Научная статья на тему 'Становление и развитие системы образования Терского района'

Становление и развитие системы образования Терского района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРСКИЙ РАЙОН / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУИРОВАНИЕ И АНАЛИЗИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОКРУЖНАЯ ШКОЛА / ПЕРИОД (ЭТАП) СТАНОВЛЕНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загаштоков А.Х., Боготова З.И., Паритов А.Ю.

В статье обоснована необходимость педагогических исследований в области развития регионального образования и осуществлена попытка описания становления и развития системы образования Терского района Кабардино-Балкарской Республики. Цель статьи определить специфику педагогических преобразований в системе образования Терского района Кабардино-Балкарии первой половины 20 века. Современная система образования в Малой Кабарде (Терском районе) зарождалась в конце 19 начале 20 веков. В1930-е годы в соответствии с политикой государства в Терском районе образовательные учреждения стали функционировать практически в каждом населенном пункте. Таким образом, обращение к основным этапам развития образования района позволит проследить, какие предпосылки становления системы образования имелись в прошлом, и на основе какого исторического опыта создавалась эта система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загаштоков А.Х., Боготова З.И., Паритов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы образования Терского района»

Становление и развитие системы образования Терского района Кабардино-Балкарии в первой половине ХХ века

Загаштоков Айса Хусинович,

доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры педагогического образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербеко-ва», zagasht@mail.ru

Боготова Залина Ихсановна,

кандидат биологических наук, магистр педагогики ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», zalina_bogotova@mail.ru

Паритов Анзор Юрьевич,

кандидат биологических наук, магистр педагогики «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», paritov@mail.ru

В статье обоснована необходимость педагогических исследований в области развития регионального образования и осуществлена попытка описания становления и развития системы образования Терского района Кабардино-Балкарской Республики. Цель статьи определить специфику педагогических преобразований в системе образования Терского района Кабардино-Балкарии первой половины 20 века. Современная система образования в Малой Кабарде (Терском районе) зарождалась в конце 19 - начале 20 веков. В1930-е годы в соответствии с политикой государства в Терском районе образовательные учреждения стали функционировать практически в каждом населенном пункте. Таким образом, обращение к основным этапам развития образования района позволит проследить, какие предпосылки становления системы образования имелись в прошлом, и на основе какого исторического опыта создавалась эта система.

Ключевые слова: Мало - Кабардинский округ, Терский район, становление и развитие системы образования, структуирова-ние и анализирование материала, сельскохозяйственная окружная школа, период (этап) становления, этнокультурные особенности.

В последние десятилетия на фоне появляющихся исследований в области промышленной, сельскохозяйственной и социальной жизни Терского района Кабардино-Балкарии практически нет публикаций по проблемам истории и становлении и развития системы образования района. История системы образования на территории Терского района до сих пор остается мало изученной. Поэтому особую актуальность приобретает такая работа, которая объединила бы отдельные фрагменты, факты системы образования района, структурировала бы их, связала в определённые хронологические рамки.

«Понимание логики развития системы образования северокавказских народов важно не только с научных, исторических позиций, но и с точки зрения решения актуальных политических, социальных, экономических и других задач в этом регионе» [1, с. 3] В связи с этим, в нашей работе осуществлена попытка описания становления и развития системы образования Терского района Кабардино-Балкарской Республики [2, с.46-98]. Цель статьи определить специфику преобразований в системе образования Терского района Кабардино-Балкарии первой половины 20 века путем структурирования и анализирования материала.

Таким образом, обращение к основным этапам развития образования района позволит проследить, какие предпосылки становления системы образования имелись в прошлом, и на основе какого исторического опыта создавалась эта система.

Образовательная система Терского района Кабардино-Балкарии впитала как губка лучший российский передовой педагогический опыт и в тоже время развивалась с учетом своих этнокультурных особенностей. Современная система образования в Малой Кабарде (Терском районе) зарождалась в конце 19 - начале 20 веков. Вначале 90-х г. 19 века на станции Муртазово открылась первая в Малой Кабарде одноклассная школа, где преподавание велось на русском языке. Известно, что с 1898 по 1902 г.г. в Малой Кабарде открывались сельские школы [3].

После Октябрьской революции одним из первых учреждений, открытых в окружном центре, была школа. Когда на съезде Советов депутатов

о о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл

А

ы О

го А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

05 О!

возник вопрос о совпартшколе, все округа единогласно высказались за одну школу в области. Только один Мало-Кабардинский округ запротестовал против такого решения и пожелал иметь свою школу, не останавливаясь ни перед какими затратами. Школа была организована. Она как нельзя лучше характеризовала МалоКабардинский округ, который первым из кабардинских округов взялся за просвещение

Малая Кабарда, закончив гражданскую войну и частично ликвидировав разруху, приступила к борьбе с неграмотностью. Возникла резкая потребность в педагогах, способных научить людей зрелого и старшего возраста. В 1918 году в селении Боташево (с.п. Плановское) стала работать 3-х классная школа. Малая Кабарда в походе за знаниями шла в первых рядах. В Терекском (Бо-латово) были открытии две школы, переполнен-нымиучениками.. В 1923 году была открыта школа на 45 мест в селении Бороково (с.п. Арик).

В 1923 г. была создана (кабардинская) письменность на латинской графической основе. Утверждение кабардинской письменности для жителей Мало-Кабардинского округа имело большое значение для развития системы образования. В 1924/25 учебном году были изданы кабардинский и балкарский буквари.

Большую роль в становлении и развитии системы образования, общественной жизни МалоКабардинского округа сыграла сельскохозяйственная окружная школа. В эти годы было трудно с кадрами учителей, о чём свидетельствует такое отношение исполкома Совета Мало- Кабардинского округа отделу народного образования облисполкома, направленное туда официальное письмо накануне открытия школы 2 февраля 1923 года. «В Мало-Кабардинском округе открывается окружная школа первой ступени для подготовки молодых граждан совпартшколы [4].

В эти годы в Малой Кабарде продолжает расширяться сеть школ для детей и взрослых. В 1924 году в селении Абаево (Неурожайное,) была открыта начальная школа.

В 1925 году решением облисполкома Кабардино-Балкарии в Тереке при сельскохозяйственной школе был открыт детский дом для детей. В эти годы в окружной сельскохозяйственной школе появились первые в Мало-Кабардинском округе молодежные и детские общественные организации: в 1923 году - комсомольская, в 1924 году - пионерская и октябрятская группа.

К 1925 году в Мало-Кабардинском округе было 7 школ ликбеза и 6 изб-читален. В 1927 году в с. Плановское открылась 4-х классная школа. В этом же году в с. Ахлово (Нижний Курп) была открыта начальная школа. В округе продолжается настоящая битва за ликвидацию безграмотности.

К концу 1927 года обучением было охвачено 25% детей школьного возраста. Большой помехой в распространении образования в эти годы являлось нехватка школьных помещений, педагогических кадров.

Летом 1927 года Мало - Кабардинский округ оказался пионером ещё одного большого дела. Имеется в виду зарождение детских дошкольных учреждений. Первое в Кабардино-Балкарии дошкольное детское учреждение было открыто в 1927г. в с. Дейское. Это была временная площадка для детей на 50 мест. Работала первая детская площадка с июля по октябрь, т.е. во время полеводческих работ. В результате такой работы к середине 1920-х гг. в Мало - Кабардинском округе сложилась определенная система школьного образования.

Введение всеобщего обучения на территории Мало-Кабардинского округа и движение за ликвидацию неграмотности, распространение обучения на национальных языках, новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое -это достижение образования 20-х гг.

Таким образом, советская система образования как особая структурированная форма обучения стала складываться в Мало-Кабардинском округе Кабардино-Балкарской автономной области к 1927-му году.

К 16 мая 1929 г. в Мало-Кабардинском округе были созданы 23 школы, в которых работали 34 учителя,учились 1865 учеников.

В 1930 году ВЦИК СССР был принят закон о введении с 1930/1931 учебного года всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8,9,10 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы, необходимо было ликвидировать неграмотность. Это дало возможность охватить учебой всех детей школьного возраста. В эти годы активная работа педагогических кадров, отдела народного образования по охвату учёбой всех детей школьного возраста с целью ликвидации неграмотности проводилась и Мало-Кабардинском округе.

К концу первой пятилетки в Терском районе в основном были решены задачи всеобщего обязательного обучения детей, практически ликвидированы проблемы неграмотности.

В результате образовательной политики уже в 30-е гг. XX в. образование в Терском районе стало массовым и доступным. В 20-30-е гг. в Терском районе открываются новые учебные заведения и учреждения образования различных типов образования. Этому способствовали: создание широкой сети учебных заведений; разработка алфавитов и издание учебников; подготовка педагогических кадров из числа коренных национальностей; соединение в содержании образования достижений науки и сведений этнокультурологического характера; обучение девочек-горянок; привлечение широкой общественности к ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Эти и другие меры менее чем за 20 лет позволили добиться подъема уровня образования и национальной культуры[5].

Таким образом, на данном этапе в результате педагогической деятельности работников образо-

вания, сформированное образовательное пространство Терского района стало приобретать систематизированность и целенаправленность к началу1930-хгодов 20 века.

В эти годы создается отдел народного образования Мало-Кабардинского округа (1931-1932г.г.).

В апреле 1931 года на базе окружной сельскохозяйственной школы в Тереке было открыто специальное среднее заведение - МалоКабардинский агромелиоративный техникум. Создание этого техникума стало большим событием в жизни жителей всей республики, поскольку это было первое в истории края специальное учебное заведение, которое выпускала квалифицированные кадры для сельского хозяйства Кабардино-Балкарии[4].

В целом, становление единой системы образования в Терском районе, с нашей точки зрения, завершилось к середине 30-х годов20 века.

В 1932 г. была основана начальная школа в Тереке. В том же году в школе обучалось 12 учеников, которых обучал один учитель.

В договоре (март, 1932 г.) «О с социалистическом соревновании Баксанского и МалоКабардинского районных отделов народного образования говорится: «Мало-Кабардинский районный отдел народного образования, приветствуя вашу связь, без колебаний принимает на себя точно такие же обязательства в порядке соревнования и, как встречное обязательство, в договор вошли следующие пункты: 1) обеспечить в учебной работе твердое усвоение программного минимума и добиться снижения второгодничества на 50 % против прошлого года; 2) поставить школьное самоуправление на высоту, обеспечивающую полную ликвидацию не только прогулов, но и опозданий на уроки без уважительных причин; 3) провести месячные курсы по подготовке руководительниц дошкольных учреждений с охватом не менее 30 колхозниц и работниц».

В январе 1933 года в районе количество учащихся в школах первой ступени составляло 4306 человек.

В 1935 г. в Тереке построена средняя школа. До этого в райцентре имелась только одна начальная школа. Можно предположить, во второй половине 1930-хгодов в Терском районе в основном сформировалось образовательное пространство, и сложились предпосылки для реальной образовательной модернизации.

Особенностью сферы образования в исследуемый период являлось культурного уровня населения, заключалось в реальном охвате начальным обучением всех детей, контроль со стороны органов народного образования за их обязательным посещением школы ,поддержка детей из малообеспеченных семей, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения и др. Улучшению учебно-воспитательной работы в школах способствовал перевод письменности с латинского алфавита на русский, который был осуществлен в 1936/37 учебном году. Переход на русский алфавит улучшил качество работы, усво-

ение родного и русского языка, содержание учебников.

Таким образом, первые послеоктябрьские десятилетия - это период (этап) становления системы образования Терского района.

Данная структура, сложившаяся в районе, представлялась как система полностьюсоответ-ствующаяосновномунаправлениюразвитиявсего-советского общества и государства в области образования.

В 1920-егг. в Мало - Кабардинском округе произошли изменения в образовательной сфере при относительном сохранении традиционного образования.

В 1930-е годы в соответствии с политикой государства в Терском районе образовательные учреждения стали функционировать практически в каждом населенном пункте.

Вместе с тем, в этот же период, получение образования стало основным

фактором социализации молодежи. Государственная политика в этой сфере определялась экономическими целями, основой которой являлась задача повышения образовательного уровня, формирование инфраструктуры современного на тот период культурного развития населения.

Данный период (20-30-е годы) стал одним из этапов интеграции Кабардино-Балкарии, в том числе и Терского района в советское государство посредством становления и развития единой системы образования.

Страна вставала на ноги, молодое поколение стремилось получать образование, но Великая отечественная война прервала все мечты и надежды. Многие учителя и выпускники школы Терского района были призваны на защиту своей Родины, многие пошли добровольцами.

В эти годы на короткое время была прервана работа районного отдела народного образования. Но даже в годы войны после изгнания немцев из Терской земли продолжалась работа районного отдела народного образования, система образования района была практически восстановлена.

В 1940-1950-х гг. государство взяло курс на обеспечение всеобщего начального семилетнего обучения. Образовательные учреждения Терского района активно работали по реализации данной проблемы.

В эти годы был создан Урожайненский отдел народного образования (1944г.-1959г.), который работал в тесном взаимодействии с Терским отделом народного образования.

В 1946 году в Терском районе функционировали 14 школ, в которых обучались 3702 учеников.

К этому времени в Терском районе уже сложилась своя система школьного образования, включающая различные типы образовательных учреждений, методическая и инспекторская служба РОНО.

Литература

1. Бозиев, Р.С. Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX - начале XX веков: эта-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т

о т; О т

О го -о А ы О ГО А

X

^

т

пы, движущие силы, механизмы: автореферат диссертации доктора педагогических наук. -Москва, 2009. - 45 с.

2. Загаштоков, А.Х. Становление и развитие системы образования Терского района Кабарди-но- Балкарии [Текст]: Монография. - Нальчик: ООО «Печатный двор», 2018. - 440с.

3. Золотарева, И.С. Вклад просветителей Ка-барды и Балкарии в развитие светского образования в крае // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(60). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 22-29.

4. Начало (Воспоминания питомцев МалоКабардинской сельскохозяйственной школы и детского дома) / Составитель М.К. Наков. - Нальчик: Эльбрус, 1975. 128 с.

5. Супрунова, Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе / Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 2001.- № 5.- С. 30-39.

6. Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX - начала XX века (на материале Орловской губернии): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец,2006

7. Перцев В.В. Гимназическое образование в дореволюционной России: вторая половина XIX -начало XX века // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 01. С. 36.

Formation and development of the education system of the Tera district

of Kabardino-Balkaria in the first half of the 20th century

Zagashtokov A.H., Bogotova Zalina Ihsanovna, Paritov A.U. Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova The article substantiates the need for pedagogical research in the development of regional education and attempts to describe the establishment and development of the education system in the Tersky district of the Kabardino-Balkarian Republic. The purpose of the article is to determine the specifics of pedagogical changes in the education system of the Tersky district of Kabardino-Balkaria in the first half of the 20th century. The modern education system in the Malaya Kabarda (Tersky district) was born in the late 19th and early 20th centuries. In the 1930s, in accordance with the state policy in the Tersky district, educational institutions began to function in virtually every locality. Thus, an appeal to the main stages of the development of education in the district will make it possible to trace what preconditions for the formation of the education system existed in the past, and on the basis of what historical experience this system was created. Key words: Little - Kabardian district, Tersky district, the formation and development of the education system, the structuring and analysis of the material, the agricultural district school, the period (stage) of formation, ethnocultural characteristics. References

1. Boziev, R.S. Development of education of the peoples of the

North Caucasus in the XIX - early XX centuries: stages, driving forces, mechanisms: dissertation of the doctor of pedagogical sciences. - Moscow, 2009. - 45 p.

2. Zagashtok, A.Kh. Formation and development of the education

system of the Terek district of Kabardino-Balkaria [Text]: Mono graph. - Nalchik: LLC "Printing House", 2018. - 440s.

3. Zolota reva, I.S. The contribution of the enlighteners of Kabarda

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and Balkaria to the development of secular education in the province // Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology: Coll. Art. on mater. LXII int. scientific-practical xoaf. Number 3 (60). - Novosibirsk: SibAK, 201бПер уё^р.В. Гимназическое образование в дореволюц

4. Beginning (Memoirs of pets of the Malo-Kabardian Agricultural

School and Children's Home) / Compiled by M.K. Nakov. -Nalchik: Elbrus, 1975. 128 p.

5. Suprunova, L.L. Humanistic orientation of the state educational

policy in the North Caucasus / L.L. Suprunova // Pedagogy. -2001.- № 5.- p. 30-39.

6. Pertsev V.V. The development of gymnasium education in the

Russian province of the second half of the XIX - early XX centuries (based on the material of the Oryol province): author. diss. ... cand. ped Sciences / Elets State University. I.A. Bunina. Yelets, 2006

7. Pertsev V.V. Gymnasium education in pre-revolutionary Russia:

the second half of the XIX-early XX centuries // Scientific and methodical electronic journal Concept. 2013. No. 01.P. 36.

о

с

^

00

0 сч <e

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.