Научная статья на тему 'Становление и развитие правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере экономической безопасности в Российской Федерации'

Становление и развитие правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере экономической безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАНИФЕСТ / MANIFESTO / МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ / MINISTRY POLICE / ПОЛИЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY POLICE / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко О.В.

В статье рассматривается образование новых самостоятельных правоохранительных органов в Российской Федерации в 1993 г. таможенных органов и налоговой полиции и их дальнейшее развитие. Приведены сведения о деятельности подразделений органов внутренних дел. по расследованию налоговых преступлений, которым переданы функции налоговой полиции в 2003 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of law enforcement agencies operating in the sphere of economic security in the Russian Federation

The article dwells upon the process of formation of the new independent law-defending bodies customs bodies and taxation police in the Russian Federation in 1993 and their further development. The information about the activity of subdivisions of internal affairs bodies that are in charge of investigation of taxation offences to which the functions of taxation police were passed on.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере экономической безопасности в Российской Федерации»

Становление и развитие

правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере экономической безопасности

в Российской Федерации

Харченко О.В.*

The article dwells upon the process of formation of the new independent law-defending bodies — customs bodies and taxation police — in the Russian Federation in 1993 and their further development. The information about the activity of subdivisions of internal affairs bodies that are in charge of investigation of taxation offences to which the functions of taxation police were passed on.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила основные принципы формировавшейся новой экономической системы страны. В соответствии с Конституцией в России гарантируются единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности и предпринимательства, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ). Вместе с тем не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Положения Конституции нашли свое развитие в Гражданском кодексе РФ (далее ГК), который основан на признании равенства участников гражданских отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. ГК предусматривает, что гражданские права физических и юридических лиц могут быть ограничены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 1 ГК). Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление пра-

вом в иных формах, равно как не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением (ч. 1 ст. 10 ГК).

Становление рыночных отношений, развитие предпринимательства, появление многоукладной экономики потребовало пересмотра действующего законодательства, в том числе и в сфере экономической безопасности государства. После введения в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации начал использоваться правовой потенциал в нормах об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности. Если в 1997 г. было зарегистрировано 61 689 преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности и выявлено 41 835 лиц, совершивших такие преступления, то в 2002 г. зарегистрировано 142 947 указанных преступлений и выявлено 103 563 лица1

Однако после изменений, внесенных в законодательство в сфере экономической безопасности в 2002-2003 гг., данные изменились. Правоохранительными органами в 2004 г. зарегистрировано 58 759 преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности, и выявлено 15 644 лица, совершивших такие преступления, а в 2008 г. зарегистрировано 80 743 преступления и выявлено 7 937 лиц2.

В условиях рыночной экономики на протяжении последних пятнадцати лет в Российской Федерации идет процесс становления и развития системы правоохранительных органов, причем впервые стали создаваться специализированные право-

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, кандидат юридических наук, доцент.

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

охранительные органы в сфере экономической безопасности.

В 1993 г. были созданы новые самостоятельные правоохранительные органы — таможенные органы и федеральные органы налоговой полиции.

В ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 г. было прямо установлено, что таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации3.

В качестве одной из функций таможенных органов предусматривалось, что они «ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации» (п. 9 ст. 10 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г.).

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 г. в ст. 117 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР был включен п. 9, согласно которому таможенные органы Российской Федерации получили статус органа дознания «по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 78.1, 78.2 Уголовного кодекса РСФСР, касающихся таможенного дела» 4.

Статус таможенных органов как органов дознания подтвержден и в ныне дей-

ствующем Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18 декабря 2001г. (п. 5 ч. 1 ст. 151)5.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. оперативным подразделениям таможенных органов было предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности 6.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации, который до этого был самостоятельным органом исполнительной власти, был преобразован в Федеральную таможенную службу в качестве федерального органа исполнительной власти, подведомственного Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Однако Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» Федеральная таможенная служба была выведена из подведомственности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Было установлено, что непосредственное руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации7.

Сегодня таможенные органы действуют на основании Таможенного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной думой 25 апреля 2003 г., и составляют единую федеральную централизованную систему (ч. 1 ст. 401 Таможенного кодекса РФ). Таможенный кодекс РФ является важным нормативным документом, регламентирующим порядок осуществления внешнеэкономической деятельности. По-прежнему на таможенные органы в качестве одной из основных функций возложено вести борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекать незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывать содействие в борьбе с международным терроризмом в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в де-

ятельность международной гражданской авиации» (п. 6 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г.).

К числу наиболее опасных преступлений против установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности относится контрабанда (ст. 188 Уголовного кодекса РФ). В 90-е гг. ХХв., несмотря на латентность, отмечался заметный рост этого преступления в России. Если в 1990 г. был зарегистрирован 121 факт контрабанды, то в 2000 г. — уже 4 371 преступление8. В 2008 г. в Российской Федерации таможенными органами было зарегистрировано 4 269 преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ, и привлечено к уголовной ответственности

1 327 лиц, совершивших указанное преступление 9.

Другим новым самостоятельным правоохранительным органом стала налоговая полиция. Предшественником налоговой полиции было образованное в 1992 г. Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации с подчиненными ему управлениями (отделами) налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах, что было отражено в ст. 2 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР от 21 марта 1991 г. в редакции Закона Российской Федерации «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 2 июля 1992 г.10

Законом Российской Федерации от

2 июля 1992 г. органам Главного управления налоговых расследований было предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности и производства предварительного расследования по делам о налоговых преступлениях в форме дознания.

Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе было преобразовано в самостоятельный орган на правах государственного комитета — Де-

партамент налоговой полиции Российской Федерации11. В ст. 5 закона было установлено, что федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Департамента налоговой полиции Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляли: Департамент налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации, органы налоговой полиции в республиках в составе Российской Федерации (департаменты, управления); органы налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (управления, отделы Департамента налоговой полиции — территориальные органы); органы налоговой полиции городов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции (местные органы налоговой полиции). В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств могли создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие подразделения, необходимые для обеспечения их деятельности.

В ст. 1 рассматриваемого закона прямо было указано, что федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами, а также составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В ст. 2 были определены следующие задачи федеральных органов налоговой полиции:

• выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений (о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции были обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы);

• обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами и согласно ст. 10 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» были обязаны:

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба;

2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;

4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характер-

ных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 17 декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции был преобразован в Федеральную службу налоговой полиции. Кроме производства дознания, федеральным органам налоговой полиции было предоставлено также право производства предварительного следствия12.

В аналитической справке, подготовленной Федеральной службой налоговой полиции в 2002 г., отмечалось, что на протяжении последних десяти лет примерно 50-60 % от общего числа налогоплательщиков (юридических и физических лиц) не осуществляли или не в полной мере осуществляли налоговые выплаты в бюджет. Несмотря на высочайшую латент-ность налоговых преступлений, за период с 1 января по 1 июля 2003 г. органы налоговой полиции расследовали около 80 тыс. уголовных дел о налоговых преступлениях и привлекли к уголовной ответственности более 15 тыс. человек. Только за 2000 и 2001 гг. ущерб по выявленным налоговым правонарушениям составил 709,8 млрд руб., а реально возмещен ущерб по уголовным делам в сумме 4,5 млрд руб.13

Налоговая полиция просуществовала всего десять лет. Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 1 июля 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции была упразднена, а ее функции были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации14. Подразделениями органов внутренних дел по расследованию налоговых преступлений в 2008 г. выявлено 27,7 тыс. преступлений экономической направленности, материальный ущерб от указанных преступлений составил 71,57 млрд руб., а сумма возмещенного ущерба — 49,55 млрд руб.15

Литература и примечания

1. Тенденции преступности, ее организованность, закон и опыт борьбы с терроризмом / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2006. С. 113-117.

2. Состояние преступности в России. М.: МВД РФ, МЮ РФ. 2005; Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов за январь-декабрь 2008 г. по России. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2009.

3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1109.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 20. Ст. 2162.

8. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда. История, социально-экономическое содержание и ответственности. СПб., 2002. С. 17.

9. Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов за январь-декабрь 2008 г. по России. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2009. С. 24.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1912.

11. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 4973.

13. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность . М., 2006. С.8-9, 21.

14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1099.

15. Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов за январь-декабрь 2008 г. по России. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2009. С. 3.

Коррупционные факторы

нормативно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел

Яхимович Л.П. *

The article examines the factors of corruption of normative-legal ensuring of activity of the Ministry of Internal Affairs.

Коррумпированность сотрудников правоохранительных органов в последнее время привлекает все большее внимание общества. Средства массовой информации изобилуют фактами продажности сотрудников органов внутренних дел, службы контроля за оборотом наркотиков, таможенных органов, свидетельствующих о неэффективности деятельности уполномоченных подразделений в борьбе с этим явлением в рядах силовых ведомств.

В Национальном плане противодействия коррупции 2008 года отмечается, что, несмотря, на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов. Рассматриваемое явление препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна

из угроз безопасности Российской Федерации. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.

Впервые за последние годы попытка законодательно урегулировать сущность коррупции и мер, потенциально ей препятствующих была предпринята в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где коррупция определяется в качестве злоупотребления служебным положением, дачи и получении взятки, злоупотребления полномочиями, коммерческого подкупа либо иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершения указанных

Соискатель АЭБ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.