ведомости Инспектора народных училищ Якутской области в 1906 году в Якутской области числилось 42 учителя, из которых с высшим образованием — 0, со специальной подготовкой - 16, со средним и начальным образованием - 5, без образовательного ценза - 0, законоучителей - 16. В 1909 г. уже числилось 87 учителей ; законоучителей - 25, с высшим образованием - 0, со специальным - 26 (из них 13 учительницы), со средним и начальным образованием -- 36 (из них 4 учительницы) [5]. Как видно, количество и уровень подготовки учителей в округе оставались совершенно недостаточными.
По сообщению газеты «Якутская окраина» в 1915 г. из числа якутов 3 человека обучалось в Московском сельскохозяйственном институте и по 1 -в Казанском университете, в межевом институте и университете им. Шаняв-ского. В 1907 г. на каждую тысячу человек населения приходилось в Вилюй-ском округе 3, в Верхоянском - 2 и в Колымском - 1,7 учащихся начальных школ. Окончить среднее общеобразовательное учебное заведение - Якутское реальное училище - считалось событием огромной важности [16].
15 августа 1882 г. в соответствии с «Положением о женских гимназиях и прогимназиях» от 24 мая 1870 г. была открыта Якутская женская четырехклассная прогимназия с 3 классами обучения, четвертый класс появился лишь в 1884 г. С 1 июля 1900 г. Якутская женская шестиклассная прогимназия была преобразована в полную 8-классную гимназию (8 класс - педагогический открылся в 1901 г.) Гимназия готовила домашних учительниц и учительниц начальной школы. Следует отметить, что это одно из первых учебных заведений, которое целенаправленно готовило кадры для учительства. В 1917-1918 учебном году педагогический класс женской гимназии был преобразован в общеобразовательный, а в 1918-1919 учебном году в общеобразовательно-педагогический класс. В 1920 г. согласно положению ВЦИК от
30 сентября 1918 г. «О единой трудовой школе» Якутская женская гимназия была преобразована в школу 2 ступени (без 3 младших классов).
В 1918 г. число учащихся в женской гимназии составляло уже 355 человек, в 1919 г, - 371, в 1920 г. - 347 учениц [6]. 8 педагогический класс в 1918 г. окончили 14 учениц, а в 1919 г.у окончило 28 учениц. Если в 1895 г. из инородцев (якутов) числилось 2 ученицы, то в 1918 г. в гимназии обучалось уже 53 девушки инородческого происхождения. В 1918 г. учебный план включал уже и такие дисциплины, как тригонометрия, физика, логика, космография, гигиена, законоведение, французский и латинский языки [7].
После обучения в Якутской женской гимназии ученицы получали типовое свидетельство. По данным Национального архива многие ученицы оставляли учебу по различным причинам, но имеющие 4 класса гимназии также имели право подавать прошение о получении такого звания после работы в Якутском 1 и 2 городских приходских училищах, и их прошения были удовлетворены без дополнительных экзаменов. Также некоторые выпускницы решались продолжить образование на Петербургских высших женских курсах, получая стипендию в Якутской гимназии, что обязывало их прослужить учителями в средних учебных заведениях (например, в Якутской женской гимназии) по 1,5 года за каждый год обучения, что составляло около 5 лет [8].
Таким образом, выпускницы Якутской женской гимназии пополняли количество учителей народных училищ Якутской области, имея на это специальное образование. Из женской гимназии вышли не только общественные и политические деятельницы, но и известные учительницы
A. М, Емельянова, О. П. Широкова, Т. Н. Габышева и другие. Это были первые шаги в становлении профессионального образования учителей начальной школы.
Значимый вклад в подготовку учителей внесли двухгодичные Якутские педагогические курсы при Якутском городском 4-хклассном училище (1906-1914 гг.). С 12 сентября 1909 г. двухгодичные педагогические курсы были одним их первых учебных заведений, готовящих квалифицированных учителей. В год открытия на них обучалось 10 человек. Многие из выпускников курсов впоследствии стали видными учителями и организаторами просвещения в Якутии: С. А Донской (Афанасьев) - один из первых учителей ~ якутов в Вилюйском округе; А. В. Дмитриев, Ю. Ф. Колмыкова,
B. М. Кондаков [19].
Педагогические курсы работали 6 лет - с 1909 до весны 1915 г. Они выпустили 48 учителей из коренных жителей области, в большинстве знавших быт и язык якутского народа. Среди курсантов была значительная прослойка якутов. На курсы принимались и девушки [1]. Курсанты обучались бесплатно. По окончании курсов выпускники получали свидетельство, где указано «удостоен звания учителя начальных училищ, с правом препода-
вания в двухклассных училищах Министерства народного просвещения» [13; 14].
К 1914 г. в Якутской области числилось 95 начальных училищ Министерства народного просвещения, в том числе в Якутском округе - 46, Олек-минском - 32, Вилюйском - 14, Верхоянском - 3; более 60 одно и двухклассных церковно-приходских школ и школ грамотности. Кроме того, в Якутске действовали 4 средних учебных заведения: мужское реальное училище, духовная семинария, женская гимназия и женское епархиальное училище, причем педагогические классы имелись в духовной семинарии и женской гимназии. Выпускники могли по окончании осуществлять практическую педагогическую деятельность после получения допуска Инспектора народных училищ.
Тем не менее, имела место нехватка подготовленных учительских кадров. Вопрос подготовки учителей для начальных школ Якутии пытались решить через Иркутскую учительскую семинарию. В 1882 г. при ней была открыта якутская начальная школа для подготовки учащихся к поступлению в семинарию. Туда направлялись дети с 9 до 13 лет на казенное содержание. Срок обучения был 3 года. Однако, из-за дороговизны содержания детей в 1888-1889 учебном году данная школа была закрыта. Окончили Иркутскую семинарию 13 человек.
В самой Якутии тоже, еще в конце XIX в., делались некоторые попытки по организации повышения квалификации и мастерства учителей через различные педагогические курсы. Такие полуторамесячные курсы были, например, организованы летом 1899 г., на которых прошли переподготовку 69 учителей церковноприходских школ. Но эти мероприятия не обеспечивали подготовку квалифицированных учителей для края [1, с. 3].
16 сентября 1914 г. на базе 2-хгодичных педагогических курсов при Городском 4-хклассном училище была открыта Якутская учительская семинария. Впервые идея об открытии учительской семинарии возникла еще в 1905 г. Комиссия «Общества распространения просвещения» выработала даже проект ее Устава, согласно которому она должна была готовить хороших учителей родного языка. Ходатайствовали многократно. 12 сентября 1914 г, главный инспектор училищ Восточной Сибири известил, что 27 августа Министерство просвещения разрешило открыть в Якутске мужскую учительскую семинарию. 17-23 сентября 1914 г. состоялись приемные испытания по русскому языку (Диктант) и арифметике. Их держало 39 человек, из которых принято было 31, среди них были П. А. Слепцов (Ойунс-кий), М. К. Аммосов, С. Аржаков, И, Иванов (Барахов), М. Ксенофонтов и др., большинство студентов составляли юноши инородческого происхождения. Обучение было бесплатным, но несмотря на это по архивным данным многие ученики подавали прошения о материальной помощи по причине крайней бедности.
За 6 лет существования единственное до революции педагогическое учебное заведение выпустило 59 народных учителей, В целом, подготовка учителей в Якутской учительской семинарии была содержательно более профессиональной, чем в Якутской женской гимназии, что видно по дисциплинам учебного плана учебных заведений [1, с. 5, 13, 23].
Здесь работали квалифицированные преподаватели, многие из которых имели высшее образование: директор В. П. Васильевский имел диплом Казанской духовной академии, преподаватель естествознания Д. И. Титов окончил Казанский университет, преподаватель русского языка
С. И. Иванов - учительский институт. Якутский язык вел первый ученый-лингвист из якутов С. А. Новгородов, составивший в 1917 г. первый латинизированный якутский алфавит, автор первого якутского букваря «Сурук бичик» и др. [19].
В 1920 г, 15 сентября Якутский Ревком издает специальное постановление о реорганизации старой системы школьного образования. Образование становилось абсолютно светским в рамках создания единых трудовых школ с совместным обучением мальчиков и девочек. Старые профессиональные школы (якутская духовная семинария, епархиальное и реальное училища, женская гимназия и др.) были все реорганизованы в советские трудовые школы 2 ступени.
В связи с нехваткой учителей решено было оставить учительскую семинарию как профессиональное педагогическое учебное заведение.
П. Н. Шимбирев пишет, что в России в дореволюционный период для народных начальных училищ учителя готовились в учительских семинариях с 3—4-хгодичным сроком обучения. Окончившие семинарии имели достаточную педагогическую и методическую подготовку, практические умения и навыки. Но уровень общеобразовательной и научной подготовки учителя был невысок. Окончившие учительские семинарии составляли 15-20% от общего количества учителей начальных школ. Пополнение кадров учителей проводилось главным образом за счет лиц, выдержавших экстерном «экзамены на звание начального учителя». Такие учителя составляли 40%. Наконец, учителями в школы в значительном количестве поступали окончившие специальные училища и женские гимназии с педагогическим классом. Главное, обращалось внимание на «благонадежность» в политическом отношении [17].
Таким образом, учительство дореволюционной Якутии характеризовалось малочисленным контингентом и низким образовательным цензом, несмотря на наличие в этой среде и ряда талантливых учителей.
Тем не менее, следует особо отметить как прогрессивное явление в те трудные времена организацию первых курсов по повышению квалификации и мастерства учителей. По мере развития народного образования и формирования учительской интеллигенции прогрессивная ее часть все более
стремилась к организации различных курсов и семинаров с целью обмена опытом, получения новых сведений по педагогике, психологии и другим наукам, ознакомления с новыми учебниками, методическими пособиями, дидактическими материалами, наглядностями; совершенствования учителями методов преподавания.
В 1899 г. с 1 июля в здании Якутской двухклассной церковноприходской школы были открыты слушательские курсы для учителей церковноприходских школ Якутского и Олекминского округов. Затем 31 марта
1900 г. утверждены правила о педагогических курсах для подготовки учителей.
В 1912 г. из 141 начальной школы Ведомства православного исповедания осталось всего лишь 65. Министерство народного просвещения к этому времени насчитывало 76 школ, тогда как в 1903 г. их было только 17. Этот рост следует объяснить особым вниманием к светской школе, которая должна была удовлетворить потребность населения в практическом образовании. Наблюдается заметный приток детей из улусов и наслегов в городские начальные и средние учебные заведения. При таких обстоятельствах цер-ковпо-приходские школы начали реорганизовываться в министерские или просто стали закрываться [18].
В целом, в дореволюционной Якутии было заложено начало подготовки педагогических кадров в местных условиях. Педагогические курсы при 4-хклассном городском училище и учительская семинария вошли в историю развития народного образования как истоки кузницы квалифицированных кадров в Якутии.
Тем не менее, в дореволюционной Якутии ни условий, ни возможностей для развития высшего образования среди местного населения не было. Все необходимые предпосылки для этого как в Якутии, так и в других национальных республиках, появились только после установления Советской власти. В Программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде партии в марте 1919 г. при участии В. И. Ленина, предусматривалось «открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой». Для Якутской АССР, в виду ее большой отдаленности от центра, огромное значение имело ежегодное предоставление Советом Министров СССР около 300 мест в центральные вузы для внеконкурсного зачисления абитуриентов, выдержавших приемные экзамены на месте, в Якутске [16, с. 7].
К 1917 г. в Якутской области действовали 173 школы, из них 164 - одноклассных, 5-двух-трехклассных, 3 средние школы (реальное училище, женская гимназия, учительская семинария), Якутская фельдшерская школа, средняя сельскохозяйственная школа, 3 приюта.
В 20-х и начале 30-х гг. кадры с высшим образованием для Якутской республики готовились в вузах Сибири, Москвы, Ленинграда и других городов, т. к. своего высшего учебного заведения Якутия еще не имела.
26 октября 1920 г. вышел приказ Якутского ГуОНО о преобразовании учительской семинарии в трехгодичные педагогические курсы для подготовки учителей для школ 1 ступени. В учебном плане были исключены все религиозные дисциплины, были включены дисциплины, как история общественного движения до XIX в., история русской культуры, история социализма, история Западной Европы, трудовые профсоюзы, новая педагогика в трудовой школе, политическая экономика, сельское хозяйство, землеведение, статистика, минералогия и др. Преподавался и якутский язык.
29 января 1920 г. был создан Главный комитет профессионально-технического образования в составе Наркомпроса, Главпрофобром были разработаны основные положения системы профессионального образования. Так, для подготовки учителей начальной школы были созданы педагогические техникумы с 4-хлетним сроком обучения на базе 7 групп общеобразовательной школы, т. е. якутские трехгодичные педагогические курсы в октябре
1921 г. реорганизованы в педагогический техникум [11].
Далее, для подготовки учителей средней школы были созданы педагогические факультетыуниверситетов, педагогические институты. Имелиместо и практические институты, дававшие менее широкую специальную подготовку, но в
1923 г. они были ликвидированы.
Как видно из отчетов и протоколов заседаний в педтехникуме, в учебном плане расширено содержание социально-гуманитарного цикла, особенно современной истории, которая ориентирована на коммунистическое строительство.
Интересно то, что секретариат студентов анализирует учебные планы, корректирует работу преподавателей, обсуждает поступающие жалобы на заседаниях. Студенты требовали больше практической и теоретической подготовки, заинтересованы были в качестве получаемых знаний [12]. Отсюда можно сделать вывод, что студенты отличались высоким уровнем сознательности и самоуправления.
Также заметной вехой в преобразовании школьного дела явилась работа съезда учителей Якутской области, состоявшегося в июле 1920 года. На нем обсуждались: положение о Единой трудовой школе, о дошкольном воспитании, приемы и методы преподавания отдельных предметов, вопросы трудового и физического воспитания. В декабре 1918 г. Наркомпросом РСФСР было принято постановление “О школах национальных меньшинств”, которым устанавливалось, что обучение в национальных школах должно проводиться на родном языке. Для осуществления этого постановления 7 сентября 1920 г, коллегия ГУБОНО решило ввести занятия на якутском языке
в первых группах с якутскими детьми. В нервом году якутскому языку обучали по букварю С. А. Новгородова.
В профессиональной подготовке учителей начальной школы в республике одно из ключевых позиций занимало Вилюйское педагогическое училище им. Н. Г. Чернышевского, которое остается форпостом подготовки квалифицированных учителей начальных классов по сей день. Так, в
1922 г. П окружной съезд Советов вынес решение о том, что Вилюйская школа второй ступени с педагогическим уклоном «должна подготовить в самый короткий срок твердых, стойких в своих убеждениях и преданных делу пролетариата работников».
В 1927-1928 уч, г. школа 2 ступени в г. Вилюйске, ввиду признания жизненности существующего в ней педагогического уклона, была реорганизована в педагогический техникум. В 1929 г. педтехникуму присвоено имя Н, Г. Чернышевского [3].
После Всероссийской конференции по педагогическому образованию в
1924 г. учебные планы педагогических вузов и педагогических техникумов перестраивались в направлении усиления цикла усиления цикла социально-экономических дисциплин и осуществления большей связи со школой. Складывались определенные формы педагогической практики: наблюдение педагогического процесса на младших курсах и проведение самостоятельных пробных уроков на старших.
Решением июльского Пленума ЦК ВКП(б) в 1929 г. проводилась перестройка педагогического образования. Сроки в педагогических вузах сократились с 5 лет до 4, а в педагогических техникумах - с 4 до 3 лет. Однако, сокращение сроков обучения в педагогических техникумах повлекло за собой снижение общеобразовательной подготовки учащихся.
В 1932 г. в России числилось 600 педагогических техникумов с 117130 учащимися, а в 1934 г. - 772 педагогических техникума с 166587 учащимися. Но и этого было недостаточно для подготовки требуемого количества учителей. Возникли многочисленные краткосрочные курсы (4-10 месячные курсы) по ускоренной подготовке учителей из числа окончивших семилетнюю или среднюю школу. Началось введение заочного педагогического образования и открытия заочных отделений в педагогических вузах и педагогических техникумах. Уже к концу 1934 г. курс заочного обучения проходило в Советской России уже около 40 тысяч учителей начальной школы.
Постановление ЦИК СССР (1932 г.) о высшей школе и техникумах потребовало, чтобы все разнообразие методов нашло применение в практике учебно-воспитательной работы. Отменено «свободное расписание», запрещен «бригадно-лабораторный метод», восстановлены лекции в вузах, лабораторные и практические занятия, В педагогических техникумах основной формой стал урок с разными методами, усилился контроль знаний студен-
тов. Появились учительские институты (как временное звено в системе педагогического образования и имели 2-хгодичный срок обучения) [17].
В свою очередь, несмотря на все трудности, которые были в 1930-м г., Наркомпрос Я АССР принял очень обширный план по всеобучу. А трудности были такие, что их нельзя было одолеть за 2-3 года. Всеобуч должен был строиться на развалинах, почти на пустом месте, которое оставила гражданская война и чрезмерная отсталось, забитость некоторых районов. В 30-е годы основной проблемой оставалась неудовлетворительная успеваемость в школах. Неудовлетворительное состояние успеваемости учащихся объясняется, прежде всего, неподготовленностью педаг огического состава.
Всеобщее начальное обучение детей школьного возраста должно было закончиться в Якутии в 1932-33 учебном году, предстояло перейти ко всеобщему 7-летнему образованию, что соответственно требовало новые квалифицированные педагогические кадры. А в тот период работали только два педагогических техникума. Как пишет И. Романов: «Партия и государство решили в начале 30-х годов впервые в истории страны ввести и осуществить начальное всеобщее образование детей. Осуществление этой задачи было особо трудным делом в национальных окраинах, особенно у нас. Не хватало школьных помещений, учебной литературы, школьных принадлежностей, но особенно не хватало учителей... Учителей приходилось набирать из числа окончивших 7 классов сельских школ и, подготовив их на 2-хмесячных летних курсах, спешно отправлять в школы. Но и это не могло быть выходом из положения, в особенности страдало качество обучения» [15].
В 1937 г. по всей Российской Федерации педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища. Так, Якутский педагогический техникум и Вилюйский педтехиикум были также реорганизованы в педагогические училища. Также в начале 40-х гт, действовали Чурапчинское, Алданское и Намское педагогические училища, содержание учебного плана и проблемы организации данных учебных заведений в целом были схожи.
20 июня 1932 г. состоялось заседание Президиума ВЦИК по председательством М.И.Кал инина, где был рассмотрен этот вопрос с участием представителей Якутии. Постановлением Президиума было предложено СНК РСФСР «рассмотреть вопрос об организации в г.Якутске педагогического, сельскохозяйственного вузов с соответствующими рабфаками, лесного техникума и комплексного научно-исследовательского института с финансированием из средств госбюджета».
3 января 1933 г, вышло постановление Президиума Якутского ЦИК, где утвердился вопрос организации с осени 1933 г. Педагогического института в г. Якутске, с общим контингентом на первый год в 100 студентов с 4 отделениями: физико-математическим, химико-биологическим, литературно-лингвистическим, историко-экономическим. Но открытой был лишь осенью 1934 г. Среди ветеранов педагогического труда были А. Е. Мординов,
И, П. Жегусов - директор ПИ, И. А. Мельников - замдиректора по учебной части, окончивший аспирантуру пединститута им.К. Либкнехтав г. Москве. Было подготовительное отделение из 27 курсантов [3].
В 1935-1936 учебном году были открыты подготовительные курсы для учительского института в составе 4 групп из 94 человек. Учительский институт с отделениями истории, языка и литературы был открыт в 1936 г. Отмечая фак т становления высшего педагогического образования в республике, следует подчеркнуть, что подготовка учительских кадров осуществлялась уже в двух институтах.
Министерство просвещения РСФСР правомерно поставило перед педагогическим институтом задачу подготовки научных кадров из коренного населения республики, благодаря чему стали готовиться кандидаты и доктора наук для Якутского педагогического института из коренных жителей республики.
Актуальность проблем подготовки квалифицированных кадров оставалась острой. Так, в 1938 г. по итогам аттестации учителей из 2033 человек были освобождены от работы 148. По 34 районам уровень образованности учителей следующий: имеют начальное образование-297 чел., незаконченное среднее - 833 чел., среднее - 832 чел., незаконченное высшее - 110 чел,, высшее - 108 чел., всего 2181 человека [13]. Отсюда видно, что 51,7% учителей не имеет соответствующей подготовки. По итогам аттестации присвоено звание учителя начальных классов и начальных школ — 454 педагогам. 683 человека только допущены к преподаванию. Таким образом, больше половины учителей не имело законного права на преподавание.
С 1940 г. впервые стали практиковаться кустовые методические объединения. Эта форма методической работы встретила ряд трудностей в связи с территориальной разбросанностью селений, отсутствием транспорта, дорог. Из 35 районов республики 16 относились к северным, где безусловно трудно было практиковать организацию кустовых объединений.
Основная линия правительства и Наркомнроса ЯАССР сводилась к расширению сети начальных и укрупнению семилетних и средних школ. Укрупнение неполных средних и средних школ было вызвано недостатком квалифицированных педагогических кадров. В 1942-43 учебном году по данным 22 районов дополнительно требовалось 92 учителя, а в 1943-44 учебном году, по данным 38 районов, не хватало 208 учителей. При этом следует оговориться о том, что в 1942 г. из числа учителей школ 230 работало методистами-инспекгорами по ликбезу и 347 — культармейцами. Силами этих культармейцев было обучено 830 неграмотных и 149 малограмотных. Учителя обучили русскому языку 187 призывников, 43 допризывников и 531 военнообязанных [13].
Наряду с расширением сети школ, школьных интернатов и других детских учреждений было достигнуто некоторое улучшение качества обу-
чения и идейно-политического воспитания учащихся, имелись положительные начинания в работе с кадрами, принимались меры к оснащению школ учебно-наглядными пособиями. Но общее состояние образования в Якутской АССР страдало многими недостатками. Главными причинами неудовлетворительной работы школ являлись низкий научно-теоретический, идейный уровень преподавания и слабый контроль за работой учителей и школ со стороны отделов народного образования и Министерства просвещения Якутской АССР.
В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к начальной школе, перестраивалась и средняя педагогическая школа. В 1947 г. был удлинен срок обучения в педагогических училищах до 4-х лет. Это позволило усилить идейно-политическое воспитание будущих учителей путем введения в учебный план истории КПСС, увеличено количество часов на исторические дисциплины. Увеличение сроков обучения позволило увеличить время и на такие важные для начальной школы дисциплины, как русский язык, литература, математика, усилено преподавание естественных наук.
Профессиональная подготовка учащихся педагогических училищ обеспечивается преподаванием психологии, педагогики, специальных ме тодик и педагогической практикой в школах. Учебным планом предусматриваются практические занятия по музыке и пению, рисованию, в мастерских и на пришкольных участкахт[17].
В Якутии в 1952-1956 гг. число учителей начальной школы увеличивалось с 1786 до 1843 чел. При отсутствии у многих учителей соответствующего законченного педагогического образования методическая помощь им была организована слабо, и недостаточно поставлено заочное обучение. В этот период в России усиливается сеть заочного образования. Для учителей начальных классов образование стало обязательным в объеме педагогического училища. Подготовка учителей начальных школ осуществляется теперь в 2-х вариантах в педагогическом училище. Группы из окончивших среднюю школу проходят 2-хгодичный срок обучения, а из окончивших 7-летнюю школу - 4-хгодичный срок обучения.
В 1957 г. в педагогической среде назревает необходимость профессиональной подготовки учителей начальных классов в системе высшего образования. Качество учебно-воспитательной работы зависит от учителя начальной школы, от его научной и педагогической подготовки. Поскольку педагогические училища не могут справиться с этой задачей, целесообразно готовить учителей для начальных школ не в педагогическом училище, а в педагогическом институте. С 1957-58 учебного года Министерством просвещения РСФСР организованы в виде опыта в нескольких педагогических институтах специальные факультеты [17]. Как отмечают Н. Н. Буханова, И. К. Холмогорцев, «фундамент общего образования - начальные классы — должен быть основательным и прочным. Все педагогические инс-
титуты постепенно должны включить в число уже сложившихся специальностей новую - учитель начальных классов. Уже сейчас кафедрами педагогических институтов и АПН необходимо осмыслить и обсудить с передовыми учителями содержание высшего образования учителей начальной школы» [2].
В школах республики с каждым годом увеличивалось количество учителей, имеющих высшее образование. В 1964-1965 учебном году работал 2441 учитель с высшим образованием, почти 1/3 учителей. Во всех отделах народного образования стали обращать особое внимание на качество работы учителей начальных классов. Считалось, что учителя начальных классов должны обладать всесторонними знаниями по всем предметам начального обучения и быть подготовлен к разнообразной воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста» [14]. В свете современных задач многопрофильной подготовки учителей начальных классов, рассматриваемое обсуждение понимается нами как довольно актуальное.
10 июля 1970 г. вышло Постановление Совета Министров республики “О мерах по переходу учащихся 4-х классов в общеобразовательных школах на обучение но новым программам”. В 1970-1971 учебном году проведена педагогическая конференция с широким участием ученых-педагогов, Якутского филиала НИИ национальных школ МП РСФСР, ЯГУ, методистов ЯРИУУ, работников аппарата Министерства просвещения Якутской АССР в Мирнинском районе. Особое внимание обращалось на подготовку учителей для работы по новым программам и учебникам в 4-х якутских классах. Задача органов народного образования и руководителей школ, методических объединений и предметных комиссий заключалась в правильном руководстве и в осуществлении контроля за качественной подготовкой учителей.
В 1971-1972 учебном году из 583 общеобразовательных школ республики начальных было 157 (26,9%). При этом начальные школы с одним учителем составляли 19,1% всех начальных школ, с двумя учителями - 37,6%, с тремя - 32,4%, а полнокомплектных начальных школ было всего лишь 10,9%.
В карликовых школах с контингентом учащихся 20-25 человек вынужденно работал один учитель. Ожидать от него хорошего качества работы трудно. Из-за недостаточности контингента учащихся учителя ведут занятия в четырех или двух классах одновременно. Методика работы в такой малокомплектной школе весьма сложна, и не каждый учитель овладевает ею в совершенстве. Трудность работы в такой школе вдвойне возросла в связи с осуществлением трехгодичного начального обучения, которое значительно увеличило степень напряжения учащихся, связанного с требованиями принципов развивающего обучения.
Министерство Просвещения Якутской АССР добилось определенных результатов в обеспечении школ учителями с соответствующим образова-
нием, Качественный состав учителей начальных классов по образовательному уровню выглядел следующим образом: в 1971 г. из 2156 учителей 2109 имели соответствующее образование; в 1975 г. - из 2035 учителей 2027 имели соответствующее образование. Из них высшее образование в 1971 г. имели 4,4%, а в 1975 г. - 8,4%. В 1976 г. учителей 1-3 классов было всего 2007, из них с высшим образованием — 228, что составляло 11,3% [13].
В 1999 г. в начальных классах работало 3 947 учителей. Из них имели высшее образование 47,3%, незаконченное высшее - 7,2%, среднее специальное -45% учителей. К 2004 г. процент учителей, имеющих высшее образование, возрос до уровня свыше 60%, что свидетельствует о потребности учителей начальной школы в повышении квалификации и росте инновационного потенциала.
В последние годы наметилась тенденция повышения образовательного уровня учителей начальных классов. В настоящее время по стандартам высшего профессионального образования учителей начальной школы работают Педагогический институт ЯГУ им. М. К. Аммосова и Саха государственная педагогическая академия. Помимо этого, обучение в дистанционной форме осуществляют Институт развития образования Министерства образования РС(Я), а также Центр дистанционного образования СГПА.
Выводы:
1. Якутское уездное училище (1808 г.), позднее Якутская классическая мужская прогимназия (1869 г.) стало одним из первых учебных заведений, которое создало возможность появлению образованной интеллигенции среди якутов.
2. Якутская женская 8-классная гимназия с педагогическим классом с
1901 г. готовила домашних учительниц и учительниц начальной школы, это одно из первых учебных заведений, которое целенаправленно готовило кадры для учительства.
3. Значимый вклад в подготовку учителей внесли двухгодичные педагогические курсы при Якутском городском 4-хклассном училище (1906-1914 гг.). Они выпустили 48 учителей из коренных жителей области, в большинстве знавших быт и язык якутского народа.
4. Нехватку квалифицированных учительских кадров пытались решить через Иркутскую учительскую семинарию. В 1882 г. при ней была открыта якутская начальная школа для подготовки учащихся к поступлению в семинарию. Туда направлялись дети с 9 до 13 лет на казенное содержание.
5. Летом 1899 г. организованы первые курсы повышения квалификации и мастерства учителей, на которых прошли переподготовку 69 учителей начальных школ.
6. В 1914 г. на базе 2-хгодичных педагогических курсов при городском 4-хклассном училище была открыта Якутская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в подготовке учительских кадров
и послужила основой для создания первого советского педагогического учебного заведения - трехгодичных курсов для подготовки учителей школ 1 ступени.
7. В октябре 1921 г. 3-годичные педагогические курсы реорганизованы в педагогический техникум, который просуществовал 16 лет до 1937 г., подготовив за данный период около 400 учителей начальных классов и дошкольных работников.
8. В 20-х и начале 30-х годов кадры с высшим образованием для Якутской республики готовились в вузах Сибири, Москвы, Ленинграда и других городов, т. к. своего высшего учебного заведения Якутия еще не имела.
9. В январе 1933 г. вышло постановление Президиума Якутского ЦИК об открытии Педагогического института в г. Якутске, который начал свою деятельность с осени 1934 г.
10. В 1936 г. был открыт учительский институт с отделениями истории, языка и литературы, что является фактом подготовки учительских кадров уже в двух высших учебных заведениях и становления высшего педагогического образования в республике.
И, Актуальность развития системы профессиональной подготовки учителей начальных классов в 30-е годы подтверждается тем, что по итогам аттестации в 1938 г. было присвоено звание учителя начальных классов и начальных школ 454 педагогам. 683 учителя только допущены к преподаванию. Больше половины учителей не имело законного права на преподавание, 51,7% учителей не имеют соответствующей подготовки.
12. На нынешнем этапе происходит стабилизация кадрового состава учителей начальных классов, повышается качество их профессиональной деятельности. В то же время, основной задачей на ближайшие годы сохраняется дальнейшее повышение образовательного уровня педагогов. Деятельность квалифицированных специалистов сегодня переводит начальную школу в режим развития, способствует росту уровня профессионального мастерства педагогического коллектива, его теоретической подготовки, исследовательской культуры.
Библиографический список
1. Афанасьев, В. Ф. Якутская учительская семинария [Текст] /
В. Ф. Афанасьев. - Якутск, 1964. - 4 с.
2. Бухапова, Н. Н., Холмогорцев, И. К. О путях развития педагогического образования [Текст] / Н. Н.Буханова, И. К.Холмогорцев // Советская педагогика. — 1959. — № 5. - 55 с.
3. Иванов, М. С. Вилюйское педучилище им. Н. Г. Чернышевского. (Из истории и опыта работы) [Текст] / М. С. Иванов. - Якутск: Книжное издательство, 1974. - 64 с.
4. Мординов, А, Е. От букваря до университета. (К 40-летию высшего образования в Якутии) [Текст] / А. Е. Мординов // Якутский университет. — 1974 — 12 декабря. - 1 с.
5. НА РС(Я). Ф.288-и.оп,1.Д.80.Л.З.
6. НА РС<Я). Ф.2 86 - и .оп .2. Д.22. Л. 9.
7. НА РС(Я). Ф.286-И. оп.2, Д.59-60.
8. НА РС(Я). Ф.286-И.0П.2. 178. Л.4,5.
9. НА РС(Я). Ф.291.-И.ОП.1, Д.43.Л.10.
10. НА РС(Я). Ф. 288-и, оп.1, Д.572.
11. НА РС(Я). Ф.335.оп.1. Д. 6. Л.1.
12. НА РС(Я). Ф.335. оп.1. Д.6. Л.1.
13.Неустроев, Н. Д., Неустроева, А. Н. Историография развития начального образования в Якутии [Текст] / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева. - М.: МПГУ, 2006.-300 с.
14. Огородников, И. Т. Современные проблемы высшего педагогического образования [Текст] / И, Т, Огородников // Советская педагогика. - 1968 - № 4. - 71 с.
15. Романов, И. О начале пути [Текст] /И. Романов // Якутский университет, -1974, - 12 декабря. - 2 с.
16. Шадрин, П. И. Высшее образование в Якутии [Текст] / П. И. Шадрин. — Якутск: Якуткнигоиздат., 1964. - Зс.
17. Шнмбирев, П. Н. Педагогическое образование к 40-летию Октября [Текст] / П. Н. Шимбирев // Советская педагогика. - 1957. - № 11. — 93с.
18. Якутские епархиальные ведомости. — 1913. — № 20.
19. Якутскому педагогическому колледжу № 1 им. С. Ф, Гоголева 90 лет / МО РС(Я), ЯПК № 1 им, С. Ф. Гоголева. / Под ред. К. И. Копыловой. - Якутск: Дизайн-бюро «БУЛЛ», - 2004. - С. 12-13.