Научная статья на тему 'Становление и развитие системы ремесленного образования и роль Попечительского совета на примере Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А. Н. Кузмина (1912-1914 Г. Г. )'

Становление и развитие системы ремесленного образования и роль Попечительского совета на примере Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А. Н. Кузмина (1912-1914 Г. Г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕМЕСЛЕННАЯ УЧЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕМЕСЛА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / HANDICRAFT TRAINING WORKSHOP / BOARD OF TRUSTEES / SPIRITUAL / MORAL AND CIVIC EDUCATION / FREE TRAINING / SKILLED AGRICULTURAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкарлат Лидия Петровна

Данное исследование посвящено актуальной, но недостаточно разработанной в отечественной историографии проблеме формированию и развитию системы сельскохозяйственного образования и роли Попечительского совета в его становлении в Крыму, частности в Симферополе, в начале XX века. С помощью историко-педагогического, историко-ретроспективного методов на основе анализа научной литературы, научных исследований, правительственных законов, постановлений, отчетов исследуется сущность и содержание обучения в профессиональных учебных заведениях; выявлены задачи Попечительского совета, что обусловлено необходимостью решения современных образовательных проблем, которые требуют тщательного анализа исторического опыта, позволяющего объединить на практике положительные достижения прошлого и передовые тенденции современной научной и педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CRAFTS EDUCATION AND THE ROLE OF THE BOARD OF TRUSTEES ON THE EXAMPLE OF SIMFEROPOL CRAFTS TRAINING WORKSHOP AFTER A.N. KUZMIN (1912-1914)

The research is devoted to an urgent, but insufficiently developed in the national historiography problem the formation and development of the system of agricultural education and the role of the Board of Trustees in its formation in the Crimea, particularly in Simferopol, at the beginning of the 20th century. Historical, pedagogical, historical and retrospective methods based on the analysis of scientific literature, documents, research, government laws, regulations, reports allow us to investigate the essence and content of training in professional educational institutions, to identify the tasks of the Board of Trustees. It is caused by the necessity to solve modern educational problems requiring a careful analysis of historical experience, which allows to combine in practice the positive achievements of the past and the advanced tendencies of modern scientific and pedagogical thought.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы ремесленного образования и роль Попечительского совета на примере Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А. Н. Кузмина (1912-1914 Г. Г. )»

Педагогика

УДК: 377.36: 378.112.1

кандидат педагогических наук, доцент Шкарлат Лидия Петровна

Автономная некоммерческая организация «Образовательная организация высшего образования» «Университет экономики и управления» (г. Симферополь)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА НА ПРИМЕРЕ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РЕМЕСЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ ИМЕНИ А.Н. КУЗМИНА (1912-1914 Г.Г.)

Аннотация. Данное исследование посвящено актуальной, но недостаточно разработанной в отечественной историографии проблеме - формированию и развитию системы сельскохозяйственного образования и роли Попечительского совета в его становлении в Крыму, частности в Симферополе, в начале XX века. С помощью историко-педагогического, историко-ретроспективного методов на основе анализа научной литературы, научных исследований, правительственных законов, постановлений, отчетов исследуется сущность и содержание обучения в профессиональных учебных заведениях; выявлены задачи Попечительского совета, что обусловлено необходимостью решения современных образовательных проблем, которые требуют тщательного анализа исторического опыта, позволяющего объединить на практике положительные достижения прошлого и передовые тенденции современной научной и педагогической мысли.

Ключевые слова: профессиональное образование, ремесленная учебная мастерская, Попечительский совет, духовно-нравственное и гражданское образование, бесплатное обучение, ремесла, квалифицированные сельскохозяйственные рабочие.

Annоtation. The research is devoted to an urgent, but insufficiently developed in the national historiography problem - the formation and development of the system of agricultural education and the role of the Board of Trustees in its formation in the Crimea, particularly in Simferopol, at the beginning of the 20th century. Historical, pedagogical, historical and retrospective methods based on the analysis of scientific literature, documents, research, government laws, regulations, reports allow us to investigate the essence and content of training in professional educational institutions, to identify the tasks of the Board of Trustees. It is caused by the necessity to solve modern educational problems requiring a careful analysis of historical experience, which allows to combine in practice the positive achievements of the past and the advanced tendencies of modern scientific and pedagogical thought.

Keywords: professional education, handicraft training workshop, Board of Trustees, spiritual, moral and civic education, free training, skilled agricultural workers.

Введение. Сегодня в Российском государстве ощущается нехватка специалистов сельского хозяйства, способных аккумулировать опыт прошлого, ценности модернизации и реализовать их в конкретной работе. В этой связи подготовка квалифицированных сельскохозяйственных работников является крайне необходимой.

Необходимо отметить, что в сфере конкурентоспособной образовательной системы в России широко поощряется общественно-государственное управление системой образования с использованием положительного исторического опыта попечительской и благотворительной деятельности в деле народного образования во второй половине XIX века в Крыму.

Изложение основного материала статьи. Возрождение Попечительских советов в специальных учебных профессиональных заведениях, призванных стать своего рода рычагами в становлении гражданской позиции в учебных заведениях является чрезвычайно актуальным.

Вопросами развития российского профессионального образования занимались Карцева Е.В. и Кудрявцев В.Н. [4]. Проблемы функционирования ремесленного образования в конце XIX - начале XX века на примере Казанского ремесленного училища рассматривались Магсумовым Т. А. [7, с. 7]. Вопросы становления и развития ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале ХХ веков исследовались Галкиным И. А. [1, с. 27] др.

Вопросы благотворительности, связанные со строительством зданий для сирот, обучению их грамоте, ремеслам, воспитательной работе с обучающимися раскрываются в работах Воскобойникова Н.Я., Георгиевского, Ильинского В.И., Кафтанова Н.Н., Никольского Н.А., Якоби А. и других. Следует отметить, что в период господства советской власти благотворительная и попечительная деятельность не являлась объектом исследования. Современными ученными Кондратьевой Г.В. [5, с. 83-87], Лавриненко Л.Я. [6, с. 28-33] и Такмазян К.Р. [9, с. 285-287] рассмотрена частная благотворительность в области просвещения, а также попечительская деятельность в высших учебных заведениях Российского государства. Благотворительная деятельность в системе образования на Украине в дореволюционном Российском государстве во второй половине XIX- начале XX столетия представлена в диссертационных исследованиях Корниенко В.Н. [10, с. 19]. Крымскими исследователями Ганкевичем В.Ю. и Шевелевым С.С. была проанализирована роль Симферопольского мусульманского благотворительного общества, которое оказывало поддержку одаренной крымско-татарской молодежи на рубеже XIX-XX веков [2, с. 146-149].

В тоже время в указанных исследованиях не рассматривался или недостаточно полно рассматривался вопрос о вкладе попечительской деятельности в создании учебных мастерских и ремесленных школ -будущих училищ в Крыму. Данный вопрос имеет не только материальную, но и духовно-нравственную основу, что в контексте построения оптимальной модели воспитания и образования, представляет особый интерес.

Изложение основного материала статьи. Ремесленная промышленность Крыма во второй половине XIX века в техническом отношении была развита очень слабо и обучение специалистов в области ремесленничества являлась назревшей и насущнейшей проблемой (нуждой) местного края. В этой связи учреждение Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А.Н. Кузмина положило прочное основание в деле распространения ремесленных знаний среди городского населения. Осуществить идею устройства учебной мастерской Городскому Управлению, помог «известный своею сердечною отзывчивостью к нуждам народного просвещения Статский Советник А.Н. Кузмин, не пожалевший пожертвовать на это великое дело свыше 35000 тысяч рублей» [8, с. 24]. Это был щедрый дар, в пользу образования беднейших классов городского населения, который отмечен в истории развития города и

останется в благородной памяти потомков. В честь Кузмина А.Н. и была названа Симферопольская ремесленная учебная мастерская.

В контексте духовно-нравственного и гражданского образования учреждение Симферопольской ремесленной учебной мастерской имело неоценимое значение, поскольку давало возможность бедным семьям, не имеющим материальной возможности обучать своих сыновей в существующих местных учебных заведениях, получить специальность, которая бы могла служить им источником для добывания средств к жизни. Это уберегало неимущую молодежь от вынужденной бездеятельности, в среде которой рождались дурные наклонности, что являлось крайне нежелательным явлением для жителей Симферополя.

Симферопольская ремесленная учебная мастерская имени А.Н. Кузмина была учреждена на основании Высочайше утвержденного 10 марта 1897 года Положения о сельских ремесленных учебных мастерских Министерства Торговли и Промышленности Симферопольского Городского Управления и открыта 7 декабря 1912 года на участке земли, отведенном для этой цели Городским управлением [8, с. 8].

На постройку зданий и его оснащение классной мебелью, учебными принадлежностями: книгами, аспидными досками, грифелями, бумагою, карандашами, перьями, а также необходимым специализированным оборудованием городом и его казной было выделено около 6000 рублей. Мастерская находилась в ведении от Министерства Торговли и Промышленности содержалась на средства Симферопольского Городского Управления, а также на пособии от Министерства Торговли и Промышленности в сумме 3900 рублей, подчиняясь ближайшему наблюдателю Старшего Фабричного Инспектора Таврической губернии.

При Симферопольской ремесленной учебной мастерской действовал Попечительский совет, основной целью которого было содействие успешной работе и развитию ремесленной учебной мастерской. На основе изученных документов мною составлена таблица, дающая ясное представление о его составе в соответствии с постановлением Симферопольской Городской Думы об избрании членов Попечительского совета [8, с. 19].

Таблица 1

Состав Попечительского совета при Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени

А.Н. Кузмина (1913-1914 гг.)

№/п Члены Попечительского совета Должность

1. Андрей Николаевич Кузмин - статский советник Почетный Смотритель мастерской и председатель Попечительного Совета

2. от Городской Управы: В.А. Иванов - городской голова председатель Совещания

3. от Городской Думы: А.И. Демекели, А.Ф. Кудрицкий - гласные от Симферопольского Ремесленного Общества: Ф.А. Абрамов - владелец механической мастерской И.С. Чечуга - мастер каретно-кузнечного цеха. члены Совета

4. Ф.В. Конради - управляющий мастерской до 1 июля 1913 М.В. Прокопенко - управляющий мастерской с 1 июля 1913 члены Совета по должности

Как видно из таблицы в состав попечительского совета на втором году существования, а именно в 1913-1914 учебном году, состоял из 7 человек.

Главная задача попечительного совета состояла в заботе об улучшении материального положения мастерской. Для решения этой задачи Попечительский совет мог обращаться с ходатайством к учебному отделу Министерства торговли и промышленности о назначении пособия из средств казны на содержание мастерской.

Кроме финансовых вопросов, попечительский совет занимался вопросами, связанными с качественной подготовкой ремесленников, работая в тесном контакте с педагогическим коллективом, а также утверждением отчетов и смет. Председатель, а также один из членов попечительного совета, по его избранию, имели право присутствовать на заседаниях педагогического совета с правом совещательного голоса. Они также имели право посещать уроки, присутствовать на экзаменах и сообщать педагогическому и попечительному советам замеченные ими недостатки [3, л. 25].

В первые годы своего существования мастерская особенно нуждалась в материальной помощи, как правительственных учреждений, заботящихся о распространении ремесленных знаний, так и местного общества, способного оказать существенную поддержку Симферопольскому Городскому Управлению в его стремлении поставить учебное дело в мастерской на высоте современных требований [8, с. 26]. В этой связи следует отметить руководящую роль в благоустройстве и организации мастерской Председателю Совещания Попечительского совета Городскому Голове В.А. Иванову, который всегда весьма сочувственно и внимательно относился ко всем нуждам и потребностям молодой мастерской [8, с. 19].

Согласно уставу, целью мастерской была подготовка для сельского хозяйства опытных рабочих способных осуществлять качественный уход за земледельческими и садовыми машинами и орудиями, производить их ремонт, изготавливать орудия, несложные части для земледельческих и садовых машин, а также других предметов сельского обихода, для производства которых требуется знание плотничного, столярного и кузнечно-слесарного ремесел.

Курс обучения в мастерской длился три года и распределялся на 3 класса. Обучение было бесплатное. Занятия длились в течение целого года, за исключением воскресных, праздничных и табельных дней.

Прием и выпуск учеников производился ежегодно в октябре месяце. К поступающим предъявлялись следующие требования:

- возраст - не моложе 14 лет;

- овладение общеобразовательными предметами в объеме курса начальных народных училищ;

- здоровое телосложение.

В мастерскую принимались сыновья из семей всех сословий и вероисповеданий. Обучение ремеслам, соответствующее современным требованиям было дорогое, но, принимая во внимание крайнюю необходимость края в технических знаниях, было принято решение не останавливаться перед затратами и проводить подготовку опытных сельскохозяйственных рабочих на бесплатной основе [8, с. 25]. Стипендий от учреждений, обществ и частных лиц, или «иных воспособлений недостаточным учащимся, при мастерской в 1913-1914 гг. не имелось [8, с. 8]».

В первый год количество желающих поступить в мастерскую составило 118 человек при наличии 32 мест, то есть конкурс составил более 3 человек на место. Это свидетельствовало наилучшим показателем того, насколько велика была потребность города в таком учебном заведении и как верно были поняты запросы современного общества в сельскохозяйственных ремесленниках.

В мастерской изучались следующие ремесла: столярное, слесарное и кузнечное согласно нуждам города и потребностям местного края. Обучение длилось три года. Все ученики мастерской делились на две группы, поочередно посещавшие классный урок. Каждая группа занималась в классе два раза в неделю по 2 часа. Классные занятия по черчению и рисованию велись на протяжении трех лет управляющим мастерской ежедневно по 2 часа.

Содержание обучения черчению и рисованию в течение всего курса обучения, составленную мною на основе изученных архивных материалов, представлено в таблице 2 [8, с. 8, 16-18].

Таблица 2

Обучение черчению и рисованию по классам в соответствии с программными требованиями

Класс Содержание обучения в соответствии с программными требованиями

Черчение Рисование

1 класс геометрическое черчение: - уяснение элементарных понятий; - выработка практических; навыков, обусловливающих успешность прохождения дальнейшей программе технического черчения. - ознакомление с начальными приемами и понятиями; - исполнение легких линейных упражнений от руки и на глаз-без каких-бы то ни было приспособлений.

2 класс под руководством преподавателя: - выполнение с натуры чертежей; - снятие с чертежей кальки и изготовление световым способом копии для мастерских. попытки контурного рисования с натуры в самом легком исполнении с переходом к начальной тушевки.

3 класс рисование с натуры деталей машин и предметов производства в более трудном исполнении и по возможности с применением тушевки.

Конечная цель практических задач /требований правильность выполнения рисунка включающая: - пропорциональности частей рисунка с натуры; - хотя-бы приблизительное соблюдение законов перспективы; - исполнение сносной тушевки; - умение пользоваться эффектами тушёвки. Рисунки исполняются углем, карандашом, пером, тушью и акварелью в зависимости от способности и умения учащегося.

Как видно из таблицы занятиям по черчению и рисованию придавался наглядный, по возможности, практический характер.

Продолжительность занятий по ремеслам включало 41 час в неделю, что составляло в среднем 6 3/6 часа вдень. Обучением ремеслам руководили мастера преподаватели под непосредственным наблюдением и по указаниям управляющего мастерской. Срок обучения столярному, слесарному и кузнечному делу длился в течение трех лет.

Занятия продолжались в течение шести рабочих дней кроме субботы и праздничных дней, когда классный урок начинался на час раньше и заканчивался в 5 часов вечера. В остальные дни учебный день распределяется следующим образом: занятия в мастерской продолжались от 8 часов утра до 6 часов вечера с 2-х часовым перерывом на обед и отдых с 12 до 2 часов дня.

Ученики слесарного отделения обучаются слесарному делу 2 У года и У года изучают необходимое для их специальности кузнечное ремесло. Ученики кузнечного дела, специализируясь 2 У года в своем ремесле, У года обучаются в слесарном отделении. Ученики же столярного отделения проходят свою специальность в течение всего учебного курса.

На первом году обучения ученики проходят программу, состоящую из нескольких практических работ, не имеющих рыночной ценности, но знакомящих воспитанников с приемами выбранного ими ремесла, правильно применяя необходимые инструменты. Получив необходимый навык, ученики переходят к изготовлению отдельных частей изделий, постепенно двигаясь, в зависимости от умения, от легкого к более трудному [8, с. 17].

На втором и третьем году обучения воспитанники выполняли более сложную работу, выполняя более сложные детали для изделий, постепенно переходя к сборке и изготовлению изделий в целом. Следует отметить, что практическая задача учебной программы значительно облегчалась бы, если бы мастерская в течение всего года имела возможность производить ремонты и починки разнообразных вещей по частным заказам, поскольку подобные практические работы представляли богатый учебный материал различной сложности.

Согласно принятым в мастерской правилам воспитание ответственности у воспитанников и развитие у них навыка содержания станков, машин и инструментов в чистоте, а также уборке помещений в мастерской возлагались на мастеров - преподавателей. Кроме того, в каждом отделении мастерской поочередно

осуществлялось дежурство из числа учеников для выполнения несложных непредвиденных работ от заказчиков [8, с. 18].

В заключении необходимо отметить, что первая Симферопольская мастерская имени А.Н. Кузмина стала не только образцовым показателем постановки учебного дела для этих будущих училищ, учебных мастерских и ремесленных школ, но и смогла подготовить для них опытных мастеров-преподавателей из числа своих бывших воспитанников, имевших многолетнюю всестороннюю практику в различных промышленных учреждениях и заводах.

Выводы. Таким образом, открытие первой Симферопольской ремесленной учебной мастерской в 1913 году имело большое социально- экономическое значение, поскольку профессиональное образование носило общественно-государственный характер. Значительную роль в его развитии играли местные органы власти, частные лица и общественные организации, что дало возможность профессиональному образованию в большей степени соответствовать потребностям современной экономической системы и общества в целом. Обобщение исторического опыта образовательной деятельности особых типов учебных заведений, а именно ремесленных учебных мастерских, позволит Российскому государству создать оптимальную модель образования, позволяющую достаточно быстро и относительно недорого готовить квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и для Крымского региона, в частности.

Литература:

1. Галкин И.А. Вопросы становления и развития ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале ХХ веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / И.А. Галкин. - Курск, 1999. - 27 с.

2. Ганкевич В.Ю. Роль Симферопольского мусульманского благотворительного общества в поддержке одаренных крымско-татарских детей / В.Ю. Ганкевич С.С. Шевелевым // Ученые записки Таврического нац. ун-та им. В.И. Вернадского, сер.: педагогика, психология. - 2002. - Т. 15 (54) № 1. - 146-149.

3. Закон. Об изменении некоторых узаконений о мужских и женских гимназиях, прогимназиях и реальных училищах [Текст] / Инспекция Народных Училищ Перекопского уезда циркулярные распоряжения Попечителя Одесского учебного округа и Министерства Народного Просвещения: об открытии мужской гимназии в Армянске, по личному составу и протокола заседания Педагогического Совета о внешкольном надзоре // ГКУ РК ГАРК. - Ф. 73. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 1 - 75. Л. 25.

4. Карцева Е.В., Кудрявцев В.Н. Развитие российского профессионального образования в первой половине XIX века: роль частной инициативы, сущность и содержание обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8174 (дата обращения: 17.02.2019).

5. Кондратьева Г.В. Частная благотворительность в сфере просвещения // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 83-87.

6. Лавриненко Л.Я. [1 Благотворительная деятельность в сфере образования: состояние и перспективы // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 28-33.

7. Магсумов Т.А. Казанское ремесленное училище в конце XIX - начале XX века: проблемы функционирования ремесленного образования // Вестник Челябинского государственного университета. История - Челябинск: Типография «Два комсомольца», 2009. № 10 (191). - Вып. 39. С. 41-46.

8. Прокопенко М. Отчет Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А.Н. Кузмина за 1913 год. (с 7 - января 1912 года по 1 - января 1914 года.) [Текст] // Симферопольская Типография Г.М. Эпеля 1914 год. С. 1-26, С. 24.

9. Такмазян К.Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 285-287.

10. Корниенко В.Н. Благотворительность в образовательной области Харьковской губернии (вторая половина XIX- начало XX столетия); автореф. дис. на получение науч. степени канд. ист. наук; спец 07. 00. 01 "История Украины" / Вера Николаевна Корниенко, - Харьков, 2005. - 19 с.

Педагогика

УДК 37.2: 37.013.77

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями Шушара Татьяна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к решению актуальных проблем современного дошкольного образования, определены стратегические ориентиры развития национальных образовательных систем; учет национально-культурной специфики и исторического развития педагогической мысли и воспитательной практики; критическое осмысление и творческое использование зарубежного опыта; установление взаимосвязей и обеспечение преемственности между дошкольной, общеобразовательной и высшей школами.

Ключевые слова: дошкольная педагогика, отечественная дошкольная педагогика, зарубежная дошкольная педагогика, становление личности дошкольника.

Annotation. The article discusses the main approaches to solving urgent problems of modern preschool education, identifies strategic guidelines for the development of national educational systems; taking into account the national and cultural specifics and the historical development of educational thought and educational practice; critical thinking and creative use of foreign experience; establishing relationships and ensuring continuity between preschool, general education and higher schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.