Научная статья на тему 'Историографический обзор истории отечественной автомобильной промышленности'

Историографический обзор истории отечественной автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1646
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ / ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАВОДОВ / HISTORIOGRAPHY / HISTORY OF DOMESTIC AUTOMOBILE INDUSTRY / CAR HISTORY / MOTOR-CAR INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокофьева Е. Ю.

Статья посвящена анализу и систематизации исторических исследований по истории отечественной автоиндустрии. Автором выделяются тематические группы научных работ, внутри групп производится хронологический и содержательный анализ, выявляется источниковая база исследований. Работа представляет собой первое комплексное историографическое исследование истории отечественной автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHIC REVIEW OF THE DOMESTIC AUTOMOBILE INDUSTRY HISTORY

The article is devoted to the analysis and systematization of researches on the history of domestic automobile industry. The author differentiates the groups of scientific works, analyzes them from chronological and content points of view, and reveals the historical research base. The article is the first complex historiographic study of the domestic automobile industry history.

Текст научной работы на тему «Историографический обзор истории отечественной автомобильной промышленности»

УДК 629.33

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2009 Е.Ю. Прокофьева

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 25.08.2008

Статья посвящена анализу и систематизации исторических исследований по истории отечественной автоиндустрии. Автором выделяются тематические группы научных работ, внутри групп производится хронологический и содержательный анализ, выявляется источниковая база исследований. Работа представляет собой первое комплексное историографическое исследование истории отечественной автомобильной промышленности.

Ключевые слова: историография, история отечественной автомобильной промышленности, история автомобиля, история автомобильных заводов.

Если в качестве условной точки отсчета истории мировой автоиндустрии взять 1886 г. - год получения патента Карлом Бенцем на трехколесный экипаж (трицикл) и Готлибом Даймлером — на четырехколесный, то автомобиль в современном понимании - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливе нефтяного происхождения, в целом существует более 120 лет. Отечественная автоиндустрия моложе мировой на 10 лет: датой ее рождения традиционно принято считать 1896 г. - год изобретения П.А. Фрезе и Е.А. Яковлевым 2-местного легкого экипажа.

За свою вековую историю автомобильная промышленность выдвинулась в число ведущих отраслей машиностроения. Ее продукция используется практически во всех сферах деятельности человека. Являясь наукоемкой и высокотехнологичной отраслью, автомобилестроение определяет уровень развития черной и цветной металлургии, химической, электротехнической, стекольной, электронной, легкой и других отраслей промышленности. В развитых странах автомобильная промышленность относится к числу наиболее прибыльных отраслей, способствуя повышению товарооборота за счет продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Не стоит забывать о роли автомобилестроения в вопросах поддержания национальной безопасности, обеспечения занятости трудоспособного населения и развитии фундаментальных и прикладных научных исследований. Все это в совокупности определяет передовые позиции автомобильной промышленности в мировой и отечественной экономике. При этом с точки зрения исторической науки феномен становления, развития, динамики и позиционирования автомобильной индустрии представляется малоизученным.

Количество выявленных работ нами непосредственно по истории отечественной автомобильной промышленности крайне ограничено. Анализируя их содержание, можно выделить две

Прокофьева Елена Юрьевна, доцент, директор Гуманитарного института. E-mail:pro@tltsu.ru

группы, а точнее - два последовательных в хронологическом отношении этапа, имеющих свои подходы и специфику в раскрытии обозначенной проблемы. Это 60-е - 80-е гг. ХХ в. (после издания 36-ти томов общесоюзной тематической серии "История индустриализации СССР 19261941 гг.") и 90-е гг. ХХ в. - начало XXI вв.

Для первого этапа характерны попытка формирования целостной истории отечественного автостроения с выделением определенных этапов развития отрасли1; выявление роли автомобилестроения в развитии отечественной индустрии в целом и смежных отраслей промышленности в частности2; широкое привлечение статистического материала3. При этом нужно отметить, что в ряде работ тенденции, наметившиеся в российском автопроме в досоветский период, игнорировались4, вопросы сотрудничества отечественных автопроизводителей с зарубежными партнерами, как правило, освещались фрагментарно. Поэтому расширение источниковой базы на современной этапе и отказ от политической заданности дает нам сегодня возможность для критичного подхода к ряду выводов, свойственных исследованиям того периода.

Второй этап исторических исследований в области отечественного автопрома, безусловно, отразил в себе все изменения, затронувшие историческую науку на пути реформирования российского общества. Детальный анализ данных явлений, причем в близком для нас тематическом контексте, дан в очень глубокой по содержанию и фактологии статье Р.Г. Пихои "Историография истории Волжского автомобильного завода"5. Принципиально соглашаясь со всеми характеристиками, данными автором "третьему этапу изучения истории фабрик и заводов", отметим, что для работ непосредственно по истории автопрома в этот период характерно изменение общетематического вектора исследований. От исследований истории отрасли в целом авторы, на базе нового источникового материала, с проработкой досоветского периода, с анализом роли зарубежных партнеров и учетом исследований экономического характера6 обращают-

ся к освещению истории отдельных ее периодов7. Также необходимо отметить появление интересных исследований в сфере проблем автомобилестроения отдельных регионов8. Однако даже беглый взгляд на список работ по истории отечественного автомобилестроения в конце прошлого - начале нынешнего веков позволяет нам отметить значительную непроработанность данной тематики. Из перечня работ, безусловно, выделяются два монографических исследования, выполненных на базе как федеральных, так и региональных архивов, -доктора исторических наук, профессора Нижегородского государственного университета А.А. Зуб-кова "Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.)" и кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета И.П. Плеханова, кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета В.М. Ямашева "Автомобильная промышленность Среднего Поволжья 1991-1998: кадровый потенциал". Небезынтересной также видится проблематика, поднятая в диссертационном исследовании кандидата исторических наук А.Г. Агаджаняна "Исторический опыт партийно-государственного управления автомобильной промышленностью СССР в 1960-1970-е гг.". Однако тематические, региональные и хронологические ограничения работ, и, главным образом, отсутствие взаимодополняющих исследований по истории отечественного автомобилестроения затрудняют получение целостной картины развития автопрома.

Некоторой "компенсацией" в данной ситуации выглядят два учебных пособия: "История отечественного автомобилестроения и ОАО "АВТОВАЗ" и "История отечественного автомобилест-роения"9, изданных в Тольятти. Первое -коллективом кафедры истории Тольяттинского государственного университета, второе - авторским коллективом исследователей Москвы, Нижнего Новгорода и Тольятти. Авторы впервые выделяют этапы становления и развития отрасли, ее место в индустриальном развитии страны; дают характеристику модельному ряду, сферу применения продукции, определяют ее значение в социальных и ментальных изменениях российского общества; рассказывают о ведущих конструкторах и руководителях автопрома. Второе учебное пособие, благодаря тесному сотрудничеству с агентством "За рулем" выгодно отличает богатое иллюстративное сопровождение - более двухсот фотографий. Безусловно, жанр работы - учебное пособие - налагает свои ограничения.

Таким образом, монографические или диссертационные исследования по истории отрасли в целом, либо дополняющие друг друга в разные хронологические периоды на настоящий момент отсутствуют. Совокупность исследований отрасли с привязкой к региону ввиду территориальной и хронологической ограниченности также не дают целостного видения развития автомобильной индустрии в стране.

Более проработанным сегодня выглядит блок, посвященный истории отечественного автомоби-

ля и транспорта. Данные исследования в области истории техники, не затрагивая на прямую проблемы индустриального развития автопрома, дают разностороннее представление о конструкции отечественных автомобилей и ее поэтапной модификации, анализируют специфику автомобильного транспорта России относительно зарубежных аналогов, приводят обширные данные о фирмах, заводах-производителях автомобилей и подробные биографические сведения об инженерах-конструкторах машин. Традиционно этот блок работ сопровождается большим иллюстративным материалом: фотографии и рисунки внешнего вида моделей, схемы устройства автомобиля и его отдельных элементов, портреты конструкторов.

Работы по истории автомобиля делятся на следующие группы: исследования, прослеживающие развитие феномена автомобиля с момента возникновения до настоящих дней10, работы, характеризующие автомобиль определенного исторического периода11 и труды, посвященные автомобилям определенной марки12.

Отдельную группу работ представляют энциклопедии книжного издательства "За рулем"13. Это объемные тома, включающие в себя статьи о ведущих и забытых сегодня автомобильных фирмах; грузовых, классических, легковых, военных автомобилях и мотоциклах отечественного и зарубежного произодства; конструкторах, дизайнерах автомобилей и основателях автомобильных компаний; автомобильной символике; статистике выпускаемой продукции и т.д. Издания отличают высокий уровень полиграфии и исключительно ценный иллюстративный материал, что в совокупности позволяет рассматривать энциклопедии как уникальный справочный материал для анализа развития отрасли по таким направлениям, как: 1) характеристика основных производителей и рассмотрение их производственных показателей за определенный период; 2) объемы производства автомобилей; 3) состоянии автомобильного парка России; 4) динамика спроса на автомобильную технику в стране и за рубежом; 5) сотрудничество российских компаний с иностранными, создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров и т.д.

Большой интерес, как для историков - профессионалов, так и для широкого круга читателей представляют работы кандидата технических наук, основателя отечественного стайлинга автомобилей Ю.А. Долматовского14, ведущего конструктора гоночных автомобилей Л.М. Шугурова15, историка техники В.И. Дубовского16, кандидата экономических наук, специалиста в сфере экономики и организации перевозок А.Д Рубца17. Авторы - признанные специалисты в сфере автомобилестроения, причем специалисты-практики, интересуясь, а точнее, живя историей автомобильной техники своими работами создали историю отечественного автомобиля. Ценно, что в качестве источниковой базы исследований выступали редкие издания отечественной и зарубежной периодической печати, научной, научно-популярной

литературы как дореволюционного, так и советского периодов, мемуары, интервью, в ряде случаев (к примеру, в работе В.И. Дубовского) - материалы центральных архивов.

В целом, исследования по данному направлению позволяют судить о продукции отечественной автоиндустрии на разных этапах ее развития в соотношении с зарубежными аналогами.

К следующей группе работ, связанной с проблематикой российского автопрома, мы отнесли книги и статьи, посвященные истории отдельных предприятий автомобильной промышленности. Как представляется, данную группу можно разделить на две подгруппы. К первой логично отнести исторические, историко-экономические, ис-торико-публицистические исследования, посвященные истории конкретных предприятий отечественного автопрома18. Наиболее проработанными представляются темы, связанные с историей ОАО "АВТОВАЗ". Подробная историография истории ВАЗа представлена в упоминаемой уже нами работе Р.Г. Пихои19. Данное явление имеет свое объяснение. Исследования по истории ОАО "АВТОВАЗ" были инициированы руководством предприятия. Для привлечения внимания к проблемам автопрома и непосредственно автозавода руководство предприятия провело две всероссийские конференции "История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы, современность", материалы которых были опубликованы20.

Вторую подгруппу представляют исследования экономического, социального, юридического и иного характера, выполненные на материалах отдельных предприятий или групп предприятий автомобильной промышленности21.

На базе данной группы работ, сопоставляя развитие отдельных предприятий в единый временной лаг, можно выявить как общий вектор развития отрасли, так и социальный аспект этого развития в определенный временной период.

Углубленное представление о специфике развития отрасли дают диссертационные и монографические исследования экономического характе-ра22. Это преимущественно работы начала текущего столетия, посвященные исследованию вопросов инноваций, управления, качества, инвестиционной привлекательности и т.д. на материалах предприятий автомобильной промышленности.

Завершают исследования по истории отечественного автомобилестроения работы различной тематики и различного жанра, опосредованно связанные с проблемами автомобильной промышленности. Это издания, посвященные личностям, внесшим вклад в развитие отечественного автомоби-лестроения23, работы по отечественному автомобильному спорту24, литература, порожденная ситуацией экономического и политического реформирования25; в той или иной степени отражающие социальные, личностные, бытовые и культурные аспекты развития отрасли.

Подводя итоги, отметим. На сегодняшний момент наиболее проработанными представляются разделы, связанные с историей автомобиля и от-

дельных предприятий отрасли. Исследования, освещающие процесс формирования и развития отрасли, структуру управления ею, процессов, происходящих внутри автопрома - т.е. задающие целостное видение исторического процесса - не проведены. Небольшие, в большинстве случаев, по объему, фрагментарные по тематике, существенно ограниченные региональными и хронологическими рамками работы не выделяют отрасль как объект научного исследования. Отсутствие на настоящий момент взаимодополняющих работ по истории отечественного автомобилестроения позволяет говорить о необходимости развития данного направления исторических исследований.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Абрамович АД. Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в СССР. М., 1958; Автомобильная промышленность /Ред. кол.: А.М. Тарасов и др. М., 1970; Захарова Н.М. Развитие советского автостроения в 1918-1941 гг. Историко-экономическое исследование. М., 1976; Устинов Е.А., Лирман Н.Я. Пятьдесят лет советскому автомобилестроению. М., 1974; Лирман Н.Я. Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и начало развития автомобилестроения в России // Автомобильная промышленность. 1976. № 11; КобзевА.С. Отечественному автомобилестроению 50 лет // Автомобильная промышленность. 1974. № 11.

2 Автомобилестроение в СССР: достижения в XI пятилетке и задачи отрасли на XII пятилетку. М., 1986; Андерс А.А. Автомобилестроение СССР в период 1959 - 1969 гг. Обзор. М., 1970; Андерс А.А. Автомобильная промышленность и развитие смежных отраслей промышленности // Автомобильная промышленность. 1970. № 8; Лунев И.С. Автомобилестроение и смежные отрасли // Автомобильная промышленность. 1970. № 7.

3 Автомобильная промышленность в девятой пятилетке. М., 1976; Любинский Е.Н. Автомобильная промышленность СССР сегодня. М., 1990.

4 Воронкова С.В. Строительство автомобильных заводов в России в годы первой мировой войны (1914-1917 гг.) // Исторические записки. М., 1965; Воронкова С.В. Российская промышленность начала ХХ века. М., 1966; Устинов Е. Биография отрасли // За рулем. 1977. № 7. С.10-11.

5 Пихоя Р.Г. Историография истории Волжского автомобильного завода // История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции 26-27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р.Г. Тольятти, 2005. С. 11- 28.

6 Погребняк., Е.В. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы / Е.В. Погребняк, А.Р. Белоусов, Б.В. Кузнецов, Д.Л. Пахомов; Ин-т комплекс. стратег. исслед. М., 2002. Клочкова Е.Н. Статистический анализ и прогнозирование развития автомобильной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 М., 2004; Ляхов Я.А. Формирование механизма мотивации персонала в отечественной автомобильной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2004; Хмелев С.А. Управленческий учет на предприятиях автомобилестроения: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 Н.Новгород, 2005; Хрисанов Ю.Н. Совершенствование системы оплаты труда работников предприятий автомобилестроения на основе гибких тарифных ставок и вознаграждений: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Н.Новгород, 2005; Эмдин С.В. Управление инвестиционными процессами на предприятиях автомо-

бильной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 СПб., 2005; Баяндаев В.В. Рынок грузовых автомобилей и тенденции развития в России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2005; Брызгалов А.И. Использование зарубежного опыта в развитии автомобильной промышленности России: Экономические аспекты: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2003; Джавадов М.Г. Опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2004; Зубкова С.В. Совершенствование механизмов управления развитием комплексов предприятий автомобилестроения: Синергетичес-кий подход: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Набережные Челны, 2004; Кравцова В.И. и др. Проблемы российского автомобилестроения в условиях становления рынка // Автомобильная промышленность. 1993. № 8.

7 Зубков А.А. Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.). Н. Новгород, 2000; Агаджанян А.Г. Исторический опыт партийно-государственного управления автомобильной промышленностью СССР в 19601970-е гг.: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 М., 2003; Каданников В.В. Прорыв российского автомобилестроения // Волжский автостроитель. 2004. 18 ноября; Ковригин А.С. Автомобилестроение России на пороге XXI века //Автомобильная промышленность. 2001. № 3. Кравцова В.И. и др. Проблемы российского автомобилестроения в условиях становления рынка // Автомобильная промышленность. 1993. № 8; Куров Б.А. От кустарного производства - к серийному: Из истории отеч. Автомобилестроения // Автомобильная промышленность. - 1999. - N6. -С. 36-38; Куров Б.А. Первые попытки, неудачи, успехи: К 75-летию массового отечественного автомобилестроения // Автомобильная промышленность. - 1999. - N5. -С. 34-37; КуровБ.А. Первые послевоенные десятилетия (1945-1965) // Автомобильная промышленность. 1999. № 10; Митин С.Г. О развитии национального автопрома // Автомобильная промышленность. 1999. № 4; Синцеров А.М. Отечественный ав-топром (к столетию первого русского автомобиля) // Автомобильная промышленность. 1995. № 12; Измайлов В.Н. Плюс автомобилизация всей страны // Автомобильная промышленность. 1999. № 11. Синцеров Л. М. Отечественная автомобильная промышленность // Автомобильная промышленность. 1996. N1. С. 27-31; Студеникин И.И. Отечественному автомобилестроению - 70 лет. Так оно начиналось // Автомобильная промышленность. 1994. № 11.

8 Плеханов И.П., Ямашев В.М. Автомобильная промышленность Среднего Поволжья 1991-1998: кадровый потенциал. Тольятти, 2003. Адаевская Т.И., Ямашев В.М. Автомобилестроение Среднего Поволжья в последнее десятилетие XX века // Теоретико-методические проблемы профессионального образования. СамГПУ. Самара, 1999.

9 История отечественного автомобилестроения и ОАО "АВТОВАЗ". Учеб. пособие / Прокофьева Е.Ю., Голо-силов С.В., Рашевский А.А., Кравцова Е.В.. Ямашев В.М. Тольятти. 2005. История отечественного автомобилестроения. Учеб. пособие под ред. Л.В. Храмкова, Н.Н. Щербакова. Тольятти. 2007.

10 Автомобильный транспорт страны Советов за 60 лет. Обзорная информация. М., 1977; Гордиенко М.П., Смирнов ЛМ. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990; Исаев А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111. М., 1961; Шляхтинский К.В. Автомобиль в России: История автомобиля. М., 1993; Туренко А.Н., Богомолов В.А., Клименко В.И. История инженерной деятельности. Развитие автомобилестроения. Харьков, 1999; Антонов И.С. Краткая история автомобилестроения. Учебное пособие. Ульяновск, 2001; Моравский А.В. История автомобиля. М.- СПб, 1996; Аркуша В. Век ХХ: авто для россиянина // За рулем. 1999. № 9.

11 Хайфан Ю.А. Первые русские автомобили и их эксплуатационные качества. М., 1959; Дорофеюк А.А. История автомобильного транспорта России до 1917 г. // Вопросы истории. 1996. № 10; Гоголев Л.Д. Автомобили в боевом строю. М., 1981; Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты: очерки об истории развития и военном применении автомобилей. М., 1990; Бутырин М.А. Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны // Автомобильная промышленность. 1985. № 4-5; Коган Д. Автомобили ХХ века 1941-1945: из истории автомобилестроения // Автомобильный транспорт. 1998, N8; Коган Д. Автомобили ХХ в.: 19511955гг.: Из истории автомобилестроения // Автомобильный транспорт. 1998, N10. Паньков Н.П. Автомобили Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Автомобильная промышленность. 1985. № 2.

12 Адфельт Н. Первые десять советских автомобилей (1924 г.). М., 1931; Гоголев Л.Д. Автомобили в боевом строю. М., 1981; Долматовский Ю.А. Городские электромобили - реальность завтрашнего дня. // Гор. хозяйство Москвы, 1974, N10; Каданников В.В. Автомобиль для России и россиян // Наука и жизнь. 2002. № 7; Лирман Н.Я. Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и начало развития автомобилестроения в России // Автомобильная промышленность. 1976. № 11; Медведков В.И. Советские бронеавтомобили // Автомобильная промышленность. 1985. № 3; Родители автомобилей марки "ВАЗ" // Миллион. Спецвыпуск. Тольятти, 2002; Пономарев Я. "Моторная телега" Бориса Луцкого // За рулем. 1996. № 6.

13 Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: За рулем, 2001; Энциклопедия классических автомобилей. М.: За рулем, 2004; Энциклопедия легковых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: За рулем, 2004; Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: За рулем, 2003. Канунников С.В. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. М., 2007.

14 Долматовский Ю.А., Трепененков И.И. Тракторы и автомобили. М., 1957. Долматовский Ю. Повесть об автомобиле. М., 1958; Долматовский Ю.А. Век автомобиля. Столичный транспорт в генеральном плане развития Москвы // Новое в жизни, науке и технике. М., 1973. Долматовский Ю. Беседы об автомобиле. М., 1976; Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М., 1986;

15 Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М., 1983; Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. В 3-х кн. М., 1993-1995; Шугуров Л. Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001. М., 2004; Шугуров Л. Погоня за "Руссо-Балтом". М., 2004.

16 Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917 гг.). М., 1994.

17 Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России: Учеб. пособие. М., 2003.

18 АВТОВАЗ на рубеже веков / Гл. ред. Л. Плешанова. Тольятти, 2001; ВАЗ: страницы истории. Воспоминания и факты. В 5-и кн./Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 1996 - 2005; Высокой мысли пламень. Управление главного конструктора АВТОВАЗ: Страницы истории. В 2 кн. Тольятти, 2000-2004; Горьковский автомобильный / Науч. ред. В.Я. Доброхотов. М., 1981; Житков А.А. Вершиной жизни стал ВАЗ. Тольятти, 1997; Автомобильная промышленность на новом витке модернизации экономики России (на примере возникновения и развития ОАО "АВТОВАЗ") / Науч. ред. Шмакова Н.П. Тольятти, 2004; История Московского автозавода имени И.А. Лихачева. М., 1966; История Ульяновского автомобильного завода. М., 1988; На волне памяти: История Волжского автомобильного в документах и фотографиях: В 2 кн./ Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 1996 - 2001. От Фиата к "Жигулям"/ Под

ред. Котлярова В.А. Тольятти, 2000; Полвека труда и строительства (История Ярославского моторного автомобильного завода). Ярославль, 1966; Ускорение социально-экономического развития объединения: Опыт АвтоВАЗа // А.И. Ясинский, В.М. Смирнов, В.И. Фрезе и др. М., 1988; Андреев М.Б. Автозавод имени Ленинского комсомола // Автомобильная промышленность. 1984. № 11; Атрашкин Г. 75 лет заводу-труженику: Очерк об истории ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей". Чебоксары, 2004; Андреев М.Б. Родоначальник заводов отрасли // Автомобильная промышленность. 1984. № 10; АсатрянР.С. От имени КИМ до ОАО "Москвич" // Автомобильная промышленность. 2000. №10; ВАЗ: эффективность и качество / Под редакцией П.М. Кацуры, А.К. Денисенко. Куйбышев, 1978; Волжский автомобильный: опыт управления // Наука и жизнь. 1976. № 2; Исторические ведомости (История ВАЗа на страницах городской газеты). Тольятти, 2002; Киселев В.П. Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1981. № 5; Киселев И.И. ГАЗу - 50 лет //Автомобильная промышленность.1982. № 1.

19 Пихоя Р.Г. Историография истории волжского автомобильного завода // История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции 26-27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р.Г. Тольятти, 2005. С. 11- 28.

20 Материалы I Всероссийской научной конференции 2627 ноября 2003 г. / Отв. редакторы Лившиц А.Э., На-хманович П.А. Тольятти, 2003; История ОАО "АВТОВАЗ": уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции 26-27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р.Г. Тольятти, 2005.

21 Гордин А.А. Формирование представлений советских рабочих 30-х годов о общественно-политической жизни в странах Запада: На материалах Горьковского автомобильного завода: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Ни-жегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2004; Кацура П.М. Хозяйственный механизм предприятия. Куйбышев, 1982; Горячев В.В. Расследование краж на предприятиях автомобильной промышленности: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Владимир, 2005.

22 Диденко Н.И., Самохвалов В.В. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий автомобильной отрасли. СПб., 1999. Греков Р.Г. Совершенствование механизма управления инвестиционной деятельностью в автомобильной промышленности: На примере предприятий Ярославской области: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Ярославль, 2003; Девятов А.Г. Развитие производственной структуры и управления в организациях автомобилестроения на основе создания бизнес-единиц: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2005;

Журова Л.И. Управление развитием стратегических зон хозяйствования: На примере предприятий автомобильной промышленности Приволжского федерального округа: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Саранск, 2004; Левченко Г.Н. Управленческая культура как фактор развития социального потенциала производственного коллектива: На материалах ОАО "КАМАЗ": Автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 Казан. гос. энергет. ун-т Казань, 2003. Мардамшин И.Г. Оценка и управление трудовым потенциалом предприятий автомобилестроения. На примере ОАО "КАМАЗ": диссертация ... канд. экон. наук: 08.00.05. Набережные Челны, 2006. Широкова Л.В. Повышение качества корпоративного управления в организациях автомобилестроения России: диссертация . канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2006. Ахмедов Д.С. Государственное регулирование автомобильной промышленности в условиях трансформации российской экономики: диссертация ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2006. Залилов И.И. Организационно-экономические механизмы реализации стратегии устойчивого развития предприятий автомобильной промышленности. На примере ОАО "ИжАвто": диссертация ... канд. экон. наук: 08.00.05. Ижевск, 2006. Дорохин С.А. Современные тенденции развития зарубежной автоиндустрии: диссертация . канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2006. Стародубов В.П. Развитие методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности предприятий машиностроения. На материалах ОАО "АВТОВАЗ": диссертация ... канд. экон. наук: 08.00.05. Тольятти, 2006. Егоров С.А. Эффективность инвестирования в автомобильной промышленности и пути ее повышения: диссертация ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2007.

23 Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. М.: За рулем, 2002. В этом наша судьба (воспоминания о В.И. Исакове) / Идея и работа над текстом Е.Э. Кузнецова. Тольятти, 2002; В.Н. Поляков глазами современников / Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 2003; В.Н. Поляков глазами современников / Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 2003; Воспоминания об Иване Алексеевиче Лихачеве // Московский журнал. 2001. №6; Житков А.А. Вершиной жизни стал ВАЗ. Тольятти, 1997.

24 Долбиш А.А., Ипатенко А.И., Шугуров Л.М. Биография быстрых колес. История отечественного автомобильного спорта (1898-1975 гг.). Справочник. М., 1993.

25 Колосков Л. Собкор КГБ. Записки разведчика и журналиста. М. 2001. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский или история разграбления России. М., 2001. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. М., 1994.

HISTORIOGRAPHIC REVIEW OF THE DOMESTIC AUTOMOBILE INDUSTRY HISTORY

© 2009 E.U. Prokofyeva

Togliatti State University

The article is devoted to the analysis and systematization of researches on the history of domestic automobile industry. The author differentiates the groups of scientific works, analyzes them from chronological and content points of view, and reveals the historical research base. The article is the first complex historiographic study of the domestic automobile industry history.

Key words: historiography, history of domestic automobile industry, car history, motor-car industry.

Elena Prokofyeva, Associate Professor, Humanities Institute Director. E-mail: pro@tltsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.