Научная статья на тему 'Становление и развитие отношений между Волжским автомобильным заводом и предприятиями Венгрии, Румынии и ГДР в 60-80-х гг. Xx в'

Становление и развитие отношений между Волжским автомобильным заводом и предприятиями Венгрии, Румынии и ГДР в 60-80-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие отношений между Волжским автомобильным заводом и предприятиями Венгрии, Румынии и ГДР в 60-80-х гг. Xx в»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВОЛЖСКИМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ЗАВОДОМ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВЕНГРИИ, РУМЫНИИ И ГДР В 60-80-Х ГГ. XX В.

Богатырев А.В.

60-80-е гг. XX в. стали для Волжского автомобильного завода (ВАЗа) чрезвычайно плодотворными по части контактов с иностранными государствами. Особенно активно развивались отношения между ВАЗом и странами так называемого социалистического лагеря: Чехословакией, Польшей, Болгарией и др. Однако наиболее тесные связи ВАЗ установил с Венгерской Народной Республикой (ВНР), Румынской Социалистической Республикой (РСР) и Германской Демократической Республикой (ГДР).

Во второй половине XX в. Венгерская Народная Республика переживала период бурного экономического роста. В 1966 - 1970-х гг. в Венгрии был взят курс на 3-й пятилетний план и 10-й съезд ВСРП, состоявшийся 23-28 ноября 1970г. констатировал его успешное выполнение. Особенно больших результатов удалось добиться в промышленности: в 1970г. производство химической промышленности выросло по сравнению с 1938г. в 27 раз, производство оборудования - на 31,4% и т.д.1 Однако самые серьезные достижения ждали ВНР в автомобилестроении. Именно на этот период времени приходится активность крупнейшего венгерского автомобильного завода - «Икарус» . И не последнюю роль в «Ренессансе» автомобильной промышленности Венгрии сыграл СССР . Благодаря активному сотрудничеству с Советским государством ВНР значительно улучшила свои экономические показатели. Многое венгерским

1 Маергойз И.М. Венгрия. VII. Экономико-географический очерк // БСЭ. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/003/979.htm

2 A Magyar Népkôztarsasag Kormanya és az Amerikai Egyesült Âllamok Kormanya kôzôtti beruhazas garancia Megallapodas kinirdetésérôl.

http://www.huembwas.org/Consul/legal texts/Egyezmenyek/Beryhazasmagyar.htm

3 San José State University. Economic History and the Economy of Hungary. http://www.sjsu.edu/faculty/watkins/hungary.htm

автомобильным заводам и предприятиям дало сотрудничество с Волжским автозаводом.

Начало взаимоотношениям Волжского автомобильного завода с предприятиями Венгерской Народной Республики было положено в 1965г. Именно тогда будапештский завод механических измерительных приборов (ММГ) открыл свой филиал в венгерском г. Сексарде (специализировался на производстве манометров для проверки давления воздуха в шинах), где начали выпускать первые комбинированные приборы для автомобилей «Жигули». В 1970г. первая партия выпущенных в Сексарде деталей была отправлена на ВАЗ и уже в конце 1974г. ММГ отметил выпуск миллионной комбинации приборов для автомобилей Волжского автозавода4.

Однако сотрудничество между ВАЗом и ММГ не ограничивалось лишь чисто экономическими, деловыми отношениями. Так, в 1973г., спустя 8 лет с начала поставок, делегация цеха №45-3 ВАЗа с дружественным визитом посетила завод-поставщик в Будапеште, а спустя некоторое время, летом 1974г., в Тольятти прибыла группа рабочих с ММГ5. В ходе данного визита особенно теплые отношения сложились у представителей ММГ с коллегами из бригады №221 Сборочно-кузовного производства ВАЗа (СКП), представители которой всячески старались демонстрировать свою заинтересованность внутренней и внешней жизнью ВНР и даже читали журнал «Венгерские новости»6.

В 1975г. по приглашению венгерских коллег, делегация СКП (являвшаяся частью более обширной делегации тольяттинцев, возглавляемой председателем Тольяттинского отделения Союза общества советско-венгерской дружбы В.С.

п

Данилевским) посетила Будапешт. В составе делегации находились: А. Милов

- член бюро отдела Общества советско-венгерской дружбы СКП, А.В. Семишин

- директор СКП, а также В. Мирошников, являвшийся председателем тольяттинского отделения Общества советско-венгерской дружбы. В ходе визита, члены делегации посетили гг. Сомбатхей, Секешфехервар, Веспрем, а

4 «Волжский Автостроитель», 1975г., 25 марта, №35. С. 4.

5 Там же.

6 «Волжский Автостроитель», 1975г., 4 февраля, №14. С. 2.

7 «Волжский Автостроитель», 1975г., 17 июля, №82. С. 3.

также вместе с представителями ММГ взошли на гору Геллерт, чтобы отдать дань памяти освободителям столицы ВНР от фашистских захватчиков. Эта акция имела для советской делегации особое значение, так как многие из ее членов принимали активное участие в боях за освобождение Венгрии от фашистских агрессоров. Так директор СКП А.В. Семишин сохранил

о

воспоминания о боях под деревнями Варполота и Мадьярол .

В рамках дружественного визита тольяттинская делегация посетила завод ММГ. Делегацию приветствовал экономический директор завода Антал Урбан. Также на встрече присутствовали секретарь парткома цеха сборки комбинаций приборов Томола Лайошнэ и члены бригады «Эдетэртэш». В ходе встречи тов. Урбан отметил необходимость и важность сотрудничества между ВАЗ и ММГ. В своей речи А. Урбан также указал на сложность и ответственность, которую венгерские коллеги ощущают на себе при производстве продукции для Волжского автозавода. В своем выступлении экономический директор будапештского завода ММГ высказал свои замечания и по поводу положительного влияния, которое оказало сотрудничество с ВАЗом на развитие его венгерского партнерам (45% всей выпускаемой на заводе продукции поставлялось в СССР)9. В ходе встречи венгерская и советская стороны пришли к соглашению о необходимости совместно разрабатывать и утверждать чертежи приборов для автомобилей ВАЗ - 2105. Встреча завершилась заверениями со стороны Антала Урбана в том, что сотрудничество между ММГ и ВАЗ будет продолжаться и дальше10.

В том же 1975г. в Венгрии праздновалось 30-летие освобождения из-под фашистского гнета. В честь данного события бригада №221 была приглашена в ВНР11. Среди приглашенных были заместитель начальника цеха №45-3 С. Фалалеев, члены бригады №221 В. Папук, А. Гень, Ю. Канаев. Возглавлял делегацию вазовцев заместитель секретаря парткома Сборочно-кузовного производства Л.С. Скворцова. Перелет из Тольятти в Будапешт был осуществлен

8 «Волжский Автостроитель», 1975г., 13 февраля, №18. С. 4.

9 «Волжский Автостроитель», 1975г., 17 июля, №82. С. 3.

10 Там же.

11 «Волжский Автостроитель», 1975г., 15 мая, №55. С. 4.

венгерской авиакомпанией. На аэродроме ВНР делегацию с ВАЗа встречали директор производства «Жигули» завода ММГ, секретарь парткома цеха сборки комбинаций приборов Томола Лайошнэ, бригадир бригады «Эдетэртэш» Иштван

Ромвари и работники Внешторга СССР. В рамках визита рабочие ВАЗа посетили

12

гору Геллерт, 5 апреля - г. Сегер (Сегед), а также центральный завод ММГ .

Особенно плодотворным стало для вазовцев посещение завода механических измерительных приборов в Будапеште. Делегация встретилась с администрацией завода, партийными и комсомольскими органами ММГ, а также осмотрела рабочие места бригады «Эдетэртэш». Рабочие бригады сообщили своим коллегам из Тольятти, что для новой модели автомобиля ВАЗ -2106 создали улучшенную комбинацию приборов в оригинальном

13

исполнении .

Последний день пребывания в ВНР закончился для представителей ВАЗа встречей в дирекции завода ММГ. Представители венгерской стороны заявили о принятии вызова на социалистическое соревнование, полученное от СССР. В торжественной обстановке члены тольяттинской делегации были награждены венгерским наградным знаком «Ударник социалистического труда». Его получили бригадир Б. Флегонтов, Т. Гидадуллина, Ю. Полушкин и др. Также рабочим бригады №221 с венгерской стороны были переданы в

14

качестве дара 5 наградных знаков и вымпелы .

В свою очередь и ММГ нанес свой ответный визит на Волжский автозавод. 10 июля 1979г. в Тольятти прибыли представители секретарей парткомов заводов и производственных объединений. В числе прибывших значился и Йожеф Пал - представитель будапештского завода механических измерительных приборов. 3 дня делегация пробыла в Тольятти, и за это время Пал встречался с руководителями общественных организаций ВАЗа и коллективами бригад рабочих СКП. Встречи прошли в теплой дружеской обстановке и завершились

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

заверениями венгерской стороны в выполнении социалистических обязательств15.

Также укреплению связей Волжского автозавода и ММГ способствовала обширная переписка, которая велась с 1971г. между рабочими бригады 221 СКП и венгерскими коллегами из бригады «Эдетэртэш»16. В ней бригады обменивались информацией о работе по улучшению качества производимой продукции. Переписка говорит о теплых и дружеских отношениях, которые сложились между ВАЗом и ММГ: каждый год, 21 января, из Будапешта присылались письма с новогодними поздравлениями от работников завода механических измерительных приборов - главного инженера Имре Надя, главного инженера производства «Жигули» Андалоша Геза, сотрудника экспортного отделения ММГ Ласло Бене17.

Однако ММГ был не единственным заводом в ВНР, имевшим тесные отношения с ВАЗом. В 1967г. было положено начало долгому периоду плодотворного сотрудничества Волжского автомобильного завода и находившегося в г. Секешфехервар предприятия «Видеотон». В то время «Видеотон» специализировался на производстве телевизоров и радиоприемников. Начиная с 1967г. радиоприемники этого венгерского завода начали устанавливать на автомобилях «Жигули». Заказ на их поставку для автомобилей ВАЗ был сделан в 1967г. Венгерская сторона выполнила его в

рекордно короткие сроки - спустя всего 2 месяца в Тольятти прибыла партия из

18

10 радиоприемников завода «Видеотон» . Оба предприятия всячески стремились улучшить качество выпускаемой продукции. В этих целях, ВАЗ и «Видеотон» совместно провели отработку чувствительности и схемы радиоустройств. В последствии, их улучшенная совместными усилиями двух предприятий модель начала выпускаться на заводе в Секешфехерваре. ВАЗ всячески способствовал развитию завода «Видеотон», улучшению качества его

15 «Волжский Автостроитель», 1975г., №81. С. 1.

16 «Волжский Автостроитель», 1975г., 4 февраля, №14. С. 2.

17 Там же.

18 «Волжский Автостроитель», 1981г., 9 апреля, №42. С. 1.

продукции, а также ее количественному росту. Так, благодаря поддержке ВАЗа, производство на «Видеотоне» выросло до 200 тыс. радиоприемников в год (показатель на 1988г.)19.

Еще одним предприятием Венгрии, с которым у ВАЗа сложились тесные деловые отношения, стал расположенный в г. Веспреме завод «Баконь». В 1970г. на этом венгерском предприятии была выпущена первая партия деталей для автомобилей ВАЗ - 35 тыс. предметов, в числе которых стеклоочистители, сигналы, распределители зажигания. Сотрудничество ВАЗа и «Баконь» развивалось по нарастающей: в 1974г. веспремский завод отправил в Тольятти 320 тыс. комплектующих (по данным заместителя секретаря венгерского

предприятия Рудольфа Седлака всего для советского партнера было изготовлено

20

400 тыс. деталей) , а уже к 1981г. производство деталей для Волжского Автомобильного Завода составило 40% от всей выпускаемой на венгерском предприятии продукции. Рост выпускаемой для ВАЗ продукции сопровождался на «Баконь» расширением производственной территории: от небольшого участка, на котором было сосредоточено производство деталей для «Жигули» до нескольких участков, специализирующихся на выпуске комплектующих исключительно для ВАЗа21 . Таким образом, сотрудничество с Волжским Автомобильным Заводом способствовало росту и процветанию завода «Баконь» в частности и всей венгерской промышленности в целом. Обмен опытом, происходивший между двумя партнерами, способствовал росту профессионализма как советских, так и венгерских рабочих. Победа рабочего «Баконь» Йозефа Балоша на одном из подобных конкурсов профессионалов, проходившего на Волжском автозаводе с 3 по 5 июня 1988г., способствовала еще большему укреплению партнерских отношений между венгерским и советским заводами22.

Укреплению связей ВАЗа и ВНР также способствовало налаживание отношений между Волжским автозаводом и заводом «Эльзетт» в Будапеште. Это

19 «Волжский Автостроитель», 1988г., №65. С. 3.

20 «Волжский Автостроитель», 1975г., 17 июля, №82. С. 3.

21 «Волжский Автостроитель», 1981г., 9 апреля, №42. С. 1.

22 «Волжский Автостроитель», 1988г., №65. С. 3.

предприятие поставляло ВАЗу замки капота, багажника и дверей, а также ручки дверей - наружные и внутренние. Будапештский завод, как и многие другие предприятия-партнеры ВАЗа, старался совершенствовать и улучшать производимую продукцию. Так, в 80-х гг. XX в. специалисты «Эльзетт» разработали новую конструкцию замка, отличающегося особой прочностью. Вскоре эта разработка коллег из Будапешта стала устанавливаться на

23

автомобилях ВАЗ .

Кроме четырех вышеперечисленных заводов, с ВАЗ сотрудничали и некоторые другие предприятия Венгрии. Так электролампы для автомобиля «Жигули» изготовлялись на заводе «Тунгсрам» в Будапеште24. Свою продукцию на ВАЗ поставляли предприятия «Атуги», «Афит», «Меркур» а

25

также объединение «Могюрт» .

Особо тесные отношения сложились у ВАЗа с «Могюрт» - венгерским внешнеторговым объединением. Начало сотрудничеству Волжского автозавода и «Могюрт» было положено в 1969г., однако первый официальный визит на ВАЗ представители внешнеторгового объединения ВНР осуществили лишь в 1971г.26 3-4 мая 1971г. делегация «Могюрт»

27

прибыла на Волжский автомобильный завод . В числе прибывших значились: тов. Тот - генеральный директор «Могюрт», тов. Белинский -

директор конторы «Могюрт», а также тов. Надь, являвшийся представителем

28

«Могюрт» .

Вместе с представителями других предприятий Венгрии, члены «Могюрт» осмотрели завод, после чего приступили к согласованию графиков

29

поставок автомобилей, запчастей и комплектующих для автомобилей ВАЗ .

В дальнейшем, тесные дружеские отношения между ВАЗом и «Могюрт» были подтверждены официальным визитом членов-представителей

23 Там же.

24 Там же.

25 ТГА. ФР-352.0п.1.Д.507.Л.139.

26 «Волжский Автостроитель», 1979г., №81. С. 1.

27 ТГА. ФР-352.0п.1.Д.507.Л.124.

28 Там же. Л.139.

29 Там же.

внешнеторгового объединения ВНР в г. Тольятти, который состоялся 6-8 апреля 1981г. Гости посетили основные производства ВАЗа, центр стиля УГК, совершили экскурсию по Автозаводскому району г. Тольятти. 7 апреля в зале трудовой славы СКП ВАЗа представители «Могюрт» встретились с руководством завода и рабочими-активистами Тольяттинского отделения Общества советско-венгерской дружбы. На встрече с приветственным словом выступил генеральный директор «Могюрт» тов. Тот. В ходе своего выступления, Тот отметил плодотворность и эффективность сотрудничества ВАЗ и заводов Венгрии. В своей речи глава «Могюрт» обратил внимание на взаимную выгоду, которую получают от сотрудничества как венгерская, так и советская стороны. Завершая выступление, Тот высказался за продолжение отношений с ВАЗом и нарисовал впечатляющую картину роста взаимовыгодного сотрудничества между волжским заводом и его венгерскими коллегами. Так, согласно докладу Тота, 5 предприятий ВНР задействованы в выпуске продукции для ВАЗа. 6 тыс. венгерских рабочих выпускают детали для автомобилей «Жигули», постоянно наращивая поставки. В то же время, генеральный директор «Могюрт» указал на то, что благодаря ВАЗу в 1981г. в Венгрию было отправлено 140 тыс. новых

30

автомобилей . Таким образом, взаимоотношения ВАЗ и «Могюрт» в 70-80-е гг. XX в. развивались весьма плодотворно как для Волжского автозавода, так и для заводов ВНР.

Своеобразным символом дружественных отношений ВАЗа и ВНР стало проведение на Волжском автозаводе с марта по апрель 1975г. месячника советско-венгерской дружбы. В рамках месячника на Волжском автозаводе были проведены следующие мероприятия: 18 марта - 1 апреля - викторина «Знаешь ли ты Венгрию?»; 29 марта - вечер интернациональной дружбы; 7 апреля - встреча делегации ВНР с рабочими ВАЗа; 7 апреля - митинг,

31

посвященный советско-венгерской дружбе .

Кроме официальных мероприятий, администрация ВАЗа обеспечила и информационную составляющую месячника советско-венгерской дружбы. Так,

30 «Волжский Автостроитель», 1981г., 9 апреля, №42. С. 1.

31 «Волжский Автостроитель», 1975г., 25 марта, №35. С. 4.

в честь данного события, на ВАЗе был выпущен информационный лист, содержавший сведения о связях коллектива 221 бригады цеха №45-3 СКП с рабочими венгерской бригады «Эдетэртэш». Также, усилиями работников ВАЗа, было создано 2 красочно оформленных стенда: «Дружба - Баратшаг» и «ВАЗ - Венгрия». На стендах были отражены основные этапы сотрудничества рабочих венгерских предприятий с коллегами с Волжского автомобильного завода. Информационную составляющую месячника должны были обеспечить

32

и специальные номера стенных газет, вышедшие в некоторых цехах ВАЗа32.

По случаю месячника советско-венгерской дружбы, ВАЗ посетили представители Венгерской Народной Республики. В числе прибывших с визитом на Волжский автозавод были член ЦК ВСРП Душан Лайошнэ, рабочая предприятия «Эльзетт» Штаффель Лайош, начальник цеха завода «Нитрохимия» г. Балатонфюред Дарида Лайошнэ, секретарь парткома госхоза области Бекеш Латушник Лайошнэ. Возглавлял делегацию

33

представителей ВНР второй секретарь посольства ВНР Янош Камдернаи . Также, в качестве постоянного представителя Венгрии на ВАЗе, на всех мероприятиях месячника присутствовал Йозеф Козма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе месячника были заслушаны доклады как представителей ВАЗа, так и его венгерских гостей. На месячнике выступили: мастер цеха №45-3, председатель бюро Тольяттинского отделения Общества советско-венгерской дружбы СКП В.В. Мирошников, председатель комиссии по интернациональному воспитанию цеха №45-3 А.Н. Милов, заместитель председателя совета по интернациональному воспитанию цеха №45-3 А. Загладышев, а также председатель по интернациональному воспитанию при комитете комсомола СКП В. Мясоедова.

С венгерской стороны были выслушаны выступления Й. Козмы и Ш. Лайош. Выступления венгерских гостей подчеркнули положительные стороны сотрудничества ВАЗа и заводов-поставщиков в Венгрии. Благодаря ВАЗу в ВНР начала складываться стройная система технического обслуживания

32 Там же.

33 «Волжский Автостроитель», 1975г., 10 апреля, №42. С. 4.

автомобилей (Автосервис), чего не было раньше. Несомненным плюсом совместного сотрудничества была названа поставка качественных автомобилей с Волжского завода на внутренние рынки Венгрии. Все гости месячника оценили высокое качество автомобилей «Жигули», пользующихся большим спросом в Венгерской Народной Республике и выступили за дальнейшее развитие сотрудничества Волжского автомобильного завода и предприятий ВНР34.

Месячник советско-венгерской дружбы оказал большое влияние на дальнейшее развитие связей ВАЗа и ВНР. Специалисты Волжского автозавода приглашались на предприятия Венгрии, а рабочие ВНР (например, сотрудники техобслуживания) проходили стажировку на ВАЗе. Сближение ВАЗ и ВНР способствовало повышению качества работы как венгерских, так и советских специалистов. Как итог - награждение сотрудников Волжского автозавода государственными наградами Венгрии. Так, по решению Министерства металлургии и тяжелой промышленности ВНР работники ВАЗа Ю.Г. Мерзляков, Е.В. Гусенкова и В.Г. Герасимов были награждены медалями «За

35

трудовое отличие» . В 1981г. согласно решению Совета Министров Венгрии группа работников ВАЗа была награждена государственной наградой ВНР -медалью «За отличную работу». Награды были удостоены: генеральный директор Волжского автомобильного завода А.А. Житков, заместитель директора объединения «Автоэкспорт» Л.Ф. Гаврилов, секретарь парткома ВАЗ И.Л. Рымкевич, начальник управления по экспорту и внешним связям С.С. Борис, начальник управления контроля качества В.В. Калаев, рабочие цеха №45-3 Н.Т. Балбекова, А.П. Гень и некоторые другие36. Все перечисленные награды стали показателем высокого профессионализма сотрудников ВАЗа и качества выпускаемой заводом продукции. Полученные ВАЗом награды подвели итог сотрудничеству Волжского автозавода с предприятиями ВНР.

34 «Волжский Автостроитель». 1975г., 3 апреля, №39. С. 1.

35 «Волжский Автостроитель». 1975г., 3 апреля, №39. С. 1.

36 «Волжский Автостроитель», 1981г., 9 апреля, №42. С. 1.

Сотрудничество оказалось плодотворным как для советской стороны, так и для венгерской.

Несмотря на столь конструктивные отношения, складывавшиеся между предприятиями ВНР и Волжским автозаводом, в 60-80-х гг. XX в. Венгрия была не единственным партнером ВАЗа. Начиная с 70-х гг. XX в. крепнут связи Волжского автомобильного завода с предприятиями Румынской Социалистической Республики (РСР).

Активизация экономических контактов ВАЗа с РСР пришлась на период 60-70-х гг. XX в., когда Румыния переживала эпоху подъема национальной экономики. Во многом благодаря тому, что Румынская Рабочая Партия (РРП) взяла курс на развитие тяжелой промышленности и дальнейшую индустриализацию, в 60-х гг. РСР удалось добиться

37

значительного экономического роста . В 1961г. в Румынии наблюдались самые большие показатели валового продукта на территории всей Восточной

38

Европы . Обретение РСР статуса одного из членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) сделало для нее доступными самые передовые

39

европейские технологии . Тем не менее, начиная с 70-х гг. XX в. Румынская Социалистическая Республика предпринимает попытки наладить тесные контакты с предприятиями СССР, в том числе и с Волжским автозаводом.

Первый шаг к долгому и достаточно плодотворному сотрудничеству предприятий РСР и ВАЗа был сделан в июле 1971г. благодаря встрече министра машиностроения Румынии тов. Авраам Иона и генерального директора Волжского автомобильного завода тов. Полякова40.

Новая встреча представителей ВАЗа с румынскими коллегами состоялась 24 июля 1971г. В ней принимали участие тов. Хенрих - советник министра машиностроения Румынии, а также представители румынских заводов, таких как «Красный Флаг» в г. Брашов, «ЭлектроПречизия» в г. Сэчеле, «Электробанат» и т.д. На новой встрече был рассмотрен вопрос о

37 История Румынии / Поп И.-А., Болован И. (координаторы) и др. - М., 2005. С. 635.

38 Там же. С. 639.

39 Там же. С. 651.

40 ТГА. ФР-352.0п.1.Д.507.Л.124.

предоставлении румынской стороне чертежей и другой технической документации, касавшейся автомобилей ВАЗ - 2102 и 2103. В результате советской стороной было принято решение о передаче советской стороной необходимых чертежей Румынии, которая, в свою очередь, обязуется рассмотреть возможность поставок на Волжский автомобильный завод деталей для автомобилей ВАЗ. Встреча прошла в благоприятной для обеих сторон обстановке, что послужило поводом для скорейшего возобновления двусторонних отношений. Румынская сторона выразила удовлетворение проведенными переговорами и продемонстрировала стремление продолжить сотрудничество с ВАЗом по вопросу поставок изделий для автомобилей «Жигули»41.

Вновь представители промышленности РСР и их советские партнеры встретились 17 августа 1971г. Теперь Волжский автомобильный завод вел переговоры только с одним предприятием - «Красным Флагом» в г. Брашов. Основной вопрос, рассматриваемый на этой встрече, касался поставок румынской стороной деталей для автомобилей «Жигули». На встрече был окончательно урегулирован вопрос о возможности кооперирования на производстве автомобилей ВАЗ 2103. Представители «Красного Флага» пришли к выводу о необходимости заключения контракта с ВАЗом, советская же сторона приняла решение о передаче румынским коллегам оригинальных образцов изделий автомобилей ВАЗ 2103. Переговоры были проведены в «творческой и дружеской обстановке»; и румынская и советская стороны выразили удовлетворение достигнутыми в ходе дискуссии

42

результатами .

В 70-х гг. XX в. берет свое начало сотрудничество Волжского автозавода с предприятиями еще одного государства социалистического лагеря - Германской Демократической Республики (ГДР).

Как и Румыния в 60-х, ГДР в 70-х гг. XX в. переживала период бурного экономического роста, в основе которого во многом лежали политические

41 ТГА. ФР-352.0п.1.Д.507.Л.126.

42 Там же.

причины. 3 мая 1971г. новым секретарем ЦК СЕПГ (в связи с уходом с этого поста В. Ульбрихта) становится Эрих Хонеккер43. Со сменой прежнего руководства, изменилась и внутренняя политика восточногерманского государства, в том числе и в области экономики. От неопределенных обещаний улучшить жизнь граждан в будущем, правительство ГДР перешло к конкретным действиям44. В итоге «Эра Хонеккера» (период с 1971 по 1989е гг.) стала временем значительного улучшения как экономических показателей, так и жизненного уровня в ГДР45. Своеобразным примером роста благосостояния среднего немца становится автомобиль - при Хонеккере автомобилестроение Восточной Германии переживало свое «второе рождение»46. Развивающаяся автомобильная промышленность ГДР была заинтересована в приобретении новых партнеров. С этой целью в 70-х гг. XX в. главы автомобильных компаний Восточной Германии начинают налаживать отношения с одним из крупнейших автомобильных заводов СССР - ВАЗом.

Первая встреча представителей автомобильной промышленности ГДР с советскими коллегами состоялась в июле 1971г. Тогда на Волжский автомобильный завод прибыли сотрудники восточногерманского комбината «Фарцой-Электрик» («Фарцойэлектрик»). В это же время состоялось техническое совещание, на котором, помимо заместителя главного конструктора ВАЗа тов. Мерзлякова и начальника УСП Санышева, присутствовал директор «Фарцойэлектрик» тов. Гессель, член Торгпредставительства Германской Демократической Республики в СССР тов. Клингзик, а также представитель «Автоэкспорта» тов. Зеленцов. На совещании был рассмотрен вопрос об изготовлении изделий автомашин ВАЗ с целью

47

определения возможности кооперативных поставок . В ходе переговоров стороны пришли к следующим решениям: Волжский автомобильный завод

43 Павлов Н.В. История современной Германии. - М., 2006. С. 273.

44 Там же. С. 274.

45 Павлов Н.В. История современной Германии. - М., 2006. С. 275.

46 Там же.

47 ТГА. ФР-352.0п.1.Д.507.Л. 119.

передает «Фарцой-Электрик» технические документы и чертежи на отдельные детали автомобиля ВАЗ. В свою очередь, немецкая сторона обязуется рассмотреть перечисленные документы в срок до 31 августа 1971г. Также, немецкая сторона передает ВАЗ образцы изделий, выпускаемых комбинатом «Фарцойэлектрик». Таким образом, обе стороны пришли к взаимовыгодным соглашениям, которые позволили ВАЗу в дальнейшем развивать сотрудничество с производителями ГДР. Дирекция ВАЗа приложила максимум усилий, дабы эти отношения не только наладились, но и укрепились - была создана соответствующая обстановка, а представителям «Фарцойэлектрик» была предоставлена возможность свободного ознакомления со всеми

48

интересующими их производствами на ВАЗе .

Вскоре последовало продолжение тесных взаимоотношений советской и немецкой сторон: 15 июля 1971г. на автозавод приехал заместитель министра машиностроения и деревообрабатывающей промышленности Германской Демократической Республики Рейнхард49, а 21 сентября 1971г. в Тольятти для встречи с генеральным директором Волжского автомобильного завода прибыла правительственная делегация ГДР50.

Итак, отношения Волжского автомобильного завода с коллегами из Венгрии, Румынии и ГДР в 60-80-х гг. XX в. имели, в основном, позитивный характер. ВАЗ сыграл значительную роль не только в становлении и развитии промышленности Венгерской Народной Республики, но и в укреплении советско-венгерских отношений. Заслуги работников ВАЗа были по достоинству оценены правительством ВНР. Так, Волжский автомобильный завод внес свою лепту в укрепление дружбы между советским и венгерским народами и помог заложить основы венгерской автомобильной промышленности. Таким образом, мы можем заключить, что именно в 60-80-х гг. XX в. был создан крепкий фундамент для дальнейшего сотрудничества ВАЗа с представителями всех трех стран.

48 ТГА. ФР-352.0п.1.Д.507.Л. 119.

49 Там же. Л.124.

50 Там же. Л.138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.